Что такое палеография коротко

Палеография

Палеогра́фия (греч. παλαιóς — древний и важный греч. γράφειν — писать) — вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография). В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей.

Термин палеография введен в 1708 г. французским монахом-мавристом Монфоконом. Автором «Греческой палеографии» (полное название: «Греческая палеография или о ряду с дипломатикой (дисциплиной о грамотах, по-латыни diplomae) был не Монфокон, а его коллега по конгрегации (мавристы — конгрегация ордена бенедиктинцев) Жан Мабильон (1632—1707). Защищая честь своего ордена в полемике с иезуитами, усомнившимися в подлинности грамот древних франкских королей вообще и выданных бенедиктинским монастырям в частности, Мабильон выпустил в Париже в 1681 г. труд «De re diplomatica libri sex» («Дипломатика в шести книгах»), в котором дал первую классификацию типов раннего средневекового письма, обозначив их как «национальные», то есть франкские, лангобардские, вестготские и т. д. Со своей стороны Монфокон впервые разработал метод палеографического исследования: расположив (на основе определенных признаков) рукописи в хронологический ряд, он вывел эволюцию букв и определил стадии в развитии средневекового греческого письма и его типы.

В России зачатки палеографических исследований имеются уже в трудах старообрядческих полемистов начала XVIII века, посвящённых разоблачению тенденциозных фальсификаций, которые были сфабрикованы правительством с целью доказать древность осуждения старых обрядов.

Содержание

Методика

Палеография обращает внимание не только на особенности письма, но и на внешний вид рукописи: писчий материал (бумага, пергамент, папирус), переплёт, линии, сокращения, украшения и т. п. Важным моментом для палеографа является определение инструмента письма (гусиное перо, калам и т. д.). Кроме самих букв, внимательно изучаются следующие моменты: «угол» письма, то есть положение орудия письма к строке; «дукт», то есть последовательность и направление в начертании отдельных линий, составляющих букву; размер буквы в мм. и пропорции высоты и ширины; «вес» письма («тяжелое» письмо с жирными линиями начертывается мягким, то есть податливым пером, «лёгкое» письмо с тонкими линиями — жёстким пером).

Формы письма

Что такое палеография коротко. Смотреть фото Что такое палеография коротко. Смотреть картинку Что такое палеография коротко. Картинка про Что такое палеография коротко. Фото Что такое палеография коротко

Что такое палеография коротко. Смотреть фото Что такое палеография коротко. Смотреть картинку Что такое палеография коротко. Картинка про Что такое палеография коротко. Фото Что такое палеография коротко

Важнейшую роль при изучении рукописи играет классификация письма по форме. Обыкновенно выделяют следующие основные формы: маюскул (письмо прописными буквами, от majuscula — прописная буква), минукскул (письмо строчными, от minuscula — строчная буква) и курсив («скоропись»). Следует отметить, что функциональное различие маюскульных (как прописных) и минускульных (как строчных) букв возникло только в XIII в., до того писали либо только прописными, либо только строчными. На рубеже античности и Средневековья книги писались обыкновенно маюскулом, который в свою очередь разделяют на «капитальное» письмо (русский «устав»), непосредственно восходящее к письму надписей, и более позднее, округлое и удобное при написании «унциальное» (русский «полуустав»). Маюскул был сменен минускулом (который иногда называют «полуунциалом»), на Западе около 800 года, в Греции несколько позже; на Западе минускул развился в готическое письмо. Славянский кириллический устав происходит от греческого маюскула IX века; он развился в полуустав, аналогичный западному «унициальному» маюскулу и лёгший в основу печатного церковнославянского шрифта. В XIV в. гуманисты, начиная с Петрарки, обнаружили труды античных авторов, переписанные в IX—XI вв. так называемым «каролинским минускулом»; это письмо они приняли за античное и, поражённые его красотой и удобочитаемостью по сравнению с готическим, принялись копировать. На его основе возник современный латинский шрифт, по образцу которого, в свою очередь, Пётр I в начале XVIII в. реформировал русскую азбуку.

Источник

Значение слова «палеография»

Что такое палеография коротко. Смотреть фото Что такое палеография коротко. Смотреть картинку Что такое палеография коротко. Картинка про Что такое палеография коротко. Фото Что такое палеография коротко

[От греч. παλαιός — древний и γράφω — пишу]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПАЛЕОГРА’ФИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. palaios — древний и graphō — пишу] (филол.). Наука о графике и о внешнем виде древних рукописей. || Особенности письма и внешнего вида какой-н. рукописи. П. этого памятника очень своеобразна.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

палеогра́фия

1. вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое палеография коротко. Смотреть фото Что такое палеография коротко. Смотреть картинку Что такое палеография коротко. Картинка про Что такое палеография коротко. Фото Что такое палеография короткоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова негативность (существительное):

Синонимы к слову «палеография&raquo

Предложения со словом «палеография&raquo

Понятия со словом «палеография»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «палеография&raquo

Палеография имеет целью определять не характер лиц, а характер обществ, степень их возвышения или падения.

Именно буквоедство и даёт палеографии возможность определять характер эпох, т. е. делает её искусством, умением, следя за изменением почерка, открывать перемены настроения, совершавшиеся в духе поколений, и притом перемены в самых существенных чертах, каковы переходы от веры, религиозности к сомнению, неверию, светскости; причём вера, религиозность, выражается в благоговении, основанном на сознании своего несовершенства, своей смертности, а сомнение, неверие – в чувстве презрения, которое начинается презрением к прошедшим поколениям, к умершим, и забвением о собственной смертности и оканчивается совершенным обесценением жизни, пессимизмом, буддизмом.

Позитивистская историография эффективно разрабатывала свои процедурные методики, например, методики изучения средневековых картулляриев, дипломатики, латинской палеографии.

Источник

Палеография

С. М. Каштанов, В. Я. Малов, В. Л. Романова. Москва.

Греческая П. Термин «греч. П.» впервые был употреблен в нач. 18 в. Б. Монфоконом, автором первого руководства, посв. специально П., в к-ром рассматривалась история греч. письма с древнейших времен до падения Визант. империи (1453). С кон. 18 в. объектом изучения греч. П. является по преимуществу лишь письмо Визант. империи, изучаемое по пергаментным и бумажным рукописям (письмо на твердом мат-ле и папирусах в круг изучения греч. П., как правило, не входит). Труду Монфокона предшествовали исследования филологов 15-17 вв., накопивших немалый опыт по чтению и датировке греч. рукописей. Для развития греч. П. 18-19 вв. характерно накопление сведений, отд. наблюдений по истории визант. письма на основе изучения рукописных собраний (сложившихся после тур. завоевания Византии гл. обр. в б-ках Италии и Франции). В 19 в. публикуются описания собраний визант. рукописей из европ. б-к, небольшие палеографич. исследования (напр., работа нем. филолога Ф. Баста «Commentatio palaeographica», 1811), подготовившие дальнейшее появление обобщающих руководств по греч. П. В 1879 вышло первое после труда Монфокона руководство по греч. П. нем. палеографа В. Гардтхаузена (в наст. время несколько устаревшее), в к-ром рассматривается история греч. письма не только в ср. века, но и в античный период. Со 2-й пол. 19 в. проводилась большая работа по науч. изданиям факсимиле греч. рукописей нем. палеографом В. Ваттенбахом, франц. ученым А. Омоном (заслуга к-рого также и в описании греч. рукописных собраний Париж. Нац. б-ки). В 1-й пол. 20 в. вышло несколько кратких руководств по греч. П.: нем. папиролога В. Шубарта (гл. обр. по истории письма на папирусе), греч. ученого А. Сигаласа (история греч. письма с древнейших времен по 15 в.) и др. Продолжалась и науч. публикация снимков с рукописей (особенно значительно издание амер. палеографами К. и С. Лейк серии факсимиле датированных греч. минускульных рукописей до 13 в.). В последние десятилетия греч. П. за рубежом развивается в двух направлениях: 1) составление библиографич. справочников, науч. описаний рукописей и рукописных собраний (франц. ученые М. Ришар, А. Ден, Р. Девреес и др.) и 2) исследования по истории отд. мастерских письма (Ж. Иригуэн (Франция), Л. Политис (Греция), Ф. Дельгер (ФРГ) и др.).

В Россию первое известное значит. собр. греч. рукописей было привезено с Афона в сер. 17 в. А. Сухановым (ныне хранится в Гос. Ист. музее в Москве); большое собрание составили греч. рукописи, поступившие в 19 в. в Императорскую публ. б-ку в Санкт-Петербурге (совр. Гос. публичная б-ка им. M. E. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). Занятия греч. П. в России первоначально были связаны с потребностями развивающейся славистики (со ср.-век. греч. письменностью тесно связана древняя письменность болгар, сербов, русских, украинцев). С сер. 19 в. появляются сборники фотокопий с греч. и слав. рукописей, статьи о связях между визант. и слав. письменностью (И. И. Срезневский, В. И. Григорович, архимандриты Савва, Амфилохий, Антонин Капустин, Порфирий Успенский и др.). Для дальнейшего развития греч. П. в России характерно научное описание эллинистами и византинистами (В. К. Ернштедт, В. Г. Васильевский, В. Н. Бенешевич и др.) греч. рукописных собраний и отд. рукописей. После установления Сов. власти изучение греч. рукописей, их описание и составление каталогов продолжали В. Н. Бенешевич, Г. Ф. Церетели, М. А. Шангин (его большая работа по греч. П. осталась неизданной). Ряд статей в области греч. П. принадлежит Е. Э. Гранстрем.

E. Э. Гранстрем. Ленинград.

В России начало лат. П. было положено О. А. Добиаш-Рождественской (1874-1939), к-рая впервые ввела ее преподавание. После Окт. революции Добиаш-Рождественская написала первую в СССР общую работу по лат. П. Проблеме возникновения готич. письма посвящены работы сов. палеографа Т. В. Луизовой. Новейшая обобщающая работа «Латинская палеография» подготовлена А. Д. Люблинской (находится в печати). Статьи по лат. П. печатаются в сб. «Средние века» (изд. Ин-та истории АН СССР).

Лит.: Добиаш-Рождественская О. A., История письма в ср. века, (2 изд.), М.-Л., 1936; Foerster H., Abriss der lateinischen Pal?ographie, Stuttg., 1963 (имеется библ.).

В. Л. Романова, В. Я. Малов. Москва.

Славяно-русская П. подразделяется на глаголическую, изучающую памятники, написанные буквами алфавита глаголица, и кирилловскую, изучающую памятники, написанные буквами алфавита кириллица (поскольку подавляющее большинство слав. рукописей написано кириллицей, кирилловская П. является гл. направлением славяно-рус. П.).

Лит. (кроме указанной в статье): Черепнин Л. В., Рус. палеография, М., 1956 (имеется библ.); Жуковская Л. П., Развитие слав.-рус. палеографии, М., 1963 (имеется библ.); Тихомиров M. H., Муравьев A. B., Рус. палеография, М., 1966.

С. М. Каштанов. Москва.

К. Н. Юзбашян. Ленинград.

Грузинская П. Зарождение груз. П. как науч. дисциплины (кон. 19 в.) связано с именем Д. З. Бакрадзе, в осн. определившего периодизацию всех видов груз. письма и опубликовавшего палеографич. таблицы. Одно из гл. мест в палеографич. исследованиях груз. ученых занимала и занимает проблема происхождения груз. письма. Большое внимание ей уделял акад. И. А. Джавахишвили, внесший большой вклад в развитие груз. П. Происхождению груз. письма посвящены исследования Г. В. Церетели («Армазская билингва», Тб., 1941, на груз. яз.; «Армазское письмо и проблема происхождения груз. алфавита», в сб.: «Эпиграфика Востока», (в.) 2-3, М.-Л., 1948-49). В 1958 на базе отдела рукописей Музея Грузии (Тбилиси) образован Ин-т рукописей АН Груз. ССР, ставший центром изучения груз. рукописей; ежегодно издает «Вестник».

С. С. Какабадзе. Ленинград.

Китайская П. Своеобразие развития кит. П. обусловлено спецификой кит. идеографич. письма. Вплоть до 20 в. кит. П. как самостоят. науч. дисциплины не существовало. Палеографич. исследования являлись составной частью 3 смежных отраслей науки: «науки о письменности» (вэньцзысюэ), эпиграфики (цзинынисюэ), каллиграфологии (шуфасюэ).

«Наука о письменности», возникшая в 9-10 вв., изучала начертание, произношение и семантику иероглифов. При этом исследование базировалось не на изучении конкретных памятников письменности, а на комментировании словаря «Шовэнь», автор к-рого Сюй Шэнь (рубеж 1-2 вв.) сопоставил совр. ему написание иероглифов (ок. 10 тыс.) с более древними почерками (гл. обр. с почерком 3 в. до н. э. сяочжуань). Исследование древних начертаний «Шовэня» проводилось особенно широко в 18 в. (Дай Чжэнь, Дуань Юй-цай, Гуй Фу и др.).

В работах ученых КНР все более отчетливо проявляется тенденция к сближению трех вышеуказ. отраслей науки и формированию на этой основе единой кит. П., изучающей общие закономерности развития кит. письма (исследования Цзян Шань-го и др.). Статьи по кит. П. публикуются в журн.: «Каочу» («Археология»), 1959-; «Вэньу» («Памятники материальной культуры»), 1959- (КНР); «Кокоцугаку» («Изучение надписей на гадательных костях»), 1915- (Япония).

Лит.: Ху Фу-ань, Чжунго вэньцзысюэ ши (История науки о письменности в Китае), Шанхай, 1937; Чэнь Цаинь, Шовэнь яньцзюфа (Изучение «Шовэня»), Шанхай, 1934; Чжу Цаянь-синь, Цзиньшисюэ (Эпиграфика), Шанхай, 1955; Цзян Шань-го, Ханьцзы синтисюэ (Морфология кит. письменности), Пекин, 1959.

Для совр. развития араб. П. за рубежом остаются характерными исследования частного характера: привлекает внимание проблема возникновения и ранняя эволюция араб. письма (Н. Аббот, США), изучается письмо папирусов и надписей (А. Громан, Австрия; А. Дитрих, ФРГ; М. А. Марзук и X. Хавари, ОАР; Ф. Дей и Р. Эттингхаузен, США; Г. Виет и Э. Комб, Франция; Д. С. Райс, Англия).

Сов. ученые продолжают работу по науч. описанию, публикации араб. надписей и рукописей. Значит. часть исследований в обл. развития письма (работы О. Г. Большакова, М. М. Дьяконова, Ц. П. Кахиани, В. А. Крачковской, М. X. Нейматовой, С. Б. Певзнера и др. базируется на изучении памятников араб. письма на терр. СССР (Закавказье, Ср. Азия).

Источник

ПАЛЕОГРАФИЯ

Ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ская дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая соз­да­ние зна­ков пись­мен­но­сти и их раз­ви­тие.

Тео­ре­ти­че­ская П. ус­та­нав­ли­ва­ет за­ко­но­мер­но­сти ис­то­ри­че­ски из­ме­нив­ших­ся осо­бен­но­стей пись­ма, прак­ти­че­ская и опи­са­тель­ная П. ис­сле­ду­ет ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти пис­цов или отд. ру­ко­пи­сей в це­лях оп­ре­де­ле­ния вре­ме­ни и мес­та соз­да­ния этих ру­ко­пи­сей, уча­стия пи­сав­ших их лиц и гра­ниц ра­бо­ты пис­цов.

П. как са­мо­сто­ят. дис­ци­п­ли­на вы­де­ли­лась из ди­пло­ма­ти­ки. В Ев­ро­пе в 1681 поя­вил­ся труд учё­но­го-бе­не­дик­тин­ца Жа­на Ма­биль­о­на «Трак­тат о ди­пло­ма­ти­ке», в ко­то­ром он до­ка­зал под­лин­ность ко­ро­лев­ских гра­мот («ди­пло­мов»), хра­ня­щих­ся в бе­не­дик­тин­ских ар­хи­вах и за­кре­п­ляв­ших важ­ные иму­ществ. и юри­дич. пра­ва это­го ор­де­на. Пер­вое ана­ло­гич­ное до­шед­шее до нас па­лео­гра­фич. ис­сле­до­ва­ние в Рос­сии поя­ви­лось в 1717, ко­гда ста­ро­об­ряд­цы Ан­д­рей Де­ни­сов и его уче­ни­ки и спо­движ­ни­ки Ма­ну­ил Пет­ров и Ле­он­тий Фе­до­се­ев до­ка­за­ли под­лож­ность «Со­бор­но­го дея­ния на ере­ти­ка ар­ме­ни­на на мни­ха Мар­ти­на», вы­да­вав­ше­го­ся про­тив­ни­ка­ми ста­ро­об­ряд­цев за под­лин­ную ру­ко­пись 12 в., и «Треб­ни­ка ми­тро­по­ли­та Фео­гно­ста», вы­да­вав­ше­го­ся за ру­ко­пись 1329. В сво­ём ана­ли­зе ста­ро­об­ряд­цы опи­ра­лись на на­ко­п­лен­ные к то­му вре­ме­ни пред­став­ле­ния о пись­ме и внеш­нем ви­де древ­них ру­ко­пи­сей и на не­ко­то­рые прак­тич. приё­мы ана­ли­за на­чер­та­ний букв, по­лу­чив­шие рас­про­стра­не­ние в Рус. гос-ве ещё в 15–17 вв. Но за­ро­ж­де­ние на­уч. П. свя­за­но с име­нем учё­но­го- бе­не­дик­тин­ца Бер­на­ра де Мон­фо­ко­на, ко­то­рый ввёл в нау­ку и сам тер­мин «П.». Опи­ра­ясь на да­ти­ров. ру­ко­пи­си, он со­ста­вил на­гляд­ные таб­ли­цы, по­ка­зы­ваю­щие ис­то­рию из­ме­не­ния во вре­ме­ни отд. греч. букв («Гре­че­ская па­лео­гра­фия», 1708), и на ос­но­ва­нии этих таб­лиц сде­лал в 1715 пер­вое на­уч. опи­са­ние со­б­ра­ния ру­ко­пи­сей.

Глав­ная за­да­ча П. – ус­та­нов­ле­ние и сис­тема­ти­за­ция хро­но­ло­гич. и ло­каль­ных осо­бен­но­стей пись­ма да­ти­ров. ру­ко­пи­сей для по­сле­дую­щей временнóй и тер­ри­то­ри­аль­ной ат­ри­бу­ции ру­ко­пи­сей, не имею­щих в сво­ём тек­сте ни пря­мой да­ты и ука­за­ния на ме­сто на­пи­са­ния, ни кос­вен­ных све­де­ний об этом.

Объект П. – письм. зна­ки, гл. обр. бу­к­вы и со­став­ляю­щие их эле­мен­ты, а так­же над­строч­ные и раз­де­лит. зна­ки, приё­мы со­кра­щён­но­го пись­ма и т. п. П. из­уча­ет так­же ма­те­риа­лы и ору­дия пись­ма, ко­то­рые за­ме­ня­лись и из­ме­ня­лись со вре­ме­нем. Осо­бое зна­че­ние соб­ст­вен­но па­лео­гра­фич. ме­тод ис­сле­до­ва­ния име­ет для да­ти­ров­ки тек­стов и за­пи­сей на паль­мо­вых ли­сть­ях, па­пи­ру­се, ло­то­се, бе­ре­сте и пер­га­ме­не. Оп­ре­де­ле­ние вре­ме­ни про­ис­хо­ж­де­ния ср.-век. ру­ко­пи­сей на бу­ма­ге в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев наи­бо­лее точ­но про­во­дит­ся по во­дя­ным зна­кам (фи­ли­гра­ням) ма­ну­фак­тур и фаб­рик, из­го­тов­ляв­ших бу­ма­гу. Изу­че­ние во­дя­ных зна­ков по­сте­пен­но вы­де­ли­лось из П. и пе­ре­рос­ло в осо­бую вспо­мо­гат. дис­ци­п­ли­ну – фи­ли­гра­но­ло­гию.

П. об­слу­жи­ва­ет пре­им. по­треб­но­сти ис­то­рич. язы­ко­зна­ния, ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния, ис­кус­ст­во­зна­ния, для ко­то­рых па­лео­гра­фич. ана­лиз со­став­ля­ет обя­за­тель­ный, 1-й этап изу­че­ния ру­ко­пи­си, ма­те­ри­ал ко­то­рой при­вле­ка­ет­ся для ис­сле­до­ва­ния. Но и др. нау­ки гу­ма­ни­тар­но­го цик­ла и да­же точ­ные нау­ки, в той сте­пе­ни, в ка­кой ма­те­ри­ал для них мо­жет быть из­вле­чён из па­мят­ни­ков пись­мен­но­сти, ис­поль­зу­ют П. для ус­та­нов­ле­ния вре­ме­ни и мес­та про­ис­хо­ж­де­ния изу­чае­мо­го ис­точ­ни­ка.

Совр. диф­фе­рен­циа­ция на­ук при­во­дит к то­му, что па­лео­граф дол­жен быть ос­ве­дом­лён в смеж­ных об­лас­тях, ко­то­рые пред­ше­ст­во­ва­ли по­яв­ле­нию П. ру­ко­пи­сей (ди­пло­ма­ти­ка) или от­де­ли­лись от неё: фи­ли­гра­но­ло­гия, ну­миз­ма­ти­ка, сфра­ги­сти­ка (изу­че­ние пе­ча­тей) в 19 в., ко­ди­ко­ло­гия, ис­точ­ни­ко­ве­де­ние, кни­го­ве­де­ние, не­ог­ра­фия (изу­че­ние совр. пись­ма и да­же ма­ши­но­пи­си и про­из­ве­де­ний пе­ча­ти) в 20 в.

Па­лео­гра­фы-лин­гвис­ты уде­ля­ют так­же осо­бое вни­ма­ние вы­яв­ле­нию ра­бо­ты пис­цов, уча­ст­во­вав­ших в на­пи­са­нии дан­ной ру­ко­пис­ной кни­ги, или осо­бен­но­стей гра­фи­ки од­но­го и то­го же ли­ца, на­пи­сав­ше­го неск. ру­ко­пи­сей. Язы­ко­вед с по­мо­щью тек­сто­ло­гии вос­ста­нав­ли­ва­ет язык про­ме­жу­точ­ных спис­ков па­мят­ни­ка и чер­ты язы­ка пер­во­го спи­ска (про­то­гра­фа), на­пи­сан­но­го са­мим ав­то­ром или пе­ре­вод­чи­ком тек­ста на дан­ный язык.

П. вы­ра­бо­та­ла ме­то­ди­ку да­ти­ров­ки по со­во­куп­но­сти па­лео­гра­фич. при­мет, тех­ни­ку ана­ли­за гра­фич. дан­ных, в ко­то­рой ис­поль­зу­ют­ся и но­вые приё­мы (напр., точ­ное из­ме­ре­ние уг­лов букв, имею­щих сход­ные эле­мен­ты на­чер­та­ния). В 20 в. ста­ли ис­поль­зо­вать ла­бо­ра­тор­ные ме­то­ды (напр., го­ло­гра­фию для ана­ли­за пись­ма), дан­ные точ­ных на­ук (хи­мии – для ана­ли­за чер­нил и кра­сок, фи­зи­ки – для вы­яв­ле­ния смы­тых, угас­ших или за­кра­шен­ных тек­стов по­сред­ст­вом цве­то­от­де­ли­тель­но­го фо­то­гра­фи­ро­ва­ния и др. спец. ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния). В совр. П. при­ме­ня­ют­ся так­же методы ма­те­ма­тич. ста­ти­сти­ки (напр., для ана­ли­за кор­пу­са ис­поль­зу­е­мых письм. зна­ков), соз­да­ют­ся эле­кт­рон­ные ба­зы дан­ных, до­ступ­ные в т. ч. че­рез Ин­тер­нет (напр., эле­кт­рон­ные ко­пии ру­ко­писей на сай­тах круп­ней­ших биб­лио­тек).

Сфе­ра П. не ос­та­ёт­ся не­из­мен­ной. В пе­ри­од фор­ми­ро­ва­ния П. изу­ча­лось пре­им. книж­ное пись­мо чер­ни­ла­ми и кра­с­ка­ми на спец. пис­чем ма­те­риа­ле – для Ев­ро­пы это пер­га­мен и бу­ма­га. Вне вни­ма­ния па­лео­гра­фов ос­та­ют­ся над­пи­си на пред­ме­тах ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры – ка­мен­ных, де­рев. и ме­тал­лич. па­мят­ни­ках, по­су­де, ут­ва­ри и т. п., а так­же на объ­ек­тах ес­теств. про­ис­хо­ж­де­ния – ска­лах, кам­нях. Всё это изу­ча­ет эпи­гра­фи­ка, так же как ну­миз­ма­ти­ка и сфра­ги­сти­ка со­от­вет­ст­вен­но изу­ча­ют над­пи­си на мо­не­тах и пе­ча­тях. Тек­ста­ми на па­пи­ру­се за­ни­ма­ет­ся па­пи­ро­ло­гия. В сфе­ру П. по­па­ли и кон­фи­гу­ра­ция букв, вы­ши­тых или вы­ткан­ных на ста­рин­ных тка­нях, над­пи­си ико­но­пис­цев на ико­нах. В 1951 П. по­лу­чи­ла прин­ци­пи­аль­но но­вый объ­ект ис­сле­до­ва­ния – бе­ре­стя­ные гра­мо­ты 11 – сер. 15 вв., пись­мо на ко­то­рые на­но­си­лось пу­тём про­дав­ли­ва­ния или про­ца­ра­пы­ва­ния внутр. слоя бе­ре­сты (на­чер­та­ния чер­ни­ла­ми на гра­мо­тах, от­кры­вае­мых во вре­мя ар­хео­ло­гич. рас­ко­пок, ут­ра­че­ны или ут­ра­чи­ва­ют­ся сра­зу же по­сле по­па­да­ния бе­ре­сты на воз­дух и не­об­хо­ди­мой про­мыв­ки бе­ре­стя­ных гра­мот).

Объ­ект П. ог­ра­ни­чен не толь­ко ма­те­риа­лом, но и со­дер­жа­ни­ем ис­точ­ни­ков. Он скла­ды­вал­ся по­сте­пен­но за счёт ох­ва­та раз­ных ви­дов пись­мен­но­сти, раз­ли­чаю­щей­ся как по ис­поль­зуе­мо­му ма­те­риа­лу и спо­со­бам на­не­се­ния пись­ма, так и по со­дер­жа­нию па­мят­ни­ков. Не­ко­то­рые ис­то­ри­ки счи­та­ют важ­ной за­да­чей П. из­да­ние ком­мен­ти­ро­ван­ных сво­дов письм. ис­точ­ни­ков, од­на­ко этой це­ли долж­ны слу­жить от­рас­ли зна­ния, свя­зан­ные с ис­точ­ни­ко­ве­де­ни­ем (напр., ис­точ­ни­ко­ве­де­ние рус. ис­то­рии, ис­точ­ни­ко­ве­де­ние ис­то­рии рус. язы­ка и т. п.).

Рас­ши­ре­ние за­дач П. вы­ра­жа­ет­ся и в том, что к ней от­но­сят при­об­ре­те­ние на­вы­ков чте­ния древ­них и ср.-век. ру­ко­пи­сей, но про­цесс чте­ния не сво­дит­ся к уз­на­ва­нию бу­к­вы и не­пре­мен­но вклю­ча­ет в се­бя по­ни­ма­ние про­чи­тан­но­го, что не­воз­мож­но без зна­ния дан­но­го язы­ка в его ис­то­рии, а сле­до­ва­тель­но, яв­ля­ет­ся спе­ци­фич. за­да­чей язы­ко­зна­ния.

П. изу­ча­ет по­чер­ки, имею­щие вид древ­них. Ес­ли пу­тём па­лео­гра­фич. ана­ли­за уда­ёт­ся оп­ре­де­лить, что они не яв­ля­ют­ся столь древ­ни­ми, за ка­кие вы­да­ют­ся ли­ца­ми, ис­поль­зую­щи­ми со­дер­жа­ние оп­ре­де­лён­но­го тек­ста, то та­кая ру­ко­пись счи­та­ет­ся под­дель­ной. Оп­ре­де­ле­ние под­дель­но­сти или под­лин­но­сти ру­ко­пи­си не со­став­ля­ет осо­бой за­да­чи П. и яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем ре­ше­ния осн. её за­да­чи – ус­та­нов­ле­ния вре­ме­ни на­пи­са­ния ру­ко­пи­си.

В со­от­вет­ст­вии с ис­сле­дуе­мы­ми пись­мен­но­стя­ми П. под­раз­де­ля­ет­ся на гре­че­скую, ла­тин­скую, сла­вян­скую, ар­мян­скую (см. Ар­мян­ское пись­мо), гру­зин­скую (см. Гру­зин­ское пись­мо), ин­дий­скую (см. Ин­дий­ское пись­мо), араб­скую (см. Араб­ское пись­мо), еги­пет­скую (см. Еги­пет­ское пись­мо), ки­тай­скую (см. Ки­тай­ское пись­мо), П. письменности майя (см.Майя письмо) и др. древнеиндейских ци­вилизаций и т. д.

Совр. нау­ка ста­вит во­прос о соз­да­нии об­щей П., ко­то­рая изу­ча­ла бы об­щие за­ко­но­мер­но­сти пись­ма всех ви­дов, всех вре­мён и на лю­бых ма­те­риа­лах. Ме­ж­ду­нар. па­лео­гра­фич. кол­ло­к­ви­ум в Па­ри­же в 1953 при­нял ре­ше­ние об ор­га­ни­за­ции Ме­ж­ду­нар. па­лео­гра­фич. к-та (со­здан в 1957, в не­го во­шли пред­ста­ви­те­ли мн. стран, в т. ч. Рос­сии). В 1995 соз­да­на орг-ция «Меж­ду­нар. па­лео­гра­фич. ас­со­циа­ция: куль­ту­ра, пись­мо, об­ще­ст­во», ко­то­рая объ­еди­ни­ла ши­ро­кий круг спе­циа­ли­стов, ра­бо­таю­щих над из­уче­ни­ем разл. ас­пек­тов письм. куль­ту­ры.

Автор: Жу­ков­ская Л. П.; до­пол­не­ния – И. А.В.

Источник

Палеография

Палеография — вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки (приметы) рукописных источников в их историческом развитии. Термин палеография образовался из двух греческих слов: палайос — древний и графо — пишу.

К внешним признакам, изучаемым палеографией, относятся: знаки письменности, особенности их графики, почерк, материал, на котором пишут, орудия письма, украшения рукописей, краски, чернила, водяные знаки, клейма, штемпели, формат, переплет рукописей.

Важнейшими задачами палеографии являются: изучение графики букв, их эволюции, особенностей письма; безошибочное чтение текстов; датировка, т. е. установление времени написания источника; определение места написания документа и его автора; установление подлинности рукописей и выявление подделки. Кроме решения традиционных задач внешней критики источника, благодаря совершенствованию конкретных методик, палеография дает материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной истории.

Палеография тесно связана с эпиграфикой, сфрагистикой, нумизматикой, хронологией, дипломатикой, а также с источниковедением в целом.

Уровень экономического и культурного развития любой эпохи накладывает отпечаток на состояние письменности, определяет ее особенности и увязывает между собой внешние признаки рукописей, служащие объектом изучения палеографии. Например, Древней Руси соответствовали документы, написанные уставом на пергамене.

Потребности экономического, политического и культурного развития середины XIV — конца XV в. отразились на состоянии письменности и внешних признаках рукописных источников: медленное уставное письмо в делопроизводстве заменялось более ускоренным типом письма — полууставом, пергамен, как дорогой и дефицитный материал, который был не в состоянии удовлетворить возраставшие нужды делопроизводства, постепенно вытеснялся бумагой. Развитию Русского государства XV–XVII вв. соответствовал более высокий уровень экономики и государственной централизации. В этот период ведущим типом делового письма становится скоропись, а основным материалом для письма — бумага. Такую же эволюцию претерпевают и другие признаки рукописных источников, в том числе и украшения рукописей, особенности которых зависели от внутренних условий культурного развития, интенсивности внешнеполитических связей и взаимовлияния культур.

Таким образом, каждому историческому периоду соответствовала совокупность определенных палеографических признаков. Несоответствие отдельных признаков своей эпохе — свидетельство копии, списка и даже подделки рукописи. Например, фиолетовыми чернилами и стальным пером не могут быть написаны подлинники конца XVIII в., даже если все остальные признаки — тип письма, водяные знаки бумаги — будут соответствовать этому периоду. Источник не может считаться оригиналом, если он датирован XVI в., но при этом написан на гербовой бумаге XVIII в. и стальным пером, которое появилось в России в 30-х гг. XIX в.

Овладение методикой палеографического исследования требует учета совокупности всех палеографических признаков. Следует помнить, что главным принципом палеографии при датировке документов являются наблюдения над более поздними палеографическими приметами. Например, при датировке источника, написанного скорописью конца XVIII в. на бумаге, имеющей штемпель, исследователь будет ориентироваться на более поздний палеографический признак — штемпель, массовое употребление которого началось с 30-х гг. XIX в.

Палеографический анализ источника должен сочетаться с изучением текста, уяснением его смысла, а также с материалом, который дают другие вспомогательные исторические дисциплины.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

X. Язык и палеография

X. Язык и палеография Дурново, Н., Очерк истории русского языка (М.-Л., 1924).Jakobson, R., «Remarques sur l’?volution phonologique du russe», Travaux du Cercle Linguistique de Prague, 1 (1929).Карский, Е.Ф., Славянская Кирилловская палеография (Ленинград, 1928).Никулин, A.C., Историческая грамматика русского языка (Ленинград,

Глава VIII Палеография и эпиграфика

Глава VIII Палеография и эпиграфика «Обращаю я сердце твое к свиткам папируса… Заставлю я тебя любить свитки больше, чем мать свою. Представлю я тебе красоты их». (Из «Поучений Ахтоя, сына Дуауф», эпоха Среднего Царства, II тысячелетие до н. э.) Палеографией называется

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *