Что такое осколок керамического сосуда
Особенности цельнокерамических реставраций
Восстановление зубов, поврежденных в результате механического воздействия или разрушенных кариозным процессом, выполняется сегодня при помощи различных материалов. Многие пациенты предпочитают цельнокерамическое протезирование. Эта процедура не самая дешёвая, но она позволяет не только восстановить все функции зуба, но воссоздать его естественный вид, что при использовании других методов удаётся не всегда.
Основные виды цельнокерамических протезов
Отыскать материал, который был бы практически не отличим от зубной ткани как по своим основным свойствам, так и по внешнему виду – довольно сложная задача. К примеру, протезы из металлокерамики довольно удобны, но если приглядеться к любому из них, можно заметить внутри каркас. Каким бы тонким он ни был, спрятать его полностью не удаётся.
Решение напрашивалось само собой – отказаться от использования металла и изготовить коронку полностью из керамики. Но без наличия опорной конструкции трудно рассчитывать на то, что такой заменитель зуба будет достаточно долговечным и прочным. Долгое время найти выход из этой ситуации не удавалось, но около двух десятилетий назад были разработаны сразу две технологии, позволившие сделать цельнокерамическую реставрацию реальностью.
Сначала была найдена возможность изготовления полностью прозрачного каркаса. Материалом для него стал оксид циркония. Это очень прочное и при этом абсолютно безопасное соединение. Конструкции, выполненные из него, по своей прозрачности практически совпадают с естественной зубной тканью.
Затем была разработана технология реставрации на прессуемом керамическом колпачке. Она заметно упростила работу как стоматологов, так и зубных техников, поскольку при изготовлении коронки в этом случае можно не считаться с таким явлением, как усадка материала в процессе обжига.
Основные преимущества цельнокерамических реставраций
Отказ от использования металла в процессе протезирования позволил сделать лечение менее продолжительным и болезненным. Этот эффект объясняется прежде всего тем, что при установке цельнокерамических коронок твердые ткани зуба обрабатываются в заметно меньшем объеме, чем это требовалось в ходе применения более традиционных методов. Кроме того, не нужно выполнять ретракцию дёсен, потому что препарирование завершается на их естественном уровне.
Главным преимуществом цельнокерамических реставраций пациенты считают превосходные эстетические качества восстановленного зубного ряда. Причем полученный эффект будет долговечным. Во рту никогда не появится металлического блеска и не возникнет привкуса, вызванного гальваническими явлениями.
Использование вкладок
Внешний вид коронок из цельной керамики настолько хорош, что многие пациенты хотели бы использовать этот материал и для пломбирования. В этом случае врачи могут использовать так называемые вкладки. Их изготавливают не во рту у пациента, как обычные пломбы, а в мастерской. При этом используются слепки с зубов. Цельнокерамические вкладки после их установки практически невозможно заметить. Порой их не видят даже стоматологи при профилактическом осмотре.
В заключение стоит упомянуть о так называемых винирах. Это специальные накладки, которые прикрепляют к передней стороне зуба. Терапевтического эффекта эта процедура не имеет, её выполняют исключительно в эстетических целях. Виниры в большинстве случаев также изготавливают из цельной керамики.
Удаление инородных предметов из мягких тканей
Удаление инородного предмета из мягких тканей – это миниинвазивная операция, направленная на извлечение из разных частей тела посторонних предметов, проникших в ткани вследствие травмы. Подобные манипуляции выполняются в экстренном порядке. Объем оперативного вмешательства зависит от глубины проникновения, размера чужеродного тела и технической сложности его извлечения. Такие малые операции в хирургическом центре GMS Hospital выполняют опытные хирурги.
Врачи по специализации
Подробнее о процедуре
Бытовые или полученные на производстве травмы, часто приводят к прониканию в мягкие ткани (кожу, подкожную клетчатку, мышцы) различных тел – осколков стекла и древесины, обломков игл и частиц металла, шипов растений и т.д. Небольшие предметы, к примеру, деревянную занозу, находящуюся в поверхностных слоях кожи, зачастую возможно удалить самостоятельно. Однако, во избежание еще большего травмирования тканей и развития воспаления и нагноения, подобные манипуляции лучше проводить в лечебном учреждении. Удаление чужеродных объектов из мягких тканей в центре хирургии GMS, выполняется быстро, безболезненно и с минимальным травмированием.
Почему посторонние объекты в мягких тканях нужно удалять
Такая, на первый взгляд, безобидная ситуация, как проникшая в ногу или руку заноза, небольшой осколок стекла, может окончиться серьезной воспалительно-гнойной реакцией, вплоть до развития флегмоны. Немалую опасность также представляет системное инфицирование и интоксикация организма. Поэтому, в данных ситуациях, нужно сразу принимать адекватные меры по удалению постороннего объекта.
Но если небольшие занозы и щепки, расположенные в поверхностных слоях кожи можно извлечь самостоятельно, естественно соблюдая все правила асептики, то с инородными телами, проникшими более глубоко, самостоятельно экспериментировать не стоит. Кроме того, домашнее удаление зачастую оканчивается лишь извлечением фрагмента чужеродного объекта, а другие частицы могут остаться незамеченными. Избежать подобных проблем можно своевременно обратившись к врачу, который быстро и профессионально удалит чужеродное тело и все его фрагменты из тканей.
Стоимость услуг
Цены, указанные в прайс листе, могут отличаться от действительных. Пожалуйста, уточняйте актуальную стоимость по телефону +7 495 104 8605 (круглосуточно) или в клинике GMS Hospital по адресу: г. Москва, ул. Каланчёвская, 45.
Название | Цена |
Удаление инородного тела из уха, носа, глотки | 6 962 руб. |
Удаление инородного тела с рассечением тканей | 10 070 руб. |
Консультация хирурга Натрошвили Александра Гивиевича | 3 000 руб. |
Уважаемые клиенты! Каждый случай индивидуален и конечную стоимость Вашего лечения можно узнать, только после очного визита к врачу GMS Hospital.
Указаны цены на самые востребованные услуги со скидкой 30%, которая действует при оплате наличными или банковской картой. Вы можете обслуживаться по полису ДМС, оплачивать отдельно каждый визит, заключить договор на годовую медицинскую программу или внести депозит и получать услуги со скидкой. В выходные и праздничные дни клиника оставляет за собой право взимать доплату согласно действующего прейскуранта. Услуги оказываются на основании заключенного договора.
Принимаются к оплате пластиковые карты MasterCard, VISA, Maestro, МИР. Также доступна бесконтактная оплата картами Apple Pay, Google Pay и Android Pay.
Оперативные вмешательства при сужении сосудов. Коронарная ангиопластика
Сегодня существует несколько неинвазивных методик, эффективно используемых при сужении сосудов.
К самым популярным в современной эндоваскулярной (сосудистой) хирургии методам относятся ангиопластика и стентирование.
Малоинвазивные операции на сосудах производятся через небольшой прокол или разрез на коже пациента. В сделанное отверстие хирург вводит сначала иглу со специальной сердцевиной – стилетом, а затем катетер – тонкую полую трубочку. Ход процедуры контролируется с помощью рентгеновского монитора. Продвигая катетер вверх по руслу сосуда, его подводят к локализованному заранее посредством ангиографии месту сужения артерии. В зависимости от специфики процедуры, на конце катетера прикреплен стент или баллон.
Просвет здоровой артерии равномерно широкий, а стенки гладкие. Возраст и атеросклероз провоцируют появление на стенках сосудов отложений, состоящих из фиброзной ткани, кальция и холестерина. Это так называемые атеросклеротические бляшки. Чем больше на стенках артерий таких бляшек, тем сильнее сужается просвет сосуда и ухудшается кровоток. В конечном итоге сужение достигает критической степени, и нормальный кровоток становится невозможен. Развивается ишемия (недостаточное кровоснабжение) и, как следствие, боль и даже некроз (омертвение) тканей.
Ангиопластика (балонная) чаще всего используется для лечения заболеваний периферических сосудов, иногда – для восстановления функциональной проходимости вен. Кроме того, она бывает единственной медицинской альтернативой коронарного шунтирования, в частности, потому что не требует разреза для проведения манипуляций, выполняется под местной анестезией, а период реабилитации после операции достаточно короткий.
Стентирование применяется в случае, если нужно не просто расширить просвет сосуда, но и армировать его постановкой стента – миниатюрного проволочного каркаса.
Показания к операции
Традиционно операция на сосудах показана всем пациентам с умеренным или тяжелым сужением сосудов.
Противопоказанием может служить значительная закупорка сосуда (кончик катетера не проходит через место сужения).
Осложнения, возникающие после стентирования
Нельзя исключать возможность возникновения осложнения после стентирования:
Операция по коронарной ангиопластике
Предоперационная подготовка к коронарной ангиопластике (транслюминальной реконструкции) заключается в полном обследовании пациента, в ходе которого обязательно проводятся:
Перед операцией рекомендовано воздерживаться от приема пищи. Касательно приема лекарств (особенно, противодиабетических препаратов) необходимо проконсультироваться у кардиолога.
Специфика процедуры
Через бедренную артерию пациента вводится катетер и проводится к суженному участку артерии для интраоперационной коронарографии, в ходе которой выявляется место и стадия сужения артериального просвета.
На основании полученных данных, кардиохирург выбирает баллон соответствующего размера и подходящий катетер-проводник. Для того чтобы предупредить тромбообразование и дополнительно разжижить кровь, пациенту назначается гепарин.
Катетер-проводник – это тончайшая проволока, имеющая рентгеноконтрастный наконечник, которая вводится в пораженную коронарную артерию пациента. Получив полную картину, кардиохирург направляет проводник в нужное место.
Наконечник выводится за место сужения просвета артерии.
После этого через проводник вводится баллонный катетер, который доставляет баллон на место сужения. После надувания, баллон расширяет просвет артерии, расплющивая бляшку. Если целью операции является постановка стента, то он при раздувании баллона вдавливается в стенку сосуда, армируя пораженный участок и не давая ему сужаться.
Эффект и реабилитация
Как правило, в результате успешно проведенной операции по коронарной ангиопластике значительно улучшается кровоток в коронарных сосудах и значительно сокращается вероятность проведения аортокоронарного шунтирования.
Чтобы минимизировать проявления основного заболевания, следует придерживаться предписанной врачом диеты, воздерживаться от курения и исключить стрессовые моменты.
Уже через шесть часов после успешной операции пациенту разрешают вставать и ходить, но первые два дня он проводит в стационаре кардиоцентра.
Реабилитационный период длится в среднем неделю.
Эквадор: по следам одной необычной археологической гипотезы
Более полувека назад эквадорский бизнесмен и археолог Э. Эстрада на основе исследования керамики культуры вальдивия выдвинул смелую гипотезу о «заокеанских» корнях местной технологии керамического производства. Предполагалось, что ее носители прибыли в Южную Америку с Японского архипелага, совершив трансокеанское путешествие на побережье Эквадора. На основе детальной типологии вальдивийской керамики, в основу которой легли техника нанесения орнамента, профиль венчика и форма сосудов, были выявлены элементы, имеющие явные аналоги в японской культуре дзёмон.
Эта гипотеза, расколов научное сообщество на яростных критиков и сторонников, уже несколько десятилетий является предметом оживленной дискуссии. Новые раскопки на археологическом памятнике Риал-Альто, которые организуют авторы статьи, призваны пролить свет на тайну происхождения гончарства в доколумбовой Америке
Побережье Эквадора оставалось белым пятном на археологической карте Южной Америки еще к середине 1940-х гг. – пионерные исследования Х. Хихон-и-Кааманьо, М. Улле, М. Савиля, Дж. Бушнелла и других археологов в 1910—1930-х гг. лишь слегка приоткрыли завесу над древними культурами этого региона.
Новый этап поисков и интерпретации археологических данных начался в Эквадоре во многом благодаря деятельности известного исследователя и путешественника Т. Хейердала. В 1946—1947 гг. Хейердал строил в эквадорском городе Гуаякиль бальсовый плот «Кон-Тики» для своего первого экспериментального путешествия через Тихий океан в поддержку своих идей о трансокеанских плаваниях в древности. В поисках строительного материала для плота, его транспортировки, конструировании и испытаниях были задействованы военные, представители местной администрации и бизнеса. Одним из последних и был Э. Эстрада Икаса, ставший ключевой фигурой в истории гипотезы «Дзёмон-Вальдивия».
В публикациях по культуре вальдивия Эстрада называют «эквадорским археологом». На самом деле этот выходец из богатой семьи, получивший превосходное экономическое образование в Европе и в США, с 1939 г. представлял в Эквадоре интересы компании «Дженерал электрик» и был заметной фигурой в самых разных областях общественной жизни страны. Археологией он начал увлекаться с начала 1950-х гг., а в 1954 г. уже основал собственный музей.
Идеи Хейердала были не единственным источником интереса Эстрада к археологии: в конце 1940-х—начале 1950-х гг. тема древних трансокеанских путешествий довольно активно обсуждалась в научных кругах и на страницах научно-популярных изданий. Так, например, с полным аншлагом прошла представительная выставка о параллелях в древних культурах Старого и Нового Cвета, организованная Американским музеем естественной истории; вышло несколько тематических сборников по трансокеанским плаваниям и т. п.
Осенью 1953 г. во время поездки в США Эстрада посетил Смитсоновский институт, где познакомился с четой американских археологов Б. Меггерс и К. Эвансом, с которыми консультировался по вопросам перспектив эквадорской археологии. Судя по всему, именно эта встреча оказала решающее влияние на его намерения начать археологические раскопки в прибрежных районах Эквадора и искать свидетельства древнейших керамических культур так называемого «формативного периода».
Это знакомство оказалось судьбоносным и для американских ученых. На момент встречи с Эстрада доктору Меггерс было всего 32 года, ее муж был на год старше. Они уже имели богатый опыт археологических исследований в Северной и Южной Америке и были готовы к новым проектам.
…Поиски ранних культур на побережье Эквадора были начаты. Знаковое событие произошло в октябре 1956 г., когда сотрудник Эстрады Ф. Мартинес обнаружил в небольшом рыбацком поселке Вальдивия многослойный памятник с ранее неизвестной керамикой. В период 1957—1961 гг. Меггерс и Эванс произвели тщательные исследования на памятнике. Радиоуглеродное датирование раковин из слоя с керамикой позволили определить возраст культуры вальдивия, который составил 4,5—4,0 тыс., и сделать вывод, что речь идет о самой древней глиняной посуде не только в Эквадоре, но и во всей Южной Америке!
Рождение легенды
Каждое крупное открытие в археологии неизбежно порождает множество вопросов. И вальдивийская керамика не стала исключением. Главными стали вопросы, связанные с ее происхождением – местная или импортная? А если импортная, то из какого региона – Перу, Мексика? И вот здесь Эстрада выдвинул совершенно необычную версию: истоки неведомой эквадорской культуры – Японский архипелаг, культура дзёмон!
Строго говоря, версию о сходстве и возможном генетическом родстве керамических комплексов Японского архипелага и доколумбовой Америки высказывалась и прежде. Например, она была озвучена в 1954 г. в докладе японского археолога И. Явата на XXXI Международном конгрессе американистов в г. Сан-Паулу (Бразилия). Однако с Южной Америкой первым связал керамику дзёмона именно Эстрада.
Судя по информации из публикаций и устных источников, толчком к формулировке этой гипотезы стала находка на памятнике Вальдивия фрагментов сосуда с необычным венчиком. Впоследствии Меггерс и Эванс разработали детальную типологию вальдивийской керамики, в основу которой легли техника нанесения орнамента, профиль венчика и форма сосудов. Аналогии с японским дзёмоном вызвали у Эстрада фрагменты керамики, относящиеся к типу «Valdivia Red Incised» («Прочерченный на красном»), а по форме венчика – «Сastellated» («В форме зубцов башни замка»). По венчику таких сосудов симметрично располагаются четыре таких «башенных зубца» – именно этот элемент привлек внимание исследователя.
К сожалению, Эстрада не суждено было узнать в полной мере реакцию научного сообщества на свою гипотезу: 19 ноября 1961 г. он скоропостижно скончался в возрасте 45 лет. Он ушел на пике своей политической, общественной и научной карьеры, полный археологических планов о масштабной экспедиции в прибрежные районы провинций Манаби и Эсмеральдас. В некрологе, опубликованном в журнале «American Antiquity», Меггерс писала: «… Когда в 1953 г. он (Эстрада) начал заниматься археологией, побережье Эквадора было одним из самых малоизвестных регионов в Новом Свете. К 1961 г. оно стало самым известным…».
Это был исключительно важный момент в истории гипотезы «Дзёмон-Вальдивия». Меггерс и Эванс вполне могли отмежеваться от дальнейшего продвижения дискуссионного «японского следа», однако они продолжили активно разрабатывать гипотезу Эстрада и для ее аргументации отправились весной 1963 г. в Японию для знакомства с коллекциями дзёмона. Американским археологам удалось увидеть значительное количество предметов разных периодов дзёмона (9 коллекций памятников на Хонсю и 12 на Кюсю) и посетить несколько раскопанных стоянок в районе Токио.
Эта поездка укрепила их уверенность в правоте гипотезы Эстрада, и по возвращении они озвучили дополнительную аргументацию гипотезы «Дзёмон-Вальдивия» в выступлениях и публикациях на международных форумах.
Перечислим основные положения этой гипотезы.
Самая древняя керамическая посуда Нового Света, датируемая возрастом около 5 тыс. лет, появилась на побережье Эквадора в доземледельческой культуре вальдивия. И это была уже зрелая, сформировавшаяся технология, позволявшая производить сосуды разнообразных форм и со сложными узорами.
Несколько орнаментальных стилей оформления керамических сосудов, найденных на памятнике Вальдивия, не имеют прототипов или близких аналогий в Новом Свете, зато обнаруживают поразительное сходство с керамикой дзёмона на о-вах Хонсю и Кюсю. Например, оформление венчика сосуда в форме «зубцов башни» отмечено лишь в самых ранних слоях вальдивии, тогда как аналогичный мотив был широко распространен в раннем-среднем дзёмоне Хонсю и Кюсю 7—5 тыс. лет назад. Еще одним важным элементом сходства культур являются многочисленные женские фигурки, известные на территории Эквадора как «вальдивийские Венеры» и как «догу» – в японском дзёмоне.
Такое совпадение не может быть случайным: оно является результатом интродукции технологии керамического производства в Южную Америку носителями культуры дзёмон в результате трансконтинентального плавания. Наиболее благоприятное время для путешествия через Тихий океан (между 40 и 55° с. ш.) приходится на октябрь-ноябрь – в этом случае сопутствующие течения и ветра позволяют лодкам перемещаться со скоростью 24—43 мили в час и достичь противоположного побережья за несколько месяцев. И тихоокеанские течения могли выносить суда дзёмонских рыбаков из района Кюсю к побережью Южной Америки.
Эквадорские контраргументы
Гипотеза «Дзёмон-Вальдивия» наделала много шума: статьи, репортажи и интервью с ее авторами опубликовали самые известные издания, такие как «Time» (1961), «Newsweek» (1962), «The Evening Star» (1962), «The New York Times» (1966), «Scientific American» (1966) и др. Появились многочисленные сторонники этой гипотезы и ее яростные критики.
Интригу вокруг происхождения керамической посуды в Южной Америке обострили новые открытия, ознаменовавшие археологические исследования в прибрежных районах Эквадора в 1970—1980-х гг. Во-первых, на территории п-ова Санта-Элена были найдены следы еще более древней культуры – «Лас-Вегас». Ее носители занимались охотой, собирательством и рыболовством, керамическая же посуда была им неизвестна. Датировка этой культуры по данным радиоуглеродного анализа составила 10,0—6,6 тыс. лет назад.
Во-вторых, удалось найти и исследовать новые памятники культуры вальдивия. В 1971 г. один из авторов этой статьи (Х. Маркос) открыл на п-ове Санта-Элена памятник «Риал-Альто», раскопки которого серьезно изменили представления о происхождении и характере культуры. В ходе раскопок удалось проследить эволюцию этого поселения от небольшой стоянки с несколькими легкими жилищными конструкциями до крупного церемониального центра с площадкой для ритуалов, насыпными платформами и захоронениями племенной элиты. Было убедительно показано, что эта культура – раннеземледельческая. Исключительно важным является и то, что на Риал-Альто были обнаружены более древние, чем на Вальдивии, обитаемые горизонты возрастом 6,0—5,5 тыс. лет. Там тоже была найдена керамическая посуда, которая, однако, не демонстрирует столь явного сходства с керамикой японского дзёмона.
По мнению первооткрывателя Риал-Альто, культура вальдивия зародилась в континентальной части Эквадора и лишь затем распространилась на побережья. И технология производства керамической посуды появляется в ней независимо от внешних импульсов, причем наиболее ранние образцы сосудов имитируют плетеные контейнеры или емкости из тыквы.
Таким образом, хронологический пробел между культурами Лас-Вегас и вальдивия сократился до 600—500 лет, и стало ясно, что именно в этих временных рамках следует искать следы самой первой керамической посуды.
Тем не менее на протяжении более тридцати лет Меггерс продолжала практически в одиночку (Эванс умер в 1981 г.) отстаивать гипотезу о связях дзёмона и вальдивии, указывая на неточности в датировках, приводя новые примеры сходства в орнаментике керамики двух культур и успешных трансокеанских плаваний и т. д.
Исследования на памятнике Риал-Альто представляются самым перспективным способом решения затянувшейся дискуссии, ведь в 1970-х гг. археологам удалось раскопать лишь 5 % от всей площади памятника! Более того, здесь известны участки, где культурный слой достигает наибольшей мощности. На самом памятнике создан музей, построены здания для экспозиций, лабораторные помещения и даже несколько жилых модулей, и в этом смысле он является прекрасной базой для археологической экспедиции. Требуется только новый проект и новая команда исследователей – эта проблема начала решаться в 2010—2013 гг.
В ядро новой команды исследователей Риал-Альто вошли российские исследователи – авторы этой статьи. Новосибирский археолог А. В. Табарев заинтересовался гипотезой «Дзёмон-Вальдивия» еще в конце 1990-х гг. Он несколько раз встречался с Б. Меггерс и вел с ней активную переписку вплоть до ее кончины в 2012 г.; работал с коллекциями археологических материалов культур вальдивия и Лас-Вегас в США, Канаде и в самом Эквадоре. Ученый из Владивостока А. Н. Попов за последние пять лет познакомился с огромным числом коллекций дзёмонской керамики в музеях и научных центрах Японии, изучал древние культуры тихоокеанского бассейна во время стажировок в Институте человека и природы (Япония, Киото) и в Университете Беркли (США, Сан-Франциско).
В 2010 г. в Эквадоре состоялась встреча будущих партнеров с первооткрывателем Риал-Альто Х. Маркосом – фактически, это был первый в истории визит российских археологов в эту страну. За прошедшие три года Маркосу при поддержке правительства Республики Эквадор удалось восстановить в Приморском политехническом институте в г. Гуаякиль магистерскую программу по подготовке профессиональных археологов, предусматривающую полевую археологическую практику. Российские археологи, в свою очередь, заручились поддержкой российских научных фондов, привлекли к участию в проекте специалистов по палеогеографии, палеомагнитной разведке и др.
В конце ноября 2013 г. российские ученые вновь побывали в Эквадоре. На официальной встрече в Приморском политехническом институте, на которой присутствовали не только специалисты из разных департаментов и сотрудники российского консульства в Эквадоре, но и представители индейской коммуны, на территории которой находится памятник Риал-Альто, первый российско-эквадорский археологический проект получил высокую оценку.
Новый этап раскопок на памятнике Риал-Альто намечен на сентябрь 2014 г. Кто знает, может быть, именно там будет поставлена точка в многолетней и бурной научной дискуссии.
Меггерс Б. Кто принес искусство керамики в Эквадор 5000 лет назад? Японские рыбаки? // Курьер ЮНЕСКО. 1967. № 12.
Соловьева Е. А., Табарев А. В., Табарева Ю. В. Диалоги с догу: к проблеме интерпретации антропоморфной пластики тихоокеанского бассейна // Мустье Забайкалья, загадочные догу и другие древности тихоокеанских стран. Тихоокеанская археология. Вып.18. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2010. С. 50—96.
Табарев А. В. Как начиналась легенда (культура вальдивия и дискуссия о возможности трансокеанских контактов в Пасифике) // Юбилей Лидера. Тихоокеанская археология. 2012. Вып. 23. С. 94—133.
Исследования поддержаны Научным фондом Дальневосточного федерального университета и Российским гуманитарным научным фондом (проект № 12-01-00001)