Что такое оздоровительный лагерь

Детские оздоровительные лагеря

Источник:

«ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ. СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. ГОСТ Р 51185-2008»

Смотреть что такое «Детские оздоровительные лагеря» в других словарях:

Детские лагеря Белоруссии — Детские лагеря Белоруссии: пионерские, оздоровительные, труда и отдыха, летние, зимние Под детским туризмом подразумевается много понятий: например, лагеря отдыха, экскурсионные поездки, спортивные и оздоровительные лагеря, скаутские программы и… … Википедия

Детские лагеря — Памятник пионерам на остановке общественного транспорта «Анголенко» в городе Запорожье Пионерский лагерь воспитательно оздоровительное учреждение в СССР, предназначенное для пионеров и школьников (от 7 до 15 лет) и организуемое на время школьных … Википедия

Пионерские лагеря — Памятник пионерам на остановке общественного транспорта «Анголенко» в городе Запорожье Пионерский лагерь воспитательно оздоровительное учреждение в СССР, предназначенное для пионеров и школьников (от 7 до 15 лет) и организуемое на время школьных … Википедия

Санаторно-курортные и оздоровительные организации для детей в Республике Беларусь — Оздоровительный лагерь – оздоровительная организация (учреждение внешкольного воспитания и обучения) для детей с обеспечением учебно воспитательного процесса круглогодичного или сезонного функционирования с дневным или круглосуточным… … Википедия

Курорты детские — лечебно оздоровительные учреждения, предназначенные гл.о. для долечивания детей и подростков после тяжёлых заболеваний и операций. К К.д. относятся: детские санатории, лагеря санаторного типа, санатории и пансионаты для родителей с детьми и… … Педагогический терминологический словарь

Детский лагерь — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

Отдых и оздоровление детей — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

Пионерский лагерь — Запрос «Пионерлагерь» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

Учреждения отдыха и оздоровления детей — детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно оздоровительные лагеря, оборонно спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и… … Википедия

Лагерь пионерский — Памятник пионерам на остановке общественного транспорта «Анголенко» в городе Запорожье Пионерский лагерь воспитательно оздоровительное учреждение в СССР, предназначенное для пионеров и школьников (от 7 до 15 лет) и организуемое на время школьных … Википедия

Источник

Чем отличается тематический детский лагерь от оздоровительного?

Чем отличается тематический лагерь от оздоровительного? Об этом вы узнаете в данной статье, в которой мы коротко расскажем о наиболее популярных сегодня направлениях детского отдыха.

Что такое оздоровительный лагерь. Смотреть фото Что такое оздоровительный лагерь. Смотреть картинку Что такое оздоровительный лагерь. Картинка про Что такое оздоровительный лагерь. Фото Что такое оздоровительный лагерь

Каждый любящий родитель заботится не только об умственно-эмоциональном развитии своего ребенка, но и о его физическом здоровье. Особенно остро вопрос физического и психологического здоровья ребенка стоит в наши дни, когда загрязненная экология и информационная засоренность затрудняют полноценное развитие наших детей.

Отметим, что детский оздоровительный отдых значительно отличается от отдыха взрослых. Если взрослому человеку достаточно просто укрепить здоровье, то ребенку также необходимы:

Организовать детский отдых таким образом, чтобы он соответствовал всем перечисленным выше требованиям можно только в одном случае: если ребенок будет отдыхать в детском лагере. А все потому, что их организация создает наиболее оптимальные условия для полноценного развивающе-оздоровительного детского отдыха.

Что такое оздоровительный лагерь. Смотреть фото Что такое оздоровительный лагерь. Смотреть картинку Что такое оздоровительный лагерь. Картинка про Что такое оздоровительный лагерь. Фото Что такое оздоровительный лагерь

Нельзя не сказать и о том, что при разработке программ отдыха в современных детских лагерях учитываются не только психо-физические особенности детей, но их интересы. Другими словами, родители могут выбрать для своего ребенка либо простой оздоровительный лагерь (который, по сути, является приемником хорошо известных нам пионерских лагерей), либо тематический лагерь, отвечающий предпочтениям школьника.

Чем отличается тематический лагерь от оздоровительного? Об этом вы узнаете в данной статье, в которой мы коротко расскажем о наиболее популярных сегодня направлениях детского отдыха.

Оздоровительный лагерь

Оздоровительный лагерь для детей является наиболее распространенным вариантом детского лагеря, в котором основной упор делается на общее оздоровление и развлечение школьников. Отдых в таком лагере гарантирует детям новые знакомства, участие в различных развлекательных мероприятиях, приобретение навыков работы в команде, «общение» с природой, веселые игры на свежем воздухе, пляжный отдых и спортивные состязания. Оздоровительные мероприятия в подобных лагерях заключается преимущественно в умеренных физических нагрузках, сбалансированном питании и проживании в экологически чистой местности.

К оздоровительным лагерям можно отнести и детские санатории, которые отличаются от лагеря только тем, что помимо развлечений дети проходят некоторые лечебные процедуры, назначенные врачом: физиопроцедуры, ингаляции, ванны и т.д. Кстати, путевки в санаторий выдаются по направлению лечащего врача, исходя из состояния здоровья ребенка.

Спортивный лагерь

Само понятие «спортивный лагерь» говорит о том, что здесь большое значение придают физическим нагрузкам и различным спортивным состязаниям. Причем занятия не ограничиваются традиционной зарядкой или игрой, например, в футбол на уровне любителя. В спортивном лагере школьники ежедневно тренируются (характер и продолжительность тренировок зависят от конкретного вида спорта, поэтому лагеря разделены по определенным направлениям: конный спорт, футбол, баскетбол и т.д.).

Поскольку тренировки в таких лагерях занимают, как правило, всего два-три часа в день, у школьников еще остается достаточно времени для пляжного отдыха, общения с друзьями, веселых игр и участия в развлекательных мероприятиях.

Существуют также и такие разновидности спортивных лагерей, как «активный» или фитнес-лагерь. Основное их отличие от узконаправленного спортивного лагеря заключается в том, что ребятам предлагаются физические нагрузки в облегченном варианте. В целом, здесь детей учат физической культуре и хорошему отношению к спорту.

Что такое оздоровительный лагерь. Смотреть фото Что такое оздоровительный лагерь. Смотреть картинку Что такое оздоровительный лагерь. Картинка про Что такое оздоровительный лагерь. Фото Что такое оздоровительный лагерь

Языковый лагерь

Как можно догадаться, программы отдыха языковых лагерей разработаны таким образом, чтобы дети получили возможность совместить отдых с изучением иностранного языка. Как правило, каждая смена такого лагеря посвящена определенной тематике, связанной с изучаемым языком. Например, школьникам могут предложить «окунуться» в мир любимых героев, принимая на себя роль персонажей и разговаривая на их родном языке. Не забывают организаторы и про оздоровительную составляющую детского отдыха: детей здесь ждут подвижные игры, пляжный отдых, экскурсии, походы и т.д.

К слову, поскольку процесс обучения в языковом лагере проходит ненавязчиво, в игровой форме (то есть, ребенок знакомиться с новыми словами во время игры), лучше всего школьники «подтягивают» разговорный язык.

Творческий лагерь

Существование творческих лагерей позволяет детям совместить отдых на свежем воздухе с занятием любимым видом творчества. Как и в случае со спортивными лагерями, каждый творческий лагерь имеет свою специализацию: художественный, танцевальный, театральный и т.д. В таких лагерях в программе детского отдыха, как правило, предусматриваются не только репетиции и выступления воспитанников (или занятия живописью и выставки работ), но и мастер-классы известных танцоров, художников, скульпторов или артистов.

Кстати, вспомогательные материалы для проведения развлекательных мероприятий (например, декорации для театральных постановок или хореографическая постановка танцевальных номеров) в творческих лагерях, чаще всего, дети подготавливают самостоятельно. Таким образом, они имеют возможность не только развить свой талант, но и получить навыки его практического применения.

Приключенческий лагерь

Что такое оздоровительный лагерь. Смотреть фото Что такое оздоровительный лагерь. Смотреть картинку Что такое оздоровительный лагерь. Картинка про Что такое оздоровительный лагерь. Фото Что такое оздоровительный лагерь

От всех описанных выше видов детских лагерей, приключенческий лагерь отличается максимально насыщенной и интересной программой, которая может включать в себя и конные прогулки, и подводное плавание, и сплав по реке на байдарке, и поход с палатками, и стрельбу в тире, и различные квесты. В общем, программа может включать все, что вызывает интерес у детей и способно подарить им массу незабываемых положительных эмоций. Достаточно часто «активные» приключения в них чередуются со «спокойными» видами деятельности (например, занятия по мыловарению, гончарному делу или бисероплетению).

Приключенческие лагеря призваны удовлетворить естественную жажду ребенка к приключениям и испытаниям. Поэтому здесь все построено таким образом, чтобы школьник каждый день встречал ожиданием чего-то нового и неизведанного.

Источник

Летний лагерь

Летний лагерь

Что такое оздоровительный лагерь. Смотреть фото Что такое оздоровительный лагерь. Смотреть картинку Что такое оздоровительный лагерь. Картинка про Что такое оздоровительный лагерь. Фото Что такое оздоровительный лагерь

Летний лагерь — контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых (обычно) в течение летних месяцев в некоторых странах. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы (походники) и пионеры (дети до 15 лет).

Первичная цель многих лагерей — образовательное или культурное развитие. Природная окружающая среда лагеря может позволить детям развить в себе экологическую культуру.

Содержание

Классификация летних лагерей

Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ)

Располагаются за городом как на базе стационарных построек, так и на условии походного туристского лагеря. В России деятельность стационарных летних детских лагерей регламентируется документом «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 от 17 марта 2003г», походных — документом «Гигиенические требования к организации режима базовых палаточных лагерей в летний период. (СанПиН).Минздрав России, 2003».

Лагерь отдыха (школьный лагерь дневного пребывания)

Располагаются на базе школ и учреждений дополнительного образования. Напоминают детский сад для взрослых детей. Функционирует только в дневное время (как вариант — с утра и только до обеда) В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии.

Лагерь санаторного типа

Такие лагеря располагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. Для оформления ребёнка в лагерь санаторного типа необходимо принести из поликлиники выписку из медицинской карты и справку от участкового врача или профильного специалиста (если ребёнок стоит у него на учёте). В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления.

Трудовой лагерь

Лагеря для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более четырёх часов в сутки), после обеда — досуг (культурно-развлекательная программа для детей). Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. начинается культурно-развлекательная программа. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь.

Лагерь выходного дня

Функционирует с вечера в пятницу до вечера воскресения. Но чаще, программа начинается с со второй половины субботы, так как многие дети учатся по субботам. Лагеря обычно проводятся с выездом за город.

Обучающий лагерь

Обучающие лагеря бывают трёх видов: для неуспевающих по школьной программе учеников, для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические), и для старшеклассников (подготовительные), которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности (маркетинговые, бизнес-школы). В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа.

Спортивный лагерь

Основное направление деятельности — спортивное развитие детей. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички).

Лагерь актива

Формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. И соответственно, работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Как варианты — Лидерский лагерь, Коммунарский и т. д. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь так и как просто отдельная лагерная смена.

Профильный лагерь

Такой лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, натуристский и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере.

Источник

Статья 13. Типы организаций отдыха детей и их оздоровления

Статья 13. Типы организаций отдыха детей и их оздоровления

1. К организациям отдыха детей и их оздоровления относятся организации (оздоровительные объекты) сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления:

1) детский оздоровительный (санаторно-оздоровительный) лагерь, в том числе загородная организация отдыха детей и их оздоровления;

2) лагерь с дневным пребыванием детей;

3) специализированный (профильный) лагерь;

4) туристический лагерь;

5) лагерь труда и отдыха;

6) детский центр (оздоровительный, оздоровительно-образовательный, медицинский);

7) база и оздоровительный комплекс.

2. К временно приспособленным учреждениям отдыха детей и их оздоровления относятся:

1) детский лагерь палаточного типа;

2) лагерь труда и отдыха;

3) лагерь с круглосуточным или дневным пребыванием на базе общеобразовательного, досугового, спортивного учреждения, учреждения социального обслуживания, клуба по месту жительства и др.

3. Для отдыха детей и их оздоровления могут использоваться санаторно-курортные учреждения (в том числе детские санатории), пансионаты, базы отдыха, санатории-профилактории, оздоровительные комплексы предприятий, учреждений и организаций, профессиональных союзов при условии предоставления указанными учреждениями услуг по отдыху детей и их оздоровлению в соответствии с положениями законов Российской Федерации, требованиями национальных стандартов Российской Федерации в сфере отдыха детей и их оздоровления, законодательством Республики Крым.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Летний оздоровительный лагерь

Понятие детского оздоровительного лагеря и его функции. Характеристика основных компонентов и этапов развития воспитательной системы. Сущность здоровой личности. Роль физического воспитания школьников и организация деятельности в летних детских лагерях.

РубрикаПедагогика
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления05.06.2015
Размер файла34,0 K

Что такое оздоровительный лагерь. Смотреть фото Что такое оздоровительный лагерь. Смотреть картинку Что такое оздоровительный лагерь. Картинка про Что такое оздоровительный лагерь. Фото Что такое оздоровительный лагерь

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ведение

Цель работы: отразить особенности воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере для школьников.

Объект исследования: воспитательная работа школьников в летнем оздоровительном лагере.

Предмет исследования: особенности воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере для школьников.

В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза: основными целями организации работы в летнем оздоровительном лагере для детей является: лагерь оздоровительный воспитательный физический

Ш эстетическое удовольствие;

Ш физическое совершенствование.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы в данной части исследования мы поставили следующие задачи:

Ш дать понятие здоровой личности;

Ш изучить организацию воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере;

Ш изучить моделирование воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере;

Ш отразить формы организации воспитательной работы в летнем лагере;

Ш раскрыть практические основы воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере для детей.

Практическая значимость: материалы данной курсовой работы окажут помощь преподавателям высших педагогических учебных заведений, студентам, а также работникам летних оздоровительных лагерей, школ.

База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа п. Заря.

Глава 1. Летний оздоровительный лагерь

На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей как по имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и по содержанию деятельности, обеспечивающие каждому право выбора собственной стратегии дополнительного образования. Наличие достаточно большого числа видов деятельности, возможность их свободного выбора и составление индивидуальной программы в сочетании с четким определением количества обязательных занятий и распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного подхода в организации образовательно-воспитательного процесса.

Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны следующие положения:

детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации;

в основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития творчества и самодеятельности, социально значимой направленности деятельности; единства оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и социальной средой;

детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми.

При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.) [8]. Взаимодействие детей в лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и субъектной активности. Происходит постоянный самоанализ происходящего в лагере, в том числе и участия каждого ребенка в его жизни.

Должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.

Таким образом, детский оздоровительный лагерь на сегодняшний день является учреждением, которое не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и выполняет образовательную и воспитательную функцию.

1.2 Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития

Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке.

Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике.

А.С. Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.

Среди понятий «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной работы», « воспитательная система» последнее занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов.

Учитывая это, рассмотрим само понятие «воспитательная система» как особую педагогическую категорию, связанную с другими, а также определим функции воспитательной системы, выявим закономерности ее становления и развития, пути и условия совершенствования.

Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.

В педагогике давно получило признание понятие «дидактическая система». Дидактическая система включает в себя цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации. Любое учебное заведение выполняет как обучающую, так и воспитывающую функции. Оно призвано вооружать подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить его к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. Но не менее важной является функция, связанная с формированием ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего «Я», с нахождением своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована только в процессе обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.

Воспитательная система имеет определенную структуру. Ее компоненты:

· цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);

деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

· субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;

· рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

· среда системы, освоенная субъектом;

· управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Воспитательная система создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности, как воспитанника, так и педагога, а также их социально-психологической защищенности.

На разных этапах развития воспитательной системы позитивную роль могут играть как интеграционные, так и дезинтеграционные процессы. Так, на этапе становления системы интеграция способствует созданию стабильной среды развития личности, усвоению норм поведения, способов деятельности и стилей общения, служит своеобразным средством социальной защиты. В то же время на других этапах излишняя упорядоченность может сдерживать активность личности, ее возможности в самоопределении, развитии себя как творческой индивидуальности. В этом случае элементы стихийности обеспечивают возможность обновления, свободного выбора и т.д.

Опыт показывает, что воспитательная система проходит в своем развитии три основных этапа.

Этапы развития воспитательной системы сообразуются со стадиями развития коллектива, являющегося ее ядром. Движение от одного этапа развития к другому, более высокому, возможно только в результате целенаправленной работы, которую проводит коллектив единомышленников. Как отмечалось выше, успешность этой работы зависит, прежде всего, от организации управленческой деятельности, включающей в себя постоянное изучение и оценку качества воспитательной системы.

Итак, можно говорить об определенной технологии и методике создания и развития воспитательной системы, а именно: выявлении ведущей идеи, формулировке основных целей и задач, формировании на их основе теоретической концепции, конкретизации составляющих системы и механизмов их взаимодействия, определении и использовании вариативных педагогических технологий и методик, проектировании необходимых для этого условий.

Подводя итог данной главы можно сказать, что воспитательная система развивается успешно, если она целесообразна и современна, находится в центре внимания всего педагогического коллектива и постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.

Очень важным компонентом в организации летнего оздоровительного лагеря является понятие здоровой личности.

1.3 Понятие здоровой личности

В летнем школьном лагере решается не только проблема свободного времени ребенка, его досуга и отдыха, но и большое внимание уделяется оздоровлению школьников в самых различных его аспектах.

1.4 Роль физического воспитания школьников в летних оздоровительных лагерях


1.5 Формы и содержание работы

1.Утренняя гигиеническая гимнастика— ежедневное выполнение непосредственно после пробуждения (через 5—7 мин) комплекса специально подобранных 7—10 физических упражнений в течение 10—15 мин. Являясь неотъемлемым элементом режима дня, она обязательна для каждого школьника.

Задачи УГГ: содействовать активизации функций всех систем организма и сокращению «периода врабатывания» в предстоящую деятельность (перехода от сна к бодрствованию); укреплению здоровья, закаливанию и правильному физическому развитию школьников; формированию привычки к систематическому использованию доступных средств физического воспитания в режиме дня, навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями; организованному началу дня.

Содержание комплекса и последовательность расположения в нем упражнений определяются с учетом оздоровительных задач, общих методических требований и обеспечения разносторонних воздействий на организм.

Для обеспечения эффективности занятий целесообразно организовать предварительное разучивание упражнений, например, на физкультурных занятиях, а введение новых упражнений в комплекс осуществлять постепенно, с таким расчетом, чтобы полностью он менялся раз в 10-12 дней. С целью формирования у занимающихся навыков самостоятельной работы следует чаще поручать проведение утренней гимнастики самим школьникам, обеспечивая при этом организационно-методическую помощь.

2. Отрядные физкультурные занятия. Эти занятия организуются отрядными воспитателями и строятся на основе широкой самодеятельности школьников. Они могут проводиться со всем отрядом или с отдельными группами, сформированными по интересам выделенными в отрядные команды (по подвижным играм, футболу, лапте и т. д.). Составы команд, как правило, определяются с учетом уровня физической подготовленности. В занятиях должны быть широко представлены строевые и легкоатлетические упражнения, подвижные игры, элементы игры «Зарница», прогулки с играми на местности, туристские походы, соревнования и пр.

3. Занятия в общелагерных кружках (секциях), командах и группах, которые создаются в первую очередь по легкой атлетике, туризму и некоторым спортивным играм для наиболее подготовленных и желающих совершенствоваться в избранном виде спорта школьников, а также с целью подготовки команд лагеря к межлагерные соревнованиям. Работа строится на базе разносторонней физической подготовки с учетом специфики вида спорта. Занятия проводятся педагогом по физическому воспитанию.

4. Занятия по плаванию проводятся ежедневно как составная часть режима дня. Организуются в следующих формах: купания (по отрядам), учебно-тренировочные занятия в кружках (секциях), занятия по обучению не умеющих плавать. Соответственно конкретным задачам определяется содержание занятий. Непосредственное проведение учебно-воспитательного процесса осуществляет инструктор лагеря по плаванию, в помощь которому могут быть привлечены работники лагеря и школьники старшего возраста, прошедшие соответствующую подготовку. При этом обязательно присутствие медицинского работника. Занятия должны проводиться только в специально отведенных и оборудованных местах с соблюдением всех мер безопасности, определенных специальными инструкциями. Особое внимание следует уделить обучению детям которые не умеют плавать.

5. Спортивные соревнования проводятся, прежде всего по видам упражнений, составляющим содержание президентских тестов; соревнования могут проводиться по отдельным упражнениям (день бегуна, день прыгуна и т. п.) или по многоборьям. Традиционными являются соревнования по подвижным и спортивным играм, спартакиады. Общелагерная спартакиада проводится в конце смены, что дает возможность подготовиться всем участникам. Ее результаты могут выступать в качестве объективной оценки работы по физическому воспитанию. Всем общелагерным соревнованиям предшествуют отрядные.

6. Физкультурные мероприятия на празднике, посвященном открытию лагеря (смены). В них включаются массовые подвижные игры и простейшие соревнования по отдельным видам известных и доступных школьникам упражнении. Соревнования проводятся обычно в форме аттракционов. В программу праздника при закрытии лагеря включаются показательные массовые и индивидуальные выступления, соревнования по спортивным играм и по некоторым отдельным упражнениям.

7. Инструктивные занятия с вожатыми и активом учащихся проводятся не реже одного раза в неделю. На них раскрываются вопросы планирования и содержания работы, методики проведения конкретных мероприятий в отрядах и звеньях. Кроме того, целесообразно создать постоянно действующий семинар юных инструкторов и судей по спорту.

1.6 Методика работы по физическому воспитанию

К методике работы по физическому воспитанию предъявляются следующие требования:

во-первых, необходимо сделать занятия физическими упражнениями неотъемлемой частью режима летнего оздоровительного лагеря, обеспечив участие в них всех школьников;

во-вторых, содержание, методы и формы организации занятий должны дифференцироваться в соответствии с возрастным делением школьников, состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности;

в-третьих, следует обеспечить разнообразие занятий на основе широкого варьирования их содержания, форм и условий проведения;

в-четвертых, вся работа по физическому воспитанию должна строиться на принципе самодеятельности детей и сочетаться с общественно полезным трудом (работа по благоустройству летнего пионерского загородного лагеря, подготовка и оформление мест занятий, ремонт и изготовление простейшего инвентаря и пр.).

Глава 2. Организация воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере

В условиях летнего отдыха у детей не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. Дети стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.

Как показывает практика, проводимые в лагерях мероприятия чаще всего проводятся с целью развлечения и не несут педагогической нагрузки. Однако при правильно организованной деятельности, детский лагерь с дневным пребыванием располагает благоприятной атмосферой не только для развлечения, но и для воспитания, самовоспитания и самопознания. На современном этапе все большую значимость для детей и подростков приобретает возможность освоить современные формы организации отдыха, сформировать умения развлекать и развлекаться, заложить основы культуры проведения досуга.

Различные формы воспитательной работы в условиях детского лагеря с дневным пребыванием помогают удовлетворять потребности детей в неформальном общении, в активной деятельности, а также различных социальных пробах в различных социальных ролях.

В поисках формы воспитательной деятельности педагоги исходят из содержания: отбирают оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он увлекается формой, чтобы потом принять идею.

Форма воспитательной деятельности напрямую зависит от вида деятельности (направления и специфики):

Задачи досуговой деятельности:

— вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга;

— организовать деятельность творческих мастерских.

Кружковая деятельность объединяет детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, для функционирования данного вида деятельности необходимо обеспечить потребность организации кружков в педагогических кадрах. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки. Цель кружковой деятельности: развитие познавательных интересов и творческих способностей детей, развитие их физических возможностей, расширение кругозора.

Кружки могут быть разной направленности:

Задачи художественно-творческой направленности кружка: приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитание у детей потребности вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт, формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства.

Образовательная деятельность расширяет знания детей об окружающем мире, удовлетворяет потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. Данный вид деятельности реализуется через поездки, экскурсии, посещение концертов и спектаклей, организацию лекций, бесед, деловых игр и психологических тестов.

Деятельность гражданско-патриотической направленности предполагает воспитание чувства гражданского достоинства россиянина, чувства ответственности перед собой и другими, чувства гордости за достижения своих сограждан, земляков, родителей, уважения к памяти защитников Отечества, героической истории государства и своей малой Родины, воспитание правовой культуры.

В смене детского лагеря с дневным пребыванием могут планироваться различные формы работы:

— туристические однодневные походы;

— спортивные мероприятия (игры, веселые старты, соревнования);

— культурно-массовые мероприятия (конкурсы, викторины);

— индивидуальная работа и другое.

Следует понимать, что нет плохих и хороших форм. Необходим их правильный выбор и профессиональный уровень организации работы в рамках той или иной формы. Для организации воспитательной деятельности в лагере с дневным пребыванием можно предложить те формы, в которых каждый ребенок может принять участие и проявить себя.

Фестиваль детского творчества. Мероприятие представляет различные виды и формы художественно-творческой деятельности. На фестиваль приглашаются коллективы и участники других лагерей, школ, учреждений дополнительного образования.

Праздник «День творчества». Организация такого праздника позволяет не только видеть прекрасное (выставки, спектакли, концерты на нескольких площадках), но и самим творить (участие в мастер-классах, открытых мастерских и т.д.).

Примерная схема праздника:

1. Линейка, посвященная открытию праздника.

2. Проведение творческих конкурсов на нескольких площадках, в которых может принять участие каждый.

3. Открытые выставки детских работ и работ профессиональных художников, мастеров народного творчества и т.д.

4. Обучающие мастер-классы.

5. Спектакль театральной студии.

6. Концерт победителей творческих конкурсов и закрытие праздника.

Тематический день «Патриоты России». В этот день проводятся единые мероприятия для всего лагеря.

2. Встречи с интересными людьми, героями России, победителями олимпиад, защитниками Отечества и т.д.

3. Защита проектов «Жизнь ярче, чем легенда» (подготовка экспозиции героя).

Правовой марафон «Права ребенка» (Приложение 5).

Заключение

Физическое воспитание в летнем оздоровительном лагере представляет собой одно из средств сегодняшнего воспитания подрастающего поколения, является одним из важнейших направлений работы с детьми. Имеет ряд особенностей, которые обусловлены сравнительно коротким периодом пребывания детей в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности, более широкими возможностями для занятий плаванием, туризмом, подвижными играми и играми на местности.

Материал данной курсовой работы подробно рассматривает понятие здоровой личности, роль физического воспитания школьников в летних оздоровительных лагерях и подбирает различные формы организации воспитательной деятельности.

Список литературы

2. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. М.: Педагогическое общество России, 2002.

3. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

5. Кулаченко М.П. Учебник для вожатого. Ростов на Дону: Феникс, 2008.

6. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. М.: ВАКО, 2007 г.

7. МалаховаМ.М., Касаткина Н.А., Еременко Н.И., Желтонова Л.А. «Сценарии общественных праздников и мероприятий». Волгоград: Учитель, 2005.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Детский оздоровительный лагерь, его функции и назначение. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития. Организация управления, общения и воспитательного процесса на примере оздоровительного комплекса для детей «Геолог».

курсовая работа [28,6 K], добавлен 15.04.2009

Детский оздоровительный лагерь и его функции. Специфика воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях. Опытно-экспериментальное исследование эффективности формирования временного коллектива детского оздоровительного лагеря ДБО «Смена».

курсовая работа [44,8 K], добавлен 16.10.2011

Особенности организации досуга младших школьников в условиях детского оздоровительного лагеря на основе использования социально-культурных технологий. Анализ обеспечения организации активного интеллектуального и эмоционально-насыщенного досуга детей.

дипломная работа [1,8 M], добавлен 24.09.2013

Особенности функционирования детских оздоровительных лагерей. Социально-педагогический потенциал детского досуга. Теоретические аспекты организации досуга в оздоровительном лагере. Направления и методики работы социального педагога в летних лагерях.

дипломная работа [169,5 K], добавлен 23.12.2010

Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие личности в процессе организации воспитательно-оздоровительной работы со школьниками в летний период. Порядок составления программы работы лагеря.

отчет по практике [23,5 K], добавлен 20.09.2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *