Что такое палуба судна
Значение слова «палуба»
1. Сплошное горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Верхняя палуба. Нижняя палуба. □ Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду, то на красивые берега. Чехов, Попрыгунья.
2. Спец. Настил в каких-л. сооружениях.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Палуба, идущая не по всей длине или ширине судна, а только на части её, называется платформой.
Пространство между двумя палубами называется твиндеком.
Также термин «палуба» ( и некоторые другие морские термины) применяется к тяжёлым воздушным судам с взлётной массой более 43 тонн.
ПА’ЛУБА, ы, ж. 1. Настилка (обл. и спец.). Взяв меня подмышки. крепко поставил на палубу пристани. М. Горький. 2. Горизонтальное перекрытие в корпусе судна (мор.). Верхнее перекрытие называется верхней палубой. Средняя п. || Открытое горизонтальное, обычно верхнее, перекрытие судна (разг.). Выйти на палубу. 3. Временная досчатая настилка на кружалах для кладки каменных сводов (архит.). 4. То же, что палубник (спец.). 5. То же, что дека (муз. устар.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
па́луба
1. сплошное горизонтальное перекрытие на судне в виде пола ◆ В горестной задумчивости стоял я на палубе, взявшись рукою за мачту. Н. М. Карамзин, «Остров Борнгольм», 1793 г. (цитата из НКРЯ) ◆ По неосторожности моей упал с вантов на палубу и выломил себе три пальца, что меня навсегда сделало неспособным управлять гребнем. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву», 1779-1790 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова блудилище (существительное):
ПАЛУБА
(Deck) — сплошное горизонтальное перекрытие на судне. Пол на судне. На больших военных судах устраивается три непрерывных палубы: верхняя, средняя и нижняя.
Полезное
Смотреть что такое «ПАЛУБА» в других словарях:
Палуба — судна Falls of Clyde сделана из стали; центральная дорожка деревянная. Палуба, (также дек) горизонтальное перекрытие из настила и набора (бимсов … Википедия
ПАЛУБА — горизонтальное перекрытие из настила и набора (бимсов, карлингсов и др.) в корпусе судна. Верхняя палуба обеспечивает общую прочность и поперечную жесткость судна. Нижние палубы разделяют корпус по высоте и служат для размещения пассажиров,… … Большой Энциклопедический словарь
ПАЛУБА — ПАЛУБА, палубы, жен. 1. Настилка (обл. и спец.). Взяв меня подмышки. «…, крепко поставил на палубу пристани.» Максим Горький. 2. Горизонтальное перекрытие в корпусе судна (мор.). Верхнее перекрытие называется верхней палубой. Средняя палуба. ||… … Толковый словарь Ушакова
палуба — бридждек, дек, орлоп, променаддек, спардек, шельтердек, мидельдек, настил, шканцы, гондек, ботдек Словарь русских синонимов. палуба сущ., кол во синонимов: 13 • ботдек (1) • … Словарь синонимов
палуба — ПАЛУБА, ы, ж. Женская фигура. Не знаю, как трюм, а палуба хорошая! … Словарь русского арго
ПАЛУБА — ПАЛУБА, ы, жен. 1. Горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна. Верхняя, нижняя п. Подняться из каюты на палубу. П. аэробуса. 2. Настилка, настил в каких н. сооружениях … Толковый словарь Ожегова
ПАЛУБА — жен.(па и лубь, лубяная крыша) крыша, кровля, потолок, накат, настилка; | пол и потолок, помост на водоходных судах; на кораблях бывает до четырех палуб, ·в·знач. настилки, или трех, ·в·знач. дека, пространства между палубами. | Временная тесовая … Толковый словарь Даля
палуба — Формообразующий элемент опалубки, представляющий собой поверхность, соприкасающуюся с бетоном. [ГОСТ Р 52086 2003] Тематики опалубка … Справочник технического переводчика
Палуба — – формообразующий элемент опалубки, представляющий собой поверхность, соприкасающуюся с бетоном. [ГОСТ Р 52086 2003] Рубрика термина: Опалубка Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги, Автотехника … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
ПАЛУБА — горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Состоит из настила и набора (бимсов, карлинг сов и др.). верх. непрерывная П. является осн. продольной связью корпуса, обеспечивающей его общую прочность и поперечную жёсткость. Ни ж. палубы служат для… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Палуба
Полезное
Смотреть что такое «Палуба» в других словарях:
Палуба — судна Falls of Clyde сделана из стали; центральная дорожка деревянная. Палуба, (также дек) горизонтальное перекрытие из настила и набора (бимсов … Википедия
ПАЛУБА — (Deck) сплошное горизонтальное перекрытие на судне. Пол на судне. На больших военных судах устраивается три непрерывных палубы: верхняя, средняя и нижняя. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ… … Морской словарь
ПАЛУБА — горизонтальное перекрытие из настила и набора (бимсов, карлингсов и др.) в корпусе судна. Верхняя палуба обеспечивает общую прочность и поперечную жесткость судна. Нижние палубы разделяют корпус по высоте и служат для размещения пассажиров,… … Большой Энциклопедический словарь
ПАЛУБА — ПАЛУБА, палубы, жен. 1. Настилка (обл. и спец.). Взяв меня подмышки. «…, крепко поставил на палубу пристани.» Максим Горький. 2. Горизонтальное перекрытие в корпусе судна (мор.). Верхнее перекрытие называется верхней палубой. Средняя палуба. ||… … Толковый словарь Ушакова
палуба — бридждек, дек, орлоп, променаддек, спардек, шельтердек, мидельдек, настил, шканцы, гондек, ботдек Словарь русских синонимов. палуба сущ., кол во синонимов: 13 • ботдек (1) • … Словарь синонимов
палуба — ПАЛУБА, ы, ж. Женская фигура. Не знаю, как трюм, а палуба хорошая! … Словарь русского арго
ПАЛУБА — ПАЛУБА, ы, жен. 1. Горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна. Верхняя, нижняя п. Подняться из каюты на палубу. П. аэробуса. 2. Настилка, настил в каких н. сооружениях … Толковый словарь Ожегова
ПАЛУБА — жен.(па и лубь, лубяная крыша) крыша, кровля, потолок, накат, настилка; | пол и потолок, помост на водоходных судах; на кораблях бывает до четырех палуб, ·в·знач. настилки, или трех, ·в·знач. дека, пространства между палубами. | Временная тесовая … Толковый словарь Даля
палуба — Формообразующий элемент опалубки, представляющий собой поверхность, соприкасающуюся с бетоном. [ГОСТ Р 52086 2003] Тематики опалубка … Справочник технического переводчика
Палуба — – формообразующий элемент опалубки, представляющий собой поверхность, соприкасающуюся с бетоном. [ГОСТ Р 52086 2003] Рубрика термина: Опалубка Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги, Автотехника … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
ПАЛУБА — горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Состоит из настила и набора (бимсов, карлинг сов и др.). верх. непрерывная П. является осн. продольной связью корпуса, обеспечивающей его общую прочность и поперечную жёсткость. Ни ж. палубы служат для… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Значение слова палуба
Словарь Ушакова
п а луба, палубы, жен.
2. Горизонтальное перекрытие в корпусе судна (мор.). Верхнее перекрытие называется верхней палубой. Средняя палуба.
| Открытое горизонтальное, обычно верхнее, перекрытие судна (разг.). Выйти на палубу.
3. Временная досчатая настилка на кружалах для кладки каменных сводов (архит.).
4. То же, что палубник (спец.).
Словарь Военных Терминов
сплошное горизонтальное перекрытие на корабле (судне) для размещения помещений, вооружения, механизмов, оборудования, обеспечения прочности и водонепроницаемости корпуса. Могут бронироваться. Авианесущие корабли имеют полётные (взлётно-посадочные) П.
Этимологический Словарь Русского Языка
Древнерусское – палуба (крыша над повозкой).
Слово «палуба» в русском языке нашло широкое употребление в середине XII в.
Слово «палуба» употреблялось во множестве значений: настилка, потолок, крыша, помост на водоходных судах. Сейчас сохранилось в значении открытого места в верхней части судна, где могут быть размешены те или иные надстройки.
Украинское и белорусское, болгарское и сербохорватское – палуба.
Польское – paluba (крытая повозка).
Чешское – paluba (дуплистое дерево).
Архитектурный словарь
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Военно-морской Словарь
Морской словарь
Энциклопедический словарь
горизонтальное перекрытие из настила и набора (бимсов, карлингсов и др.) в корпусе судна. Верхняя палуба обеспечивает общую прочность и поперечную жесткость судна. Нижние палубы разделяют корпус по высоте и служат для размещения пассажиров, грузов, оборудования. Палубы, ограничивающие сверху надстройки, называются палубами надстроек; палубы могут называться по их назначению (шлюпочная, прогулочная и т. д.).
Словарь Ожегова
ПАЛУБА, ы, ж.
1. Горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна. Верхняя, нижняя п. Подняться из каюты на палубу. П. аэробуса.
2. Настилка, настил в какихн. сооружениях (спец.).
| прил. палубный, ая, ое. Палубная команда.
Словарь Ефремовой
ж.
Сплошное горизонтальное перекрытие на судне в виде пола.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(см. Корабль) на судах соответствует этажу в домах, при чем на судах П. (или точнее палубной настилкой) называется также настилка, положенная на бимсы и образующая пол в различных П. (этажах) корабля. На деревянных судах палубная настилка делается большей частью из сосновых (реже дубовых и тиковых) досок, толщиной от 1 « (на мелких яхтах) до 10″ (под орудиями на военных судах), обыкновенно же 3″ — 6″ и шириной большей частью 6″, расположенных вдоль корабля, параллельно диаметральной плоскости, кроме тех мест, где настилка должна прерываться у бортов, люков и т. п.; в этих местах ставятся более толстые доски, облегающие люки, идущие вдоль борта и т. д. Они наз. ватервейсами и делаются большей частью из дуба или тика. Под тяжелыми предметами на П. — как-то орудиями, кнехтами, битеньгами и т. п., на месте прохода якорной цепи и т. д. П. также делается толще и материалом для нее берется дуб или тик. Так как П. представляет собой одно из продольных креплений судна, то палубные доски делаются из лесного материала 1-го сорта, без сучков или пороков. Стыки палубных досок соединяются на железных планках, причем расположение стыков устраивают такое, чтобы крепость П. была бы по возможности однообразна во всех сечениях; для этого стыки разносят, т. е. располагают так, чтобы у двух смежных рядов досок, а также и на одном и том же поперечном сечении стыки находились бы по возможности дальше друг от друга. Недостаток прочности П. относительно продольных натяжений пополняется железными полосами (связными поясьями), прокладываемыми между палубной настилкой и бимсами. Для водонепроницаемости П. конопатится, а стыки и пазы заливаются rapпиyсом. На железных (стальных и вообще металлических) судах П. бывает различного устройства: 1) на бимсах железные связные поясья и деревянная настилка; в этом случае к последней применяются те же требования относительно толщины и доброкачественности, что и у деревянных судов; 2) делается железная настилка, покрытая сверху деревянной, которая в этом случае может быть тоньше и условия доброкачественности ее могут быть не так строги; 3) имеется одна лишь железная настилка. Железная палубная настилка состоит из листов, толщ. от 1/4″ до 5/8″, шириной 3′ — 4′, расположенных по тому же порядку, как и деревянная: вдоль судна, параллельно диаметральной плоскости, с разнесенными стыками. Пазы и стыки соединяются на планках, причем планки располагаются сверху, если имеется деревянная настилка, или снизу, если ее нет. Листы палубной настилки, прилегающей к борту, образуют особый пояс, обхватывающий кругом всю П. и называющейся палубным стрингером. Он делается толще остальной части П. и служит одной из главнейших продольных связей на корабле, почему имеется даже и при не сплошной палубной настилке железных судов. Для удобства ходьбы по железной П., листы ее часто делаются рифлеными сверху (главным образом на коммерческих судах). Часто также для этого же на железную П. накладывают линолеум, который на военных судах начинает вытеснять деревянную настилку сверх железа. На военных судах, для защиты жизненных частей (см. Корабль), П. делается во многих местах броневой. Подобная П. бывает двух родов: 1) прикрывающая сверху часть корабля, окаймленную бортовой броней; в этом случае обыкновенная палубная настилка покрывается еще одним или несколькими слоями железных листов, так что общая толщина достигает 1″ — 1,5″; 2) когда бронев. П. назначается также для вертикальной защиты, в этом случае ее делают со значительной выпуклостью по середине [Небольшую выпуклость имеет всякая П., для стока попадающей на нее воды.]; стрелка выпуклости подобной П., называемой карапасной, доходит до 7′ у мидель-шпангоута. Толщина подобной П. доходит до 4″; причем наиболее толстый слой приходится на боковых частях (скатах) ее. Материалом для подобной П. служит или обыкновенное судостроительное железо (или сталь), или же специально приготовленная твердая сталь (сталеникелевые листы и т. п.). См. Корабль, Судостроение, Судостроительные работы.
Р. Л—н.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ж.(па и лубь, лубяная крыша) крыша, кровля, потолок, накат, настилка;
пол и потолок, помост на водоходных судах; на кораблях бывает до четырех палуб, в знач. настилки, или трех, в знач. дека, пространства между палубами.
Временная тесовая, округлая крыша на лодках, для зашиты клади.
Тесовая, временная настилка на кружалах, для кладки каменных сводов.
В струнных муз. орудиях: тонкая доска, на коей натянуты струны: дек, стар. полица, поличка. Палубник м. доски или тес на палубе:
судно с палубой, палубное. Палубить кружала, каменщ. застилать тесом. Палубленье, действ. по глаг. Палубье ср. лубье, луб.
Большая Советская Энциклопедия
Что такое палуба судна
Содержание
Палуба — это система горизонтальных перекрытий, идущих непрерывно по всей длине и ширине судна.
Палуба сухогрузного судна, набранная по поперечной системе набора (рис. 41).
Такая система набора палубы применяется на коротких судах, так как на них действует небольшой изгибающий момент и устойчивость листов настила при сжатии обеспечивается их толщиной и небольшим количеством продольных подпалубных балок.
Для улучшения работы палубных перекрытий при поперечной нагрузке в качестве опор устанавливают пиллерсы, как правило, пустотелые кольцевого сечения. Верхний и нижний концы пиллерсов опираются в перекрестие продольных и поперечных балок набора, которые в данном месте не должны иметь никаких вырезов.
На крупнотоннажных судах вместо пиллерсов в ДП могут быть установлены продольные полупереборки протяженностью от поперечной переборки трюма до поперечного комингса грузового люка. При эпизодической перевозке «тяжеловесов» на палубе могут устанавливаться местные подкрепления временного характера.
Палуба сухогрузного судна, набранная по продольной системе набора (рис. 42).
Такая конструкция выгодна для применения на верхних палубах крупнотоннажных судов, так как продольные подпалубные ребра жесткости обеспечивают необходимую устойчивость листов настила при сжатии палубы. Подпалубные ребра жесткости устанавливают в плоскости продольных днищевых ребер жесткости и стоек поперечных переборок. Поперек судна, в плоскости рамных шпангоутов, устанавливают рамные бимсы и рамные консольные бимсы, доходящие до карлингсов-комингсов. Через стенки рамного набора проходят подпалубные ребра жесткости, которые приваривают к рамному набору. Недостатком данной конструкции является образование «мертвой зоны» под палубой на высоте рамного набора, что уменьшает грузовместимость трюма.
Палуба танкера, набранная по продольной системе набора (рис. 43).
Палуба танкера не имеет больших вырезов, поэтому продольные подпалубные ребра жесткости не разрезаются. Данная система набора, как это указывалось выше, обеспечивает лучшую устойчивость листов настила палубы при продольном изгибе судна в момент сжатия палубы. Подпалубные ребра жесткости устанавливают в плоскости днищевых продольных ребер жесткости. Рамные бимсы создают опоры продольным ребрам жесткости. Часть подпалубных ребер жесткости в районе верхней скулы проходит через поперечные переборки, не разрезаясь. Если в ДП танкера нет продольной переборки, то под палубой устанавливают высокий карлингс — отбойный лист. Он уменьшает удары жидкого груза о продольные переборки или борта при бортовой качке и улучшает остойчивость судна.
Палубные перекрытия промысловых судов
Палубные перекрытия современных промысловых судов выполняют либо плоскими, либо с шатровой погибью (перекрытия верхних палуб), образованной несколькими плоскими участками и обеспечивающей сток забортной воды.
Палубные перекрытия добывающих судов, сравнительно небольшого водоизмещения обрабатывающих и приемно-транспортных, многопалубных судов на уровне расположения амортизационной защиты выполняют по поперечной системе набора. Продольную систему набора имеют палубы крупных обрабатывающих и приемно-транспортных судов.
При поперечной системе набора (рис. 1.15,а) часто расставленные бимсы, кроме концевых люковых, имеют одинаковую высоту. Концевые люковые бимсы выполняют в виде рамного (усиленного сварного таврового) профиля. Вследствие небольших размеров грузовых люков промысловых судов карлингсы, как правило, не совпадают с продольными комингсами грузовых люков. Для разгрузки карлингсов и уменьшения массы палубного перекрытия устанавливают пиллерсы — вертикальные стойки, на которые опираются карлингсы. Нижний конец пиллерсов опирается на набор двойного дна. Концевые бимсы служат для карлингсов опорами, а карлингсы, в свою очередь, служат опорами для бимсов. Бимсы проводят через вырезы в карлингсах и в продольных комингсах и приваривают к ним. Карлингсы разрезают на поперечных переборках и приваривают к ним, подкрепляя на каждом втором бимсе и на каждом рамном бимсе ребрами жесткости или бракетами, а на переборках — кницами.
При продольной системе набора (рис. 1.15,6) подпалубные продольные балки проводят через соответствующие вырезы в стенках рамных бимсов и разрезают на поперечных переборках, приваривают, усиливая кницами соединение с переборками.