Что такое патриотический подъем первая мировая
Патриоты 1 мировой войны
100 лет назад, 28 июля 1914 года, начался один из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества, названный в последствии Первой мировой войной, войной, которая изменила мир до неузнаваемости. Она по праву стала прологом XX века, всех его кардинальных изменений и трансформаций.
«Забытая война» такое метафоричное название для Первой мировой войны в современной России стало почти историографической нормой. Она действительно оказалась «забытой войной» в нашем сознании, и почти стёрлась в исторической памяти обычных россиян, оставив по себе только общие сведения и смутные семейные воспоминания.
Вторая Отечественная война, как называли ее в те годы, вместе с потерями, страданиями и миллионами смертей, вызвала в российском обществе патриотический подъем и небывалый всплеск благотворительной и подвижнической деятельности на благо Отечества. Именно эта страница Первой мировой войны и послужила основой для написания данной статьи, в которой хотелось бы показать сопричастность Ярославской земли к военным действиям.
Наш край в годы Первой мировой войны находился в глубоком тылу. Несмотря на удаленность фронта, жители Ярославской губернии активно включились в оказание помощи солдатам и их семьям.
Одной из первых общественных организаций, откликнувшихся на потребность в медицинской помощи, стало Российское общество Красного Креста, основной задачей которого являлась организация лечебных учреждений и оказание медицинской помощи. К середине августа 1914 года по стране было создано 45 госпиталей, 35 этапных и 33 подвижных лазарета, но при таком количестве отмечалась нехватка лечебных заведений и медсестер.
Эшелон принимали Сестры Милосердия. Одной из них была наша землячка – Сакина Наталья Федоровна, жена владельца ткацко-отбелочной фабрики Сакина при селе Карабиха Ярославского уезда. Чтобы оказывать медицинскую помощь, она окончила краткосрочные курсы, после которых получила квалификацию сестры милосердия военного времени, как и 11 тысяч российских женщин.
Труд медицинских работников был тяжел, требовал самоотречения и больших сил, как физических, так и нравственных. Эти хрупкие женщины все свое здоровье ежедневно отдавали раненым. В этом можно убедиться, взглянув на фотографии того времени.
Кроме Красного Креста госпитали и лазареты создавали и другие общественные организации. Например, такое, как ярославское благотворительное общество «Отдела Комитета Великой княжны Милицы Николаевны, по оказанию помощи раненым воинам русским, черногорским и сербским», оно же «Зеленый крест». Это общество представляло собой, по мнению его членов, «в полном смысле общественное учреждение и характеризовало собой отношение ярославского общества к нуждам и потребностям, вызванным войной». «Зеленый крест» главным образом занимался оборудованием и организацией лазаретов для раненых и больных воинов. Основное затруднение заключалось в скудности средств и недостаточном оборудовании помещений. Члены совета Общества разрешили этот вопрос очень удачно: они обращали в лазареты свои дома и квартиры, размещая там 5-10 коек с ранеными. Вопрос о медицинской помощи также разрешился благополучно, так как местные медики предлагали свою безвозмездную профессиональную помощь.
Председатель «Зеленого Креста», владелец ткацко-отбелочной фабрики при селе Карабиха Крестобогородской волости Ярославского уезда Ярославской губернии Алексей Петрович Сакин, открыл лазареты: на 15 коек в своем доме и на 20 коек в ткацком отделении фабрики.
Присоединился к нему и владелец соседней ткацкой фабрики, расположенной в 19 км от Ярославля в деревне Кормилицыно, Зотов Петр Андреевич, который разместил в своем доме лазарет на 2 койки.
Не меньшую готовность служить делу милосердия проявили местные женщины рабочих поселений при ткацких фабриках П.А.Сакина и П.А.Зотова: они приняли на себя обязанности заведующих хозяйством, шили и стирали белье раненным солдатам.
Щедрые пожертвования делали и рабочие фабрик, в адрес «Зеленого Креста» поступали белье, провизия, инвентарь, деньги.
За время своего существования Общество «Зеленый Крест» пользовалось милосердием исключительно частных лиц и никаких казанных денег не получало. Для увеличения своих средств совет Общества устраивал благотворительные сборы, спектакли. Так, 15 сентября 1914 года на ткацко-отбелочной фабрике А.П. Сакина был показан спектакль А.Островского «Волк и овцы» для рабочих и служащих. Средства пошли на помощь раненым и поправляющимся солдатам.
Известно также, что кроме лечения раненых и больных воинов, общество «Зеленый крест» оказывало денежную помощь выписывающимся солдатам из лазаретов и госпиталей. Алексей Петрович Сакин был не исключением. Поправившимся больным он выделял денежное вознаграждение от 5 до 12 рублей, что составляло месячную зарплату рабочего фабрики.
Не были забыты и сражавшиеся на фронте, их жены и дети. Им в праздничные дни выдавались подарки. Восстанавливая здоровье раненых и больных солдат, Общество систематически организовывало работу библиотек, чтения, музыкальные номера, обучение солдат грамоте.
Еще до окончания войны совет Общества обратил свой взор и в ближайшее будущее, когда раненым и увечным на войне солдатам необходимо будет искать заработок. С этой целью А.П. Сакин, как председатель «Зеленого Креста» предложил организовать ремесленные мастерские. Вопрос этот не только обсуждался в совете, но предлагался вниманию всей ярославской общественности.
Таким образом, местный совет Общества Зеленого Креста по мере средств стремился помогать воинам на фронте, в лазарете и при выходе из лазарета, их семействам, воинам-инвалидам (обучением доступным ремеслам). Трудоустроить пострадавших на войне людей стремились в самых различных сферах.
Еще одной формой благотворительности наших земляков в годы первой мировой войны являлась денежная помощь русским военнопленным, гражданскому населению, пострадавшему в результате военных действий и различных эпидемий: «кружечным» образом собирались средства на табак солдатам, бани в окопах, для сирот. Кружки устанавливались на улицах Ярославля, крупных населенных пунктов губернии, в храмах, монастырях, государственных, частных и общественных учреждениях. Эти мероприятия проходили с начала войны по всему Ярославскому уезду повсеместно, об этом можно узнать через строки губернской газеты «Голос». Так, уже в первые месяцы войны жителями Ярославского уезда было собрано 46 тысяч рублей.
Вся патриотическая деятельность ярославцев строилась на принципах гуманности и милосердия. Независимо от пола и сословной принадлежности, материального положения и уровня образования – все помогали фронту. Это был единый порыв любви к Родине и веры в ее силу и незыблемость!
Патриотический подъём в России в годы Первой мировой войны
Первая мировая война в России
Первую мировую войну в России нередко называют «забытой». Долгое время эта война находилась в тени Октябрьской революции, Гражданской войны и позднее Великой отечественной войны. Россия вступила в Первую мировую войну 1 августа 1914 года. В этот день Германия объявила войну России. Поводом стал отказ России выполнить условия германского ультиматума об отмене всеобщей военной мобилизации.Всеобщая мобилизация была введена в России в ответ на то, что 28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну союзнице России — Сербии. плакат времён Первой мировой войны плакат времён Первой мировой войны Россиянам хотелось поддержать сербов, которым грозила агрессия Австро-Венгрии. «В том, что началась война, не стоит недооценивать силы общественного мнения. Было сильное «давление улицы». На улицах Петрограда проходили массовые манифестации в поддержку сербов», — рассказывает историк Борис Колоницкий. Из книги А.И.Солженицына «Август четырнадцатого»:
«В мои студенческие годы грянула первая мировая война, и манифест Государя Императора привлек к себе пылкую идеологию, и полную сил энергию студенчества. И направил студентов на доблестный путь воспылавшего патриотизма с жаждой, каждого из них, встать на защиту Родины. Начало войны застало меня студентом старших семестров химического отделения Варшавского политехнического института Императора Николая II во время летних каникул, на строительной практике. После выдержанного экзамена по строительному искусству я практиковал на постройке больницы Красного Креста в Тамбове на положении помощника инженера, что было интересно, поучительно и хорошо оплачивалось. Уже не так далеко мне оставалось до диплома инженера-технолога, так что, казалось бы, мне не следовало бы ни при каких обстоятельствах прерывать высшее техническое образование, но в то же время, нельзя было оставить призывной манифест Государя Императора без должного внимания. В то время все были уверены, что коварно напавший на нас враг будет скоро отброшен, и после войны Российская Империя снова перейдет к новой счастливой и нормальной, мирной жизни. Но чтобы отбросить врага, сперва всем нам надо было по Царскому призыву встать на защиту Родины, так как враг никогда добровольно сам назад не уйдет. Того, что произошло после войны, никто конечно тогда не ожидал, и предвидеть не мог. Всеобщий высокий патриотический подъем, вызванный войной, естественно, прежде всего захватил русскую идейную золотую молодежь, в лице студенчества, а в том числе затронул и меня»
Патриотизм в России
Среди наиболее активно патриотически настроенной интеллигенции в начале войны были представители религиозной философской интеллигенции, особенно князь Евгений Трубецкой, Владимир Эрн, Евгений Булгаков и Николай Бердяев. Как рассказывает американский историк Кристофер Строоп, российские религиозные философы полагали, что «у России есть определенная религиозная миссия не просто победить Германию, но и восстановить христианские корни европейской цивилизации, поскольку опасались секуляризма и возможных последствий нигилизма». По их мнению, нигилизм привел к милитаризму и войне. Манифест Государя по поводу войны, является неоспоримым и вечным историческим документом большого мирового значения. Для большей ясности и убедительности в подтверждение сказанного, даю выдержки из Царского манифеста, так как много лет спустя, не все его помнят и не все его знают. Высочайший манифест: «Божьей милостью, Мы Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая… Объявляем всем Нашим верным подданным: Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особую силою пробудились братские чувства русского народа к славянам, когда… презрев уступчивый и миролюбивый ответ Сербского правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда. Вынужденные принять необходимые меры предосторожности, но, дорожа кровью и достоянием наших подданных, мы прилагали все усилия к мирному исходу переговоров. Среди дружественных сношений союзная Австрии Германия, вопреки нашим надеждам на вековое дружное соседство, внезапно объявила России войну. Ныне предстоит уже не только заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России, и положение ее среди великих держав. Мы непоколебимо верим, что на защиту русской земли дружно и самоотверженно встанут все верные наши поданные, …и да отразит Россия, поднявшаяся, как один человек дерзкий натиск врага. С глубокой верой, … мы молитвенно призываем… Божье благословение». 20 июля 1914 г. …подписано НИКОЛАЙ.
В патриотическом подъеме в начале Первой мировой войны в России были особенно заметны женщины. В начале войны женщины служили сестрами милосердия, а уже потом были сформированы женские батальоны. По словам Бориса Колоницкого, немаловажную роль в этом сыграл пример женщин во время войны с Наполеоном. Первую мировую войну тогда называли «отечественной», и в начале Первой мировой войны был возрожден миф о наполеоновской войне. Частью этого мифа была первая русская женщина-офицер Надежда Дурова, которая служила вдохновением для женщин, ушедших добровольцами на Первую мировую войну.
Невероятный патриотический подъём в начале Первой мировой войны был подкреплён реальным действием — мобилизацией и военной службой, радостью побед и горечью поражений. Этот запал, которым жило русское общество продолжался около двух лет. К концу 1915 — началу 1916 года настроения резко изменились. Появилась антивоенная агитация, либералы и социалисты, изначально выступающие в поддержку Императора и войны, развернули активную оппозиционную деятельность. Частично этому послужило возвращение с фронта большого количества солдат, которые рассказывали об ужасах войны и бессмысленности её ведения. Частично это было вызвано ухудшением уровня жизни широких слоёв населения. Исход всего этого оказался плачевным — настроение общества стало устойчиво антивоенным, во всех бедах России обвинили Императора и царскую власть.
Определённые параллели можно провести с нашим временем. Достаточно сильны патриотические настроения, связанные с присоединением Крыма в России. В противовес этому стоят санкции и позиция Запада по отношению к наше стране. Кто одержит верх над умами российского общества в этой ситуации — покажет время. Нам же остаётся помнить исход Первой мировой войны и то, что случилось после её завершения.
Патриотический подъем в начале Первой мировой войны
Полный текст:
Аннотация
Ключевые слова
Об авторе
Список литературы
1. Архив внешней политики Российской империи. Ф. 133. Канцелярия министра иностранных дел. Оп. 470. Д. 9.1914 г.
3. Введение в теорию международных отношений. М., 2001.
4. Виноградов К.Б. Дэвид Ллойд Джордж. М., 1970.
5. Головин Н.Н. Из истории кампании 1914 года на русском фронте. Начало войны и операции в Восточной Пруссии. Прага: Пламя, 1926.
6. Деникин А.И. Путь русского офицера. М., 1990.
7. Джунковский В.Ф. Воспоминания, 1905-1915. Т. 2. М., 1997.
8. Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. Т. 2. М., 1955.
9. Карлинер М.М. Рабочее движение в Англии в годы Первой мировой войны, 1914-1918. М.: Изд-во Акад. наук СССР,1961.
10. Костриков С.П. Россия в Первой мировой войне. М., 2000.
11. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М.: Новости, 1991.
12. Поршнева О.С. Менталитет и социальное поведение рабочих, крестьян и солдат в России в период Первой мировой войны (1914- март 1918 г.). Екатеринбург: Изд-во Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН), 2000.
13. Прокопов А.Ю. Война и вопросы социально-политического развития Великобритании // Война и общество в XX в. Кн. 1. Война и общество накануне и в период Первой мировой войны М., 2008.
14. Ревякин А.В. Франция: «священноеединение»//Мировые войны XX в. Кн.1. Первая мировая война. М., 2002.
15. Розанов В.В. Последние листья. М., 2000.
16. Санборн Дж. Беспорядки среди призывников в 1914 г. и вопрос о русской нации: новый взгляд на проблему // Россия и Первая мировая война (Материалы международного научного коллоквиума, 1-5 июня 1998 г.). СПб., 1999.
17. Спиридович А.И. Великая война и Февральская революция, 1914-1917. Мн., 2004.
18. Тютюкин С.В. Патриотический подъем в начале войны // Мировые войны XX в. Кн.1. Первая мировая война. М., 2002.
20. Archives du Ministere des affaires etrangeres. Guerre 1914-1918. Dossier general. Vol. 1-3,8.
21. Archives nationales. F. 7.12937.
22. Asquith H.H.Memoiresand reflections, 1852-1927. Vol. 2. Boston: Little, Brown, 1928.
23. Barnard Ch.l. Paris War Days. Boston, 1914.
24. Barthas L. Les carnets de guerre de Louis Barthas, tonnelier. 1914-1918. Paris, 1981.
25. Becker J.-J. 1914: Comment les Frangais sontentresdans la guerre. Paris, 1977.
26. Bloch M. Memoirs ofWar. 1914-1915. London, 1980.
27. Buchanan G. My Mission to Russia and Other Diplomatic Memoirs. Vol. 1. London, 1923.
28. Cochet F. Survivreau front 1914-1918: Les Poilus entrecontranteetconsentement. Paris, 2005.
29. Dahlmann D. Russia at the Outbreak of the First World War // Les Societes europeennes et la guerre de 1914-1918. Paris, 1990.
30. Ferro M. The Great War 1914-1918. London: Routledge, 1973.
31. Gibbs P. L’amede la guerre. Paris, 1916.
32. Gibbs P. Ten Years After: A Reminder. London, 1924.
33. House of Commons. Parliamentary Debates. London, 1915.
34. Joll J.The Origins of the First World War. New York, 1984.
35. Kratochwil F., Ruggie J.G. International Organization: A State of the Art on an Art of the State//International Organization. Vol. 40.1987. № 3. Pp. 753-775.
36. Laborie P. Opinion publique // Historiographies, II. Concepts et debats. Paris, 2001.
37. Lincoln W.B. PassageThrough Armageddon.The Russians in War and Revolution. New York, 1994.
38. Loez A. 14-18. Les refusde la guerre. Une histoiredes mutins. Paris, 2010.
39. Loez A. La Grande guerre. Paris, 2010.
40. Marwick A. The Deluge. British Society and the First World War. New York, 2006.
41. Marwick A. War and Social Change in the Twentieth Century. New York, 1974.
42. Medlicott W.N. Contemporary England, 1914-1964. New York: McKay, 1967.
43. Mulligan W.The Origins of the First World War. Cambridge, 2010.
44. Pares B.The Fall of Russian Monarchy. London, 1988.
45. Russell B.The Autobiography of Bertrand Russell, 1914-1944.Toronto: Little, Brown and со., 1968.
46. Schor R. La France dans la Premiere guerre mondiale. Paris, 1997.
47. Stevenson J. British Society, 1914-1945. London, 1984.
48. Taylor A.J.P. Illustrated History of the First World War. New York, 1964.
49. Verhey J.The Spirit of 1914: Militarism, Myth, and Mobilization in Germany. Cambridge, 2006.
50. Wendt A. Anarchy is What States Make of It: The Social Construction of Power Politics // International Relations. Vol. 46.1992. № 2. P. 396-407.
51. Wendt A. The Agent-Structure Problem in International Relations Theory // International Organization. Vol. 41.1987. №3. P.349-366.
52. Winter J.M., Baggett B. 14-18: Legrand bouleversement. Paris, 1997.
53. Wohl R. French Communism in the Making, 1914-1924. Stanford, 1966.
Для цитирования:
Юдин Н.В. Патриотический подъем в начале Первой мировой войны. Вестник МГИМО-Университета. 2014;(4(37)):17-25. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-4-37-17-25
For citation:
Yudin N.V. Patriotic Enthusiasm at the Beginning of the First World War. MGIMO Review of International Relations. 2014;(4(37)):17-25. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-4-37-17-25
Патриотические манифестации в России в начале Первой мировой войны
Дата публикации: 26.11.2018 2018-11-26
Статья просмотрена: 302 раза
Библиографическое описание:
Кузнецова, В. В. Патриотические манифестации в России в начале Первой мировой войны / В. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/233/53960/ (дата обращения: 23.12.2021).
Предпосылки Первой мировой войны формировались на рубеже XIX-XX вв. в условиях имперского противостояния великих держав, обострения межблоковых и межгосударственных противоречий. Самодовлеющим фактором политического процесса в этот период стала коллективная психология народов и правящих кругов, «коллективные страсти», национальные чувства, которые способны были психологически подвести народные массы к восприятию войны как единственного способа осуществления «национальных целей».
Ключевые слова: патриотические настроения, Россия, население, манифестации.
Решение о вступлении России в Первую мировую войну принималось в условиях роста в стране забастовочного движения. При этом центральную власть, безусловно, заботил вопрос о том, поддержит ли народ это решение, отсрочив разрешение своих социальных проблем, и откликнется ли на призыв центральной власти к защите родной земли от немецких агрессоров [1, c. 159].
15 июля 1914 г. пришло известие о том, что Австро-Венгрия объявила войну Сербии, а на следующий день столица маленького балканского государства была подвергнута бомбардировке. Агрессивные действия австро-венгерской армии вызвали негативную реакцию жителей России. Так, по сообщению газеты «Русский инвалид» 16 и 17 июля 1914 г. в Москве, Киеве, Одессе, Подольске, Тифлисе, Ялте прошли стихийные патриотические манифестации в поддержку сербского народа [2, c. 2]. В столице за несколько дней перед объявлением о мобилизации по улицам ходили толпы людей с национальными флагами, распевая народный гимн и устраивая патриотические демонстрации перед домом Сербского посольства [1, c. 159]. Патриотический порыв коснулся и жителей Калужской губернии. В частности, в губернском центре 16 и 17 июля «подъем патриотических чувств населения», по выражению полицмейстера, вылился в две патриотические манифестации. В Жиздре 17 июля отмечался такой «подъем патриотических чувств населения, какой трудно себе представить». Местный уездный исправник сообщал губернатору, что это выразилось в грандиозных манифестациях, в которых приняло участие все решительно население [1, c. 160]. По оценке прессы, патриотические манифестации прямо свидетельствовали, что «сословные и общественные учреждения повергают к стопам Государя Императора чувства верноподданнической преданности и готовности до последней капли крови постоять за Царя и за Русь» [3, c. 2]. Между тем центральные власти 19 июля 1914 г. были вынуждены даже выступить со специальным обращением ко всем подданным России, где призывали их «соблюдать спокойствие и сдержанность и избегать проявлений возбужденного народного чувства, которые могут только осложнить создавшееся положение» [4, c. 1].
19 июля (1 августа) 1914 г. Германия объявила войну России, а на следующий день император Николай II подписал Высочайший манифест об участии России в этой войне. В тексте документа особо подчеркивалось, что «. Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской Земли дружно и самоотверженно встанут все верные Наши подданные. » [5, c. 1]. Этот манифест стал основой формирования официальной патриотической пропаганды, которая была направлена на защиту своей земли, народа, отстаивания его интересов и ценностей. Два главных фактора определили складывание в массовом сознании установок восприятия начавшейся войны как справедливой, оборонительной, направленной на отражение германской агрессии: тот факт, что Германия первой объявила войну России, а также характер повода к войне, дававший России высокие моральные дивиденды защитницы несправедливо обиженной братской славянской страны [6, c. 11].
Вступление 19 июля (1 августа) 1914 г. России в Первую мировую войну вызвало мощный патриотический подъем, охватившие практически все общественные слои и регионы страны. Верноподданнические чувства жителей страны в то время выражались как в лояльности населения по отношению к государственной политике, так и в проявлении любви к своей стране, одним из главных символов, олицетворением которой были император и члены его семьи [7, c. 12]. Так, 2 августа 1914 г. на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге собрались тысячи людей. Они дружно опустились на колени перед императором и императрицей, вышедшими на балкон Зимнего дворца. Никогда еще часто, как в те дни, не звучали по всей России торжественные звуки гимна «Боже, Царя храни»! [8, c. 360] Сам Николай II всячески стремился поддерживать патриотический настрой. По словам французского посла М. Палеолога, император, принимая 2 августа в столице высших чинов страны, заявил следующее: «… Я торжественно клянусь, что не заключу мира, пока останется хоть один враг на родной земле» [8, c. 98]. Ценные сведения о проведенных манифестациях и молебнах, объединенных патриотическими и религиозными настроениями, можно обнаружить на страницах центральной печати. Так, по сообщению одной из таких изданий, в столице «23 июля по получении известия об объявлении Англией войны Германии, была произведена грандиозная манифестация на Гороховой ул. перед помещением русско-английской торговой палаты. По просьбе собравшихся из палаты был вынесен редкий портрет Государя Императора и короля Георга, где оба монарха изображены вместе. Склонив перед портретом русские и английские знамена, толпа пропела народный гимн и приветствовала восторженными криками представителей русско-английской организации». Патриотические манифестации были проведены в разных уголках страны. Например, из Поволжья сообщали, что 23 июля в Саратове «около 6 часов вечера к памятнику Императора Александра II стало стекаться со всех концов города публика. Оркестр заиграл гимн, покрытый громким «ура». Начались речи, призывавшие постоять за «братушек» славян. Затем толпа с пением гимна двинулась к помещению воинского начальника, где также были произнесены речи и пропет гимн. У казарм Карсского полка масса солдат встретила манифестантов «ура»…» [9, c. 3].
Таким образом, анализ источников показал, что в начальный период Первой мировой войны наблюдался резкий подъем патриотических чувств среди населения России, основанный на его монархических и религиозных настроениях.