Что такое пальцевой праксис

Формирование праксиса и диспраксия у детей

Диспраксия у детей (диспраксия развития) – это несформированность произвольных предметных движений и действий при сохранном интеллекте. Если мы говорим про взрослых, то аналогичное нарушение, возникшее после инсульта или черепно-мозговой травмы называется апраксия (это утрата уже сформированного навыка).

Этапы развития двигательной сферы у детей:

Таким образом, в основе праксиса, то есть произвольных движений, лежит восприятие и сенсорная интеграция.

С 2 лет уже можно говорить о формировании первичного праксиса. По мнению доктора психологических наук, профессора Т.Г. Визель, мануальный, пальцевый праксис можно оценивать с 2.5 лет. Оральный праксис – с 3 лет. Артикуляторный – с 4 лет.

Виды нарушений двигательной сферы у детей:

Также можно выделить диспраксии по видам деятельности: конструктивная, графомоторная, диспраксия выражения эмоций, диспраксия еды и т.д., но это уже частные случаи.

Виды диспраксии по локализации:

Рекомендации родителям при диспраксии у детей

Диспраксия – это нарушение формирования навыков. Тренируя конкретный навык, будь то произнесение звуков или езда на велосипеде, диспраксия не устраняется. Но формировать жизненно важные навыки необходимо, а также важно преодолевать психологическую установку неуспешности у ребенка. Родителям нужно многократно повторять действия вместе с ребенком, ободряя его и снимая фокус внимания с самого действия, чтобы не акцентировать внимание на том, что не получается. Не ругать и не сравнивать с другими.

Также важно формировать предпосылки к формированию праксиса, заниматься видами активности, которые приводят в порядок «нижние уровни» организации моторной сферы (ствол — вестибулярные ядра – мозжечок — кора).

Примеры занятий: ортоковрики, полусферы, различные балансиры, прыгуны, беговел, батут, игры с мячом, «классики», «жмурки», «догонялки», методика занятий с кинезиологическими мешочками и мячиками BAL-A-VIS X, бассейн, коньки, ролики, ЛФК, АФК, кинезиология, логоритмика, барабаны, игры на подражание движениям («зеркало», «попробуй, повтори»), действия по устной инструкции (сложное действие дробить на части и проговаривать пошагово, как в игре «Робот», сложные можно в виде квеста), развитие новых способов использования игрушек и вещей.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Диспраксия у детей: симптомы, виды и коррекция

Праксис («движение») – это высшая психическая функция, которая формируется в контакте с окружающим миром. Она служит инструментом для осуществления целенаправленной деятельности. Взять со стола карандаш, завязать шнурки, сложить кубики, написать слово в тетрадке – все это было бы недоступно при нарушенном или несформированном праксисе.

Что такое пальцевой праксис. Смотреть фото Что такое пальцевой праксис. Смотреть картинку Что такое пальцевой праксис. Картинка про Что такое пальцевой праксис. Фото Что такое пальцевой праксис

Что такое диспраксия

Диспраксия – это нарушение формирования у детей возможности построения целенаправленных двигательных актов при нормальном мышечном тонусе, отсутствии параличей и прочих отклонений.

Об этом нарушении стало известно в начале прошлого столетия. Изначально оно называлось «синдромом неуклюжего ребенка» и это действительно так: у таких детей буквально все валится из рук, они очень неуклюжи и часто падают на ровном месте. При этом это не просто «неуклюжесть», а невозможность интеграции между движением и мыслительными функциями.

Изначально этот диагноз употреблялся исключительно в неврологии. Но чем больше изучалось это нарушение, тем больше появлялось оснований рассматривать его с точки зрения нейропсихологии и логопедии (если речь идет об артикуляционной диспраксии).

Что такое пальцевой праксис. Смотреть фото Что такое пальцевой праксис. Смотреть картинку Что такое пальцевой праксис. Картинка про Что такое пальцевой праксис. Фото Что такое пальцевой праксис

Основные причины

Различные формы диспраксии диагностируются у детей в возрасте 3-6 лет, при этом чаще всего этому нарушению подвержены мальчики. Часто присутствуют сопутствующие расстройства письма, речи, гиперактивность и т.д. При этом важно понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым, если нарушение не сочетается с заболеваниями ЦНС и педагогической запущенностью. Интеллект развивается на том же уровне, что и у других детей, либо даже на более высоком уровне.

Диспраксия у детей может быть первичной или вторичной. В первом случае причины нарушения не связаны с невропатологическими нарушениями. В случае вторичной диспраксии она является следствием ДЦП, черепно-мозговой травмы, различных патологий нервной системы и т.д.

Среди возможных причин диспраксии в детском возрасте можно выделить:

В основе данного нарушения лежит не повреждение, а именно недоразвитие связей между нейронами. По этой причине нервный импульс, который возникает в коре головного мозга, не находит путь к двигательному аппарату.

Источник

Что такое пальцевой праксис

Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, – глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочёты произношения.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии.

Ни для кого не секрет, что сейчас наблюдается неуклонный рост числа детей с нарушениями речи, недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. У большинства таких детей не выявляется грубых патологий, но зачастую их проблемы на первый взгляд кажутся неразрешимыми. Стоит отметить, что в последнее время растет число различных реабилитационных центров, коррекционных классов, но существующие методы коррекции в процессе обучения во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.

На современном этапе развития общества в рамках обновления содержания образования, его гуманизации актуальным является поиск эффективных методов коррекционного воздействия, требуется разработка комплексного системного подхода к коррекции речевых нарушений и сопутствующих им нарушений психического и соматического развития ребенка.

В идеале при преодолении различных патологий необходимы как традиционные, общепринятые методы, так и нетрадиционные, которые помогают наиболее полно и качественно корректировать нарушения, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным включением и нетрадиционных, которые отличает доступность, простота, эффективность. Личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики. Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного организма – соматическое состояние.

После тщательного изучения специальной литературы были определены основные направления работы по развитию речи:

На основе этого был разработан комплекс мер, позволяющий более глубоко воздействовать на речевую функцию ребенка. В этот комплекс входят:

Казалось бы, все эти методы давно изучены и широко применяются на практике. Что же здесь нового? – спросите вы. Но, как известно, все новое – это хорошо забытое старое, стоит лишь взглянуть на него с иной, необычной стороны. Педагогическая наука не стоит на месте, все эти методы постоянно совершенствуются и развиваются.

Рассмотрим каждый метод в отдельности.

1. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика направлена не на развитие определенной группы недостающих или неправильно работающих мышц, а на целостный двигательный комплекс.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Обычно используют комплексы артикуляционных упражнений, чтобы выработать у ребенка определенную статическую позу артикуляционного аппарата. Рациональнее использовать дифференцированную артикуляционную гимнастику, упражнения которой направлены на закрепление работы определенных групп мышц. Но дело в том, что данной методикой пользуются логопеды, причем исключительно в индивидуальной форме. При работе же с группой или подгруппой детей данная методика нерациональна. В этом случае основной акцент делается на развитие подвижности речевых органов.

Формирование любого двигательного навыка приобретается путем тренировки, поэтому проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут (можно выполнять на занятиях в виде физминутки и во время игровой деятельности). Не нужно брать более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз, причем статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо идти от простых упражнений к более сложным. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см).

В результате многократных гимнастических движений выполнение их становится четким, координированным, привычным для ребенка. Движения могут производиться в произвольном темпе.

Вначале взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, затем показывает выполнение этого упражнения.

Когда упражнение делают дети, взрослый контролирует их выполнение.

Наибольший эффект от гимнастики наступает тогда, когда она выполняется в игровой форме, эмоционально.

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям можно использовать нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше подбодрить.

2. Дыхательная гимнастика.

Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

3. Развитие тактильных (осязательных) ощущений.

С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата. Для этого используются следующие упражнения:

4. Релаксация.

Релаксационные упражнения помогают ребенку полностью расслабиться, сбросить накопившуюся отрицательную энергию. В принципе релаксирующей является любая поза, при которой мышцы максимально расслаблены, а дыхание не затруднено. Наиболее оптимальны поза лежа на спине и сидя в позе «кучера».

5. Развитие ручного праксиса.

Кончики пальцев рук – это «второй мозг». Еще великий немецкий философ Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.

Многочисленными исследованиями специалистов подтверждено, что уровень речевого развития зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Прогноз о наличии или отсутствии у ребенка предрасположенности к патологии речи можно строить достаточно рано. Считается, что, если он в семимесячном возрасте уже может вытащить из кулачка только указательный пальчик, это свидетельствует о хорошем прогнозе: у ребенка мало вероятности иметь патологическую речь.

Упражнения по развитию мелкой моторики общеизвестны и активно применяются на практике.

Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, носят успокаивающий характер.

Формирование любого двигательного навыка приобретается путем тренировки. Закрепляются эти навыки систематически ежедневными повторами (не менее 2-3 раз в день). В результате многократных повторений действий выполнение их становится четким, координированным, привычным для ребенка.

И, безусловно, нельзя забывать о том, что точки и зоны на ладонях имеют связь с разными зонами мозга человека, а значит, нервные импульсы от пальцев «тревожат» речевые зоны, тем самым провоцируя их на активную работу.

6. Пальчиковые и координационно-подвижные игры.

Речевое развитие напрямую зависит от уровня развития общей и мелкой моторики. Доказано специалистами, что основными причинами нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста, в том числе и речевых расстройств, являются интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности.

Современные дети не имеют возможности для проявления достаточной двигательной активности. Она все больше ограничивается созданными условиями:

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь (не путать с гиперактивностью, когда снижение речевой функции протекает на фоне повышенной физической активности). Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Научно доказано, что механизм передачи импульсов от двигательных и речедвигательных рецепторов в мозговой центр поступают по одним и тем же нервным путям. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Координационно-подвижные и пальчиковые игры – это речевые упражнения на координацию речи с движением. По сути, эти игры – «рассказывание» стихов с помощью рук, туловища, головы, ног; они неизменно вызывают у детей живой интерес, повышают эмоциональный тонус, эффективность запоминания; способствуют развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики, развитию координации движений, воображения, образности мышления.

7. Самомассаж.

Современный детский психолог из Швейцарии Фритц Р. Ауглин разработал и применил на практике специальный массаж, положительные результаты которого, по мнению самого профессора, являются следствием влияния внешних импульсов на кору головного мозга.

Дети, обученные самомассажу, под руководством педагога проводят его в середине занятия, когда начинают уставать. Игровая форма массажа, присутствующие в нем элементы состязательности воспринимаются детьми как развлечение. Упражнения они выполняют с большим удовольствием.

Усиление в результате массажа мозгового кровообращения и метаболизма улучшает формирование многих психических процессов (памяти, внимания и др.); вызывает общее оздоровление, так как упорядочивает и гармонизирует все процессы, происходящие в целом организме.

Все упражнения просты, общедоступны, не имеют возрастных ограничений и противопоказаний, проводятся в игровой, интересной для детей форме.

Хочется отметить, что большинство упражнений вошло в систему критериев для оценки эффективности разработанного комплекса развития речевой функции ребенка.

Безусловно, работа по развитию мелкой моторики и координации движений общей моторики должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Ведь слаженная работа мелких мышц пальцев рук и всего мышечного аппарата оказывает большое влияние на развитие речи ребёнка, психические процессы, связанные с организацией поступающей из внешней среды информации, а также активизирует познавательную и эмоциональную сферу малыша. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки), а также словарный запас.

Источник

Развитие ручного праксиса у детей дошкольного возраста

«Рука – это вышедший

наружу мозг человека».

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев».

Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми. 1

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают исток творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Анализ показателей силы кисти правой руки школьников показывает во всех возрастах отрицательную динамику. Наибольшее отставание наблюдается в младшем школьном возрасте. Вместе с тем, необходимо отметить, что при коррекции мелкой моторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение исследуемой функции. Эффективность коррекционных и профилактических мероприятий увеличивается только при условии глубокого теоретического обоснования проблем, так как при этом значительно возрастает ответственность взрослых за здоровье детей. Ведь редко кто задумывается о том, что при отставании в развитии моторики кисти, происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют письменное задание

(особенно написание букв, слогов и слов на первом этапе обучения) на вдохе. Ребенок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, даже слово. Естественно, чем длиннее слог, а тем более слово, тем дольше задержка дыхания, отрицательно сказывающееся на функциональном состоянии организма. 2

Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье.

Выдающийся педагог М. Монтессори утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что, берясь за вещи, которые ребенок делает плохо, он притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, написав неправильно букву, он запоминает ее искаженной, поэтому обучать письму до школы не рекомендуется. Но упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, обязательны.

Поэтому необходима постоянная смена деятельности в процессе всей жизни дошкольника и школьника, которая диктуется возрастными особенностями ребенка.

Поэтому систематически применяются физкультминутки, в которых сочетаются движения с речью. Речь как бы рифмуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слух, восприятие.

В результате дети быстро овладевают правильным произношением звуков. Опыт работы показывает, что ручной труд, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, различные графические упражнения, несомненно, помогают развитию мелкой моторики руки, а следовательно развитию речи и мышления. 3

Рис. 1. Отделы поверхностей тела в проекционных зонах мозговой коры. Слева — корковая проекция чувствительности, справа — корковая проекция двигательной системы

I. ПАЛЬЦЕВАЯ МОТОРИКА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Около трети всей площади двигательной проекции коры больших полушарий занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Развитие функций руки и речи в ходе развития человека шло параллельно. В связи с выполнением более тонкой и сложной работы происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека.

Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у ребенка. Для определения уровня развитияречи с детьми первых лет жизни провели такой опыт : просили ребенка показать один пальчик, два, три. Дети, которым удаются повторять изолированное движение пальцев, хорошо говорят. И, наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только в мест, или наоборот, вялые, ватные, не делают отдельных движений. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удаются. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания.

Таким образом, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь пальцев рук. Это наглядно выявляется при наблюдении за детьми одного и того же возраста, 5

но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Развитие движения пальцев рук как бы подготавливают почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2-2,5 месяца, что для маленького ребенка очень много.

Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; при этом детали, которые он трогает, выделяются чаще (например, ручка чашки в сравнении с ее дном).

Слово – название предмета становится словом – понятием лишь после того, как на него выработается значительное количество двигательных условных связей. Например, если ребенку показывать несколько разных книг, но не давать их в руки, он сможет запомнить каждую из них в отдельности, но не сможет выработать обобщенного понятия «книга» и не будет считать книгами те, которые еще не показывали. Напротив, если ребенку не только показывать, но и давать трогать книги, он очень скоро вырабатывает обобщенное понятие, и любая книга для него затем будет «книга».

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми 6-7 месяцев: массаж- поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения- брать каждый пальчик ребенка по 6

отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так 2-3 минуты ежедневно.

1. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПИСЬМУ.

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?

Важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма.

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно – двигательного образа каждого графического элемента (буквы, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Формирование этих функций завершается к 10-13 годам. При этом возраст 6-7 лет является сенситивным периодом для развития кисти руки. 8

Работа по подготовке детей к письму должна начинаться задолго до поступления в школу.

Так как начало развитию мышления ребенка дает рука и начинается этот процесс в дошкольном возрасте.

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основных функции:

-аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребенок трогает, какой- либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?

1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его

температуре, влажности и т. д.

2. Постукивание дает возможность получить информацию о

3. Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства

предметов: вес, особенности поверхности, формы

4. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет

или твердый, из какого материала сделан.

5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли)учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев. 9

Большим, указательным, средним пальцем дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, круглые предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручномуощупыванию- осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) – исследуют.

Ощупывание поглаживанием дает возможность определить свойства поверхности.

Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью помогают распознать не только гладкость- шероховатость, но и сорт материала, на ощупь определить,какая бумага: газетная, пергаментная, промокательная.

Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Одним из показателей полноценного развития ребенка, как было

сказано раньше, является развитие мелкой моторики. Учеными

доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка, так как пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы в центральную нервную систему и улучшают деятельность важнейших систем организма.

Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Сегодня отмечаются тенденции ухудшения развития мелкой моторики у дошкольников. Дети, имеющие низкий уровень развития мелкой моторики, испытывают трудности в обучении, они медленны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, графические навыки формируются более длительное время, переключаемость и последовательность движений нарушены.

В связи с этим мной ведется работа в группе по развитию мелкой моторики.

Работа в группе ведетсятся в следующих направлениях.

1. Подбор материала – это изучение литературы по проблеме, мной была подготовлена картотека пальчиковых игр, которая постоянно пополняется, ведется подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом. 11

2. Диагностика. Проведение диагностики мелкой моторики по методике Н. О. Озерецкого.

Диагностика проводилась с целью:

— определение уровня развития мелкой моторики каждого

ребенка на момент обследования;

— проведение анализа диагностики по возрастным группам;

— подготовка индивидуальных и групповых рекомендаций

по развитию мелкой моторики.

Из проведенных исследований я получила следующие данные.

К концу учебного года выявлена положительная динамика развития мелкой моторики, уменьшилось число детей с низким уровнем (50%);

так же увеличилось число детей со средним уровнем развития мелкой моторики (40%); появились дети с высоким уровнем (10%).

Дети 3,5 лет имеют следующие результаты: от начала к концу учебного года число детей с низким уровнем мелкой моторики уменьшилось на

15% (с 45 до 30%); число детей со средним уровнем увеличилось на 10% (с 40 до 50%); и число детей имеющих высокий уровень увеличилось на

Из полученных данных следует, что дети младшего дошкольного

возраста имеют наиболее низкие показатели развития мелкой моторики.

Эти исследования подтвердили зависимость между пальцевой моторикой и развитием речи. Действительно, чем выше уровень развития руки, тем лучше ребенок говорит, он умеет логически рассуждать.

Этот фактор указывает на необходимость проведения последовательной и систематической работы по формированию и развитию мелкой моторики у дошкольников с раннего возраста.

-Следующим направлением моей работы является использование всех материалов, результатов диагностики на практике.

Из результатов диагностики мной были выделены группы по возрасту и по уровню развития моторики. В течении всего года велась работа с опорой на эти данные.

Учебный год мы занимались по программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.

Так как развитие руки идет именно в продуктивной деятельности, меня эта программа заинтересовала тем, что в ней внимание уделяет не только художественно- творческому развитию детей, но и развитию ребенка в общем.

На многих занятиях решаются задачи :

-синхронизирование работы обеих рук; координирование работы глаз и рук (формирование зрительного контроля за движением своих рук);

-развитие зрительного восприятия, глазомера; 13

-развитие чувства ритма, мелкой моторики, кисти руки.

Для выполнения некоторых работ ребятам приходится осваивать технику обрывной аппликации; технику художественного печатания; рисовать не только кисточкой, карандашами, но и ватными палочками, пальчиками, учиться рвать, мять, резать бумагу; раскатывать пластилин, разной силой надавливать на него и так далее. Эта программа позволяет ребенку приобрести значительный «багаж» знаний и умений, который послужит хорошим фундаментом для воспитания всесторонне- развитой личности.

Для индивидуальных занятий с детьми используются прописи для малышей (рабочие тетради к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В. В. гербовой и Т. С. Комаровой).

Эта работа очень нравится детям, каждая страничка – это новое задание, где нужно помочь гномикам нарисовать узоры, или дорисовать кроны на деревьях, нарисовать для Буренки побольше зеленой травы… а вместе с игрой ребенок упражняется в правильном держании карандаша, проводит прямые, косые, извилистые линии, то есть развивает, тренирует свою руку.

Вне занятий я использую пальчиковые игры.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Я их использую ежедневно, так как

детям они очень нравятся. Игры эти, очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности.

1. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Например, ребята достаточно быстро освоили понятия «право», «лево» играя в игру «Цветочки».

Дети сидят в ряд перед воспитателем, ладошки сжаты в кулачки.

Воспитатель говорит: «Цветочки проснулись».

Дети разжимают ладошки.

Воспитатель говорит : «Цветочек уснул на правой руке» (показ проводится в зеркальном отображении, затем прошу детей назвать на какой руке уснул цветочек. Идет постоянное повторение на какой руке проснулся, на какой уснул. В первые дни дети путали, но в процессе постоянной игры (тренировки, дети усвоили эти понятия.

В ходе «пальчиковых игр» дети повторяют движения воспитателя, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость,

умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую – ни будь одну «пальчиковую игру», он старается придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

«Пальчиковые игры» помогают мне в решении многих задач. Например, они позволяют быстро организовать внимание детей; их можно использовать как в работе со всей группой,так и индивидуально; они интересны детям разных возрастов, а также полезны всем.

Мной ведется картотека пальчиковых игр, которая постоянно пополняется.

2. РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ.

Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений. Детям я предлагаю задания, связанные со штриховкой.При их выполнении особое внимание уделяется на соблюдение правил штриховки:

-не выходить за контуры фигуры;

— соблюдать параллельность линий и расстояние между линиями.

При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, так как дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но эта работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам.

Для штриховки мы используем простой и и цветные карандаши, фломастеры. Можно штриховать книжки-раскраски.

Для развития точности и уверенности движения руки я использую игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении.

Игра «От дома к дому».

Задача ребенка – точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже карандашом. Проводя линии,дети сопровождают действия словами: «От домика к домику».

В этой игре идет закрепление знаний цвета, формы, дети учатся выделять из множества часть (два одинаковых домика, дети продумывают направление и выполняя само задание проговаривают свои действия. 17

Игра «Кто быстрее – кто равнее?»

Эта игра отрабатывает точность и координацию графических движений. Она может проводиться как соревнование двух групп детей. У каждой команды доска, на которой рисуется мелом 2 вертикальные линии, соединенные вверху горизонтальной.

Задача детей- сменяя друг друга, быстро проводить ниже параллельные горизонтальные линии.

Игра «Парашютисты». В верхней части доски рисуются несколько разноцветных точек (это парашютисты, внизу- небольшой круг (место их приземления).

Задача: точными линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов.

Игра «По дорожке к дому». Взрослый рисует «дорожку», у одного конца которой стоит машина, у другого дом. Ребенок, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выйти за пределы дорожки, соединяет линией машину с домом. Ширина дорожки подбирается так, чтобы задача была достаточно трудной, но доступна ребенку.

Ребенку предлагается сделать одно облако «таким темным», чтобы самолет через него совсем не было видно, а другое «светлым», чтобы самолет был через него немного виден.

При длительной работе карандашом пальцы кистей рук устают, ребята утомляются и мы проводим специальную гимнастику. Эти упражнения не только служат активным отдыхом для утомленных пальцев, но и увеличивают их подвижность и силу. 18

Гимнастика для утомленных пальцев.

Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4-5 раз.

С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз.

Выпрямить пальцы, большой отвести в сторону и проделать им круговые движения в разные стороны.

Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы все другие оставались собранными в кулак.

Упражнения выполняют сидя, поставив локти на стол. Можно каждый раз придумывать сюжет, чтобы детям было интересно это делать. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями.

Упражнения для отдыха.

Локти на столе. Движение кистей рук в стороны.

Повороты кистями рук.

«Игра на пианино»: поочередно поднимать по одному пальцу, отрывая его от стола, начиная с мизинца.

Пальцы обеих рук соединяются в замок. Ритмичное поднимание и опускание пальцев.

Кисти рук имитируют движения крыльев птиц.

Сгибание и разгибание пальцев, держащих карандаш,

раз – сгибаем, два – разгибаем.

3. РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ.

Для того, чтобы развивать силу пальцев и навыки управления мелкими движениями, которые станут необходимым условием успешного обучения ребенка письму,я использую дополнительные специальные упражнения:

К старшему дошкольному возрасту, ребенок без труда застегивает, завязывает шнурки на обуви, тесемки. Для развития кисти руки игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина.Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем уверенней и координированнее становятся движения их пальцев. К 5 годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (плетение ковриков из бумажных разноцветных полос).

Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и и определенным образом, 20

соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках. Таким образом выполняя это задание дети закрепляют умение складывать лист пополам, учатся быть внимательными, развивают глазомер, внимание, повторяя заданный узор, воображение, развивают руки, усидчивость, интерес к данной работе.

Точность и ловкость движений приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделай бусы», дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее закрепляется при помощи клея.

Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, то есть качеств необходимых при обучении письму.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» предлагает знакомить с ножницами как художественным инструментом детей, начиная с 2-3 летнего возраста.

Постоянные упражнения: симметричное вырезывание, аппликация,

Вырезывание ножницами фигурок из открыток, и просто резание бумаги на маленькие кусочки. Из вырезанных фигурок дети составляют композиции-аппликации. 21

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, то, что дети испытывают радость от самостоятельно выполненной работы, чувствуют веру в свои силы и возможности.

4. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУКИ РЕБЕНКА.

Материалы для развития мелкой моторики, которые я использую.

Дидактические игры и материалы:

— объемные и плоские пазлы;

— деревянные игрушки (собрать пирамидку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик)

-мозаика по возрастающей сложности, находится в одном ящичке, детям необходимо выбрать нужный размер детали.

-пособие по застегиванию пуговиц, различной величины, завязыванию узелков;

— пластический материал (пластилин);

— наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень.

— наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия

(узнавание предметов на ощупь…

-шестигранные карандаши. Они используются массажа.

-веревки, для завязывания и развязывания узелков.

— использование ластика для печати;

— упражнение по нанизыванию разноцветных крупных бусин на шнурки;

-наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);

-цветные клубочки ниток для перематывания… 23

— горох, орехи, фасоль, каштаны, крупа, шишки, камни, песок…

(для пальчикового сухого бассейна).

Всё это способствует не только развитию мелкой моторике, но и вырабатывает усидчивость, наблюдательность, развивает чувство прекрасного, художественный вкус…

Основной задачей семьи и образовательного учреждения наряду с вопросами обучения и воспитания является задача сохранения и укрепления здоровья детей. Рост и развитие ребенка обусловлены динамическим взаимодействием внешних и внутренних факторов. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития организма человека благоприятствуя совершенствованию его наследственных свойств и даже исправляя их нежелательные проявления. Ранняя диагностика индивидуального физиологического профиля ребенка и степени отклонения функции, углубленный анализ среды является основой эффективности коррекционной работы.

Педагогическая коррекция моторики и сложнорефлекторных движений кисти не существует и не может рассматриваться отдельно от всего организма. Физическое и психическое состояние человека сказывается и на функции кисти. В народе широко распространены поговорки,отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «Все из рук валится», «руки опускаются» и т. п. Кор-рекционная работа должна быть направлена как на изменение конкрет-ного вида неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной дея-тельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т. е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для 25

правильного и своевременного развития движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одеж-де, к микроклимату помещений, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования, способствуют укреплению здоровья ребенка, являются действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями детских садов и учителями начальных школ. Это обеспечит преемственность контроля за формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

I. Пальцевая моторика и развитие речи …5

1. Подготовка детей к письму…. …. 8

II. Система работы по развитию мелкой моторики…. 11

1. Пальчиковые игры…. 15

2. Развитие графических умений….…. 17

3. Развитие ручной умелости….…20

4. Материалы для развития руки ребенка….…. 23

III. Заключение…. ….…. 25

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. Дошкольное воспитание 1990г. №8.

2. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик». Пальчиковые игры.

Издательский дом «Карапуз».2003г.

3. Потапова Е. Н. Радость познания. М. 1990г.

4. Гаврилина С. Е. Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.Ярославль: «Академия развития». 2000г.

5. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет.

Популярное пособие для родителей и педагогов.Ярославль: «Академия развития». 1996г.

6. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно.

Дошкольное воспитание 2005г. №11.

7. Киселева В. Развитие тонкой моторики.

Дошкольное воспитание 2006г. №1.

8. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет.

Дошкольное воспитание 2005г. №3.

9. Потапова Е. Н. Радость познания. М. 1990г.

10. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников. Дошкольное воспитание 2005г. №1.

11. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание 1989г. №10

Карта сенсорного развития для детей 3,5 лет.

(тест Н. О. Озерецкого) начало года.

Стоять на одной ноге в течение

2 с. Ловить и бросать мяч. Разворачивать конфету. Делать короткие прыжки на одной ноге. Нарисовать квадрат.

Карта сенсорного развития для детей 3 лет.

(тест Н. О. Озерецкого) конец года.

детей.

Ориентация в пространстве

встав на цыпочки. Коснуться

пальцем руки кончика носа. Хлопать в ладоши и притопывать

одновременно. Пройти в определенную точку пространства. Взять кубик

большим и указательным

пальцами. Рисунок человека по инструкции.

Карта сенсорного развития для детей 3 лет.

(тест Н. О. Озерецкого) начало года.

детей.

Ориентация в пространстве

встав на цыпочки. Коснуться

пальцем руки кончика носа. Хлопать в ладоши и притопывать

одновременно. Пройти в определенную точку пространства. Взять кубик

большим и указательным

пальцами. Рисунок человека по инструкции.

Карта сенсорного развития для детей 3,5 лет.

(тест Н. О. Озерецкого) конец года.

Стоять на одной ноге в течение

2 с. Ловить и бросать мяч. Разворачивать конфету. Делать короткие прыжки на одной ноге. Нарисовать квадрат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *