Что такое ознакомительное чтение 5 класс
Что такое ознакомительное чтение 5 класс
В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.
Формирование умений ознакомительного чтения
Ключевые слова: ознакомительное чтение
Овладение умениями ознакомительного чтения, необходимость работы над их развитием вызвано тем, что оно включает наибольшее количество приемов, общих с другими видами чтения.
Ознакомительное чтение определяется как чтение про себя, без специальной установки на обязательное последующее использование извлеченной информации, которая как бы принимается к сведению. Характерными особенностями данного вида чтения является быстрый темп, требование прочтения всего текста, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей. Направленность внимания читающего на смысловую сторону текста приводит к тому, что сознание читающего сосредоточено на осмыслении содержания, его интерпретации, запоминании. При ознакомительном чтении читающий решает следующие задачи:
Первый уровень характеризуется уяснением того, о чем идет речь в тексте. Это самое общее восприятие.
Для второго уровня характерно понимание того, что говорится в тексте. Здесь устанавливаются связи между основными планами раскрытия мысли.
Третий уровень понимания предполагает осознание не только того, о чем рассказывается в тексте, но и как, какими средствами это достигается.
При четвертом уровне наступает понимание главной мысли текста, независимо от того, сформулирована ли она или дана в подтексте.
Для коммуникативных задач, решаемых ознакомительным чтением, полнота понимания должна быть не ниже 70-75 %. Основная информация должна быть воспринята точно, второстепенная с меньшей точностью, при этом необходимо понимание не только фактического содержания читаемого, но и оценка полученной информации.
Первый уровень учитывает:
Второй уровень понимания предполагает:
Четвертый уровень понимания текста исходит из раскрытия намерения автора с опорой на поникание темы текста, содержащейся в ней фактологически: и оценочной информации, а также его композиции [1; 3].
У учащихся в процессе обучения формируются следующие умения ознакомительного чтения.
Умения, связанные с оперированием языковым материалом: определить значение слов с oпopoй на языковую догадку; игнорировать незнакомые слова, не являющиеся важными для понимания основного содержания текста; распознавать связующие слова-ориентиры, выражающие логические отношения между предложениями и абзацами и указывавшие на последовательность развития темы (мысли), подтверждающие мысль, суммирующие сказанное; ориентироваться в грамматической структуре предложений, несущих главную информацию.
Умения, связанные с пониманием содержания текста: определить тему текста, исходя из сильных позиций текста (заголовок, начальные и конечные абзацы); прогнозировать содержание текста на основе сильных позиций текста, фоновых знаний, тематических слов; ориентироваться в композиции текста (его построении) с целью извлечения фактологичекой информации; членить текст на смысловые части, устанавливать соотношения между ними, исходя из композиции текста; выделить в каждой смысловой части главную и конкретизирующую информацию; выделить в тексте ключевые слова (смысловые вехи); устанавливать логические соотношения между выделенными фактами; давать оценку полученной информации.
Формирование у учащихся этих умений обеспечивается системой заданий к текстам:
Активизация фоновых знаний ведет к антиципации, предвосхищению содержания читаемого. На этом этапе следует активно привлекать невербальные материалы текстов (фотографии, рисунки и т.д.).
Для снятия лексико-грамматических трудностей преподаватель на доске (или на подготовленных дома карточках) выписывает незнакомые слова с их переводом, а также дает краткое объяснение тех грамматических явлений, которые не были пройдены. Внимание учащихся следует привлечь к основным смысловым вехам: тематическим цепочкам, образуемым словами или терминами, невербальному материалу (цифрам, диаграммам, таблицам и т.д.), средствам наглядности (географическим картам, картинкам, фотографиям и т.д.).
После предварительной работы (предтекстовые упражнения) наступает этап прочтения текста. Очень важно сформулировать задание к тексту. Такое задание помогает ориентироваться в нем, направляет внимание читающего на единицы текста, значимые в том или ином отношении для его осмысления, создавая тем самым условия для прогнозирования его содержания. Правильно сформулированное задание имеет важное значение и для становления механизмов чтения, т.е. умений воспринимать текст смысловыми блоками, зрительно синтезировать наиболее информативные элементы текста.
Презентация к уроку «Приёмы ознакомительного и изучающего чтения. Знакомство с учебником. Стили речи». 5 класс.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Предмет: русский язык. Класс: 5. Презентация к уроку по теме: Приёмы ознакомительного и изучающего чтения. Знакомство с учебником. Подготовила: Замешаева Елена Иннокентьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 20» г. Улан-Удэ.
План урока: Проверка домашнего задания. Изучение новой темы (1-я часть). Самостоятельная работа. Изучение новой темы (2-я часть). Самостоятельная работа.
Общение устное письменное говорим слушаем пишем читаем
Третье сентября. Классная работа. Приёмы ознакомительного и изучающего чтения. Знакомство с учебником.
научная информация. Теоретические сведения ‒
Третье сентября. Классная работа. Приёмы ознакомительного и изучающего чтения. Знакомство с учебником. Ознакомительное чтение помогает познакомиться с книгой, сориентиро-ваться в её содержании.
рассматриваем обложку, читаем название…; Приёмы ознакомительного чтения:
ЗВУКИ РЕЧИ СЛОВА ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ, ИНТОНИРОВАНИЯ И НАПИСАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ, ИНТОНИ-РОВАНИЯ И НАПИСАНИЯ ТЕКСТА ЧАСТИ СЛОВА ПРАВИЛА ПРОИЗ-НЕСЕНИЯ СЛОВ ПРАВИЛА НАПИ- САНИЯ СЛОВ БУКВЫ ПРАВИЛА ИЗМЕ-НЕНИЯ СЛОВ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ … : ЯЗЫК РУССКИЙ ЯЗЫК
рассматриваем обложку, читаем название…; Приёмы ознакомительного чтения: читаем то, что написано на страницах до основного текста, обращая внимание на
это начальный лист книги, на котором размещаются выходные сведения об издании. Титульный лист ‒ это двойной лист плотной бумаги, скрепляющий переплётную крышку и основной блок книги. Форзац ‒
рассматриваем обложку, читаем название…; Приёмы ознакомительного чтения: читаем то, что написано на страницах до основного текста, обращая внимание на назначение, авторов, ние издательства, место выпуска издания, назва- год издания,
краткая характеристика или краткое изложение содержания книги. Аннотация ‒
рассматриваем обложку, читаем название…; Приёмы ознакомительного чтения: читаем то, что написано на страницах до основного текста, обращая внимание на перелистываем книгу, обращаем внимание на заголовки, рисунки, схемы и т. д.; назначение, просматриваем оглавление и всё, что нахо- дится в конце книги до основного текста; прогнозируем полезность и заниматель- ность книги авторов, аннотацию, другие важные сведения; ние издательства, место выпуска издания, назва- год издания, (+ содержание и назначение).
Задание № 1. Пользуясь приёмами ознакомительного чте-ния, подготовьте сообщение по доставшейся вам книге. В процессе подготовки делайте записи в тетрадях. Работаем в парах.
рассматриваем обложку, читаем название…; Приёмы ознакомительного чтения: читаем то, что написано на страницах до основного текста, обращая внимание на перелистываем книгу, обращаем внимание на заголовки, рисунки, схемы и т. д.; назначение, просматриваем оглавление и всё, что нахо- дится в конце книги до основного текста; прогнозируем полезность и заниматель- ность книги авторов, аннотацию, другие важные сведения; ние издательства, место выпуска издания, назва- год издания, (+ содержание и назначение).
2. Назначение: для учителей-словесников, студентов-филологов и всех, кто интересуется происхождением слов. 1. Название книги: «Этимологический словарь русского языка». 3. Место выпуска: Ростов-на-Дону. 4. Издательство: «Феникс». 5. Год издания: 2004 г. 6. Общая редакция: А. Ситниковой.
8. Прогноз: знаки фонетической транс- крипции, в словаре более 4500 слов; список сокращений; алфавит; объясняется значение используемых лингвистических терминов. книга будет полезна и инте- ресна не только учителям и студен- там, но и учащимся средней школы. как пользоваться словарём; есть нужная для ра- боты информация: 7. Другие важные сведения:
понять текст, усвоить прочитанное. Приёмы изучающего чтения помогают
Задание № 2. Прочитайте материал для самостоятельных наблюдений и теоретические сведения на 10-й и 11-й страницах учебника и письменно ответьте на вопросы: 1. Тема прочитанного текста? 2. От чего зависит выбор стиля при создании высказывания? 3. Перечислите упомянутые в параграфе стили, записав рядом соответствующую каждому из них задачу высказывания. Работаем самостоятельно.
неформаль-ная обстановка (обычно возможна в обще-стве близких людей). Непринуждённая обстановка ‒ обстоятельства, условия, в которых происходит общение. Обстановка ‒
1. Тема текста ‒ № 2. стили речи. 2. Выбор стиля зависит от задачи высказывания. поделиться с кем- либо своими мыслями и чувствами в непринуждённой обстановке. нарисовать словесную картину жизни (т. е. красочно изобразить какое-то событие, явление природы, чувства человека и т. д.) сообщить точные научные сведения. Научный стиль: Художественный стиль: 3. Разговорный стиль:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Русский язык: 1) упр. № 17 (+ списать); 2) прочитать § 4; пользуясь приёмами изуча-ющего чтения, подготовить выступление на тему «Как нужно слушать?».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-013076
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Приёмы ознакомительного и изучающего чтения. Знакомство с учебником. стили речи»
Замешаева Елена Иннокентьевна – учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 20 г. Улан-Удэ.
Предмет: русский язык. Класс: 5. УМК: Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.
Тема урока: Приёмы ознакомительного и изучающего чтения. Знакомство с учебником. Стили речи.
Цель урока: Дать учащимся возможность
получить представление о приёмах ознакомительного и изучающего чтения;
познакомиться с содержанием учебника и стилями речи.
Используемые средства: учебник, презентация.
Условные обозначения, используемые в конспекте урока:
Ở – учащиеся наблюдают, думают, самостоятельно формулируют мысль, отвечают, самостоятельно выполняют задание или что-либо выразительно читают;
ק – учащиеся делают запись, чертят таблицу, подчёркивают что-либо;
▼ – следующий шаг (клик) в презентации;
жирным шрифтом выделено то, что записывается в тетрадь;
разрядкой выделены те слова, которые нужно произносить с особым логическим ударением;
! В конспекты уроков включено слово учителя в форме прямой речи, но без её оформления. Отсутствие кавычек и знаков, свойственных для записи диалога, в некоторой степени компенсируется изменением размера шрифта.
I. Организационный момент.
! Перед уроком необходимо собрать и раздать тетради.
и комментарий к проверенным письменным работам.
Расскажите об особенностях устного и письменного общения. ( Ở ; в распоряжении отвечающего слайд 3. )
Отвечающему можно помочь, как и на предыдущем уроке, помогая строить фразы, подсказывая слова и обороты речи. Текст выступления может быть таким:
Тема моего выступления – особенности устного и письменного общения.
Устное и письменное общение отличаются, прежде всего, теми действиями, которые совершают участники общения: при устном общении мы либо говорим, либо слушаем, при письменном – либо пишем, либо читаем.
Причём эффективным общение будет только тогда, когда мы научимся и говорить, и слушать, и писать, и читать, ведь в жизни нам приходится совершать вс е эти действия.
Отличаются устное и письменное общение и средствами, которыми могут пользоваться участники общения.
В распоряжении участников устног о общения интонация (это темп, тон, громкость и паузы) и вспомогательные средства: жесты и мимика.
При письменном общении интонацию заменяют знаки препинания, особенности шрифта, а именно: размер, курсив, жирность шрифта, разрядка, стиль и цвет шрифта; также могут заменять интонацию подчёркивание, кавычки, абзацы, пробелы между строк, маркеры списка. К средствам письменного общения относятся также цвет фона, условные обозначения и некоторые другие средства, не названные в таблице, например, иллюстрации и графические символы.
Несмотря на то, что список средств, используемых при письменном общении, намного больше, на самом деле всех оттенков интонации в письменной речи отразить невозможно. Следовательно, устная речь богаче, чем письменная.
Есть ещё одно важное отличие форм общения – это количество времени для построения и исправления высказывания, для отбора точных языковых средств.
У общающихся устно его обычно совсем мало, у общающихся письменно – больше, причём намного. С этой точки зрения в более трудном положении – говорящий. И тому, кто пишет, нужно стараться использовать эту возможность обдумывать и исправлять написанное.
В заключение хочется сказать, что, в какой бы форме мы ни общались, нужно быть осторожными со словом. Недаром народная мудрость предупреждает: слово не воробей, вылетит – не поймаешь. А о письменной речи говорят так: что написано пером, того не вырубишь и топором. И действительно, необдуманным словом можно ранить, подвести окружающих, близки х людей, да и самого себя тоже.
Выполняя домашнее задание, вы должны были объяснить письменно одну из пословиц, включённых в упражнение 6. Прочитайте выбранную пословицу и своё объяснение к ней ( спросить по каждой взятой для объяснения пословице ).
Учитель даёт комментарий к проверенным работам.
Общаясь устно, мы… ( Ở ) либо говорим, либо слушаем ( ▼ : появляются слова говорим слушаем ); общаясь письменно,… ( Ở ) либо пишем, либо читаем ( ▼ : появляются слова пишем читаем ). Сегодня мы более подробно поговорим о последнем из названных действий ( ▼ : слово читаем заключается в овал ) – о чтении. Напомните, пожалуйста, ради како й цели мы будем учиться читать? ( Ở ) Чтобы научиться эффективному общению, т. е. общению, приносящему… ( Ở ) желаемый результат.
Выведем ( ▼ : слайд 8 ) приёмы ознакомительного чтения на слайд, т. к. они будут перечислены чуть подробнее, чем в учебнике.
Далее на титульной странице видим, что учебник состоит из двух частей и эт а часть – первая. Что он рекомендован Министерством образования и науки РФ и что выпущен он в Москве, издательством «Просвещение», в… ( Ở ) 2015, у кого-то – в 2014, а у кого-то в 2013 или даже 12-м году. Где, кем, когда была выпущена книга – это очень важная информация, если речь идёт об учебнике. Поэтому добавим к списку приёмов ознакомительного чтения ( ▼ ) место выпуска издания, ( ▼ ) название издательства и ( ▼ ) год издания. Где и каким издательством выпущен учебник важно потому, что сейчас очень много разных учебников, а эти данные помогают различать их. Год издания тоже важен, так как издания разных лет могут отличаться друг от друга.
Продолжаем поиск важной информации и обращаем внимание на написанное жирным шрифтом: «Данное издание создано на основе учебника, удостоенного Государственной премии СССР 1984 года». Какие выводы можете сделать из прочитанного? ( Ở ) Этот учебник был высоко оценён ещё в 1984 году, т. е. более 30 лет назад, и это значит, что он прошёл проверку временем, раз до сих пор от него не отказались.
Что мы видим на странице 169-й? ( Ở ) Памятки: условные обозначения для частей слова и членов предложения, «Как готовиться к диктанту» и «Как готовиться к изложению». Запомним, чт о у нас здесь есть, чтобы при необходимости воспользоваться этим, и перелистнём страницу. Оказывается, здесь тоже памятки. Прочитайте заголовки. ( Ở «Как готовиться к сжатому изложению», «Как работать над сочинением», «План отзыва о сочинении», «Как определять части речи».) А далее видим … ( Ở ) «Пиши правильно!», а это значит, что здесь помещены слова, написание которых нужно запомнить. Это словарик и он называется … ( Ở ) орфографическим. За орфографическим следует … ( Ở ) другой словарь – «Произноси правильно!» – орфоэпический. Запомните их и будете заглядывать, если понадобятся. Листаем далее и видим … ( Ở ) толковый словарь. Какую роль выполняет толковый словарь? ( Ở ) Верно, объясняет значение слов. Примем к сведению и пролистаем словарь до конца. Что дальше? ( Ở ) Репродукции картин, по которым мы будем писать сочинения. За ними? ( Ở ) Оглавление, которое мы уже просмотрели.
Имейте в виду, что под ознакомительным чтением понимают не только первичное знакомство с книгой без прочтени я самой книги. Но о друго м уровне ознакомительного чтения мы поговорим в другой раз.
I V. Закрепление материала (первая часть).
По окончании работы желающие выходят (можно парами) к доске и рассказывают о книге. Для этого задания можно использовать: «Этимологический словарь русского языка» из серии «Словари» издательства «Феникс», учебник литературы для 5 класса, по которому дети учатся, учебники русского языка и литературы для 5 класса других авторов, какие-нибудь детские энциклопедии, что-нибудь из художественной литературы с предисловием и комментариями. По каждой из предложенных детям книг учителю необходимо заранее подготовить подробную информацию и, сопоставив с ней выступления детей, сделать дополнения. Желательно, чтобы было по нескольку одинаковых книг, в идеале – всего 3-4 разных, тогда дополнять смогут сами дети.
В конспекте и в презентации будет показано только одно примерное сообщение – об этимологическом словаре. Первая фраза выступления предлагается учителем.
«Этимологический словарь русского языка»
Перед вами ( ▼ : слайд 17, на нём – название словаря ) «Этимологический словарь русского языка».
Словарь предназначен ( ▼ ) для учителей-словесников, студентов-филологов, а также для всех, кто интересуется вопросами происхождения слов (т. е. историей возникновения слов).
Выпущен ( ▼ ) в Ростове-на-Дону ( ▼ ) издательством «Феникс» ( ▼ ) в 2004 году ( ▼ ) под общей редакцией А. Ситниковой. ( ▼ : слайд 17, на нём – запись другие важные сведения. )
В словаре ( ▼ ) объясняется происхождение более 4500 слов. В начале книги ( ▼ ) помещена нужная для работы со словарём информация: ( ▼ ) как пользоваться словарём, ( ▼ ) знаки фонетической транскрипции, ( ▼ ) список сокращений. Есть даже ( ▼ ) алфавит для тех, кто его не знает. В конце книги ( ▼ ) объясняется значение используемых лингвистических терминов. ( ▼ : появляется слово прогноз. )
Просмотрев словарь, мы поняли, что книга ( ▼ ) будет полезна и интересна не только учителям и студентам, но и учащимся средней школы.
Как видите, совершить первичное знакомство с книгой и познакомить с нею других – дело не такое уж и трудное. Продолжим. ( Далее следуют выступления других учащихся, представляющих другие книги. )
То, что сейчас вы видите на слайде, – это тоже текст. Его тема? ( Ở ) Приёмы изучающего чтения. Есть непонятные слова? ( Ở ) Всё усвоили? ( Ở )
I V. Закрепление материала (вторая часть).
Проверим это, выполняя задание. ( ▼ : слайд 21, с записью « Задание № 2 » )
Запишите, пропустив строчку, посередине строки «№ 2 ».
У вас два текста: само задание ( ▼ ) и текст в учебнике, с которым будете работать. Во всё вникаем сами, пользуясь приёмами изучающего чтения, записанными в тетради. Поскольку словарями и интернетом вы сейчас пользоваться не сможете, в качестве источника информации можете использовать учителя, т. е. меня: о значении непонятных слов спрашивайте. ( Ở ) В процессе выполнения работы у учащихся могут возникнуть вопросы по поводу значения словосочетания непринуждённая обстановка ; необходимо объяснить его значение, используя слайд 22, затем вернуться к слайду 21. Если не возникнет вопроса, то прокомментировать по окончании работы соответственно ситуации.
Закончили? Соседи по парте, обменяйтесь тетрадями, будем проверять, как выполнено задание. Исправлять ничего не нужно, только ставить плюс, если задание выполнено; минус – если выполнено неверно или вообще не выполнено; плюс-минус, если выполнено частично. ( Ở ) Смотрим на слайд и сопоставляем. Имейте в виду, ребята, что запись на слайде ( ▼ : слайд 23, пока только номер задания ) и в ваших тетрадях может быть разной, но, тем не менее, и там и там правильной. Итак ( ▼ )
От чего же зависит выбо р стиля? ( ▼ )
2. Выбор стиля ( ▼ ) зависит от задачи высказывания.
Текст, выводимый далее на слайд не вписывается в комментарий, поэтому воспроизведём его отдельно, а
затем – в процессе комментария:
3. Разговорный стиль : поделиться с кем-либо своими мыслями и чувствами в непринуждённой обстановке.
Научный стиль : сообщить точные научные сведения.
Художественный стиль : нарисовать словесную картину жизни (красочно изобразить какое-то собы-
тие, явление природы, чувства человека и т. д.).
Напомните, чему мы учились, выполняя это задание? ( Ở ) Использовать приёмы изучающего чтения, чтобы хорошо понимать и усваивать прочитанное.
1) упр. № 17 (+ списать);
2) прочитать § 4; пользуясь приёмами изучающего чтения, подготовить выступление на тему «Как нужно слушать?».
Напомнить : если при упражнении запись в скобках с плюсом , это означает, что выполняем задание, данное в самом упражнении, плюс то, что записано в скобках.
Упражнения даются по учебнику: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
1. Бабайцева В. В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация / В. В. Бабайцева. – М.: просвещение, 1979. – (Библиотека учителя русского языка.)
2. Баранов М. Т. Обучение орфографии в 4-8 классах / М. Т. Баранов. – Киев: Раднянська школа, 1987.
3. Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики / В. А. Богородицкий. – М.; Л., 1935.
4. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.
5. Валгина Н. С. Современный русский язык. Синтаксис / Н. С. Валгина. – М.: Высшая школа, 2003.
6. Зарва М. В. Русское словесное ударение: Словарь. – Около 50 000 слов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
7. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. Пособие для учителя / В. Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 1975.
8. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: пособие для учителя. – 2-е изд., переработанное / В. В. Иванов, З. А. Потиха. – М.: Просвещение, 1985.
9. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения. – 2-е изд., / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – М.: Линка-Пресс, 1994.
10. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: уч. пособие для студ. пед. ин-тов, обучающихся по спец. № 2101 “Рус. яз. и лит.” / М. Р. Львов. – М.: Просвещение, 1988.
11. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – 2-е изд., испр. / М. И. Мещерякова. – М.: Рольф, 2001.
12. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; под ред. Р. И. Аванесова. – М.: Рус. яз., 1988.
13. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Ок. 25 000 единиц” / И. Л. Резниченко. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2003.
14. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе / Н. С. Рождественский. – М.: Учпедгиз, 1960.
15. Розенталь Д. Э. Современный русский язык. – 5-е изд., испр. / Д. Э. Розенталь. – М.: Айрис-пресс, 2003.
16. Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации / Д. Э. Розенталь. –Челябинск: Юж.-Ур. кн. изд., 1994.
17. Текучёв А. В. Методика преподавания русского языка / А. В. Текучёв. – М.: Просвещение, 1980.
18. Текучёв А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе: Пособие для учителей. – 2-е изд., испр. и доп. / А. В. Текучёв. – М.: Просвещение, 1982.
19. Штоль А. А. Русский язык в таблицах: учеб.-справ. пособие. – 4-е изд., испр. и доп. / А. А. Штоль. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002.
20. Грамматика современного русского литературного языка / М.: Наука, 1970.
21. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова – М.: Академия, 2000.
22. Современный русский литературный язык: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. “Филология” / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др.; под редакцией П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2000.
23. Современный русский язык / под редакцией Л. А. Новикова – С./П.; М.; Краснодар, 2003.
24. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.