Что такое основы религиозных культур и светской этики 4 класс

Основы религиозных культур и светской этики (статья)

Что такое основы религиозных культур и светской этики 4 класс. Смотреть фото Что такое основы религиозных культур и светской этики 4 класс. Смотреть картинку Что такое основы религиозных культур и светской этики 4 класс. Картинка про Что такое основы религиозных культур и светской этики 4 класс. Фото Что такое основы религиозных культур и светской этики 4 класс

Что такое основы религиозных культур и светской этики 4 класс. Смотреть фото Что такое основы религиозных культур и светской этики 4 класс. Смотреть картинку Что такое основы религиозных культур и светской этики 4 класс. Картинка про Что такое основы религиозных культур и светской этики 4 класс. Фото Что такое основы религиозных культур и светской этики 4 класс

Описание разработки

В современном обществе, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной. Решение данной проблемы тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно – нравственное развитие и воспитание школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс, внеурочную деятельность.

Введение в школы предметов духовно-нравственного цикла, в частности, предмет «Основы религиозных культур и светской этики» как культурологическая дисциплина призван дать обучающимся целостное представление о мире.

Данный курс направлен на знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России. Всё это должно способствовать достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам многонационального государства, укреплению взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе.

Тематика курса ОРКСЭ (все его модули) направлены на развитие таких качеств личности, как милосердие, любовь, уважение к ближним.

Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания.

Одним из условий преподавания данных предметов является принятие педагогом позиции ученика, желание помочь ему сделать правильный нравственный выбор в жизни, стать лучше, добрее. От учителя требуется умение не навязывать свою точку зрения. Учитель при любых обстоятельствах должен стать для ребёнка тем человеком, который утвердит в юном сердце отвращение к злу, неправде.

Таким образом, в преподавании предметов духовно-нравственного содержания огромную роль играет личность учителя. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. В нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, справедливость – обязательные профессиональные качества учителя».

В нашем лицее родители выбрали модуль «Светская этика». (Учебник Студеникин М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М. : ООО «Русское слово – учебник»). Данный модуль предполагает изучение духовно-нравственной культуры. На уроках светской этики обучающимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чём состоят его права и обязанности, раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие.)Этот предмет я преподаю в 5 классе второй год.

Что такое основы религиозных культур и светской этики 4 класс. Смотреть фото Что такое основы религиозных культур и светской этики 4 класс. Смотреть картинку Что такое основы религиозных культур и светской этики 4 класс. Картинка про Что такое основы религиозных культур и светской этики 4 класс. Фото Что такое основы религиозных культур и светской этики 4 класс

Так использование текстов различного содержания (в частности, притчи) на уроках этого предмета могут стать большими «помощниками» для учителя, где текст должен стать инструментом для достижения воспитательных целей. Темы притч: мудрость, семейные устои и воспитание детей, знание, любовь к ближнему, милосердие, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, помощь нуждающимся и другое.

Каждая притча – выражение духовного опыта множества жизней, она является носителем традиций той или иной культуры. Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности. Важно побудить ученика к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, а превращение их в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении.

В конце курса обучающиеся защищают проекты на выбранную ими тему.

Жизнь так устроена, что человеку постоянно приходится сталкиваться с разными проблемам. Изучение светской этики поможет ученикам стать добрее и лучше, понять опасность равнодушия и жестокости.

Во внеурочное время ученики активно принимают участие в творческих конкурсах и акциях, организуемых духовно-патриотическим центром «Арское». Многие работы ребят отмечены грамотами и дипломами победителей в различных номинациях. Педагогический коллектив лицея также отмечен Дипломами за активное участие в конкурсах духовно-патриотического центра «Арского».

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Цели и перспективы введения предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Спицына Евгения Васильевна, к.п.н., методист по научной работе МБУ ДО г.Ульяновска «ЦДТ №2»

В современном обществе, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной. Решение данной проблемы тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно – нравственное развитие и воспитание школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс, внеурочную деятельность.

Введение в школы предметов духовно-нравственного цикла, в частности, предмет «Основы религиозных культур и светской этики» как культурологическая дисциплина призван дать обучающимся целостное представление о мире.

Данный курс направлен на знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России. Всё это должно способствовать достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам многонационального государства, укреплению взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе.

Тематика курса ОРКСЭ (все его модули) направлены на развитие таких качеств личности, как милосердие, любовь, уважение к ближним.

Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания.

Одним из условий преподавания данных предметов является принятие педагогом позиции ученика, желание помочь ему сделать правильный нравственный выбор в жизни, стать лучше, добрее. От учителя требуется умение не навязывать свою точку зрения. Учитель при любых обстоятельствах должен стать для ребёнка тем человеком, который утвердит в юном сердце отвращение к злу, неправде.

