Что такое папка самообразования воспитателя
Консультация для молодых педагогов «Как оформить папку по самообразованию»
Ирина Войтова
Консультация для молодых педагогов «Как оформить папку по самообразованию»
Наставничество. Консультация для молодых педагогов «Как оформить папку
по самообразованию«.
Система работы педагогов по самообразованию:
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ.
В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в папку по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий).
В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования,ведут работу по выбранной теме:
Изучают необходимую литературу.
Посещают МО, для обогащения опытом работы.
Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.
В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования.
1 страница – Титульный лист
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение — детский сад №
(Ф. И. О. педагога)
(стаж работы) (кв. категория)
___ (учебный год)___(возрастная группа)
Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.
1. Повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования)
2. Разработать перспективный план работы с детьми
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
5. Оформить в группе уголок….
6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
7. Подготовить (принять участие) в семинаре ….
8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»
Форма работы с детьми___
С педагогами ___
Примерный план по самообразованию
— Организовать работу кружка,
— создать учебную программу,
— консультация для родителей: «…/….»
беседы в соответствии с планом работы кружка
Ноябрь Оформление папки передвижки.
Оформить в группе уголок….
Оформление папки передвижки.
Январь познакомится с литературой в периодической печати.
Февраль Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов «…./…./…»
Март, Апрель Развлечение «…»
Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год
выставка детских работ
Организовать работу кружка на след учебный год,
создать учебную программу
Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр)Тема «…» (месяц)
Подготовить (принять участие, провести) семинар.Тема: «…» (месяц)
Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»
Оформление папки передвижки.Тема: «…»(месяц)
Сборник консультаций для родителей. Тема «…»
Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Автор, название, год издания, издательство.
Можно заполнять папку в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.
Требования к педагогам по самообразованиюпри подготовке к аттестации:
Работа по теме самообразования не менее 1 года;
Изучение научно-методической литературы;
Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
Обучение на курсах повышения квалификации;
Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
Активное участие в работе методического объединения района;
Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Консультация для молодых педагогов «Детское проектирование как метод обучения дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида№10 «Золотая рыбка» Консультация для.
Консультация для молодых педагогов «Как правильно ставить цели и задачи» Цель ставится одна. Степень достижения цели: 1 Зачем мы проводим занятие, игру, беседу. (Если мы побывали в лесу, то что мы увидели, кого.
Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно» Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с молодыми, начинающими работать, педагогами своим опытом математической деятельности. Когда.
Консультация для молодых педагогов на тему «Эффективные принципы взаимодействия с родителями» Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному.
Консультация для педагогов по самообразованию «Обмен опытом: прикладной арсенал современной мнемотехники» Консультация для педагогов по теме самообразования. Обмен опытом: «Прикладной арсенал современной мнемотехники, как набор унифицированных.
Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.
Консультация для воспитателей «Как оформить книжный уголок в группе» Уважаемые воспитатели! Обращаю Ваше внимание на то, что в настоящее время на прилавках магазинов присутствует большое разнообразие литературы.
Методические рекомендации для молодых педагогов Данные методические рекомендации были сформулированы мною в ходе своей работы по самообразованию. 1. Не надо боятся. Ни детей, ни родителей,.
Фотоотчет «Посещение ресурсного центра для молодых педагогов» Посещение ресурсного центра для молодых педагогов на базе «Детского сада «Звездочка» Вечным законом да будет: учить и учиться всему через.
Сценарий интеллектуальной игры для молодых педагогов Интеллектуальная игра 20 к 1-му. Блиц опрос. Тема: «Молодой педагог» Цель: Обеспечить постепенное вовлечение молодого специалиста во все.
Темы по самообразованию для воспитателей
Для педагога самообразование это необходимый процесс, чтобы не только оставаться востребованным в своей профессии, но и (это самое главное) успешно выполнять свои функции воспитателя. Только тот, кто способен развиваться сам, может научить развиваться других.
Актуальность самообразования
Повышать свой уровень информированности это необходимость для человека любой профессии.
К сведению! Для педагога или воспитателя это тем более необходимо потому, что его задача — научить детей жизни в обществе, умению адаптироваться в нём в условиях стремительных изменений, которые произошли и происходят последние несколько десятилетий.
И это возможно выполнять с успехом, если младший педагог или уже профессионал имеет представление об этих изменениях.
Начальный уровень воспитателя требует самообразования
Формы самообразования
Самообразование воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) может реализовываться в следующих формах:
Если рассматривать самообразование в более широком аспекте, то возможны также следующие формы:
Перспективный воспитатель всегда развивается
Самообразование воспитателя ДОУ в любой форме преследует следующие цели:
К сведению! В процессе самообразования воспитатель обязательно должен чётко понимать конкретные цели, которых он желает достичь. Без этого эффективность данного процесса будет минимальной, так как будут отсутствовать критерии оценки результатов.
Выбор темы
Тему для самообразования воспитатель выбирает сам. Для облегчения выбора существует два критерия:
Классное самообразование получается по ФГОС
Согласно этим критериям, прежде чем выбирать тему, следует ознакомиться с нормативами ФГОС и проанализировать свою работу.
К сведению! Если воспитателю самому сложно сформулировать тему для саморазвития, то он может выбрать её направление, в котором желает развиваться, а идеи для темы можно почерпнуть в ФГОС или учебных программах.
Тема самообразования по ФГОС
С определением темы, помимо упомянутых критериев, воспитателю может помочь методист или руководитель непосредственно по месту работы, так как он хорошо знает слабые места своего учреждения, на которые следует обратить внимание в первую очередь.
Также на выбор темы для самообразования для воспитателя в ДОУ по ФГОС влияют следующие факторы:
Планирование тем производится по ФГОС
Список тем по самообразованию:
Темы для подготовительной группы
План по самообразованию
Готовый план по самообразованию в подготовительной группе составляется в виде таблицы, в которой подробно расписан каждый этап работы. В отдельной графе прописывается объект деятельности: родители, дети.
Далее представлен пример такого плана по самообразованию в подготовительной группе.
Речь воспитателя должна быть грамотной
Таблица 1 Прививание дошкольникам интереса к научно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования
Раздел плана | Сроки | Форма | Практический выход |
Работа с детьми | Сентябрь | Известные учёные, внесшие вклад в развитие мировой науки. История науки | Изучение биографии и результатов деятельности русских и зарубежных учёных |
Октябрь | Применение полученных знаний на предыдущем этапе | Проведение научных экспериментов согласно пониманию и интересам детей | |
Ноябрь | Развивающие игры научно-исследовательского характера | Разработка сценария игр вместе с детьми, проведение викторин | |
Работа с родителями | Сентябрь | Роль родителей в формировании интереса детей к научно-исследовательской деятельности | Беседа с родителями |
Ноябрь | Викторина | Консультация | |
Самореализация | С сентября по ноябрь | Изучение литературы по теме: Жизнь замечательных людей; Изучение методической литературы | Изучение биографий известных учёных и их деятельности |
Папка по самообразованию воспитателя детского сада
В начале учебного года воспитатель разрабатывает план по самообразованию на определённый период в соответствии с выбранной темой. В течение отведённого периода, согласно плану, педагог фиксирует проведённую работу и подшивает в папку. В конце периода работы воспитатель подготавливает отчёт о проделанной работе.
Воспитатель должен ответственно подойти к своему саморазвитию, так как он является главным источником информации для детей на определённом этапе взросления, наставником, к которому дети прислушиваются. И чем многогранней личность воспитателя, тем больше возможностей будет предоставлено детям для раскрытия собственных способностей.
Из опыта работы «Папка воспитателя по самообразованию»
Моськина Надежда
Из опыта работы «Папка воспитателя по самообразованию»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Моськина Надежда Николаевна
воспитатель
«Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЗА 2017 /2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Цель и задачи самообразования по теме
Цель: изучение проблемы использования дидактических игр как средства формирования экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания ребенка-дошкольника.
2. Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей средствами дидактических игр.
3. Определить эффективность работы по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.
Литература по теме:
• Губанова Н. Ф.Развитие игровой деятельности: Первая младшая группа. М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 58с.
• Соломенникова О. А.Ознакомление с миром природой в детском саду: Первая младшая группа. М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 48 с.
Чей опытпредполагается изучить по данной теме:
1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».
2. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду».
3. Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования – май 2018 год.
Форма и место подведения итогов – творческий отчет (презентация)
Дата Направления работы Способы достижения
В течение месяца Работа с документацией.
Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов Знакомство и анализ документации.
До 10 сентября Планирование работы с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.
До 10 октября Создание картотеки «Дидактических игры по экологии в 1 младшей группе» Подбор материала.
В течение года Подбор литературы по теме самообразования. Работа с личной библиотекой, интернетом.
течение года Изучение теории по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста». Знакомство с литературой по данной тематике,интернет-ресурсы:
KazEdu.kz›referat/129257 и др.
До 15 ноября «Подбери петушку пёрышко»
Создание дидактической игры для 1 младшей группы.
В конце декабря Тематический педсовет
«Организация воспитательно-образовательного процесса посредством интеграции образовательных областей» Подбор материала.
В течение месяца «Значение дидактической игры в жизни ребёнка»Изучение статей в журналах:
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду»
До 25 января «Цветочная поляна» Создание дидактических игр для 1 младшей группы.
В течение месяца «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста» Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные).
До 20 февраля «Домашние животные» Создание дидактического мультимедийного пособия.
До 10 марта Дидактические игры Пополнение картотеки дидактических игр для 1 младшей группы.
До 25 марта «Дидактические игры для детей».
До 15 апреля НОД «Капелька в гостях у ребят» с использованием дидактических игр. Подготовка к открытому занятию.
До конца апреля «Дикие животные и их детеныши» Создание дидактической игры в виде презентации.
В конце мая Всеобуч «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (Задачи экологического воспитания) Подготовка и подбор материала.
Выступление на всеобуче.
До 15 мая Творческий отчёт по теме
«Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста» (презентация) Выступление на педсовете.
Из опыта работы «Мы вместе: пути сотрудничества воспитателя и семьи» ВОСПИТАТЕЛЬ: Галина Анатольевна Кучерова МЫ ВМЕСТЕ: ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ Мир маленького ребёнка неразрывно связан с.
Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста Бариновой Л. П. Работая по основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Представление опыта педагогической работы воспитателя Опыт педагогической работы Как сказал Сухомлинский Василий Александрович: Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек, не.
Организация работы по самообразованию воспитателя плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических.
План работы по самообразованию воспитателя старшей группы «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя старшой группы на тему: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» на 2016-2017.
План работы по самообразованию воспитателя «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста» План по самообразованию Воспитатель: Тарасова Ольга Владимировна 2017-2018 уч. Г. Тема: «Дидактическая игра, как форма развития.
План работы по самообразованию воспитателя дошкольного блока МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ» с. п. НИЖНИЙ ЧЕРЕК Утверждаю: Директор МКОУ СОШ.
План работы по самообразованию воспитателя дошкольного блока МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ» с. п. НИЖНИЙ ЧЕРЕК План работы по самообразованию.
«Дидактические игры как средство развития речи у старших дошкольников». План работы воспитателя по самообразованию План работы по самообразованию воспитателя старшей комбинированной группы № 4 Ивановой А. И. Тема: «Дидактические игры как средство развития.
Статья по ПДД. Из опыта работы воспитателя Боровковой Н. Ю. Статья по ПДД. Из опыта работы воспитателя Боровковой Н. Ю. АКТУАЛЬНОСТЬ Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет количество.
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 комбинированного вида
Истринского муниципального района
143530, Московская область, г. Дедовск, ул. Победы, д.9 тел.: 8(49831) 7-77-58
Латышева Яна Геннадиевна
(Начало изучения темы)
(Окончание изучения темы)
Ф.И.О. педагога: Латышева Яна Геннадиевна
Дата рождения: 06.10.1989 г.р.
Стаж работы воспитателем: 7 лет
«Курский государственный университет»,
специальность- «Русский язык и литература»,
квалификация- «Учитель русского языка и литературы»
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Цель и задачи самообразования по теме:
1.Рассмотреть основные проблемы подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС
2.Провести анализ факторов успешной подготовки и адаптации детей к школе
3.Выявить проблемы по подготовке детей к школе
4.Повысить уровень собственных знаний по теме, а также повысить уровень психологической готовности к обучению в школе детей шестилетнего возраста.
Актуальность темы:
Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания. Поступление в школу — это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение в мир новых прав и обязанностей, новых разнообразных знаний, отношений с взрослыми и сверстниками. В отечественной психологии проблемой готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению занимались: Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, Н. В. Нижегородцева Г. А. Цукерман и др. Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к психологическим особенностям детей дошкольного возраста, к организации воспитания и обучения, что заставляет искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на проведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
1 этап. Организационно-подготовительный /изучение литературы, наблюдение за детьми.
2 этап. Основной/взаимодействие всех участников образовательного процесса после изучения темы, непосредственно образовательная деятельность детей, консультации родителей.
Написание непосредственно работы по самообразованию, по данной тематике.
3 этап. Заключительный/ анализ результатов, отчет на педсовете о готовности детей к обучению в школе / отчет по изучению данной темы самообразования
Основные ожидаемые результаты :
Для воспитателя : повысится собственный уровень знаний по данной теме.
Для детей: повысится уровень психологической готовности к обучению в школе. Сформируется позитивное отношение к обучению в школе. Повысится уровень развития познавательной активности.
Для родителей : Развитие педагогического сотрудничества в вопросе подготовки детей к школе. Знакомство с особенностями психического развития детей
Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 2003
Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006
Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С. А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л. И. Катаева. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000
Панфилова М.А. Игротерапия общения / Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений/ Под научной редакцией В.М. Аспапова, канд. психол. наук, доцента. М.: О-во «Знание» России, М.,1995
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера
Информационные источники в сети:
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Работа с документацией.
Изучение закона «Об образовании», ФГОС, других нормативных документов по теме
Знакомство и анализ документации.
Планирование работы с детьми на новый учебный год.
Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.
Планирование психолого-педагогической работы с воспитанниками.
Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.
Подбор литературы по теме самообразования.
Работа с личной библиотекой, интернетом.
Изучение теории по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников при переходе на начальное обучение в школу в соответствии с ФГОС ДО»
Мониторинг образовательной деятельности детей подготовительной группы
Знакомство с литературой по данной тематике.
Посещение образовательной деятельности воспитателей.
Обмен опытом по проблеме.
Работа над созданием материалов по теме
Подбор материала по темам.
Разработка плана на, месяц, год.
Подготовка презентации по теме
Создание и разработка теоретической части
Защита по теме самообразования
Повторная диагностика готовности детей к школе
Повторный мониторинг познавательной деятельности детей подготовительной группы
Выступление с презентацией на общем родительском сбрании.
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.
Подбор методической литературы.
Содержание теоретической части:
1.Основные проблемы подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС…стр.
2. Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе…стр.
3. Выявленные проблемы по подготовке детей к школе…стр.
4. Перспективы дальнейшего изучения данной темы по самообразованию…стр
1.Основные проблемы подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС
Одним из направлений единой стратегии развития непрерывного образования является формирование единого стиля педагогического мышления всех его участников. Переориентация целей образования на цели развития и самоопределения требует создания новой системы педагогических координат для всех участников процесса непрерывного образования, потому что результаты непрерывного образования должны быть запланированы изначально не в виде знаний, умений и навыков детей и взрослых, а в виде ценностных ориентаций, личностных смыслов усваиваемых знаний, выражающихся в формировании потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании и способностей к разным видам деятельности, внутренней позиции по отношению к происходящему в обществе.
Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Как показала практика прошлых лет, подход учителей, воспитателей, родителей к понятию “готовность к школе” различается. Каждый воспитатель дошкольного учреждения, учитель школы, родитель хочет, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным, чтобы ему было легко учиться.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Это предполагает, что специалисты по психолого-педагогической поддержке владеют методиками диагностики, консультирования, коррекции, обладают способностью к системному анализу и планированию образовательной деятельности. Построение эффективной системы сопровождения дошкольников в период подготовки к школе позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам.
Наиболее значимое отличие дошкольного образования на современном этапе от образования на других ступенях заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основной контекст развития ребенка представляет собой игра, а не учебная деятельность. Педагогу в своей работе с детьми необходимо учитывать самоценность дошкольного периода жизни, специфику психического развития детей-дошкольников.
Итоговый результат дошкольного образования представляет собой “социальный” портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В его основе – совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном детстве. Если в ходе психолого-педагогического мониторинга будет установлено недостаточное развитие соответствующего интегративного качества, то необходимо разработать дополнительную индивидуальную программу мероприятий, позволяющих активизировать процесс развития интегративного качества.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Научно-практический подход в организации качественной подготовки дошкольника к обучению в школе в условиях специально организованной психолого-педагогической работы предполагает осуществление:
– целевой преемственности (согласование целей воспитания, обучения и развития на уровне ДОУ и школы)
– содержательной преемственности (создание и согласование образовательных программ по ведущим образовательным областям)
– технологической преемственности (отбор общих средств обучения, выработка общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса на основе специфических для этого возраста видов детской деятельности
– психологической преемственности (совершенствование форм и методов работы с учетом общих возрастных особенностей, обеспечение адекватного этому возрасту сочетания интеллектуальных, двигательных, эмоциональных нагрузок)
– управленческой и структурно-организационной преемственности (реализация общих подходов к управлению и организация работы по осуществлению преемственных связей в ходе проведения совместных мероприятий)
2. Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе
В основу стандартов ДО заложены «вечные» и неизменные законы психического и личностного развития детей дошкольного возраста и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.
Психологической основой системы дошкольного образования является:
1. Целостное представление о ребенке дошкольного возраста. Поэтому формируя определенный навык или умение, очень важно ориентироваться на целостное представление о ребенке и учитывать психологические закономерности развития в конкретном возрастном периоде.
2. Представление о целостной жизнедеятельности ребенка. Ребенок учится не только на занятиях в детском саду, но и в свободных видах деятельности, развлекательных мероприятиях. Дошкольное образование не должно ограничиваться только семьей или детским садом. Важно взаимодействие, сотрудничество семьи и образовательного учреждения, учет всех аспектов жизнедеятельности ребенка.
3. Представления об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения дошкольников. То, что хорошо для одного ребенка, не подходит для другого.
Итак, ребенок должен научиться управлять своими эмоциями. Можно сказать, что это является целевой направленностью образовательных стандартов ДО.
Рассмотрим 3 условия, достижения этой цели:
Первое условие: развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи. Родители не просто отдают ребенка в детский сад, они сами должны стать активными участниками жизни в дошкольном учреждении. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку. Родители смогут взглянуть на ребенка со стороны, найти адекватное для ребенка содержание и формы развития, лучше понять своего малыша, правильно общаться и взаимодействовать с ним.
Третье условие касается становления и развития детской игры, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Без игры нельзя построить систему значимого для ребенка обучения. Игра создает условия для формирования и развития психики и личности ребенка.
Современным детям очень недостает эмоций. У них преобладает однообразная жизнедеятельность, которую они часто выполняют без эмоций, почти автоматически. Чтобы малыш развивался, надо жить вместе с ними эмоционально-насыщенной жизнью, которая является важным фактором развития эмоционально-личностной сферы детей. Знакомясь с разнообразными чувствами, ребенок овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять.
Игра обеспечивает развитие волевых качеств личности ребенка. Участие в игре предполагает реализацию произвольного поведения. Ребенок сам решает, играть ему или не играть, реализовывать свои личные желания и интересы или подчинять их правилам игры.
Организуя жизнедеятельность ребенка дошкольного возраста, необходимо целенаправленно создавать условия и ситуации, в которых ребенок мог бы проявить волевое усилие. Работая над развитием воли, надо заниматься как раз тем, что не получается, что трудно, при этом надо помогать ребенку осмысливать свои волевые усилия.
Еще одна психологическая закономерность, значимая для развития дошкольного образования, касается центрального новообразования дошкольного возраста – воображения. Оно возникает и развивается в игре. Есть и другой вид воображения, а именно не смысловое, как в игре, где все может быть всем, а воображение объективное и предметное, которое развивается и реализуется в продуктивных видах деятельности.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся характеристики развития ребенка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного возраста.
Рассмотрим и целевые ориентиры к завершению дошкольного образования (к 7-8 годам). Это следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка:
● ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
Все вышеперечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:
— мотивационная готовность (желание учиться);
-эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением);
-интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами).
Мотивационная готовность подразумевает:
Развитие познавательной мотивации, непосредственно связанной с учебой;
Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;
Развитие социальной мотивации: потребности в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне;
Способность адекватно оценивать себя.
Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие:
Умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;
Умения ориентироваться на заданную систему требований;
Умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
Умения самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Интеллектуальная готовность включает в себя:
Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира;
Следующий уровень интеллектуальных процессов:
— умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
— умение сравнивать, выделять сходное и отличное;
— умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;
— усвоение нового правила работы;
— перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное;
Сумму усвоенных знаний;
— усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на смысл слова;
— развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);
— осознание словесного состава речи.
Важна общая личностная готовность ребенка к школе, востребованная в начальной школе, а не специальная, связанная с областями знаний. Важную роль следует отводить ведущей деятельности дошкольника – игровой. Игровая мотивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.
В практике учителя чаще всего называют следующие проблемы детей 6 – 8 лет:
Недостаточное речевое развитие, в том числе развитие речевой памяти.
Неполные зрительно-пространственные представления.
Недостаточное развитие мелкой моторики рук.
Недостаточное развитие внимания.
Недостаточное развитие произвольности поведения.
Нарушение формирования учебной мотивации.
Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).
Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).
Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща.
Все способности ребенка тесно переплетены между собой. Важно совместными усилиями (педагоги – психологи – родители) найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности и выработать вместе с семьей конкретные пути решения проблемы.
Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются:
Отставание в психическом развитии,
Наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная мозговая дисфункция»),
Признаки гипер- и гипоактивности,
Нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность и т.д.),
Астенизация, сниженная работоспособность,
Нарушение детско-родительских отношений (один из важнейших факторов).
Физические качества – качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо- и физиометрические показатели.
Интеллектуальные качества – это качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).
Личностные качества – это качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально-нравственное развитие.
Данная разбивка качеств условна, поскольку качество задается как системное образование. Для возникновения каждого требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).
Развитие выпускника детского сада в физическом, интеллектуальном и личностном плане будет способствовать самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных его возрасту.
3. Выявленные проблемы по подготовке детей к школе
В результате изучения темы, опыта работы и наблюдений, мною были вскрыты определенные проблемы подготовки детей к школе:
Сегодня очевидны проблемы, вскрытые ведущими психологами: стирание границ между дошкольным и начальным школьным обучением, в последствии которого происходит сколяризация системы ДОУ, которая характеризуется переориентацией дошкольного воспитания на учебную деятельность. Включение ребенка в учебную деятельность – это продолжение дошкольного детства или его сокращение?
Проблема завышенных требований школы к готовности ребенка к школьному обучению:
– листы здоровья воспитанников,
– дети достаточно развитые, современно мыслящие, хотят учиться, но не умеют правильно вести себя на уроке,
– отвлекаются, переключаются на посторонние действия, следовательно не слушают учителя,
– не умеют сосредотачиваться на учебном действии,
– не умеют правильно реагировать на замечания учителя, т.е. строить свои действия в соответствии с указаниями
По мнению авторитетных психологов, пребывание в группе до 30 человек 5-7 летних детей старшего дошкольного возраста не дает возможности организовать качественный образовательный процесс, создать развивающую среду, обеспечить индивидуальный подход к ребенку и его полноценную психологическую поддержку.
В последнее время после 8–9 часового пребывания детей в ДОУ, их вынуждают посещать другие дополнительные занятия, организуемые при школах, которые очень похожи на уроки. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Проблема выбора школы для обучения ребенка и выбора программы обучения. Например, в отдельной школе в одной параллели начальных классов реализуются сразу несколько программ: УМК “Начальная школа XXI века” под ред. Виноградовой Н.Ф., система Занкова Л.В. и образовательная система “Школа 2100”. Какую преемственную программу, в таком случае, использовать детскому саду?
Сегодня остро стоит проблема освобождения воспитателя от своего стремления к, так называемой, регламентации. Воспитателю необходимо отказаться от привычки получать как можно более подробные программы и методики, и осуществлять поиск собственного педагогического стиля, индивидуального творчества, формирования профессиональной интуиции и жизненного опыта.
Современное личностно-развивающее дошкольное образование требует несравненно более высокой квалификации педагога, чем ранее. Эффективность программ, технологий зависит от того, в чьих руках они окажутся. От профессионализма, творческих усилий, мастерства педагога зависит качество дошкольного образования.
В каждом коллективе встречаются определенные трудности по обеспечению качественного состава педагогических кадров, в организации повышения их профессионального уровня. Например, сокращается число педагогов со специальным дошкольным средним или высшим образованием (до 50 %), растет в детских садах количество воспитателей, бывших учителей школ, которые поверхностно знают дошкольные методики и работают, как правило, по школьному типу. Переучивание таких педагогов требует длительного времени.