Что такое осознанное потребление
Осознанное потребление: тренд или необходимость?
В чем заключается философия осознанного потребления? Является ли она всего лишь модным трендом или реально может изменить мир? Кто может сказать про себя «Я выбираю осознанное потребление»? Разбираемся вместе!
Мария Невская Дерматолог
Что такое культура осознанного потребления?
Осознанное (ответственное, разумное) потребление или, в переводе на английский, sustainable consumption – это сознательное использование продуктов производства, природных ресурсов и нематериальных благ таким образом, чтобы сократить негативное воздействие на окружающую среду и ограничить использование вредных материалов.
Откуда возник тренд на осознанное потребление?
История концепции осознанного потребления тесно связана с масштабным ростом производства в середине XX века. В этот период появилось высокотехнологичное и сравнительно дешевое сырье, резко вырос уровень спроса на товары и услуги. К началу 1970-х годов проблема перепроизводства, огромного количества одноразовой и пластиковой продукции и неправильной утилизации растущих объемов мусора встала особенно остро.
Развитые страны стали постепенно внедрять принципы осознанного потребления:
Снижение чрезмерного потребления природных и невозобновляемых ресурсов.
Раздельный сбор отходов и стремление к экономике замкнутого цикла.
Переработка и повторное использование вторсырья.
Использование возобновляемых ресурсов.
Производство продуктов с продолжительным циклом жизни.
Накопление соответствующего опыта для будущих поколений.
В Россию осознанное потребление как тренд пришло существенно позже – уже в 2000-х годах. Однако сейчас этот подход поддерживает все больше компаний и обычных потребителей.
Правила осознанного потребления: с чего начать?
Мы собрали список лучших советов и рекомендаций, которые помогут вам гордо сказать «я перехожу на осознанное потребление» и начать вносить свой вклад в сферу экологии и защиты окружающей среды.
Осознанное потребление одежды
«Быстрая мода», дешевые в производстве ткани, импульсивный шопинг, спонтанные покупки ненужных вещей на стимулирующих распродажах. Проблема (не)осознанного потребления вещей является одной из самых острых в XXI веке.
Вот список правил, которые помогут вам изменить эту ситуацию хотя бы в рамках конкретной семьи:
Покупайте качественную одежду и обувь из надежных материалов, которая прослужит вам, как минимум, несколько сезонов.
Не ведитесь на рекламу новых коллекций одежды, агрессивные призывы, распродажи и скидки. На самом деле, вы не сэкономите деньги, а потратите их (а заодно простимулируете гиперпроизводство – бич современной фешн-индустрии).
Регулярно проводите ревизию своего гардероба. Если ненужных покупок избежать не удалось, по крайней мере, не выкидывайте вещи, а отправьте их на переработку или благотворительность.
Старайтесь придерживаться одного стиля в одежде, избегая гонки за сезонными трендами.
Такая концепция осознанного потребления на английском называется slow fashion – «медленная мода». Возьмите и вы на вооружение ее девиз: «Качество важнее количества»!
Осознанное потребление еды
Перепроизводство пищевых товаров – еще одна глобальная современная проблема человечества. Многие страны публикуют шокирующие цифры, озвучивая, сколько тонн еды регулярно отправляется на помойку. Так, согласно докладу ООН, в Штатах уничтожают до 40 тонн всех производимых продуктов питания. В России выбрасывается от 15 до 25% (в зависимости от категории) купленной еды.
Если вы не хотите вносить свой вклад в эти цифры – старайтесь придерживаться следующих принципов осознанного потребления продуктов питания:
Не покупайте больше, чем можете съесть. Не ходите в магазин на голодный желудок, не реагируйте на привлекательные цветные ценники – покупайте продукты только по заранее составленному списку.
Выбирайте несимпатичные (но качественные) овощи и фрукты, не пренебрегайте чуть помятыми или несимметричными товарами. По статистике, именно их супермаркеты выбрасывают непроданными чаще всего.
Если вы планируете съесть что-либо купленное в ближайшее время – выбирайте товар с наименьшим сроком годности. Это позволит снизить уровень списания просроченных продуктов.
Как говорит опыт западных стран, осознанное потребление пищи может в целом внести отличный вклад в здоровье и пищевые привычки населения.
Осознанное потребление и технологии Zero-waste
Принцип zero-waste (нулевых отходов) направлен на минимизацию количества мусора в домохозяйстве (а значит, и на планете) благодаря многоразовому использованию вещей, а также сбору и сортировке отходов и дальнейшей их переработке.
Если вы сделали выбор в пользу этой концепции, вам нужно придерживаться следующих правил:
Используйте многоразовую продукцию везде, где это возможно. Сумка-шопер и тканые мешочки или сетки вместо полиэтиленовых пакетов и пакетиков в магазине, восковые салфетки вместо пищевой пленки для хранения продуктов, подлежащие мытью контейнеры вместо одноразовых и т.д.
Сортиртируйте и сдавайте на переработку максимально возможное для вас количество бытовых отходов. Как это правильно делать – вы можете прочитать здесь.
Старайтесь выбирать экологичные виды продукции и упаковки, поддерживая тех производителей, которые заботятся о минимизации своего негативного влияния на окружающую среду.
Осознанное потребление ресурсов
В основном, речь идет о двух самых распространенных ресурсах, доступных обычному городскому жителю – электричестве и воде. Помните, что работа электростанций вызывает истощение природных ресурсов (нефти, угля и газа), к росту уровня парникового газа и других атмосферных загрязнений. Нерациональное использование и чрезмерная трата воды также ведет к дисбалансу водных ресурсов.
Вот от каких привычек лучше избавиться, если вы настроены на осознанное потребление и заботу об экологии:
Тяга к постоянному освещению квартиры: выключайте свет в тех помещениях, где в ближайшее время не планируете находиться (это не всегда просто, но приучайте к тому же детей). Замените все лампочки в доме на энергосберегающие.
Нерациональное использование электроприборов: всегда полностью загружайте посудомоечную и стиральную машину, сразу закрывайте дверцы холодильника и не кипятите зря электрический чайник.
Любовь к водным процедурам: не лейте воду, пока чистите зубы или намыливаете голову и тело, поставьте водосберегающие насадки на краны и душ. Смывайте воду в туалете на экономичном режиме слива, если он предусмотрен конструкцией вашего унитаза.
Пусть некоторые из этих правил кажутся достаточно простыми и «незначительными» – на самом деле, именно из таких небольших шагов и состоит путь человечества к здоровой и чистой планете.
Пусть красота сбывается с Garnier и Подружкой
Осознанное потребление: как новый тренд влияет на маркетинг
Все больше людей приходит к осознанному потреблению. Покупатели более ответственно подходят к выбору продукции, поддерживают бренды, которые следуют экологическим трендам и отказываются от вредных производственных технологий.
Рассказываем, что такое рациональное потребление и как оно влияет на маркетинг.
Что такое осознанное потребление
Осознанное потребление – разумное использование готовых продуктов, природных ресурсов и ответственный подход к шопингу. Его цель – сократить негативное воздействие на окружающую среду.
Понять, что такое рациональное потребление, можно через правило четырех R: refuse, reduce, reuse, recycle. В переводе оно означает: откажись, снизь потребление, используй повторно, переработай. Это основа грамотной переработки мусора и экологичного потребления всего, что нас окружает: одежды, воды, продуктов питания.
Разумное потребление помогает найти баланс между личным комфортом с одной стороны, и пользой для планеты – с другой. Нам не нужно столько, сколько мы потребляем каждый день, но мало кто об этом задумывается.
Как мода вынуждает покупать лишнее
Скидки до 99%, лимитированные коллекции, искусственный ажиотаж – все это заставляет нас покупать больше и чаще. «Распродажа только сегодня», «Успей купить или ничего не останется», «3+1» – уловки, окружающие нас на каждом шагу.
В погоне за прибылью производители каждый месяц выпускают новые коллекции одежды, а маркетологи уверяют, что без них вам не обойтись. Бывает трудно удержаться и не купить десятую футболку или новые джинсы из масс-маркета, которые будут надеты от силы пару раз.
Это и есть fast fashion – «быстрая мода», из-за которой горами скапливаются импульсивные покупки. Тогда и возникает то самое чувство – «полный шкаф вещей, а надеть нечего». Большая часть из них отправляется в мусорное ведро.
Как еда отправляется на помойку
Как расходуются электричество и вода
Только за июнь 2021 года в России потребление электроэнергии составило 78,5 млрд кВт/час – это на 7,7% больше чем за июнь прошлого года. Между тем достаточно выключать свет при выходе из комнаты и бесполезно работающие электроприборы, чтобы этот показатель был втрое ниже.
Для производства электроэнергии используются невозобновляемые ресурсы нашей планеты, такие как уголь, газ и нефть. Их применение увеличивает образование парниковых газов, способствующих глобальному потеплению.
От дефицита чистой воды страдает более 40% человечества. В среднем, один человек расходует около 250 л холодной воды ежедневно, хотя этот показатель можно в разы снизить. Для нас ничего не изменится, если мы будем выключать воду, пока чистим зубы или обрабатываем жирную сковородку моющим средством, зато будущему планеты это даст шанс.
Неправильно настроенная реклама – нецелевое расходование бюджета на маркетинг. Антифрод от Calltouch исключит бесполезные звонки и проанализирует каналы заявок. В результате вы получите только качественные обращения и увеличите конверсию. Контролируйте подрядчиков, источники трафика и избавьтесь от спама с помощью удобного сервиса.
Антифрод
Как мы производим мусор, и что с ним происходит дальше
Территория Нидерландов занимает ровно столько площади, сколько и российские свалки, по данным Greenpeace – 4 млн га. Если такие темпы производства мусора сохранятся, то уже к 2024 году в трети регионов страны закончится место на полигонах.
Около 80% отходов – товары, которые были произведены не более полугода назад. Их отправляют на свалки, которые загрязняют поверхностные и грунтовые воды, либо они поступают на мусоросжигательные заводы, где превращаются в дым, опасный для нашего здоровья и природы.
Кто такой осознанный покупатель и что у него болит
Осознанные покупатели ищут баланс между тем, что для них комфортно и тем, что полезно для планеты. Одни делают это из-за этических причин, другие – из-за экологических, третьи – из-за сугубо практических, четвертые просто хотят быть в тренде.
Осознанный потребитель покупает ровно столько, сколько ему необходимо, и задумывается о неприятных последствиях массового потребления. Например, в бытовых масштабах им важно сократить использование полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок. Многие поддержали моду на сумки-авоськи вместо пакетов, тканевые шоперы, одежду из переработанных материалов или из секонд-хенда.
В 2019 году больше половины россиян назвали экологию приоритетным направлением развития страны.
Речевая аналитика Calltouch определяет характеристики и запросы тех, кто звонит в колл-центр, и оптимизирует его работу. Понятные емкие отчеты покажут, какие звонки чаще всего завершаются покупкой.
Предикт
Что болит у брендов из-за осознанного потребления
Рациональное потребление наиболее распространено среди поколения Z – людей, которые родились после 1997 года. Именно они имеют наиболее высокий покупательский потенциал, поэтому брендам одежды и продуктов питания точно не удастся остаться в стороне от тренда разумного потребления. Компаниям придется меняться вслед за привычками покупателей. Проблема в том, что многие не понимают, как перестроить производство и маркетинг под новые потребности.
Новое понимание статусного потребления
Экологичность сейчас в моде. Она вытесняет расточительные траты на товары или услуги. Новым выражением статуса становятся аутентичность и осознанное потребление. Экомешки, натуральная косметика, крафтовые напитки, бумажные трубочки и стаканы, либо полный отказ от одноразовой посуды – малая часть большого экологичного пути.
Столичные рестораны, например, KM20, предлагают скидку посетителям, которые пришли за горячим напитком со своим стаканом. Также многие заведения всерьез занялись сортировкой и переработкой отходов. Петербургский ресторан Charlie продает отработанный жир в Европу – там из него изготавливают тракторное топливо.
Дорого ли обходится рациональное потребление
Разумное потребление доступно каждому. Автор книги «Дом без отходов» Беа Джонсон уверена, что осознанное потребление экономит до 40% семейного бюджета. Снижаются затраты на оплату коммунальных услуг и покупку товаров первой необходимости.
Осознанные покупки и маркетинг
Сохранение природных ресурсов, простые и функциональные товары, бережное отношение к окружающей среде – так сегодня выглядят актуальные ожидания от бизнеса.
Чтобы в глазах потребителей выглядеть экологически ответственными, бренды меняют привычные инструменты маркетинга и повышают лояльность клиентов. Для этого они внедряют безотходные или просто более безопасные технологии производства, создают экологически чистые товары, участвуют в экопроектах и поддерживают «зеленые» инициативы по всему миру.
Инфлюенс-маркетинг
Один из способов сообщить целевой аудитории о том, что ваш бизнес соответствует экологическим трендам – продвигать товары и услуги через инфлюенсеров. Речь идет о пользователях в социальных сетях, которые имеют большую и лояльную аудиторию. Им доверяют и к их мнению прислушиваются.
Точное попадание в целевую аудиторию и нативность рекламы – главные плюсы инфлюенс-маркетинга. Он делает бренд более узнаваемым, но учтите, что авторитетные инфлюенсеры дорожат доверием аудитории, поэтому рекламируют только на 100% качественные, а в данном случае – экологичные товары.
Бренд как пример осознанного потребления
В том, что касается осознанного потребления, важен личный пример. Мировые бренды один за другим показывают покупателям, насколько важно заботиться об экологии и ресурсах нашей планеты. Например, бренд Zara до 2025 года планирует полностью перейти на использование экологичных тканей, российская торговая сеть «Золотое яблоко» давно использует только бумажные пакеты при выдаче покупок, а дизайнер Габриэла Хёрст поменяла пластиковую упаковку на продукты Tipa, которые разлагаются всего за 24 недели.
Коротко о главном
Потребительский тренд на осознанность набирает обороты, поэтому бренды выстраивают маркетинг вокруг разумного потребления. Важно показать и доказать потребителю, что это недорого и доступно каждому. Сделать это можно через инфлюенсеров, блогеров и личный пример. Сотрудничайте с другими экопроектами и привлекайте их аудиторию. В России, например, это сервис «Свалка», бренд Polyarus, проект «Авоська дарит надежду».
Экологично и разумно: осознанное потребление как тренд
Идея разумного потребления становится всё популярнее — в обществе создаются проекты, продвигающие эту тему. Так что же такое осознанное потребление — новый тренд или всё-таки стиль жизни? «Рост.медиа» пообщался с экспертами в этой области — Валерией Черновой и Анастасией Байрак — и узнал, почему идея осознанности становится популярной, как прийти к ней, а также от чего зависят наши покупки.
Анастасия Байрак ведёт научные изыскания по теме экономической привлекательности рециклинга, три года занимается общественной деятельностью по экологическому просвещению — выступает с лекциями. Один из новых проектов в Новосибирске — открытие экоклуба НГТУ.
Валерия Чернова сотрудничает с организациями, которым нужны лекции по эко-образованию. Например, недавно Валерия рассказывала о Zero Waste в центре интеграции в Праге, о переработке в Англо-Американском университете, сейчас в её проекте есть цикл лекций на английском языке об осознанном потреблении и минимизации отходов в условиях жизни в городе.
Что это такое?
Осознанное потребление — это стремление поступать так, как действительно необходимо для себя и для своей планеты, удовлетворять свои потребности экологичным путём.
Почему идея разумного потребления становится популярной?
— Людям нужны смыслы. В период командной экономики все смыслы даёт государство, в период рыночной люди вынуждены сами задаваться вопросами о жизни. Разумное потребление даёт глобальный смысл: как можно жить и поддерживать внутренний баланс. Созидательное начало даёт ответы для человека. У многих появляется потребность в желании совершать социально одобряемые поступки, — рассказывает Анастасия Байрак.
Тема разумного потребления вещей становится все популярнее благодаря социальным сетям. Когда вы видите что-то на экране телевизора, есть ощущение, что вас это не касается, а когда о проблемах человечества рассказывает ваш знакомый̆ или какая-то популярная личность, которая за короткое время становится вашим «виртуальным другом», человек начинает смотреть на ситуацию по-новому.
Не забывайте о масштабах развития экологической катастрофы. Во всём мире эта проблема увеличивается с каждым годом с геометрической̆ прогрессией, и, если ещё каких-то 10-15 лет назад нам могло показаться, что проблемы экологии нас не сильно касаются, то сейчас без той самой культуры разумного потребления и осознанности у нас просто не будет будущего.
Как прийти к осознанному потреблению?
В английском это правило четырёх R: refuse, reduce, reuse, recycle. В переводе: откажись, снизь потребление, переиспользуй, переработай. Нам не нужно на самом деле столько, сколько мы потребляем каждый день, но понимание этого приходит только когда начинаешь наблюдать за своими ежедневными действиями.
Важно руководствоваться своим желанием потреблять осознанно. Посмотреть на свой образ жизни и понять, как вы потребляете, сколько, когда и почему. Каждую покупку отслеживать через вопросы: «Зачем?», «Действительно ли это мне нужно?». Приобретения потребуют включённости от самого себя.
«Мой путь начался в 2017 году, когда я прошла курс об экологичной косметике и уходе за кожей, — рассказывает Валерия Чернова. — После этого я осознала всю токсичность веществ, которые мы ежедневно наносим на тело и смываем в канализацию. Далее я начала искать информацию обо всём, что связано с экологией, читать блоги заграничных эко-активистов и смотреть Youtube-каналы, чтобы познакомиться с их опытом и понять, как можно поменять жизнь в лучшую сторону.
Изучила множество сайтов, начала сортировать мусор, отказалась от одноразовых стаканчиков в пользу своей кружки, начала поиск качественных био-продуктов, пересмотрела подход к гардеробу и шопингу».
Как начать жить осознанно?
Для начала посмотрите, к каким товарам вы не прикасались последние несколько месяцев. Затем проанализировать, что вы покупаете из-за реальной необходимости, а что из-за навязанных извне желаний, например, благодаря рекламе. Постарайтесь снизить потребление того, что вам на самом деле не нужно.
Ненужные вещи хорошо продавать или отдавать нуждающимся. Тем самым мы уменьшаем потребление ценных ресурсов. Если вещи не пригодны, сдайте их на переработку.
В Новосибирске уже несколько лет работает благотворительный магазин GUSTO, куда можно сдать любые вещи. Хорошую одежду сотрудники направляют нуждающимся, а плохую перерабатываю для создания новых вещей. Также не забывайте, что ненужные джинсы могут отлично сидеть на младшей сестре или подруге. Что-то можно отнести в комиссионный магазин, что-то в соцзащиту. «Рост.медиа» уже писал о том, как можно экологично избавиться от ненужных вещей.
Часто мы покупаем вещи, которые потом не сочетаются с тем, что есть в нашем гардеробе. В итоге условная красная рубашка может просто пролежать несколько лет в шкафу. Как изменить такую ситуацию? Обратитесь к стилисту за консультацией по своему гардеробу (или разберите его самостоятельно), составьте список покупок и купите только те вещи, без которых действительно вы не можете использовать свой гардероб.
Сейчас многие стилисты ведут блоги в «Инстаграме», где в открытом доступе дают полезные советы о том, как стильно комбинировать одежду. Почему бы не воспользоваться такой информацией?
Проведите такой тест на необходимость: когда какая-то вещь понравилась в магазине, положить её обратно на полку и уйдите. Надо дать мыслям успокоиться (от пары часов до нескольких дней). Если необходимость не отпала — идите и покупайте.
Когда разберётесь с вещами, обратите внимание на питание. Начните замечать, сколько еды и продуктов выкидывается в мусорку. Много? Тогда начните составить меню на неделю с подсчётом точного количества продуктов: пусть все идет в готовку, а потом будет съедено. Если сложно составлять меню, можно просто понемногу сокращать тот объём продуктов, который вы покупаете за один раз, чтобы сократить количество, которое портится и выбрасывается.
Как реклама мотивирует покупать лишнее?
Сейчас реклама становится психологически изощрённой. Маркетинг сильно влияет на наше потребление, над каждым рекламным роликом ни один месяц трудится огромная команда. Потребителя досконально изучают. Разумеется, реклама имеет огромное отношение к неограниченному и, что самое главное, неосознанному потреблению. Здесь помогает знание себя, своих истинных потребностей и образа жизни: чем более продуманными становятся наши покупки, тем меньше на нас действует реклама.
Как сортировать мусор?
«Перед тем, как начать сортировать мусор, надо посмотреть, какие возможности у вас есть. Существует много баков для раздельного сбора отходов. Новосибирские компании имеют карты с расположением контейнеров, выбирайте наиболее подходящий для вас и отправляйте мусор туда», — отмечает Анастасия Байрак.
Собирайте отдельно дома пластик, стекло, жесть, тетрапаки, а потом привозите для сдачи. Мойте упаковки после продуктов питания, потому что на предприятиях по переработке работают люди, они досматривают все упаковки лично и запах гниения от остатков пищи будет как минимум мешать их полноценной̆ работе. Но не стоит создавать беспорядок и хранить мусор так, чтобы это мешало вам или вашим близким. Поступайте экологично.
Стоит также пересмотреть свои взгляды на использование пакетов. Во многих магазинах можно купить авоську или шоппер. Если многоразовую сумку покупать не хочется: дайте полиэтиленовому пакету вторую жизнь, как это делали раньше, — ходите в магазины со своим.
Покупать крупы, орехи, овощи и фрукты тоже можно экологично. Можно приобрести многоразовые эко-пакеты, в которых удобно хранить продукты. Многие их давно уже используют вместо маленьких пластиковых пакетов.
Как расходуются вода и электричество?
В условиях разумного потребления важно пользоваться ресурсами только по мере необходимости.
Для экономии воды поставьте дома аэраторы, они на 60% снижают потребление водного ресурса. Также помогает рычаговый смеситель вместо смесителя с двумя кранами и унитаз с двумя режимами слива. Очень помогает снизить потребление воды посудомоечная машина, ещё лучше, если запускать её при полной загрузке и на эко-режиме, если таковой имеется. Это же относится и к стиральным машинам. Хорошо выключать воду во время чистки зубов и в душе, когда намыливаете тело.
Чтобы снизить потребление электричества, поменяйте лампочки на экономичные, если вдруг они у вас ещё где-то не стоят. Выбирайте технику с более низким потреблением электричества и поставьте датчики движения дома, чтобы свет горел только тогда, когда вы находитесь в комнате. Начните банально следить за собой — выключили ли вы свет. Если замечаете, что забываете это сделать, вешайте напоминающие таблички, приклеивайте стикеры. Рано или поздно эти каждодневные действия войдут в привычку.
Минимализм и осознанное потребление — синонимы?
У этих понятий разные цели. Минимализм — оставлять минимум вещей для нормального образа жизни. Он может быть и не экологичным, просто покупаете мало, понимая, что одной вещи вам хватит на ближайшие пару месяцев, а гардероб вообще не требует обновления пару-тройку лет. Но при этом состав, например, крема может содержать вредные организму и окружающей̆ среде силиконы, а ради одежды умирают люди на производстве, потому что бренд не заботиться об условиях их труда.
Осознанное потребление же — удовлетворять свои истинные потребности, обращать внимание при покупке на составы, задумываться о том, какой урон тот или иной продукт наносит планете, вашему здоровью и работникам производств, а также как это можно компенсировать. Начинайте действовать из понимания того, какие действия экологичны, а какие можно вообще не совершать. Чем больше человек обращает внимание на свои истинные потребности, тем более осознанным становится его потребление.
Принципы осознанного потребления
Анастасия Байрак выделяет 4 принципа, которые помогут вам прийти к осознанному потреблению:
«Каждый день я узнаю что-то новое, благо мир всё быстрее развивается, создаются новые проекты по спасению планеты, производство eco-friendly вещей многоразового использования. Я стараюсь всё тестировать на себе, подавать позитивный̆ пример окружающим, при этом честно рассказывая обо всём, что делаю, что узнаю и что происходит в мире в своём блоге @chervacherva. Считаю, что это очень важно. В русскоязычной среде гораздо меньшая информированность об экологии и осознанном потреблении, поэтому я хочу делиться своими знаниями с как можно большим количеством людей. Мы все в одной лодке», — добавляет Валерия Чернова.
Полезные книги и фильмы про осознанное потребление
Книги
«Zero Waste: осознанное потребление без фанатизма» Яна Потрекий
Эта книга подойдёт для людей, которые давно мечтают прийти к осознанности, но не знают с чего начать. В пособии подробно рассказывается, как сортировать мусор, куда его отвозить, а также приводится множество других полезных советов.
«Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни» Мари Кондо
Книга про то, как правильно организовать пространство в вашей квартире. Автор помогает изменить взгляды на потребление вещей, чтобы навести порядок не только в доме, но и в жизни.
«Как отказаться от пластика: руководство по спасению мира» Уилл МакКаллум
В этой книге приводятся советы о том, как избавиться от пластика экологичным путём. Автор призывает менять человека в лучшую сторону, решая глобальную мировую проблему загрязнения.
Фильмы
«История вещей»
Американский документальный фильм про то, как создаются, обрабатываются и утилизируются товары. Это фильм о том, что важно не только то, что и как мы потребляем сами, но и то, как именно происходит добыча ресурсов.
«Дом»
Французский документальный фильм про красоту нашей планеты и про то, как она меняется под влиянием разрушений, которые наносит человек своей деятельностью.
«Корпорация «Еда»
Американский документальный фильм про пищу, которую мы потребляем каждый день. Режиссёр подробно раскрывает то, из чего сделана наша еда и какими методами выращивают для него сырьё;
«Прекрасная Зелёная»
Французский фильм о вреде базовых вещей, которыми пользуется общество и не задумывается о последствиях.