Что такое параметры в математике

ПАРАМЕТР (в математике)

Смотреть что такое «ПАРАМЕТР (в математике)» в других словарях:

ПАРАМЕТР — (от греч. parametron отмеривающий) в математике величина, числовые значения которой позволяют выделить определенный элемент (напр., кривую) из множества элементов (кривых) того же рода. Напр., в уравнении x2 + y2 = r2 величина r является… … Большой Энциклопедический словарь

ПАРАМЕТР — (от греч. parametnm отмеривать) англ. parameter; нем. Parameter. 1. В математике величина, значение к рой является постоянным в пределах рассматриваемой задачи. 2. Величина, характеризующая к. л. свойство устройства, процесса, вещества; то же,… … Энциклопедия социологии

параметр — 1. В математике величина, входящая в формулы и выражения, значение коей в рамках рассматриваемой задачи является постоянным. 2. Величина, характеризующая некое свойство процесса, устройства, вещества, то же, что и показатель. Словарь… … Большая психологическая энциклопедия

Параметр — У этого термина существуют и другие значения, см. Параметр (значения). В Викисловаре есть статья «параметр» Параметр (от др. греч. παραμετρέω&# … Википедия

параметр — а; м. [от греч. parametrōn отмеривающий] 1. Матем. Величина, входящая в математическую формулу и сохраняющая своё постоянное значение лишь в условиях данной задачи. 2. Физ., техн. Величина или величины, характеризующие какие л. свойства процесса … Энциклопедический словарь

ПАРАМЕТР — (от греч. parametron отмеривающий) в математике, величина, числовые значения к рой позволяют выделить определ. элемент (напр., кривую) из множества элементов (кривых) того же рода. Напр., в ур нии х2 + у2 = r2 величина r является П. окружности … Естествознание. Энциклопедический словарь

параметр — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? параметра, чему? параметру, (вижу) что? параметр, чем? параметром, о чём? о параметре; мн. что? параметры, (нет) чего? параметров, чему? параметрам, (вижу) что? параметры, чем? параметрами, о… … Толковый словарь Дмитриева

Параметр — (от греч. parametron отмеривающий) 1) (в математике) величина, входящая в формулы и выражения, значение которой является постоянной в пределах рассматриваемой задачи, но изменяется при переходе к другой задаче; 2) (в технике) величина,… … Начала современного естествознания

Параметр — (греч. parametron – отмеривающий) – 1. признак, критерий, характеризующий какое то явление и определяющий его оценку; 2. в математике – некая константа в формуле или выражении; 3. в статистике – значение, которое вводится в математическую функцию … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПАРАМЕТР — (от греч. parametnm отмеривать) англ. parameter; нем. Parameter. 1. В математике величина, значение к рой является постоянным в пределах рассматриваемой задачи. 2. Величина, характеризующая к. л. свойство устройства, процесса, вещества; то же,… … Толковый словарь по социологии

Источник

Что такое параметр? Простые задачи с параметрами

Одна из сложных задач Профильного ЕГЭ по математике — задача с параметрами. В ЕГЭ 2022 года это №17. И даже в вариантах ОГЭ они есть. Что же означает это слово — параметр?

Толковый словарь (в который полезно время от времени заглядывать) дает ответ: «Параметр — это величина, характеризующая какое-нибудь основное свойство устройства, системы, явления или процесса».

Хорошо, параметр — это какая-либо характеристика, свойство системы или процесса.

Вот, например, ракета выводит космический аппарат в околоземное пространство. Как вы думаете — какие параметры влияют на его полет?

Если корабль запустить с первой космической скоростью, приближенно равной 7,9 км/с, он выйдет на круговую орбиту.

Вторая космическая скорость, приближенно равная 11,2 км/с, позволяет космическому кораблю преодолеть поле тяжести Земли. Третья космическая скорость, приближенно равная 16,7 км/с, дает возможность преодолеть гравитационное притяжение Земли и Солнца и покинуть пределы Солнечной системы.

А если скорость меньше первой космической? Значит, тонны металла, топлива и дорогостоящей аппаратуры рухнут на землю, сопровождаемые репликой растерянного комментатора: «Кажется, что-то пошло не так».

Скорость космического корабля можно — параметр, от которого зависит его дальнейшая траектория и судьба. Конечно, это не единственный параметр. В реальных задачах науки и техники, задействованы уравнения, включающие функции многих переменных и параметров, а также производные этих функций.

1. Теперь пример из школьной математики.

Количество корней квадратного уравнения зависит от знака выражения, которое называется дискриминант.

Дискриминант квадратного уравнения:

Если Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике, квадратное уравнение имеет два корня: и

Если Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике, то есть с > 1, корней нет.

В нашем уравнении с — параметр, величина, которая принимать любые значения. Но от этого параметра с зависит количество корней данного уравнения.

Для того чтобы уверенно решать задачи с параметрами, необходимо отличное знание и алгебры, и планиметрии.

И еще две простые задачи с параметром.

2. Найдите значение параметра p, при котором уравнение имеет 2 различных корня.

Квадратное уравнение имеет два различных корня, когда Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике.

Найдем дискриминант уравнения

Вспомним, как решаются квадратичные неравенства (вы проходили это в 9 классе).

Разложим левую часть неравенства на множители:

Рисуем параболу с ветвями вверх. Она пересекает ось р в точках и

Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике

3. При каких значениях параметра k система уравнений не имеет решений?

Оба уравнения системы — линейные. График линейного уравнения — прямая. Запишем уравнения системы в привычном для нас виде, выразив у через х:

Источник

Что такое параметр

Анна Малкова (автор книги для подготовки к ЕГЭ, ведущая годового Онлайн-курса подготовки к ЕГЭ на 100 баллов, руководитель компании «ЕГЭ-студия» (Курсы ЕГЭ))

Приветствую будущих студентов!

Я заметила, что на своем YouTube- канале я разбирала несколько задач с параметрами, но так и не рассказала, что такое параметр.

Толковый словарь русского языка, куда полезно иногда заглядывать, дает следующее определение: «Параметр – это величина, характеризующая какое-нибудь основное свойство устройства, системы, явления или процесса». Что же это значит? Давайте разберемся.

Вот ракете выводит космический корабль в околоземное пространство. Если спутник запустить с первой космической скоростью, приближенно равной 7,9 км/с, он выйдет на круговую орбиту. Первый искусственный спутник Земли, СССР, 1957 год. Вторая космическая скорость, приближенно равная 11,2 км/с, и космический корабль преодолевает поле тяжести Земли. Третья космическая скорость, приближенно 16,7 км/с, дает космическому кораблю возможность выйти за пределы Солнечной системы и преодолеть гравитационное притяжение Земли и Солнца. Например, такой космический корабль, который назывался «Вояджер-1», был запущен в 1977 году, и в 2012 году вышел за пределы Солнечной системы, и теперь будет вечно бороздить просторы космоса. Этот корабль передал на Землю сигналы и снимки отдаленных планет. Кроме аппаратуры, он несет на своем борту золотой диск. На этом диске записаны звуковые и видеосигналы. Например, схема излучения атома водорода, местоположение Солнца, человек и его строение, земные пейзажи, шум моря, звук шагов, песни птиц, приветствие на разных языках, музыка, даже грузинский хор; плач ребенка, голос мамы, которая его успокаивает. Это подарок неизвестным существам от маленького, затерянного во Вселенной, мира нашей планеты. И может быть когда-нибудь они обнаружат этот корабль, расшифруют наше послание и узнают о нас.

Значит скорость космического корабля – это параметр, от которого зависит его дальнейшая траектория и судьба, и конечно, это не единственный параметр. При запуске космического корабля таких параметров десятки и сотни.

Реальные задачи науки и техники используют функции не одной, а многих переменных: и первые-вторые, и энные производные этих функций.

А что же будет если какой-то параметр рассчитан неправильно?

Помните, как появилось выражение «Кажется, что-то пошло не так»? Эти слова вырвались у комментатора, который вел прямую трансляцию о запуске космического корабля, и через несколько секунд после старта увидел, что ракета, вместо того, чтобы устремиться к звездам, по параболе направилась к Земле.

Но, конечно, мы начнем не со сложных функций многих переменных, а с чего-то очень-очень простого.

На картинке мы видим параболу и ее формулу, С – это параметр. На что он влияет? Посмотрите, здесь С равно 0, и парабола проходит через начало координат. С равно 2, и парабола поднимается на 2 вверх по вертикале. С равно – 3, и парабола опускается по вертикале на 3 единицы.

Значит параметр – это такая переменная в уравнении, которая может принимать разные значения, и при разных значениях этой переменной мы получаем разные уравнения.

В заданиях ЕГЭ у вас есть задачи с параметром. Это задача №18 профильного раздела.

И сейчас я покажу самую простую иллюстративную задачу. Проще тех, которые будут на ЕГЭ, но зато ее можно красиво нарисовать.

При каком значении параметра с уравнение, которое вы видите на экране имеет ровно 6 корней?

Давайте нарисуем график левой части этого уравнения. Начнем с графика функции. Сначала сдвигаем его на 2 вправо. Затем вычитаем 3, график сдвигается на 3 единицы вниз. Снова берем модуль от получившегося выражения. Все, что было ниже оси абсцисс, переворачивается вверх. Далее все, что получилось, мы сдвигаем на 1 единицу вниз. И снова берем модуль. Все, что было ниже абсцисс, переворачивается вверх. И получаем график функции, похожий на Кавказские горы.

При каком же значении параметра с это уравнение имеет ровно 6 корней? Проведем горизонтальную прямую. Следовательно, с равно 1.

Это была самая простая задача с параметром. Чтобы научиться решать такие задачи, нужно отлично знать графики основных элементарных функций, преобразование графиков, базовые элементы для решения задач с параметрами и еще множество приемов и секретов.

Подписывайтесь на мой канал и переходите по ссылкам в описании!

Источник

Исследовательская работа «Основные типы задач с параметром и их решение»

«Основные типы задач с параметром и их решение»

Оглавление

Актуальность данной темы очевидна. Ведь уравнения и неравенства с параметром стали привычной частью всех сложных экзаменационных заданий и вступительных экзаменов в ВУЗы, а также задания данного типа являются неотъемлемой частью практически всех олимпиад разного уровня.

Проблема в том, что в школьной программе такие задачи встречаются редко, и только самые простые вариации. Многие учащиеся не до конца понимают, как решать задания такого типа. Учащиеся выпускных классов лишают себя возможности получить высокие баллы за задания этого типа.

Цель данной работы: изучение основных способов решения уравнений и неравенств с параметром, рассмотрение основных типов заданий в которых применяется параметр в школьной программе.

1) сбор и обработка материала по данной теме;

2) систематизация различных методов решения;

3) проведение мастер-класса по решению уравнений с параметром;

Объект исследования : уравнения и неравенства с параметром.

Предмет исследования : методы решений уравнений и неравенств, содержащих параметр.

Глава 1. Основные понятия.

1.1 Что такое параметр.

Что такое параметр в математике? Если вы вспомните некоторые основные уравнения (например, kx+l=0, ax²+bx+c=0), то обратите внимание, что при поиске их корней значения остальных переменных, входящих в уравнения, считаются фиксированными и заданными. Все разночтения в существующей литературе связаны с толкованием того, какими фиксированными и заданными могут быть эти значения остальных переменных.

Поскольку в школьных учебниках нет определения параметра, возьмем за основу следующий его простейший вариант.

Определение: параметром называется независимая переменная, значение которой в задаче считается заданным фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству.

Независимость параметра заключается в его «неподчинении» свойствам, вытекающим из условия задачи. Например, из неотрицательности левой части уравнения |x|= a – 1 не следует неотрицательность значений выражения a – 1, и если a – 1

1.2 Что означает «решить задачу с параметром».

Естественно, это зависит от вопроса в задаче. Если, например, требуется решить уравнение, неравенство, их систему или совокупность, то это означает предъявить обоснованный ответ либо для любого значения параметра, либо для значения параметра, принадлежащего заранее оговоренному множеству.

Если же требуется найти значения параметра, при которых множество решений уравнения, неравенства и т. д. удовлетворяет объявленному условию, то, очевидно, решение задачи и состоит в поиске указанных значений параметра.

Отмечу сразу, что запись ответа – важнейший этап решения, отличающий задачу с параметром от других задач. Ответ в задаче с параметром – это описание множества ответов к задачам, полученным при конкретных значениях параметра.

1.3. Основные типы задач с параметрами.

Тип 1. Уравнения и т.п., которые необходимо решить либо для любого значения параметра (параметров), либо для значений параметра, принадлежащих заранее оговоренному множеству.

Тип 2. Уравнения и т.п., для которых требуется определить количество решений в зависимости от значения параметра (параметров).

Тип 3. Уравнения и т.п., для которых требуется найти все те значения параметра, при которых указанные уравнения, неравенства, их системы и совокупности имеют заданное число решений (в частности, не имеют или имеют бесконечное множество решений).

Легко увидеть, что задачи типа 3 в каком-то смысле обратны задачам типа 2.

Тип 4. Уравнения и т.п., для которых при искомых значениях параметра множество решений удовлетворяет заданным условиям в области определения.

Например, найти значения параметра, при которых:

Многообразие задач с параметром охватывает весь курс школьной математики (и алгебры, и геометрии), но подавляющая часть из них на выпускных и вступительных экзаменах относится к одному из четырех перечисленных типов, которые по этой причине названы основными.

1.4 Основные способы решения задач с параметром.

Способ I (аналитический). Это способ так называемого прямого решения, повторяющего стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра. Иногда говорят, что это способ силового, в хорошем смысле «наглого» решения.

Аналитический способ решения задач с параметром есть самый трудный способ, требующий высокой грамотности и наибольших усилий по овладению им.

Способ II (графический). В зависимости от задачи (с переменной x и параметром a) рассматриваются графики или в координатной плоскости (x; y), или в координатной плоскости (x; a).

Способ III (решение относительно параметра). При решении этим способом переменные x и a принимаются равноправными, и выбирается та переменная, относительно которой аналитическое решение признается более простым. После естественных упрощений возвращаемся к исходному смыслу переменных x и a и заканчиваем решение.

Перейдем теперь к демонстрации указанных способов решения задач с параметром.

Глава 2. Основные способы решения задач с параметром

2.1 Аналитический способ.

Универсальных методов решения уравнений и неравенств с параметрами не существует. Одно из немногих исключений – линейные уравнения и неравенства.

Пример 1. Решить уравнение: а ( а – 2) х = а – 2.

Полное решение см. в приложении 1

Пример 2 . Решить неравенство ( а + 3) х а – 1.

Решение. Рассмотрим случаи:

Другое важное исключение – уравнения и неравенства, связанные с квадратичной функцией.

Пример3. Решить уравнение ( а – 2) х 2 + (2 а – 3) х + а + 2 = 0.

Решение рассмотрим в приложении 2.

2.2 Графический способ.

Алгоритм графического решения уравнений с параметром:

-Находим область определения уравнения.

-Выражаем α как функцию от х.

-В системе координат строим график функции α (х) для тех значений х, которые входят в область определения данного уравнения.

-Находим точки пересечения прямой a = с, с графиком функции a (х). Если прямая a = с пересекает график a (х), то определяем абсциссы точек пересечения. Для этого достаточно решить уравнение c = a (х) относительно х.

Рассмотрим на примерах:

Пример 1: Решить уравнение | x 2 – 2 x – 3| = a в зависимости от параметра а .

Решение. Понятно, что при а ≥ 0:

если а = 0 и а > 4, то два корня.

При а = 0 получим x 2 – 2 x – 3 = 0,

уравнения x 2 – 2 x – 3 – а = 0.

4) при а = 4 – три корня:

x 2 – 2 x – 3 = 4 x 2 – 2 x – 3 = – 4 Ответ: 1) если a

x 2 – 2 x – 7 = 0 x 2 – 2 x + 1 = 0 2) если а = 0, то х 1 = –1, х 2 = 3;

2.3 Решение относительно параметра.

Если степень неизвестного слишком высока, а степень параметра не превосходит двух, то здесь эффективен метод решения уравнения (неравенства) относительно параметра.

Пример 1. Решить уравнение 2 х 3 – ( а + 2) х 2 – ах + а 2 = 0.

Решение. Перепишем уравнение в виде

Решим уравнение относительно параметра а.

D = ( х 2 + х ) 2 – 4(2 х 3 – 2 х 2 ) = х 2 ( х + 1) 2 – 8 х 2 ( х – 1) = х 2 ( х 2 + 2 х + 1 – 8 х + 8) = х 2 ( х 2 – 6 х + 9) = х 2 ( х – 3) 2

Дальнейшее решение смотри в приложении 3.

Заключение.

В процессе проделанной работы в соответствии с ее целями и задачами были получены следующие выводы и результаты:

1. Рассмотрели основные способы решения уравнений и неравенств с параметром:

— решение относительно параметра;

2. Графический метод является удобным и быстрым способом решения уравнений и систем уравнений с параметрами, но нельзя полностью представить себе сложность и нестандартность решения каждой задачи с параметром, изучая только графический способ. Нельзя научиться решать любые задачи с параметрами, используя какой-то алгоритм или формулы.

3. В заданиях ОГЭ по математике в 9 классе уравнения, системы уравнений с параметром проще, удобнее и нагляднее решать графическим способом. В связи с этим разработали ряд задач с параметром в помощь учителю и ученику (см. приложение 4). Разработанный ряд задач можно использовать на факультативах по математике при подготовке к ОГЭ, при подготовке к олимпиадам или для привития интереса к математике, совершенствования математической культуры, навыков дедуктивного мышления и творческих исследовательских способностей. Данный справочник предложен 9-классникам.

Планирую продолжить работу над этой темой, и расширить круг изучаемых типов заданий с параметрами.

Литература.

1. Алгебра. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Мордкович.- М.:Мнемозина, 2013;

2. Горнштейн П.И. «Задачи с параметрами. » Москва 2003г.;

3. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2014: учебно-методические пособие/ Под ред.Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013г.;

4. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2013 : учебно-методические пособие/ Под ред.Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012г.;

5. Солуковцева Л. «Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами. Москва.2007г.;

6. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. Пособие для 10 кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1989.;

7. ЯстребинецкийГ.А.«Уравнения и неравенства, содержащие параметры», 1972г.

Источник

О задачах с параметром

Первоначальные сведения

I. Что такое параметр?

Если вы вспомните некоторые основные уравнения (например, kx+l=0, ax 2 +bx+c=0), то обратите внимание, что при поиске их корней значения остальных переменных, входящих в уравнения, считаются фиксированными и заданными. Все разночтения в существующей литературе связаны с толкованием того, какими фиксированными и заданными могут быть эти значения остальных переменных.

Например, в уравнениях |x|=a–1 и ax=1 при a=0 равенства не выполняются при любых значениях переменной x, а в уравнения Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикепри a=0 их левые части не определены. Есть авторы, допускающие рассмотрение значения a=0 во всех приведенных случаях, и есть авторы, исключающие его в двух последних, вводя понятие допустимых значений переменной a.

Поскольку в школьных учебниках нет определения параметра, мы предлагаем взять за основу следующий его простейший вариант.

Определение. Параметром называется независимая переменная, значение которой в задаче считается заданным фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству.

Комментарий. Независимость параметра заключается в его «неподчинении» свойствам, вытекающим из условия задачи. Например, из неотрицательности левой части уравнения |x|=a–1 не следует неотрицательность значений выражения a–1, и если a–1 3 –(2–a)x 2 –ax–a(a–2)=0.

Решение. Исходное кубическое по x уравнение является квадратным относительно a. Поэтому, считая переменную x параметром, перепишем это уравнение в виде стандартного квадратного уравнения относительно a, опуская промежуточные шаги по раскрытию скобок и перегруппировке:

a 2 –(x 2 –x+2)a – x 3 + 2x 2 = 0.

x 2 –x+2=x 2 +(2–x) и –x 3 +2x 2 =x 2 (2–x),

то по обратной теореме Виета

Поэтому исходное уравнение равносильно совокупности уравнений

Первое уравнение преобразуется к виду x 2 =a, откуда

(1): при a 0 два решения
(3): Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике

Второе уравнение совокупности имеет единственное решение (5): x=2a для любого значения параметра a.

Комментарий 1. Многие учащиеся, доведя решение до данного момента, испытывают трудности в формировании общего ответа. Приведем удобный прием представления полученных результатов для дальнейшего продвижения в решении задачи. Будем называть данный прием: «разверткой вдоль оси параметра».

Изображаем ось параметра a и отмечаем на ней граничные значения параметра, которые фигурируют в ответах к каждому уравнению совокупности. Все найденные решения уравнений для тех значений параметра a, при которых хотя бы одно решение существует, выписываем в таблице слева (последовательно сверху вниз). Сплошной линией, параллельной оси параметра, указываем те промежутки значений параметра, при которых полученное решение существует. Заметим, что концы промежутков изображаются «светлыми» точками в случае, когда соответствующее решение не существует, а «темными» точками — в противном случае.

Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике

Данная развертка позволяет легко найти все решения исходного уравнения для любого действительного значения параметра: x=2–a при a 0.

Комментарий 2. Возникает принципиальный вопрос: является ли приведенный выше ответ окончательным? С одной стороны, для поставленной задачи ответ можно считать окончательным, если допустить возможность повторения в ответе одного и того же решения в различном виде.

Например, при a = 1 равенства Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикеи x = 2 – a определяют одно и то же значение переменной x=1, а при a=4 равенства Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикеи x=2a аналогично определяют одно значение x=–2. Однако оставлять подобные повторения без внимания обычно не принято, тем более, что при других, особенно популярных в последнее время постановках задач («Укажите количество различных корней данного уравнения в зависимости от параметра a» или «При каких значениях параметра a уравнение имеет одно решение?») игнорирование указанного обстоятельства приводит к неверному ответу.

Полученные равенства (2)–(5) могут при некоторых значениях параметра a определять одно и то же значение переменной x. Найдем указанные значения параметра. Поскольку значения Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике– различны для всех a>0, осталось выяснить, при каких значениях a выполняются равенства Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикеПусть Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикетогда первое уравнение приводится к виду t 2 +t–2=0, откуда t=1 и t=–2 (не подходит, так как Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикепри a > 0), т. е.Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике. Аналогично решая второе уравнение, находим a=4.

Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике

Полученный результат в таблице 2 проиллюстрирован следующим образом: линии равенства (4) и (5) «сливаются» при a=1, линии (3) и (5) «сливаются» при a=4.

Замечания. 1. При практическом использовании «развертки по параметру» таблицу 2 рекомендуем не воспроизводить, а полученные «слияния» изображать в таблице 1.

2. Для изолированных значений параметра естественно приводить числовые значения корней.

Используя таблицу 2, легко сформулировать окончательный ответ задачи.

Замечание. Очевидно, что решение предыдущего примера позволяет, в частности, получить ответ и на поставленный вопрос. Для этого в таблицу 2 удобно ввести еще одну строчку, соответствующую количеству различных корней по переменной x при данном значении параметра a (в дальнейшем будем обозначать указанное число различных корней через N(a)). В этом случае таблица 2 будет выглядеть следующим образом.

Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике

Количество различных корней для каждого значения a совпадает с числом пересечений соответствующей вертикальной линии с приведенными ранее сплошными горизонтальными линиями (или «темными» точками) с учетом совпадений решений при найденных значениях параметра. Например, при a=2 соответствующая вертикальная линия пересекает сплошные горизонтальные три раза, а при a=4 она хотя и пересекает те же линии, но две из них «сливаются», поэтому при a=4 количество различных корней равно двум, а не трем, т. е. N(2)=3 и N(4)=2.

Ответ: уравнение имеет один корень при a 4.

Укажем иной (достаточно популярный и эффективный) способ решения данной задачи, который с успехом может быть использован и при решении задач других типов (включая и задачи типа 1). Предлагаемый способ основан на рассмотрении множества точек плоскости с координатами (x; a), для которых выполняются соответствующие уравнения. Это множество точек обычно называют графиком уравнения.

Решение. Исходное уравнение равносильно совокупности a–x 2 =0 или a+x–2=0. Поэтому построение искомого множества точек — графика уравнения — сводится к построению графиков a=x 2 и a=2–x (рис. 1).

Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике
Рис. 1

Координаты точек пересечения графиков определяются как решение системы уравнений Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикерешив которую находим координаты (1; 1) точки A и (– 2; 4) — точки B.

Понятно, что все точки параболы и прямой (и только они) имеют координаты (x; a), удовлетворяющие исходному уравнению. Поэтому количество различных корней уравнения по переменной x при каждом значении параметра a=a0 совпадает с количеством точек пересечения прямой l, задаваемой равенством a=a0, с построенным множеством точек.

Очевидно, что при a 2 , т. е. имеет с ней одну общую точку и пересекает прямую a=2–x, поэтому N(0)=2. При дальнейшем возрастании параметра a от 0 до 1 (не включая значения 1) прямая l пересекает график уравнения в трех точках, откуда N(a)=3 при 0 4.

Ответ: N(a)=1 при a 4.

Комментарий. При решении рассмотренным способом задач типа 1 при данном значении параметра a0 решениями уравнения являются абсциссы точек пересечения прямой a=a0 с графиком уравнения.

Задача 3. При каких значениях параметра a уравнение |x+2|=ax не имеет решений?

Решение 1. Для каждого значения параметра a решим данное уравнение, после чего отберем те значения параметра, при которых уравнение решений не имеет.

На основании определения модуля заключаем, что исходное уравнение равносильно совокупности двух систем:

Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике. Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике

Первая система имеет одно решение Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикепри Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикет. е. при a Ј 0 или a>1 и не имеет решений при остальных значениях параметра. Вторая система имеет одно решение Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикет. е. при – 1 Ј –1, a=0, a>1; два решения Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикеАнализируя полученный результат, определяем значения параметра a, при которых уравнение не имеет решений.

Ответ: 0 Ј 1.

Замечание. Мы привели здесь решение задачи в общем виде с целью повторной иллюстрации решения задач типа 1 (рекомендуем для анализа полученных решений составить таблицу «развертки вдоль оси параметра», табл. 1–3).

Может показаться, что приведенное решение не экономно и содержит много лишних ходов. Например, кажется естественным после получения совокупности двух систем сразу искать лишь те значения параметра, при которых не имеет решений каждая из систем, после чего найти значения параметра, при которых обе системы не имеют решений одновременно. Однако даже понимание того, что требуется проделать в этом случае, уже представляет собой определенную трудность для ряда учащихся. Сказанное, разумеется, не означает, что во всех аналогичных задачах целесообразно выходить на более общую постановку вопроса (выбор оптимального способа решения зависит от конкретной задачи).

Решение 2. Приведем еще один вариант использования графических представлений для решения задач с параметрами.

Как известно, число решений уравнения f(х)=g(x) совпадает с количеством точек пересечения графиков функций y=f(x) и y=g(x), построенных в одной системе координат. Рассмотрим графики функций y=|x+2| и y=ax (рис. 2). График первой функции не зависит от параметра a; график второй функции (правой части уравнения) принадлежит семейству прямых, проходящих через начало координат, — «подвижный» график. Поэтому искомые значения параметра a соответствуют тем прямым из указанного семейства, которые не пересекают график функции y=|x+2|.

Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике
Рис. 2

При изменении параметра a от – Ґ до + Ґ прямая y=ax поворачивается, начиная от «вертикального» положения «слева» от оси координат, против часовой стрелки вокруг начала координат. Очевидно, что при a Ј 0 прямая y=ax пересекает по крайней мере один раз «неподвижный» график y=|x+2|; при дальнейшем возрастании параметра a до момента a=1 (включительно) прямая не имеет общих точек с «неподвижным» графиком; при a>1 у графиков снова появляется общая точка. Поэтому исходное уравнение не имеет решений при 0 Ј 1.

Комментарий. В общем случае решение уравнений предложенным способом состоит в предварительном преобразовании уравнения к одному из видов: f(x)=g(x; a) или f(x; a)=g(x; a), после чего рассматриваются графики обеих частей уравнения в одной системе координат. При этом в первом случае изучается взаимное расположение «неподвижного» графика функции f и «подвижного» (в зависимости от параметра) графика функции g, а во втором случае оба графика «подвижны».

Выбор того или иного варианта предопределяется как возможностью приведения исходного уравнения к одному из видов, так и искусством работы с графиками того, кто решает данное уравнение.

Для сравнения решите самостоятельно известную задачу.

При каких значениях параметра a уравнение x–a=2|2|x|– a 2 | имеет ровно три различных корня?

Задача 4. Найдите все значения параметра a, при каждом из которых множество решений неравенства (a–x 2 )(a+x–2) 2 Ј 1.

Замечание. Ниже приводятся три решения данной задачи.

Первое из них традиционно для большинства учащихся (обычно решение такого рода называют прямым алгебраическим решением). Как правило, попытки подобного решения характерны и для начинающих овладевать методами решений задач с параметрами, и для «опытных бойцов», которых не смущает обилие технических трудностей.

Рекомендуем обратить самое пристальное внимание на второе решение, поскольку приводимый способ, во-первых, отличен от уже разобранных в настоящей статье и, во-вторых, его можно расценивать как достаточно самостоятельный и эффективный метод решения широкого класса задач с параметрами.

Третье решение проводится уже знакомым вам по примерам 2 и 3 графическим способам.

Решение 1. Множитель (a–x 2 ) является квадратным трехчленом относительно x, который не имеет корней при a 0. Второй множитель, линейный по переменной x, имеет один корень при любом значении параметра a. Поэтому в данной задаче целесообразно рассмотреть три случая.

Случай 1. Пусть a 2 0, т. е. x>2–a.

Комментарий. В этот момент возникает основная логическая трудность, характерная для данного способа решения задач типа 4: определение тех значений параметра a 2 Ј 1 (не содержит ни одного x из отрезка [– 1; 1]).

Так как полученное множество решений неравенства при a Ґ ), то, очевидно, данный луч не содержит точек отрезка [– 1; 1] тогда и только тогда, когда начало луча лежит «правее» отрезка либо совпадает с его правым концом, т. е. выполняется условие 2–a і 1, которое, очевидно, истинно при всех рассматриваемых значениях параметра a 2 )(x–2) 2. Это означает, что значение параметра a=0 удовлетворяет условию задачи: луч (2; + Ґ ) не содержит точек отрезка [– 1; 1], и мы имеем еще одну «часть» ответа: a=0.

Комментарий. При разбиении решения задачи на случаи в зависимости от параметра рекомендуем все граничные значения параметра исследовать непосредственной подстановкой в исходное уравнение (неравенство, систему). Это полезно для промежуточного контроля решения задачи.

Случай 3. Пусть a>0. Тогда неравенство можно переписать в виде

Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике(A)

Комментарий. Ясно, что при фиксированном значении a полученное неравенство легко решается методом интервалов, однако в нашем случае (и это характерно для задачи с параметрами!) процесс упорядочения корней по возрастанию выделяется в самостоятельный фрагмент решения.

Корень первого множителя Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикепри любом a>0 меньше корня второго множителя Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикеКорень третьего множителя x3=2–a в зависимости от a может находиться как на промежутке от x1 до x2, так и вне его (слева либо справа). Для определения возможных вариантов сравним x3 с x1 и x2.

Вариант 1. Пусть Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикеПолученное неравенство решаем как квадратное относительно Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике(t>0, так как в рассматриваемом случае a>0): t 2 –t–2>0, откуда t 2; с учетом условия t>0 получаем, что t>2. Возвращаясь к параметру a, имеем неравенство Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикет. е. a>4. Итак, для a>4 справедливо соотношение x3 x2, т. е. Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике

Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике
Рис. 3.

Полученное множество решений не содержит ни одной точки отрезка [– 1; 1] тогда и только тогда, когда отрезок [– 1; 1] расположен либо левее точки x3=2–a, либо между точками Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикеС учетом условия a>4 первая ситуация исключается, а вторая определяется системой неравенств Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикекоторая выполняется для любого a>4. В итоге приходим к выводу, что все значения параметра a>4 являются искомыми.

Вариант 2. Пусть x3=x1, т. е. Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикеоткуда a=4 и неравенство (A), принимая вид (x+2) 2 (x–2)>0, имеет решение x>2, которое не содержит точек отрезка [– 1; 1]. Следовательно, значение a=4 — искомое.

Вариант 3. Пусть Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикеРешая соответствующую систему неравенств Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикеполучим, 1 x2, т. е. Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике

Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике
Рис. 4.

Следовательно, условию задачи удовлетворяют те и только те значения параметра, при которых отрезок [– 1; 1] расположен либо левее точки Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикелибо между точкамиЧто такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике. Поскольку первая ситуация, очевидно, невозможна Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикето искомые значения a определяются системой неравенств Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикеa і 3. С учетом того, что в данном варианте рассматривались значения параметра a от 1 до 4, получаем 3 Ј a 2 >0. Решением последнего неравенства (рис. 4) является объединение интервалов (–1;1) и (1;+ Ґ ), в котором содержатся точки отрезка [– 1; 1]. Значит, изучаемое значение параметра a=1 не удовлетворяет условию задачи.

Вариант 5. Пусть Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикеРешив полученное неравенство (квадратное относительно Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике), находим, что –2 0). Неравенство (A) при полученных значениях параметра (рис. 5) имеет решение

Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике

Найденное множество решений не содержит ни одной точки отрезка [– 1; 1] тогда и только тогда, когда этот отрезок расположен либо левее точки Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикелибо между точками Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикеНи та, ни другая ситуация невозможна ввиду неотрицательности арифметического квадратного корня. Следовательно, среди рассматриваемых значений параметра 0 і 3.

Таким образом, окончательный ответ задачи следующий: a Ј 0, a і 3.

Замечание к решению 1. При решении данным способом практически всегда возникает возможность продвигаться к поставленной цели с существенно меньшими затратами времени, что сопряжено, однако, с увеличением логических трудностей. Например, в случаев 3 (a > 0) нашего решения можно было рассуждать следующим образом.

Определив корни Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикекаждого множителя в неравенстве (A), замечаем, что при значении параметра a і 1. Непосредственной проверкой легко убедиться, что значение a=1 также не удовлетворяет условию задачи. При a>1 корень Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикекорень Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математикеа корень x3=2–a Ґ ) не всегда являются решениями неравенства (A). Поэтому неравенство (A) не имеет ни одного решения из отрезка [– 1; 1] тогда и только тогда, когда x3 Ј –1 (независимо (!) от расположения корней x1 и x3, (рис. 5, 6).

Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике
Рис. 5.

Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике
Рис. 6.

Итак, имеем 2–a Ј –1, откуда a і 3.

Комментарий. Типичной трудностью при решении задач предлагаемым способом является осознание того, какому условию должны удовлетворять искомые значения параметра для вновь полученных уравнений (неравенств, систем).

В нашем случае задачу, равносильную исходной, можно сформулировать следующим образом.

При каких значениях параметра a двойное неравенство x 2 2 Ј x 2 , либо a і 2–x.

Найдем сначала все значения параметра a, для которых при любом x из отрезка [– 1; 1] имеет место неравенство a Ј x 2 . Понятно, что если a Ј x 2 при любом x из отрезка [– 1; 1], то это то же самое (!), что значение a не больше наименьшего значения функции f(x)=x 2 на этом отрезке. Поскольку наименьшее значение функции f(x)=x 2 на отрезке [– 1; 1] равно 0, получаем a Ј 0.

Теперь осталось найти все значения параметра a, для которых при любом x из отрезка [– 1; 1] выполняется неравенство a і 2–x. По аналогии с предыдущими рассуждениями можно утверждать, что a і 2–x для всех x из отрезка [– 1; 1] тогда и только тогда, когда a не меньше наибольшего значения функции f(x)=2–x на отрезке [–1;1]. Поскольку наибольшее значение убывающей линейной функции f(x)=2–x на отрезке [– 1; 1] равно ее значению в точке x=–1, т. е. равно 3, то искомые значения параметра a і 3.

Объединяя полученные ответы, приходим к окончательному ответу исходной задачи: a Ј 0, a і 3.

Комментарий. Обращаем особое внимание на заключительный фрагмент решения задачи, который характерен для многих задач с параметрами: мы показали, что

Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике

Часто приходится иметь дело и с аналогичными задачами: «Найти все значения параметра a, при которых неравенство a g(x)) выполняется для любого x из заданного множества X». Подобная постановка вопроса у большинства учащихся вызывает серьезные затруднения.

Приводим ответ на поставленный вопрос.

1. Неравенство a g(x) выполняется для любого x из множества X тогда и только тогда, когда a больше наибольшего значения g(x) на множестве X (если оно существует!), т. е. Что такое параметры в математике. Смотреть фото Что такое параметры в математике. Смотреть картинку Что такое параметры в математике. Картинка про Что такое параметры в математике. Фото Что такое параметры в математике

На этом мы заканчиваем разбор отдельных примеров и в заключение особо выделим важные, по нашему мнению, соображения, которые необходимо учитывать учащемуся при овладении темой «Задачи с параметрами».

V. Заключительные рекомендации

1. Прежде чем приступить к решению задачи с параметрами, советуем разобраться в ситуации для конкретного числового значения параметра. Например, возьмите значение параметра a=5 и ответьте на вопрос: является ли данное значение a=5 искомым для задачи 4? Неудачная попытка получения ответа на поставленный вопрос, к сожалению, означает вашу принципиальную неготовность решить задачу в общем виде. В этом случае необходимо срочно принять меры к овладению основными темами школьного курса математики. Заметим, что подстановка фиксированного значения параметра позволяет во многих случаях нащупать путь решения задачи.

2. Рекомендуем обратить ваше внимание на то, что при решении задач с параметрами особую роль играет обработка результатов, полученных на том или ином этапе решения. Одной из удобных, апробированных на практике форм организации результатов, является представление их в табличном виде (см. задачу 1). Советуем в первую очередь обратить внимание на эту рекомендацию тем, кто только начинает овладевать методами решения задач с параметрами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *