Что такое ответственность для детей

Конспект классного часа «Поговорим об ответственности»

Рассмотреть с детьми содержание понятия «ответственность».

Способствовать развитие у школьников чувства ответственности. Содействовать формированию у детей анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий. Убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

Ход мероприятия:

Начинаем классный час.

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать.

Игра «Паровозик»Условия проведения:

Все участники строятся у доски по командам в затылок друг другу. Руки кладут на плечи впередистоящего соседа.

Глазки открыты только у водящего, а у остальных закрыты. Водящий ведёт свой паровозик по классу и рассаживает по местам. Вы должны чётко выполнять его команды. Глазки можете открыть только когда сядете на своё место.

— Молодцы. Все паровозики добрались до места назначения.

— Как вы чувствовали себя в этих ролях?

Подведение итогов игры.

Ваш выбор – выбор, который вы делаете сами и за который несёте ответственность.

— как вы понимаете эти слова?

— Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему классному часу?

— Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа, опираясь на игру и слова.

Работа с толковыми словарями – практическая работа в группах.

Тема: «Поговорим об ответственности»

— Что значит быть ответственным?

— Найдите в толковых словарях определение, что такое вообще «ответственность»?

(Устные ответы – зачитывание определений из словарей разных авторов)

Ответственность – это хороший способ показать, что вы движетесь от детства к взрослой жизни.

Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.

Ответственность – это категория этики, характеризующая личность.

Коллективное обсуждение ситуаций

Таким образом, каждый из нас должен поступать ответственно, т. е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.

Я прочитаю вам ситуации, а вы решите, кто поступает ответственно, а кто – нет.

Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.

Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.

— Кто поступает ответственно?

— Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?

— Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.

Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.

Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.

— Кого можно назвать ответственным? Почему?

— Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?

— Кого из них можно назвать самостоятельным?

— Можно ли назвать ответственного человека самостоятельным?

— Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно…

— Какие чувства вы испытывали, когда поступали ответственно?

Соотнесите это чувство с цветом. Покажите листок.

— Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?

– проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.

— Какие чувства вы испытывали, когда поступали безответственно?

— Соотнесите эти чувства с цветом? Покажите листки.

-А какой вывод можно сделать о безответственности?

-когда ведем себя безответственно, вызываем порицание, наказание, мир представляется в темных красках.

Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.

— Как ответит самостоятельный ученик?

А) Я не приготовил его с вечера.

Б) Мама не положила его мне в сумку.

Самостоятельный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого человека.

Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.

— А какие обязанности у родителей?

— Перед кем они ответственны?

— Если вы не знаете, как поступить, то, что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?

Я буду называть некоторые поступки, а вы, если это можете и делаете, встаёте и делаете шаг вперёд, а если не делаете, то садитесь и ничего не говорите.

— Вы сами всегда одеваетесь;

— Часто сваливаете свою вину на других;

— Сами наводите порядок в своей комнате;

— Вначале закончите работу, а потом играете;

— Сами всегда собираете портфель;

— Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная;

— Оставляете свои вещи в беспорядке, чтобы за вас убирали другие;

— Сначала думаете, а потом делаете;

— Сначала делаете, а потом думаете.

Молодцы! Все справились с заданиями, значит, отнеслись к игре ответственно.

Виды ответственности

Из этой игры видно, что ответственность делится на 3 вида:

— Личная, ответственность перед собой (Я);

Ответственность перед другими (Другие);

Ответственность к делу (Школа).

– Делай всё как можно лучше. Каждый день.

— Любишь кататься, люби и саночки возить.

— Не лежи на печи, если хочешь есть калачи.

Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком?

Что заставило царя в сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок» прыгнуть в кипящий котёл?

(Зависть к красоте и молодости Ивана)

Какая черта характера девочки, привела к трагическим событиям в сказке «Красная шапочка»?

Что погубило раджу – героя мультфильма «Золотая антилопа»?

Работа над пословицей

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

– Как вы понимаете пословицу?

— Возможно ли избежать ошибок в жизни?

— Что хуже: ничегонеделание или ошибка?

А вы знаете, ребята, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, а в некоторых случаях даже и уважать.

— Вспомните прочитанные произведения, какой сказочный герой достоен уважения, несмотря на его глупость, легкомыслие, безответственность?

Вывод:Человек, умеющий отвечать за свои поступки – достоин уважения.

Предлагаю ещёразобрать ситуации:(на доске)

1 ситуация –Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте.Заходит пожилая женщина:

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

4 ситуация – Ты нашел кошелек,где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Практическая работа (Лист висит на доске и дети выполняют задание)

Посмотрите на доску. На доске указаны слова.

Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый

— Что они обозначают?

— Определите, что мы будем рисовать, используя эти краски?

А теперь я попрошу выйти к доске детей, которым я дала кисточки. Нарисуйте радугу на листе, но каждый из вас должен использовать только одну краску.

— Почему детям так быстро удалось нарисовать радугу?

— Виды какой ответственности присутствовали при выполнении этого задания?

— Что случилось бы, если бы, один из учеников отказался рисовать свою полоску?

(Радуга бы не получилась)

— Как поступил бы ученик?

(Безответственно)

— По отношению к кому он поступил бы безответственно?

— Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

— Чем вам было полезно это занятие?

— А кто ещё хотел бы продолжить разговор на эту тему?

Что такое ответственность для детей. Смотреть фото Что такое ответственность для детей. Смотреть картинку Что такое ответственность для детей. Картинка про Что такое ответственность для детей. Фото Что такое ответственность для детейКонспект беседы «Поговорим о маме» Цель: Воспитывать у детей уважение и заботу и любовь к своей маме. Задачи: учить отвечать на вопросы воспитателя; развивать словарный запас (нежная,.

Конспект классного часа для 3 класса «День знаний» День Знаний во 3 классе. 2018-2019 учебный год Цель мероприятия: воспитание у учащихся положительного отношения к своей школе и получению.

Конспект классного часа «Мы за здоровый образ жизни!» Классный час «Мы за Здоровый Образ Жизни!» Девиз: Скажи : Да! Здоровому Образу Жизни Цели: воспитывать культуру здоровья; обобщить представления.

Конспект классного часа для младших школьников «Цветок здоровья» Классный час «Цветок здоровья» (для младших школьников) Цель: формирование представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой.

Конспект классного часа для младших школьников «Путешествие по городу Здоровейску» КЛАССНЫЙ ЧАС ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ЗДОРОВЕЙСКУ» Цели: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой.

Что такое ответственность для детей. Смотреть фото Что такое ответственность для детей. Смотреть картинку Что такое ответственность для детей. Картинка про Что такое ответственность для детей. Фото Что такое ответственность для детейКонспект классного часа «Рождественские посиделки» для учащихся 3 класса Цели: формировать представления о традициях и обычаях празднования Рождества; рассказать, какие обычаи и традиции живы сегодня; воспитывать.

«Самые добрые руки». Сценарий классного часа в 1 классе, посвященного Дню матери Сценарий классного часа в первом классе, посвященный Дню Матери «Самые добрые руки» Цели: учить детей выражать свои чувства.

Сценарий праздника-классного часа «Посвящение в первоклассники» Праздник посвящения в первоклассники Цели: 1. адаптация первоклассников в школе. 2. повышение мотивации обучения. 3 формирование и сплочение.

Конспект классного часа «Я выбираю спорт» Занятие «Я выбираю спорт» Спорт- это здоровье, победа, удачи. Всегда заниматься! А как же иначе! Ходьба, бег на месте, прыжки и поход.

Источник

Что такое ответственность для детей

Психолог, специалист по работе с подростками.

Что такое ответственность

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

Что такое ответственность для детей. Смотреть фото Что такое ответственность для детей. Смотреть картинку Что такое ответственность для детей. Картинка про Что такое ответственность для детей. Фото Что такое ответственность для детей

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.

5. Подкрепляйте права обязанностями

С подростками отлично работает конструкция «Если…, то. ». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то. », сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.

10. Будьте примером

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.

Что такое ответственность для детей. Смотреть фото Что такое ответственность для детей. Смотреть картинку Что такое ответственность для детей. Картинка про Что такое ответственность для детей. Фото Что такое ответственность для детей

Что такое ответственность для детей. Смотреть фото Что такое ответственность для детей. Смотреть картинку Что такое ответственность для детей. Картинка про Что такое ответственность для детей. Фото Что такое ответственность для детей

Что такое ответственность для детей. Смотреть фото Что такое ответственность для детей. Смотреть картинку Что такое ответственность для детей. Картинка про Что такое ответственность для детей. Фото Что такое ответственность для детей

Что такое ответственность для детей. Смотреть фото Что такое ответственность для детей. Смотреть картинку Что такое ответственность для детей. Картинка про Что такое ответственность для детей. Фото Что такое ответственность для детей

Что такое ответственность для детей. Смотреть фото Что такое ответственность для детей. Смотреть картинку Что такое ответственность для детей. Картинка про Что такое ответственность для детей. Фото Что такое ответственность для детей

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Что такое ответственность для детей. Смотреть фото Что такое ответственность для детей. Смотреть картинку Что такое ответственность для детей. Картинка про Что такое ответственность для детей. Фото Что такое ответственность для детейЧто такое ответственность для детей. Смотреть фото Что такое ответственность для детей. Смотреть картинку Что такое ответственность для детей. Картинка про Что такое ответственность для детей. Фото Что такое ответственность для детейПопробовать бесплатно

Источник

Как научить ребенка ответственности

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как научить ребёнка ответственности. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.

Что такое ответственность для детей. Смотреть фото Что такое ответственность для детей. Смотреть картинку Что такое ответственность для детей. Картинка про Что такое ответственность для детей. Фото Что такое ответственность для детейДарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Инфантилизм – состояние, присущее детям младшего и подросткового возраста. Привычка считать, что за всё отвечают взрослые, откладывается на подсознательном уровне. Родителям стоит воспитывать чувство ответственности в сыне или дочери. Маловероятно, что оно разовьётся само, ведь оставаться ребёнком проще и удобнее.

Что такое ответственность?

Ответственность – это способность:

Несложно понять, что ребёнку такой «груз» кажется малопривлекательным. Картина мира его ещё не сложена, личный опыт ограничен, и проследить причинно-следственные связи между поступками и их последствиями в юном возрасте получается не всегда. Как научить ребёнка ответственности? Психологи разработали множество рекомендаций, реальность же всегда индивидуальна и зависит от характера младшего члена семьи. Взрослым приходится корректировать эти рекомендации и находить собственные решения.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

начать заниматься! Что такое ответственность для детей. Смотреть фото Что такое ответственность для детей. Смотреть картинку Что такое ответственность для детей. Картинка про Что такое ответственность для детей. Фото Что такое ответственность для детей Что такое ответственность для детей. Смотреть фото Что такое ответственность для детей. Смотреть картинку Что такое ответственность для детей. Картинка про Что такое ответственность для детей. Фото Что такое ответственность для детей

Ответственность или послушание?

Многие взрослые не видят разницы между этими понятиями. Но послушание – это выполнение поручения, вне зависимости от осознания его целесообразности или правильности. Мотивировка поступает извне – имеет место простая исполнительность. Часто она подкрепляется страхом наказания или опасением выйти за рамки правил.

Ответственность подразумевает наличие осмысленного и самостоятельного решения, последствия которого человек оценивает.

С какого возраста можно развивать ответственность?

Что такое ответственность для детей. Смотреть фото Что такое ответственность для детей. Смотреть картинку Что такое ответственность для детей. Картинка про Что такое ответственность для детей. Фото Что такое ответственность для детей

Это чувство начинает формироваться в раннем возрасте. Взрослым стоит терпеливо и тактично направлять своих детей, не отступая перед их нежеланием взрослеть, но и не оказывая чрезмерного давления. До 3 лет дети не могут оценивать последствий своих поступков. С 3 до 5 лет закладываются азы – малыши уже способны выполнять несложные обязанности. Например, полив цветов, уборка игрушек, прочие мелкие поручения. Ответственность в этом возрасте формируется поэтапно.

Начиная с 5 лет список дел расширяется, но взрослые принимают решение, можно ли полностью передать заботу о чём-либо младшему члену семьи. Ведь он ещё не может правильно оценивать собственные возможности. Начиная с 7 лет инициативность и самостоятельность поощряются.

Стоит понимать, что все дети индивидуальны. Даже самый правильный подход не гарантирует, что к подростковому возрасту чувство ответственности сформируется полностью и будет охватывать все сферы жизни.

У ребёнка с трёх лет возникает желание взять ответственность в свои руки. Это всем известное: «Я сам». Важно уловить момент, поддержать инициативу и не отбить желания решать свои небольшие вопросы самостоятельно. «Не бери. Не трогай. Не делай, ты еще маленький», – плохая линия воспитания. В статье это хорошо описано. Но не нужно забывать, что перегрузки в этом вопросе тоже ни к чему. И если поручения слишком сложные и ребёнок не может с ними справиться, то эффект будет противоположным. Такая ситуация может напугать, и позже он станет избегать ответственности, пытаясь переложить на плечи других. Зона ответственности должна расти постепенно. В пять лет – одна. В семь – побольше. Далее с каждым годом или полугодием ответственность растёт и задачи усложняются.

О важности личного примера

Если родители не становятся примером ответственного поведения для своих детей, то об адекватном формировании этого чувства можно забыть.

Если взрослые обещают почитать сказку, прийти на утренник, купить игрушку, но не исполняют этого, то у ребёнка на подсознательном уровне формируется и закрепляется установка: безответственное отношение допустимо! Можно сказать, но не сделать. Это понимание закладывается, когда родители ещё являются эталоном поведения. Искоренить его потом, в подростковом возрасте, очень сложно. В этот период происходит переход на новый уровень в физиологическом и личностном (социальном, нравственном) развитии. Вопрос, как научить подростка ответственности и самостоятельности, обретает особую актуальность.

Подростковый возраст – очень сложный период. Именно на этом этапе формирование ответственности особенно необходимо. Учёба в старших классах без осознания её важности и соответствующего подхода не принесёт хороших результатов. В свою очередь, отсутствие базовых знаний не позволит продолжить обучение в престижном вузе и перечеркнёт возможные перспективы.

Как научить ребёнка ответственности?

Выработка ответственности – процесс индивидуальный, но существуют некоторые универсальные рекомендации.

Право на ошибку

Способность осознавать свои ошибки – одна из составляющих ответственного поведения. Взрослые должны признавать право своих детей как самостоятельных личностей на выбор и на ошибку. При этом важно донести до них, что жизнь невозможна без неудач, никто от них не застрахован. Бояться этого не стоит, нужно лишь уметь признавать и извлекать из ошибки урок. Связка «ошибка → наказание → страх повторения ситуации» приводит к боязни брать на себя ответственность. Правильной будет цепочка: самостоятельное принятие решения → ошибка → анализ произошедшего → осознание неправильности собственных действий. Наказание не решает проблемы, а лишь усугубляет ситуацию.

Отказ от навязывания целей

Навязывая своё мнение, родители могут добиться того, что подросток либо озлобится, либо потеряет желание быть самостоятельным, принимать собственные решения и отвечать за них.

Чтобы этого не произошло, нужно знать цели и желания своего ребёнка. Если они кажутся недостижимыми или глупыми, критиковать и высмеивать их не стоит – нужно обсудить ситуацию, рассказать, через что придётся пройти, чтобы добиться задуманного, выяснить, действительно ли есть готовность к этому. В процессе реализации своей цели подростки часто теряют к ней интерес – это их собственное решение, приняв его, они учатся признавать свои ошибки.

Отказ от сравнений

Распространённая ошибка при воспитании – сравнение с более успешными людьми. Это причиняет боль, воспринимается как несправедливый упрёк и в конечном итоге приводит к нежеланию принимать собственные решения и нести за них ответственность. Ведь всегда найдётся тот, кто будет лучше и успешнее.

Поощрение самостоятельности

Невозможно научиться ответственному отношению к жизни, не развив самостоятельности. Нужно дать возможность подростку обрести собственный опыт. Как позитивный, так и негативный. Проявление самостоятельности должно быть отмечено родителями – это даёт стимул к дальнейшему развитию качества. Можно задействовать таланты подростка на благо семьи – например, если он хорошо ориентируется в Сети, то вполне может подобрать несколько вариантов отелей для предстоящего семейного отпуска или найти дешевые авиабилеты.

Связка «права – обязанности»

В подростковом возрасте хорошо работает связка «права – обязанности». Чем больше обязанностей подросток на себя берёт и чем лучше их исполняет, тем больше прав он получает. И наоборот – не выполняя взятых обязательств, он теряет часть своих прав.

Если ребёнок все делает правильно – не скупитесь на похвалу. Очень важно, чтобы результат возложенной на себя ответственности, принятие решения и его выполнение вызывали положительные эмоции. Тогда такое поведение постепенно станет естественным.

Как научить ребёнка ответственно относиться к обучению?

Родители могут заставить ребёнка учиться, грозя наказанием или предлагая вознаграждение за успехи. Но это приносит временный результат и не способствует развитию адекватного отношения к учёбе. На школьном этапе ответственность – это осознанное решение учиться. Ученику нужно понимать, что даст ему обучение в школе, каких целей он сможет добиться. Важно, чтобы он не боялся получать плохие оценки, иначе в приоритете окажутся они, а не фактические знания.

К сожалению, современная школа не лишена недостатков – зачастую нежелание учиться даже при наличии правильной мотивации является следствием несовершенства учебного процесса.

По данным Росстата, в 2019 году число недовольных качеством образовательных услуг составило 13,3 % (опрос проводился среди людей, имеющих детей в возрасте до 15 лет).

Основные причины недовольства следующие:

Такие ситуации не являются редкостью и никак не помогают развитию ответственности, а наоборот, полностью нейтрализуют её. Впоследствии это может негативно отразиться и на взрослой жизни.

Смена школы – решение сложное и не всегда осуществимое. Исходя из этого, многие родители выбирают более современный формат – обучение в Домашней школу «ИнтернетУрок». Такой формат образования возможен как с официальным зачислением и получением аттестата государственного образца, так и без зачисления, когда ученик самостоятельно выбирает интересные ему предметы или изучает сложные темы, не прерывая обучения в традиционной школе.

Гибкий подход к построению образовательного процесса пробуждает интерес и ученики более ответственно подходят к обучению. От получения знаний не отвлекают конфликты с одноклассниками или предвзятое отношение учителей.

Как научить подростка ответственности? Главными ее составляющими являются самостоятельность, умение признавать свои ошибки и делать выводы. На развитие этих качеств стоит обратить особое внимание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *