Что такое пасторальный пейзаж

Пастораль — изящный и беззаботный жанр искусства эпох Барокко и Рококо

Пастораль (от латинского pastorale «пастушеский») — это жанр в искусстве, в идиллической манере описывающий традиционную мирную сельскую жизнь. Пасторалями называют не только картины художников, но и произведения музыки, театра и литературы, посвященные тематике пастушества. Этому жанру характерно противопоставление приукрашенной жизни обычных крестьян бесцельным тяготам существования городских жителей.

Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть фото Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть картинку Что такое пасторальный пейзаж. Картинка про Что такое пасторальный пейзаж. Фото Что такое пасторальный пейзаж

Пастораль в искусстве имеет ярко выраженную социальную направленность. Этот жанр возник в период зарождения капитализма и пользовался большой популярностью в среде аристократов, весьма далеких от настоящей сельской жизни. Героями пасторальных картин часто становились не реальные труженики, а идеализированные или мифологические персонажи.

История пасторали

История пасторали берет свое начало в XVI веке. Создателем этого жанра в искусстве считается итальянский поэт Якопо Саннадзаро (Jacopo Sannazaro). В 1504 году вышел в свет его роман «Аркадия», в котором автор мастерски отобразил идиллическую картину жизни деревенских пастухов. Саннадзаро сумел убедить огромное количество читателей в том, что в этом утопическом мире царит гармония и счастье, абсолютно отсутствуют страдания и горести.

Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть фото Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть картинку Что такое пасторальный пейзаж. Картинка про Что такое пасторальный пейзаж. Фото Что такое пасторальный пейзаж

Огромная популярность «Аркадии» стала толчком к бурному развитию пасторального жанра в различных видах искусства. В живописи одним из первых к этой тематике обратился знаменитый художник итальянского Ренессанса Джорджоне (Giorgione). В 1510 году он написал картину «Сельский концерт», в которой рядом с обычными мужчинами изображены божественные обнаженные нимфы. Хотя многие искусствоведы оспаривают авторство этой картины и считают ее творением молодого Тициана (Tiziano Vecellio).

Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть фото Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть картинку Что такое пасторальный пейзаж. Картинка про Что такое пасторальный пейзаж. Фото Что такое пасторальный пейзаж

Работа великого мастера была восторженно принята публикой и на несколько столетий стала образцом нового жанра в изобразительном искусстве. К этой тематике в своем творчестве обращались многие великие живописцы XVI-XVII веков.

Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть фото Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть картинку Что такое пасторальный пейзаж. Картинка про Что такое пасторальный пейзаж. Фото Что такое пасторальный пейзаж

В эпоху Барокко и Рококо пастораль достигла пика популярности. Помимо картин в этот период создавались многочисленные музыкальные и литературные произведения: симфонии, балеты, оперы, романы, стихи и драмы.

Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть фото Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть картинку Что такое пасторальный пейзаж. Картинка про Что такое пасторальный пейзаж. Фото Что такое пасторальный пейзаж

Последний всплеск активного интереса к пасторали состоялся в первой половине XIX века, когда в искусстве доминировал романтизм. Произведения этого направления отображали высокую духовную ценность человека и картины очаровательной сельской жизни идеально вписывались в идейные каноны стиля.

Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть фото Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть картинку Что такое пасторальный пейзаж. Картинка про Что такое пасторальный пейзаж. Фото Что такое пасторальный пейзаж

В середине XIX века с появлением новых революционных течений в искусстве пасторальный жанр утратил былую популярность. С этого времени идиллические образы в живописи стали неинтересны широкой публике, их вытеснили более актуальные для общества произведения в духе реализма, модерна и авангарда.

Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть фото Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть картинку Что такое пасторальный пейзаж. Картинка про Что такое пасторальный пейзаж. Фото Что такое пасторальный пейзаж

Известные художники пасторального жанра

Среди самых знаменитых художников-пасторалистов много великих мастеров живописи. Их картины и сегодня поражают зрителя изящной красотой и гармонией. Отдельного упоминания в нашей статье заслуживают:

Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть фото Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть картинку Что такое пасторальный пейзаж. Картинка про Что такое пасторальный пейзаж. Фото Что такое пасторальный пейзаж

Нежными пасторалями мастеров старой школы можно любоваться часами. Они очаровывают зрителя беззаботной легкостью художественных образов и невероятно красивыми пейзажами.

Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть фото Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть картинку Что такое пасторальный пейзаж. Картинка про Что такое пасторальный пейзаж. Фото Что такое пасторальный пейзаж

Посетители портала Very Important Lot имеют прекрасную возможность принять участие в аукционах искусства в разных уголках Земли в режиме онлайн. Здесь же можно недорого купить картины, рисунки, скульптуры у современных художников без посредников.

Источник

Пастораль

Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть фото Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть картинку Что такое пасторальный пейзаж. Картинка про Что такое пасторальный пейзаж. Фото Что такое пасторальный пейзаж

Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть фото Что такое пасторальный пейзаж. Смотреть картинку Что такое пасторальный пейзаж. Картинка про Что такое пасторальный пейзаж. Фото Что такое пасторальный пейзаж

Пастора́ль (фр. pastorale — пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пасторалью может называться:

Содержание

Пастораль в античной литературе

«Многие полагают, что буколическая, то есть пастушеская, поэзия (bucolicum carmen) впервые сложилась у сиракузских пастухов, а некоторые думают, что в Лакедемоне. Ведь когда персидский царь Ксеркс вступил в Грецию, то спартанские девушки в страхе перед врагом не осмелились ни выйти из города, ни отправить послов, но, согласно обычаю, они устроили сельский хор в честь Дианы: дабы не нарушить обряда, толпа пастухов прославляла царя импровизированным пением. „Буколическим“ же оно названо от слова „бык“, несмотря на то что в нем речи преимущественно овчаров и козопасов перемежаются песнями». [1]

Согласно Элиану, родоначальником буколической поэзии был Стесихор, [2] однако ни строчки из этого жанра у Стесихора не сохранилось.

Древнейшим представителем жанра пасторали считаются идиллии греческого поэта Феокрита, жившего в III в. до н. э. Феокриту подражали греческие поэты александрийской эпохи Бион и Мосх, римский поэт Вергилий, эклоги которого проникнуты не только пасторальной, но и политической тенденцией: главной их целью было прославление Августа.

Частью пасторальной топики надолго стали имена персонажей: Мирсон, Ликид, Галатея, Дафнис, Меналк, Комат, Аминт и др. Многие из них вошли впоследствии в римскую литературу (эклоги Вергилия), а также в пасторали новой европейской литературы.

К I веку н. э., относится новелла греческого софиста и философа Диона Хризостома. Хотя в этой новелле действующими лицами являются не пастухи, а охотники, тем не менее пасторальная тенденция выступает весьма ярко. Автор показывает, что деревенские бедняки не только счастливее, но и щедрее, добрее к ближнему, чем утопающие в роскоши городские богачи. Под влиянием новеллы Диона был написан знаменитый пастушеский любовный роман «Дафнис и Хлоя», приписываемый греческому писателю IV века н. э. Лонгу.

Древнейший памятник пасторальной поэзии на Западе Европы — «Амето» Боккаччо (1340); это нечто среднее между романом и драмой. Элемент античный — нимфы, дриады, поэтические состязания пастухов и т. п. — сливается здесь с элементом христианско-аллегорическим, возникшим под влиянием Данте и превратившим здоровую юношескую любовь Амето в идеальное поклонение и спиритуалистический восторг.

Пастораль в европейской литературе

«Аркадия»

Хотя в Амето описывается быт пастухов и охотников, но простая жизнь не противополагается жизни искусственной, городской. Наоборот, пасторальная тенденция сквозит в каждой строчке «Аркадии» Саннадзаро (1541). Автор откровенно высказывает её в предисловии, уверяя читателей, что лесные птицы, щебечущие в тени зелёных листьев, более пленяют наш слух, чем их городские сёстры, сидящие в раззолоченных клетках, что простые напевы пастухов бесконечно выше торжественных песен, которые раздаются в королевских дворцах и т. д. Саннадзаро ведёт рассказ от своего имени и повествует, как, гонимый несчастной любовью, он удалился в Аркадию и нашёл, на вершине горы Партения, прелестную долину, куда ежедневно сходились окрестные пастухи, упражнялись в стрельбе из лука, в метании копья, пели, танцевали, а по праздникам устраивали между собой поэтические состязания. Описание этих развлечений и составляет содержание и главный интерес романа. Разговоры пастухов слишком утонченны и совершенно не соответствуют их простому быту: они кажутся не настоящими пастухами, а переодетыми в платье пастухов дилетантами пастушеской жизни.

Несмотря на это, «Аркадия» имела громадный успех, выдержала в Италии в течение XVI века около 60 изданий и была переведена на многие европейские языки. Её очень хорошо знал Шекспир, заимствовавший оттуда имя Офелии.

В Италии влияние Аркадии особенно заметно в двух драматических пасторалях: «L’Aminta», Торквато Тассо (1583 г.) и «Pastor Fido», Гварини (1590 г.); в Испании «Аркадия» послужила образцом самому популярному пасторальному роману — «Диане» Хорхе де Монтемайора. Под влиянием «Аркадии» и «Дианы» с одной стороны и рыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою «Аркадию» (1590) Филип Сидни. Его поэма стала любимой книгой мечтательных душ, искавших в ней забвения от земных страданий. Карл I, перед казнью, почти не выпускал из рук книги Сидни и любил читать своим приближённым поэтическую молитву заключенной в темницу Памелы, несчастья которой напоминали ему его собственные.

«Аркадия» Сидни была родоначальницей пасторального романа в Англии и вдохновила собой пасторальные романы Грина и Лоджа, послужившие источником для Шекспира; оттуда заимствовал Шекспир эпизод о Глостере и его сыновьях в «Короле Лире». Характеристике завистливого человека в «Аркадии» подражал Ричард Стиль в своём известном эпизоде о «Зависти»; несчастья Памелы и самое её имя были перенесены Ричардсоном в его знаменитый роман «Памела».

«Астрея»

В 1610 г. вышел в свет вдохновленный «Дианой» Монтемайора лучший из французских пасторальных романов — «Астрея», Оноре д’Юрфе.

Успех этого романа был велик: в пастухах и пастушках «Астреи» узнавало себя тогдашнее французское образованное общество. В 1616 г. вышла вторая часть романа, а в 1619 г. третья. Имя главного героя «Астреи», Селадона, сделалось в обществе нарицательным именем нежного и послушного любовника. Поклонники «Астреи» отправлялись в Форез — место действия романа — с тем, чтобы прочесть его среди обстановки, вдохновлявшей автора.

Слава «Астреи» не ограничивалась одной Францией: в 1624 г. д’Юрфе получил из Германии послание, подписанное 12 немецкими принцами и принцессами, которые приняли имена героев и героинь «Астреи», устроили на манер собраний, описанных в романе, Академию истинных любовников и просили автора принять в этой академии имя Селадона, так как никто из них не чувствовал себя достойным носить его.

Угасание

В XVII веке пасторальный роман во Франции сменяется романом героическим и реально-бытовым. Пасторальные темы затрагиваются в этот период лишь драматическими произведениями. В XVIII веке упадок жанра продолжается; единственными значимыми произведениями являются идиллии «Цюрихского Феокрита» Гесснера и некоторые стихотворения Андре Шенье. В XIX веке пасторальный жанр выходит из моды и практически прекращает своё существование, поскольку поэзия, помимо художественности, стала ставить себе широкие общественные задачи.

Источник

Как понять, что такое пастораль?

Живопись эпохи рококо и неоклассицизма Картина французского художника Франсуа Буше «Осенняя пастораль». Размер картины 260 x 199 см, холст, масло.

Пастораль (франц. pastorale, от лат. pastoralis – пастушеский), в искусстве и литературе – утвердившееся в 17-18 веках наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).

Осенняя пастораль

Истоки жанра. Пастораль как жанр насчитывает двадцать три столетия существования (если считать основоположником жанра Феокрита), но называли ее по-разному – буколика, идиллия, эклога.

В своих истоках (у Феокрита) пастораль – словесная имитация античного мима – «низовой» разновидности античной драмы, балаганной сценки-представления, включающей в себя демонстрацию зрительно-световых чудес, мнимых смертей и воскрешений, загадывание загадок, а также пародирование, розыгрыш, передразнивание.

Идиллии Феокрита, персонажами которых являются спорящие и состязающиеся друг с другом в пении пастухи (собственно «буколики»), также связаны с сицилийской традицией воспевания «страстей» пастуха Дафниса. У Феокрита «страсти» Дафниса трактуются в сентиментально-бытовом плане – как любовные страдания сменивших Дафниса пастухов.

Трагическая окраска феокритовых буколик, ставшая «памятью жанра», отзовется в позднейших пасторалях почти обязательной включенностью в них мотивов смерти влюбленного пастуха или его возлюбленной, похорон, тяготением пасторали к смешению с погребальной элегией.

С другой стороны, пастухи Феокрита (тот же Титир) имеют своими прообразами и мифологических «сатиров», главное занятие которых – любовь, пение и игра на пастушеской свирели.

Отсюда – сближенность пасторали, которую античные риторики включали в «область серьезно-смехового», и сатиры, парадоксальная взаимодополнительность пасторального (иллюзионистского, иносказательно-загадочного) и сатирического (разоблачительного, разрушающего иллюзии) «модусов» отношения к действительности, характерное и для пасторали, и для сатиры условно-игровое, экспериментально-фантазийное конструирование художественной реальности.

Мир пасторали. Пастораль определяется лежащим в ее основе целостным образом пасторального мира, противопоставленного миру антипасторальному.

Эта антитеза в отдельных пасторальных текстах конкретизируется в ряде таких противопоставлений как: город – сельская местность (роща, загородная вилла, деревенская усадьба), искусственное бытие – естественная жизнь, цивилизация – природа, толпа – уединение, волнение – покой, тяжелый труд – созерцательная праздность, ненависть – любовь, вражда – дружба, отчуждение – сочувствие, сложность – простота, хаос – гармония.

Классическая сцена, на которой разыгрывается пасторальное действо, – так называемое «приятное место» (locus amoenus) – окаймленная деревьями и кустами зеленая лужайка на берегу реки или ручья: последние – вместе с пасущимися стадами, нимфами, сильванами, храмами, возведенными в честь языческих богов, пышными надгробьями и скромными могилами – составляют пасторальный декорум. Пасторальный мир – это и мифологическая страна пастухов «блаженная» Аркадия, воспетая в эклогах Вергилия.

На оси времени пастораль характеризуется противопоставлением негативно оцениваемого настоящего идеальному прошлому («золотому веку»), или же исторического времени – времени природному (его идеальное воплощение – знойный летний полдень), а также – прекрасному «остановленному мгновению», вне-временности, своеобразной пасторальной «вечности».

Вневременность пасторали генетически связана с ее происхождением от мима, изначальной сориентированностью на лирику и сценический диалог. По мере эволюции пасторали от ее древнейших форм к нововременным в ней усиливается повествовательное начало вплоть до возникновения в литературе эпохи Возрождения так называемого «пасторального романа», а в литературе 17 века – героической идиллии.

Пасторальный метажанр в целом демонстрирует условность деления жанров на драматические, эпические и лирические. Узко-жанровые разновидности пасторали, представленные в каждом из этих родов (рождественское действо, пасторальная комедия и трагикомедия, пасторальная поэма, пасторальный роман, эклога, пасторальные ода, сонет, элегия и т.д.)., как правило, преодолевают как межродовые, так и межжанровые границы.

Столь же динамичен и протеистичен герой жанра – пастух, который изначально является образом-маской поэта и страдающего влюбленного и который может выступать в разных обличьях: от божества до сатира, от духовно-утонченного участника философского диспута до «мужлана-деревенщины».

В литературе Возрождения и барокко пастухов начинают заменять рыбаки, охотники, «пастыри пчел». Пахари-земледельцы «проникнут» в пастораль лишь в эпоху Просвещения – на этапе опрощения и натурализации пасторального жанра.

У Вергилия пастухи и земледельцы принципиально разведены по разным жанрам – буколикам и «георгикам» – дидактическим поэмам о сельских «трудах и днях», тематически соседствующим с пасторалью, но имеющим принципиально иную, не созерцательно-медитативную, и, тем более, философскую, а жизненно-практическую направленность.

Пастораль в эпоху Возрождения. Обращение писателей-гуманистов к античной традиции в эпоху Возрождения вызвало расцвет пасторали во всех ее разновидностях.

Тому доказательство: эклоги Петрарки (между 1346 – 1348 годами); пасторальная аллегория Джованни Боккаччо «Амето» (около 1341-1342), его же пасторальная поэма в октавах «Фьезоланские нимфы» (1345), «Аркадия» (опубликована в 1504) Я. Саннадзаро.

На пастораль Саннадзаро ориентировались все авторы так называемых «пасторальных романов» (сами они называли свои сочинения «эклогами»): португало-испанский прозаик и поэт Хорхе де Монтемайор, написавший первый пасторальный роман – «Диану» (1559?), его продолжатели Хиль Поло, Сервантес, Лопе де Вега, Ф.

Сидни, О. д’Юрфе. Пасторальный роман – существеннейший этап формирования романа Нового времени: «Дон Кихот» Сервантеса превращается в «роман сознания» во многом благодаря наличию в нем пасторального плана.

Пастораль барокко. Пасторальные мотивы и образы занимают большое место в петраркистской поэтической традиции позднего Возрождения и раннего барокко (эклоги Гарсиласо де ла Вега и Камоэнса, пасторальные романсы и сонеты Гонгоры, К. Маро, А. Барклая, поэмы Т. Тассо («Аминта», 1573), Э.

Спенсера («Календарь пастуха», 1579), Гонгоры («Фабула о Полифеме и Галатее», 1612; «Одиночества», 1613). В границах барочно-классицистического стилевого синтеза 17 века создаются пасторальные поэмы «Спасенный Моисей. Героическая идиллия» (1653) Сент-Амана, стихотворение «Утро Рождества Христова» и элегия «Лисидас» Д. Мильтона.

Особенно уместны были пасторальные мотивы и сюжеты на сцене (с учетом изначально сценичной, мимической природы пасторали. Пасторальные комедии писали Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон и другие испанские драматурги «золотого века». В ряду маньеристических пасторалей выделяются пастральная «трагикомедия» Б.

Гварини «Верный пастух» (1590), «Галатея» (1584) Дж. Лили, пасторальная «маска» Дж. Флетчера «Верная пастушка» (1608-1609).

Пастораль в век Просвещения. Пастораль эпохи Просвещения тяготеет к демифологизации, к отказу от аллегоризма, к большей естественности и безыскусности, сдвигается от «буколики» к «георгикам». Писатели-просветители особо акцентируют пасторальную тему «золотого века», трактуемого как социальная утопия.

Характерные жанры пасторальной поэзии этого столетия – «поэма о сельской усадьбе» (в Англии), описательная поэма («Виндзорский лес» А. Попа, 1614; «Времена года» Дж. Томпсона, 1726-1730; «Сады» Ж. Делиля, 1782). Существенное место в истории западноевропейской пасторали Просвещения занимает пасторалистика И. В.Гете.

ПАСТОРАЛЬ

ПАСТОРАЛЬ — термин, используемый применительно к разножанровым произведениям литературы, музыки, изобразительного искусства XIV-XVIII веков, связанным с пастушеской тематикой.

В ли­те­ра­ту­ре пас­то­раль­ная то­пи­ка (смотреть То­пос) вос­хо­дит к ан­тич­ной бу­ко­ли­ке; не­по­средственная пред­ше­ст­вен­ни­ца Пастораль — пас­ту­рель XII-XIII веков. Из­на­чаль­но за­ло­жен­ная в бу­ко­ли­ке воз­мож­ность вы­ра­же­ния смыс­ла, пре­вы­шаю­ще­го её не­по­сред­ст­вен­ное те­ма­тич. со­дер­жа­ние (уже для Фео­кри­та зна­чи­мо про­ти­во­пос­тав­ле­ние при­ро­ды и куль­ту­ры; ещё оче­вид­нее тен­ден­ция к ино­ска­за­тель­но­сти у Вер­ги­лия, эк­ло­ги ко­то­ро­го ока­за­ли ре­шаю­щее воз­дей­ст­вие на фор­ми­ро­ва­ние пас­то­раль­но­го ка­но­на), ста­но­вит­ся од­ной из наи­бо­лее ха­рак­тер­ных при­мет пасторали.

Ис­пол­не­на на­мё­ков и ал­ле­го­рий пастораль эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния: «Этот род со­чи­не­ния, — пи­сал Ф. Пет­рар­ка, объ­яс­няя пер­вую эк­ло­гу сво­их «Бу­ко­ли­че­ских пе­сен», — не­воз­мож­но по­нять без разъ­яс­не­ний са­мо­го со­чи­ни­те­ля» (Пет­рар­ка Ф. Эс­те­ти­че­ские фраг­мен­ты. М., 1982 год. С. 109).

Ус­лов­ность пас­то­раль­но­го то­по­са до­сти­га­ет сво­ей куль­ми­на­ции в литературе XVII века с её под­чёрк­ну­то про­ти­во­стоя­щи­ми «гру­бой» ре­аль­но­сти ари­сто­кра­ти­че­ски-утон­чён­ны­ми пас­ту­ха­ми в кам­зо­лах и пас­туш­ка­ми в кру­же­вах.

Сви­де­тель­ст­во кри­зи­са пасторали — по­ле­ми­ка о пер­спек­ти­вах раз­ви­тия жан­ра, раз­вер­нув­шая­ся во 2-й половине XVII — 1-й половине XVIII веков (сре­ди уча­ст­ни­ков — Р. Ра­пен, Б. Фон­те­нель, И. К. Гот­шед). Про­бле­му ре­шил С. Гес­нер: даль­ней­шей судь­бой литературы, свя­зан­ной с пас­то­раль­ной то­пи­кой, и её бо­лее рас­про­стра­нён­ным обо­зна­че­ни­ем ста­но­вит­ся идил­лия.

Основные жан­ро­вые фор­мы пасторали — эк­ло­га, дра­ма, ро­ман, а так­же эле­гия и по­эма. Од­ним из пер­вых к на­сле­дию ан­тич­ной бу­ко­ли­ки об­ра­тил­ся Дан­те, за­тем — Ф. Пет­рар­ка и Дж. Бок­кач­чо, сле­до­вав­шие в сво­их латинских эк­ло­гах Вер­ги­лию, но зна­чи­тель­но уг­лу­бив­шие ино­ска­за­тель­ность жан­ра.

В Ис­па­нии к пас­то­раль­ной эк­ло­ге об­ра­ща­лись Х. дель Эн­си­на и Г. де ла Ве­га, в Пор­ту­га­лии — Л. ди Ка­мо­энс, во Фран­ции — К. Ма­ро, П. де Рон­сар и Р. Бел­ло. Англ. пас­то­раль­ная эк­ло­га пред­став­ле­на «Пас­ту­ше­ским ка­лен­да­рём» Э. Спен­се­ра (1579), «Пас­то­ра­ля­ми» А. Фи­лип­са (1706), А. По­упа (1709) и другие.

Осо­бое ме­сто в ис­то­рии пас­то­раль­ной эк­ло­ги за­ни­ма­ет её хри­сти­ан­ская раз­новид­ность, имею­щая свои ис­то­ки как в 4-й эк­ло­ге Вер­ги­лия, где, во­пре­ки пас­то­раль­ной тра­ди­ции, зо­ло­той век по­ме­щён не в про­шлое, а в бу­ду­щее и свя­зан с ро­ж­де­ни­ем див­но­го ре­бён­ка, так и в пас­то­раль­ных мо­ти­вах еван­гель­ских по­ве­ст­во­ва­ний о ро­ж­де­нии Хри­ста и прит­че о доб­ром пас­ты­ре.

Пас­то­раль­но-эмб­ле­ма­ти­чен и жерт­вен­ный об­раз Агн­ца Бо­жия, кро­вью сво­ей ис­ку­паю­ще­го гре­хи че­ло­ве­че­ст­ва. Са­мой рас­про­стра­нён­ной фор­мой хри­сти­ан­ской пасторали ста­но­вит­ся ро­ж­де­ст­вен­ская эк­ло­га. На­мёк на пас­то­раль­ную ин­тер­пре­та­цию Ро­ж­де­ст­ва со­дер­жит­ся в на­пи­сан­ной на латинском язы­ке 11-й эк­ло­ге Бок­кач­чо, од­на­ко пер­вой пол­но­цен­ной раз­ра­бот­кой те­мы и об­раз­цом для под­ра­жа­ний яви­лась латинская эк­ло­га «Ро­ж­де­ние Хри­ста» Ф. Пат­ри­ци (1460). Ав­тор 114 латинских эк­лог на сю­же­ты Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та — ни­дерландский по­эт Р. Об­ри­зи­ус (около 1540 — около 1584/1594 годов).

В Анг­лии к хри­сти­ан­ской эк­ло­ге об­ра­щал­ся Дж. Миль­тон; в Гер­мании — Ф. Шпее (1591-1635), ав­тор «Эк­ло­ги, в ко­то­рой пас­ту­хи ра­но ут­ром сла­вят Гос­по­да», «Пас­ту­ше­ской пес­ни о Хри­сте и вос­кре­се­нии Хри­ста»; во Фран­ции «Свя­щен­ные эк­ло­ги» соз­дал Р. Ра­пен (1659).

Тра­ди­ция пас­то­раль­ной эле­гии-пла­ча об умер­шем вос­хо­дит к 1-й идил­лии Фео­кри­та, с её пес­ней о смер­ти ми­фич. пас­ту­ше­ско­го бо­же­ст­ва Даф­ни­са, а так­же к «Пла­чу об Адо­ни­се» Био­на (II век до нашей эры), ано­ним­но­му «Пла­чу о Био­не» и 5-й эк­ло­ге Вер­ги­лия. Дань жан­ру в Ита­лии от­дал Б. Кас­тиль­о­не, во Фран­ции — К. Ма­ро, в Анг­лии — Э. Спен­сер, Дж. Миль­тон, Дж. Гей, П. Б. Шел­ли.

Пас­то­раль­ная дра­ма за­ро­ди­лась в Ита­лии: «Ска­за­ние об Ор­фее» А. По­ли­циа­но (1480), «Эг­ле» Дж. Чин­тио (1545), «Жерт­во­при­но­ше­ние» А. де Бе­ка­ри (1554), «Амин­та» Т. Тас­со (1573), «Вер­ный пас­тух» Дж. Б. Гва­ри­ни (1580-1583). Во Фран­ции к пас­то­раль­ной дра­ме об­ра­ща­лись О. де Ра­кан («Пас­ту­ше­ские сце­ны», 1625 год); в Анг­лии — Дж. Ли­ли («Га­ла­тея», 1584 год), Дж. Флет­чер («Вер­ная пас­туш­ка», 1606 год). Зна­чительное ме­сто пас­то­раль­ные мо­ти­вы за­ни­ма­ют в англ. при­двор­ной пье­се (мас­ке), а так­же в дра­ма­тур­гии У. Шек­спи­ра («Два ве­рон­ца», «Бес­плод­ные уси­лия люб­ви», обе 1594 год; «Как вам это по­нра­вит­ся», 1599-1600 годы).

Пас­то­раль­ный ро­ман, вос­хо­дя­щий к ро­ма­ну Лон­га «Даф­нис и Хлоя» II-III веков) и пред­вос­хи­щён­ный про­зи­мет­ри­че­ской (со­че­таю­щей сти­хи и про­зу) пасторали «Аме­то» (создана в 1341-1342 годы) Бок­кач­чо (ав­то­ра так­же пас­то­раль­ной по­эмы «Фье­зо­лан­ские ним­фы», 1344-1346 годы), рас­цве­та­ет в твор­че­ст­ве Я.

Сан­над­за­ро («Ар­ка­дия», 1504 год). В Ис­па­нии пас­то­раль­ный ро­ман соз­да­ют Х. де Мон­те­май­ор («Диа­на», 1558-1559 годы), М. де Сер­ван­тес («Га­ла­тея», 1585 год) и Ло­пе Ф. де Ве­га Кар­пьо («Ар­ка­дия», 1598 год); во Фран­ции — О.д’Юрфе («Ас­т­рея», 1607-1618 годы); па­ро­дию на пас­то­раль­ный ро­ман пи­шет Ш.

Со­рель («Су­ма­сброд­ный пас­тух», 1627-1628 годы). Са­мый зна­чи­тель­ный англ. пас­то­раль­ный ро­ман — «Ар­ка­дия» («Ста­рая Ар­ка­дия», около 1580 года; «Но­вая Ар­ка­дия», 1590) Ф. Си­д­ни.

Немецкий пас­то­раль­ный ро­ман пред­став­лен ано­ним­ны­ми «Аме­ной и Аман­дом» (1632) и «Ле­о­ри­ан­дром и Пе­ре­ли­ной» (1642), а так­же «Ад­риа­ти­че­ской Ро­зе­мун­дой» Ф. фон Це­зе­на (1645).

В Рос­сии пастораль раз­ви­ва­лась в фор­ме эк­ло­ги и пред­став­ле­на в твор­че­ст­ве А. П. Су­ма­ро­ко­ва (сборник «Ек­ло­ги», 1774 год), а так­же М.М. Хе­ра­ско­ва, А.А. Ржев­ско­го, И.Ф. Бо­гда­но­ви­ча, В.В. Кап­ни­ста.

В му­зы­ке пас­то­раль­ная те­ма­ти­ка куль­ти­ви­ро­ва­лась в итальянской и английской мад­ри­га­ле XVI века, в ран­ней опе­ре (с са­мых пер­вых об­раз­цов). Из­люб­лен­ные сю­же­ты пас­то­раль­ных опер — ми­фы о Даф­не (итальянские ком­по­зи­то­ры Я. Пе­ри, М. да Галь­я­но и другие), об Ор­фее и Эв­ри­ди­ке (Пе­ри, Дж. Кач­чи­ни, К. Мон­те­вер­ди, К. В. Глюк). Во французском музыкальном те­ат­ре в конце XVII века сфор­ми­ро­вал­ся жанр ге­ро­ической пасторали, близ­кий му­зы­каль­ной тра­ге­дии, но мень­ших мас­шта­бов, в 3 ак­тах (вме­сто обыч­ных 5) с про­ло­гом («Му­ки и ра­до­сти люб­ви» Р. Кам­бе­ра, «Ацис и Га­ла­тея» Ж. Б.

Люл­ли и другие). Оп­ре­де­ле­ние «ге­рои­че­ский» в названии жан­ра ука­зы­ва­ет не на ге­рои­ку как тип об­раз­но­сти, а на дра­ма­тическую дей­ст­вен­ность пасторали и на ми­фо­ло­гических ге­ро­ев в ка­че­ст­ве главных пер­сона­жей. Об­раз­цы французской пасторали в XVIII веке: «Улов­ки Аму­ра» А. К.

Де­ту­ша (1726), «Диа­на и Эн­ди­ми­он» Ф. Ко­ле­на де Бла­мо­на (1731), «За­ис» (1748) и «На­ис» (1749) Ж.Ф. Ра­мо, «Ти­фон и Ав­ро­ра» Ж. Ж. де Мон­дон­ви­ля (1753). Опе­ры-пас­то­ра­ли пи­са­ли так­же Г.Ф. Ген­дель («Ацис и Га­ла­тея», 1732 год), В.А. Мо­царт («Царь-пас­тух», 1775 год) и другие.

Сти­ли­за­ция пасторали в XIX веке — ин­тер­ме­дия «Ис­крен­ность пас­туш­ки» (эк­ло­га П.М. Ка­ра­ба­но­ва, пер­во­на­чаль­ное название «Серд­ца при­об­ре­та­ют­ся ис­крен­но­стью», 1786 год) в опе­ре «Пи­ко­вая да­ма» П.И. Чай­ков­ско­го.

Пас­то­раль­ные мо­ти­вы воз­ро­ди­лись в музыкальном искусстве XX века (опе­ра «Даф­на» Р. Штрау­са, ба­лет «Даф­нис и Хлоя» М. Ра­ве­ля, и другие).

В ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке пас­то­раль­ность про­яви­лась в цик­ле кон­цер­тов «Вре­ме­на го­да» А. Ви­валь­ди, и другие. Пье­сы с названием «Пастораль» для кла­ве­си­на, ор­га­на, скрип­ки соз­да­ва­ли Д. Скар­лат­ти, Ф. Ку­пе­рен, Дж. Фре­ско­баль­ди, И.С. Бах.

Основные чер­ты ин­ст­ру­мен­таль­ной пасторали: плав­ное дви­же­ние ме­ло­дии, за­час­тую па­рал­лель­ны­ми тер­ция­ми, ритм си­ци­лиа­ны, бур­дон в со­про­во­ж­де­нии. В сим­фо­нической му­зы­ке пасторали встре­ча­ет­ся как отдельная часть цик­лических про­из­ве­де­ния (например, «Сце­на в по­лях» из «Фан­та­сти­че­ской сим­фо­нии» Г. Бер­лио­за), а так­же как це­лый сим­фо­нический цикл (6-я («Пас­то­раль­ная») сим­фо­ния Л. ван Бет­хо­ве­на).

В изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве пастораль — раз­но­вид­ность жан­ро­вой сце­ны, изо­бра­же­ние мир­ной сель­ской жиз­ни на фо­не иде­аль­но­го ланд­шаф­та. Бу­ко­лические мо­ти­вы при­сут­ст­ву­ют в эл­ли­ни­сти­че­ско-римском искусстве: Вит­ру­вий ука­зы­вал на ус­то­яв­ший­ся обы­чай в оп­ре­де­лён­ном мес­те жи­ли­ща изо­бра­жать «ро­щи, cтада и пас­ту­хов».

Встре­ча­ют­ся они так­же в эл­ли­ни­стических рель­е­фах и на­стен­ной жи­во­пи­си Древ­не­го Ри­ма. В 1-й тре­ти XVI века под влия­ни­ем литературы в ве­не­ци­ан­ском искусстве воз­ро­ж­да­ет­ся ин­те­рес к пас­то­раль­ной те­ма­ти­ке. Про­ис­хо­дит рас­ши­ре­ние те­ма­тического ре­пер­туа­ра пасторали: на­ря­ду с тра­диционными об­раз­ами пас­ту­хов (кар­ти­ны Я.

Паль­мы Стар­ше­го, Дж. Са­воль­до и других), пас­то­раль­ный ха­рак­тер при­об­ре­та­ют сце­ны с ним­фа­ми, фав­на­ми и са­ти­ра­ми, ми­фо­ло­гические и литературные сю­же­ты (ано­ним­ные гра­вю­ры к «Гип­не­ро­то­ма­хии По­ли­фи­ла», 1499 год), жан­ро­вые сце­ны («Гро­за» Джорд­жо­не, около 1506-1507 годов, Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция; «Ас­т­ро­лог» итал.

гра­вё­ра Дж. Кам­пань­о­лы, 1509 год; «Сель­ский кон­церт» Джорд­жо­не или Ти­циа­на, Лувр, Па­риж) и ал­ле­го­рии. Всех их объ­е­ди­ня­ет мо­тив слия­ния че­ло­ве­ка с при­ро­дой и идеа­ли­зи­рованный об­раз этой мир­ной, при­ят­ной при­ро­ды. Пас­то­раль­ным ду­хом про­ник­ну­ты и ре­лигиозные сце­ны ве­не­ци­ан­ских ху­дож­ни­ков это­го вре­ме­ни (Я. Бас­са­но и Ф. Бас­са­но Млад­ший и другие).

В даль­ней­шем пас­то­раль­ные мо­ти­вы объ­е­ди­ня­ют­ся с те­мой зо­ло­то­го ве­ка, эле­гическими мо­ти­ва­ми ут­ра­чен­но­го рая, мо­ло­до­сти, люб­ви, жиз­ни, сбли­жаю­щи­ми пастораль с ва­ни­тас (кар­ти­ны «Et in Arcadia ego» Гвер­чи­но (1622 год, Национальная га­ле­рея ста­ро­го искусства, Рим) и Н.

Пус­се­на (1637-1638, Лувр)). Влия­ние пас­то­раль­но­го пей­за­жа чув­ст­ву­ет­ся в ви­дах Кам­па­нии К. Лор­ре­на, сце­нах народных празд­неств у фламанских ху­дож­ни­ков (Д. Те­нир­са Млад­ше­го и П.П. Ру­бен­са). В голландской жи­во­пи­си оно ощу­ти­мо в итальянских пей­за­жах Н. Бер­хе­ма, в кар­ти­нах Я.А. Бак­ке­ра и К. Кас­те­лейн­са.

В жи­во­пи­си французского ро­ко­ко пастораль транс­фор­ми­ро­ва­лась в жанр «га­лант­ных празд­неств» («f ̂etes galantes»), пред­став­ляю­щий изы­скан­ное об­ще­ст­во на при­ро­де: кар­ти­ны А. Ват­то, Ж.Б. Па­те­ра, Н. Лан­кре, Ф. Бу­ше, Ж.О. Фра­го­на­ра и другие; ил­лю­ст­ра­ции к пас­то­раль­ной литературе А. и Ш. А. Куа­пе­лей; так­же фар­фо­ро­вые ста­ту­эт­ки пас­туш­ков Май­сен­ской (И.И. Кенд­лер) и Севр­ской (Э. М. Фаль­ко­не) ма­ну­фак­тур.

Пас­то­раль­ные мо­ти­вы в той или иной фор­ме (ино­гда в иро­ническом пе­ре­ос­мыс­ле­нии) при­сут­ст­ву­ют во мно­гих сти­лях и на­прав­ле­ни­ях искусства XIX-XX веков, от сен­ти­мен­та­лиз­ма и ро­ман­тиз­ма до на­ших дней.

Пас­то­раль­ная (бу­ко­ли­че­ская) те­ма рас­кры­ва­ет­ся и в са­до­во-пар­ко­вой ар­хи­тек­ту­ре конца XVIII века («Де­рев­ня» Ма­рии-Ан­туа­нет­ты в Вер­саль­ском пар­ке (1783-1786 годы, архитектор Р. Мик, художник Ю. Ро­бер), Берё­зо­вый до­мик в Гат­чи­не (1780-е годы), «Мо­лоч­ня» императрицы Ма­рии Фё­до­ров­ны в Пав­лов­ском пар­ке (1782 год, по про­ек­ту Ч. Ка­ме­ро­на)).

Пастораль

Понятие пастораль имеет несколько значений:

История

Пасторалью называли с давних времен жанр в живописи, музыке или театре, который имитировал и показывал жизнь простого сельского народа. Первые пасторали возникли в 14-15 веках и являются предшественниками классической оперы. Пастораль в музыкальном театре существовала вплоть до 18-19 веков. Пасторальные оперы были написаны: К. В. Глюком, В. А. Моцартом, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо.

Пастораль, как жанр приводного театра возник в Италии в 16 веке и распространился на всю Западную Европу. Пастораль представляла собой тогда маленькую пьесу, которая часто вводилась в развлекательную программу для придворных празднеств. В таких пьесах изображалась жизнь пастухов и пастушек, которые были наделены манерами и лексикой аристократии.

Пастораль соответствовала гармоничному ренессансному мироощущению и можно сказать разрушала театральное искусство, преобразовывала спектакль в «живые картины». Несмотря на это пасторальный жанр сыграл большую роль в истории и теории мирового театра.

В XVII—XVIII веках широко распространилась мода на пасторальные сюжеты и постановы в театрах, которые были интересны в придворно-аристократических кругах. Большое количество пасторальных сюжетов стало основой для старинных опер.

Пасторальные темы были поводом к созданию программной инструментальной музыке у многих композиторов. Серию пасторальных картин представляет программа цикла из четырёх оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди. Л. Бетховен назвал свою 6-ю симфонию «пасторальной». Каждая часть симфонии имеет своё собственное название: «Пробуждение радостных чувств при прибытии в деревню», «Сцена у ручья»,- «Веселое сборище крестьян», «Гроза. Буря», «Пение пастухов. Радостные, благодарные чувства после грозы».

В начале ХХ века М. Равель с помощью сюжета пасторального романа Лонга создал балет «Дафнис и Хлоя», сюиты из которого звучат в симфонических концертах.

Живопись эпохи рококо и неоклассицизма

Одним из ярких представителей пасторального жанра был французский живописец Франсуа Буше. Творчество его многократно, он писал картины не только в пасторальном, но и в мифологическом, аллегорическом, библейском сюжетах, изображал парижскую жизнь и деревенские ярмарки, пейзажи, портреты создавал декорации для парижских театров и спектаклей, которые так любила устраивать маркиза Жанна Антуанетта де Помпадур — фаворитка французского короля Людовика XV.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *