Что такое основы исследовательской деятельности и зачем изучать

Курс лекций по дисциплине «Основы исследовательской деятельности»

Министерство образования Тверской области

государственное бюджетное профессиональное

«Тверской химико-технологический колледж»

Цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин

УД. 01. Основы исследовательской деятельности

11.02.02Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники

09.02.04. Информационные системы (по отраслям)

Председатель ЦК Скоркина Е. М. ____________

Разработчик: Ижицкая М. О., преподаватель.

Оглавление

Цели и задачи освоения дисциплины

Современный этап развития профессионального образования выдвигает принципиально новые требования к содержанию и характеру подготовки квалифицированного специалиста как личности, обладающей высоким интеллектуальным и культурным уровнем, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и деловой мобильности. В связи с этим в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в учебном плане предусмотрена дисциплина «Основы исследовательской деятельности», позволяющая студенту правильно сориентироваться в исследовательской деятельности, результатом которой является курсовая или квалификационная работа.

Программа дисциплины « Основы исследовательской деятельности » позволяет понять роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска, накопления, обработки научной информации и оформления результатов исследования.

Основной целью курса «Основы исследовательской деятельности» является практическое освоение студентами навыков самостоятельной исследовательской работы. Курс также нацелен на формирование основ культуры умственного труда.

Также дисциплина направлена на создание условий для развития исследовательской компетентности студентов посредством освоения методов научного познания и умений учебной исследовательской деятельности.

1) теоретический компонент:

— получить базовые представления о науке, этапах ее развития и ее роли в современном обществе;

— дать представление о сущности и методологических основах исследования;

— освоить и закрепить основные понятия научно-исследовательской работы;

— выяснить сущность познания как активной деятельности человека, направленной на приобретение знаний;

— понимать роль исследований в практической деятельности людей;

— составить представление о логике процесса исследования;

— сформировать у студентов научный стиль мышления, значимый в познавательной и практической деятельности в условиях информатизации общества;

— знать структуру научного документа и требования к его структурным элементам;

— знать виды и формы научно-исследовательской работы.

2) познавательный компонент:

— изучить методы научного познания и возможности их применения на практике, в том числе в профессиональной деятельности;

— познакомить с алгоритмом планирования, организации и реализации исследования, а также с особенностями написания различных видов научных текстов, ;

— уметь осуществлять поиск, сбор, изучение и обработку необходимой научной информации;

— изучить структуру и технику оформления научного документа;

— получить базовые практические навыки работы с различными источниками информации;

3) практический компонент:

— иметь навыки по применению в практической деятельности методов научного познания;

— уметь работать с научной, учебной литературой;

— уметь оформлять результаты исследования в различных формах;

— правильно классифицировать научные факты и явления;

— осуществлять исследования в процессе выполнения курсовых и дипломных работ.

— приобретать навыки дискуссии в процессе защиты исследовательских работ.

2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «Основы исследовательской деятельности» входит в общеобразовательный цикл.

3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-выбирать тему, определять объект исследования, формулировать цель и задачи исследования, составлять план выполнения исследования;

-осуществлять сбор, изучение и обработку информации;

— анализировать и обрабатывать результаты исследования, формулировать выводы и делать обобщения;

— использовать методы научного исследования;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

сущность и принципы научно-исследовательской деятельности;

— основные понятия научно-исследовательской работы;

— методику выполнения исследовательских работ, логику процесса исследования и его основные этапы, этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы,

— способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;

— основные формы представления результатов исследования, требования к стилю и языку научных работ, структуру и технику оформления научного документа.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 27 часов:

Дифференцированный зачет- 2.

Форма промежуточной аттестации: Дифференцированный зачет.

Лекция 1. Основные понятия научно исследовательской деятельности.

Цель: изучить основные понятия научно-исследовательской деятельности.

Каждый специалист должен иметь представление о методике и организации научно-исследовательской деятельности, о науке и ее основных понятиях.

Как специфическая сфера человеческой деятельности она представляет собой результат общественного разделения труда, обособление умственного труда от физического, преобразование познавательной деятельности в особую область занятий определенной группы людей. Необходимость научного подхода ко всем видам человеческой деятельности заставляет науку развиваться более скорыми темпами, чем любую другую область деятельности.

Одним из основных заданий науковедения есть разработка классификации наук, которая определяет место каждой науки в общей системе научных знаний, связь всех наук. Наиболее распространенным является распределение всех наук на науки о природе, обществе и мышлении.

Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит отражение и воспроизведение в сознании человека объективной действительности. Научное познание это исследования, которым характерны свои особые цели и задачи, методы получения и проверки новых знаний. Оно достигает сущности явлений, раскрывает законы их существования и развития, тем самым указывая практические возможности, пути и способы влияния на эти явления и изменения в соответствии с их объективной природой. Научное познание призвано освещать путь практике, предоставлять теоретические основы для решения практических проблем.

Основой и движущей силой познания является практика, она дает науке фактический материал, который требует теоретического осмысления. Теоретические знания создают надежную основу понимания сущности явлений объективной действительности.

Познание сводится к ответам на несколько вопросов, которые схематично можно изобразить таким образом:

Язык науки весьма специфичен. В нем много понятий и терминов, имею-

щих хождение в научной деятельности. Основу языка составляют слова и словосочетания терминологического характера:

Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содер-жащее составленный автором реферат проведенного им исследования.

Аналогия – рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некото-

рым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.

Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной

ситуации для решения данной проблемы.

Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект исследования.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы част-

ных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Диссертация – научное произведение, выполненное в форме рукописи,

научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в каче-

стве квалификационной работы, призванной показать научно-

исследовательский уровень исследования, представленного на соискание уче-

Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т. п.

Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений к общим

– обзорная – вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных

– релевантная – информация, заключенная в описании прототипа науч-

– реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первичных

– сигнальная – вторичная информация различной степени свертывания,

выполняющая функцию предварительного оповещения;

– справочная – вторичная информация, представляющая собой система-

тизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Обзор – научный документ, содержащий систематизированные научные

данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников.

Объект исследования – процесс или явление, порождающие проблемную

ситуацию и избранные для изучения.

Определение – один из способов, предохраняющих от недоразумений

в общении, споре и исследовании.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта иссле-

дования в определенном аспекте рассмотрения.

Понятие – есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства

предметов и отношения между ними.

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения,

Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных

вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают

следующие виды проблем:

– исследовательская – комплекс родственных тем исследования в грани-

цах одной научной дисциплины и в одной области применения;

– комплексная научная – взаимосвязь научно-исследовательских тем из

различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохо-

– научная – совокупность тем, охватывающих всю научно-

исследовательскую работу или ее часть;

Суждение – мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отри-

Теория – учение, система идей или принципов. Совокупность обобщен-

ных положений, образующих науку или ее раздел.

Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из неко-

торого количества заданных суждений выводится иное суждение, определен-

ным образом связанное с исходным.

Фактографический документ – научный документ, содержащий тексто-

вую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую со-

стояние предмета исследования или собранную в результате научно-

Формула изобретения – описание изобретения, составленное по утвер-

жденной форме и содержащее краткое изложение его сущности.

Формула открытия – описание открытия, составленное по утвержденной

форме и содержащее исчерпывающее изложение, его сущности.

Домашнее задание: Выучить основные термины научно-исследовательской деятельности.

Лекция 2. Структура научного исследования.

Цель: Определить особенности структуры научного исследования.

Лекция 3. Нормы оформления научно-исследовательской работы.

Цель: выявить основные нормы оформления научного исследования.

Основные понятия: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложение.

Общие положения. Оглавление (содержание), которое располагают за титульным листом, печатается через полтора интервала, разделы отделяются пробелом в два интервала.

Текст работы печатается на листах стандартного формата А4 (210х295 мм), с одной стороны через одинарный интервал (1,0), 14 шрифтом, с оставлением полей: сверху = 25 мм, снизу = 20 мм, слева = 30-35 мм, справа = 10-15 мм, отступ = 1,25; текст выравнивается по ширине страницы.

Сноски печатаются на тех страницах, к которым относятся, и имеют постраничную нумерацию.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки разделов оформляют систематично тексту, заголовки подразделов – с абзаца. Расстояние между заголовками и текстом должно быть увеличено для выделения заголовка.

Заголовки разделов печатаются прописными буквами, заголовки подразделов – строчными буквами, заголовки не подчеркиваются, в конце их точки не ставятся.

Заголовки разделов и подразделов нумеруются арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово («Приложение») и номер, обозначенный арабской цифрой (без знака №); например, Приложение 1.

В работе используется общая нумерация страниц, включая библиографию и приложения. Первая страница – титульный лист, вторая – оглавление (содержание) работы. Введение, каждая глава основной части работы, заключение, библиография и приложения начинаются с новой страницы. Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами по центру. Титульный лист и оглавление (содержание) включают в общую нумерацию работы, но номера страниц на них не ставят (т.е. введение начинается с 3 стр.).

Можно выделить общие правила оформления:

Научная работа выполняется на белой односортной бумаге формата А4 с одной стороны листа, работа должна быть сброшюрирована в твёрдой обложке.

Текст работы набирается на компьютере, размер шрифта – 14 пунктов, гарнитура шрифта Таймс (Times Nev Roman

Схемы, формулы, рисунки и таблицы следует выполнять на компьютере, либо чёрными чернилами или тушью.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами соответствующего цвета после аккуратной подчистки или заштриховывания штрихом.

Нумерация страниц и глав:

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы ставится внизу посередине без точки в конце.

Титульный лист и содержание включается в общую нумерацию страниц, но номер не проставляется. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Каждый структурный элемент научной работы (введение, главы и т. п.) следует располагать с новой страницы. Заголовок располагается посередине строки без точки в конце и пишется прописными (заглавными) буквами, не подчёркивая, отделяя от текста межстрочным интервалом. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовке не допускаются.

Разделы и подразделы работы:

Они должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер подраздела включает номер главы, раздела и порядковый номер подраздела, разделённые точкой, например, 1.11, 1.2., 1.3. или 1.1.1., 1.1.2. и т.д. Если раздел состоит из одного подраздела, то нумеровать его не следует. Заголовки разделов и подразделов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчёркивая.

Оформление элементов научной работы:

1. Титульный лист должен содержать полное наименование учреждения, название работы, данные о студенте, руководителе, город и год написания работы.

2. Содержание раскрывает структуру работы. В содержании отражаются все элементы работы (кроме титульного листа), а так же главы, разделы основной части.

3. Введение – объём не более 2-5 страниц. В нём даётся обоснование выбора темы, характеризуется её актуальность, теоретическая и практическая значимость, цель и задачи исследования.

4. Основная часть – содержание этой части должно соответствовать теме работы и полностью её раскрывать. Она может состоять из нескольких глав, в каждой главе выделяют разделы и подразделы. В первой главе происходит обзор теоретических источников по теме исследования. Во второй главе характеризуется изучаемый объект, раскрываются методики и организация исследования. В третьей главе излагаются собственные исследования, так же в отдельную главу может быть выделено и применение результатов исследования.

5. Заключение – объём 1-3 страницы. Содержит краткое и конструктивное изложение итогов проведённого исследования, отражает теоретическое и практическое значение работы.

6. Список использованных источников – Должен включать перечень всех источников, на которые исследователь ссылается в тексте работы. Список оформляется в соответствии с требованиями государственного стандарта.

7. Приложение – содержит вспомогательный материал, который с целью сокращения объёма работы не вошёл в основную часть. Приложение не нумеруется.

Порядок оформления таблиц, графического материала, формул. Форма таблицы применяется при изложении цифровой и словесной информации о нескольких объектах по ряду признаков для лучшей наглядности и сравнения показателей. Таблица имеет два уровня членения: вертикальный – графы; горизонтальный – строки. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть грамматически согласованы с заголовками. В заголовках и подзаголовках граф и строк таблицы употребляются только общепринятые сокращения и условные обозначения. Графы таблицы должны быть пронумерованы, если таблица располагается более чем на одной странице. Разрывать таблицу и переносить ее часть на другую страницу нежелательно (объем таблицы может быть при необходимости уменьшен за счет уменьшения шрифта до 10 и интервала до 1.0). Графу «№ п/п» в таблицу включать не следует.

Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок и слово «Таблица» начинаются с прописной буквы. Заголовок не подчеркивается. Заголовок таблицы помещают под словом «Таблица» посередине страницы.

Показатели физического развития детей из района с неблагоприятным (группа 1) и благоприятным (группа 2) шумовым режимом

Таблицы помещаются либо в тексте работы сразу после ссылок на них, либо в приложениях. И в том и в другом случае они должны иметь сквозную нумерацию. Если таблицы помещаются и в тексте и в приложении, используется отдельная нумерация для текста и для приложения. Знак № при нумерации не ставится.

Если таблица заимствована или рассчитана по данным статистического еженедельника или другого источника, надо обязательно делать ссылку на первоисточник.

В случае необходимости под таблицей помещается примечание, в котором поясняются знаки и сокращения, применяемые в таблице. Примечание может быть выделено более мелким шрифтом (например, 12 пт) или курсивом.

Графические материалы (схемы, диаграммы, графики и др.) помещаются в работе в целях установления свойств и характеристик объекта или в качестве иллюстраций для лучшего понимания текста.

Графический материал должен располагаться непосредственно после текста, в котором о нем упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости – в приложениях. Графический материал должен иметь тематическое наименование (название), которое помещается снизу.

Графический материал основной части и приложений следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Рис. 1. Сравнительная характеристика силы правой и левой кисти у девушек из экологически благоприятного района (ЭБР) и экологически неблагоприятного района (ЭНБР) г. Кирова.

Формулы расчетов в тексте надо выделить, записывая их более крупным шрифтом и отдельной строкой, давая подробное пояснение каждому символу, когда он встречается впервые. Например:

Жизненный индекс (ЖИ) измеряется в (мл/кг) и рассчитывается по формуле:

ЖИ= ЖЕЛ : МТ, где ЖЕЛ – жизненная емкость легких (мл), МТ – масса тела (кг).

Рекомендуется нумеровать формулы в пределах каждого раздела, особенно, если в тексте приходится на них ссылаться. Например:

Статистический анализ результатов исследования проводили с помощью формулы:

Вычисление среднего арифметического (формула 1) позволяет нам вычислить усредненное значение признака и сравнить несколько групп между собой.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Вопросы для повторения:

1. Какие элементы научной работы Вы можете назвать?

2. Каковы основные требования к оформлению текста научного исследования?

3. Какие существуют требования к оформлению основной части?

4. Для чего необходимо использование в научной работе таблиц, графического материала, формул?

5. В чем состоит особенность оформления графического материала

Лекция 5. Язык и стиль научной работы

Цель: определить фразеологические особенности научного исследования.

Домашнее задание: Написать эссе научным стилем на свободную тему

Лекция 6. Способы представления результатов
исследовательской деятельности

Завершением любой исследовательской деятельности является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа – курсовая работа, дипломная работа, диссертация и т. д. – служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в инструкциях ВАК, положениях, принятых учеными советами, и в других столь же солидных документах. Нас интересует вторая форма – представление результатов научной работы.

Условно вид представления научных результатов можно разделить еще на три подвида:

1) устные изложения;

3) компьютерные версии.