Таким образом, в преподавании предметов духовно-нравственного содержания огромную роль играет личность учителя. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. В нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, справедливость – обязательные профессиональные качества учителя».

В нашем лицее родители выбрали модуль «Светская этика». (Учебник Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: ООО «Русское слово – учебник»). Данный модуль предполагает изучение духовно-нравственной культуры. На уроках светской этики обучающимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чём состоят его права и обязанности, раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие.) Этот предмет я преподаю в 5 классе второй год.

Так использование текстов различного содержания (в частности, притчи) на уроках этого предмета могут стать большими «помощниками» для учителя, где текст должен стать инструментом для достижения воспитательных целей. Темы притч: мудрость, семейные устои и воспитание детей, знание, любовь к ближнему, милосердие, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, помощь нуждающимся и другое.

Каждая притча – выражение духовного опыта множества жизней, она является носителем традиций той или иной культуры. Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности. Важно побудить ученика к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, а превращение их в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении.

В конце курса обучающиеся защищают проекты на выбранную ими тему.

Жизнь так устроена, что человеку постоянно приходится сталкиваться с разными проблемам. Изучение светской этики поможет ученикам стать добрее и лучше, понять опасность равнодушия и жестокости.

Во внеурочное время ученики активно принимают участие в творческих конкурсах и акциях, организуемых духовно-патриотическим центром «Арское». Многие работы ребят отмечены грамотами и дипломами победителей в различных номинациях. Педагогический коллектив лицея также отмечен Дипломами за активное участие в конкурсах духовно-патриотического центра «Арского».

Наши ученики посещают занятия воскресной школы. Кроме занятий, ребята участвуют в постановках православной тематики: Рождество, Масленица, Пасха, Троица, День Матери и другие.

Необходимо отметить и другие направления духовно-нравственного воспитания обучающихся лицея: шефская помощь ветеранам войны и труженикам тыла, экологические акции, семейные мероприятия по здоровому образу жизни, экскурсии (Храмовый комплекс с. Арского, Жадовский монастырь, Болгары и другие).

Подводя итоги, скажем, что в лицее духовно–нравственное воспитание реализуется по следующим направлениям работы:

— духовно-образовательная деятельность – уроки МХК, истории, литературы, основы светской этики (4-5 кл.); классные часы по вопросам духовно – нравственного воспитания; внеурочная деятельность (1-7 кл.) – «Музейное дело», «Игры народов России», «Час чтения», «Культура здоровья», «Народы Поволжья» и другие;

— воспитательно-оздоровительная деятельность – участие в спортивных мероприятиях лицея, поселения, района, области; организация летнего оздоровительного отдыха;

— культурно-познавательная деятельность – обзорные и тематические экскурсии в школьный музей; организация встреч с интересными людьми; посещение мероприятий духовно-нравственного содержания храмового комплекса Арского; проведение фольклорных праздников; выставки рисунков и творческих работ к Рождеству, Пасхе, другое;

— нравственно-трудовая деятельность – акция ко Дню пожилых людей; участие в недели Добра и милосердия; вахта памяти ко Дню Победы.

Источник

Рабочая программа по светской этике.( 4 класс)

по ОРКСЭ модуль «Светская этика»

I. Планируемые результаты изучения курса

IV Приложение 2 Контрольно – измерительные материалы

Рабочая программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»

составлена на основе ООП НОО МБОУ Димитровской средней школы, разработанной на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требования, представленных в ФГОС ООП НОО.

1. Основная образовательная программа начального общего образования (ФГОС НОО) МБОУ Димитровской средней школы (приказ от 01.09.2018г № 129)

2. Учебный план на 2021-2022 учебный год по МБОУ Димитровской средней школе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопроссовершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически иосновывается на ряде факторов:

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули

согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы

межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

· единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.

Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и повыбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации

образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так иколлективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме.

Основные задачи комплексного учебного курса:

· познакомить обучающихся с основамирелигиозных культур и светской этики;

· развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

· обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученныхобучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российскойкультуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих вучебный курс, должно обеспечить:

-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их

-понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

В результате изучения модуля обучающийся должен:
Знать:
основные понятия светской этики;
значение этики в жизни человека;
образцы нравственности в культурах разных народов;
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
строить толерантные отношения в обществе;
применять полученные знания в социуме;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР ИСВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской

культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёхосновных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики»

Основное содержание курса (34 часа)

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *