Что такое парламент казахстана
В новостях вечно пишут о парламенте. А что это вообще такое?
Чем там занимаются и почему это важно знать
СОДЕРЖАНИЕ
Мы постоянно слышим о принятии и обсуждении новых законов в парламенте. Решения мажилисменов и сенаторов вызывают общественный резонанс, а их высказывания разлетаются на цитаты. Но мало кто действительно понимает, чем именно занимается парламент и зачем он нужен. Давайте разбираться.
ЧТО ТАКОЕ ПАРЛАМЕНТ
Есть две формы демократии:
В теории в государстве должны работать оба этих механизма. Например, в третьей статье Конституции Казахстана (1) сказано:
Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.
Парламент — это верховный орган представительной системы РК. Его главное назначение — издавать законы. При этом проявить законодательную инициативу, т. е. предложить проект закона, могут как сами парламентарии, так и президент и правительство.
В Казахстане государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Подробнее об этом разделении и каждой из ветвей читайте здесь.
СТРУКТУРА ПАРЛАМЕНТА
В казахстанском парламенте две палаты: Сенат (верхняя) и Мажилис (нижняя). Они отличаются полномочиями, правилами избрания депутатов и составом. Внутри палаты делятся на профильные комитеты и советы (2) .
Сенат
В верхней палате 49 мест. Туда входят по два депутата от каждой из 14 областей, двух городов республиканского значения (Алматы и Шымкент) и столицы — получается 34 сенатора. Их избирает не народ напрямую, а так называемые косвенные выборщики, депутаты местных представительных органов — маслихатов. Еще 15 депутатов назначает лично президент. Членство в верхней палате длится шесть лет, но половина сенаторов переизбирается каждые три года.
Сенатом руководит председатель (его еще называют спикером). Кандидата на эту должность выдвигает президент. Затем на тайном голосовании депутаты решают, поддержать его или нет. По закону спикер Сената должен знать казахский язык.
Председатель Сената в Казахстане практически второй человек после президента. Если глава государства досрочно освобождает должность, то его полномочия переходят к главному сенатору.
В марте 2019 года сложилась как раз такая ситуация. Когда первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о своем уходе, временно исполняющим его обязанности стал Касым-Жомарт Токаев, бывший тогда главой Сената. Место председателя верхней палаты заняла Дарига Назарбаева. Спустя год ЦИК (Центральная избирательная комиссия) прекратила ее полномочия. Новым спикером Сената стал бывший первый замглавы администрации президента Маулен Ашимбаев.
Мажилис
Мажилис формируют из 107 человек. 98 из них избираются от политических партий на общереспубликанском голосовании, которое проходит по пропорциональной системе. Это значит, что чем больше людей проголосует за партию, тем больше депутатов от нее окажется в парламенте. Чтобы попасть в Мажилис, партия должна набрать не менее 7 % голосов. Еще девять человек выбирает Ассамблея народа Казахстана. Срок полномочий мажилисменов — пять лет. Быть параллельно депутатом обеих палат запрещено.
Кандидатов на пост председателя Мажилиса выдвигают депутаты палаты. Затем проходит тайное голосование.
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ПАРЛАМЕНТ
Парламент издает законы, которые охватывают фактически все сферы: от образования до охраны окружающей среды, от гражданских прав и свобод до обороны и безопасности. Депутаты обсуждают законопроекты и другие вопросы на пленарных (от лат. plenum — «полное») заседаниях, где собираются все члены палаты. Также периодически проходят совместные заседания обеих палат.
Основные вопросы сначала рассматривают в Мажилисе, а после в Сенате. Например, депутаты последовательно:
У каждой палаты есть собственные обязанности.
Сенат избирает и освобождает от должности председателя и судей Верховного суда и уполномоченного по правам человека; соглашается (или нет) с президентом по поводу назначения председателя Нацбанка, генпрокурора, председателя Комитета национальной безопасности; лишает неприкосновенности генпрокурора, председателя и судей Верховного суда; принимает законы, если полномочия Мажилиса досрочно прекращены.
Мажилис, в свою очередь, принимает и рассматривает внесенные правительством законопроекты; голосует за назначение премьер-министра; объявляет об очередных выборах президента.
Также нижняя палата может выразить вотум недоверия правительству по инициативе не менее одной пятой части от общего числа депутатов.
ДЕПУТАТЫ: ТРЕБОВАНИЯ И ПРИВИЛЕГИИ
Депутатом парламента может стать гражданин Казахстана, постоянно проживающий в стране не менее десяти лет. К потенциальным членам верхней и нижней палат предъявляются разные требования.
Так, стать депутатом Сената может человек старше 30 лет с высшим образованием и опытом работы от пяти лет. Не менее трех лет до выборов он должен прожить в том регионе, от которого баллотируется.
К членам мажилиса помимо гражданства действует только одно требование: они должны быть старше 25 лет. Примечательно, что несмотря на такой невысокий пороговый возраст для депутатов, в действующем казахстанском парламенте нет политиков младше 30 лет. Две трети мест занимают люди в возрасте 50–65 лет.
В Конституции РК прописано, что депутаты парламента не могут быть депутатами другого представительного органа (например, маслихата), предпринимателями, руководителями или членами наблюдательного совета коммерческой организации. Также они не должны получать зарплату (кроме преподавательской, научной или творческой деятельности).
У сенаторов и мажилисменов есть целый ряд привилегий. Например, их не могут привлечь к уголовной ответственности, арестовать и судить (без согласия палаты), кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких/особо тяжких преступлений.
Парламент находится в столице, поэтому всем депутатам из регионов на время работы предоставляют бесплатное жилье. Кроме того, депутаты получают довольно высокую зарплату — около 700 тысяч тенге в месяц по последним оценкам. Это в 16.5 раз больше, чем минимальная заработная плата в стране (42 500 тенге) и в 12 раз больше, чем модальная, т. е. наиболее часто встречающаяся зарплата (58 тысяч тенге).
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ И ЛЕГИТИМНОСТЬ
Срок работы действующего мажилиса закончится в 2021 году. Согласно статье 63 Конституции РК, президент может распустить парламент, тогда внеочередные выборы проводятся в течение двух месяцев со дня роспуска.
Последние внеочередные парламентские выборы в Казахстане состоялись в 2016 году. В них участвовало шесть партий, по результатам в Мажилиc прошли депутаты от трех. Партия Nur Otan набрала 82.2 % голосов, Демократическая партия Казахстана «Ак жол» — 7.2 %, Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) — 7.1 %. Большинство депутатов действующего шестого созыва состоит в правящей партии.
За всю историю существования ни одни выборы в казахстанский парламент не были признаны миссией ОБСЕ/БДИПЧ соответствующими международным стандартам и обязательствам страны по проведению честных и свободных выборов. В частности, на выборах 2016 года международные наблюдатели подвергли сомнению рекордную явку избирателей и отметили непрозрачность процесса формирования избирательных комиссий.
6 мая 2020 года Мажилис одобрил проект Конституционного закона, который вводит в силу официальное понятие «парламентская оппозиция». По словам мажилисмена Азата Перуашева, это расширит полномочия депутатов от фракций, не входящих в парламентское большинство.
Иллюстрации: Анар Бакенова
Парламент Республики Казахстан
Парламент Республики Казахстан — высший представительный орган Республики Казахстан, осуществляющий законодательные функции.
Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.
Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат.
История
В 1993 году депутаты советов всех уровней, вплоть до Верховного Совета, начали слагать с себя полномочия. Менее чем за полтора месяца система советов в республике самоликвидировалась – более 25% депутатов советов сложили свои полномочия. В декабре 1993 на сессии Верховного Совета было принято решение о его самороспуске и передаче всех полномочий до новых выборов президенту.
7 марта 1994 года состоялись выборы в новый парламент, состоящий из 177 профессиональных депутатов. 11 марта 1995 года президент Назарбаев подписал Указ «О мерах, вытекающих из постановления Конституционного суда», на основании этого указа Парламент был объявлен распущенным.
30 августа 1995 года проходит референдум о новой Конституции. За нее голосует 89,14% пришедших на участки избирателей. Согласно новой Конституции, парламент состоит из двух палат.
Примечания
Ссылки
Зависимые территории: Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен
Непризнанные и частично признанные государства (де-факто независимые): Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Южная Осетия
Азербайджан | Армения | Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бруней | Бутан | Восточный Тимор | Вьетнам | Грузия | Египет¹ | Израиль | Индия | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Казахстан² | Камбоджа | Катар | Кипр | Киргизия | КНР | КНДР | Республика Корея | Кувейт | Лаос | Ливан | Малайзия | Мальдивы | Монголия | Мьянма | Непал | ОАЭ | Оман | Пакистан | Россия² | Саудовская Аравия | Сингапур | Сирия | Таджикистан | Таиланд | Туркмения | Турция² | Узбекистан | Филиппины | Шри-Ланка | Япония
Другие территории: Абхазия | Гонконг | Западный берег реки Иордан | Китайская Республика | Нагорно-Карабахская Республика | Сектор Газа | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия
Полезное
Смотреть что такое «Парламент Республики Казахстан» в других словарях:
Парламент Республики Кипр — Палата представителей Кипра (греч. Βουλή των Αντιπροσώπων; тур. Temsilciler Meclisi) однопалатный представительный и законодательный орган (парламент) Республики Кипр. Содержание 1 Состав … Википедия
Парламент Республики Македония — Собрание Республики Македония макед. Собранието на Република Македонија представительный орган и носитель законодательной власти (парламент) Республики Македония. Содержание 1 Структура 2 Основные обязанности … Википедия
Парламент Республики Молдова — Здание парламента Молдавии Парламент Молдавии высший представительный и законодательный орган страны. Состоит из 101 депутата. Содержание 1 Парламент согласно конституции Молдавии … Википедия
Парламент Республики Корея — Здание Национальной ассамблеи Национальная ассамблея (국회 (Кукхве)) однопалатный законодательный орган (парламент) Южной Кореи. Состав В Ассамблее представлены 300 депутатов, избираемых на 4 летний срок. Из … Википедия
Президент Республики Казахстан — Қазақстан Республикасы Президенті … Википедия
Конституция Республики Казахстан — Почтовая марка Казахстана 2005 года номиналом 72 тенге, выпущенная в честь 10 летия принятия Конституции Казахстана. Конституция Республики Казахстан основной закон Казахстана. Действущая Конституция Республики Казахстан была принята на… … Википедия
История Республики Казахстан (с 1991 года) — Новейшая история Республики Казахстан Флаг Республики Казахстан, 1992 … Википедия
Медаль «10 лет Парламенту Республики Казахстан» — Медаль «10 лет Парламенту Республики Казахстан» … Википедия
Медаль 10 лет Парламенту Республики Казахстан — Медаль «10 лет Парламенту Республики Казахстан» Оригинальное название Қазақстан Республикасының Парламентіне 10 жыл Девиз … Википедия
Вооружённые силы Республики Казахстан — Вооружённые силы Республики Казахстан … Википедия
Парламент Республики Казахстан: особенности развития
С обретением независимости в Казахстане началась активная фаза построения системы государственного управления на основе демократической модели государственного устройства. Подробнее о том, как развивался Парламент РК за тридцать лет, читайте в аналитическом материале Strategy2050.kz.
В рамках Конституции 1995 года была сформирована политическая система страны на основе разделения ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную. Принцип разделения властей позволил исключить концентрацию властных полномочий, вместе с тем, образовав единый государственный механизм, где каждая из ветвей действует в рамках своей компетенции.
Так, в выборах 1990 года участвовали более двух тысяч кандидатов, 90 из которых избирались от республиканских общественных организаций. В свою очередь, в выборах 1994 года в избирательной гонке участвовало 692 кандидата на 135 одномандатных округов. По итогам этих выборов в Верховном Совете были сформированы 4 партийные фракции и 14 депутатских групп, тем самым заложив фундамент многопартийности Парламента, и обеспечив политическим партиям реальную возможность влиять на принятие решений.
На сегодняшний день действующий Парламент, являясь двухпалатным, состоит из Сената и Мажилиса, тем самым гарантируя представленность не только республиканских, но и региональных интересов. По мнению Первого президента-Елбасы Н.А. Назарбаева, которое отмечено в издании «Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 1996-1997 годы», разделение Парламента способствует «повышению взаимной требовательности депутатов, тем самым снижается вероятность принятия «сырых» законов».
Международный опыт формирования законодательных органов
К настоящему времени, в постсоветских странах сформированы практически в равном количестве как однопалатные, так и двухпалатные парламенты. Однопалатные законодательные органы функционируют в Азербайджане, Армении, Грузии, Кыргызстане и Украине. Двухпалатный парламент представлен в шести из одиннадцати странах постсоветского пространства. Во многом выбор той или иной структуры законодательного органа обусловлен социально-экономическими и общественно-политическими особенностями стран.
Таким образом, двухпалатный Парламент при достаточно большой территориальной площади страны и существующих социально-экономических различиях в развитии регионов позволяет представлять интересы различных социальных групп во властных структурах на принципах партийного, территориального и этнического представительств. Вместе с тем, как ранее отмечалось, поэтапное рассмотрение законодательных проектов способствует недопущению поспешности в принятии новых правовых норм.
Парламент Казахстана: итоги деятельности
За 30 лет независимости Республики Казахстан двухпалатный Парламент подтвердил свою состоятельность и эффективность на всех этапах общественно-политического развития страны. За прошедшие шесть созывов обеими палатами Парламента было принято более 2 900 законов, большая часть из которых приходится на второй и четвертый созывы. В целом, можно отметить, что столь активная законотворческая деятельность Парламента обеспечила планомерный ход реализации общественно-политических, социально-экономических реформ и укреплению основ гражданского общества в стране.
Между тем, конституционная реформа 2017 года, расширив круг полномочий законодательного органа, непросто усилило институт представительства, но и поставило новые задачи перед Парламентом VII созыва, который в январе 2021 года был избран по новым электоральным правилам, выдвинутым в рамках первого пакета политических реформ К.К. Токаева. В свою очередь инициативы Президента о реформировании парламентской деятельности нашли положительный отклик среди зарубежных экспертов и политиков. В частности депутат Европарламента Виола фон Крамон отметила, что «введение обязательной 30-процентной квоты для женщин и молодежи, а также усиление роли оппозиции в законодательном процессе – долгожданное изменение».
Жанар Санхаева, старший научный сотрудник КИСИ при Президенте РК
Мажилис парламента Казахстана
Мажилис Парламент Казахстана Нижняя палата | ||
Председатель Мажилиса | Нурлан Зайруллаевич Нигматулин | |
---|---|---|
— из партии | Нур Отан | |
Депутатов | 107 | |
Адрес зала заседаний | Республика Казахстан, г. Астана, Дом Мажилиса Парламента | |
Веб-сайт | http://www.parlam.kz |
Содержание
Устройство
Состав и избрание
Мажилис состоит из 107 депутатов, избираемых в следующем порядке:
Депутаты мажилиса
Срок полномочий депутатов Мажилиса — пять лет. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента. Внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Мажилиса Парламента.
Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет.
Лишение депутата Мажилиса Парламента мандата может быть произведено при:
Полномочия мажилиса
К исключительному ведению Мажилиса согласно Конституции страны относится:
Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Мажилиса вправе выразить вотум недоверия Правительству.
Первый Парламент суверенного Казахстана
7 марта 1994 года состоялись выборы депутатов Верховного Совета Республики Казахстан.
Верховном Совете были сформированы партийные фракции: Союза Народное Единство Казахстана (СНЕК – 32 чел.), партии Народный Конгресс Казахстана (НКК – 22 чел.), Социалистической партии (12 чел.) и Федерации профсоюзов (12 чел.), а также 14 депутатских групп, которые формировались, в основном, по профессиональному признаку. Впервые в истории Казахстана политические партии и движения получили доступ к реальным рычагам власти, возможность влиять на формирование и принятие государственных программ.
Период 1994-1995 годов является чрезвычайно важным в истории становления казахстанского парламентаризма. Верховный Совет тринадцатого созыва, функционировавший с апреля 1994 по март 1995 года, стал первым профессиональным Парламентом Казахстана, в котором депутаты работали на постоянной основе.
Однако судьба Верховного Совета тринадцатого созыва оказалась весьма драматичной. Он вступил в права в наиболее сложный период государственного строительства, когда не был доведен до логического завершения механизм разделения ветвей власти, не наполнена реальным содержанием система сдержек и противовесов, до конца не определен статус Верховного Совета, Президента и Правительства.
В то же время следует признать, что Верховный Совет тринадцатого созыва заложил предпосылки дальнейшего развития парламентаризма в Казахстане. Председатель Верховного Совета тринадцатого созыва А. Кекилбаев отмечал: «Создание профессионального Парламента, пожалуй, можно без всякой натяжки назвать едва ли не самым крупным событием в общественно-политической жизни нынешнего года. Начало его работы, несомненно, войдет в казахстанский исторический календарь как одна из заметных вех в становлении новой государственности и демократии… Профессионального Парламента у нас никогда не было, и мы вынуждены действовать методом проб и ошибок… Постепенно идет выкристаллизация полномочий Верховного Совета, обладающего новым статусом».
Проработав немногим меньше года, Верховный Совет тринадцатого созыва был признан нелегитимным, так как Конституционный суд признал не соответствующими Основному Закону некоторые нормы избирательного законодательства, в соответствие с которыми проводились выборы депутатов.
Новый этап казахстанского парламентаризма начался с формирования двухпалатного Парламента в 1995 году. Выборы в Сенат и Мажилис Парламента первого созыва состоялись 9 декабря 1995 года.
В Сенат было избрано 40 депутатов – по два человека от 19 областей и столицы Республики Казахстан. Семь депутатов Сената были назначены Президентом Республики Казахстан. Все депутаты являлись дипломированными специалистами с высшим образованием, из них: 10 – юристы, 10 – экономисты, 9 – инженеры, 8 – специалисты сельского хозяйства. В составе депутатского корпуса работали 4 доктора, 11 кандидатов наук. Многие депутаты ранее избирались в законодательные органы, среди них – народные депутаты Казахской ССР, СССР, депутаты Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого и тринадцатого созывов, обладающие опытом профессиональный законотворческой деятельности. 30 января 1996 года на первом заседании Сената Парламента Республики Казахстан первого созыва по представлению Президента страны Председателем Сената был избран Омирбек Байгелди.
В Мажилис Парламента Республики Казахстан было избрано 67 депутатов. По результатам выборов в Мажилисе преобладали мужчины – 58 депутатов, женщин – 9. Все депутаты палаты имели высшее образование, из них: 7 докторов наук, 10 кандидатов наук. 30 января 1996 года на первом заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан первого созыва Председателем Мажилиса был избран Марат Оспанов.
30 января 1996 года в ходе первого заседания Парламента Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил: «. Мы стоим перед началом истинного, цивилизованного парламентаризма в Казахстане». В стране начала формироваться профессиональная парламентская среда.
Основными направлениями в развитии парламентаризма являлись: профессионализация законодательной деятельности и как на уровне отдельных депутатов, так и Парламента в целом; переход от однопалатного к двухпалатному устройству; образование депутатских групп внутри Парламента. Двухпалатный Парламент стал постоянным высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции страны. Его сессии начинали работу с первого сентября и постоянно действовали до конца последнего рабочего дня июня следующего года. Это позволяло систематизировать, качественно улучшить и ускорить всю законодательную работу.
Полномочия парламента Республики Казахстан VII созыва начались с открытием его первой сессии 15 января 2021 года и продолжаются до начала работы первой сессии парламента VIII созыва.
старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК,