Что такое панч в юморе
Сетап и Панч.
ГЛАВА 1: секреты структуры шутки.
Сетап и Панч.
Давайте начнем с того, что именно большинство людей знает про шутки. По обыкновению, шутка делится на две части:
(1) сетапи (2) панч.
К примеру, возьмем шутку Уитни Брауна:
. О, она не больна, просто она ужасно скучная».
«Схема Шутки». Давайте разместим вышесказанное на Схеме 1, чтобы вы смогли чётко определить сетап и панч:
Сетап и Панч обычно определяют так:
Это замечательно, кроме одной маленькой проблемы: это ничего не объясняет.
Давайте посмотрим, сможем ли мы лучше, с этим справится.
Она состоит из ожидания и удивления.
Сетап и Панч непосредственно связаны с ожиданием и удивлением. Возьмем эту шутку Стива Мартина, заметьте, что после сетапа вы что-то ожидаете:
И посмотрите, как панч удивляет вас:
— которую можно купить за деньги».
После этого вы возможно подумаете:
«И это все? Ожидание и удивление? И что в этом сложного?»
Что ж, сложное здесь следующее: чтобы это работало, шутка должна вас удивлять. Хитрость в том, что вас нельзя удивить, если вы не ожидаете чего-то другого.
Вот пересмотренное определение:
В сетапе создается ожидание.
В панче создается удивление.
Теперь, когда вы это поняли, то можете писать отличные шутки, правильно?
Нет, не правильно. Недостаточно знать, что делает шутка. Еще вам надо знать, как эту шутку делать.
Как работает шутка:
1-ая История и 2-ая История
Виктор Раскин, в статье «Шутки», предложил «семантическую теорию юмора», по которой шутка состоит из двух скриптов.
Однако из-за того, что это семантическая теория, то есть, она имеет дело только со словами и их значениями – теория ограничена в физическом и невербальном юморе. Я заменил термин Раскина скрипт на историю, что позволит мне использовать это понятие для всех форм юмора.
Через наблюдательность Раскина я пришел к первому кусочку структуры шутки. Эволюция моей «Схемы шутки» начиналась с этого открытия.
Сетап шутки создает 1-ую историю в нашей голове, и мы начинаем что-то ожидать, затем панч удивляет нас 2-ой историей, которая совместима с первой, но совсем не та, что мы ожидали.
Например, представьте себе мужчину-комика, который кажется полностью убитым горем, рассказывая эту шутку:
(ГРУСТНО) Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по нему скучаю.
Сетап создает 1-ую историю: Мужчина несчастлив, потому он скучает по своей жене. Мы ждем окончание истории, так что нас удивляет панч 2-ой истории: Мужчина скучает по своему другу.
Занесем эту шутку в Схему 2, которая покажет вам как сетап и панч создают и показывают эти две сюжетные линии:
Если в шутке нет двух сюжетных линий – это не шутка. Если панч не раскрывает 2-ую историю, то это получается просто одна история, но не шутка.
К примеру:
(ГРУСТНО) Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по ней скучаю.
Не особо смешно. Рассказывается история мужчины, от которого сбежала жена, и заканчивается она вполне ожидаемо. Здесь нет 2-ой истории и нет удивления. И раз здесь нет удивления, то это не шутка.
Установка и первая история
Меня часто спрашивают, в чем разница между первой историей и сетапом?
Эти два элемента выполняют различные функции в структуре шутки. В первой части в шутке, вставлены только слова или действия, используется, что бы получить внимания аудитории и заставить ожидать продолжения нечто большего. Зритель берет во внимание первую подробную историю и ожидают, что продолжение будет по логике таким, каким они ожидают.
Позвольте мне проиллюстрировать это со старой стандартной шуткой:
«40 лет, я был женат и люблю одну женщину. Если моя жена, когда-нибудь об этом узнает, она просто меня убьет «.
Когда юморист говорит: » 40 лет, я был женат и люблю одну женщину «, это является сетапом. Услышав эту установку, аудитория представляет себе гораздо более сложную первую историю. Я не могу ответить за всех, какое впечатление у них создалось. Когда бы я его услышал, то подумал:
«Этот человек хвастается, будучи глубоко влюбленным в свою жену. За свои сорок лет совместного брака, они создали благополучную и счастливую семью, смогли устранить свои разногласия и остаться счастливыми. Он никогда не изменял ей и планирует быть с ней до конца своей жизни».
Так подумает большинство. Это случается потому что, наш мозг, получивший мало информации, начинает дополнять картину происшествия, используя наш жизненный опыт. То есть действовать по привычке.
Как работают панчлайны
Сетап и Панч
Давайте начнем с того, что знает большинство людей. По обыкновению, любая шутка делится на две части:
К примеру, возьмем шутку Уитни Брауна:
«Виделся с бабулей недавно. возможно в последний раз. Ох, нет, она не больна, просто она ужасно скучная».
Разместим вышесказанное на схеме, чтобы вы смогли чётко определить сетап и панч:
Сетап и панч обычно определяют так:
Примечание: Панч сейчас часто называют модным словом «панч-лайн». Однако оно уместно в более крупных формах, например, в стендапе.
Ожидание и удивление
Сетап и панч непосредственно связаны с ожиданием и удивлением. Возьмем шутку Стива Мартина. Обратите внимание, что вы ожидаете после сетапа:
И посмотрите, как панч удивляет вас:
«. которую можно купить за деньги».
После этого вы, возможно, подумаете: «И это все? Ожидание и удивление? И что в этом сложного?»
Что ж, сложное здесь следующее: чтобы это работало, шутка должна вас удивлять. Хитрость состоит в том, что вас нельзя удивить, если вы не ожидаете чего-то другого.
Вот наше новое определение:
Сетап создает ожидание.
Панч создает удивление.
Первая история и вторая история
Теперь вы знаете, что сетап и панч создают ожидание и удивление. Но как они это делают?
Сетап шутки создает первую историю в нашей голове, и мы начинаем чего-то ожидать, затем панч удивляет нас второй историей, которая совместима с первой, но совсем не так, как мы этого ожидали.
Например, представьте себе мужчину-комика, который кажется очень расстроенным, рассказывая эту шутку:
(Грустно) «Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по нему скучаю».
Сетап создает первую историю: Мужчина несчастлив, потому он скучает по своей жене. Мы ждем окончание истории, так что нас удивляет панч второй истории: Мужчина несчастлив, потому он скучает по своему другу.
Если в шутке нет двух сюжетных линий – это не шутка. Если панч не раскрывает вторую историю, то это получается просто одна история, но не шутка.
К примеру, вот другая версия:
(Грустно) «Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по ней скучаю».
Не смешно. Речь идет о мужчине, от которого сбежала жена, и эта история заканчивается вполне ожидаемо. Здесь нет второй истории и нет удивления. И раз здесь нет удивления, то это не шутка.
Сетап и первая история
А в чем разница между первой историей и сетапом? Это два элемента, выполняющие самые разные функции в структуре шутки. Как первая часть шутки, сетап – это слова и/или действия, которые подготавливают зрителя к чему-либо. И ничего больше. В то время как первая история, основанная на сетапе, является подробной сценой в воображении зрителя, которую они представляют за правду.
Давайте я это покажу на примере старой стандартной шутки:
«Сорок лет я был женат и влюблен в одну женщину. Если жена узнает, то убьет меня».
Первая история: Этот мужчина говорит о том, что очень любит свою жену. За сорок лет у них была богатая и полноценная жизнь, они смогли разобраться со своими проблемами и остались счастливы. Он никогда не изменял ей и хочет быть с ней до конца своей жизни.
Это, примерно та первая история, которую люди мысленно создадут. Как видите, у первой истории определенно больше подробностей, чем у сетапа. Так откуда берутся эти подробности?
Эта большая история была создана предположением из информации, которая была в сетапе. Предположения позволяют нам придавать смысл чему-либо, когда у нас мало информации. Основываясь на нашем жизненном опыте, мы постоянно совершаем подобные мыслительные прыжки. Собственно, поэтому первая история содержит намного больше информации, чем сетап.
Панч и вторая история
Связь между панчем и второй историей такая же, как и между сетапом и первой историей. Как и вторая часть шутки, панч – это просто слова и/или действия, которые удивляют публику. Ничего больше. После панча зрители представляют подробности второй истории, которая в сравнении с сетапом удивляет. Возьмем тот же панч шутки: «Если жена узнает, то убьет меня», и вот моя версия второй истории.
Вторая история: Несмотря на ужасный брак с монстром, этот мужчина не расторгал брак. Чтобы найти хоть немного счастья, мужчина завел любовницу, и она осталась с ним на сорок лет, хотя он был женат. Он жил в постоянном страхе, что жена узнает о его давнем романе и сделает его жизнь еще более несчастной, чем она есть сейчас.
Опять же, во второй истории намного больше подробностей, чем в панче. Вы можете представлять немного другую сцену, но всё же саму суть будут улавливать все.
Что я хочу подчеркнуть, так это как много в шутке находится информации, не озвученной в сетапе и панче – мы ее сами дополняем своими предположениями.
Шутки с сетапом
Как раньше мы уже рассмотрели, когда мы видим или слышим сетап, мы создаем первую историю с помощью большого количества предположений. Одним из этих предположений будет главное предположение.
Главное предположение – это предположение, из которого строится первая история.
Из всех предположений, из которых вы представляете историю, одно главное предположение дает первой истории конкретное значение. Иными словами, если не будет этого главного предположения, то вы представите другую историю, совсем не ту, которая потребуется, чтобы шутка сработала.
Возьмем, к примеру, старую шутку:
«Однажды я сделал косметическую маску, и три дня мое лицо выглядело лучше. Потом маска отпала».
Сетап будет эффективен, если слушатель представит, что комик намазал лицо косметической маской и стал лучше выглядть после этого. Затем панч удивляет всех, показывая совсем другую, вторую историю, в которой комик ходил три дня с маской на лице, которая и правда улучшила его внешний вид. Схема показывает, где находится главное предположение в шутке:
Или вот ещё один пример второй истории.
Одним предложением поменялся смысл всего предыдущего текста. Вместо той истории, которую представил зритель, он неожиданно получил совсем другую.
Шутки без сетапа
Вы, возможно, спросите: «А как насчет всех тех смешных штук, над которыми я смеюсь и в которых нет сетапа?» Так и есть, существует целая группа шуток, в которых формально нет сетапа. Но, как ни странно, у них все же есть главное предположение, но они не нуждаются в сетапе, потому что главное предположение и так уже есть в голове у зрителя.
Например, это происходит, когда вы смеётесь над чей-нибудь неудачей, как бы жестоко это не звучало. На ютубе человек собрался сделать сальто назад, а попал головой в мусорку – это тоже разновидность шутки (непреднамеренная шутка). Или когда вы слышите какой-то абсурд там, где его совсем не ожидали.
Шутки с панчем
Мы уже знаем, что сетап рождает ожидание, когда аудитория создает первую историю с помощью предположений. Панч затем разбивает ключевое предположение (главное предположение) и раскрывается вторая история. Панч это делает, показывая неожиданную интерпретацию того, что было в сетапе. Эта неожиданная интерпретация называется реинтерпретацией.
Как главное предположение создает первую историю, так и реинтерпретация создает вторую историю. Возьмем, к примеру, эту шутку:
«Мой дедушка умер спокойно во сне. Но дети в его автобусе кричали».
Реинтерпретация здесь в том, что он заснул за рулем автобуса, которая является основой для второй истории – дедушка погиб в автоаварии, после того как заснул за рулем, из-за этого дети и кричали. Это, в свою очередь, и сообщает панч – «Но дети в его автобусе кричали».
Схема показывает, где находится реинтерпретация в шутке:
Шутки без панча
Теперь вы, возможно, подумаете: «Ну, раз в панче должна быть реинтерпретация, то как насчет шуток, у которых нет панч фраз?» Возможно, прозвучит странно, но есть некоторые шутки, в которых нет необходимости договаривать панч. Возьмем эту бородатую шутку, где сетап неизбежно приводит к панчу:
Решили как то 3 подружки Аня, Лена и Маша поиграть в римскую империю:
Аня: не, я не буду играть.
Здесь панч кроется в «римской» версии имени Ани. Причём нам необязательно произносить его, так как ваш зритель и сам уже догадался. Это тот случай, когда панча нет, но его несложно додумать самому. В этом примере, интерпретация шутки максимально подталкивает зрителя к реинтепретации.
Ещё несколько хороших панчев для сетапа:
Подведём итоги
Хорошая шутка должна удивлять. Никому не смешны очевидные вещи. Даже если вы шутите про что-то повседневное и очевидное, вы должны подметить в нём нечто удивляющее, выходящее за рамки обычного взгляда. Поэтому панч является обязательным продолжением сетапа.
Отсюда следует, что из сетапа должно вытекать минимум два предположения (первая и вторая история), где хотя бы одно должно быть ожидаемым и одно неожиданным и смешным. В самых смешных шутках панч не только удивляет, но и оказывается лежащим на поверхности. Об этом феномене вы можете почитать в книгах по психологии юмора.
Шутки не столько пишут, сколько ищут. Теперь, используя знание приёмов из прошлого поста и знание структуры шутки из этого, вы можете писать свои шутки и искать среди них смешные, ведь как мы выяснили не все они бывают смешными.
И напоследок вот вам доказательство, что для юмора достаточно неожиданности.
Что такое панч в юморе
В первой части я поведал вам о приёмах написания шуток, но ни слова не сказал о структуре самой шутки. Для начала давайте ответим на вопрос: «Что такое шутка?».
Давайте начнем с того, что знает большинство людей. По обыкновению, любая шутка делится на две части:
К примеру, возьмем шутку Уитни Брауна:
«Виделся с бабулей недавно. возможно в последний раз. Ох, нет, она не больна, просто она ужасно скучная».
Разместим вышесказанное на схеме, чтобы вы смогли чётко определить сетап и панч:
Сетап и панч обычно определяют так:
Примечание: Панч сейчас часто называют модным словом «панч-лайн». Однако, оно уместно в более крупных формах, например, в стендапе.
Ожидание и удивление
Сетап и панч непосредственно связаны с ожиданием и удивлением. Возьмем шутку Стива Мартина. Обратите внимание, что вы ожидаете после сетапа:
И посмотрите, как панч удивляет вас:
«. которую можно купить за деньги».
После этого вы, возможно, подумаете: «И это все? Ожидание и удивление? И что в этом сложного?»
Что ж, сложное здесь следующее: чтобы это работало, шутка должна вас удивлять. Хитрость состоит в том, что вас нельзя удивить, если вы не ожидаете чего-то другого.
Вот наше новое определение:
Сетап создает ожидание.
Панч создает удивление.
Первая история и вторая история
Теперь вы знаете, что сетап и панч создают ожидание и удивление. Но как они это делают?
Сетап шутки создает первую историю в нашей голове, и мы начинаем чего-то ожидать, затем панч удивляет нас второй историей, которая совместима с первой, но совсем не так, как мы этого ожидали.
Например, представьте себе мужчину-комика, который кажется очень расстроенным, рассказывая эту шутку:
(Грустно) «Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по нему скучаю».
Сетап создает первую историю: Мужчина несчастлив, потому он скучает по своей жене. Мы ждем окончание истории, так что нас удивляет панч второй истории: Мужчина несчастлив, потому он скучает по своему другу.
Если в шутке нет двух сюжетных линий – это не шутка. Если панч не раскрывает вторую историю, то это получается просто одна история, но не шутка.
К примеру, вот другая версия:
(Грустно) «Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по ней скучаю».
Не смешно. Речь идет о мужчине, от которого сбежала жена, и эта история заканчивается вполне ожидаемо. Здесь нет второй истории и нет удивления. И раз здесь нет удивления, то это не шутка.
Сетап и первая история
А в чем разница между первой историей и сетапом? Это два элемента, выполняющие самые разные функции в структуре шутки. Как первая часть шутки, сетап – это слова и/или действия, которые подготавливают зрителя к чему-либо. И ничего больше. В то время как первая история, основанная на сетапе, является подробной сценой в воображении зрителя, которую они представляют за правду.
Давайте я это покажу на примере старой стандартной шутки:
«Сорок лет я был женат и влюблен в одну женщину. Если жена узнает, то убьет меня».
Первая история: Этот мужчина говорит о том, что очень любит свою жену. За сорок лет у них была богатая и полноценная жизнь, они смогли разобраться со своими проблемами и остались счастливы. Он никогда не изменял ей и хочет быть с ней до конца своей жизни.
Это, примерно та первая история, которую люди мысленно создадут. Как видите, у первой истории определенно больше подробностей, чем у сетапа. Так откуда берутся эти подробности?
Эта большая история была создана предположением из информации, которая была в сетапе. Предположения позволяют нам придавать смысл чему-либо, когда у нас мало информации. Основываясь на нашем жизненном опыте, мы постоянно совершаем подобные мыслительные прыжки. Собственно, поэтому первая история содержит намного больше информации, чем сетап.
Панч и вторая история
Связь между панчем и второй историей такая же, как и между сетапом и первой историей. Как и вторая часть шутки, панч – это просто слова и/или действия, которые удивляют публику. Ничего больше. После панча зрители представляют подробности второй истории, которая в сравнении с сетапом удивляет. Возьмем тот же панч шутки: «Если жена узнает, то убьет меня», и вот моя версия второй истории.
Вторая история: Несмотря на ужасный брак с монстром, этот мужчина не расторгал брак. Чтобы найти хоть немного счастья, мужчина завел любовницу, и она осталась с ним на сорок лет, хотя он был женат. Он жил в постоянном страхе, что жена узнает о его давнем романе и сделает его жизнь еще более несчастной, чем она есть сейчас.
Опять же, во второй истории намного больше подробностей, чем в панче. Вы можете представлять немного другую сцену, но всё же саму суть будут улавливать все.
Что я хочу подчеркнуть, так это как много в шутке находится информации, не озвученной в сетапе и панче – мы ее сами дополняем своими предположениями.
Как раньше мы уже рассмотрели, когда мы видим или слышим сетап, мы создаем первую историю с помощью большого количества предположений. Одним из этих предположений будет главное предположение.
Главное предположение – это предположение, из которого строится первая история.
Из всех предположений, из которых вы представляете историю, одно главное предположение дает первой истории конкретное значение. Иными словами, если не будет этого главного предположения, то вы представите другую историю, совсем не ту, которая потребуется, чтобы шутка сработала.
Возьмем, к примеру, старую шутку:
«Однажды я сделал косметическую маску, и три дня мое лицо выглядело лучше. Потом маска отпала».
Сетап будет эффективен, если слушатель представит, что комик намаз лицо косметической маской и стал лучше выглядть после этого. Затем панч удивляет всех, показывая совсем другую, вторую историю, в которой комик ходил три дня с маской на лице, которая и правда улучшила его внешний вид. Схема показывает, где находится главное предположение в шутке:
Или вот ещё один пример второй истории.
Одним предложением поменялся смысл всего предыдущего текста. Вместо той истории, которую представил зритель, он неожиданно получил совсем другую.
Вы, возможно, спросите: «А как насчет всех тех смешных штук, над которыми я смеюсь и в которых нет сетапа?» Так и есть, существует целая группа шуток, в которых формально нет сетапа. Но, как ни странно, у них все же есть главное предположение, но они не нуждаются в сетапе, потому что главное предположение и так уже есть в голове у зрителя.
Например, это происходит, когда вы смеётесь над чей-нибудь неудачей, как бы жестоко это не звучало. На ютубе человек собрался сделать сальто назад, а попал головой в мусорку – это тоже разновидность шутки (непреднамеренная шутка). Или когда вы слышите какой-то абсурд там, где его совсем не ожидали.
Мы уже знаем, что сетап рождает ожидание, когда аудитория создает первую историю с помощью предположений. Панч затем разбивает ключевое предположение (главное предположение) и раскрывается вторая история. Панч это делает, показывая неожиданную интерпретацию того, что было в сетапе. Эта неожиданная интерпретация называется реинтерпретацией.
Как главное предположение создает первую историю, так и реинтерпретация создает вторую историю. Возьмем, к примеру, эту шутку:
«Мой дедушка умер спокойно во сне. Но дети в его автобусе кричали».
Реинтерпретация здесь в том, что он заснул за рулем автобуса, которая является основой для второй истории – дедушка погиб в автоаварии, после того как заснул за рулем, из-за этого дети и кричали. Это, в свою очередь, и сообщает панч – «Но дети в его автобусе кричали».
Схема показывает, где находится реинтерпретация в шутке:
Теперь вы, возможно, подумаете: «Ну, раз в панче должна быть реинтерпретация, то как насчет шуток, у которых нет панч фраз?» Возможно, прозвучит странно, но есть некоторые шутки, в которых нет необходимости договаривать панч. Возьмем эту бородатую шутку, где сетап неизбежно приводит к панчу:
Решили как то 3 подружки Аня, Лена и Маша поиграть в римскую империю:
Аня: не я не буду играть.
Здесь панч кроется в «римской» версии имени Ани. Причём нам необязательно произносить его, так как ваш зритель и сам уже догадался. Это тот случай, когда панча нет, но его несложно додумать самому. В этом примере, интерпретация шутки максимально подталкивает зрителя к реинтепретации.
Ещё несколько хороших панчев для сетапа:
Хорошая шутка, должна удивлять. Никому не смешны очевидные вещи. Даже если вы шутите про что-то повседневное и очевидное, вы должны подметить в нём нечто удивляющее, выходящее за рамки обычного взгляда. Поэтому панч является обязательным продолжением сетапа.
Отсюда следует, что из сетапа должно вытекать минимум два предположения (первая и вторая история), где хотя бы одно должно быть ожидаемым и одно неожиданным и смешным. В самых смешных шутках панч не только удивляет, но и оказывается лежащим на поверхности. Об этом феномене вы можете почитать в книгах по психологии юмора.
Шутки не столько пишут, сколько ищут. Теперь, используя знание приёмов из прошлой поста и знание структуры шутки из этого, вы можете писать свои шутки и искать среди них смешные, ведь как мы выяснили не все они бывают смешными.
И напоследок вот вам доказательство, что для юмора достаточно неожиданности.