Что такое памфлет в журналистике
Фельетон и памфлет в современной журналистике
Слово «фельетон» в переводе с французского означает «лист; листок». В журналистском обиходе «листком» когда-то называли приложение к газете. Оно, как правило, располагалось в нижней части газетной полосы и «отбивалось» от верхней ее части жирной линией.
Задача журналиста состоит, во-первых, в том, чтобы найти факт для фельетона, во-вторых, в том, чтобы раскрыть его через яркий сатирический образ.
Образ всегда несет о себе обобщение, т. е. имеет типическое значение. В журналистике он становится формой творческого видения и осмысления фактов, событий, ситуаций, в которых проявляются черты актуальные, характерные для эпохи, общества, среды. Образная специфика фактического материала обнаруживается в ракурсе авторского, публицистического видения его смысла. Благодаря авторской интерпретации факта в нем и открывается образное значение. Журналист смотрит словно через призму, которая помогает открыть связь факта с более общими процессами и закономерностями, помогает проявить и сфокусировать, заострить его значение в плане отражения этих процессов, закономерностей.
Расширение факта до образа-факта происходит в том случае, когда функции первого в журналистском тексте не ограничиваются однозначностью констатации события, ситуации и его логической оценки, суждения, а выходят в пространство художественного обобщения.
В книге «Образные ресурсы публицистики» М. Стюфляева так определяет «образ-факт»:
В создании эффекта присутствия автора в тексте очень важен выбор тона повествования, интонации.
А. Аграновский отмечает:
Автор фельетона обязан четко мыслить и ясно излагать ситуацию. Его присутствие в тексте становится для читателя ценным, когда описываемые события оттеняются мудростью, человеческой уникальностью автора, окрашиваются своеобразием его взгляда, а также когда пережитый журналистом опыт по-своему исключителен и значим.
В последнее время заметна тенденция использовать в универсальных газетах сатирическую афористику. Это эпиграфы, сатирические реплики на открытии номеров, уголки афоризмов, пародийные объявления, саркастический заголовок («шапка», рубрика), создающие определенный критический настрой читателя.
Разновидностью фельетона или памфлета является публицистический комментарий. В комментарии важно дистанцироваться от факта и выстроить свою концепцию.
Задания
1. Проанализируйте фельетоны в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Известиях», «Новой газете» (рубрика «Блиц-фельетон»), памфлеты в «МК», «Советской России», журнале «Город».
2. Напишите фельетон или памфлет (тему выбирает студент).
Литература
Ворошилов В. В. Исследование и расследование в журналистике // Социология журналистики: Очерки методологии и практики / Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 1998
Герасименко В. А. Основы информационной грамоты. М., 1996. Т. 2.
Голядкин Н. А. Телевизионная информация в США. М., 1995.
Горохов В. М. Газетно-журнальные жанры. М., 1993.
Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.
Жанровая теория на пороге тысячелетий. М., 1999.
Жанры речи. Саратов, 1999.
Журналист. Пресса. Аудитория / Под ред. С. В. Смирнова. Л., 1991. Вып. 4.
Зарубежная журналистика. М., 1994.
Дзялошинский И. М. Журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.
Иваненко С. М. Межстилевой жанр «коммюнике». Киев, 1987.
Информационные жанры газетной публикации. М., 1986.
Искусство разговаривать и получать информацию. М, 1993.
Кайда Л. Г. Эффективность публицистического текста. М., 1989.
Ким М. Н. От замысла к воплощению. СПб., 1999.
Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2002.
Клименко Л. П. Проблемы языка, текста и жанра. Н. Новгород, 1996.
Ковалев Е. А., Шевчук В. Д. Защита чести, достоинства и деловой репутации / Сост. В. В. Авдеев. М., 1997.
Корконосенко С. Г., Ворошилов В. В. Право и этика СМИ: Учеб. пособие. СПб., 1999.
Лавреневская А. С. Объективное и субъективное в очерке. М., 1989.
Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1987.
Лотман Ю. М. Структура художественного творчества. М., 1970.
Мазнева О. А. Структура газетного жанра. М., 1990.
Майданова Л. М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987.
Мансурова В. Д. Проблемный поиск в публицистике. М., 1987.
Менделеев А. Г. СМИ в современном обществе. М., 1993.
Методы журналистского творчества / Под ред. В. М. Горохова. М., 1982.
Муратов С. В. Активные методы обсуждения в журналистике. М., 1991.
Муратов С. А. Нравственные принципы тележурналистики. Опыт этического кодекса. М., 1997.
Олешко В. Социожурналистика. Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург, 1996.
Проблемы жанров в журналистике. Л., 1968.
Проблемы метода и жанра. Томск, 1986.
Прохоров Е. П. Искусство публицистики: размышления и разборы. М., 1984.
Размышления о жанре. М., 1992.
Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн: Использование Internet и других электронных ресурсов. М., 1999.
Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб., 1998.
Российская журналистика: свобода доступа к информации. М., 1996.
Сабощук А. П. Об источнике и генезисе психического образа. Кишинев, 1981.
Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналист и его работа. М., 1979.
Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Профессиональное развитие журналиста. М., 1989.
Слово о газетных жанрах. Ростов н/Д, 1976.
Смелкова 3. С, Ассуирова Л. В., Савова М. Р., Сальникова О. А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. М., 2002.
Смирнов С. В. Обозрение как публицистический жанр. Л., 1989.
Соотношение жанра и композиции / Отв. ред. П. Е. Глинкин. Калининград, 1985.
Социальная практика и журналистский текст / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1990.
Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. М., 1993.
Стилистика газетных жанров. М., 1981.
Стрельцов Б. В. Основы публицистики: Жанры: Учеб. пособие. Минск, 1990.
Стюфляева М. И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.
Теплюк В. М. Журналист меняет профессию: необычные превращения во имя истины. Владивосток, 1990.
Теория и методика журналистского творчества: Программа лекционного курса. СПб., 1998.
Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.
Тертычиый А. А. Аналитические жанры журналистики. М., 1998.
Тертычный А. А. Трансформация жанровой структуры современной периодической печати // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 2002. № 2. С. 54-63.
Типология печати: проблемы теории и практики / Под ред. Б. Я. Мисонжникова. СПб., 1999.
Тищенко В. А. Интервью в газете: теория и практика развития жанра. М., 1980.
Ткачев П. И. Границы жанра. Минск, 1977.
Ткачев П. И. Памфлет и его формы. М., 1980.
Уиллмеп Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника. М., 1998.
Федотова Л. Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.
Фоминых В. Н. Публицистический факт. Путь к активизации журналистского текста. Красноярск, 1987.
Черепахов М. С. Таинства мастерства публициста. М., 1984.
Шиллер Э. Проблемы и перспективы развития журналистской этики в России. М., 1996.
Шкляр В. И. Энергия мысли и искусство слова. Киев, 1988.
Шостак М. И. Информационные жанры. М., 1998.
Шостак М. И. Журналист и его произведение. М., 1988.
Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983.
Щербаков А. Организация работы редакции журнала: Пособие для журналистов. М., 1987.
Эрлих В. Русский формализм. СПб., 1996.
Эсалнек А.Я. Актуальные задачи изучения жанров // Вестник МГУ. Сер. Филология. 1984. № 1.
Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985.
Явчуновский Я.И. Документальные жанры. Саратов, 1974.
Памфлет
В переводе с греческого («pamm fhlego») слово «памфлет» означает «все воспламеняю» или «все испепеляю»[35]. Это понятие имеет под собой мифологическую основу и связано с представлением о гневе олимпийских богов, прежде всего — их главы Зевса-громовержца, поражавшего своими молниями врагов. В журналистике под памфлетом понимают сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя (героев), который представляется автору носителем опасного общественного зла.
Происхождение памфлета как жанра некоторые исследователи связывают с творчеством древнегреческого баснописца Эзопа. Среди основоположников европейского памфлета более позднего времени называют имена выдающегося французского ученого, философа Блеза Паскаля («Письма к провинциалу»), английского писателя Бернарда Мандевиля («Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными»). В ряду имен отечественных памфлетистов первым стоит имя Д.И. Писарева. Его известный памфлет «Пчелы» считается образцом политической сатиры на современное общественное устройство. Великолепными памфлетистами, работавшими на протяжении десятков лет в советской печати, были А.М. Горький («Город желтого дьявола»), Л.М. Леонов («Тень Барбароссы»), Я.А. Галан («На службе у сатаны»), М.А. Стуруа («Болезнь легионеров») и ряд других мастеров сатирического слова. Памфлет на страницах сегодняшней российской прессы, так же как и фельетон, — явление достаточно редкое. Практически не встречается памфлет на международные темы, что, очевидно, объясняется прекращением «холодной войны», существовавшей ранее между СССР и «лагерем капитализма». Памфлеты на внутренние темы (наподобие тех, с которыми иногда выступает известная своей непримиримой враждой к коммунистам В. Новодворская) носят в основном политический характер. И все же жанр этот существует и, несомненно, будет востребован журналистикой, как он был востребован ею на протяжении многих веков.
В какой-то мере памфлет напоминает фельетон. Но между ними есть существенное различие.
Из публикации «Ельцин погрузился как гнилой топляк»
(Завтра. № 1.2000)
А в это время по всей России катился стон, взрывались дома, падали самолеты, ловкие израильтяне скупали за гроши русский алюминий и голая блудница показывала свой срам у алтарей и усыпальниц героев.
Когда он зачитывал свой жалкий текст своего отречения, он выглядел как огрызок заплесневелого сыра, проклеванный насквозь пороками, болезнями, и в дырки проглядывали лица его напуганной нечестной родни. Страна оттолкнула его, как пушкинский рыбак отталкивает веслом утопленника, и он, разбухший, без глаз, с языком, в который впились раки, пиявки и улитки, поплыл в безвременье, напоминая кусок гнилой мешковины.
И вот мы видим Путина. Что мы знаем о восходящей звезде? Знаем, что это звезда не заморская, не вифлеемская. Она напоминает большую, разгорающуюся рекламу, созданную из стеклянных трубок, наполненных светящимся газом. Эту искусственную звезду создали Волошин, Дьяченко, Борис Березовский, Анатолий Чубайс, все, кто хотел бы сохранить после Ельцина замки, заводы, прииски, банковские миллиарды, получить неприкосновенность, спрятать концы в воду, по-прежнему вывозить за рубеж капиталы, по-прежнему кормить людей жмыхом. Свет этой галлюциногенной звезды наполнен мерцанием взрывов на Каширке и в Волгодонске, пожарами Дагестана, белой плазмой реактивных установок, ведущих огонь по Басаеву и Хоттабу. Это Звезда Зверя, которому имя «Медведь». Этой звезде уже поклонились управители земель и губерний, борцы, певцы, ловцы, продавцы. Еще трудно сказать, сколько у звезды концов, но рисовал ее Березовский. Упадет ли она на русскую землю, как звезда-полынь, испепелив половину народа, превратив другую в работников МЧС, — покажет время.
Станем внимательно, уповая на добро, наблюдать за Путиным. Если он не оборотень, превратившийся в человека из подземного нетопыря, если он русский, то не сможет обратить во зло ту надежду и наивное доверие, которым наградил его измученный Ельциным, жаждущий перемен народ.
Однако будем помнить, что наивность, святая простота и доверчивость русских вскормили Горбачева и Ельцина. Эту наивность бессовестно используют телевизионные маги и чернокнижники, уводя Россию из истории, направляя ее в темные лабиринты и тупики, из которых выход покажет Светлый, Богоозаренный Герой.
Основное отличие этого текста от ранее рассмотренного фельетона О. Жадана «Бумаготворительный падеж» бросается в глаза. И заключается оно в следующем. Автор фельетона высмеивает лишь отдельные недостатки (как это ему кажется) в деятельности правительства Москвы. При этом он не пытается морально уничтожить тех, кто совершает промахи в своей деятельности, и даже обходится без опубликования имен героев своего фельетона. Главное для него — с помощью сатиры сделать названные в фельетоне действия правительства города достоянием общественного внимания с целью их (этих недостатков) последующего устранения.
Памфлет
Памфле́т (от англ. pamphlet ) — разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.
Содержание
Специфика
Это стремление показать определенную человеческую фигуру приближает памфлет в известной мере к художественной литературе, работу памфлетиста — к работе писателя, создающего «типический характер», причем в отличие от художественного обобщения Памфлет имеет в виду именно определенное, конкретное лицо, конкретные факты (то есть прежде всего устраняет элемент художественного вымысла).
Естественно, что памфлет определенного класса характеризуется теми литературно-художественными особенностями индивидуализации персонажа, которые присущи художественно-литературному стилю этого класса. Негативная направленность, которая характеризует памфлет, — его установка на отрицание, разоблачение, осмеяние, — роднит памфлет с сатирическими видами художественной литературы: памфлет ироничен, полемичен. Отсюда художественная манера памфлетиста усложняется ещё и особенностями художественно-литературной сатиры, различными видами иронии, гиперболизации и т. п.
Таким образом памфлет является видом политически насыщенной, публицистической по преимуществу (иногда философской, научной и т. п.) литературы, который в некоторых отношениях близок к художественно-литературной сатире. Вместе с тем памфлетность может иметь место и в художественной литературе, т. e. введение в художественно-литературное произведение персонажа, представляющего в той или иной мере портретную характеристику внешности, поведения и т. п. какого-либо определенного лица (например образ Кармазинова в «Бесах» Достоевского). Таким образом отношение памфлета и художественной литературы весьма многоразлично и определяется данными историческими условиями. Отсюда вопрос о памфлете является одним из частных вопросов проблемы взаимоотношения публицистики и художественной литературы, их взаимопереходов в тех или иных конкретно-исторических условиях (см. «Публицистика»).
История
Слово «Памфлет» (англ. pamphlet) появилось в XIV веке и первоначально означало непереплетённую брошюру без обложки. Как жанр публицистической литературы памфлет сложился в эпоху Реформации. Однако присущие памфлету как жанру черты — тенденционзность, злободневность, полемическая направленность — складываются ещё в древности в обличительных речах, т. н. диатрибах и инвективах.
Диатриба (от гр. растирание, уничтожение, распря, разговор) — жанр античной литературы, созданный философами-киниками в III в. до н. э. — беседа на философские, главным образом моральные темы, включающая уничтожающую полемику с воображаемым противником, с резкими нападками личного характера. Жанр диатрибы впоследствии лёг в основу христианской проповеди. Творчество киников, отрицавших основные устои и привычные ценности античного сообщества, имело резко выраженный сатирический уклон. Своеобразную сатиру создал киник Менипп из Годары (2-я пол. III в. до н. э.). Его философско-сатирические диалоги были обрамлены фантастическим повествованием (полёт на небо, нисхождение в преисподнюю), что позволяло остроумно и едко высмеивать различные философские школы и человеческие слабости. Произведения Мениппа не сохранились, но ссылки на них и подражания многочисленны. Мениппову сатиру создавали римские писатели — Марк Теренций Варрон (116-27 до н. э.), мотивы сочинений Мениппа ощутимы в творчестве Петрония, Сенеки Младшего и особенно Лукиана (120—190 гг). Литературная сатира дала и ответвление памфлетно-публицистическое.
В Риме обличительно-публицистическое начало проявляется в инвективе (от лат. invehere — бросаться, нападать) — поношении лица или группы лиц. Литературные формы инвективы многообразны: эпиграммы, полемические статьи и речи. Политическая полемика в инвективе принимает характер очернительства конкретного лица. Таково сочинение Саллюстия «Инвектива против Марка Туллия Цицерона» (54 г до н. э.). Инвектива старается уничтожить Цицерона морально как человека и семьянина, как политического деятеля и продажного защитника в суде. «Ничтожнейший человек, проситель, заискивающий перед недругами, а друзей склонный оскорблять, стоящий то на той, то на другой стороне, не сохраняющий верности никому, ничтожнейший сенатор, наёмный защитник в суде, человек, у которого нет ни одной неосквернённой части тела: язык лживый, руки загребущие, глотка бездонная, ноги беглеца; то, чего из стыдливости не назовёшь, тяжко обесчещено». Инвектива обычно выявляет порочность всего рода, нечестивость предков, и Саллюстий издевается над Цицероном как над «новым человеком» и пришельцем в Риме. Цицерон ответил Саллюстию не менее резкой и оскорбительной инвективой.
Памфлет-инвектива — распространённая форма политической борьбы в Риме. В 61 г до н. э. после оправдания Публия Клодия в суде по обвинению в кощунстве, Цицерон выпустил в свет инвективу против Клодия, в 55 г — инвективу против бывшего консула Луция Кальпурния Писона. После самоубийства Марка Порция Катона в Утике Цицерон и Марк Брут выпустили в 45 г памфлеты под название «Катон» с прославлением его заслуг. Цезарь и его сторонник Авл Гирций ответили на них памфлетами под названием «Антикатон».
(По материалам «Очерков истории зарубежной журналистики», часть 1, М. К. Бронич, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород)
Классический П. создан молодой буржуазией в процессе борьбы складывавшегося буржуазного общества с феодализмом, средневековой церковью и схоластической философией. Одним из первых выдающихся мастеров П. был Эразм Роттердамский (1466—1536). Его «Похвала глупости» (Lob der Torheit, 1509) направлена против князей, попов, схоластики и представляет ярко-сатирическое произведение. Таковы же «Письма темных людей» (Epistolae obscurorum virorum, 1515—1517) — памфлет-сатира Гуттена и Рейхлина. Гуттену (1488—1523) сверх того принадлежат памфлеты «Булла» (Bulla), «Советчики» (Consilia, 1521), «Разбойники» (Praedones, 1521).
Собранием памфлетов по существу были первые политические газеты, рождённые Великой французской революцией. Газета «Революции Франции и Брабанта» (Les Révolutions de France et de Brabant, 1791) Камилла Демулена была лишь продолжением его памфлета «Письма фонаря парижанам» (Discours de la lanterne aux Parisiens, 1789). Периодическим памфлетом был и «Друг народа» (L’ami du peuple, 1789—1792) Марата.
Полемическая и сатирическая публицистика ушла полностью в периодическую печать — в журналы революционной буржуазной демократии. Русский памфлет был осужден на эмигрантское существование. Блестящие образцы памфлетного стиля даны Герценом.
Примером политического памфлета является работа В. И. Ленина «Пролетарская революция и ренегат Каутский». Характер П. носят некоторые литературные выступления Максима Горького против капиталистической печати; памфлетны такие его произведения, как «Город жёлтого дьявола», «Русский царь», «Прекрасная Франция». Прекрасные образцы политически острых, художественно выполненных памфлетов дает книга К. Радека — «Памфлеты и портреты» (I и II тт.).
Реферат: Памфлет как жанр сатирической публицистики Особенности развития памфлетного жанра С. 8
Название: Памфлет как жанр сатирической публицистики Особенности развития памфлетного жанра С. 8 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат Добавлен 14:55:05 17 мая 2012 Похожие работы Просмотров: 1463 Комментариев: 17 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать |