Что такое патриотическая музыка
Патриотическая песня
Патриотическая песня | |
---|---|
Композитор | М. И. Глинка, 1833 |
Страна | |
Утверждён | 23 ноября 1990 |
Отменён | 27 декабря 2000 |
Гимны России |
---|
1. |
2. |
3. «Патриотическая песня» — музыкальное произведение композитора Михаила Глинки, сочинённое в 1833 году. СодержаниеИсторияПервоначально произведение было озаглавлено по-французски «Motif de chant national». Неофициальный текстСлавься, славься, родина — Россия! Над старинным московским Кремлём Использование после 2000 годаСм. такжеПримечанияСсылкиПолезноеСмотреть что такое «Патриотическая песня» в других словарях:Патриотическая песнь — Гимны России 1. Гром победы, раздавайся! (1791 1816) (Неофициальный) 2. Молитва русских (1816 1833) 3. Боже, Царя храни! (1833 1917) 4. Рабочая Марсельеза (1917 1918) 5. Интернационал (1918 1944) 6 … Википедия Песня без слов — С немецкого: Liederohne Worte. Буквально: Песни без слов. Название сборника музыкальных пьес немецкого композитора Феликса Мендельсона Бартольди (1809 1847). Аналог выражения «нет слов» (от восторга, растерянности, удивления и т. д.). Иногда… … Словарь крылатых слов и выражений Песня о Родине — «Рабочий и колхозница» на пластинке с песней, 1937. Широка страна моя родная («Песня о Родине»; 1936) известная патриотическая советская песня, написанная Василием Лебедевым Кумачом и Исааком Дунаевским для фильма «Цирк». Широка страна моя родная … Википедия песня — ПЕ´СНЯ небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для пения; отсюда его обязательная строфичность, простота текста, отсутствие сложных приемов, точная рифма; часто такая П. имеет рефрен или припев. Стихотворения многих русских поэтов 19… … Поэтический словарь Священная война (песня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Священная война (значения). Начало песни[1] Композитор: А. Александров Слова: В. Лебедев Кумач 1 Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмн … Википедия Стража на Рейне (песня) — «Стража на Рейне». Барельеф мемориального комплекса в г. Рюдесхайме на Рейне, Германия. 1877 … Википедия Вечный огонь (песня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вечный огонь (значения). Начало песни[1] композитор: Рафаил Хозак слова: Е. Д. Агранович От героев былых времён Не осталось порой имён. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землёй, травой…… … Википедия Интернационал (песня) — Гимны России 1. Гром победы, раздавайся! (1791 1816) (Неофициальный) 2. Молитва русских (1816 1833) 3. Боже, Царя храни! (1833 1917) 4. Рабочая Марсельеза (1917 1918) 5. Интернационал (1918 1944) 6 … Википедия Chanson patriotique — Патриотическая Песня (ru) Patriotitcheskaïa Pesnia (ru) Chanson patriotique Hymne national de … Wikipédia en Français Патриотическая музыка России — история, композиторы, жанрыПатриотическая музыка в России возникает с рождением национальной государственности и воплощается в жанрах : Тематически она всегда «привязывалась» к соответствующим историческим событиям: Русская патриотическая музыка, как и любой вид искусства, всегда несёт в себе отпечаток той культурной, политической и религиозной жизни, которая присуща обществу во время её сотворения. Менялась страна — менялись и песни о ней. Начиная с сугубо религиозных мотивов и заканчивая песнями о революции и интернационализме, российская патриотическая песня всегда отражала дух эпохи. Музыка средневековой Руси Во времена средневековья к музыке относились с подозрением. По сути, поощрялось только религиозное исполнение, которое было подчинено строгим канонам православия. Так, все песнопения должны были быть исполнены под аккомпанемент византийского органа. Позже, сама инструментальная составляющая была упразднена. Уже в XI в церквях можно было услышать исключительно пение. Только 400 лет спустя уже в 15 веке в летописях вновь встречается упоминание об использовании музыкальных инструментов. Рождение патриотической песни В начале 15 века на увеселения, в том числе и музыкальные, церковь и общество начали смотреть более лояльно. Особенно популярны были церковные песнопения — кондаки и стихиры. Это были своеобразные песенники на религиозные и исторические темы. Сам Иван Грозный занимался сочинительством подобных православных произведений. Так, в сохранившемся до наших дней стихаре «Дьячке око» есть несколько стихов за авторством «царя Иоанна, деспота российского». Грозный царь посвящал песни митрополиту Петру и Сретению Владимирской иконы Божией Матери, которая, как считалось тогда, защитила Московское княжество от нашествия Тамерлана. Можно заметить, что песнопения хоть и продолжали придерживаться церковного канона, но уже приобретали мирскую тематику. Век спустя при дворе Михаила Романова произошло первое известное разделение между религиозно-патриотической традицией и светской, увеселительной музыкой. Были учреждены Потешные хоромы, в которых играли музыкальные произведения уже не религиозного характера. От сжигания музыкальных инструментов до первого неофициального гимна Середина 15 века стала для музыкальной жизни России смутным временем. По печально известному указу царя Алексея Михайловича «О борьбе со славянством» необходимо было уничтожить все имеющиеся в стране музыкальные инструменты. К народному исполнительскому творчеству, относились более чем подозрительно, видя в нём остатки языческой культуры. Помимо музыкальных инструментов, была запрещена и такая популярная профессия, как скоморох. Считалось, что страсть к мирским развлечениям удаляет подданных от церкви, а значит, вредна и для монархии. К счастью, запрет продлился недолго и уже через 50 лет, уже во время правления Петра Великого, музыкальные инструменты для поднятия патриотического духа использовались повсеместно. Во времена того же Петра, в моду вошли канты. Кант — это религиозная или светская песня. Канты часто имели патриотическую направленность. В них, как в былинах, рассказывалось о славных победах и даже о мирных договорах. Сопровождались такие песни фейерверками и выстрелами из пушек. Исполнение происходило в торжественной обстановке и при огромном количестве зрителей. Вообще массовые музыкально-театральные представления на патриотическую тематику быстро вошли в моду. Горячей почитательницей подобных зрелищ была Екатерина II, во времена правления которой был организован и первый маскарад. Маскарад под названием «Торжествующая Минерва» длился несколько дней и сопровождался веселой, славящей императрицу музыкой, живыми картинами и театральными представлениями. Главным певцом и организатором этого небывалого по масштабу празднества был Фёдор Волков. Для маскарада «первый русский актёр» срежиссировал сюжеты живых картин, показ которых сопровождался хоровым исполнением стихов Александра Сумарокова. Сумароков являлся одним из ведущих поэтов и главным драматургом екатерининской эпохи. Поэт часто использовал патриотический лейтмотив в своих произведениях, Так, его знаменитый цикл од был посвящен прославлению монарших особ Российской Империи. Произведения Сумарокова так нравились при дворе, что его долгое время считали придворным поэтом. Увлечение празднествами и торжественными мероприятиями неизбежно привело к тому, что был создан первый (но не официальный) гимн Российской империи. Композиция была выполнена на мотив полонеза и называлась «Гром победы, раздавайся!», текст был написан Гавриилом Державиным. Гимн был посвящен победе русских войск при взятии мусульманской крепости Измаил. В нем превозносилась слава Российской Империи и сама Екатерина II. Хотя «Гром победы» и не был официально признанным символом государства, он имел большую популярность и часто звучал как при дворе, так и во время массовых гуляний. Сын императрицы, Павел I, тоже имел свой неофициальный гимн. Песня «Коль славен наш Господь в Сионе» исполнялась на всех торжественных мероприятиях и парадах, а также при погребении военнослужащих. Прототипом мелодии являлась немецкая лирическая песня «Я молюсь силе любви». «Позолоченный век» Екатерины II породил новую традицию русской патриотической музыки. Музыка во славу государя и песни о ратных подвигах вышли на государственный уровень. Появление специальной, торжественной музыки несущей патриотическую направленность указывает на укреплении российской государственности со своими собственными национальными символами и традициями. Первый официальный гимн
Помимо официальной патриотической музыки в моду начали входить и популярные произведения соответствующего жанра. Многие композиторы, такие как П.И.Чайковский, посвящали свои музыкальные произведения темам славных побед, героизму русского народа и царю. Одна из самых популярных композиций того времени «Славянский марш». Знаменитый композитор Глинка написал культовое произведение «Жизнь за царя». Эти произведения были настолько популярны, что многими воспринимались в качестве официального гимна России. Глинковское «Славься» из оперы «Иван Сусанин» традиционно считается одним из главных патриотических произведений русской культуры. «Реввоенсовет нас в бой зовёт» Революция 1917 года принесла новые воззрения о патриотизме и новые песни. Сохранять старый гимн «Боже, царя храни» в революционной России никто не собирался. Появились новая патриотическая музыка, которая касалась таких тем, как революция, интернационал, рабочее движение. Партия большевиков очень внимательно относилась к культурной работе. Ценились талантливые композиторы, которые могли писать произведения, что способны были: В песнях появились имена Ленина и Троцкого, упоминалась Красная Армия и рабочий народ. Композиторы того времени предпочитали писать песни о заводах, стройках и борьбе. Так, Александр Мосолов в 1920-х годах создал произведения под названием «Сталь», «На Днепрострое», «Завод». Песни первых пятилеток наполнены: Когда советская власть была прочно установлена и приобрела устойчивые границы, патриотическая музыка тоже изменилась. В ней уже переосмыслялась роль царей и царских военачальников. Так, знаменитый композитор Юлий Мейту наряду с такими произведениями как «Братья Ульяновы» писал и о «Ярославе Мудром» и «Иване Грозном». Гимны молодого советского государства сменяли один другого. В первые месяцы установления советской власти был принят гимн «Рабочая Марсельеза» на мотив Марсельезы французской. Несмотря на то, что музыка для гимна была иностранная, текст (не перевод) был написан советским поэтом П.Л. Лавровым. Через несколько месяцев она сменилась на «Гимн свободной России». Стихи были написаны К. Бальмонтом, а музыка А. Гречаниновым. Но и этот гимн просуществовал недолго, уже в 1918 году в качестве главного музыкального произведения страны был принят «Интернационал». Музыку к новому государственному символу сочинил Пьер Дегейтер, а слова написал Эжен Потье (перевод А.Коц). С этим гимном страна Советов не только пережила первые годы коллективизации и гражданской войны, он стал одним из символов борьбы советского народа с фашисткой Германией. В 1944 году был принят «Государственный гимн СССР», который просуществовал до распада страны в 1991 году. После того как СССР завершил свое существование, возникла потребность в новом гимне, который бы соответствовал обновлению российского государства. Но именно с новым гимном возникло больше всего сложностей. В качестве музыки к главной песни государства была предложена «Патриотическая песня» композитора М.Глинки. Если музыкальная составляющая была утверждена в 1990 году, то текста гимна не было вплоть до 2000 года. В декабре 2000 г. Государственная дума приняла закон «О государственном гимне Российской Федерации». В качестве такового использовалась уже знакомая всем советским гражданам музыка гимна СССР, стихи также принадлежали перу С.В.Михалкова, но смысл был уже совсем другим. Патриотическая музыка — наиболее известные примеры «Роль патриотической песни в жизни людей.»Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социально-психологические, мировоззренческие чувства патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного. Наиболее эмоциональным жанром в музыке является песня. Патриотическая песня имеет большую силу, ее боялись больше, чем пушки. У нее есть характерные особенности: песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе, мелодия решительного или призывного характера со многими повторами. Пресс-служба Администрации города Дебальцево Патриотическая музыкаСочинения Ивана Грозного, канты в сопровождении пушек и колоколов, немецкий хорал, звуки заводов и строек, утешающая слух роговая и другая духоподъемная музыка нашей страны Появление музыкальных произведений условно патриотической тематики, На протяжении нескольких веков всякая инструментальная музыка на Руси была табуирована православной церковью как языческая. Разрешалось только пение; византийские органы, сопровождавшие богослужение в XI веке, были разобраны. Следующее упоминание об органах относится уже к XV веку. В год избрания Михаила Романова на царство (1613) для развлечения двора были учреждены Потешные хоромы. Известно, что в Потешных хоромах стояли органы, обитые яркими материями, украшенные искусной резьбой Православные песнопения — кондаки и стихиры — принципиально не имеют авторов, однако некоторые имена нам известны. Сохранился, например, стихирарь «Дьячье око» Находится в Российской государственной библиотеке в собрании Д. В. Разумовского (Ф. 379. № 63–66). — четырехтомная рукописная певческая книга, содержащая полный годовой круг календарных праздников (середина XVII века). В ней, среди прочего, есть и песнопения с указанием «Творение царя Иоанна, деспота российского» — то есть Ивана Грозного. Одна из стихир «царева творения» посвящена митрополиту Петру, перенесшему митрополичью кафедру в Москву. Другая написана в честь Сретения (встречи) Владимирской иконы Божией Матери (1550–1560-е годы), по легенде защитившей Москву от Тамерлана. «Вострубите трубою песней Иван IV Васильевич Грозный, собрание стихир Исполнение: мужской вокальный квартет под управлением И. Воронова, 1989 год В 1648 году был издан знаменитый указ царя Алексея Михайловича «О борьбе со славянством», который среди прочих мер (запрет печь блины, например) предписывал сжечь все музыкальные инструменты, дабы покончить Тогда же получил распространение своеобразный жанр бытовой песни, вобравший в себя элементы древнерусского церковного пения, малороссийской и белорусской народной песни, но в основном заимствованный из польских образцов — петровский кант. Обычно канты исполнялись без сопровождения, но если они были написаны по случаю государственных торжеств, то к пению могли быть добавлены инструменты военного оркестра — трубы, ударные, — а также пушечная пальба и колокольный звон. Один из самых известных петровских кантов — «Днесь, орле российский, простри свои крыле» — сочинен по случаю победы под Полтавой (всего известно около двадцати кантов, посвященных этому событию). В Полтавской битве был пленен брат Иоганна Себастьяна Баха, гобоист королевского войскового оркестра, и в течение нескольких лет он исполнял обязанности по устройству в Москве военно-музыкального дела. Кант на Полтавскую победу «Орле российский»Исполнение: ансамбль ранней музыки Insula Magica Колоссальное по размаху уличное действо, маскарад «Торжествующая Минерва», был поставлен «первым русским актером» Федором Волковым
Эта «утешающая слух» музыка — знаменитая роговая капелла графа Шереметева. Рог издает всего лишь один звук определенной высоты, и каждый музыкант должен исполнить свою единственную ноту точно в нужный музыкальный момент. Главным условием игры роговой капеллы была слаженность большого ансамбля, численность которого достигала нескольких сотен музыкантов. Рога добавляли к оркестру во время всех значимых петербургских премьер европейских композиторов. Пример звучания рогового оркестра. Опера Джоаккино Россини «Вильгельм Телль». 1829 год Исполнение: Российский роговой оркестрПервым гимном Российской империи (правда, не признанным официально) стал полонез «Гром победы, раздавайся!», впервые исполненный, опять же, на грандиозном празднике в честь Екатерины, данном Потемкиным в Таврическом дворце: Гром победы, раздавайся! Эти слова Гавриила Державина, положенные на музыку Осипа Козловского, воспевают легендарную победу Суворова — взятие Измаила. Первый официальный гимн России — «Молитва русскаго народа» — был утвержден после победы над Наполеоном, в 1816 году. Тогда монархи победивших держав договорились, что отныне музыка и слова государственных гимнов станут общими — «Боже, Царя храни!» (в английском варианте — «God Save the King», до сих пор являющийся гимном Великобритании). Русский текст гимна сочинил Василий Жуковский, авторство музыки приписывается Жан-Батисту Люлли или же Георгу Фридриху Генделю, по сути это гальярда (довольно быстрый танец), Во время визита следующего императора России Николая I в Британию монарх был обескуражен тем, что английский гимн на официальных мероприятиях играется два раза, и поручил своему придворному композитору Алексею Львову, перегармонизировавшему весь годовой круг православных церковных песнопений на немецкий лад, придумать новую оригинальную музыку. Так появился всем известный «Боже, Царя храни!» — типичный лютеранский хорал. Петр Чайковский. «Славянский марш». 1876 год Исполнение: Freelance Ensemble Artists of New Jersey «Славься!» Глинки регулярно предлагается в качестве гимна России, Тем не менее «Жизнь за царя» (или «Иван Сусанин», в редакции сталинского времени) остается одним из главных названий русского национального репертуара. Примечательно, что дирижер первого исполнения оперы Глинки, Катерино Кавос, сам является автором оперы «Иван Сусанин», поставленной десятью годами ранее на тот же сюжет. Долгие годы оперы шли параллельно на сцене Большого театра, с тем же самым подбором певцов для обеих постановок. Фрагмент из оперы «Иван Сусанин» Катерино Кавоса, 1815 год Исполнение: Яна Мамонова, сопрано, Василий Новиков, тенор, Андрей Соколов, баритон, дирижер — Игорь Тюваев«Искусство должнo принадлежать народу» — этой цитатой Ильича вооружились сталинские реакционеры, приводившие к послушанию авангардистов 1920-х годов. На изданной в 1934 году фирмой «Коламбия» граммофонной пластинке, представляющей пионеров индустриальной музыки из СССР (Парижский симфонический оркестр, дирижер Юлиус Эрлих), с одной стороны записан знаменитый «Завод» Александра Мосолова, отрывок Юлий Мейтус. «На Днепрострое». 1930 год Исполнитель неизвестен Александр Мосолов. «Сталь». 1926–1928 годы Исполнение: Лос-Анджелесский филармонический оркестрМногие произведения Мосолова не изданы или утеряны. Чрезвычайно любопытно было бы познакомиться с его опереттой «Крещение Руси» в трех актах (сочинение 1930 года, текст Николая Адуева). Освобожденный Юлий Мейтус прожил 94 года и до сих пор остается одним из самых исполняемых украинских композиторов. Естественно, Мейтус принял замечания партии, пересмотрел стиль своего письма, в 1951 году получил Сталинскую премию, в 1954-м — вступил в КПСС. Наследие автора в области музыкального театра включает такие названия, как «Братья Ульяновы» (1967), «Рихард Зорге» (1976), «Ярослав Мудрый» (1973), «Иван Грозный» (1983). Ария Олега Кошевого из оперы «Молодая гвардия», 1947 год Исполнение: Константин Лаптев в сопровождении оркестра Киевского оперного театра под руководством В. Тольби, 1947 годРезультаты «творческой эволюции» советских композиторов под партийным присмотром можно проследить на примере творчества Сергея Прокофьева: Сергей Прокофьев. Праздничная поэма «Встреча Волги с Доном». 1951 год Исполнение: Чикагский симфонический оркестр, дирижер — Риккардо Мути Дмитрий Шостакович. «Над Родиной нашей солнце сияет». Кантата на слова Е. Долматовского для хора мальчиков, смешанного хора и оркестра. 1952 год Исполнение: дирижер Кирилл Кондрашин
|