Что такое осень средневековья

Осень Средневековья

О́сень Средневеко́вья (нидерл. Herfsttij der Middeleeuwen ) — философско-культурологический трактат голландского автора Йохана Хёйзинги. Впервые был опубликован на голландском языке в 1919 году. Трактат описывает духовную ситуацию во Франции и Нидерландах в XIV—XV веках. Особое внимание автор обращает на рыцарство (Глава IV. Рыцарская идея; Глава VI. Рыцарские ордена и рыцарские обеты), идею сословного разделения общества и средневековый образ любви.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Осень Средневековья» в других словарях:

Осень Средневековья (Хейзинга) — Осень Средневековья (нидерл. Herfsttij der Middeleeuwen) философско культурологический трактат голландского автора Йохана Хёйзинги. Впервые был опубликован на голландском языке в 1919. Трактат описывает духовную ситуацию во Франции и Нидерландах… … Википедия

осень — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? осени, чему? осени, (вижу) что? осень, чем? осенью, о чём? об осени; мн. что? осени, (нет) чего? осеней, чему? осеням, (вижу) что? осени, чем? осенями, о чём? об осенях 1. Осень это время года между… … Толковый словарь Дмитриева

Эпоха Средневековья — Дама с единорогом (конец XV века) Средние века (Средневековье) исторический период, следующий после Древнего мира и предшествующий Новому времени. Отечественная и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской… … Википедия

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ — особая общность истоков, судеб и наследия, приведшая к формированию культу рно истор. общности с единым культурно генетич. кодом, с характерным самоощущением и самосознанием европейцев. По образному определению Поля Валери, все,… … Энциклопедия культурологии

ХЕЙЗИНГА — (Huizinga) Йохан (1872 1945) нидерл. ученый, историк, теоретик культуры. Проф. кафедры всеобщей истории в Гронинген. (с 1905) и Лейден. (с 1915) ун тах. Важнейшие сферы деятельности X.: собственно историография, разработка концепции… … Энциклопедия культурологии

Хёйзинга, Йохан — Йохан Хейзинга Johan Huizinga Дата рождения: 7 декабря 1872(1872 12 07) Место рождения … Википедия

Средние века — (средневековье) исторический период, следующий после античности и предшествующий новому времени. Содержание … Википедия

ХЁЙЗИНГА — (Huizinga), Йохан (7.XII.1872 1.II.1945) голл. историк культуры. Проф. Гронин генского (в 1905 15) и Лейденского (в 1915 40) ун тов. В годы нем. фаш. оккупации Нидерландов подвергся заключению в концлагерь. По образованию индолог, X. получил… … Советская историческая энциклопедия

Й. Хейзинга — Йохан Хёйзинга (Johan Huizinga, 1872 1945) нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905 1915) и Лейденского (1915 1940) университетов. Хейзинга родился 7 декабря 1872 г. в Гронингене, в семье священника… … Википедия

Источник

Что такое «осень средневековья»?

Что такое осень средневековья. Смотреть фото Что такое осень средневековья. Смотреть картинку Что такое осень средневековья. Картинка про Что такое осень средневековья. Фото Что такое осень средневековья Что такое осень средневековья. Смотреть фото Что такое осень средневековья. Смотреть картинку Что такое осень средневековья. Картинка про Что такое осень средневековья. Фото Что такое осень средневековья Что такое осень средневековья. Смотреть фото Что такое осень средневековья. Смотреть картинку Что такое осень средневековья. Картинка про Что такое осень средневековья. Фото Что такое осень средневековья Что такое осень средневековья. Смотреть фото Что такое осень средневековья. Смотреть картинку Что такое осень средневековья. Картинка про Что такое осень средневековья. Фото Что такое осень средневековья

Что такое осень средневековья. Смотреть фото Что такое осень средневековья. Смотреть картинку Что такое осень средневековья. Картинка про Что такое осень средневековья. Фото Что такое осень средневековья

Что такое осень средневековья. Смотреть фото Что такое осень средневековья. Смотреть картинку Что такое осень средневековья. Картинка про Что такое осень средневековья. Фото Что такое осень средневековья

Раздел 5. «Осень средневековья» и проблема складывания национальных государств в Западной Европе. Складывание Московского государства.

В научный оборот это понятие было введено голланд­ским ученым И. Хейзингой, который в 1919 г. опубликовал книгу «Осень средневековья», получившую широкую извес­тность во всех европейских странах. Сам автор, изучая формы жизненного уклада и мышления во Франции и Нидер­ландах, говорил об «осени» как о последней жизненной фазе средневековой культуры. В современной исторической ли­тературе понятие «осень средневековья» употребляется в более широком смысле: в качестве синонима для обозначе­ния и «кризиса христианского мира» («угасания» западно­европейской цивилизации), и начала эпохи Возрождения, которую никак нельзя описать в терминах упадка и заката. Поэтому термин «осень средневековья» в настоящее время чаще всего используется в историографии для характерис­тики западноевропейского общества XIV—XV вв. в целом.

В начале XIV в. христианский мир в его целостности стабилизировался и достиг «последней границы». При этом он не просто остановился, но «съежился» (Ж. Ле Гофф). Прекратились распашки и освоение новой земли, наблюда­лось запустение полей и даже деревень. Началась девальва­ция монеты, сопровождавшаяся экономической депрессией и банкротствами. По Европе прокатилась волна городских бунтов и крестьянских восстаний. Плохие урожаи, рост цен и всеобщий голод потряс Европу, а Великая чума середины XIV в. довершила дело: демографическая кривая склони­лась и поползла вниз, кризис превращался в катастрофу.

Средневековое общество было обществом феодальным, аграрным, деревня являлась подлинным центром его эконо­мической и социальной жизни. Поэтому кризис XIV—XV вв. не только поразил в первую очередь сельскую экономику, но и сопровождался глубинными изменениями прежде всего в феодальном способе производства. Наиболее ярким про­явлением этих изменений в западноевропейской деревне было освобождение крестьян, которые выкупали наиболее тяж­кие повинности и обретали личную свободу. Сеньориальная реакция — попытка восстановить их личную зависимость, предпринятая в XIV в., — не увенчалась успехом. Евро­пейское крестьянство уже в XIV —XV вв. стало свободным сословием, хотя и не добилось еще юридического призна­ния своих прав на землю.

Пережив период неурядиц, феодалы стали заменять зем­леделие более доходным скотоводством, постепенно преоб­ражая сельский пейзаж «огороженными» землями. Измени­лись условия и формы эксплуатации крестьян, появились краткосрочные крестьянские держания на условиях фикси­рованной денежной ренты. Классические формы вассалите­та, основанные на договоре и дополненные предоставлени­ем феода со стороны сеньора, заменялись переводом вассала на денежное содержание.

Общим следствием развития этих процессов была возро­сшая роль товарно-денежных отношений, всеобщая «ком­мерциализация» общественной жизни, которая не только порождала социальное недовольство, но и расшатывала при­вычные сословные границы. «Благородное» происхождение уже вовсе не гарантировало «благородный» уровень жизни. Возможности внеэкономического принуждения по отноше­нию к лично свободным держателям земли на основе юри­дически оформленных договорных отношений резко сокра­щались. Вместе с тем, сомнительные с точки зрения феодального менталитета занятия ремеслом и торговлей, и уж тем более просто «позорные» кредитно-ростовщические операции обеспечивали если не процветание, то по меньшей мере вполне осязаемое материальное благополучие.

Усиление хозяйственной самостоятельности крестьянст­ва и бюргерства сопровождалось изменениями в трудовой этике. Индивидуальные трудовые усилия в условиях разви­тия товарно-денежных отношений вознаграждались более адекватно. Труд из подневольного отбывания феодальной повинности начинает превращаться в источник благосостоя­ния, В результате возникает и крепнет профессионально-тре­бовательное отношение к работе, а производительная деятель­ность приобретает значение высшей морально-религиозной ценности, «Осень средневековья» в этом плане стала и вре­менем зарождения нового религиозного миропонимания, дог­матические основы которого будут сформулированы позже Лютером, Цвингли и Кальвином в их реформационных ве­роучениях.

Что такое осень средневековья. Смотреть фото Что такое осень средневековья. Смотреть картинку Что такое осень средневековья. Картинка про Что такое осень средневековья. Фото Что такое осень средневековья

Наряду с церковной культурой формировалась светская, гражданская, основанная на римском праве и опиравшаяся на расчет. В общественной мысли получают развитие рацио­нализм и утилитаризм, согласно которым источником зна­ния, критерием истины и основой поведения людей являет­ся разум и практическая польза.

В тех европейских странах, и прежде всего в Италии, куда переместился центр новаций, ни крестьяне, ни рыца­ри, ни священники не занимали уже господствующего по­ложения. Оно перешло к негоциантам, банкирам и купцам, торговавшим всем чем угодно, дававшим в долг королю, собиравшим во всем католическом мире папский налог. Жизнь сосредоточилась не вокруг соборов, а на площадях,, где обсуждались политические дела и шел свободный обмен; словами и вещами, и вдоль улиц, на которые выходили мас­терские и лавки,

В условиях «кризиса» усилилась тенденция к государственной централизации. Стала набирать политическую силу королевская власть, которая, опираясь на различные сосло­вия, повела решительное наступление на политический су­веренитет крупной феодальной знати. В Западной Европе стали оформляться сословно-представительные монархий и начал утверждаться новый статус короля: не верховного сень­ора, а носителя публичной власти. Тем самым была подго­товлена французская монархия Карла VII и Людовика XI, власть Тюдоров в Англии и испанское единство при католи­ческих королях.

Кроме того, создание сословно-представительных орга­нов власти, а затем усиление абсолютистских тенденций, сопровождалось формированием чиновничьей бюрократии, что открывало доступ к государственно-политической дея­тельности выходцам из презренных «простолюдинов».

Пораженный кризисом феодализм прибегнул к войне как средству облегчения положения господствующего класса. Примером тому является Столетняя война (1337—1453 гг.), к которой одинаково стремилась английская и французская знать, чтобы разрешить свои затруднения. Война, как всег­да, ускорила ход событий и разродилась новой экономикой и социальными отношениями.

На «осень средневековья» приходится и расцвет эпохи Возрождения. Его родиной была Северная Италия, регион который в XIV—XV вв. выделялся своими процветающими городами-государствами как сосредоточением новейших форм хозяйственной жизни, финансово-торговой активности, бур­ных коллизий социально-политической борьбы.

Деятели Возрождения, или Ренессанса (Петрарка, Бру­ни, Мирандола, Альберти), рассматривали средневековье как эпоху варварства и невежества, и поэтому основную свою задачу видели в формировании новой, основанной на тради­циях античности, культуры. Возрождая античную культу­ру, они сформулировали учение, принципиально отличаю­щееся от средневекового мировоззрения, — гуманизм. В центре этого учения оказался человек, предназначением ко­торого объявлялась свобода воли как основа самоусовер­шенствования личности. В связи с этим гуманисты выдвига­ли идеал нового человека, человека-личности, творца своей судьбы и своего земного бытия. Мерилом ценности челове­ка были объявлены не происхождение, богатство и знат­ность рода, а добродетели, доблесть и стремление к самосо­вершенствованию. Вместе с тем «оборотной стороной титанизма Возрождения» становилась личность, возведен­ная в абсолют, поставленная в центр Вселенной, освобож­денная от моральных уз и традиционных ценностей, способ­ная творить зло и стать силой не созидания, а разрушения (А. Лосев).

Таким образом, «осень средневековья» в Западной Ев­ропе характеризовалась не только «кризисом» традицион­ного, феодально-аграрного общества, но и началом форми­рования общества инновационного, торгово-промышленного, городского, для которого характерным становилась эконо­мическая, мировоззренческая, а затем и политическая сво­бода каждого отдельного человека.

Источник

Йохан Хейзинга. «Осень Средневековья»

Возможно, самая влиятельная книга XX века, посвященная Средним векам

Йохан Хейзинга. «Осень Средневековья» (М., 1995)

Что такое осень средневековья. Смотреть фото Что такое осень средневековья. Смотреть картинку Что такое осень средневековья. Картинка про Что такое осень средневековья. Фото Что такое осень средневековья

Непосредственный предшественник школы «Анналов», голландский фило­соф, историк и культуролог Йохан Хейзинга (1872–1945) в своих работах уже отходит от позитивистской концеп­ции истории как процесса, требующего рационального объясне­ния. Он полагает, что к истории нельзя применить законы и правила, претен­дую­щие на всеобщий характер. К предтечам «Новой исторической науки» Хейзингу позволяет отнести, в частности, обращение к коллек­тивной психологии, исследование ментальности, уклада средневековой жизни. Итальянский историк Овидио Капитани в предисловии к изданию работ Хейзинги в 1974 году писал:

«Что казалось странным в его историографическом методе (в сравнении с историографией XIX века), сегодня может быть охарактеризовано как определенная прелюдия к междисциплинарным исследованиям, к неевропоцентристской направленности исследований, что в настоя­щее время не только „концептуализировано“, но и переживает стадию экзальтации». Первое издание «Осени Средневековья» вышло в 1919 го­ду. В дальнейшем книга была переведена на все европейские языки и неоднократно переиздавалась; в России впервые была опубликована только в 1988 году — почти семьдесят лет спустя. По словам автора, в книге «делается попытка увидеть в XIV–XV веках не возвещение Ренессанса, но завершение Средневековья; попытка увидеть средневе­ковую культуру в ее последней жизненной фазе, как дерево, плоды которого полностью завершили свое развитие, налились соком и уже перезрели. Зарастание живого ядра мысли рассудочными, одеревене­лыми формами, высыхание и отвердение богатой культуры — вот чему посвящены эти страницы. Мой взгляд, когда я писал эту книгу, устрем­лялся как бы в глубины вечернего неба, но было оно кроваво‑красным, тяжелым, пустынным, в угрожающих свинцовых прогалах и отсвечи­вало медным, фальшивым блеском».

Многое в этой книге не потеряло актуальности и сегодня, но вот эти слова философа стоят того, чтобы о них помнить, особенно в те моменты, когда кажется, что мир стремительно погружается во тьму:

«Всякое время оставляет после себя гораздо больше следов своих стра­даний, чем своего счастья. Бедствия — вот из чего творится история. И все же безотчетная убежденность говорит нам, что счастли­вая жизнь, безмятежная радость и сладостный покой, выпавшие на долю одной эпохи, в итоге не слишком отличаются от всего того, что происходит в любое другое время».

Источник

Осень Средневековья (Хейзинга)

Осень Средневековья (нидерл. Herfsttij der Middeleeuwen ) — философско-культурологический трактат голландского автора Йохана Хёйзинги. Впервые был опубликован на голландском языке в 1919. Трактат описывает духовную ситуацию во Франции и Нидерландах в XIV-XV веках. Особое внимание автор обращает на рыцарство (Глава IV. Рыцарская идея; Глава VI. Рыцарские ордена и рыцарские обеты), идею сословного разделения общества и средневековый образ любви.

Ссылки

Смотреть что такое «Осень Средневековья (Хейзинга)» в других словарях:

ХЕЙЗИНГА — (Huizinga) Йохан (1872 1945) нидерл. ученый, историк, теоретик культуры. Проф. кафедры всеобщей истории в Гронинген. (с 1905) и Лейден. (с 1915) ун тах. Важнейшие сферы деятельности X.: собственно историография, разработка концепции… … Энциклопедия культурологии

ХЕЙЗИНГА (Huizinga) Йохан — (1872 1945) нидерландский историк и философ идеалист. Труды по истории культуры средних веков и Возрождения ( Осень средневековья и др.); основу культуры видел в игре как высшем проявлении человеческой сущности … Большой Энциклопедический словарь

ХЕЙЗИНГА — (Huizinga) Йохан (1872 1945) нидерландский историк и теоретик культуры. Профессор кафедры всеобщей истории в Гронингенском (с 1905) и Лейденском (с 1915) университетах. Мировую известность получили труды X. по культуре европейского средневековая… … Новейший философский словарь

Хейзинга — Йохан Хёйзинга (Johan Huizinga, 1872 1945) нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905 1915) и Лейденского (1915 1940) университетов. Хейзинга родился 7 декабря 1872 г. в Гронингене, в семье священника… … Википедия

Хейзинга, Йохан — Йохан Хёйзинга (Johan Huizinga, 1872 1945) нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905 1915) и Лейденского (1915 1940) университетов. Хейзинга родился 7 декабря 1872 г. в Гронингене, в семье священника… … Википедия

Хейзинга Йохан — Йохан Хёйзинга (Johan Huizinga, 1872 1945) нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905 1915) и Лейденского (1915 1940) университетов. Хейзинга родился 7 декабря 1872 г. в Гронингене, в семье священника… … Википедия

Хейзинга Й. — Йохан Хёйзинга (Johan Huizinga, 1872 1945) нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905 1915) и Лейденского (1915 1940) университетов. Хейзинга родился 7 декабря 1872 г. в Гронингене, в семье священника… … Википедия

ХЕЙЗИНГА (HUIZINGA) Йохан — (1872 1945) нидерландский историк и философ неокантианской ориентации, разрабатывавший методологические проблемы истории культуры. Анализируя жизнь об ва позднего средневековья («Осень средневековья», 1919), X. придает первостепенное значение… … Эстетика: Словарь

Й. Хейзинга — Йохан Хёйзинга (Johan Huizinga, 1872 1945) нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905 1915) и Лейденского (1915 1940) университетов. Хейзинга родился 7 декабря 1872 г. в Гронингене, в семье священника… … Википедия

Йохан Хейзинга — Йохан Хёйзинга (Johan Huizinga, 1872 1945) нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905 1915) и Лейденского (1915 1940) университетов. Хейзинга родился 7 декабря 1872 г. в Гронингене, в семье священника… … Википедия

Источник

Хейзинга И. Осень средневековья

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

XVI. РЕАЛИЗМ — И ОСЛАБЛЕНИЕ ОБРАЗНОСТИ В МИСТИКЕ. 214

Книга видного голландского историка, впервые вышедшая в свет в 1919 г., с
тех пор неоднократно переиздавалась на всех европейских языках, а в 1988 г.
впервые была издана в России. Внешне описательная и беллетристическая, она
вместе с тем устремлена к самым основаниям человеческой культуры. «Осень
Средневековья» можно рассматривать как описание феноменов культурного про-
странства с подробной характеристикой многих его деталей и частностей. Автор
предлагает новые основания для возводившегося веками здания истории челове-
чества и его культуры.

Издание осуществлено при финансовой поддержке Международного фонда
«Культурная инициатива» и фонда «Nederlands Uterair Pioductie- enVertalingenfonds».

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Настоящее издание — первое на русском языке представительное собрание трудов Йохана Хёйзинги, одного из крупнейших историков культуры XX столетия, ученого высокой нравственной чистоты и мужественности, великого европейца и поистине человека «на все времена». Его жизнь и его работы убедительно свидетельствуют, что стиль — определяющая черта культуры. Безукоризненный вкус, широта охвата и соразмерность — наиболее яркие черты литературной манеры прославленного нидерландского автора. Стилистическая отточенность при переводе не только такого произведения, как «Осень Средневековья», признанного шедевром художественной литературы на родине автора, но и других, внешне более строгих работ — вот цель наших стараний.

Комментарии к.и.н. Д.Э. Харитоновича к настоящему изданию были направлены на достижение стилистического соответствия научному подходу и литературной манере автора.

Трехтомное издание «Избранных произведений» И, Хёйзинги осуществлено при финансовой поддержке американского фонда «Культурная инициатива» (фонд Дж. Сороса) и нидерландского фонда поддержки издания и перевода нидерландской литературы.

Йохан Хёйзинга
ОСЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Редактор Н.И.Колышкина
Художественный редактор В.А.Пузанков
Технические редакторы Е.В.Антонова, В.А.Юрчеюсо
Корректор В.В.Евтюхина

ЛР № 060775 от 25.02.92. Подписано в печать 3.05.95.
Формат 70х1001/16. Печать офсетная. Бумага офсетная.
Усл.печ.л. 34,82. Усл.кр.-огг. 36,01. Уч.-изд.л. 37,96.
Тираж 5000 экз. Заказ № 4′ OQ С053. Изд. № 49484.

А/О Издательская группа «Прогресс»,
119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

АО «Астра семь»
121019, Москва, пер. Аксакова, 13.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *