Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс

Ось мировой истории и осевое время в исторической концепции К. Ясперса

В чем же суть так называемого «осевого времени» и почему его значение для истории человечества столь велико?

Иными словами, речь идет о событиях, почти синхронно развернувшихся на обширном пространстве от берегов Хуанхэ до греко-римского региона в середине I тысячелетия до н. э. Именно тогда проповедовали Будда и Конфуций, Заратустра и библейские пророки; тогда же были написаны Упанишады, книги Ветхого Завета, ранние части Авесты и Махабхараты, зародилась и расцвела мысль античных философов и трагиков, джайнистов, представителей шести классических индийских даршан. Все это Ясперс и обозначил как «осевое время». «Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и ограниченность своих возможностей, ставит радикальные вопросы, требует освобождения, спасения от страданий». По мнению Ясперса, в эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим и поныне, заложены основы мировых религий, во всех направлениях совершился переход к универсальности. Человечество в целом совершает скачок. Иными словами, осевое время знаменовало прорыв сознания за пределы, очерченные географическими, культурными, этническими и временными границами. В самом деле, ведь даже и в наши дни христианство и ислам, дальневосточные учения и большинство секулярных доктрин, так или иначе, остаются генетически связанными с материнским лоном «осевого времени». Мы найдем в нем монотеизм и материализм, отрешенный мистицизм и поиск справедливого общественного порядка, эстетические идеи и нравственные кодексы. Вопрос в том, следует ли рассматривать это лоно просто как памятник минувшего или же признать в нем резервуар живой духовности, необходимой для современного мира. Кроме того, важно определить, насколько универсально наследие «осевого времени», не содержит ли оно ценности, способные питать лишь локальные потоки культур

Отвечая на эти вопросы, Ясперс утверждал как действенность прошлого для наших дней, так и вселенскую тенденцию, заложенную в «осевом времени».

Ясперс особенно подчеркивал, что в «осевое время» человек осознает свою отделенность от природного мира и трагичность своего бытия, т. е. оказывается в «пограничной ситуации». «Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознав свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира». Действительно, сотериологические доктрины, «религии спасения», возникли именно в «осевое время».

Далее возникает следующий вопрос: в чем причина упомянутого параллелизма? И почему в трёх различных областях Земного шара, в регионах с совершенно разными культурными истоками относительно в одно и то же время возникают и формируются целые идеологические системы с по сути сходным идейным ядром? Причем наличие здесь реальных заимствований и импульсов исключено. Лишь, после того как в Китай в конце осевого времени проник буддизм между Индией и Китаем возникла духовная коммуникация на более глубоком уровне. Связи между Индией и Западным миром существовали всегда, но большое значение они получили лишь в эпоху Римской империи, когда стали проходить через Александрию. Поэтому вопрос о взаимоотношениях между Индией и Западом вообще остается в стороне.

Карл Ясперс считает тезис Альфреда Вебера убедительным, однако считает, что он указывает лишь на одну предпосылку. Контраргументом, говорит Ясперс, может служить Китай, где возникает богатая культура осевого времени, но нет ни трагического сознания, ни эпоса. Противоречит этой концепции и Палестина, где не было вторжения кочевников, и, тем не менее, пророками был внесен существенный вклад в духовное созидание осевого времени.

Таким образом, Ясперс, очерчивая контуры осевого времени, сохраняет вопрос о причинах его происхождения открытым и продолжает утверждать, что тайна осевого времени не раскрыта. В своей книге «Истоки истории и ее цель» он пишет: «Может создаться впечатление, будто я хочу указать на то, что произошло божественное вмешательство. Ни в коей мере. Я стремлюсь только опровергнуть удобное и по существу ничего не значащее толкование истории как постижимого и необходимого поступательного развития человечества, стремлюсь сохранить этот вопрос открытым и оставить место для возможных новых концепций, которые мы теперь даже не можем себе представить».

Мыслитель утверждает, что именно осевым временем структурируется мировая история и далее делает попытку наметить эту структуру:

1. Осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Они продолжают существовать лишь в тех своих элементах, которые вошли в осевое время, и были им восприняты. Монументальность в религии, в религиозном искусстве и в соответствующих им огромных авторитарных государственных образованиях была для людей осевого периода предметом благоговения и восхищения, подчас даже образцом (например, для Конфуция, Платона), но таким образом, что смысл этих образцов в новом восприятии совершенно менялся. Так, идея империи заимствована у великих культур древности. Однако если первоначально эта идея была творческим принципом культуры, то теперь она становится принципом консервации и стабилизации гибнувшей культуры. Иными словами, принцип, который некогда служил принципом развития, теперь вновь утверждается, но уже в качестве осознанно деспотического, ведущего к «замораживанию» общества.

2. Тем, что было создано и продумано в то время человечество живет вплоть до сего дня.

4. При сопоставлении трех сфер, о которых идет речь (Китай, Индия и Запад), выявляется глубокое сходство между ними, несмотря на их отдаленность друг от друга.

Все это Ясперс резюмирует следующим образом: « осевое время, принятое за отправную точку, определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко всему предшествующему и последующему развитию. Предшествующие ему великие культуры древности теряют свою специфику. Народы, которые были их носителями, становятся для нас неразличимыми по мере того, как они примыкают к движению осевого времени. Доисторические народы остаются доисторическими вплоть до того времени, пока они не растворятся в историческом развитии, идущем от осевого времени; в противном случае они вымирают. Осевое время ассимилирует все остальное. Если отправляться от него, то мировая история обретает структуру и единство, способные сохраниться во времени, и, во всяком случае, сохранившиеся до сего дня».

Таким образом, Ясперс намеревается наметить структуру мировой истории, отталкиваясь от осевого времени. Здесь речь идет о том, в какой степени мировая история структурируема посредством или по отношению к осевому времени. Ясперс формирует это в следующем предложении: «Осевое время как бы проливает свет на всю историю человечества, причем таким образом, что вырисовывается нечто, подобное структуре мировой истории». Иными словами, стремясь понять значение осевого времени, он пытается найти подход к структуре мировой истории в целом.

Из ясперсовского изображения специфических особенностей мысли и осознания осевой эпохи ясно, что они родственны философской вере. Ясперс это признает: время рождения и закрепления философской веры как раз и есть осевая эпоха. И все-таки определенное первенство имеет единство самой эпохи, единство истории. Без этого исходного единства не стало бы возможным в принципе родственное толкование (герменевтика) истории, объединяющее рационализм и религиозность.

Таким образом, отметим, что Ясперс впервые взглянул на историю интеллектуального переворота в целом, поставив рядом не только философов Эллады, Индии и Китая, но и пророков действовавших в Иране и Израиле VIII-II вв. до Р.Х. При разработке идеи осевой эпохи он мог вполне ограничиться изучением греческой философии, но в кругозор ученика Вебера прочно вошли Индия и Китай, где религия и философия не обособились друг от друга, и философское движение было одновременно религиозным. И, безусловно, будучи учеником Вебера, который не рассматривал историю как процесс единого развития, а разделял ее на аспекты многомерного анализа, Ясперс не мог не учесть наиболее значимых культурных особенностей всех упомянутых этносов.

Охватив мыслью все три очага интеллектуальной революции древности, автор «Истоков истории» подытожил попытки объяснить одновременность духовного скачка в трех регионах, слабо связанных или совсем не связанных друг с другом, и признал это загадкой, не нашедшей рационального решения (факт самоограничения разума, достойный самой высокой оценки).

Построение Ясперса никак нельзя назвать умозрительным, навязывающим истории абстрактные схемы. Он сам подчеркивал, что пришел к идее «осевого времени» эмпирически, опираясь на вполне конкретные факты, хорошо известные до появления его книги «Истоки истории и ее цель («Vom Ursprung und Ziel der Geschichte», 1949). Ученый лишь вычленил тот общий исходный пункт, где возникли основные парадигмы мышления Востока и Запада.

Источник

Концепция «осевого времени» К. Ясперса.

Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть картинку Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Картинка про Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть картинку Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Картинка про Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть картинку Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Картинка про Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть картинку Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Картинка про Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс

Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть картинку Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Картинка про Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс

Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть картинку Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Картинка про Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс

Теория осевого времени, впервые введенная Карлом Ясперсом, является концепцией осмысления цельности, единства и неделимости истории. Также, осевое время принято рассматривать как один из периодов во всемирной истории человечества. Ясперс условно поделил историю на разные этапы. Согласно его теории, вначале была некая «прометеевская эпоха». В этот период человек начинает постепенно осмыслять окружающий мир. Он учиться добывать огонь, пользоваться орудиями труда. Вскоре появляется первая человеческая речь. Происходит становление нынешнего человека.

Позже, «прометеевская эпоха» сменяется эпохой «великих исторических культур древности». В нее входят шумерская, египетская(IV тысячелетие до н. э), китайская(3000 лет до н. э), и другие культуры. История, как таковая, началась с изобретения человеком письменности, с возведения сложных систем орошения земли, с началом осознания и понимания единства своей культуры, своего языка.

«Осевое время» включает в себя почти весь период первого тысячелетия до н.э. Это время открытий, появления первых философских трактатов, великих книг, гениальных мыслителей, таких как Конфуций и Лао-Дзы, Гомер, Гераклит, Платон, Архимед, Заратустра. В это время люди познают самих себя и пределы своих возможностей.

В своей теории Карл Ясперс выделяет своеобразную ось(800-200 г. до н. э), которая изменила историю, благодаря чему появился на свет такой тип людей, который продолжает существовать по нынешний день.

По мнению Ясперса «осевое время» имеет так же и пространственные границы. Те регионы, которые остались за пределами «осевого времени», являются и сейчас сильно отстающими в своем развитии.

Приверженцами духа «осевого времени» сначала считались Китай, Индия, Ближний Восток. Затем, спустя 2000 лет этот список пополнил Запад.

История Запада развивалась скачкообразно. Здесь были и взлеты, и падения. В этом смысле средние века вошли в историю человечества с неоднозначной оценкой. К средневековью так же относят зарождение «великого прорыва». В это время появляются гениальные произведения Моцарта, Баха, Шекспира, Микеланджело, Рембрандта, Канта и других.

Двадцатый век разрушил иллюзорные планы Запада о мировом господстве. Ясперс, создатель теории «осевого времени» предугадал возникновение в мировой политике новых участников, таких как, Китай и Индия. Он был очевидцем национально-освободительного шествия на Ближнем Востоке во время второй мировой войны. Это, в целом, и обусловило ход дальнейшего послевоенного существования мира.

По его теории, в будущем прогресс человечества будет напрямую зависеть от развития техники и науки. Ясперс считал науку универсальной, и применимой ко всем сферам жизни человечества. Технические достижения помогают людям вырваться из оков природы, улучшить внешнюю среду, облегчить и сделать более продуктивным труд, содействует быстрому обмену информацией, ускоряет коммуникационные процессы.

Предстоящая научно-техническая, четвертая по счету эпоха будет соединять в себе и «прометеевскую эпоху», и начало следующего «осевого времени». В первую доисторическую эпоху в основном формировались такие процессы как: происхождение человеческой речи, создание первых орудий труда и быта, применение огня и воды с целью приготовления пищи или получения тепла. Нынешней эпохе науки и техники свойственны те же процессы. Только они во многом значительно превосходят все то, что было ранее. Следующая «прометеевская эпоха» ведет подготовку для происхождения новых развитых культур. Их мировое историческое значение трудно будет переоценить. Они, подобно древним цивилизациям древности, создадут основной фундамент для второго «осевого времени».

Таким образом, в истории человечества появляется некое второе дыхание. Первое берет свое начало из «прометеевской эпохи» древности, и, создавая великие цивилизации, твердо направляется к первому «осевому времени». Второе дыхание начинает проявляться в научно-техническую эпоху, и вероятно, приведет нас к следующему «осевому времени», где и произойдет истинное становление человечества.

Источник

Или теория «Осевого времени» К. Ясперса

Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть картинку Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Картинка про Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть картинку Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Картинка про Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть картинку Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Картинка про Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть картинку Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Картинка про Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс

Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть картинку Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Картинка про Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс

Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть картинку Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Картинка про Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс

Религиозная концепция культуры

Ясперс считает, что развитие определяется факторами духовной природы. Способность к культурному творчеству – это дар Бога. Бог наделил этим качеством человека для того, чтобы человечество в своём культурном развитии подошло к созданию единого человеческого духа. Культура – это процесс приобщения человека к Богу. Реализация этого процесса идёт через поиск создания форм взаимопонимания.

По его мнению, человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Всю историю человечества Ясперс разделил на 4 этапа:

2. Древние цивилизации. Это время великих культур древности. В трёх регионах земного шара возникают первые цивилизации: 1) шумеро-вавилонская, египетская, эгейская (примерно 4000 г. до н.э.); 2) доарийская культура долины Инда (3 тыс. до н.э.); 3) архаический мир Китая (2 тыс. до н.э.).

— Возникает письменность (к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае).

— Строительство ирригационных систем (Тигр, Евфрат, Нил, Хуанхэ).

— Происходит объединение людей в большие государства (централизация власти), где есть общая духовная жизнь. Возникают народы, осознающие своё единство, имеющие общий язык, общую культуру, общие мифы. Найдены первые формы взаимопонимания в рамках одного государства. Между государствами и цивилизациями никакой духовной связи нет. А. Тойнби назвал их «Дремлющие цивилизации», п.ч. здесь господствует мифологическое сознание, а миф консервирует представления о мире.

3. Осевое время. Середина I тыс. до н.э. (с 800 по 200 гг. до н.э.). Поворотное время для всего человечества в целом, начинается становление единого, всеохватывающего культурно-исторического процесса. В разных регионах мира появляются великие реформаторы, которые создают основы новых форм духовной жизни. Индия: БУДДА – буддизм – первая мировая религия. Китай: КОНФУЦИЙ – политико-этическое учение – конфуцианство; ЛАО-ЦЗЫ – даосизм – религиозно-философское учение. Иран: ЗАРАТУСТРА – зороастризм – дуалистическая религия, в которой чётко определилась проблема борьбы добра и зла, появляются понятия «ада» и «рая». Палестина: пророки (ИСАЙЯ, ИЛИЯ и др.) возвещающие о появлении мессии (спасителя мира). Греция: Гомер; плеяда ВЕЛИКИХ ФИЛОСОФОВ (Парменид, Гераклит, Платон и др., их различные философско-космологические учения); трагики – Эсхил, Софокл Еврипид.

Итогами этого периода являются:

· Одновременно гибнут древние цивилизации.

· Возникают новые центры культурной жизни.

· На смену первобытному язычеству приходят мировые религии.

· Разрушается мифологическое сознание, переход к рациональному мышлению

· Заложены основы научных и философских знаний

· Формируется новый тип человека, качественно новый уровень осознания человеком самого себя, происходит постижение человека себя как личности.

· Формируются представления о человечестве в целом и общечеловеческих ценностях и идеалах.

· Заложены категории, которыми мы мыслим до сих пор.

· Начинается синхронный процесс культурного развития в разных регионах мира. Между ними идёт активное взаимодействие.

· Образовалась «ось», вокруг которой происходила реальная история человечества. Народы, не воспринявшие идеи «осевого времени», остались на уровне первобытного существования.

Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Смотреть картинку Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Картинка про Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс. Фото Что такое осевое время какой смысл вкладывал в это понятие к ясперс

4. Технический век. Интенсивное научно-техническое развитие – это есть реализации основных форм духовной жизни, которые были созданы (заложены) в ОСЕВОЕ ВРЕМЯ. В современную эпоху практически все народы и государства втянуты в общую сеть контактов и образуют хотя и полный противоречий, но единый человеческий мир, в котором, по мнению Ясперса, есть некоторое экономическое и политическое объединение, нет локальности. Однако в современном мире нет духовного единства, и это является причиной войн и конфликтов.

Человечество, по мнению Ясперса стоит на пороге НОВОГО ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ. Должна быть создана новая форма духовной жизни, которая бы объединила человечество, т.е. найдено духовное единство человечества. К. Ясперс считает, что философская вера – единственная вера, способная стать общей для человечества. Никакие религии, по его мнению, не смогли предложить такую веру, ибо они служили источником непонимания и раздора.

Источник

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ

Полезное

Смотреть что такое «ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» в других словарях:

Осевое время — (нем. Achsenzeit) термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип… … Википедия

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — одно из ключевых понятии в культуролог, мировоззрении К. Ясперса. О.в. он называет период с 800 по 200 до н.э., когда определились масштабы и проблемы всего последующего развития мировой цивилизации. В этот период, в выделяемых… … Энциклопедия культурологии

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной … Новейший философский словарь

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — термин К. Ясперса, обозначающий период между 8 и 2 вв. до н.э., когда произошел резкий поворот в истории, появился человек современного типа и образовалась как бы ось мировой истории. Христианская история видела отправной пункт исторического… … Философская энциклопедия

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — – концепт, введенный К. Ясперсом для обозначения исторического периода с 8 по 2 вв. до н. э. Как наиболее важного для развития мировой цивилизации. На протяжении этих шести веков человечество совершило великий прорыв к новым культурным рубежам,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной … История Философии: Энциклопедия

ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ экзистенциалист, психолог, культуролог. Окончив в 1901 классич. гимназию, обучался на юрид. и мед. ф тах Гейдельберг. ун та. Большую известность Я. принесли работы по психопатологии выдающихся… … Энциклопедия культурологии

ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ, один из ярких представителей философии экзистенциализма. Будучи психиатром по образованию, широкую известность получил после опубликования своей работы «Психология мировоззрений» (1919). В 1920 1937 проф.… … Философская энциклопедия

Коротаев, Андрей Витальевич — Андрей Витальевич Коротаев Дата рождения: 17 февраля … Википедия

Источник

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ

Полезное

Смотреть что такое «ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» в других словарях:

Осевое время — (нем. Achsenzeit) термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип… … Википедия

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — одно из ключевых понятии в культуролог, мировоззрении К. Ясперса. О.в. он называет период с 800 по 200 до н.э., когда определились масштабы и проблемы всего последующего развития мировой цивилизации. В этот период, в выделяемых… … Энциклопедия культурологии

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной … История Философии: Энциклопедия

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной … Новейший философский словарь

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — – концепт, введенный К. Ясперсом для обозначения исторического периода с 8 по 2 вв. до н. э. Как наиболее важного для развития мировой цивилизации. На протяжении этих шести веков человечество совершило великий прорыв к новым культурным рубежам,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной … История Философии: Энциклопедия

ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ экзистенциалист, психолог, культуролог. Окончив в 1901 классич. гимназию, обучался на юрид. и мед. ф тах Гейдельберг. ун та. Большую известность Я. принесли работы по психопатологии выдающихся… … Энциклопедия культурологии

ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ, один из ярких представителей философии экзистенциализма. Будучи психиатром по образованию, широкую известность получил после опубликования своей работы «Психология мировоззрений» (1919). В 1920 1937 проф.… … Философская энциклопедия

Коротаев, Андрей Витальевич — Андрей Витальевич Коротаев Дата рождения: 17 февраля … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *