Что такое основы вероучения
Вероучение
Вероуче́ние — 1) совокупность знаний, очерчивающих и раскрывающих предметы веры; 2) Православное вероучение — совокупность истинных знаний, открытых Богом, необходимых человеку для достижения личного спасения, очерчивающих и раскрывающих предметы христианской веры.
Чем подтверждается истинность Православного вероучения?
Несмотря на то, что предметы Православного вероучения относятся к области сверхъестественного, подтвердить его истинность можно и опираясь на доводы естественного мышления.
В качестве одного из важнейших признаков, подтверждающих истинность вероучения, выступает сбыточность пророчеств. Существенная часть подлинных пророчеств были озвучены ещё в период Ветхого Завета.
Среди всех ветхозаветных пророчеств особенно выделялись те, которые касались Пришествия Спасителя и реализовались на Христе, как, например, пророчество о проповеди Предтечи Господня ( Ис.40:3-5 ), о месте ( Мих.5:2 ) и времени Рождения Спасителя ( Быт.49:9-10 ); о том, что Он родится именно от Девы ( Ис.7:14 ); о совершении Им множества небывалых дотоле чудес ( Ис.35:4-8 ); о торжественном входе Мессии в Иерусалим ( Зах.9:9 ); о Его Крестных Страданиях и смерти ( Ис.53:8-9 ); о Его Воскресении ( Ос.6:1-2 ); о рассеянии апостолов ( Зах.13:7 ); о призвании в Церковь язычников ( Ис.11:10 ). Ряд пророчеств сбылись с детальною точностью.
Другим важным признаком истинности вероучения Церкви служат реализованные в Новом Завете прообразы, описанные в Священном Писании Ветхого Завета (ветхозаветная пасха — новозаветная Пасха; переход евреев через Чермное море — Таинство Крещения; медный змий — Распятие Христово; Крест Христов).
Кроме того истинность Евангельской проповеди Спасителя подтверждена многочисленными чудесами ( Ин.5:36 ), совершенными Им за время Его пребывания на Земле, в том числе чудом из чудес — Воскресением ( 1Кор.15-17 ).
Ещё одним важным признаком является опыт святых, наглядно демонстрирующий, что каким бы грешным не был человек, но если он обращается ко Христу и стремится жить согласно вероучению Церкви, то не только преображается в нового человека, а и достигает уподобления Богу и единения с Ним, освящается, обоживается.
Наконец, истинность православного вероучения подтверждается тем, что оно удовлетворяет религиозным потребностям человеческого духа. Тем, кто следует по стопам Христовым, дано уже в этой жизни испытать радость богообщения, предызображающую будущее блаженство в Царстве Славы.
Введение
Мир православного богословия можно уподобить огромному, премудро устроенному и богато украшенному зданию. Курс «Катихизиса» имеет целью изучить главные «несущие конструкции» и «соединительные узлы» этого здания, понять основные принципы его устройства и, таким образом, получить возможность более или менее свободно ориентироваться в мире богословского знания.
1. Понятие о православном «катихизисе»
1.1. Значение слова «катихизис»
Слово «катихизис» происходит от греческого глагола katecheo, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете.
Достопочтенный Феофил, к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, был наставлен (κατηχήθης) ( Лк. 1:4 ) в учении христианской веры.
Александрийский иудей Аполлос, пришедший с проповедью в Ефес, был наставлен (ἦν κατηχημένος) в начатках пути Господня ( Деян. 18:25 ).
Первоначально «катихизисом» называлось устное научение основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные наставления. Таким образом «катихизис» превратился в жанр христианской вероучительной литературы.
1.2. Что такое вера?
а) Прежде всего под верой понимают состояние психологической уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены.
Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований. Апостол Павел определяет веру как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ).
б) Верой называется также и самый предмет уверенности, то есть некоторое учение, в истинности которого человек убежден. В таком значении использует слово «вера» ап. Павел, когда говорит о людях, которые отвергли прежнюю веру ( 1Тим. 5:12 ), о невеждах в вере ( 2Тим. 3:8 ). В таком смысле можно говорить о христианской, мусульманской, иудейской и другой вере.
С субъективной стороны такая вера раскрывается, прежде всего, как доверие – доверие тому, что Бог открывает нам в Своем слове, доверие Промыслу Божию.
«Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Рим. 4:3 ).
Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Божие – в этом он не сомневался и ранее, – а в том, что он доверился Богу, всецело предал себя воле Божией.
Доверие Богу, Его повелениям и обетованиям порождает в человеке желание хранить верность Богу. На низких степенях духовного развития стремление быть верным Богу может быть обусловлено страхом наказания или желанием получить награду. Однако ни страх, ни корыстный расчет не могут сообщить верности положительного нравственного основания и потому несовместимы с христианским совершенством. Таким основанием может быть только любовь как совокупность совершенства ( Кол. 3:14 ).
«Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8, 16 ), и вера в Бога – Любовь по мере своего роста срастворяется любовью, любовь же побуждает хранить верность тому, кого любишь:
«Если любите Меня, соблюдите мои заповеди» ( Ин. 14:15 );
«кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин. 14:23 ).
В этом смысле ап. Павел говорит о вере, действующей любовью ( Гал. 5:6 ).
г) Таким образом, христианская вера не может быть сведена ни к простой уверенности в истинности христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к личному отношению человека к Богу. Можно сказать, что вера есть, прежде всего, определенный образ жизни. С одной стороны, его содержание – стремление к богообщению, к соединению с Богом. С другой стороны, этот образ жизни непременно включает в себя твердую решимость исполнять волю Божию, привести свою жизнь в соответствие с Божественным замыслом о человеке.
1.3. Предмет настоящего курса
Когда мы определяем катихизис как наставление в вере, то понимаем под этим обзор основных истин христианского учения. Истины веры можно разделить на три группы:
а) истины вероучительные, заключающие в себе знание о Боге и о Его отношении к миру и к человеку;
6) истины нравоучительные, устанавливающие круг нравственных обязанностей человека по отношению к Богу, к самому себе и к себе подобным;
в) истины, которые можно назвать мистическими, относящиеся к практике богообщения.
Настоящий курс «Катихизиса» ограничен рассмотрением только основных вероучительных истин, содержащихся в Никео-Цареградском Символе веры.
2. Необходимость знания основ христианского вероучения для всякого христианина
2.1. Значение разума в религиозной жизни
Почему знание основ христианского вероучения необходимо «всякому христианину»? Разве для нормального протекания духовной жизни не достаточно ограничиться только областью личного благочестия: молитвой, соблюдением заповедей, посещением храма и тому подобное? Как показывает опыт, ограничение духовной жизни только областью чувств не дает христианину возможности построить свою жизнь как разумное служение Богу ( Рим. 12:1 ). Такой христианин не в состоянии исполнить во всей полноте заповедь о любви к Богу.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением [!] твоим ( Мф. 22:37 ), – такой ответ дал Господь Иисус Христос на вопрос о наибольшей заповеди в законе.
Служение Богу требует участия всего человека, включая и душу с ее естественными силами (разум, чувства и воля), и тело. Православию чуждо противопоставление веры и разума, которые неразрывно связаны между собой и предполагают друг друга. Не может быть веры без разума, потому что
1) человек не может верить в то, о чем он совершенно ничего не знает;
2) сама вера должна быть разумной, осмысленной.
В то же время и разум нуждается в вере. Скептицизм не ведет к знанию, напротив, подрывает его основы. Само познание мира основывается на двух предпосылках, принимаемых на веру:
1) вере в то, что окружающий мир реально существует;
Исключение разума из религиозной сферы неизбежно негативно отразится на всем строе духовной жизни человека. Например, такие печальные явления религиозной жизни, как фанатизм, нездоровый мистицизм, обрядоверие, часто имеют своей причиной невежество в вопросах вероучения.
2.2. Что необходимо для спасения
Целью жизни падшего человека является достижение спасения. «Пространный Катихизис» учит, что «для благоугождения Богу и для спасения души» необходимы 5 :
а) «познание истинного Бога».
Но что значит «познать Бога»? Ведь Бог не есть объект познания в общепринятом смысле слова! Поскольку Бог есть Личность, познание Его возможно только через личностное отношение, то есть в опыте богообщения. Поэтому истинное богопознание есть не образ мысли, а, прежде всего, образ жизни, жизнь в непосредственном единстве с Богом.
б) «правая вера в Него».
То есть наличие у человека правильных представлений о Боге, о Его отношении к миру, так как ложная вера, суеверия, сочетая душу человека с неправдой, объективно отделяют его от Бога. При этом веру как знание о Боге следует четко отличать от непосредственного знания Бога, которое приобретается только на путях личностного богообщения.
в) «жизнь по вере и добрые дела».
Иными словами, приведение всей жизни человека в соответствие с волей Божией.
Необходимость в духовной жизни богообщения и исполнения воли Божией не вызывает сомнения. Через личностное общение с Богом, выражающееся, прежде всего, в молитве и в участии в церковных таинствах, мы получаем освящающую нас благодать, необходимые для праведной жизни силы, а через упражнение в добродетели достигаем духовно-нравственного совершенства. Каково же место и назначение в духовной жизни теоретического знания?
2.3. Понятие о богословии, догматическое сознание
Богопознание, жизнь с Богом – опытный процесс, но духовный опыт по мере накопления становится знанием, а знание, в свою очередь, требует систематизации. Таким образом возникает наука – богословие.
Вероучение, усвоенное человеком и составляющее предмет его веры, называется догматическим сознанием. Наличие у человека догматического сознания, знание хотя бы основ вероучения необходимо
а) для обобщения и систематизации духовного опыта, для сообщения опыта тем, кто его не имеет. Архим. Софроний (Сахаров), ученик прп. Силуана Афонского, передает следующие слова своего преподобного учителя:
Лишенный догматического сознания, человек в духовной жизни оказывается совершенно дезориентированным, он подобен слепцу, который вынужден прокладывать себе путь ощупью. Например, он в принципе не способен понять, какое значение в духовной жизни имеет Церковь с ее таинствами, какое место в деле спасения принадлежит собственно человеческой активности.
б) для проверки доброкачественности нашего духовного опыта. Ложное, искаженное догматическое сознание не менее опасно для духовной жизни, чем полное его отсутствие.
2.4. Догматическое сознание и ересь
Искажение вероучения в христианском богословии получило наименование «ереси». По своей сущности ересь (от греч. – выбор, предпочтение) представляет собой предпочтение части истины целому, в результате чего одна из граней духовного опыта вырывается из общего контекста и возводится в абсолют. Обычно ересь связана с рационализацией вероучения, стремлением изгнать из богословия момент тайны, подменить опытное знание Бога знанием о Боге, сделать истину веры вполне доступной для человеческого рассудка.
Всякое погрешение в вопросах вероучения есть ересь, поэтому с точки зрения канонического права еретиками являются все вообще неправославные.
Ересь не есть результат чисто теоретического заблуждения, практически всегда ересь является внешним выражением повреждения в самом строе духовной жизни. Однако будучи выражением ложного духовного опыта, еретическое учение обладает и обратным действием: усвоенное человеческим сознанием, оно неизбежно искажает и саму духовную жизнь, в большей или меньшей степени препятствует соединению человека с Богом. Прп. Силуан предупреждает:
Например, повреждение учения о Христе неизбежно приводит к искаженному представлению об образе совершения Богом нашего спасения, а следовательно и о путях достижения спасения человеком.
Примером того, как незначительные, на первый взгляд, повреждения вероучения способны деформировать духовную жизнь огромных церковных сообществ, могут служить римо-католичество и особенно многочисленные направления современного протестантизма.
В первые века исторического бытия Церкви вероучительные истины, являясь непосредственным обобщением живого духовного опыта, не имели умозрительных формулировок. Однако, когда начали появляться ереси, Церковь, движимая заботой о духовном здоровье своих чад, вынуждена была установить пределы истины, определить границы религиозного опыта, указать ту черту, которая отделяет истинное церковное учение от ереси. Таким образом появились догматы.
2.5. Значение вероучительных истин в жизни христианина
3. Православная катихизическая литература
Приобретению человеком четкого догматического сознания служит катихизическая литература.
Первоначально научение истинам веры осуществлялось изустно, основанием для такого научения служили достаточно краткие Символы и Исповедания веры. Позднее стали появляться более пространные изложения вероучения, катихизисы в современном значении слова. Среди авторов «катехизисов» были известные отцы и учители Церкви. В Православной Церкви большим авторитетом пользуются «Огласительные слова» свт. Кирилла Иерусалимского (387), «Большое огласительное слово» свт. Григория Нисского (ок. 394), Enchridition ad Laurentium. (Руководство для Лаврентия. ) блж. Августина (430), «Катехизис» прп. Феодора Студита (820) и др.
а) «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», составленное в 1640 г. при активном участии митрополита Киевского Петра (Могилы). Исповедание было утверждено Восточными Патриархами (Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским) в 1643 г. В Русской Церкви «Православное исповедание» было принято в 1685 г. при патриархе Иоакиме. В 1696 г. при патриархе Адриане это решение было подтверждено, а «Исповедание» было рекомендовано в качестве учебного пособия.
б) «Изложение Православной Веры Восточной Церкви» (в Русской Церкви известно под названием «Послание Патриархов Православно-кафолической Церкви о православной вере»). Оно было составлено Иерусалимским патриархом Досифеем и в 1672 г. одобрено архиерейским совещанием в Иерусалиме. В 1725 г. «Изложение» было одобрено четырьмя Восточными Патриархами. Тогда же к нему присоединилась и Русская Церковь.
Каково должно быть наше отношение к этим вероизложениям? Несомненно, в целом они православны, однако их авторы сами были не вполне свободны от влияния западного, латинского богословия, что и проявилось в некоторых частных положениях. Очевидно, что «Исповедание» и «Послание» не могут иметь общецерковного непреходящего значения, как, например, догматические определения Вселенских Соборов. Несмотря на то что они сохраняют для нас значительный авторитет, это не более чем исторические памятники догматического характера.
Для Русской Православной Церкви особое значение имеет «Пространный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви», основную часть которого составил свт. Филарет (Дроздов). Однако этот «Катихизис» нельзя рассматривать как авторский. Во-первых, он подвергался редактированию. Во-вторых, «Пространный Катихизис» был единогласно принят Святейшим Синодом Русской Православной Церкви и утвержден императором. Эти решения до сих пор никем не были отменены.
Фактически «Пространный Катихизис» выражает позицию всей Русской Церкви XIX в. «Катихизис» издавался в трех редакциях: в 1823–1824, в 1827–1828, в 1839 гг. и в последней, третьей, редакции подвергся переработке в духе латинского богословия. По своему богословскому уровню «Пространный Катихизис» выше, чем «Православное Исповедание» и «Послание Восточных Патриархов».
В XX столетии появилось большое количество авторских катихизисов: «Катихизис» епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского), «Катихизис» прот. Владимира Глиндского, семейный катихизис «Жив Бог», составленный группой православных христиан из Франции, «Основы Православия» прот. Фомы Хопко и др., однако ни один из них по степени своей авторитетности не может быть сопоставлен с «Пространным Катихизисом».
Пространный Христианский Катихизис Православныя Кафолическия Восточный Церкве. Белосток, 1990 (репринт), с. 3.
Основы вероучения
ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ
МЕСТНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛЕЙСКОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ «ЖИВОЕ СЛОВО» ЕКАТЕРИНБУРГА
ДЕКЛАРАЦИЯ ВЕРЫ
Единственное основание христианской жизни – Слово Божье (Каноническая Библия). Своё спасение и освящение мы получаем от Бога не через переживания, ощущения и эмоции, а через Слово Божье. 2Петр. 1:18-21.
Мы верим:
1. О БОГЕ
1.1. Бог есть Единый личностный Бог, открывающийся в трех личных ипостасях, как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Мф. 28:19; Ин. 17:3; 1Кор.8:4; 1Тим.2:5; Пс.2:7; Ин.14:6; 1Петр. 1:2.
1.2. Бог – Творец неба и земли и всего видимого и невидимого. Быт.1:1; Деян.17:24; Исх.15:11; Ис.43:15; Евр.1:10; 1Тим.1:17.
1.3. Бог есть безначальный и бесконечный Дух — существующий вне времени, имеющий жизнь в Самом Себе. Исх. 3:14, Ин. 4:24.
1.4. Единство Бога включает понятия:
а) Бог един в числовом измерении. Втор. 6:4, Иак. 2:19.
б) Он является единственным Богом во Вселенной и не существует никого, подобного Ему. Все, претендующие называться богом, есть лжебоги. Ис. 45:21; 46:9; Вт. 6:4.
1.5. Триединство Бога является непостижимой тайной и может быть понято только принятием Его откровений о Себе, выраженных в Священном Писании. Мф. 28:19; Ин.1:18; Пс.2:7; Ин.14:26; 15:26; Деян.2:33.
1.6. Триединство Бога включает понятия:
а) единый Бог состоит из трех Личностей. Мтф. 28:19.
б) каждая из Них Сама по Себе является Богом. Деян. 5:3-5, 1Ин. 2:23.
в) вместе эти три Личности составляют одно целое, называемое Богом и равны в славе, силе, величии и вечности. Фил. 2:5-7; 1Ин. 5:7.
г) слова «Триединство», «Троица» исключают понятие существования трех различных и независимых богов. Вт. 6:4.
д) термин «Триединство» исключает также неверное понимание Троицы, как проявление Бога только в разных откровениях, а не в природе личностей. Иак. 2:19; Мрк. 12:29.
е) понятие «Триединство», «Троица» означает, что существуют три вечных различия в одном Существе Божьем, известные, как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Различия в Троице относятся не к их сущности, а к их взаимоотношениям. Это — три Личности. Поэтому мы верим, служим и поклоняемся триединому Богу.
1.7. Бог есть:
— Любовь. Ин. 3:16; 1 Ин. 4:16.
— Святый. Лев. 11:44; Пс. 138:1-4; 1 Петр. 1:15-16.
— Всеведущ. Втор. 31:21; Исх. 29:15; Евр. 4:13.
— Бессмертен. 1 Тим. 6:16.
— Вездесущий. Втор. 4:39; Ис. 66:1; Деян. 17:27.
— Всемогущий. Быт. 17:1; Мф. 19-26; Лук.18:27.
— Вечен. Ис. 40:28; Рим. 14:25.
— Невидим. Ин. 1:18; Втор. 4:15-19; Исх. 33:20; 1Тим. 1:17.
— Необъятен. Пс. 138:7; Пс. 112:4-6.
— Совершенен. Мф. 5:48; Исх. 15:11; Иак. 1:17
— Славен. Исх. 24:16-17; Исх. 33:18-20; Ин. 1:14.
— Неизменен. Мал. 3:6; Пс. 101:28; Евр. 13:8.
— Праведен, Милосерд, Долготерпелив. Пс. 10:7; Пс. 96:2; Пс. 118:137-138.
— Премудрый. Пс. 103;24; 146:5
— Обладающий Верховной властью. 1 Пар. 29:11-12; Пс.134:6; Пр. 16:4; Быт. 15:16; Дан.4:34.
2. О БОГЕ-ОТЦЕ
2.1. Бог-Отец – это бесконечный, вечный и совершенный Дух, в Котором все обретает свои источники, поддержку и свой конец. Он является Отцом Господа нашего Иисуса Христа и нашим Отцом. Пс. 2:7; 1 Пет. 1:3; Ин. 20:17; Ин. 5:26.
2.2. Природа взаимоотношений Отца и Сына является вечной и определяется такой же вечной связью, выраженной в передаче жизни от Отца к Сыну. Пс. 2:7; Ин. 5:26.
2.3. Выражения Библии «Отец, Сын и Дух Святой» указывают на порядок взаимоотношений в Троице: Отец – первый, Сын – второй, Дух Святой – третий. Суть этого порядка выражается в добровольном подчинении Сына и Духа Святого Отцу, хотя Они и равны между собою в их божественной сущности. Ин. 5:17-20; Ин.5:30,5:36-37; Ин.14:16; Ин.15:26.
2.4. Вся верховная власть принадлежит Богу-Отцу, делегирована Им Богу-Сыну и осуществляется через работу Святого Духа. То, что Дух Святой происходит от Отца и Сына не умаляет Его божественности, а подчеркивает единство Трех Личностей в одной сущности. Ин.14:28, Ин.14:31; Мф.28:18.
3. ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ
4. О ДУХЕ СВЯТОМ
4.1. Дух Святой является третьим Лицом Святой Троицы и есть единосущный Отцу и Сыну, обладающий всеми Божественными свойствами. Ин. 14:17; Мф. 28:19; Ин. 16:13-14.
4.2. Он является автором и истинным толкователем Священных Писаний, наставляющим на всякую истину. Отк. 2:7; 2 Пет. 1:21; Еф. 1:17; 1 Ин. 2:20.
4.3. Дух Святой:
— Есть Бог. Деян.5:4.
— Един с Отцом и Сыном. Мтф. 28:19.
— Всемогущий. Лук. 1:35.
— Всеведущий. 1 Кор. 2:10,11.
— Вездесущий. Пс. 138:7-13.
— Творец. Быт. 1:2.
— Независим в действиях. 1 Кор. 12:6-11.
— Творит новую жизнь. Ин. 3:3-8.
— Грех хулы против Него непростителен. Мтф. 12:31-32.
КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ
4.4 Крещение Духом Святым есть особое духовное переживание верующего, отличающееся от рождения свыше и водного крещения. Лук.3:16; Мф.3:11; Мр.1:7.
4.5. Наполняет силой для служения и может подтверждаться знамением говорения на иных языках. Деян.1:8; 2:4; 10:44-46.
4.6. Крещение Духом Святым могут пережить только рожденные свыше люди. Еф.1:13; Ин.14:17; Гал.4:6. Оно совершается Христом и происходит:
а) во время проповеди. Деян. 10:44.
б) во время молитвы с возложением или без возложения рук. Деян. 2:1-4; Деян. 8:17; 19:6.
в) в других обстоятельствах. Деян. 8:39; 9:17.
4.7. Всякому крещенному Духом Святым дается проявление Духа на пользу (1 Кор. 12:4-7) и оно происходит через:
а) различные духовные дары. 1Кор.12:4.
б) служения. Еф.4:11-14; 1Кор.12:5.
в) действия. 1Кор12:4-7; Еф.3:7, 1:19.
4.8. Духовные дары предназначаются для подтверждения Божьего присутствия в Церкви и выявления Его сверхъестественной силы в служении, и указывают на единство Церкви, как Его тела. 1 Кор.12:25; 14:22-25.
4.9. Духовные дары даются Духом Святым и только членам Его тела. 1 Кор. 12:11-13.
4.10. Таланты — это природные способности человека от Бога, используемые Богом в различных служениях. Они должны быть подчинены Духу Святому. Исх. 35:34; 2Кор.3:5.
4.11. Употребление природных способностей, духовных даров и духовных действий создают полную гармонию в служении Богу. Рим.12:3-8, 2Пар.29:28; 2Кор.3:6.
4.12. Для созидания единства Церкви, как Тела Христова, и ее совершенствования Бог посылает дары Духа Святого.
5. О СЛОВЕ БОЖИЕМ
5.1. Основой нашего вероучения являются книги Священного Писания: Ветхий и Новый Завет (Библия каноническая). 2 Пет.1:21; 1 Тим. 3:14-15; Ин. 5:39.
5.2. Библия дана людям Богом и является единственным источником истины, познания Бога и Его воли для нашего спасения. 1 Тим. 3:14-15; 2 Пет. 1:21.
5.3. Автором Священных Писаний является Дух Святой, Который для их написания использовал разных людей, а также особенности той местности и времени, в котором они жили. 2 Петр.1:21.
5.4. Верующему необходимо:
а) исследовать Писания. Ин. 5:39; И.Нав. 1:8.
б) верить в Писания. Мр.1:15, Лук.24:25.
в) не искажать Слова Божьего. И.Н. 1:8; Отк. 22:18-19.
г) соблюдать Писания. Отк.1:3; 22:14.
6. О ЧЕЛОВЕКЕ
7. О ГРЕХЕ
7.1. Грех есть испорченность, осквернение человека, которое не соответствует характеру, воле и всей сущности Бога, выражается неверием в Бога и нарушением Его заповедей. Рим. 5:12
7.2. Обладает властью над человеком, который его совершает. Ин. 8:34-36; Рим. 5:12-13.
7.3. Наличие греха в совести создает чувство вины. 1Кор.8: 10-12; Ин.8:9; Евр.9:14
7.4. Грех разделяет человека с Богом. Ис. 59:2.
7.5. Окончательным результатом греха есть наказание, которое исходит из справедливости Божией и определяется понятием «смерть». Рим. 6:23; Откр. 20:14-15.
7.6. Человеческая жизнь является священным даром Божиим и имеет ценность в Его глазах, поэтому человек не вправе лишать жизни себя самого, других людей, а также совершать аборт. Втор.32:39-40; 1Царств 2:6; Пс.138:13-16; Иер.1:5.
7.7. Наши тела являются храмом живущего в нас Святого Духа и поэтому курение, принятие наркотиков и алкоголя, а также сексуальная аморальность есть греховное осквернение. 1Кор.6:9,19; Гал.5:19-21.
7.8. Родоначальником греха является диавол, падший Ангел, являющийся отцом лжи и всякой неправды, который через гордость и непослушание стал врагом Бога, Его Церкви и человека. Диавол побежден Христом и участь его в озере огненном. Иез. 28:12-17; Отк.20:10; Евр.2:14.
8. О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ
9. ДУХОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ЦЕРКВИ
9.1. Христианская дисциплина требует от нас выполнения своего долга перед Господом во вверенном нам служении. 1Кор.4:1-2.
9.2. Целью христианской дисциплины является подчинение всех областей нашей жизни под контроль Духа Святого. Мф. 5:20, 6:16-18; 14:7; Деян.14:23.
9.3. Власть в Церкви должна осуществляться проявлением духовного примера, а не господством над наследием Божиим. Мф. 20:25-28; 1Петр. 5:1-3.
9.4. Наше повиновение служителям должно быть выражением уважения и духовного смирения. 1Фес. 5:12-13; 1Пет.5:5; Евр.13:17.
9.5. Наша работа, вид деятельности, досуг и вся жизнь должна быть во славу Божию.1 Кор.10:31; Кол.3:17.
9.6. Членов Церкви должно воспитывать в духе освящения на основании Священного Писания. 1 Тим. 4:11-16; 1Фес.4:3.
9.7. К членам Церкви, ведущим нехристианскую жизнь или попавшим в духовное заблуждение, обольщение, грех, ложное учение, согласно Священному Писанию принимаются меры церковного воздействия: 2Кор.2:5-8.
1) вразумление. Мф. 18:15-16; 1 Фес.5:14.
2) обличение. Иуда 1:22-23; 1 Тим. 5:20.
3) запрещение. 2 Тим. 4:2.
4) замечание. 2 Фес. 3:14-15.
5) отлучение. Мтф. 18:17; 1 Кор.16:22; Тит. 3:10.
9.8. Для восстановления в правах члена Церкви, согрешивший приносит пред Богом и Церковью достойный плод покаяния в той Церкви, в которой он был наказан, и по решению Церкви мера взыскания снимается. 2 Кор.2:5-8
9.9. Недостойное поведение членов Церкви и другие конфликты рассматриваются на Совете Церкви. Решение Совета Церкви объявляется на членском собрании Церкви. 1Тим.5:20; Мф. 18:15-17.
10. О СЛУЖИТЕЛЯХ ЦЕРКВИ
11. УСТАНОВЛЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ДЛЯ ЦЕРКВИ
12. О СПАСЕНИИ
13. СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ В ЦЕРКВИ
13.1. Церковь ХВЕ совершает священнодействия рукоположенными епископами, пасторами и диаконами:
1) Бракосочетание. Быт. 1:28; Мтф. 1:18; 19:4-6.
2) Молитва благословения детей. При совершении молитвы ребенок берется на руки или на него возлагаются руки. Лук. 2:27-28; Мр. 10:13-16.
3) Молитва над больными с елеепомазанием. Мр. 6:13; Иак. 5:14-16.
4) Рукоположение на служение. При этом выполняется правило, что меньший благословляется большим. Д.А. 6:6; 13:3; 14:23; Тит. 1:5; Евр. 7:7.
5) Водное крещение. Мтф. 28:19; Д.А. 8:37-39.
6) Вечеря Господня. 1 Кор. 11:23-26; Лук. 22:19.
Диаконы в рукоположении и бракосочетании участия не принимают.
13.2. Все священнодействия, за исключением рукоположения на служение и бракосочетания, могут совершаться определенное время нерукоположенными служителями по поручению епископа или пастора.
14. О БРАКЕ
14.1. Брак установлен Богом. Быт. 1:27-28; Мф. 19:4-6.
14.2. Подтвержден Иисусом Христом и Апостолами. Мф. 19:4-6; 1 Кор.7:2; Евр. 13:4.
14.3. Не должен быть расторжим. Быт. 2:24; Мф. 19:6-9.
14.4. Есть союз любви между мужчиной и женщиной и совершается только в Господе для взаимного общения (Быт.2:18), продолжения человеческого рода (Быт.1:28) и для совместного прохождения жизненного пути в любви и согласии до смерти одного из супругов. 1 Пет.3:1-7; 1 Кор. 7:38-39; Рим. 7:1-3.
14.5. Брак в Церкви получает благословение через наставление священнослужителем в слове Божием, молитву Церкви и молитву служителя с возложением рук. Еф. 5:22-23; Мф. 18:18.
14.6. Брак, будучи также гражданским актом, оформляется по законам страны и предшествует благословлению в Церкви.
14.7. В случае смерти одного из супругов слово Божие не запрещает оставшемуся в живых вступить в брак, но только в Господе. 1 Кор. 7:39.
14.8. Родители несут полную ответственность за деторождение, воспитание детей в Евангельском духе, уважении к людям, к труду и обществу. Быт.1:28; Пс.126:3; 138:13-16; Лук.1:44; Еф. 6:4.
14.9. Брак не может заключаться между близкими родственниками. Лев.18:5-17.
14.10. Супружеская жизнь начинается только после бракосочетания. Евр. 13:4.
14.11. Расторжение признанного Богом брака с последующим заключением вторичного составляют грех прелюбодеяния. Мф. 5:32; 19:3-19.
14.12. Брак является нерасторжимым до смерти одного из супругов. Единственное библейское допущение развода — вина прелюбодеяния. Мф. 5:32.
14.13. Повторный брак разведенных людей может быть разрешен:
1) Если брак распался до уверования.
2) Невиновной стороне, оставленной отступившим или неверующим супругом (супругой).
В любом из этих двух вариантов (случаев) проводится полное и тщательное расследование причин развода. Мрк.10:2-12; Лук. 16:18; Рим. 7:23;1 Кор. 7:2; 10:11.
14.14. Если христианин или христианка желают остаться безбрачными, то это решение должно уважаться и рассматриваться как жизнеспособная альтернатива браку. 1 Кор.7:32-34,38.
14.15. Однополые браки Церковью не признаются, т.к. это для Бога – мерзость. Лев.20:13.
15. МОЛИТВА
15.1. Молитва есть взывание души к Богу словами, исходящими из глубины сердца согласно с насущными нуждами молящегося, подсказываемыми Духом Святым и обращенными не к какой-то твари, а непосредственно к престолу Творца через Иисуса Христа. 1Тим. 2:1.
15.2. Молитва совершается во имя Иисуса Христа. Ин. 16:23; Еф.5:20.
15.3. Молитва может совершаться духом (на иных языках) и умом. 1 Кор. 14:15; Еф. 6:18. Молиться можно про себя и вслух. Неем. 2:4.
15.4. Молитва может быть:
а) уединенной. Мтф. 6:6.
б) семейной Д.А. 10:2,30.
в) общей, групповой Мтф. 18:20.
г) по конкретному случаю или событию. Иак. 5:14; Д.А. 14:23.
д) молитвой согласия. Матф.18:19.
15.5. По содержанию молитвы могут быть:
а) прославления. Пс. 118:164.
б) исповедания. 1Ин.1:9.
в) прошения. 1Тим.2:1-3.
г) ходатайства. Иак.5:15; Иер.27:18.
д) благодарения. Фил.4:6; 1Фес.5:18.
15.6. Молитвы, как правило, совершаются коленопреклоненно или стоя на ногах. Могут совершаться с поднятием рук к Богу. Ин. 11:41; Лук. 22:41; Д.А. 20:36; Пс. 140:2; 1Тим. 2:8.
15.7. Молитва Господня «Отче наш» совершается по усмотрению Церкви
15.8. Молитва об исцелении может совершаться с возложением рук. Мр.16:17-18.
16. ПОСТ
16.1. Пост — это добровольное воздержание от принятия пищи, пития и супружеских отношений на определенное время для общения с Богом посредством молитвы. Мф. 4:2; 1 Кор.7:5.
16.2. Посту предшествует сердечное приготовление. Он является выражением смирения человека пред Богом. Ис.58:6-7; Ис. 58:3; Лук. 4:2
16.3. Пост должен выражать конкретную нужду и может совершаться индивидуально, отдельными группами, а также всей Церковью. Мф.17:21; Д.А.13:2; 14:23; Мтф. 6:16; Лук. 2:37.
17. ИСПОВЕДЬ
17.1. Исповедание – открытие греха и признание его пред Господом
17.2. Исповедание грехов необходимо совершать при:
а) покаянии уверовавших. Мф. 3:6; Д.А. 19:18.
б) освящении согрешивших членов Церкви. 1 Ин.1:9.
17.3. Во всех случаях исповедываться должно пред Богом во имя Иисуса Христа. 1Ин.2:1-2; Пс. 31:5;
Евр. 10:23.
17.4. В отдельных случаях исповедь должно совершать в присутствии служителя, который, выслушав, даст наставление и совершит молитву об освящении. 1 Цар. 2:22-25; 12:23; И.Нав. 7:19.
17.5. Члены Церкви должны исповедываться также перед теми, перед кем они согрешают. Мф.18:15-16.
17.5. Исповедь нужна для сохранения членов Церкви и служителей в святости. 1Фес.4:7.
17.6. Служители Церкви должны сохранять тайну исповеди. 1 Тим. 3:9.
18. О ПРАЗДНИКАХ
18.1. Церкви ХВЕ отмечают и посвящают Господу:
1) День воскресный — первый день недели. Лук. 24:1; Ин. 20:1; Ин. 21:19
2) Дни особых событий, связанных с личностью Иисуса Христа:
а) Рождество Иисуса Христа. Лук. 2:10-11.
б) Воскресение Иисуса Христа. Лук. 24:1-6.
в) Сошествие Духа Святого на Церковь. Д.А. 2:1-4.
3) Празднование других событий, связанных с личностью Иисуса Христа по решению Церкви.
18.2. Календарную дату празднования, согласно старому или новому стилю, устанавливает Церковь.
19. ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ КОНФЕССИЯМ
19.1. При отношении с верующими других конфессий следует руководствоваться чувством братолюбия, христианского уважения и мира. Рим.12:10; 12:18.
19.2. Стремиться к сотрудничеству и духовному сближению со всеми верующими христианами. Не проявлять вражды, осуждения, злословия. Ин.17:21; Еф.4:31-32.
19.3. Всех верующих, возрожденных свыше, считать детьми Божиими. Искать того, что служит к миру и взаимному назиданию. Рим.14:19.
19.4. По отношению к различного рода ложным учениям и заблуждениям руководствоваться- Иуда 1:17-23; Гал.2:4-5; 1:8; Тит.3:10-11.
20. О ВЛАСТЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
20.1. Существующие власти установлены Богом. Рим.13:1-2.
20.2. Признаем, что должно отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу. В вопросах, не противоречащих евангельскому учению, быть законопослушными гражданами. Мр.12:17; Деян. 4:19.
20.3. Церковь Христова не от мира сего, признает своим Главою Христа, и не находится под владычеством светской власти, но действует силою и любовью Духа Святого и слова Божия, как заповедал Господь.
Мтф. 20:25-28; Ин.18:36; 17:14; 2 Иоан.1:10-11.
21. ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ
Христиане веры евангельской, понимая свою ответственность перед Богом государством, и обществом в вопросах гармоничного и полноценного развития личности, стремятся к овладению всеми видами профессионального и духовного образования.
22. ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ
Христиане веры евангельской проповедуют своим последователям здоровый образ жизни путем воздержания от порабощения духа, души и тела дурными привычками: алкоголем, курением, наркотиками, азартными играми, сексуальными извращениями, всякого рода непотребствами и излишествами, оккультизмом, волшебством и другими действиями, оскверняющими душу и тело, как храм живущего в нем Святого Духа.
Но в случаях физических и психических заболеваний, как учит Писание, христиане, наряду с молитвами об исцелении, обращаются в медицинские учреждения к практикующим врачам и народным методам лечения. Исключением является запрещенные Библией такие методы лечения, как обращения к гадателям, шептунам, экстрасенсам, колдунам, нетрадиционной медицине, основанной на оккультной практике.
В вопросах спасения жизни человека, оказании ему необходимой медицинской помощи, в учении христиан веры евангельской между верой в исцеление и медициной нет никаких противоречий. Реальная помощь от Бога может прийти и через квалифицированную медицинскую помощь.
23. ОТНОШЕНИЕ К СЕМЬЕ И БРАКУ
Христиане веры евангельской твердо придерживаются всех основных Библейских принципов, касающихся устройства семьи и брачных отношений, которые базируются на общечеловеческих ценностях и павах, принятых и охраняемых законом РФ. Супруги, вступая в брак, после прохождения обязательной для них гражданской регистрации, приходят в Церковь для совершения торжественного Святого обряда бракосочетания, условиями которого является их добровольное принятие Евангельских принципов жизни и обещание быть верными друг другу. Библейский брак можно охарактеризовать как нерасторжимый (доколе сохраняется верность супругов), чадолюбивый, целомудренный, благочестивый и т.д.
Церковью порицается прерывание беременности, как опасного во всех отношениях акта (убийство детей), за который каждый понесет ответственность перед Богом. Дети – это благословение для семьи и общества в целом, поэтому воспитание детей в духе христианской морали и нравственности является святой обязанностью родителей.
24. ОТНОШЕНИЕ К ГРАЖДАНСКИМ ПРАВАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ
По учению христиан веры евангельской «всякая власть от Бога установлена». Повиновение власти, исполнение своих гражданских обязанностей, а также добродетельная, благочестивая жизнь, являются необходимым условием жизни христиан в обществе.
Христиане веры евангельской поддерживают гражданский закон и порядок, уважают руководителей и молятся о них, принимая участие в полезных общественных мероприятиях, участвуют в выборах, открыто выступают по вопросам чистоты морали, свободы совести и прав человека. В вопросах совести христиане веры евангельской более повинуются законам Божьим. Поэтому мы приветствуем возможность альтернативной гражданской службы для тех, чьи религиозные убеждения не позволяют нести срочную воинскую службу. Церковь христиан веры евангельской в своем учении не посягает на право своих членов быть свободными и полноправными гражданами своего государства. В учении Церкви нет запретов, для ее членов, пользоваться правами в политической, социальной, экономической сферах жизни во благо себе и обществу, как написано в Писании: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор.6). Христиане веры евангельской выступают против расовой, религиозной, национальной и экономической дискриминации, учат христианской ответственности в вопросах экологии земли и ее ресурсов.
25. О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ИИСУСА ХРИСТА, ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ И ВОЗНЕСЕНИИ ЦЕРКВИ
26. НОВОЕ НЕБО И НОВАЯ ЗЕМЛЯ
26.1. По обетованию Господа будут устроены новое небо и новая земля, на которых обитает правда. 2 Пет. 3:13; Ис. 65:17.
26.2. Церковь и спасенные народы будут вечно жить с Христом на новом небе и новой земле. Откр. 5:8-10; 7:9-11.