Но все они относятся к тем или иным вариантам представления текстовой, символической и графической информации. Поэтому разговор о способах оформления и представления научных результатов целесообразно начать с характеристики методов описания данных.

В человеческом сообществе основным способом передачи информации является слово. Поэтому любое научное сообщение – это, прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и научном языке.

Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры и «лирические отступления» для того, чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст, в отличие от литературного текста или повседневной речи, очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты. В этом он сходен с «канцеляритом» – бюрократическим языком деловых бумаг. Роль этих штампов чрезвычайно важна – внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. «Наукообразные» штампы на самом деле играют важную роль «рамок», стандартной установки для нового научного содержания. Конечно, встречаются ученые – великолепные стилисты (какими, например, были Б. М. Теплов и А. Р. Лурия), но этот дар все же часто украшает произведения литераторов и философов (вспомним Ортегу-и-Гассета, А. Бергсона и многих других).

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации с текстовым сопровождением

Таблица. Организационно содержательная модель исследовательской деятельности.

Что такое основы исследовательской деятельности и зачем изучать. Смотреть фото Что такое основы исследовательской деятельности и зачем изучать. Смотреть картинку Что такое основы исследовательской деятельности и зачем изучать. Картинка про Что такое основы исследовательской деятельности и зачем изучать. Фото Что такое основы исследовательской деятельности и зачем изучать

Домашнее задание: оформить введение, основную часть работы.

Источник

Программа «Основы исследовательской деятельности»

Что такое основы исследовательской деятельности и зачем изучать. Смотреть фото Что такое основы исследовательской деятельности и зачем изучать. Смотреть картинку Что такое основы исследовательской деятельности и зачем изучать. Картинка про Что такое основы исследовательской деятельности и зачем изучать. Фото Что такое основы исследовательской деятельности и зачем изучать

• Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)

• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)

• Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

• Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»

• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.

Краткая аннотация

Новые стандарты образования предполагают смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной.

Программа состоит из 3-х автономных модулей: «Что такое

исследование», «Наблюдение и наблюдательность», «Работа над проектом»

Продолжительность обучения 1 год. Занятия проводятся три раза в неделю по 1 часу. Всего 108 часов в год.

Цель, задачи, способы определения результативности, а также формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы определены в каждом модуле.

Учебный план

« Что такое исследование »

«Наблюдение и наблюдательность»

Модуль «Что такое исследование?»

Модульпредполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Цель: формирование системы знаний и умений в области исследовательской деятельности, необходимой для выбора учащимися ценностей собственной жизнедеятельности и их профессиональной ориентации.

— сформировать систему знаний о сути проектной деятельности;

— совершенствовать умения и навыки практической деятельности при решении проектных задач;

— способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к исследовательской и проектной деятельности;

Итоги реализации модуля могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Учебно – тематический план модуля «Что такое исследование?»

Что такое исследование?

Входящая диагностиканаблюдение, анкетирование

Как задавать вопросы?

Как выбрать тему исследования?

дополнительную литературу(экскурсия в библиотеку)

«Знакомство с информационными справочниками»

Наблюдение как способ выявления проблем.

самостоятельное планирование выполнения

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

Постановка вопроса (поиск гипотезы).

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей

Обоснованный выбор способа выполнения

Составление аннотации к прочитанной книге,

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

Методика проведения самостоятельных исследований.

Методика проведения самостоятельных исследований.

Познавательна я игра

творческие работы на уроке по выбранной

самостоятельно й работы

Выставки творческих работ – средство

стимулирования проектной деятельности детей.

презентация проектных работ

исследовательской деятельности. Защита любимого проекта перед учащимися начальной школы.

презентация проектных работ

Тема 1. Что такое исследование?Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя.

Тема 2. Как задавать вопросы?Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.

Тема 3. Как выбрать тему исследования?Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.

Тема 4. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку).Экскурсия в библиотеку. Встреча с библиотекарем. Научить выбирать литературу на тему.

Тема 5. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»).Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. Тема 6. Наблюдение как способ выявления проблем. Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.

Тема 7. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Тема 8. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.

Тема 9. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения. Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.

Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 10. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.Способы выдвижениягипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 11. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей. Заочная экскурсия в прошлое.

Тема 12. Обоснованный выбор способа выполнения задания. Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы. Тема 13. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек. Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.

Тема 14. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?Учиться строить схемы «Дерево Паук».

Тема 15. Методика проведения самостоятельных исследований.

Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

Тема 16. Коллективная игра-исследование. Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».

Тема 17. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике.Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

Тема 18. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.

Тема 19. Анализ исследовательской деятельности. Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации модуля:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; – знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.

По окончанию модуля учащемуся необходимо уметь:

• слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

• осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

• вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

• вести рассказ от начала до конца;

• творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;

• работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

Модуль «Наблюдение и наблюдательность»

Модуль предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Цель: формирование системы знаний и умений в области исследовательской деятельности, необходимой для выбора учащимися ценностей собственной жизнедеятельности и их профессиональной ориентации.

— сформировать систему знаний о проектировании;

— совершенствовать умения и навыки практической деятельности при самостоятельном поиске, систематизации и оформлении интересующей информации;

— способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к исследовательской и проектной деятельности;

Итоги реализации модуля могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Учебно – тематический план модуля «Что такое исследование?»

Что можно исследовать? Формулирование темы.

Входящая диагностиканаблюдение, анкетирование

Как задавать вопросы? Банк идей.

Тема, предмет, объект исследования.

Цели и задачи исследования.

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

Сообщение о своих коллекциях.

Что такое эксперимент?

эксперименты на моделях

Сбор материала для исследования.

Обобщение полученных данных.

Как подготовить результат исследования.

Как подготовить сообщение.

Познавательна я игра

Подготовка к защите.

Анализ самостоятельно й работы

Содержание занятий

Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

Тема 2. Как задавать вопросы? Банк идей. Игра «Задай вопрос».

Составление «Банка идей».

Тема 4. Цели и задачи исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?Уметь: ставить цели и задачи исследования. Тема 5. Учимся выдвигать гипотезы. Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Тема 6. Организация исследования (практическое занятие) Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать: методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. Тема 7.Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет», «Парные картинки, содержащие различие», «Найди ошибки художника.

Знать: метод исследования – наблюдение

Уметь: проводить наблюдения над объектом и т.д.

Уметь: выбирать тему для коллекционирования, собирать материал. Тема 9. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди».

Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Тема 10. Сообщение о своих коллекциях. Выступления учащихся о своих коллекциях.

Тема 11. Что такое эксперимент. Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов.

Планирование и проведение эксперимента.

Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». Тема 13. Сбор материала для исследования. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и др.

Тема 17. Подготовка к защите. Защита.Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита, «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».

Тема 18. Индивидуальные консультации. Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Тема 19. Подведение итогов работы. Анализ своей проектной деятельности. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации модуля:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; – знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; – владеть планированием и постановкой эксперимента.

По окончанию модуля учащемуся необходимо уметь:

• наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;

• пересказывать подробно и выборочно;

• выделять главную мысль на основе анализа текста;

• делать выводы из фактов, совокупности фактов;

• выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части

• выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;

• делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

Модуль «Наблюдение и наблюдательность» Модуль предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Цель: формирование системы знаний и умений в области исследовательской деятельности, необходимой для выбора учащимися ценностей собственной жизнедеятельности и их профессиональной ориентации.

— сформировать систему знаний о проектировании;

— совершенствовать умения и навыки практической деятельности при самостоятельном поиске, систематизации и оформлении интересующей информации;

— способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к исследовательской и проектной деятельности;

Итоги реализации модуля могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Учебно – тематический план модуля «Работа над проектом»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *