Что такое патриотическое воспитание молодежи
Что такое патриотическое воспитание молодежи
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины. Помимо личных устремлений человека нужны общечеловеческие ценности, и одним из них является чувство патриотизма. Именно патриотизм, любовь к своей Родине, является нравственной чертой, которая связывет всех людей в единое общество. Только общество, объедененное любовью к своей Родине, способно сделать государство целостным и процветающим.
Патриотическое воспитание проходит несколько этапов: от любви к своей семье до любви к Отчизне. Любовь к Родине является наивысшим уровнем патриотизма.
Возрождая традиции и достижения предшествующих поколений, мы создаем условия для поступательного движения в будущее, и в этом велика роль образования как фактора обеспечения мира и стабильности путем воспитания молодежи в духе толерантности и согласия. Неотъемлемой частью формирования патриотизма у современной молодежи является воспитание на примерах героев Великой Отечественной Войны.
Тысячи молодых девушек и парней полегли на поле боя. Они были вдохновлены идеей победы. Своей жизнью они пожертвовали, ради того, чтобы наша молодежь, государство сейчас процветало. Каждый человек должен призадуматься над этим и быть благодарен этим людям за то, что имеет возможность дышать полной грудью в свободной стране.
Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, который формируется под влиянием многих факторов. При этом главную роль играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Большое влияние оказывают генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Способности или физические качества накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека. Существуют определенные условия, в которых формируются нравственные качества человека. Личность человека формируется на основе того, что дала человеку природа (наследственность), окружающая среда и что человек сам из себя сделал.
В решении проблем патриотического воспитания современного поколения участие должна принимать сама молодежь, осознавая всю важность своей деятельности в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это не только любовь к Родине, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
В нашем обществе становятся актуальными вопросы нравственного воспитания, возрождения таких духовных ценностей, как: чувство уважения и толерантности к культуре и религиям других народов, чувство высокого патриотического сознания, чувство гордости за свою страну и народ, чувство верности и готовности к выполнению гражданского долга.
Современное образование нуждается в создании принципиально нового подхода в развитии современной коммуникабельной разносторонней личности, способной к активной деятельности в поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Главной целью нравственного воспитания молодежи в вузе является воспитание через образовательный процесс, возрождение общечеловеческих ценностей. Одной из задач высшей школы является привитие студентам навыков научно-исследовательской работы. Занятие наукой формирует уважение к научной истине, объективности. Процесс научного поиска обогащает эмоциональную сферу личности (вера в свои идеалы, переживание успеха, преодоление препятствий, ощущение собственного роста). Всё это способствует нравственному совершенствованию личности, формирует гражданское самосознание человека, воспитывает принципиальность и последовательность, укрепляет и развивает волевые качества. Вместе с тем научно-исследовательская деятельность неотделима от кропотливой будничной работы, требующей трудолюбия и мобилизации сил.
Нравственное становление молодежи, подготовка ее к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Тандем семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу образования и воспитания в вузе. Нравственное воспитание студенчества как главной движущей силы общества должно осуществляться на основе современного опыта интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания.
Из поколения в поколение передается историческая память народа. Духовные и культурные ценности, созданные в прошлом, становятся достоянием современного общества. История обладает свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства людей, она активно участвует в гармоничном воспитании человека и способствует формированию патриотизма. Совместные усилия педагогов и молодого поколения должны быть направлены на создание всевозможных условий для становления духовно-нравственной сферы современной личности, от которой зависит будущее человеческого общества.
Рецензенты:
Егоров Виктор Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе КарГТУ, г. Караганда.
Мирза Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Т и МД и ППП социально педагогического факультета КарГУ им. Е. А. Букетова, г. Караганда.
Любовь к Родине по советским рецептам: как воспитать патриотизм молодежи
Менять ориентиры нелегко
Тема патриотического воспитания снова в общественной повестке. Приняты поправки в федеральный закон «Об образовании». Воспитательная функция оказалась законодательно закреплена за учебными заведениями. С сентября 2020 года эта инициатива распространяется на школы, с сентября 2021 года — патриотическим воспитанием обязаны заниматься также высшие учебные заведения. Почему данная инициатива вызвала столько беспокойства и какие опасности несет в себе воспитание патриотов?
Фото: Алексей Меринов
Отметим сразу, Россия в своем желании «государственного продвижения» патриотизма не одинока. Так или иначе все современные цивилизованные государства хотят, чтобы их граждане ответственно относились к своей стране, любили ее и были готовы работать на ее благо. Вот только в термин «патриотизм» каждая страна вкладывает что-то свое, акценты расставлены по-разному, да и методы «воспитания» у всех свои. Кстати, интересно, что патриотическое воспитание — это сугубо российская конструкция, которую сложно перевести на международные языки. В зарубежных странах в основном акцент делается на гражданское обучение: школьники должны знать свои права и обязанности, ответственно относиться к своему сообществу, соблюдать традиции, толерантно относиться к этническим меньшинствам и прочее. Любые попытки заняться именно воспитанием по единому образцу и шаблону тут же подвергаются резкой критике.
В сентябре 2020 года в одном из своих выступлений тогдашний президент США Дональд Трамп анонсировал планы по созданию комиссии для «продвижения патриотического воспитания школьников», чем вызвал шквал критики своих противников. Инициативу назвали политически мотивированной и ущемляющей права и свободы граждан, в том числе за счет навязывания единой образовательной программы всем американским школам. Схожая ситуация, например, в Испании или Великобритании: в этих странах имеются достаточно автономные регионы, поэтому любая попытка унифицировать «любовь к Родине» воспринимается как ущемление в правах значительной части населения. Поэтому основные акценты «патриотизма» смещены в сторону малых дел, волонтерства, идеи служения. Патриот — это в первую очередь человек ответственный, готовый помогать своему сообществу и, как бы банально это ни звучало, содержащий свой подъезд и двор в чистоте.
Важная роль в процессе воспитания ответственных граждан в западных странах отводится технологии обучения служению («service learning»). Сервисное обучение характеризуется непосредственной взаимосвязью между образовательной программой и реальными кейсами, когда полученные в аудитории знания применяются для решения реальных проблем сообщества. Например, студент, изучающий курс физиологии старения, может применить знания и навыки, пройдя практику в местном доме престарелых. А, например, студент-журналист может стать внештатным корреспондентом какого-то социально ориентированного НКО и помогать освещать значимую экологическую проблему.
Что же вкладывается в патриотическое воспитание в России? Согласно тексту закона, патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа». С одной стороны, формулировка достаточно обширна и в принципе безобидна, однако опасение у критиков в первую очередь вызывает консервативность подхода по обучению патриотов, унаследованная еще с советских времен. Критики опасаются эффекта «path dependence», а именно зависимости от советского опыта практики воспитания «правильной» молодежи. Есть опасение, что все обучение патриотизму в конечном счете сведется к разучиванию военно-патриотических песен и возложению цветов к памятникам героям Великой Отечественной войны. При всей значимости для нашей страны даты 9 Мая и памяти о войне, которая коснулась каждой семьи, патриотизм не может строиться только на одном этом событии.
Сегодня мы можем наблюдать серьезное смещение акцентов по восприятию патриотизма в российской молодежной среде. Главной чертой советского патриотизма была готовность встать на защиту Родины, включая службу в армии. Так считало 86% советской молодежи (опрос 1985 года). У сегодняшних же молодых людей больший запрос на патриотизм малых дел. Чтобы быть патриотом, можно быть просто полезным своей семье, своему двору, своему сообществу. Практика обучения служению была бы очень востребована у этого поколения.
Понятно, что менять ориентиры патриотического воспитания нелегко. У нас не было другого опыта, поэтому активно продолжают заимствоваться образцы прошлого. Но иначе ничего хорошего из этой инициативы не получится. Патриотизм в современном мире должен строиться на идее культурного взаимодействия, выстраивания дружественных международных связей, развитии науки, защите экологии, ответственном отношении к себе и окружающим. Все эти идеи отвечают ценностям и потребностям современного молодого поколения. И если мы сможем избавиться от того самого эффекта «path dependence» и посмотреть на патриотизм шире, то и наши дети не будут с негативом воспринимать попытки «воспитать из них патриотов» и будут с гордостью идентифицировать себя как граждан России.
Доклад «Патриотическое воспитание детей и молодежи»
Что же такое «патриотизм», и какого человека можно назвать патриотом?
Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты
суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно
определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как
«любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о
благе его, отчизнелюб, отечественник».
Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.
В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Гражданско – патриотическое воспитание в современной России актуально.
События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательнойработы можно выделить целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Формы гражданско-патриотического воспитанияобучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность:
• беседы, классные часы, читательские конференции;
• тематические утренники, проведение совместных праздников;
• торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;
• экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам;
• смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»;
• конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
• ролевые игры, проигрывание ситуаций;
• встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;
• мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;
• празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов
• обращение к государственной символике;
• сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн;
• знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.
Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений. Память о соотечественниках, павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению.
В условиях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому России, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к государственной символике является особенно важным. Активное воспитательное влияние государственной символики обусловливает её особую роль в системе символов. Способность государственной символики влиять на сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны в воспитании школьников. Нравственные, политические идеи, выраженные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном включении в учебно-воспитательный процесс, помогает пробуждать у учащихся чувство гордости за свою Родину.
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее.
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Ушинский К. Д. считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания,но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения.
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Это направление деятельности никогда не уходило из образовательных учреждений, но в 90-е годы оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» образовательные учреждения получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.
Задачи волонтерской деятельности:
• предоставить студентам возможность проявить себя, реализовать свой потенциал;
• развить созидательную активность молодежи;
• организовать патриотическое воспитание студентов;
• сформировать и отработать общие и профессиональные компетенции.
Военно-спортивные соревнования оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива, способствуют развитию общественной активности детей, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, воспитывая их на героическом прошлом нашей Родины. Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего и то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания молодежи.
Чрезвычайно важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее синзитивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.
Сухомлинский В. А., раскрывая понятие «Родина», увязывает его с понятиями «человек», «труд», «долг», «семья», «родное слово», «природная среда», «красота», «любовь», «верность», «традиции» и др. Отсюда можно сформировать цель и задачи гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников.
А. С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная».
Достижение общей цели – формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста –предполагает последовательное решение ряда задач:
– воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– развития интереса к русским традициям и промыслам;
– формирования элементарных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;
– знакомства с государственной символикой России;
– расширения представлений о городах и регионах России;
– формирования чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны;
– формирования уважения к другим пародам и их культуре.
Как показывает анализ практических наработок отечественных педагогов,существенную роль в грамотном решении данных задач играет учет следующих принципов:
– принципа от близкого к далекому;
– принципа учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю.
Таким образом, наиболее оптимальным сценарием построения работы по патриотическому воспитаниюдошкольников видится следующая модель:
«семья детский сад родная улица родное село родная страна».
Для решения задач патриотического воспитания в детском саду необходимо также охватывать как можно более широкий круг форм работы. Это могут быть беседы, викторины, игры, праздники, чтение, труд на природе и т. п. Большое значение в формировании патриотических чувств у детей может иметь грамотно организованная экскурсионная и музейная деятельность, главное при ее осуществлении – избежать формализма.
В процессе реализации задач можно получить следующие результаты:
— повысить уровень развития дошкольников;
— обеспечить комплексный подход к развитию патриотических чувств у дошкольников;
— повысить познавательный интерес у детей к родному краю, к своей стране;
— повысить значимость патриотического воспитания в глазах родителей воспитанников.
Уясняя сущность и содержание патриотизма, и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными семейными и родовыми наклонностями»
Доклад «Патриотическое воспитание детей старш. дошк. возраста через приобщение их к художест. Литературе». Из опыта работы. Доклад на тему «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к художественной литературе». Из опыта.
Доклад «Патриотическое воспитание дошкольников» Доклад на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников» Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному.
Патриотическое воспитание детей в детском саду Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство российского человека. Любовь к Родине; преданность своему.
Нравственно-патриотическое воспитание детей в подготовительной группе Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего «Свято Никольского» детского сада. С детьми в группе.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте на основе развивающихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Пед. Опыт. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Педагогическийопыт работы воспитателяМБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка» Ковылкинского.