Что такое оценка действительности
§ 69. Оценка действительности
Наблюдая окружающую нас жизнь, мы часто даём оценку предметам, явлениям, действиям и т. д.
Примеры: Спор бесполезен. Бежать вредно. Прогулки полезны. Сестра умница. Человек красивый. Ну и красавица! Вот это голос! Что за человек!
Прочитайте фрагмент текста. Можете ли вы сказать, как автор относится к предмету речи — нравится ли ему чернильница? Можно ли сфотографировать то, что говорит автор? Почему?
А какая чернильница! Вот это красота! (Н. Селезнёв)
Предложения со значением оценки передают лишь наше отношение к предмету речи, наши чувства и не содержат информации о нём. Содержание таких фрагментов текста нельзя сфотографировать. Этим тип речи «оценка действительности» напоминает рассуждение.
Перед вами продолжение отрывка о чернильнице. Чем отличается вторая часть текста от первой? В какой части приводятся признаки чернильницы? Установите тип речи второго фрагмента текста.
Бегущий футболист бьёт по мячу. А мяч. полон чернил! (Н. Селезнёв)
Предложения и фрагменты текста со значением оценки широко употребляются как самостоятельные высказывания в устной разговорной речи, когда говорящий и слушающий видят то, о чём говорят, или им известно, о чём идёт речь.
В письменной же монологической речи фрагменты текста со значением оценки обычно сочетаются с описанием, повествованием.
564 Прочитайте текст Б. Житкова. Разговорная или книжная речь использована в нём? Найдите в тексте высказывания со значением положительной и отрицательной оценки. Какими средствами языка выражена оценка?
Рыбаки не могли нахвалиться Муркой:
565. Создаём текст определённого типа речи
Любите ли вы ландыши? Какие чувства вызывает у вас фотография (см. цветную вклейку, с. 12)? Какие языковые средства вам помогут выразить эти чувства? Какие детали картины вы передадите в своём сочинении? Назовите признаки этих предметов. Опишите фотографию. Какие оценочные слова и выражения вам потребуются для того, чтобы передать своё отношение к этому благоухающему лесному цветку? Подберите к сочинению заголовок, отражающий его основную мысль.
УУМ по русскому языку для 5 класса по теме «Оценка действительности»
Просмотр содержимого документа
«УУМ по русскому языку для 5 класса по теме «Оценка действительности»»
Учимся читать учебно-научные тексты правил и определений.
Русский язык. 5 класс (по учебнику под ред. М.М.Разумовской)
§69. Оценка действительности.
Прочитайте заглавие текста, обратите внимание на выделенные слова. Какая цель может стоять перед вами? Какие вопросы можно задать перед чтением? Какие предположения можно высказать?
Наблюдая окружающую нас жизнь, мы часто даём оценку предметам, явлениям,
действиям и т.д. Оценка – это мнение о ценности. Действительность – это окружающий
Оценка может выражаться разными способами: частью предложения, с помощью
самостоятельного предложения, а также путём создания особого типа речи – оценка
действительности. Например: У старика и старухи был котёночек ч ерноухий.
Ай да щенок у меня! Ай да кошка! Боевая кошка! Ну а дети не в мать пошли. Балбесы
плохо, интересно, опасно, увлекательно; сочетанием слов типа Ну и. Что за. Это
средства выражения оценки. Например: Спор бесполезен. Бежать вредно. Ну и
красавица! Вот это голос! Что за прелесть!
Предложения со значением оценки передают лишь наше отношение к предмету
речи, наши чувства и не содержат информации о нём. Содержание таких фрагментов
текста нельзя сфотографировать.
1. Просмотровое чтение.
Просмотрите текст. Определите, сколько в нём смысловых частей.
(Н) В этом тексте смысловых частей ________________________.
2. Изучающее чтение.
Выберите «Рабочий лист», на котором вы хотите выполнять задания. Если задания на
повышенном уровне покажутся слишком трудными, можно перейти на необходимый
уровень и воспользоваться обучающими подсказками.
РАБОЧИЙ ЛИСТ 1. Мастер (фамилия, имя) ______________________
Изучающее чтение текста
Задание 1. Развиваем умение анализировать текст: задавать вопросы к смысловым частям текста по ходу чтения.
Прочитайте каждую смысловую часть текста и задайте к ней вопрос. Запишите эти
вопросы, старайтесь формулировать их чётко и кратко.
Вопросы к смысловым частям текста.
Задание 2. Развиваем умение находить в тексте конкретные сведения, заданные в явном виде (фактуальную информацию); сопоставлять их; формулировать обобщения.
1. Перечитайте название текста.
2. Посмотрите, какие понятия объясняются в тексте и какие у этих понятий
3. Найдите в тексте понятия: «оценка действительности», способы выражения
оценки и языковые средства выражения оценки и их определения.
