Что такое парцелляция как средство выразительности

Что вы знаете о парцелляции в русском языке? Что это за прием и как он строится? Владение нормами русского языка, ее выразительными средствами отличает речь культурного человека. Давайте подробно рассмотрим данную тему.

Что такое парцелляция в русском языке

Что такое парцелляция как средство выразительности. Смотреть фото Что такое парцелляция как средство выразительности. Смотреть картинку Что такое парцелляция как средство выразительности. Картинка про Что такое парцелляция как средство выразительности. Фото Что такое парцелляция как средство выразительности

Если кратко, это намеренное разделение предложения на несколько смысловых частей:

«А я осталась в пустом доме. Одна».

При правильном построении предложения мы бы сказали:

«Я одна осталась в пустом доме».

В устной речи парцелляция осуществляется посредством интонации. В письменной — выделяется знаками препинания.

В разговоре мы, не задумываясь, используем парцелляцию:

«Приду поздно. Часиков в десять»;

«Купи хлеб. И тортик не забудь».

Строение парцелляции

Это присоединительная синтаксическая конструкция. Присоединяться может как отдельное слово, словосочетание, так и предложение.

Что такое парцелляция как средство выразительности. Смотреть фото Что такое парцелляция как средство выразительности. Смотреть картинку Что такое парцелляция как средство выразительности. Картинка про Что такое парцелляция как средство выразительности. Фото Что такое парцелляция как средство выразительности

Выделяться в смысловые отрезки могут разные члены предложения:

Подлежащее и сказуемое:

«У меня тут и садик, и огород. И гараж» (П. Нилин).

«Ждать! Это было не в его правилах» (В. Катаев).

«Мне очень не хватает Гайдара. Большого, доброго, талантливого человека» (К. Г. Паустовский).

«Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. На освещенном мощными огнями теплоходе» (В. Конецкий).

«Пистолет лежал в траве. Рядом с пустыми бутылками» (С. Довлатов).

Парцеллированной может быть придаточная часть предложения:

«Доберетесь до сторожки лесника быстро. Если пойдете через болото напрямик».

Что такое парцелляция как средство выразительности. Смотреть фото Что такое парцелляция как средство выразительности. Смотреть картинку Что такое парцелляция как средство выразительности. Картинка про Что такое парцелляция как средство выразительности. Фото Что такое парцелляция как средство выразительности

Отделять парцелляты от основной части предложения могут разные знаки препинания:

«Во всем должны быть смысл, логика. Чувство меры, наконец».

«Это мне показалось странным, и недаром».

«Иду к дому; к самому теплому в моей жизни месту».

Вопросительный или восклицательный знаки:

«Ты что? В своем уме? Отвечай!».

«Оказывается, я был не одинок. Любили и других» (Ю. Котлярский).

Части предложения, которые несут особую смысловую нагрузку, могут быть выделены новой строкой:

«Мы жили рядом и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» (А. Солженицын);

Что такое парцелляция как средство выразительности. Смотреть фото Что такое парцелляция как средство выразительности. Смотреть картинку Что такое парцелляция как средство выразительности. Картинка про Что такое парцелляция как средство выразительности. Фото Что такое парцелляция как средство выразительности

Бывают однотипными и многотипными:

Чаще обособлены параллельные конструкции однотипные:

«Язык меняется. Освежается. Обогащается».

«Кругом счастливые лица, все улыбаются. Слышен смех. Какие-то слова. Где-то хохочут».

и могут быть разнотипными:

«К нам приехали гости. Надолго. С детьми и собакой. Повидаться и подготовиться к учебному году».

Зачем применяется парцелляция

Синтаксический прием письменного языка для выражения экспрессии имеет большое значение в художественной литературе и публицистике.

Что такое парцелляция как средство выразительности. Смотреть фото Что такое парцелляция как средство выразительности. Смотреть картинку Что такое парцелляция как средство выразительности. Картинка про Что такое парцелляция как средство выразительности. Фото Что такое парцелляция как средство выразительности

Выполняет такие стилистические задачи:

Характерологическая функция: для передачи внутреннего состояния героя (характеристика героя).

Экспрессивная функция: придает эмоциональность и выразительность.

Выделительная функция: выделяет, усиливает в предложении главное, замедляет нашу речь.

Примеры парцелляции в художественной литературе

В истории литературы находим парцеллированные конструкции достаточно часто.

Что такое парцелляция как средство выразительности. Смотреть фото Что такое парцелляция как средство выразительности. Смотреть картинку Что такое парцелляция как средство выразительности. Картинка про Что такое парцелляция как средство выразительности. Фото Что такое парцелляция как средство выразительности

У А. С.Грибоедова в «Горе от ума» читаем:

«Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!».

У А. С. Пушкина в «Медном всаднике»:

Зрит божий гнев и казни ждет.

Увы! Все гибнет! Кров и пища!

Особую популярность приобретает этот стилистический прием в Серебряном веке.

Марина Цветаева писала:

В современной литературе и публицистике это распространенное средство выразительности:

«У нас на корабле был Коля И. Кореец. Фамилия И. Он был тихий, маленький, забитый и грязный. По-русски говорил плохо…. И узбекам он был не свой, и русским — не земляк. Бедолага» (Е. Гришковец).

Расчлененные предложения широко используются в стихотворной речи. Например:

«Не думаю, не жалуюсь, не спорю.

Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю.

Ни к кораблю» (М. Цветаева).

Парцелляты позволяют кратко, но емко и эмоционально выражать поэтическую мысль.

Современное состояние теории парцелляции

Теория присоединительных конструкций появилась в истории в начале прошлого столетия, а закончила свое формирование к 50-м годам.

Теория несет свои функции:

исследование присоединительных конструкций как феномена синтаксиса;

исследование функций расчлененных конструкций и их классификации;

исследование роли парцеллятов в тексте как средства выразительности языка.

Источник

Что такое парцелляция в русском языке. Примеры

Парцелляция в рус­ском язы­ке — это такое син­так­си­че­ское постро­е­ние тек­ста, в кото­ром исполь­зу­ет­ся наме­рен­ное чле­не­ние связ­ной мыс­ли на состав­ля­ю­щие её части с целью уси­ле­ния выра­же­ний эмо­ций, харак­те­ри­сти­ки состо­я­ния субъ­ек­та, изоб­ра­же­ния внут­рен­ней речи и пр.

В лите­ра­ту­ре суще­ству­ет мно­же­ство худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. В первую оче­редь, к ним отно­сят­ся тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигуры:

Кроме это­го бога­то­го арсе­на­ла худо­же­ствен­ных средств, писа­те­ли в сво­ем твор­че­стве актив­но поль­зу­ют­ся пар­цел­ля­ци­ей. Узнаем, что такое пар­цел­ля­ция в рус­ском языке.

Парцелляция — синтаксический прием речи

Этот тер­мин име­ет фран­цуз­ское про­ис­хож­де­ние. В пере­во­де с фран­цуз­ско­го язы­ка сло­во parcella бук­валь­но зна­чит «части­ца».

Как извест­но, текст состо­ит из мини­маль­ных еди­ниц — пред­ло­же­ний. В рус­ском язы­ке син­так­си­че­ский при­ем пар­цел­ля­ции нару­ша­ет целост­ность тек­ста, а точ­нее пред­ло­же­ния. Плавно теку­щая мысль неожи­дан­но пре­ры­ва­ет­ся и пре­вра­ща­ет­ся в корот­кие отры­воч­ные кусоч­ки фраз, каж­дая из кото­рых оформ­ле­на завер­ша­ю­щим пунк­ту­а­ци­он­ным зна­ком, чаще точкой:

…Но горы близко.
И снег на них. Мы вре­мя проведем
У печ­ки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою.

Что такое парцелляция как средство выразительности. Смотреть фото Что такое парцелляция как средство выразительности. Смотреть картинку Что такое парцелляция как средство выразительности. Картинка про Что такое парцелляция как средство выразительности. Фото Что такое парцелляция как средство выразительности

Парцелляция пред­став­ля­ет собой инто­на­ци­он­ное чле­не­ние пред­ло­же­ния на состав­ля­ю­щие его смыс­ло­вые отрез­ки, обо­зна­чен­ные пунк­ту­а­ци­он­но с помо­щью завер­ша­ю­щих зна­ков препинания:

-Я? Вам? Дал теле­фон? Что за ерун­да! — не пони­мая, ска­зал Никитин (Ю. Бондарев).

Строение парцелляции

При пар­цел­ля­ции фра­за, в кото­рой содер­жит­ся глав­ная мысль, явля­ет­ся основ­ной (базо­вой). Интонационно и пунк­ту­а­ци­он­но отчле­нен­ная часть фра­зы назы­ва­ет­ся пар­цел­ля­том. Каждый пар­цел­лят гра­фи­че­ски обо­зна­ча­ет­ся как само­сто­я­тель­ное пред­ло­же­ние, кото­рое чаще все­го явля­ет­ся непол­ным и грам­ма­ти­че­ски и син­так­си­че­ски зави­сит от преды­ду­ще­го контекста.

Пришли соседи…Женщина с ребен­ком. Уже никто меня не узна­ет (С. Есенин).

Такое наме­рен­ное деле­ние фра­зы на несколь­ко пунк­ту­а­ци­он­но само­сто­я­тель­ных частей поз­во­ля­ет выде­лить в сооб­ще­нии допол­ни­тель­ные смыс­ло­вые цен­тры и при­влечь к ним вни­ма­ние читателя.

Цель применения парцелляции в литературе

Как образ­ное изоб­ра­зи­тель­ное сред­ство рус­ско­го язы­ка, пар­цел­ля­ция при­ме­ня­ет­ся авто­ром с целью:

Примеры парцелляции в художественной литературе

А всё Кузнецкий мост, и веч­ные французы,
Откуда моды к нам, и авто­ры, и музы:
Губители кар­ма­нов и сердец!
Когда изба­вит нас творец
От шля­пок их! чеп­цов! и шпи­лек! и булавок!
И книж­ных и биск­вит­ных лавок!

Слова отзву­чи­ва­ют и уте­ка­ют как вода — без вку­са, без цве­та, без запа­ха. Без сле­да. (А. Солженицын).

Я тоже при­встал и посмот­рел в тем­но­ту за окном. Шёл неслыш­ный снег. Первый снег этой осе­нью (Ю. Казаков).

Но всё бро­саю, всё…Сейчас будем пить чай…С кон­фе­та­ми! (А. Приставкин).

Во всем мне хочет­ся дойти
До самой сути.
В рабо­те, в поис­ках пути,
В сер­деч­ной смуте.

Боюсь гости­ниц. Может, потому,
Что чув­ствую, что в номе­ре когда-то
Остаться мне слу­чит­ся одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я спи­сок кораб­лей про­чел до середины:
Сей длин­ный выво­док, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Видеоурок

Источник

Урок русского языка «Парцелляция как один из приемов экспрессивного синтаксиса»

В связи с введением в практику единого государственного экзамена по русскому языку назрела необходимость более подробно остановиться на отдельных вопросах орфографии и синтаксиса, в частности на проблеме выделения в текстах парцеллированных конструкций, выявления их стилистической роли в текстах разной стилевой принадлежности. Изучение парцеллированных конструкций в средней школе носит скорее факультативный, чем обязательный характер. Ни в одном из действующих учебников для 10-11 классов эта тема не представлена, можно найти материал только в специальной литературе для подготовки к ЕГЭ, но и там он носит рекомендательный характер, не представлены упражнения по теме.

Урок в 11 классе представляет собой попытку автора заполнить этот пробел. Цель урока – исследование грамматических особенностей, стилистических функции и текстообразующей роли парцеллированных конструкций как особенного приема синтаксической выразительности. Рассматриваемый экспрессивно-синтаксический приём в настоящее время стал, по существу, нормой для художественных и публицистических текстов. Для боле качественной подготовки выпускников необходимо рассмотреть парцеллированные конструкции, их стилистические особенности и роль в письменной речи. Активное привлечение старшеклассников на этапе подготовки к уроку, использование информационной технологии при изучении данной темы делает процесс обучения более мотивированным и привлекательным. Сочетание на уроке теоретического материала, практической и творческой работы даёт хороший результат.

Цель урока: исследование грамматических особенностей, стилистических функции и текстообразующей роли парцеллированных конструкций как особенного приема синтаксической выразительности.

I этап урока. Вступительное слово учителя

Обратите внимание на тему урока. Термин «парцелляция» взят на вооружение составителями тестов для ЕГЭ, так как является языковой реалией современного языка, нормой в художественных и публицистических текстах. Выразительность языка – специфическое качество нашей речи, достигается точным словоупотреблением, целесообразной переменой слов, разумным использованием эмоционально окрашенных предложении и других средств выразительности речи. Парцеллированные конструкции – одно из средств выразительности речи через синтаксис.

II этап урока. Реализация домашнего задания. (Задания были даны индивидуально и по группам с учётом интересов и способностей учащихся).

1. История вопроса (1 ученик)

«Изучение экспрессивного синтаксиса как специфического приёма письменной речи в русской лингвистике началось в 30 годы 20 века В.В.Виноградовым, который в своих работах («Стиль «Пиковой дамы» и «Стиль Пушкина») предложил понятие «субъектно-экспрессивных форм синтаксиса как средства экспрессивной выразительности». Идеи В.В.Виноградова развивались советскими лингвистами, которые анализировали отдельные экспрессивные синтаксические явления, такие как парцелляция, сегментация, лексический повтор, с синтаксическим распространением, номинативные предложения и прочее. Это были работы Е. А. Иванчиковой, А.С.Попова, К.А.Роговой, А.П.Сковородникова. С тех пор парцелляция была описана во многих аспектах, немало сделано и для установления продуктивности отдельных парцеллированных структур и их роли в разных стилях и жанрах речи.»

2. Выступление группы «лингвистов» со слайдовой презентацией «Что такое парцелляция?» (Приложение 1)

III этап урока. Самостоятельная работа

Задание 1. Попробуйте с помощью парцелляции сделать данные тексты более выразительными.

По-моему, у чувства могут оказаться разные испытания, в том числе и доверием. Без него невозможны ни любовь, ни дружба, ни вообще человеческие отношения. Разве не так?
Наступила, наверное, самая суровая и жёсткая в биографии первостроителей Комсомольска зима.
Было приятно, что он чем-то напоминал мне отца: или глазами, или какой-то трудно объяснимой, очень серьёзной неторопливостью.

Задание 2. Определите, какой член предложения является парцеллятом.

Он не нервничал, он ждал. Его и Фомина. Не хочется рассказывать себе. Обычное дело – лечим людей. С переломами, травмами – производственными, спортивными, бытовыми. Я не скажу больше ни слова! Даже если вы захотите! Даже если попросите… Она хотела уехать в Сочи. Увидеть знакомых, начать привычную – весёлую жизнь.

После проверки полученных вариантов ответов необходимо подвести итог: «Такое членение предложений на смысловые куски вполне оправдано. Парцелляция придаёт нашей речи живость, яркость выразительность. Это давно подметили писатели и поэты.

IV этап урока. Выступление группы «литературоведов»

1 ученик: «Первым периодом внедрения парцелляции в литературную речь по праву можно считать конец 19 начало 20 века – эпоху появления авангардной литературы. (Например, творчество В.В. Маяковского, М. Цветаевой.) С модернизмом в начале века в язык художественной литературы пришло желание «уничтожить чистый, ясный, звучный русский язык. Уничтожить устаревшее движение мысли по закону причинности, беззубый здравый смысл, симметричную логику».

Люди!
Пыля проспекты, топча рожь,
идите со всего земного лона.
Сегодня
в Петрограде
на Надеждинской
ни за грош
продаётся драгоценнейшая корона.
За человечье слово –
Не правда ли, дёшево?

2 ученик: «Вторым этапом можно считать использование парцелляции в художественной литературе 60-70-х годов, причём не только авторами авангардной молодёжной прозы, но и ориентированными на традицию и классику «деревенщиками», почвенниками 20 века – В. Астафьевым, В. Распутиным, Ф. Абрамовым, В. Шукшиным. Широкое использование парцеллированных конструкций в прозе В. М. Шукшина придаёт оттенок непринуждённости общения, неподготовленности речи, неофициальности отношений между читателем и писателем, что свойственно разговорной речи. Например, «А городской старик смотрел на него. Внимательно, Грустно.»
Новый всплеск в этом процессе произошёл в перестроечные времена. Бунтарство, анархизм, бессистемность проявились в беспрецедентном расшатывании норм языка. На смену единообразному соцреализму приходит многоликий постмодернизм. Ярким примером может служить творчество С. Довлатова. У этого писателя есть излюбленные средства экспрессивного синтаксиса: номинативные цепочки, парцелляции, вставные конструкции.

(В качестве домашнего задания ученикам предлагается подыскать примеры использования парцелляции в произведениях этого писателя)

V этап урока. «Проба пера…» – это небольшое творческое задание, в котором предусмотрено использование парцелляции. Необходимо составить объявление – «рекламу какого-либо товара или услуги. Каждому выдаётся карточка-информатор «Как составить рекламное объявление?» (Приложение 2) На доске записан пример: «Витамины для больных диабетом. Надёжная основа вашего здоровья! Использовать их эффективно. Безопасно. Удобно. Спрашивайте их в аптеках вашего города!»

После выполнения этого задания зачитываются наиболее удачные работы, исправляются неточности в использовании приёма парцелляции, даются рекомендации.

Приложение 2

Карточка-информатор

«Как составить рекламное объявление?»

Источник

Что такое парцелляция как средство выразительности. Смотреть фото Что такое парцелляция как средство выразительности. Смотреть картинку Что такое парцелляция как средство выразительности. Картинка про Что такое парцелляция как средство выразительности. Фото Что такое парцелляция как средство выразительности

Пример парцелляции у Василия Шукшина: «Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет».

Парцелляция дробит плавно текущую мысль на маленькие отрывки. Эта фигура речи позволяет повысить эмоциональную выразительность, экспрессивность текста. Скажем, разделив предложение на несколько кусков, можно передать сбивчивую речь взволнованного человека.

Евгений Гришковец. «Как я съел собаку»

На письме синтаксический разрыв обозначают точкой, восклицательными или вопросительным знаком, многоточием, скобками.

Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.

Зачем это нужно? Функции парцелляции

Парцелляция чаще всего используется в художественных и публицистических текстах. Задачи парцелляции:

Когда парцелляция вредна?

Было. У каждого в гардеробе должна быть классная вязаная вещь, с которой не хочется расставаться. Которая не скатывалась бы через пять минут после носки, отлично сидела и грела бы нужные части тела будь вы на склоне, в балетном зале или долгой прогулке в парке. Плюс выглядела бы не как свитер с оленем, связанный бабушкой и надетый из чувства долга. А броско, шикарно и выделяла бы вас из толпы.

Парцелляция. Примеры из литературы

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Откуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
А.С. Грибоедов

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись.
Павел Антокольский

Пришли соседи.
Женщина с ребенком.
Уже никто меня не узнает.
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.
Сергей Есенин

. Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведем
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою.
Вера Инбер

Но если ты, случится как-нибудь,
По глупости, по молодости ранней,
Решишь податься на постыдный путь,
Забыв о чести, долге и призванье:

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Осип Мандельштам

Кнозоров долгим полусвистом выпустил воздух через сжатые зубы. Положил руку на трубку. Взял ее. Сел.
— Саша. Соедини с Хабалыгиным.
Александр Солженицын

Там все есть. И хлеб там есть. И картошка. И даже фрукты, о существовании которых наши шакалы и не подозревали.
Анатолий Приставкин

Источник

«Стилистическая роль парцеллированных конструкций в русском языке». 9–11-е классы

Презентация к уроку

Для выполнения задания В8 во 2 части ЕГЭ нам необходимы знания о тропах, стилистических фигурах речи, а также изобразительных возможностях лексики, морфологии и синтаксиса. Сегодня мы поговорим о парцелляции (слайд 2)

Как видите, в центре внимания несколько вопросов, раскрывающих понятие парцелляции как средства выразительности в русском языке, структурные особенности парцеллированных конструкций, их стилистическая роль. Так как данный материал не освещён на страницах учебника, прошу вас составить опорный конспект данной темы

Парцелляция — стилистический приём, состоящий в расчленении одного предложения на самостоятельные высказывания с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения.

Парцеллированная конструкция состоит из двух частей: основного высказывания и парцеллята. Основное высказывание всегда выступает как самостоятельное предложение, а парцеллят находится в полной зависимости от основного высказывания, как в смысловом отношении, так и по синтаксической функции и носит характер добавочного сообщения, уточняющего, поясняющего или развивающего основное высказывание. Парцеллят обычно отделяется от основного высказывания точкой, многоточием, восклицательным знаком. Парцелляции поддаются как простые предложения, так и сложные.

Примеры:

Домой я пришла под утро. Усталая. (Г.Дробот.); Владимир Иванович умел создавать и подогревать общественное мнение. Особенно когда дело касалось его кровных научных интересов. (Д.Жуков.) (слайды 3,4)

Виды парцеллятов. (слайды5, 6)

Парцелляты могут быть однотипными, так и разнотипными. Однотипными мы называем парцелляты, которые имеют совершенно одинаковую грамматическую форму и выполняют совершенно одинаковую синтаксическую функцию.

Например: Начались будни, рабочие, трудовые. По выполнению плана. По улучшению графика движения поездов. Укреплению семьи. (“Неделя”); В сырость, в непогодь щепа, отмытая дождём, светится. И вечером. И ночью. (Ф.Абрамов.)

Разнотипными мы называем парцелляты, которые относятся к основному высказыванию, но имеют разную грамматическую форму и выполняют различные синтаксические функции. Например: К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочерью. Попроведать и отдохнуть. (В.Шукшин); В прошлом году все они на Ручьях к весне начали пухнуть от голода, и у неё лицо отекло. Но даже в то время Нюрка по-прежнему каждую субботу бегала на лесопункт. Одна. По тёмному лесу. (Ф.Абрамов.).

Матч затянулся, но Виктору домой не хотелось. Вероятно, из-за Муси. (В. Добровольский); Я помню один день. Кажется, воскресенье; Я ещё шевелил губами. Мне ничего не хотелось. Даже воды. (Г. Гулиа).

С точки зрения структуры все парцеллированные конструкции можно разделить на две группы

1) парцеллированные конструкции, построенные на основе членов предложения;

2) парцеллированные конструкции, построенные на основе придаточных частей.( слайд 8)

1. Парцеллированные конструкции, построенные на основе членов предложения.

Такие конструкции наиболее употребительны. Среди них можно выделить следующие структурные типы:

2.Парцеллированные конструкции, построенные на основе придаточных частей.(слайд 14)

В современном русском языке парцелляции часто подвергаются и сложноподчиненные предложения. Однако не всякие сложноподчинённые предложения могут парцеллироваться. Невозможна парцелляция сложноподчинённых предложений несвободной структуры с лексико-грамматической связью частей.

Например: Не прошло десяти минут, как на конце площади показался тот, которого мы ожидали. (Лермонтов); Не успел я опомниться, как чья- то рука в белой перчатке очутилась в моей. (Л.Толстой).

Невозможна парцелляция местоимённо-соотносительных и местоимённо-союзных соотносительных сложноподчинённых предложений типа:

Кто не работает, тот не ест; Вы сегодня не такой, каким я вас видела до сих пор. (Тургенев);

Зоя иной раз поступает так, что никто не может этого понять. (Л.Космодемьянская).

Парцелляция таких предложений возможна лишь в том случае, когда придаточные части однородны:

Игорь повесил трубку и подумал о том, как быстро повылезала из щелей нечисть. Как умело маскировалась она до войны.

Парцеллированные присоставные (детерминантные) конструкции можно разделить на следующие типы: (слайды 15-18)

Есть всё-таки в его работе минуты, когда всё идёт, всё получается без всяких усилий. Когда машинка трещит как пулемёт, а чистые листы закладываются один за другим, как обоймы. Когда работа легка и безоглядна, когда писатель чувствует себя мощным и честным. (Ю.Казаков).

2) Условная придаточная часть присоединяется к основному высказыванию с помощью союза если, который часто сопровождается словами даже, особенно, тем более, конечно и др. Например: Правда, порой меня удивляло, что мама, борясь с отравлением природы, самой природой не восхищалась, не замечала её красот. Борьба для неё была свойственней, чем любовь. Если, конечно, речь не шла обо мне. (А.Алексин).

3) Придаточная часть цели присоединяется союзом чтобы.

Да, нас восхищают подвиги отцов. И нам просто необходимо воспитать в себе лучшие черты старших товарищей, коммунистов. Чтобы не струсить. Не смалодушничать. Не свернуть в сторону, если придёт час и нашей атаки. (“Неделя”).

4) Сравнительная придаточная часть присоединяется к основному высказыванию союзами как будто, как, будто, словно, точно. Например: Но каждый держал голову высоко и прямо. Видно, из последних сил, из непокорства, которое самой силы крепче, старались они идти гордо и достойно. Словно и впрямь был для них этот конвой почётом. (А.Фадеев).

Было жаль, что Кира никогда не узнает, как он сидел на этих мостках и думал о ней, и чувствовал печаль этой замёрзшей реки. Про всё догадался и перетолковал к лучшему то, чего и не было. Потому что никаких доказательств не существовало, всё игра воображения. (Д.Гранин);

Стилистическая роль парцеллированных конструкций (слайды 19-22)

Смысловая и эмоциональная выразительность парцеллята нередко подчёркивается употреблением модальных слов или усилительных частиц:

Действительно, так оно и было. Председатель слушал. Даже когда горячился. Даже когда выговаривал кому-то за оплошность или недосмотр. (“Неделя”).

Широкое употребление парцеллированных конструкций иногда придаёт тексту оттенок непринуждённости речи, неофициальности отношений между писателем и читателем, что свойственно живой разговорной речи. Например: Зачем я всё пишу тебе, “Азимут”? Кому адресую письмо? Нет, не Сергею, хотя и допускаю, что он о нём узнает. Мне подумалось, что в аналогичной ситуации могут оказаться другие девушки. И ребята, конечно. Быть может, даже из того училища, в котором учится Сергей. Так вот у чувства могут оказаться разные испытания. В том числе и доверием. Без него, как я глубоко убеждена, невозможны ни любовь, ни дружба, ни вообще человеческие отношения. Разве не так? (“Неделя”).

— Чтение отрывков из баллад Р.Рождественского, выполнение предложенных заданий:

найдите в отрывках ПК, определите их структурный тип, определите стилистическую роль. Проведите стилистический эксперимент: перестройте предложение, исключив парцелляцию. Как изменится текст?

Баллада о спасённом знамени (отрывок)

Уже в самом начале стихотворения автор использует парцеллированные конструкции, построенные на основе членов предложения:

Выделение каждого определения в самостоятельную часть даёт возможность понять, каким был этот бой: не только страшным, долгим, но и ратным, т.е. героическим. Как самостоятельная часть выделено местоимение “Наш”. В этом парцелляте звучит душевная боль лирического героя от гибели близких ему людей, товарищей, сложивших головы в неравном бою.

В стихотворении есть ещё одна парцеллированная конструкция

Какова роль парцеллированных сказуемых? Конечно, они рисуют действия, раскрывают душевное состояние солдата, который, “погоревав”, “подался на восток”(в Россию) спасая полковое знамя, таким образом защищая честь родной земли.

Итак, парцеллированные конструкции, как фигуры речи, в данной балладе служат средством выразительности. Они акцентируют внимание на ключевых словесных образах.

Баллада о зенитчицах

И старшая. (зачитать)

Ещё здесь есть парцеллят- сказуемое.

Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова

Впервые защищая наяву и честь свою.

Парцеллят-дополнение подчёркивает, во имя чего был совершён подвиг. Семантическое вычленение элемента текста, выдвижение его в сильную позицию используется автором для передачи своего отношения к героям баллады, для выражения идеи всего произведения. “У войны не женское лицо”. “Весенние пружинистые ветки. Торжественность венчального стола. И губы мужа. И его ладони”, счастье рождения ребенка, дождик над Арбатом. Всё это придет после. в сорок пятом. Конечно, к тем, кто вернётся.

Сделаем выводы по теме урока: употребление в речи ПК делает её более выразительной, живой, динамичной. Парцелляция-одна из самых распространённых стилистических фигур речи в стихах Роберта Рождественского.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *