Что такое парадокс смита
Парадокс Смита: что стоит дороже алмазы или вода
Парадокс Смита: предпосылки
Что такое ценность вещей?
Многие философы и мыслители пытались понять такое свойство вещей, как ценность. Они говорили: стол плоский, имеет ножки, сделан из дерева и имеет определенную полезность. Такой подход называется объективной теорией стоимости. Здесь стоимость рассматривается, как свойство объекта. Эта идея часто встречается в нашей повседневной жизни. Мы говорим: «Бриллианты имеют большую ценность». Но в то же время этот подход и породил парадокс ценности (парадокс Смита).
Ключ к парадоксу Смита — это оценка
Согласно теории предельной полезности, ключ к ценности — это личная оценка предмета человеком. Понятие ценности имеет смысл как отношение действующего лица к средствами, которые он выбирает для достижения поставленных целей.
Объект оценки может быть материальным или нематериальным, базовым или производным. Объектом может быть что угодно. То что человек выбирает в качестве цели или средства. С точки зрения такого подхода, ценность вещи появляется в результате действий людей, которые что-либо выбирают. У разных людей разные приоритеты. Один и тот же человек имеет разные прерогативы в разное время.
Человек может купить бутылку воды, но, прочитав статью о возможном риске загрязнения окружающей среды пластиковыми бутылками, тот же человек на следующий день может обесценить ту же саму бутылку с водой. Когда этот же человек год спустя летит на конференцию по защите окружающей среды и его самолет падает в пустыне, так же самая бутылка воды может внезапно стать одной из самых ценных вещей для этого человека. Ценность появляется в определенное время и в определенном месте!
Такой подход к ценности построен на основе понятии субъективности стоимости. На самом деле никто никогда не может сделать выбор между «водой в целом» и «алмазами в целом» или между всей водой и всеми алмазами.
Как работать с парадоксом Смита?
Допустим, вы хотите выпить воды. Вы идете на кухню, наливаете стакан воды и выпиваете его. В данный момент вы выбрали не «воду в целом», не два литра воды или стакан воды завтра. Ваш выбор остановился на «стакане воды прямо сейчас».
Это порождает другую важную концепцию ценности. Если у вас есть одно яблоко, вы могли бы просто съесть его. Будь у вас второе яблоко, вы бы отдали его кому-нибудь другому. При наличии третьего яблока, вы оставили бы его на потом. В этом примере есть три разных варианта использования каждого из трех яблок.
Здесь четко расставлены приоритеты. В вашем приоритете съесть первое яблоко, а не отдать его. Поэтому вы его съедаете. а второе — отдаете. Сохранение яблока на потом было всего лишь на третьем месте по приоритетности. Вы поставили этот приоритет только тогда, когда у вас появилось третье яблоко, а не раньше. Если бы у вас не было третьего яблока, ваш третий способ употребления яблок остался бы просто не реализованным.
Поэтому каждое дополнительное яблоко, которое вы получаете, вы используете в соответствии с более низким приоритетом, чем яблоко, которое было до него. Это означает, что каждая дополнительная единица того же товара имеет для вас более низкое значение, чем единица, которую вы использовали до этого. Это австрийская или субъективистская версия того, что экономисты называют законом убывающей предельной полезности.
Люди ценят не вещи вообще, а вещи в частности. Поэтому если именно сейчас для вас актуально и важно повысить уровень своего дохода, ставьте эту цель в приоритет и начинайте действовать прямо сейчас.
Парадокс А. Смита
Парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита) Автором парадокса считается Адам Смит. Его суть: почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды?
Парадокс объясняется первым законом Госсена (законом убывающей предельной полезности): при непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы продукта ниже, чем предыдущей, то есть предельная полезность убывает по мере насыщения потребности. На цену и спрос влияет именно предельная полезность. Условно говоря, первый стакан воды может спасти от жажды, третий будет использован скорее для умывания, десятый будет использован скорее для мытья пола. Вода встречается чаще алмазов, поэтому удовлетворение потребности в ней происходит быстрее, чем удовлетворение потребности в алмазах.
Проблема, связанная с парадоксом ценности, послужила одной из причин анализа проблемы предельных величин: Карл Менгер пришёл к выводу, что ценность зависит от субъективной оценки людей, которые наиболее высоко ценят относительно наиболее редкие товары и услуги.
Однако с точки зрения классической политической экономии никакого парадокса не существует. Цена товаров зависит не столько от их ценности для потребителя, сколько от стоимости (затрат рабочего времени) для производителя. Затраты на добывание стакана воды сопоставимы с затратами для добывания алмаза точно так же, как сопоставимы их цены.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Парадокс А. Смита» в других словарях:
Парадокс мальчика и девочки — Парадокс Девочки и мальчика также известен в теории вероятностей, как «Парадокс мальчика и девочки», «Дети мистера Смита» и «Проблемы миссис Смит». Впервые задача была сформулирована в 1959 м году, когда Мартин Гарднер опубликовал один из самых… … Википедия
Парадокс неожиданной казни — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Парадокс неожиданной казни (англ. Unexpected hanging par … Википедия
Парадокс воды и алмазов — График показывает предельную полезность (измеряется в единицах полезности) алмазов и воды как функцию объема потребления. Парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита) Автором парадокса считается Адам Смит. Его суть: почему,… … Википедия
Парадокс ценности — График показывает предельную полезность (измеряется в единицах полезности) алмазов и воды как функцию объёма потребления. Парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита … Википедия
Максвелл, Джеймс Клерк — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Максвелл. Джеймс Клерк Максвелл James Clerk Maxwell … Википедия
Смит, Марк Эдвард — В Википедии есть статьи о других людях с именем Марк Смит. Марк Э. Смит … Википедия
Торговля — (Trade) Определение торговли, история возникновения торговли Определение торговли, история возникновения торговли, основы торговли Содержание Содержание 1. История возникновения Торговля в История торговли развитых мира Торговля в в 20 веке 2.… … Энциклопедия инвестора
The Fall — Основная информация … Википедия
Международная торговля — Международная торговля система международных товарно денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI XVIII веках. Её развитие один из… … Википедия
Внешняя торговля — (Foreign trade) Содержание Содержание Оприделение Преимущества участия в Современные теории международной торговли Меркантилизм Теория абсолютных преимуществ Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо Теория Хекшера Олина Парадокс Леонтьева… … Энциклопедия инвестора
Парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита)
Парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита)
Введение
Исторически сложилось так, что почти повсеместно формирование экономической науки чаше всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита (1723-1790) — величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в. И, хотя экономическая наука начинается действительно не с этого автора, но именно он, как сказал М. Блауг, стал тем, кто создал «первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки».
В свое время А. Смит обратил внимание на парадокс воды и алмазов. Вода жизненно необходима всем, но ее цена очень низка. Алмазы имеют весьма ограниченное использование и не являются предметом жизненной необходимости, но цена на них чрезвычайно высока.
Именно данному вопросы и посвящена данная работа. В ней мы рассмотрим суть данного парадокса и его объяснение, а также изучим способ разрешения данного парадокса К. Менгером.
1. Чем объясняется парадокс Смита, его смысл
В своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» Адам Смит для того, чтобы объяснить разницу между потребительной стоимостью и меновой стоимостью, приводит следующий пример: «Нет ничего полезнее воды, но на нее почти ничего нельзя купить, почти ничего нельзя получить в обмен на нее. Напротив, алмаз почти не имеет никакой потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество других товаров». Таким образом, Адам Смит защищает свой тезис о том, что «Предметы, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют совсем небольшую меновую стоимость или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы, имеющие очень большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительную или совсем ее не имеют».
Вспомним, что блага, удовлетворяющие второстепенные потребности (алмазы, золото, бриллианты), сравнительно редки. По сравнению с благами, удовлетворяющими насущные потребности (водой, хлебом, одеждой), они менее важны для потребителя, их полезность ниже. И тем не менее цена алмаза или золота по сравнению со второй группой благ намного выше.
С точки зрения классической политической экономии никакого парадокса не существует. Классическая политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо,) объясняет это противоречие тем, что цена массовых товаров зависит не столько от их ценности для потребителя, сколько от стоимости (затрат рабочего времени) для производителя.
Средние затраты на добывание стакана воды сопоставимы со средними затратами для добывания алмаза точно так же, как сопоставимы их цены.
По мнению представителей австрийской школы, к оценке полезности следует подходить как бы с двух сторон. Одно дело общая полезность (хлеба, алмазов, бензина) в соответствии с их свойствами и приносимой ими пользой, другое дело полезность конкретного товара, в котором нуждается данный потребитель.
Конкретная полезность первого кувшина воды весьма высока. Если нет хотя бы одного кувшина воды, можно истомиться от жажды. Полезность пятого или шестого кувшина намного меньше: вода пойдет на полив цветов или на мытье пола. Предельная полезность убывает по мере насыщения потребности.
Маржиналисты поясняют, что не общая полезность алмаза или воды имеет значения, а полезность каждой единицы. И, если мы находимся в пустыне, то полезность первого литра воды будет практически бесконечно большой, а полезность первого алмаза практически равной нулю. И только пока пресной воды еще достаточно много, мы ее оцениваем очень низко, а алмазы и драгоценные металлы — очень высоко.
На цену (и на спрос) влияет именно предельная полезность. Если воды много, цена ее снижается; если алмазы редки, их чрезвычайно мало, цена алмазов взлетает вверх.
Проблема, связанная с парадоксом стоимости алмаза и воды, послужила одной из предпосылок анализа проблемы предельных величин. Стремясь найти ответ на вопрос, почему самые нужные человеку блага отнюдь не самые ценные, один из основателей австрийской школы Карл Менгер (1840–1921) приходит к выводу, что ценность зависит от субъективной оценки людей, которые наиболее высоко ценят относительно наиболее редкие товары и услуги.
Таким образом, нельзя с полной уверенностью заявлять, что сам Адам Смит считал парадоксом то, что алмаз почти не имеет никакой потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество других товаров. Есть некоторая вероятность, что это пример, но не какая-то проблема, которую было невозможно решить на тот момент, и о поиске решения к которой Смит призывает нас. Хотя, конечно Адам Смит говорит о том, что «употребление богатыми драгоценных металлов, создав добавочный спрос на них, а, следовательно, уменьшив их количество, могущее быть употребленным на другие цели, могло впоследствии привести к сохранению или даже повышению их высокой стоимости». Здесь становится очевидным, что Смит все-таки не связывает между собой стоимость и полезность прямо и безусловно, он говорит лишь о том, что «могло привести».
2. Как предлагал разрешить этот парадокс К. Менгер
Менгер полагал, что стоимость совершенно субъективна. Она определяется способностью продукта удовлетворять человеческие желания. Более того, действительная стоимость зависит от полезности продукта в его наименее важном применении. Если продукт существует в изобилии, он будет использован для менее важных целей. Но если он становится более редким, то от наименее важного варианта его использования откажутся, и он будет заменён новым вариантом наименее важного использования, из которого можно извлечь больше полезности.
Эта теория стоимости позволила разрешить так называемый «парадокс воды и бриллиантов», который сформулировал экономист Адам Смит (Adam Smith), но не смог разрешить. Смит заметил, что, хотя жизнь не может существовать без воды и может легко обходиться без бриллиантов, однако бриллианты ценятся гораздо дороже воды. Теория предельной полезности стоимости разрешает этот парадокс следующим способом.
Менгер предложил составить шкалу различных благ в соответствии с их конкретной полезностью. Такая шкала полезностей получила название «таблица Менгера» (таб.2.1)
Парадокс ценности
Парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита). Автором формулировки парадокса считается Адам Смит. Его суть: почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды?
Классическая политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) объясняет это противоречие тем, что цена массовых товаров зависит не столько от их ценности для потребителя, сколько от стоимости (затрат рабочего времени) для производителя. Средние затраты на добывание стакана воды сопоставимы со средними затратами для добывания алмаза точно так же, как сопоставимы их цены (см. Трудовая теория стоимости).
Герман Госсен объяснял противоречие законом убывающей предельной полезности (первый закон Госсена): при непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы продукта ниже, чем предыдущей, то есть предельная полезность убывает по мере насыщения потребности. На цену и спрос влияет именно предельная полезность. Условно говоря, первый стакан воды может спасти от жажды, третий будет использован скорее для умывания, десятый будет использован скорее для мытья пола. Вода встречается чаще алмазов, поэтому удовлетворение потребности в ней происходит быстрее, чем удовлетворение потребности в алмазах.
Парадокс воды и алмазов
Парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита) Автором парадокса считается Адам Смит. Его суть: почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды?
Парадокс объясняется первым законом Госсена (законом убывающей предельной полезности): при непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы продукта ниже, чем предыдущей, то есть предельная полезность убывает по мере насыщения потребности. На цену и спрос влияет именно предельная полезность. Условно говоря, первый стакан воды может спасти от жажды, третий будет использован скорее для умывания, десятый будет использован скорее для мытья пола. Вода встречается чаще алмазов, поэтому удовлетворение потребности в ней происходит быстрее, чем удовлетворение потребности в алмазах.
Проблема, связанная с парадоксом ценности, послужила одной из причин анализа проблемы предельных величин: Карл Менгер пришёл к выводу, что ценность зависит от субъективной оценки людей, которые наиболее высоко ценят относительно наиболее редкие товары и услуги.
Однако с точки зрения классической политической экономии никакого парадокса не существует. Цена товаров зависит не столько от их ценности для потребителя, сколько от стоимости (затрат рабочего времени) для производителя. Затраты на добывание стакана воды сопоставимы с затратами для добывания алмаза точно так же, как сопоставимы их цены.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Парадокс воды и алмазов» в других словарях:
Парадокс А. Смита — График показывает предельную полезность (измеряется в единицах полезности) алмазов и воды как функцию объема потребления. Парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита) Автором парадокса считается Адам Смит. Его суть: почему,… … Википедия
Парадокс ценности — График показывает предельную полезность (измеряется в единицах полезности) алмазов и воды как функцию объёма потребления. Парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита … Википедия
Менгер, Карл — Carl Menger Дата рождения: 23 февра … Википедия
Список парадоксов — … Википедия
Парадоксы — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия
Соединённые Штаты Америки — (United States of America), США (USA), гос во в Cев. Aмерике. Пл. 9363,2 тыс. км2. Hac. 242,1 млн. чел. (1987). Cтолица Bашингтон. B адм. отношении терр. США делится на 50 штатов и федеральный (столичный) округ Kолумбия. Oфиц. язык… … Геологическая энциклопедия
Африка — У этого термина существуют и другие значения, см. Африка (значения). Африка на карте полушари … Википедия
ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА — (South Africa) Общие сведения Официальное название Южно Африканская Республика (ЮАР) (The Republic of South Africa). Расположена на юге Африки. Площадь 1219,9 тыс. км2. Численность населения 43,7 млн чел. (2002, оценка). Государственные языки 11… … Энциклопедия стран мира
Северная Америка — на карте полушария Северная Америка (англ. North America, фр. … Википедия