Что такое россика в русском искусстве 18 века
россика
творчество иностранных мастеров в России. Приезжие художники работали в России на протяжении всей истории развития отечественного искусства, но с началом петровских реформ их значение резко возрасло. В нач. 18 в. зарубежные мастера были фактически единственными проводниками светского искусства в России.
А. Толяндер. «Портрет Петра I». 1874 г. Музей изобразительных искусств Републики Карелия. Петрозаводск
Ж. М. Наттье. «Битва при Лесной». 1717 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
Желая привлечь иностранцев на русскую службу, петровское правительство предлагало им высокое жалованье и различные льготы. В обязанности приглашённых художников входило создание собственных произведений, а также обучение русских мастеров новой, европейской манере живописи. Своих учеников имели в России многие иностранные мастера: французский художник Л. Каравак, немец Г. Х. Гроот, итальянский живописец П. Ротари и др. Художественная среда, в которую попадали приглашённые художники, оказывала влияние на их творчество. Так, Каравак, приехавший в Россию типичным представителем рококо, к концу своей творческой деятельности работал в стиле барокко.
Полезное
Смотреть что такое «россика» в других словарях:
Россика — Граф Бобринский, портрет работы К.Л.Кристинека Россика термин, использующийся в отечественной истории искусства для обозначения западноевропейских художников, работавших в России в XVIII в. 1 й пол. XIX в., в особенности по заказам… … Википедия
«Россика» — РОССИКА лит ра, издан. за пределами России, но содержательно относящаяся к стране и русским. В более узком, первонач. значении иностран. лит ра о России. Именно так употребляли термин И. Бантыш Каменский и составители каталогов отд. Россика Имп.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Россика (живопись) — Луи Каравак, Портрет цесаревен Анны и Елизаветы Россика термин, использующийся в отечественной истории искусства для обозначения западноевропейских художников, работавших в России в XVIII в. 1 й пол. XIX&# … Википедия
Флора Россика — Флора России Флора России исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на территории России. Названия многих книг: Flora Rossica (книга Палласа) один из первых ботанических сводов растительности России, выполненный в 1784 … Википедия
Старостин, Евгений Васильевич — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Марки России периода Гражданской войны — У этого термина существуют и другие значения, см. Марки. Марка Главного командования Воо … Википедия
Русский портрет — Борис Кустодиев. Портрет Ф. И. Шаляпина. 1921 Основная статья: История портрета … Википедия
Россика
Россика — термин, использующийся в отечественной истории искусства для обозначения западноевропейских художников, работавших в России в XVIII в. — 1-й пол. XIX в., в особенности по заказам императорского двора.
В Европе этот термин также используется, однако в более широком значении: в широком смысле «зарубежная Россика» — это совокупность всех зарубежных материалов (в том числе эмигрантских), имеющих отношение к России.
Список мастеров
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Россика» в других словарях:
«Россика» — РОССИКА лит ра, издан. за пределами России, но содержательно относящаяся к стране и русским. В более узком, первонач. значении иностран. лит ра о России. Именно так употребляли термин И. Бантыш Каменский и составители каталогов отд. Россика Имп.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
россика — творчество иностранных мастеров в России. Приезжие художники работали в России на протяжении всей истории развития отечественного искусства, но с началом петровских реформ их значение резко возрасло. В нач. 18 в. зарубежные мастера были… … Художественная энциклопедия
Россика (живопись) — Луи Каравак, Портрет цесаревен Анны и Елизаветы Россика термин, использующийся в отечественной истории искусства для обозначения западноевропейских художников, работавших в России в XVIII в. 1 й пол. XIX&# … Википедия
Флора Россика — Флора России Флора России исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на территории России. Названия многих книг: Flora Rossica (книга Палласа) один из первых ботанических сводов растительности России, выполненный в 1784 … Википедия
Старостин, Евгений Васильевич — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Марки России периода Гражданской войны — У этого термина существуют и другие значения, см. Марки. Марка Главного командования Воо … Википедия
Русский портрет — Борис Кустодиев. Портрет Ф. И. Шаляпина. 1921 Основная статья: История портрета … Википедия
Россика (живопись)
Россика — термин, использующийся в отечественной истории искусства для обозначения западноевропейских художников, работавших в России в XVIII в. — 1-й пол. XIX в., в особенности по заказам императорского двора.
В Европе этот термин также используется, однако в более широком значении: в широком смысле «зарубежная Россика» — это совокупность всех зарубежных материалов (в том числе эмигрантских), имеющих отношение к России.
Список мастеров
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Россика (живопись)» в других словарях:
Список русских художников-портретистов — Основная статья: Русский портрет Список русских художников портретистов включает как отечественных живописцев, так и иностранных художников, работавших в России и оставивших значительное число портретов с изображением русских дворян и монархов… … Википедия
Русский портрет — Борис Кустодиев. Портрет Ф. И. Шаляпина. 1921 Основная статья: История портрета … Википедия
Каравак, Луи — Каравак, Луи … Википедия
Каравак — Каравак, Луи Каравак, Луи … Википедия
Каравак, Людовик — Каравак, Луи «Портрет цесаревен Анны и Елизаветы Петровны» Имя при рождении: Louis Caravaque Дата рождения: 31 января 1684 Место рождения … Википедия
Каравак Л. — Каравак, Луи «Портрет цесаревен Анны и Елизаветы Петровны» Имя при рождении: Louis Caravaque Дата рождения: 31 января 1684 Место рождения … Википедия
Каравак Луи — Каравак, Луи «Портрет цесаревен Анны и Елизаветы Петровны» Имя при рождении: Louis Caravaque Дата рождения: 31 января 1684 Место рождения … Википедия
Каравак Людовик — Каравак, Луи «Портрет цесаревен Анны и Елизаветы Петровны» Имя при рождении: Louis Caravaque Дата рождения: 31 января 1684 Место рождения … Википедия
Каравакк, Луи — Каравак, Луи «Портрет цесаревен Анны и Елизаветы Петровны» Имя при рождении: Louis Caravaque Дата рождения: 31 января 1684 Место рождения … Википедия
Луи Каравак — Каравак, Луи «Портрет цесаревен Анны и Елизаветы Петровны» Имя при рождении: Louis Caravaque Дата рождения: 31 января 1684 Место рождения … Википедия
Расшифровка Что такое россика
Содержание первой лекции из курса Ирины Карацубы «Россия глазами иностранцев»
Россика — это все, что написали иностранцы, которые приезжали в нашу страну — или не приезжали, а составляли компиляции, сидя у себя дома, у камина, в Лондоне или еще хорошем месте. Как всё относящееся к Британии называется британника, к Франции — галлика, к Японии — японика. Мое глубокое убеждение состоит в том, что мы до сих пор не осмыслили эти источники, не издали их и вообще не отдали им тот долг, который у нас перед ними есть. Спрашивается: какой такой долг и какие такие источники?
Вряд ли Корф мог предположить, что уже к началу XX века эта коллекция разрастется, а потом, в 1920-е годы, будут попытки вслед за россикой собирать «советику» — сочинения иностранцев о Советской России. Попытки эти, конечно, прервутся на исходе 1920-х, когда в стране установится жесткая однопартийная диктатура и уже будет совершенно неинтересно, что там про нас на Западе пишут «клеветники России».
Сейчас эта блестящая коллекция «Россика» насчитывает 250 тысяч единиц хранения. Четверть миллиона книг, брошюр, листовок, фотографий, открыток, путеводителей — как говорят англичане, «and what not» And what not — англ. «И всякое такое». — чего там только нет. И, конечно, эти четверть миллиона бесценных единиц хранения в совершенно крошечной степени освоены учеными и широкой публикой.
Надо сказать, что я с трудностями освоения россики столкнулась с самого начала — мой бывший заведующий кафедрой на меня смотрел так, взглядом майора Пронина, и говорил: «Ирина Владимировна, вот они Россию ругают, а вы их изучаете». Хотя россика — это, конечно, не басни путешественников и не измышления «клеветников России».
Начало россики — это начало формирования Московского еще даже не царства, а Великого княжества. Первые такие записки Барбаро Иосафат Барбаро (1413–1494) — венецианский дипломат и путешественник, в дах жил в генуэзской колонии Тана на Дону, посетил Москву по пути на родину через Волгу. и Контарини Амброджо Контарини (1429–1499) — знатный венецианец, в 1474–1477 годах путешествовал по Польше, России и Персии, собирая антитурецкую коалицию, о чем оставил пространные записки. — это конец XV века, время Ивана III. Потом был знаменитый Герберштейн Сигизмунд фон Герберштейн (1486–1566) — австрийский дипломат, писатель и историк. Автор трудов о географии, истории и устройстве России. — это уже первая половина XVI века, время Василия III. Ну и далее везде. А приезжали, как правило, оканчивавшие европейские университеты: политики, дипломаты, которые зачастую по уровню аналитики и образования были на голову выше своих русских современников. Поэтому многие корневые, стержневые вопросы для России впервые были поставлены именно в россике — в записках иностранцев о России.
Например, природа русской власти. Что это тут у них за государство такое, которое, как говорят, всосалось в общество и, как вампир, тянет из него все соки, не дает обществу сложиться? А что это за такая странная культура? Они вроде бы очень хотят заимствовать все у Европы — по крайней мере, все полезное для них — вместе с тем, когда они заимствуют, они заимствуют это так, что ничего европейского не получается. А что это за народ такой, который терпит таких правителей? Может быть, наоборот — правители вынуждены быть так жестоки, потому что народ сам по природе такой — «загрубелый», как сказано в некоторых записках XVI века? И так можно продолжать до бесконечности.
Все эти вопросы впервые были поставлены иностранцами. И, конечно, для средневековой России два главных вопроса — это, во-первых, вопрос о русском государственном строе, о неограниченном самодержавии, которое иностранцы чаще всего называли деспотизмом или тиранией, а во-вторых, проблема крепостного права, понимаемая очень широко.
Россика — это комплекс источников, который дает совершенно уникальные возможности для анализа. С одной стороны, иностранцы очень много описывали повседневную реальность: что люди ели, что пили каждый день. вроде такого: «А я вот заночевал в избе у русского крестьянина, и всю ночь у меня цыплята выклевывали солому из волос, и меня будили хрюкавшие свиньи». Потому что русские крестьяне, как известно, в холодную погоду всю живность загоняли в избы и жили все вместе — с коровками, с телятками, свинками и цыплятками.
С другой стороны, россика позволяет анализировать самые серьезные проблемы: например, Россия — это Европа или не Европа? И если нет, то что она такое? Имеет ли Россия отношение к Востоку? Что такое русский национальный характер и в чем он состоит? Вот, например, знаменитое выражение «Россия — страна контрастов, противоречий». Англичанин Макартни Джордж Макартни (1737–1806) — английский дипломат при русском дворе, автор «Свидетельства о России в 1767 году». в эпоху Екатерины II очень хорошо это выразил: «…Строгий наблюдатель вынужден будет признать сию нацию чистейшим образцом непоследовательности, противоречия и парадокса…»
С XVI века, то есть с Герберштейна, и до наших дней иностранцы пытаются анализировать Россию. И я считаю, что вся эта россика, весь этот богатейший комплекс источников, еще далеко не оценена по достоинству.
Научная работа «РОССИКА – ФОРМИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГЛАВА 1. РОССИКА – ФОРМИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ……………………………………………………………………
1.1 Сущность россики. Периодизация россики …………………………
1.2. Россика петровского времени …………………………………………..
1.3. Россика времени императрицы Елизаветы Петровны ………………..
1.4. Россика времени императрицы Екатерины II ………………………..
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ РОССИКИ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….
Актуальность. Как и для всего русского искусства, для русской живописной культуры рубеж 17—18 вв. был переломным периодом. В это время на смену иконописи с ее культовым назначением, религиозной тематикой и условностью изобразительного языка в русской художественной культуре утверждается живопись как светское искусство, стремящееся передать облик реальной действительности.
Завоевания и достижения иностранных художников, работавших в России имеют мировое значение и непреходящую ценность. Образы их творчества обогатили русскую и мировую художественную культуру.
Предметом исследования данной курсовой работы выступает россика и ее особенности.
Объектом исследования являются особенности творческой деятельности иностранных художников и влияние их творчества на развитие искусства России.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей и значения россики для развития искусства.
С целью реализации поставленной цели, необходимо решить, следующие задачи:
— рассмотреть сущность и периодизацию россики ;
— изучить особенности россики петровского времени;
— рассмотреть россику времени императрицы Елизаветы Петровны и Екатерины;
— Оценить роль россики в развитии искусства России.
Исходя из поставленных задач, хронологические рамки работы охватывают 18 век начиная с его первого десятилетия и заканчивая первой половины 19 века, так как именно на это время приходится становление и развитие россики.
Теоретические и методологические основы исследования. При написании курсовой работы будут использованы следующие источники литературы: Маркина Л.А. Немецкие художники в России: от барокко до бидермайера; Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века, где автор раскрывает сущность проблемы становления художественных принципов в России в период расцвета россики; Михайлова А.Ю. Французские художники при русском императорском дворе в XVIII веке; Маркина Л.А. »Счастливая звезда» придворного живописца в России – автор Людмила Алексеевна дает определение термину «россика» и раскрывает взаимосвязь художественных традиций в работе иностранных художников в России и др.
Новизна исследования. В данной курсовой работе мы представим «Россику» как неотъемлемую часть отечественной культуры многогранно и разносторонне. Степень «врастания» иностранных мастеров в культурную и бытовую среду России была неодинакова. Иные остались чужды стране, в которой провели долгие годы, другие ассимилировались настолько, что обрели новые русские имена. В любом случае, они создали здесь замечательные произведения, ставшие достоянием русской художественной культуры, взаимодействовали с художественными традициями отечественной культуры.
Курсовая работа состоит из введения, двух логически взаимосвязанных глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. РОССИКА – ФОРМИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
1.1 Сущность и периодизация россики
Россика — термин, использующийся в российской истории искусства для обозначения западноевропейских художников, работавших в России в XVIII в. — 1-й пол. XIX в., в особенности по заказам императорского двора [4,с. 17].
В Европе этот термин также используется, однако в более широком значении: в широком смысле «зарубежная Россика» — это совокупность всех зарубежных материалов (в том числе эмигрантских), имеющих отношение к России.
Многие иностранцы, приехавших в Россию в 18 веке, сумели не только приспособиться к непривычной, чуждой им жизни, но и внесли огромный вклад в развитие культуры своей новой родины. Особым термином «россика» обозначают творчество иностранцев, живших в России. Многие из них приносили с собой новые для России той поры знания.
Специалисты едины во мнении, называя Лукаса Конрада Пфандцельта первым профессиональным реставратором в России. Свою профессию Лукас Конрад, как и его брат Георг Леопольд, унаследовал от своего отца – известного ульмского портретиста Георга Фридриха Пфандцельта. При обучении в мастерских отдавалось явное предпочтение сыновьям мастеров, чем и объясняется появление ремесленных династий. Согласно старой традиции, молодые подмастерья должны были вести странствующий образ жизни, часто меняя место работы, чтобы накопить необходимый опыт и потом открыть собственное дело. Пробыв какое-то время таким странствующим подмастерьем, в 1743 году Пфандцельт в возрасте 27 лет прибыл в Санкт-Петербург [2,с.74].
Приезжие художники работали в России на протяжении всей истории развития отечественного искусства, но с началом петровских реформ их значение резко возрасло. В нач. 18 в. зарубежные мастера были фактически единственными проводниками светского искусства в России.
Желая привлечь иностранцев на русскую службу, петровское правительство предлагало им высокое жалованье и различные льготы. В обязанности приглашённых художников входило создание собственных произведений, а также обучение русских мастеров новой, европейской манере живописи. Своих учеников имели в России многие иностранные мастера: французский художник Л. Каравак, немец Г. Х. Гроот, итальянский живописец П. Ротари и др. Художественная среда, в которую попадали приглашённые художники, оказывала влияние на их творчество. К примеру, Каравак, приехавший в Россию типичным представителем рококо, к концу своей творческой деятельности работал в стиле барокко.
1.2. «Россика» петровского времени
Стремясь быстрее ввести Россию в круг западноевропейской культуры, Петр I издал в 1702 году указ о привлечении иностранных специалистов. После его опубликования в страну стали прибывать мастера »своею волею…для прокормления своим художеством». Согласно законоположениям Российского государства, иностранцам гарантировались свобода вероисповедания, сохранение их подданства, право на свободный выезд. Государев манифест способствовал приезду немалого числа умелых живописцев. Среди европейских подданных превалировали выходцы из различных немецких земель: саксонцы, швабы, представители »прусской нации» [1,с.48].
Привлеченные в далекую Россию выгодными условиями, мечтая получить хорошо оплачиваемую работу, иностранные художники охотно приезжали в новую для них страну. Они высоко ценили потенциал »России молодой», мощь и размах новой империи. Именно здесь наиболее полно могли реализовываться их художественные способности и осуществляться самые грандиозные замыслы и проекты. Каждый из представителей »россики» (так традиционно называют творчество иностранцев в России) получил художественное образование у себя на родине или в соседних странах, сформировался под влиянием определенных эстетических взглядов. Оказавшись в художественной среде России, »чужеземец» выражал в искусстве привычные ему философские и эстетические взгляды.
Приглашение иностранных живописцев широко применялось в европейской практике. Особенностью русской ситуации был лишь ускоренный темп освоения художественного языка искусства Нового времени и как следствие, повышение потребности в привлечении творческого потенциала. Основная функция »россики» в жанре портрета, по мнению О. С. Евангуловой, »состояла в передаче облика русского человека на общепринятый лад» [2,с.55].
В Россию И. Таннауер прибыл уже зрелым человеком, тридцати лет от роду. В марте 1711 года в Смоленске состоялась первая встреча художника и Петра Великого, который сразу приказал »маляра» сопровождать его в Прутском походе. В результате неудачных военных действий русские войска потерпели поражение, а художник потерял все свое имущество, в том числе и произведения, привезенные с собой. Как писал сам художник, после »Прутской кампании» »я безотлучно следовал при дворе до Санкт Питер бурха, и по моему сюда прибытию и по 1719 год жалованья получал 641 рубль» [5,с.42].
Созданный Таннауером »Портрет царевича Алексея Петровича» (первая половина 1710-х годов, ГРМ) относится, вероятно, к этому периоду. Алексей Петрович представлен в красном кафтане с голубыми отворотами и кирасе. Тонкое худое лицо, похожее на отца, обрамлено прямыми черными волосами до плеч. Небольшое погрудное изображение, исполненное с натуры, могло служить образцом для создания последующих вариантов произведения.
В списке произведений, составленном И. Таннауером в 1727 году, значилась »персона царевича Алексея Петровича недоделана в пялцах» [9,с.58]. Архивный документ свидетельствует, что начатое при жизни изображение опального царевича к тому времени не было востребовано и оставалось в мастерской художника.
Близкий друг Петра, герой Полтавы, Александр Данилович Меньшиков предстает на полотне Таннауера в образе »идеального полководца», запечатленного на фоне сражения. В уверенной позе, энергичном повороте головы, в том, с какой силой он сжимает маршальский жезл »светлейшего князя», ощущается твердость, уверенность в победе, железная воля. Все находится в движении: развеваются по ветру пышные кудри парика, трепещет плащ, клубятся облака. Динамичность фигуры усиливается ее стремительным разворотом. Таннауер акцентирует поблескивающие латы, великолепный алый плащ, выделяет голубую ленту ордена Андрея Первозванного. Изображения »детей гнезда Петрова», созданные немецким художником, ярко демонстрируют, как в условиях русской действительности абстрактный идеал барочного портрета приобретает жизненную конкретность и достоверность.
Автор этих строк ввел в научный оборот изображение Петра из собрания дворца в Бад Пирмонте (Германия), которое напоминает о посещении этого курортного местечка русским императором. Парадный портрет, который нес в себе черты натурного изображения, считался работой неизвестного художника XVIII века. В тоже время этот Экспрессия образа, трактовка деталей, барочный пафос выдавали руку умелого мастера [10,с.36].
Петра I провел июнь 1716 года на водолечении в Бад Пирмонте, которое благотворно отразилось на его здоровье. В знак признательности русский царь подарил князю Антону Ульриху Вальдек-Пирмонт свой портрет, который долгое время находился в частном владении. Поэтому произведение не было известно российским специалистам. Документальные свидетельства, подробно фиксирующие все важные встречи во время лечения Петра I в Бад Пирмонте, не упоминали о факте его позировании для какого-либо местного или приезжего живописца. Свита русского царя насчитывала 23 человека и была достаточно представительной. Однако в списке сопровождавших Петра лиц, где были указаны духовник и кухмейстер, гофмалер не значился. Логично предположить, что Петр привез с собой готовое изображение, которое ему нравилось и отражало его представление об идеале монарха. Сравнение гравюры Х.А. Вортмана, в основу которой был положен оригинал кисти И. Г. Таннауэра 1714года, позволил нам приписать портрет из Бад Пирмонта этому немецкому художнику. Наша атрибуция была принята немецкими коллегами, и портрет Петра Великого как работа И. Г. Таннауера вошла в каталог выставки [5,с.96].
Знакомство Петра с Н. Бурже произошло в городе Кале. 18 апреля 1717 года »Походный журнал» зафиксировал лишь одно событие: »смотрел француза большого, который зело велик». Действительно, рост французского великана (2 метра 27 см) был весьма впечатляющем. Никола Бурже был привезен царем в Россию и принимал активное участие в его забавах. Так, во время грандиозного маскарада по случаю завершения Северной войны, »огромный француз царя и один из самых рослых гайдуков были одеты как маленькие дети, и их водили на помочах два крошечных карла, наряженные стариками с длинными седыми бородами» [3,с.123]. По приказу Петра великана женили »для опыта» на высокой »чухонке» с целью получения рослого потомства. После смерти Буржуа был изготовлен его манекен, обтянутый кожей. Экспонат демонстрировался в Кунсткамере до конца восемнадцатого столетия. Существует мнение, что портрет великана был написан уже после его смерти [4,с.142]. Однако, по-нашему мнению, изображение Буржуа несет в себе натурный характер. Учитывая особенности характера Петра, следует предположить, что он сразу по приезде приказал запечатлеть дородного верзилу. Портрет вытянут по вертикали, однако великан предстает не во весь рост. Художник подчеркивает его недюжинную силу (не случайно слева вверху сохранилась надпись »Силноi мужикъ»). Гзель демонстрирует огромные руки Буржуа, который на глазах зрителя готов сломать толстую палку.
Г. Гзель вместе со своей супругой Марией Доротеей (1678-1743) надолго связал свою жизнь с Академией наук. С 1726 года он преподавал там рисунок и живопись. »Малярица Гзельша» искусно писала акварелью цветы, насекомых и прочие »натуралии» для академических атласов.
В »Мужике с тараканом» французский мастер блестяще демонстрирует умение расположить фигуру в пространстве, выбирая для этого сложный трехчетвертной поворот. Он с большой достоверностью фиксирует морщинистое лицо мужика, его натруженные руки, грубую домотканую одежду. Также тщательно Жувене выписывает огромного таракана на плече и муху на кисти руки. В отличие от колоритных образов героев »Преображенской серии», иностранный художник видит только этнографическую экзотику русского типажа.
В Париже 13 ноября 1715 года П. Лефорт заключил с ним контракт »о принятии в службу » для написания »работ в живописи на масле, исторических картин, портретов, лесов, деревей и цветов, зверей как в больших, так и в малых размерах» [6,с.36]. Важным пунктом договора было обязательство взять к себе в помощники русских учеников. Сохранилась »Роспись мастерам, которые приехали из Парижа в Санкт Питербурх» от декабря 1715 года, где под номером пятнадцать значится »господин Люи Каравак. Миниатюрный мастер, то есть партреты писать в табакерках, так же и большия партреты на холстах». Прибыв в Петербург, Л. Каравак не получил официальной должности »гофмалера» (придворного живописца), которую исполнял в то время немецкий мастер И. Г. Таннауер. Жалованье Л.Каравака было гораздо меньше, чем у Таннауера (500 рублей в год). Тем не менее, французский художник постоянно выполнял царские заказы. Так, ему было поручено написать картины на сюжеты русско-шведской войны, однако он исполнил только полотно »Полтавское сражение 27 июня 1709 года» (1718, ГЭ). На картине изображен последний этап боя, когда шведская армия панически бежала от преследовавших ее русских войск в Будищенский лес [4,с. 97]. На переднем плане в окружении свиты художник изобразил Петра на коне.
Для произведений Каравака характерны изысканные приемы французской школы, очевидные в портретах царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны (ок. 1717, ГРМ), наследника Петра Петровича (ГТГ) и внуков Петра I (ок. 1722, ГТГ). Аллегорический сюжет позволял французскому мастеру изобразить обнаженное тело, тем самым »прививать» в русском искусстве жанр »ню». Так в »Портрете царевны Елизаветы Петровны в детстве» (вторая половина 1710-х годов, Петергоф) Каравак передает хрупкую фигурку царской дочери, лежащей на горностаевой мантии, с миниатюрным портретом Петра I. Тяжелые пышные драпировки подчеркивают нежность и незащищенность обнаженного тела [14,с.78].
Благодаря исследованиям И.Ж. Жарковой, негативная оценка творчества мастера в современном искусствознании была преодолена [18,с.74].
Внесли свой вклад в изучение наследия художника и эстонские искусствоведы. Особо следует выделить комментарии Александры Мурре к статье И. Жарковой, опубликованной в сборнике музея Кадриорг [4].
В 1720-е годы И. Ведекинд периодически работал в Санкт-Петербурге, о чем свидетельствует обнаруженный И.М. Жарковой архивный документ. »Дело о выдаче денег Ивану Генриху Ведекинду», датированное мартом 1725 года, содержит перечень работ мастера, выполненных в этот период [9,с.131].
Список произведений И. Ведекинда наглядно свидетельствует, что художник не замыкался в рамках портретного жанра, а исполнял также картины исторического, религиозного и жанрового содержания. Кроме того, И. Ведекинд владел искусством миниатюры. Найденные документы характеризует его как опытного профессионала, а не только »копииста с готовых оригиналов». (Приложение 4)
Так, в списке, датированным мартом 1725 года художник указал, что исполнил четыре картины в полный человеческий рост: »первая картина представляет рождество спасителя нашего господа Иисуса Христа. Пастеры пришли с поля дивное высоко рожденное дитя по увещанию ангелов смотреть, вторая картина представляет об иеве как он в своей печали и терпеливости сидит и от жены своей в твердости своей укоризен и смерти желает; третья картина честной старой муж который сидит у горшка в котором уголья терновые горят и трубку табаку курит, против его стоит малой, которой в одной руке держит рюмку, а в другой кружку с пивом ко услужению господина своего; четвертая картина света славному языку Сенеку кровь пущают, от которой он и умер напрасно [2,с.182].
1.3 Россика времени императрицы Елизаветы Петровны
При Петре I и Анне Иоанновне немецкие художники играли в России главенствующие роли. Свое влияние они сохранили и при Елизавете Петровне, и только к концу ее царствования мода склонила свои симпатии к французским портретистам. Во время царствования “дщери Петра” – Елизаветы Алексеевны – следует отметить немецких портретистов Георг Каспар Преннерa и братьев Гроот [15,с.88].
Мастер виртуозно писал птичьи перья, мех животных, что прославило его еще на родине. За время пребывания в России он написал множество натюрмортов и сцен с животными и птицами. Его отреставрированные натюрморты были переданы в Академию Художеств, где он стал первым педагогом класса “зверей и птиц”, и еще долго служили образцами для обучения молодых живописцев.
А первым реставратором масляной живописи в Эрмитаже, обучившим этой профессии младшего Гроота, стал, приехавший в Россию одновременно сo старшим Гроотом, Лукас Конрад Пфандцельт (1716-1788). Он одним из первых (вместе с придворным живописцем Г.Х. Гроотом) начал формировать первые коллекции царского собрания в Эрмитаже. С 1749 г. – хранитель и реставратор живописи в Петербурге и пригородных императорских дворцов. С 1764 – первый хранитель Эрмитажа. Пфандцельт известен также как автор портретов [12,с.55].
Среди иностранных живописцев Елизаветинского времени особенно выделяется Луис Токке (1696-1772). В Россию Токке был приглашен гр. Михаилом Воронцовым со специальной миссией – написать портрет императрицы Елизаветы Петровны. В Петербург он приехал в 1756 году и вскоре приступил к работе. Закончив этот парадный портрет, он приступил к написанию множества портретов ее придворных. Он умело выбирал соответствующую обстановку для каждого из своих персонажей: гр. М. Воронцов – в рабочем кабинете, канцлер Бестужев – у стола с документами, Никита Демидов – в роскошном кафтане и т.д. Наиболее заметное влияние Токке оказал на молодого Ф.С.Рокотова, который в процессе обучения копировал его портреты и подражал его манере.
Из гастролировавших в России итальянских художников выделяется граф Пьетро Ротари (1707-1762).
В 1756 году он переехал в Санкт-Петербург, получив приглашение от императрицы Елизаветы Петровны работать при российском дворе. Художник быстро вошёл в моду благодаря лёгкой и комплиментарной манере письма. Его деятельность в России была необыкновенно плодотворна — он создал десятки придворных портретов, выполненных на заказ, а также множество так называемых «головок» — небольших портретов девушек или юношей в национальных костюмах. Ротари оставил след в истории русской живописи, занимаясь преподавательской деятельностью: среди его учеников были Ф. С. Рокотов и И. П. Аргунов.
Художник работал в основном над заказными портретами и, по словам его современника Я.Штелина, «написал почти весь двор и множество частных лиц и дам». Его произведения, исполненные в стиле рококо, отличаются манерной грациозностью и многоцветной, но приглушенной колористической гаммой.
Особенно характерны для его творчества идеализированные изображения женских голов и жанровых фигурок, которые высоко ценились при дворе. В России Пьетро Ротари занимался также преподавательской деятельностью, имел частную школу живописи, в которой совершенствовался А.П.Антропов и другие художники, его советами пользовался Фёдор Рокотов. Его творчество оказало большое влияние на многих русских портретистов, произведения Ротари многократно копировались.
На протяжении всей своей жизни художник интересовался костюмами и любил рисовать идеализированные портреты моделей в разнообразных одеждах с национальным колоритом. Ещё в 1760 году Елизавета Петровна приобрела у Ротари 50 таких работ, а после его смерти Екатерина II выкупила у вдовы художника все полотна, что оставались в мастерской. Художник слыл большим знатоком костюма; среди портретов есть модели в польских, венгерских, турецких, русских и т. д. Всего набралось около четырёх сотен портретов, выполненных в одной манере и связанные одной темой. Екатерина II решила украсить работами Ротари один из интерьеров Большого Петергофского дворца. В 1764 году по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота была закончена шпалерная развеска картин в зале, именуемом сейчас Картинным (другое название зала — Кабинет мод и граций). В зале представлено самое крупное собрание работ художника: 368 полотен занимают почти всю площадь стен. Некоторые работы созданы Ротари ещё до приезда в Россию, но большинство написаны здесь.
Такие же полотна художника представлены в Оранниенбауме и Архангельском. В Китайском павильоне Оранниенбаума по замыслу Екатерины II устроен Кабинет Ротари, в нём представлены 22 работы художника; в Архангельском есть Салон Ротари.
Им написано большое количество портретов, 360 женских головок для “Кабинета мод и граций” в Большом Петергофском дворце, несколько картин. Его нежные, сентиментальные изображения женских головок пользовались большим успехом. В его мастерской работали Аргунов, Рокотов и другие русские художники.
1.4 Россика времени императрицы Екатерины II
Вторая половина 18-ого столетия богата иностранными фамилиями. Великолепный двор Екатерины II привлек много известных художников. Бывшая принцесса Ангальт-Цербстская, невольно оказывала симпатии немцам. Именно немецкие художники заняли главенствующее положение при русском императорском дворе.
Также восхищение современников вызывали монументальные работы Торелли, созданные им панно и плафоны, в которых воплотился весь декоративный блеск европейского рококо.
Датский портретист Вигилиус Эриксен (1722-1782) был одним из самых известных портретистов у себя на Родине. В России он написал несколько портретов Екатерины II в разных костюмах, которыми она была довольна. Известны его портреты гр. П.И. Панина, И.И. Шувалова, гр. Миниха и его дочерей, кн. Д.М. Голицына, гр. Г.Г. Орлова, гр. Сиверса и других представителей русской знати.
Швед Александр Рослин (1718-1793) в 1776-1777 годах по высочайшему приглашению императрицы Екатерины II проживал в Петербурге, исполнил в российской столице портрет Екатерины Великой (в полный рост, Петергоф), несколько портретов особ императорской фамилии и представителей русской аристократии: великой княгини Натальи Алексеевны (в Гатчинском дворце), цесаревича Павла Петровича (в Романовской галерее Зимнего дворца), великой княгини Марии Федоровны (там же), Ивана Ивановича Бецкого (в галерее Академии художеств), принцессы Анастасии Гессен-Гамбургской, урожденной княгини Трубецкой, князя Василия Михайловича Долгорукого-Крымского, генерал-адъютанта Ивана Ивановича Шувалова и графа Петра Григорьевича Чернышева.
Художник работал достаточно правдиво, но без скучного протоколизма, присущего работам немецких художников. Его портреты царствующих особ служили для многократного копирования, в том числе и русскими портретистами, например, Рокотовым.
Всего 6 лет работал в России любимый художник венского двора и знати – Иоганн Баптист Лампи (1751-1830). В 1790 году он был приглашен в Яссы Потемкиным, где написал несколько портретов. После смерти Потемкина был приглашен Екатериной II в Петербург, где работал с 1792 по 1797 годы.
В России Лампи провел шесть лет с 1792 по 1798 годы, пользуясь благоволением Екатерины и ее преемника на престоле, портретировал всех особ царской фамилии и многих русских сановников и придворных (князя П. А. Зубова, графа А. И. Мусина-Пушкина, А. Б. Куракина, И. Л. Лазарева, графа П. В. Завадовского, Н. Б. Юсупова, графа Самойлова, П. И. Мелиссино, К. Я. Бюлера и других вельмож) и оказал значительное влияние на некоторых из русских художников, в особенности на Д. Левицкого и В. Боровиковского. В 1794 году российская Академия художеств признала Иоганна Батиста Лампи своим почетным вольным общником.
В 1794 году был избран академиком и вольным общником Академии художеств. Его авторитет в России был так велик, что директор петербургской Академии художеств граф В.П. Мусин-Пушкин, следуя советам Лампи, ввел целый ряд важных перемен в систему образования.
В 1797 году указом Павла I русская казна перестала выплачивать Лампи Старшему ежегодный пенсион и тот вынужден был вернуться в Вену. Тем не менее, Лампи Старший вывез из России наилучшие воспоминания, и своего рода культ к русскому императорскому дому долго сохранялся среди его потомков.
Не менее модным был француз Жан Луи Вуаль (1750-1804), ставший в 1780 году придворным художником малого двора. Известны его портреты Павла Петровича, Марии Федоровны и их детей, русской знати. В 1793 году, после революции во Франции, все художники должны были подписать указ Екатерины II об отречении от своей родины или выехать за пределы России. Вуаль предпочел уехать во Францию, но, за неимением работы, после смерти Екатерины вернулся в Россию. Работал в сдержанной, благородной манере.
Произведения Вуаля находятся в крупнейших музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие. (Приложение 6)
Характерные черты петербургских пейзажей Паттерсена — выбор первого плана с рекой или каналом, большая часть листа, уделённая небу, хорошо прорисованная линя горизонта, серо-голубая или золотистая тональность (для акварелей и раскрашенных графических листов). На произведениях Паттерсена представлены практически все известные архитектурные памятники второй половины XVIII века.