Выделите по два признака для каждого понятия, запишите их, используя фрагменты
Способы выражения оценки:
Языковые средства выражения оценки:
Задание 3. Развиваем умение сопоставлять, формулировать выводы и находить в тексте аргументы, подтверждающие вывод.
Прочитайте два текста:
У меня есть собака. Шерсть у неё длинная, прямая белая. Глаза круглые,
чёрные. На белом фоне выделяется чёрный нос.
Ну и собака у меня! Такая симпатяга! Шерсть у неё длинная, прямая, белая. Круглые, как пуговки, чёрные глаза очень выразительны. На белом фоне выделяется чёрненький носик-кнопочка.
Сравните тексты. В каком из них есть оценка действительности?
Свою точку зрения аргументируйте.______________________________________
Опираясь на текст, сделайте вывод, какой тип речи называется оценкой
Задание 4. Расширяем представление о языковых средствах выражения оценки действительности.
Определите, как НЕ может вести себя человек:
(из материалов игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»)
— Есть ли в этих словах значение оценки? Какая это оценка?
— В прямом или переносном значении употреблены глаголы?
— Сделайте вывод: слова в каком значении (прямом или переносном) помогают
Прочитайте фрагмент рассказа К.Г.Паустовского «Кот-ворюга». Обратите
внимание на выделенные слова и словосочетания.
Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь.
Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит. Звали его за глаза
Ворюгой. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу… Кот
смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился
на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю,
подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.
— По выделенным словам определите, какие ещё языковые средства помогают выразить
— Выпишите из текста примеры изобразительно-выразительных средств:
Задание 5. Развиваем умение преобразовывать информацию: составлять таблицу на основе текста.
Заполните таблицу: дайте названия столбцам и впишите нужные признаки в каждую
Задание 5. Развиваем умение применять информацию из текста для решения учебно-практических задач.
Определите, как не может вести себя человек:
(из материалов игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»)
— Есть ли в этих словах значение оценки? Какая это оценка?
— В прямом или переносном значении употреблены глаголы?
— Сделайте вывод: слова в каком значении помогают выразить оценку?
2. Прочитайте фрагмент рассказа К.Г.Паустовского «Кот-ворюга». Обратите внимание на выделенные слова и словосочетания.
Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь.
Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит. Звали его за глаза
Ворюгой. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу… Кот
смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился
на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю,
подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.
— Какие ещё языковые средства помогают выразить оценку?
— По выделенным словам определите, какие ещё языковые средства помогают выразить
Задание 6. Развиваем умение применять информацию из текста для решения учебно-практических задач.
Прочитайте фрагмент рассказа Ю.Коваля «Солнечное пятно». Найдите в нём
предложения со значением оценки, выделите их.
Чужой и рыжий на крыльце моего дома спал огромный кот. Я кашлянул. Кот
приоткрыл глазок. И это был жуткий глазок, вполне бандитский. Изумруд и лазурь
горели в нем. Пропустив меня вперед, кот вошел следом. Он вел себя разумно,
интеллигентно, но все-таки это был опасный кот. Его благородство было окрашено в
рыжий пиратский цвет. Неслышно ступал он за мной, но я чувствовал за спиной его
…Пират с наслаждением развалился в солнечном пятне. Мотор мурлыканья работал
ровно и мощно. Он грохотал, как 6ольшой мотоцикл с коляской.
Объясните, как вы рассуждали. Используйте план рассуждения:
1). Есть ли в тексте оценка предметов, явлений, действий?
3). Какими языковыми средствами выражена оценка?
4). Что передают предложения со значением оценки?
5). Можно ли сфотографировать содержание фрагмента текста со значением оценки?
В данном фрагменте ______________________________________________________
Значение оценки выражено с помощью __________________________________________________________________________
Оценка выражена следующими языковыми средствами _________________________
С помощью оценки передаётся______________________________________________
Содержание фрагмента текста со значением оценки сфотографировать ___________
Прочитайте текст. Определите тип речи данного текста.
Вчера к нам в окно настоящий чиж залетел.
Преобразуйте данный текст в текст особого типа речи – оценка действительности.
Используя материалы для выражения оценки, добавьте в определённые места
текста подходящие по смыслу слова.
Материалы для выражения оценки: Вот чудо! Вот это птица! Ну и симпатяга! Блеск!
РАБОЧИЙ ЛИСТ 2. Ученик (фамилия, имя) ______________________
Изучающее чтение текста
Задание 1. Развиваем умение анализировать текст: задавать вопросы к смысловым частям текста по ходу чтения.
Определите, сколько в тексте смысловых частей.
В этом тексте смысловых частей ___________________, потому что _______________
Подсказка: посмотрите на количество абзацев.
Задайте вопрос к каждой смысловой части текста. Запишите эти вопросы, старайтесь
формулировать их чётко и кратко.
Попробуем вместе задать вопрос к первому абзацу. О чём в нём говорится? Об оценке,
которую мы даём предметам, явлениям, действиям. Обратите внимание на то, что это
ключевая информация (слова выделены шрифтом). Значит, надо спрашивать о том, что
такое оценка действительности.
Вопросы к смысловым частям текста:
1). Что такое оценка действительности?
Во втором абзаце говорится о том, какими способами может выражаться оценка. На
первом месте стоит «Оценка может выражаться разными способами», значит, это самая
важная информация. Здесь объясняется, какими способами выражается оценка. Именно об
этом и надо спрашивать.
Запишем вопрос под цифрой 2.
Вопросы к смысловым частям текста:
1). Что такое оценка действительности?
2). Какими способами может выражаться оценка?
Дальше действуйте самостоятельно.
Вопросы к смысловым частям текста:
1). Что такое оценка действительности?
2). Какими способами может выражаться оценка?
Задание 2. Развиваем умение находить в тексте конкретные сведения, заданные в явном виде (фактуальную информацию); сопоставлять их; формулировать обобщения.
1. Перечитайте название текста.
2. Посмотрите, какие понятия объясняются в тексте и какие у этих понятий признаки.
3. Найдите в тексте понятия: «оценка действительности», способы выражения оценки и
языковые средства выражения оценки.
Выделите по два признака для каждого понятия, запишите их, используя фрагменты
Способы выражения оценки:
Языковые средства выражения оценки:
Задание 3. Развиваем умение сопоставлять, формулировать выводы и находить в тексте аргументы, подтверждающие вывод.
Прочитайте два текста:
1). У меня есть собака. Шерсть у неё длинная, прямая белая. Глаза круглые, чёрные. На белом фоне выделяется чёрный нос.
2). Ну и собака у меня! Такая симпатяга! Шерсть у неё длинная, прямая белая. Круглые, как пуговки, чёрные глаза очень выразительны. На белом фоне выделяется чёрненький носик-кнопочка.
Сравните тексты. В каком из них есть оценка действительности?
Свою точку зрения аргументируйте.______________________________________
Определите, оценка чего (кого) имеется в тексте, каков способ выражения оценки и
какими языковыми средствами она выражена.
Опираясь на текст, сделайте вывод, какой тип речи называется оценкой
Задание 4. Расширяем представление о языковых средствах выражения оценки действительности.
Определите, как НЕ может вести себя человек:
(из материалов игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»)
— Есть ли в этих словах значение оценки? Какая это оценка?
— В прямом или переносном значении употреблены глаголы?
— Сделайте вывод: слова в каком значении (прямом или переносном) помогают
Прочитайте фрагмент рассказа К.Г.Паустовского «Кот-ворюга». Обратите
внимание на выделенные слова и словосочетания.
Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь.
Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит. Звали его за глаза
Ворюгой. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу… Кот
смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился
на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю,
подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.
— По выделенным словам определите, какие ещё языковые средства помогают выразить
оценку? (Для этого вспомните, что такое эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры)
эпитет – это одно слово в переносном значении, отвечает на вопрос КАКОЙ? (например,
олицетворение ищем так: выделяем в предложении подлежащее и сказуемое, причём
сказуемое должно быть в переносном значении (например, поёт зима, аукает)
сравнение определяем наличием сопоставления двух предметов и сравнительных союзов (как, будто, точно, словно) между ними, причём второй предмет должен быть в переносном значении (например, лес, точно терем расписной…)
метафора – это целое предложение, в котором практически все слова употреблены в переносном значении (например, в саду горит костёр рябины красной).
Выпишите из текста примеры изобразительно-выразительных средств:
Задание 5. Развиваем умение преобразовывать информацию: составлять таблицу на основе текста.
Опираясь на текст, заполните таблицу: впишите нужные признаки в каждую ячейку.
Задание 6. Развиваем умение применять информацию из текста для решения учебно-практических задач.
Прочитайте фрагмент рассказа Ю.Коваля «Солнечное пятно». Найдите в нём
предложения со значением оценки, выделите их.
Чужой и рыжий на крыльце моего дома спал огромный кот. Я кашлянул. Кот
приоткрыл глазок. И это был жуткий глазок, вполне бандитский. Изумруд и лазурь
горели в нем. Пропустив меня вперед, кот вошел следом. Он вел себя разумно,
интеллигентно, но все-таки это был опасный кот. Его благородство было окрашено в
рыжий пиратский цвет. Неслышно ступал он за мной, но я чувствовал за спиной его
…Пират с наслаждением развалился в солнечном пятне. Мотор мурлыканья работал
ровно и мощно. Он грохотал, как 6ольшой мотоцикл с коляской.
Прочитайте план рассуждения:
1). Есть ли в тексте оценка предметов, явлений, действий?
2). Каким способом выражена оценка: с помощью части предложения,
3). Какими языковыми средствами выражена оценка?
4). Что передаётся в тексте с помощью оценки?
5). Можно ли сфотографировать содержание фрагмента текста со значением оценки?
Покажите, как вы рассуждаете: заполните места пропусков.
Во фрагменте текста есть ______________________ (чего?) _______________,
потому что здесь выражено_____________________ к коту. Оценка выражена с
помощью _________________________________. Помогают выразить оценку следующие
языковые средства: ________________________ (примеры_________________________),
__________________________ (примеры ________________________________________),
__________________________ (примеры _________________________________________).
С помощью оценки в тексте передаётся __________________________________________.
Содержание фрагмента текста со значением оценки сфотографировать _______________.
Прочитайте текст. Определите тип речи данного текста.
Вчера к нам в окно настоящий чиж залетел.
Преобразуйте данный текст в текст особого типа речи – оценка действительности.
Используя материалы для выражения оценки, заполните места пропусков.
Вчера к нам в окно настоящий чиж залетел.______________________
Да ты посмотри! _________________________
Материалы для выражения оценки: Вот чудо! Вот это птица! Ну и симпатяга! Блеск!
Типы речи. Оценка действительности. 5 класс.
Технологическая карта урока
Данная технологическая карта урока соответствует Рабочей программе по русскому языку, отражает цели и задачи урока, основные его элементы, формы организации учебно-познавательной деятельности, методы и приемы, используемые в ходе формирования универсальных учебных действий.
Дидактической особенностью представленного урока является максимальное использование материалов учебника М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капиноса и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта – М.:Дрофа 2014, при минимальном привлечении дополнительных дидактических материалов. В качестве дополнительного материала используются только индивидуальные карточки для учащихся, позволяющие организовать их работу по самоконтролю за усвоением текущих знаний.
Так как технологическая карта содержит общее описание основных элементов урока, то в качестве приложения даются методические разработки каждого этапа работы, в которых представлены конкретные задания, вопросы, предлагаемые учащимся, методические комментарии, предполагаемые ответы учащихся, приемы взаимодействия учителя и учащихся, а также степень и порядок использования презентации.
Презентация, которая является одним из средств обучения, используется на уроке в большей степени как средство для организации самоконтроля учащихся на разных этапах урока, а не как наглядность. Именно поэтому в ней отсутствуют красочные элементы, анимация. Однако кажущаяся на первый взгляд простота ее исполнения помогает учащимся пользоваться ею в основном только на этапе проверки, что соответствует задачам данного урока.
Главным итогом данного урока является создание учащимися собственных текстов с использованием полученного на уроке нового знания, поэтому в ходе урока при необходимости предусматриваются варианты его корректировки с целью создания условий для полноценного выполнения творческой его части.
Технологическая карта урока
Тема урока : Типы речи. Оценка действительности.
Учитель Казакова Тамара Владимировна
УМК : Русский язык. 5 класс: учебник/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта – М.:Дрофа 2014
1. Углубление представлений о типах речи.
2. Получение нового знания о типе речи (описание) и «Оценка действительности»
3.Закрепление умения определять тип речи в тексте и аргументированно доказывать свою точку зрения.
3.Совершенствование умения составлять текст определенного типа речи (описание).
4. Развитие умения самостоятельно интерпретировать текст.
5. Совершенствовать навыки устного и письменного аргументированного ответа.
6. Стимулировать потребность вникать в суть изучаемых проблем.
Развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.
Воспитание бережного отношения к слову.
1.Создание условий для углубления представлений учащихся о типах речи и получения ими знаний о типе речи «Оценка действительности».
2. Создание условий для совершенствования учащимися умений составлять текст определенного типа речи (описания).
3.Совершенствование умения составлять текст определенного типа речи (описание).
Создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развития устной и письменной речи учащихся, мышления, формирования практических умений и навыков
Воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры речи
Воспитание духовно-развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения
Опорные понятия, термины
Текст, тема текста, основная мысль текста, стили речи, типы речи, описание, повествование, рассуждение, композиция, абзац
Новые понятия
Тип речи описание
Самоконтроль. Фронтальный опрос. Монологический ответ. Проверка созданного текста (индивидуальный контроль)
— уметь различать типы речи в тексте;
— аргументированно доказывать свою точку зрения;
— создание учениками собственного текста определенного типа речи (описание)
— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
— уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, аргументировать и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
— уметь планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
— ориентироваться в своей системе знаний;
— уметь работать с учебником, с текстом, выделять главную информацию в тексте;
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
— уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
— уметь взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава и в группах.
Пополнять объем лексикона за счет усвоения новых слов;
Быть способным к самооценке.
Межпредметные связи: литература, работа с терминологией (словари), информатика (фотографии и умение форматировать набранный текст сочинения)
Рабочая программа. 5 класс. Русский язык.
Рабочая тетрадь для учащихся (или тетрадь для работы по развитию речи)
Методическое руководство к учебнику Русский язык 5 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта («Дрофа», 2014)
Большой толковый словарь русского языка/ составитель и главный редактор С.А.Кузнецов. – СПб: «Норинт», 1998. – 1536 с.
Содержание деятельности учителя:
Содержание деятельности ученика
Актуализация необходимых знаний
Подготовка к работе. Предложить учащимся выполнить задание на основе дом.задания.
Самоанализ имеющихся знаний по теме «Речь».
(Дидактические материалы № 1.)
+ знаю и могу объяснить
— не знаю, не могу объяснить
Ученики работают, заполняя карточку.
Понятия по теме «Речь»
основная мысль текста
В индивидуальной карточке ученики заполняют графу «знаю» и «не знаю».. Самостоятельно формулируют тему и цель урока.
Понятия по теме «Речь»
основная мысль текста
Мотивация познавательной деятельности
Создание проблемной ситуации на основе проверки домашнего задания (параграф 10)
Организует выразительное чтение текстов в учебнике. Выразительное чтение текста. Сравнение двух текстов по вопросам учебника (с.18, параграф 10):
· Какова тема каждого текста?
· Как авторы относятся к изображаемому?
· Одинаково ли они оценивают воробья?
· Выполнение задания в упр.43, с. 19 (Какова основная мысль каждого текста? В каких предложениях она выражена? Как автор выражает свое отношение?)
Фронтальная работа (ответы учащихся).
На основе предложенных текстов в параграфе 10 организует повторение учащимися понятий «тема» и «основная мысль текста», учебник, стр.16 – 19.
Введение понятия об авторском отношении и способах выражения этого отношения (эпитеты, оценочная лексика…)
Актуализирует новую проблему: текст – это способ выразить авторское отношение
Актуализирует понятие «оценка действительности»,
Самостоятельно работают с текстом. Выразительно читают два текста в параграфе 10. Осмысление текста. Выделение основной мысли текста.
Учащиеся устно определяют тему и основную мысль текста по предложенному алгоритму (см. вопросы учебника).
Ученики отвечают на вопросы. Тексты отличаются, авторская позиция выражена… (ответы учеников). Работа с картинками.
Делают вывод. В русском языке существуют способы выражения отношения автора к тому, о чем он рассказывает в тексте.
Обоснование ответа. Аргументация.
В выписанных словосочетаниях находят прилагательные в переносном значении, определяют их лексическое значение и роль в контексте, опираясь на понятия «тема» и «основная мысль текста».
Организация познавательной деятельности. Изучение нового материала.
1.Подготовка к изучению нового понятия. Организация работы с опорным конспектом.
— индивидуальные карточки (Дидактические материалы 2);
Дидактический материал № 2
Проверка домашнего задания. Чтение двух текстов упр. 44. Сравнение текстов и ответы на вопросы учебника
Переход к изучению нового понятия «оценка действительности»
— Подготовка тетради к работе (число, классная работа, тема урока)
2.Выявление нового понятия на основе текстового материала упр.44 Организация работы с текстами упражнения, вопросы и задания по тексту.
-презентация для проверки (слайды №2,3), работа с картинками (картинки к тексту И.С.Тургенева и В.Солоухина, аргументация)
3. Вопросы и задания для учащихся, выявляющие уровень понимания текста.
4. Организация работы учащихся по заданиям учебника в рубрике «Понаблюдайте». Организация творческой работы учащихся по заданию (Дидактические материалы №2,3). Работа по цветной вкладке учебника № 9 (упр.51) Дает задание прочитать вопросы в упр.51.
Организует исследовательскую работу. Организует самостоятельную работу по изучению материала и подготовку устных высказываний по содержанию материала. Описание перекрученных сосен. Организует работу со словарем. Правописание трудных слов – на доске.
Практическое применение приобретенных знаний.
Организация работы учащихся по созданию собственного текста определенного типа речи по фотографии (цветная вкладка № 9)
Оказание индивидуальной помощи учащимся в ходе самостоятельной работе с текстом.
Организация взаимодействия учащихся и учителя по обсуждению полученных текстов.
Развитие речи. На основе предложенного материала организует работу по отбору лексического материала для письменной миниатюры (сочинения). Помогает учащимся понять, что описание требует дополнений: прилагательные, детали, цвет… Учитель напоминает о том, что необходимо их использовать в тексте своей работы. Просит объяснить, почему необходимо их использовать.
1.Восстановление опорного конспекта. Самостоятельная работа. Самопроверка по презентации. (Презентация, слайды №2,3). Создание устного лингвистического текста по опорному конспекту. Монологическое высказывание.
2.Выразительное чтение текстов упр.44. Ответы на вопросы учебника. Работа в парах. Нахождение и запись предложений, включающих оценку действительности. Фронтальная работа по вопросам. Создание устного высказывания-доказательства. Запись предложений в тетрадь.
3. Ответы на вопросы учителя. Запись предложений-примеров в заданном учителем порядке. Фронтальная работа. Самостоятельная работа.
Внесение дополнения в опорный конспект и самопроверка (Презентация, слайд № 4)
4. Ответы на вопросы учебника стр. 19. Самостоятельное составление предложения с положительной и отрицательной оценкой предмета.
5. Чтение задания в упр. 51. Работа по цветной вкладке № 9 (сосны). Описание деревьев. Формирование навыка описания. Использование средств выразительности (эпитеты, олицетворение, метафора…). Художественная деталь. Развитие речи учащихся. Ответы учащихся. Интересные (понравившиеся) выражения записать в тетрадь.
Чтение записанного материала. Введение этих слов (словосочетаний) в предложения. Проверка написания слов с помощью словаря. Устные монологические ответы.
Работа с иллюстрацией учебника – Фотография (цветная вкладка № 9)
рассматривание иллюстрации, ответы на вопросы учебника и учителя, выполнение письменных лексических и речевых упражнений.
6. Создание текста-описания с использованием оценки действительности.
7. Презентация собственных текстов. Самостоятельная творческая работа.
Самостоятельная работа учащихся по восстановлению опорного конспекта. Самопроверка по презентации.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Подведение итогов. Рефлексия.
Организует повторение понятийного аппарата: текст, тема, стиль речи, тип речи…
Приглашает к доске ученика и предлагает учащимся сформулировать для него и для себя вопросы по теме урока.
Работа с таблицей: восстановите пропущенные понятия (тип речи описание)
Осуществление самооценки учебной деятельности.
Повторное самотестирование. Сравнение результатов в начале и конце урока.
Дидактический материал № 3
Вопросы для ученика. Формулируют вопросы. Рассматривают таблицу и восстанавливают пропуски в ней.
Что такое тема и основная мысль текста? Как автор выражает свое мнение? Свое отношение к описываемому предмету? Готовят вопросы для учителя.
Дополнительный материал: Толковый словарь русского языка, орфографический словарь.
Диагностика достижения планируемых результатов, домашнее задание: упр.48 (устно), опишите своего домашнего питомца, любимца и принесите его фотографию, выразите свое отношение к описываемому.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности: подготовить работы учащихся к выставке, посвященной Всемирному Дню Доброты (13 ноября) и включить лучшие работы в новый выпуск журнала «Карусель» (фрагменты работ учащихся представлены в Приложении).
Используемые методы, приемы, формы
Определение задач урока.
Включение учащихся в деловой ритм.
Мотивация учебной деятельности.
Объяснение порядка проведения самоанализа.
Подготовка к работе.
Самоанализ имеющихся знаний по теме «Речь».
(Дидактические материалы № 1.)
+ знаю и могу объяснить
— не знаю, не могу объяснить
Ученики работают в карточке.
Понятия по теме «Речь»
основная мысль текста
Представить информацию, проанализировав понятия в карточке.
Личностные : самоопределение Формирование умения оценивать свои знания.
Понимание задания и выполнение его. Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества обучающихся с учителем, одноклассниками.
Психологический настрой учителя и учащихся. Наблюдение учителем за выполнением задания и оказание помощи ученикам, у которых задание вызвало затруднения.
Определение недостающих знаний.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Создание проблемной ситуации на основе проверки домашнего задания (параграф 10)
Чтение текста. Сравнение двух текстов по вопросам учебника (с.18, параграф 10:
· Какова тема каждого текста?
· Как авторы относятся к изображаемому?
· Одинаково ли они оценивают воробья?
Смысловое чтение. Выразительное чтение. Монологическое высказывание – доказательство.
— умение строить монологическое высказывание;
— найти информацию для правильного ответа;
— умение определять сходство и отличия.
оценивание своих знаний по изучаемой теме:
выдвижение версий, выбрать правильную.
— Излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами:
— Различать в речи другого мнения, доказательства
Понимание того, что в русском языке существуют способы выражения отношения автора к тому, о чем он рассказывает в тексте.
III. Изучение нового.
1.Подготовка к изучению нового понятия.
2.Выявление нового понятия на основе текстового материала
3.Работа с лингвистическим текстом учебника стр. 202.
4. Первичное закрепление нового понятия на основе задания учебника.
Определение места нового понятие в системе изученного.
1.Организация работы с
— индивидуальные карточки (Дидактические материалы № 2);
-презентация для проверки (слайды №2,3)
2.Организация работы с текстами упражнения
— вопросы и задания по тексту.
3. Вопросы и задания для учащихся, выявляющие уровень понимания текста.
Организация самостоятельной работы с по дополнению опорного конспекта.
1.Восстановление опорного конспекта. Самопроверка по презентации. (Презентация, слайды №2,3). Создание устного лингвистического текста по опорному конспекту.
2.Чтение текстов. Ответы на вопросы учебника. Нахождение и запись предложений, включающих оценку действительности.
3. Ответы на вопросы учителя. Запись предложений-примеров в заданном учителем порядке.
Внесение дополнения в опорный конспект и самопроверка (Презентация, слайд № 4)
4. Ответы на вопросы учебника стр. 202. Самостоятельное составление предложения с отрицательной оценкой предмета. (Дидактические материалы № 2)
1.Самостоятельная работа. Самопроверка.
2. Фронтальная работа по вопросам. Создание устного высказывания-доказательства. Запись предложений в тетрадь.
4. Фронтальная и индивидуальная работа.
— развитие устной речи,
— развитие памяти и логического мышления,
— умение применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
— умение планировать самостоятельную работу с текстом;
— умение анализировать и контролировать свою деятельность.
Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщение.
Усвоение теоретических сведений по теме, приобретение практических навыков узнавания нового понятия.
I V. Актуализация новых знаний.
1.Практическое применение приобретенных знаний.
1.Организация работы учащихся по созданию собственного текста определенного типа речи по фотографии (цветная вкладка № 9):
2. Оказание индивидуальной помощи учащимся в ходе самостоятельной работе с текстом.
3. Организация взаимодействия учащихся и учителя по обсуждению полученных текстов.
1.Работа с иллюстрацией учебника (вкладыш с.12) –
Фотография (цветная вкладка № 9)
рассматривание иллюстрации, ответы на вопросы учебника и учителя, выполнение письменных лексических и речевых упражнений.
(Дидактические материалы № 3, Презентация – слайды № 6-13)
2. Создание текста-описания с использованием оценки действительности.
3. Презентация собственных текстов.
Индивидуальная творческая работа.
2.Самостоятельная творческая работа.
— с овершенствование словарного запаса;
-преодоление речевого барьера при написании собственного текста
— умение составлять текст заданного типа речи.
— мнение пользоваться выразительными средствами при создании собственного текста.
Сотрудничество в поиске и отборе учебного материала и обсуждении творческих работ.
Приобретение умения практического использования нового понятия при создании собственного высказывания.
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Осуществление самооценки учебной деятельности.
Повторное самотестирование. Сравнение результатов в начале и конце урока.
Регулятивные:
самооценка.
Познавательные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Умение оценивать себя, знания и умения одноклассников.
составление словарного диктанта из оценочных слов на основе учебника стр. 305-306
Объяснение домашнего задания.
Запись ДЗ в дневник.
Умение работать с лексическим материалом.
Дидактические материалы к уроку
+ знаю и могу объяснить
— не знаю, не могу объяснить
Понятия по теме «Речь»
основная мысль текста
Беседа по результатам тестирования, которая выявляет несформированность у учащихся понятия «оценка действительности».
Переход к изучению нового понятия «оценка действительности»
Подготовка тетради к работе (число, классная работа, тема урока)
Дидактический материал № 3. Индивидуальная карточка
Самостоятельная работа учащихся по восстановлению опорного конспекта. Самопроверка по презентации.
Дидактический материал № 5. Работа с лингвистическим текстом на стр. 19 (упр.44)
Задание: прочитать текст молча и подготовиться ответить на вопросы:
— Какими способами может выражаться оценка действительности?
— Слова каких частей речи помогают выразить оценку действительности?:
Задание: из приведенных в тексте примеров выписать тот, в котором оценка
Дидактический материал № 6
Дидактический материал № 7
Составление текста определенного типа речи. Упр. 51.
— Прочитайте (вслух) вопросы и задания этого упражнения.
— Рассмотрите фотографию. Текст какого типа речи вы должны составить?
Беседа по фотографии.
— Опишите признаки этих деталей (подберите прилагательные) и сравнения (самостоятельная работа).
Учащиеся вслух зачитывают подобранные определения и сравнения, затем учитель предлагает свои варианты
— Выразите отношение к соснам, используя оценочные слова.
— Напишите сочинение. (Самостоятельная работа)
Мои любимые питомцы
У нас дома есть два питомца, две миниатюрные таксы. Они разные, один гладкошерстный, а другой жесткошерстный. Они очень ласковые, любят, когда их гладят, когда берут на руки. Они все понимают, знают значение человеческих слов: «кушать, гулять, нельзя, ко мне». За ними смешно наблюдать, как они спят, играют, бегают друг за другом, но если появляется незнакомый человек, они сразу начинают лаять на постороннего для них человека, пытаются нас защитить.
Они маленькие, но очень бесстрашные собаки!
Рядом с собаками человек становится добрее, ласковее. Вообще собаки очень благодарные животные, они отвечают на нашу любовь к ним своей любовью и преданностью. Когда я прихожу домой, то первые кто меня выбегают встречать, мои маленькие таксики, мои четвероногие друзья. Они несут мне игрушки, на перебой пытаются меня лизнуть. Начинают ругаться, если я кого-то беру на руки, один из них прыгает внизу или дергает меня за брючину. Когда смотришь на них, настроение сразу же поднимается. Я их очень люблю и никому не дам в обиду.
Бояревич Александр
Мой питомец − кот Барсик. Он наш любимец и понимает это. Поэтому он предпочитает, чтобы с ним обращались особым образом, − он любит порядок и чистоту. Он также понимает каждое слово и следит за тем, чтобы распорядок дня соблюдался, в том числе и относительно моих уроков.
Барсик очень любит поиграть с нами. Он никогда не остаётся один и всегда следует за нами везде и показывая своим видом, что он особенный и достоин внимания. Он не любит незнакомых людей. Он очень привязан к нам. Барсик очень ласковый и любит, чтобы его гладили.
Я горжусь своим котом, который вошёл в состав нашей семьи и люблю его.
Моего домашнего питомца зовут Николя, по-домашнему – Колян, ему семь месяцев, Коля у нас Лабрадор. У него шикарный шоколадный окрас, он очень любит сидеть в ванной комнате, не знаем, почему он выбрал это место.
Моё домашнее животное
Сколис Ксения
Барсик
Своего котёнка я взяла недавно, только в сентябре. Сначала я очень долго боялась брать домой питомца, но когда появился Барсик, всё оказалось не так страшно. Поначалу он боялся и сидел под столом, но вскоре привык ко мне. Сейчас котику четыре месяца. День Рождения у него седьмого июля. Каждое седьмое число месяца я покупаю ему что-нибудь вкусное.
Однажды произошла очень забавная история, когда котёнок уснул в миске. На кухне на плите стояла тарелка с сосисками и ёмкость с яйцами. Котик решил полакомиться мясным блюдом, и, прыгнув на плиту, уселся в миску. Съев сосиски, он задремал прямо в тарелке с яйцами.
Мой котёнок очень ласковый и всегда приходит спать ко мне на руки, особенно он любит так делать во время того, как я делаю уроки. Я очень люблю своего Барсика!
Чегаровская Моника, 7 класс
Моё животное дома и на улице
Ровно 2 года назад у меня появилась собака по имени Молли. Я никогда не забуду ту минуту, тот миг, когда моя мама открыла дверь и внесла в комнату симпатичное, маленькое, пушистое существо, не понимающее, что с ним происходит. Мы её поставили на пол, и Молли сталa изучать комнату и предметы, находящиеся в ней. Всё было так интересно! Аквариум понравился Мольке больше всего, ведь в нём плавали маленькие, но в тоже время быстрые зверьки. Собака садилась перед ним и долго всматривалась в него, возможно, представляла себя рыбкой.
Молли росла и привыкала к новому месту. Её внешний вид сильно изменился: пух выпал, и осталась только длинная, ровная рыжая шерсть. Мордочка немножко вытянулась, а кости крепчали с каждым днём! Конечно, мы скучаем по той маленькой, безобидной собачке, но такая Молли мне нравится ещё больше! Молька очень любит бегать, и поэтому мы стали чаще выезжать в лес, поле. Когда мы приезжаем, и собака выпрыгивает из машины, у меня создаётся такое впечатление, что она может бегать всю жизнь! Но зато, когда Молли попадает в дом, она сразу ложится спать, но не просто ложится, а переворачивается на спину и вытягивает ноги вверх. После появления у меня Молли, жизнь стала намного интереснее. Собачка росла, смотрела на окружающих её людей и пыталась быть нам хорошим другом. Это у неё получается, и посей день!
Моё домашнее животное
Дуся появилась у нас год назад. Дедушка нашёл её за старыми гаражами. Она была уже не щенком, а скорее подростком. Добрая и ласковая, вечно голодная. Мы сразу полюбили её за покладистый нрав, за готовность играть и резвится часами. Долго приучали её к порядку, к тому, что нельзя от радости сбивать людей с ног.
Теперь она воспитанная, умная собака. Знает несколько служебных команд. Конечно, её ещё многому надо обучить. Я так её люблю, что на её День Рождения придумала маленький стишок.
Мечты сбываются, поверьте,
Ведь у меня сбылась одна.
Я очень долго, не в секрете,
Ждала собаку и тогда…
И вскоре усмирилась.
Умна она настолько…
Не знаю прямо, только
А как красива! Как умна!
Теперь-то наша Дуська
А в целом (для неё, конечно же) дворце! Герман Юля, 5класс
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.