Что такое падежи в русском языке 4 класс

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 42. Падежи существительных

Вопросы, рассматриваемые на уроке

Имя существительное – часть речи, отвечает на вопросы кто? что? В начальной форме обозначает предмет.

Падежи – в русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Безударное окончание – окончание, в котором гласный звук в слабой позиции.

Текст – группа предложений, которые связаны между собой по смыслу.

Предложение – группа слов, связанных по смыслу.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Онлайн-тренажёр «Падежи имён существительных»: http://kid-mama.ru/igry/rus100/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На этом уроке Вы повторите все изученные падежи, окончания, правила написания.

Рассмотрите таблицу и расскажите всё о падежных вопросах и предлогах.

Кого? Чего? Где? Откуда?

От, до, без, из, для, у, с, около

Кому? Чему? Где? Куда?

Под, с, над, за, между, перед

Вы, конечно, помните, как проверить написание безударного падежного окончания.

Следуйте принципу: безударный гласный проверяю ударным.

Правильно! Буквы безударных гласных в корне, приставке, суффиксе можно узнать по буквам ударных гласных в тех же частях слова. Это принцип русского письма: букву звука в слабой позиции узнаём по букве звука в сильной.

Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.

Какие слова надо запомнить Вам в качестве проверочных?

Предлагаем запомнить эти слова: рука, плечо, грудь. Что такое падежи в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое падежи в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое падежи в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое падежи в русском языке 4 класс. Фото Что такое падежи в русском языке 4 класс

О рукé, о плечé, в груди́!

Вспомните алгоритм проверки.

1. Ставлю имя существительное в начальную форму и определяю его склонение.

2. Подставляю на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.

3. Узнаю в проверочном слове окончание и пишу такое же в проверяемом.

Это первый способ проверки. Есть ещё и второй способ. Сформулируйте второй способ проверки.

Второй способ: надо определить склонение, падеж и воспроизвести в памяти окончания имён существительных в нужном падеже.

Текст, тема, основная мысль текста

Давайте вспомним, что такое текст. Мы знаем, что текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу.

Полвека прожила я на свете и всё думала, что я берёза. Но прошлой весной подошёл ко мне турист и на боку у меня вырезал — «ВАНЯ». Летом дачник подошёл и вырезал — «ЛЁНЯ». Осенью грибник присел отдохнуть. Посидел в тени, отдохнул и вырезал на коре — «МИША». А зимой подкатил лыжник, прочитал на мне все имена, воткнул палки в снег, вытащил огромный ножище и вывел — «ЭДУАРД». Так что же я наконец: берёза или Эдуард? И почему все, кому не лень, тычут в меня ножами?

Как бы Вы озаглавили этот текст?

Какой совет вы дадите людям, которые вырезают свои имена на деревьях?

Какова главная мысль текста? Озаглавьте текст. Ваш заголовок отражает тему текста или его главную мысль?

Определите падеж подчёркнутых слов. Объясните безударные падежные окончания этих слов.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

• О том кукушка кукует, что своего гнезда нет.

• Всяк кулик на своей кочке велик.

• Журавль на засохшем дереве гнезда не свивает.

Проверьте себя по эталону:

• О том кукушка кукует, что своего гнезда нет.

☑ Всяк кулик на своей кочке велик.

• Журавль на засохшем дереве гнезда не свивает.

На кочке – 1 скл., П.п.

2. Работа с текстом.

Составьте из слов предложения. Подберите заголовок к тексту. Подчеркните имена существительные в винительном падеже.

Проверьте себя по эталону:

Помогите воробьям зимой!

1) Воробьи – очень полезные птицы. 2) За день воробей съедает огромное количество вредных насекомых. 3) Много деревьев спасают они от вредителей. 4) 3имой воробьи голодают. 5) Посмотрите, как они съёжились от холода. 6) Ребята, помогайте пернатым друзьям. 7) Подкармливайте их. 8) Это поможет птицам пережить зиму.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Прочитайте рассказ мальчика. Озаглавьте.

В морозный зимний день подобрал я во дворе воробья. Он замерзал. Воробушек долго лежал на моей ладони. Потом отогрелся и тихо пискнул: «Чилим». Так мы его и звали Чилим. Стал он жить у нас в комнате.

Определите падеж имён существительных. (Ставьте вопрос от глагола к имени существительному.)

подобрал (где? в чём?) во дворе (П.п.)

лежал (на чём?) на ладони (П.п.)

жить (где? в чём?) в комнате (П.п.)

Варианты заголовков: «Чилим», «Найдёныш», «Гость воробей»

2.Тест. Обведите правильные ответы:

1. Укажите слово, которое можно использовать как проверочное для остальных слов.

А) на яблоке; В) на стакане;

Б) на плече; Г) на диске.

2. Компьютер ярким экраном осветил комнату. В этом предложении нет имени существительного:

А) в творительном падеже;

Б) в именительном падеже;

В) в предложном падеже;

Г) в винительном падеже.

3. Окончание пишется в слове:

А) на стадион.. В) о мамочк..

Б) на сирен.. Г) о сестрёнк..

4. Укажите вариант, где в окончании имён существительных пишется -е.

А) в тетрад.. по информатик.. В) на пальм.. на пляж..

Б) о старш..м брат.. Г) на компьютер.. в файл..

5. В предложном падеже окончание пишется в существительных:

А) 1-го и 2-го склонения; В) 1-го и 3-го склонения;

Б) 2-го и 3-го склонения; Г) 1, 2 и 3-го склонения.

Источник

Что такое падеж? Таблица падежей

Падеж — это сло­во­из­ме­ни­тель­ная кате­го­рия име­ни, выра­жа­ю­щая его отно­ше­ние к дру­гим сло­вам, обо­зна­ча­ю­щим пред­мет, при­знак или дей­ствие в предложении.

Узнаем, что такое падеж в рус­ском язы­ке, какие суще­ству­ют паде­жи, на какие вопро­сы отве­ча­ют, как опре­де­лить падеж существительного.

Падеж — это словоизменительная категория

Термин «падеж» назы­ва­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию изме­ня­е­мых слов рус­ско­го языка.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют как изме­ня­е­мые, так и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. У изме­ня­е­мых слов, при­над­ле­жа­щих к име­нам суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, чис­ли­тель­ным и место­име­ни­ям, мож­но ука­зать фор­му сло­ва, кото­рая соот­вет­ству­ет опре­де­лен­но­му паде­жу. Исходя из это­го, мож­но дать общее опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии падежа:

А вот как опре­де­ля­ет, что такое падеж, Википедия:

С помо­щью форм сло­ва свя­зы­ва­ют­ся друг с дру­гом в опре­де­лен­ное сооб­ще­ние, фор­ми­ру­ют закон­чен­ную мысль.

Ранней осе­нью в моё окно машет баг­ря­ной макуш­кой клен.

В пер­вой стро­ке запи­сан обыч­ный пере­чень слов, не свя­зан­ных друг с дру­гом. Вторая стро­ка с помо­щью фор­мо­из­ме­не­ния слов (паде­жей) пред­став­ля­ет собой пред­ло­же­ние, в кото­ром содер­жит­ся сооб­ще­ние, закон­чен­ная мысль.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, кото­рые пред­став­ле­ны ниже в таб­ли­це с вопро­са­ми и предлогами.

Таблица падежей

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего?с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему?к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что?под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем?с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем?в, о, об, на, при, по

Падежи в рус­ском язы­ке (таб­ли­ца с вопро­са­ми и с окончаниями)

Что такое падежи в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое падежи в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое падежи в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое падежи в русском языке 4 класс. Фото Что такое падежи в русском языке 4 класс

Что такое падежи в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое падежи в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое падежи в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое падежи в русском языке 4 класс. Фото Что такое падежи в русском языке 4 класс

Рассмотрим систе­му паде­жей име­ни суще­стви­тель­но­го, уточ­нив опре­де­ле­ние падежа:

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопросы:

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части сказуемого.

Мой брат учит­ся в шестом классе.

Родительный падеж

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, например:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся (у чего?) у дома.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом для обо­зна­че­ния отсут­ствия пред­ме­та, ука­за­ния места, при­чи­ны, цели упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

Например:

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа в зна­че­нии объ­ек­та, вре­ме­ни, места, уступ­ки упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект действия:

Творительный падеж

С этим паде­жом в зна­че­нии сов­мест­но­сти, места, при­чи­ны упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект раз­мыш­ле­ний и отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с предлогами:

Предложные фор­мы суще­стви­тель­ных обо­зна­ча­ют объ­ект дей­ствия или место:

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Определение падежа существительного

Что такое падежи в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое падежи в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое падежи в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое падежи в русском языке 4 класс. Фото Что такое падежи в русском языке 4 класс

Чтобы опре­де­лить падеж суще­стви­тель­но­го, нуж­но пред­при­нять сле­ду­ю­щие действия:

Например, по вопро­су и по окон­ча­нию опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го «бабуш­ка».

В отдель­ных слу­ча­ях пред­ло­ги явля­ют­ся сред­ством раз­ли­че­ния паде­жей, например:

Система паде­жей состав­ля­ет скло­не­ние изме­ня­е­мых частей речи — имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных. Узнаем о типах скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных, о том, как опре­де­лить склонение.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

Что такое падежи в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое падежи в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое падежи в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое падежи в русском языке 4 класс. Фото Что такое падежи в русском языке 4 класс

Что такое падежи в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое падежи в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое падежи в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое падежи в русском языке 4 класс. Фото Что такое падежи в русском языке 4 класс

Что такое падежи в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое падежи в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое падежи в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое падежи в русском языке 4 класс. Фото Что такое падежи в русском языке 4 класс

Я хочу изу­чать подежу

Это инфор­ма­ци очень хорошо

Как мож­но быст­ра на учит рус­ский язык с граматикой…

Спасибо, очень помо­га­ет при повто­ре­ние с ребёнком

Это очень помо­га­ет в экс­трен­ных случаях)

Почему «в горо­де Москве», а не «в горо­де (кото­рый назы­ва­ет­ся) Москва»? Ведь, тогда, и «в горо­де Набережных чел­нах»?! или «на ули­це Вешних водах»?! и т.п. Прошу ответить…

Название горо­да сло­во «Москва» высту­па­ет в роли при­ло­же­ния, кото­рое выра­же­но изме­ня­е­мым суще­стви­тель­ным. В рус­ском язы­ке оно изме­ня­ет­ся по паде­жам вме­сте со сло­вом «город»:

мимо горо­да Москвы;
живу в горо­де Москве;
любу­ем­ся горо­дом Москвой
.

Названия горо­дов, улиц и про­чих гео­гра­фи­че­ских объ­ек­тов, состо­я­щие из двух слов, как пра­ви­ло, не скло­ня­ют­ся в рус­ском язы­ке, если упо­треб­ле­но с родо­вым сло­вом «город», «ули­ца», «озе­ро» и пр.:

живу в горо­де Набережные Челны;
прой­дем по ули­це Вешние воды.

А когда я учил­ся в шко­ле, то со сло­вом город назва­ние не склонялось.
В горо­де Москва В Москве.

Согласно мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме в соче­та­нии «город Москва» (Петербург, Калининград и пр.) изме­ня­ют­ся оба сло­ва по паде­жам. Не скло­ня­ют­ся неиз­ме­ня­е­мые и состав­ные назва­ния городов:

в горо­де Сочи;
в горо­де Великие Луки.

я хочу знать пред­ло­ги рус­ско­го языка

Ето очень помо­га­ет и очень спа­са­ет в труд­ную минуту

Я хочу изу­чать падеж

Считаю, что с пред­лож­ным паде­жом есть некая неувяз­ка: пред­лог ПО ука­зан в ста­тье, но в при­ме­рах и в таб­ли­це этот пред­лог толь­ко в датель­ном паде­же. Хочется уточ­не­ния со ссыл­кой на офи­ци­аль­ные источ­ни­ки, где бы кон­кре­ти­зи­ро­ва­лось, когда имен­но пред­лог ПО упо­треб­ля­ет­ся в пред­лож­ном падеже…

Загляните в «Большой Толковый Словарь» под редак­ци­ей С.А. Кузнецова, а так­же в «Новый сло­варь рус­ско­го язы­ка» Т. Ф. Ефремовой, в кото­ром име­ет­ся боль­шая ста­тья о пред­ло­ге «по», в том чис­ле и об упо­треб­ле­нии его в пред­лож­ном падеже.

Плыть (по чему?) по реке.
Вы зада­ли падеж­ный (мор­фо­ло­ги­че­ский) вопрос к име­ни суще­стви­тель­но­му от гла­го­ла как глав­но­го сло­ва в этом словосочетании.

А это син­так­си­че­ский вопрос к вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ству, напри­мер в предложении:

Мы можем плыть по реке на лодке.

Может это мест­ный падеж?

Правильно ли говорить-» кро­вать в спаль­ню». Какой это падеж?

Совершенно вер­но: оба сло­ва «в лесу» и «о лесе» име­ют грам­ма­ти­че­скую фор­му пред­лож­но­го паде­жа. Почему же они име­ют раз­ные окон­ча­ния и исполь­зу­ют­ся в раз­ных рече­вых ситу­а­ци­ях? Чтобы понять это, сле­ду­ет обра­тить­ся к исто­ри­че­ской грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка. В древ­нем рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­лось гораз­до боль­ше паде­жей, чем в совре­мен­ном рус­ском языке.

Слово «в лесу» с окон­ча­ни­ем при­над­ле­жа­ло мест­но­му паде­жу. Оно обо­зна­ча­ло место дей­ствия и в пред­ло­же­нии явля­лось обстоятельством:

Слово «о лесе» име­ет объ­ект­ное зна­че­ние, в пред­ло­же­нии явля­ет­ся допол­не­ни­ем и отве­ча­ет на вопрос:

С тече­ни­ем вре­ме­ни фор­мы мест­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем попол­ни­ли пред­лож­ный падеж суще­стви­тель­ных. Вот таким обра­зом суще­стви­тель­ное муж­ско­го рода «лес» име­ет две грам­ма­ти­че­ские фор­мы пред­лож­но­го паде­жа с раз­ны­ми окон­ча­ни­я­ми в совре­мен­ном рус­ском языке.

Можно ли ска­зать «варить раки»? Если нет, то поче­му мож­но ска­зать «варить кре­вет­ки»? Или тоже нель­зя? И какой это падеж?

Слово «рак» явля­ет­ся оду­шев­лен­ным име­нем суще­стви­тель­ным, поэто­му в соче­та­нии с гла­го­лом «варить» оно име­ет фор­му вини­тель­но­го паде­жа, сов­па­да­ю­щую с фор­мой роди­тель­но­го падежа:

Слово «кре­вет­ки» обо­зна­ча­ет мор­ских раков и их мясо. В зна­че­нии «мясо» (про­дукт пита­ния) это сло­во как неоду­шев­лен­ное имя суще­стви­тель­ное име­ет фор­му вини­тель­но­го паде­жа, сов­па­да­ю­щую с фор­мой име­ни­тель­но­го падежа:

Источник

Падежи основных частей речи

Именные части речи (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение) могут склоняться, то есть изменяться по падежам. Ещё древние греки заметили, что у слова кроме основной формы есть несколько дополнительных, косвенных форм. В косвенной форме слова немного отклоняются от основной, склоняются друг к другу, чтобы установить взаимосвязь. Отсюда и термин склонение.

Посмотрите на окружающие вас предметы: стол, компьютер, диван, кот. Называя их независимо друг от друга, мы даём им «имя». Но в речи, оказываясь рядом, слова должны приспособиться друг к другу: В комнате есть стол. На столе стоит компьютер. Я играю на компьютере. На диване лежит кот. Поглажу кота. В этих предложениях одни и те же существительные стоят в разных падежах. Что такое падежи и для чего они нужны?

Падеж – это особая форма слова, которая позволяет ему установить смысловую связь с другими словами в предложении или словосочетании.

Вот классический пример. Простое перечисление слов парус, одинокий, туман, море, голубой вызовет у нас определённые ассоциации. Но, чтобы получить осмысленные предложения, необходимо употребить склоняемые слова в нужной падежной форме. М.Ю. Лермонтов сделал это так:

Сколько же падежей в современном русском языке? Сейчас их шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

В древнерусском языке был ещё седьмой, звательный, который использовался в обращениях. Его можно встретить, например, в молитве: «Отче наш, Иже еси на небесах!». А.С. Пушкин сохранил такую форму в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Современный русский язык научился обходиться формой именительного падежа, в том числе и в обращениях: «Старик, я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас…» (М.Ю. Лермонтов).

Падежи существительных, падежные предлоги

Именительный

Именительный падеж – это основная форма существительного, его «имя». Отсюда и его название. Слова в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? Что? и всегда употребляются без предлогов: мир, макет, сестра, телефон.

Родительный

Дательный

Дательный падеж – самый «щедрый»: первоначально он обозначал адресата: подарок внучке, помощь пациентам, ответить учителю ; и вопросы у него были соответствующие — Кому? Чему? Но сейчас он может выражать и понятия, не связанные со словом «дать»: «Внимая ужасам войны….» (Н. Некрасов).

Винительный

Творительный

Предложный

Название ему придумал М.В. Ломоносов. Как и в старину, сейчас этот падеж часто употребляется для обозначения времени и места: «В январе, в январе Много снегу на дворе» (С. Маршак). Также он указывает на объект, о котором идёт речь: «О красном вечере задумалась дорога…» (С. Есенин). Вопросы, наиболее часто употребляемые с этим падежом: О ком? О чём?

Таблица падежей русского языка

Для простоты восприятия и запоминания падежей были придуманы специальные таблицы. Ниже вы можете изучить одну из многих, возможно, именно она позволит вам освоить материал в более удобной форме.

НазваниеСлово-помощникВопросыПримеры
ИменительныйИмеетсяКто? Что?Блогер. Огород
РодительныйНетКого? Чего?Блогера. Огорода
ДательныйДатьКому? Чему?Блогеру. Огороду
ВинительныйВинитьКого? Что?Блогера. Огород
ТворительныйСтатьКем? Чем?Блогером. Огородом
ПредложныйГоворитьО ком? О чём?О блогере. Об огороде

И вариант таблицы падежей с вопросами в виде изображения:

Существуют в русском языке и несклоняемые имена существительные, которые не хотят приспосабливаться и отклоняться от начальной формы. Прежде всего, это слова-иностранцы, вошедшие в русский язык из других языков: кино, шоссе, метро, пальто, такси, кофе и др.

И как уж не ломали их в речи (особенно доставалось «кино» и «пальто»), но они остались несгибаемы и подчиняться нашим правилам не захотели. Их особенность в том, что во всех падежах они сохраняют одну и ту же форму. И тем не менее, ответ на вопрос как определить падеж в таких словах существует, падеж у них можно определить с помощью всё тех же вопросов:

Выделяют следующие группы несклоняемых существительных:

Разница между родительным и винительным падежами

При определении падежей часто путают родительный и винительный. Связано это с общим для них вопросом кого? Обычно путаница возникает с одушевлёнными именами существительными, словоформы которых совпадают в родительном и винительном падежах. Например:

В классе не было (кого?) учителя.
Я спросил (кого?) учителя.

Как быть? Поможет мама! Легко запомнить формы этого слова: нет (кого?) мамы (Р.п.), люблю (кого?) маму (В.п.). Зная это, смело заменяем этим словом существительное, у которого определяем падеж:

В классе не было (кого?) мамы (учителя – Р.п.).
Я спросил (кого?) маму (учителя – В.п.).

Формально можно использовать этот приём и с неодушевлёнными существительными, но обычно в этом нет необходимости.

Падежи прилагательных

Имя прилагательное – хитрая часть речи: она пристраивается к существительному и приспосабливается к его форме, в том числе падежной. Поэтому легче всего определить падеж прилагательных по существительному: Любуюсь белым снегом. Любуюсь (чем?) снегом. Существительное снегом творительного падежа, значит, и прилагательное белым – творительного падежа. Можно пользоваться и таблицей:

НазваниеСуществительное помощникВопросыПример
Именительныйесть — Сайт, ИграКакой? Какая?Популярный, Познавательная
Родительныйнет — Сайта, ИгрыКакого? Какой?Популярного, Познавательной
Дательныйдать — Сайту, ИгреКакому? Какой?Популярному, Познавательной
Винительныйвижу — Сайт, ИгруКакой? Какую?Популярный, Познавательную
Творительныйдоволен — Сайтом, ИгройКаким? Какой?Популярным, Познавательной
Предложныйдумаю — о Сайте, об ИгреО каком? О какой?О популярном, О Познавательной

Но эта таблица будет полезна скорее для правильного написания окончаний, чем для определения падежей прилагательных, потому что некоторые вопросы и падежные формы совпадают.

Несклоняемые прилагательные

Есть небольшая группа несклоняемых имён прилагательных. Они не изменяются и не имеют окончаний. Приведём пример:

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами?

Ученики часто путают именительный и винительный падежи в формах с одинаковыми окончаниями:

Слово солнце в обоих примерах отвечает на вопрос что? Здесь поможет знание синтаксической роли падежей: именительный – это падеж подлежащего, винительный – падеж дополнения, у него функция объекта. В первом примере подлежащее тучи, а солнце – это дополнение. Значит, солнце употреблено в винительном падеже. Во втором примере подлежащее солнце – значит, оно именительного падежа.

В заблуждение могут ввести и предлоги, употребляющиеся с разными падежными формами: на, с, за, в, во, под. Например:

Мама кладёт лук (во что?) в суп (В.п.).
Я не люблю лук (в чём?) в супе (П.п.).

Вопросы помогут и в том случае, если у слов одинаковые и окончания, и предлоги:

«Я не верю (в кого? что?) в счастье (В.п.), но который год ищу…» (Р. Худяков).
«(В чём?) В счастье (П.п.) строгих нет пропорций…» (Би-2).

Изучение падежей вместе с детьми

Изучая падежи с детьми в 3-4 классах, необходимо сделать следующее: объяснить им, для чего нужны падежи, помочь их выучить и научить определять падеж по алгоритму.

Простое объяснение падежей

Учимся определять падежи

Необходимо выучить название всех падежей. Запомнить это поможет фраза-подсказка. Можно, конечно, предложить всем известное предложение «Иван родил девчонку…», но противоестественность его смысла многих смущает. Поэтому запоминайте другую фразу:

Илья (Именительный)
Рад (Родительный)
Дать (Дательный)
Всем (Винительный)
Товарищам (Творительный)
Пять. (Предложный)

Выучить вопросы поможет игра «Угадай падеж по вопросам» (в парах).

Определяя падеж, действуйте по алгоритму:

В трудных случаях необходимо посмотреть, каким членом предложения является исследуемое слово.

Почему детям сложно определить падеж?

Причин того, что дети допускают ошибки при определении падежа, может быть несколько:

Первое время ребёнку трудно делать всё это в комплексе. Нужна тренировка.

Последовательность изучения падежей для иностранцев

В каждом языке своя система падежей. В немецком языке, например, четыре падежа, а в финском – целых пятнадцать. Каждый народ легко справляется со своими падежами, но формы иностранного языка непривычны для уха. Поэтому начинать изучение надо с тех падежей, которые необходимы носителю другого языка, чтобы общаться.

Вот один из вариантов последовательности изучения:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *