Что такое паволоки 4 класс литературное чтение
Словарик
Аяк-Ага — знатный господин.
Балага́н — здесь, устаревшее: деревянная постройка.
Бизо́н — дикий североамериканский бык.
Бурми́цкий же́мчуг — крупный жемчуг восточного происхождения.
Верши́ть — решить, совершить, распорядиться.
Воро́ты — ворота.
Всеча́сно — каждый час, постоянно.
Го́лбчик — голбец — здесь: приступок для всхода на печь.
Городни́чий — в России до середины 19 века — начальник города.
Го́рница — парадная половина крестьянской избы.
Гри́вна — здесь: денежная единица в Древней Руси в виде серебряного слитка.
Дать в прика́з — отдать под надзор.
Два-пять — старинная форма числа десять.
Деви́чник — предсвадебный вечер невесты с подругами.
Живо́т — здесь, устаревшее: жизнь.
Жо́мы — тиски.
Зо́лото черво́нное — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.
Зы́чный — громкий, звонкий.
Изразцо́вая лежа́нка — украшенная изразцами — плитками из обожжённой глины, покрытыми глазурью.
И́нда — так что даже.
Кармази́нное сукно — тонкое сукно красного цвета.
Клепа́ть — здесь: зря обвинять, клеветать. Загребь — горсть.
Кра́сно пла́тье — устаревшее: красивая одежда.
Лубо́к — народная ярко раскрашенная картинка.
Молоди́ца — молодая замужняя женщина.
Моски́т — мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран.
Мы́кать век — доживать как-нибудь.
Ни пя́ди —здесь: ни на шаг.
Огла́н — мальчик, парень.
Па́волока — дорогая шёлковая ткань.
Парча́ — шёлковая ткань, расшитая золотыми и серебряными нитями.
Панихи́ды и литурги́и — церковные богослужения.
Пеня́ть — упрекать, укорять.
Перст — палец.
Пла́стью — пластом.
Подво́рье — усадьба — дом, двор с хозяйственными постройками.
Позвоно́к — здесь, устаревшее: бубенчик.
Пола́ти — устаревшее: место для спанья, которое находится между печью и стеной.
Поме́рить — здесь: вдумываться.
Приго́рок мура́вчатый — холмик, поросший мягкой и сочной травой.
По́прище — здесь: область деятельности (например, науки).
Псало́м — религиозное песнопение.
Пядь — старинная мера длины, расстояние между растянутыми пальцами: указательным и большим.
Ра́ди — рады.
Ро́звальни — низкие широкие сани.
Ро́сстань — перекрёсток двух или нескольких дорог, распутье.
Сафья́нный бич — длинная плеть из тонкой кожи.
Светли́ца — устаревшее: помещение для женских работ. (То же, что и горница.)
Седми́ца — неделя.
Сенна́я де́вушка — устаревшее: служанка.
Середо́вич — мужчина средних лет.
Сорочи́н — сарацин — чужестранец с Востока.
Спе́шить — здесь: сбить с коня.
Соче́льник — день перед Рождеством.
Терми́т — насекомое жарких стран, вредитель древесины.
Тувале́т — туалет — здесь: столик с зеркалом.
Чернори́зец — устаревшее: монах.
Ча́уш — здесь: рассыльный.
Че́лядь — устаревшее: слуга.
Хорони́ть па́че зени́цы ока — здесь: сохранять, беречь больше, чем глаза.
Узо́рочье — драгоценные, узорчатые ткани, украшения.
паволока
Помчаша (русичи) красныя дѣвкы Половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты. 10—11.
Тъгда Володимиръ повелѣ метати людьмъ кунами же и скорою, и паволокы. Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.), 40 (XII в. ← XI в.). 907: И приде Олегъ к Киеву, неся злато, и паволоки, и овощи, и вина, и всякое узорочье. Пов. врем. лет (Радз.), 25 (XV в. ← нач. XII в.). 944: А самъ (Игорь) вземъ у грекъ злато и паволоки и на вся воя, и́ възратися въспять. Пов. врем. лет, 34 (1377 г. ← нач. XII в.). 969: Рече Святославъ. „. хочю жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: отъ Грекъ злато, поволоки, вина и овощеве разноличныя“. Там же, 48. 1164: И присла царь дары многы Ростиславу: оксамоты и паволокы, и вся узорочь разноличная. Ипат. лет., 522 (XV в.). Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть; тако и ты, княже, многыми людми честенъ и славенъ по всѣмъ странам. Сл. Дан. Зат., 16—17 (нач. XVII в. ← XII в.). Ты же облачиши ся и ходиши въ паволоцѣ и в кунахъ, а убогыи руба не имать на телеси. Сб. Тр. № 12, 15 об. (кон. XII в. ← нач. XIII в.). А предрукавие драгимъ жемчюгомъ сажены, а наколенники его бяху драгая паволока, а сапоги его вси златы. Девг. Д. (Тихон.), 137 (XVIII в. ← XII—XIII вв.). 1228: Не мыслилъ есмь до пльсковичь груба ничегоже; нъ везлъ есмь былъ въ коробьяхъ дары: паволокы и овощь, а они мя обьщьствовали. Новг. 1 лет., 66 (XIII в.). 1289: И иньдитья золотом шита вся, а другая паволокы бѣлчатое, а в малою олтару обѣ иньдити бѣлчатое ж паволокы. Ипат. лет. (Хлебн. спис.), 926 (XVI в.).
И начатъ ему (Девгению) дѣвица глаголати: На отце моемъ брони златы, и шеломъ златъ з драгимъ камениемъ и жемчюгомъ саженъ, а конь его покрытъ паволокою зеленою. Девг. Д. (Тихон.), 141—142 (XVIII в. ← XII— XIII вв.).
И се, похваливь крѣпость и бодрость его (воина) и тщание, и възложь на нь вѣнець злат, и гривну злату, и хоруговь серебрену от плѣненаго злата и сребра. И паволокы пущаше, и чинъ его измѣняше в лучьшии чинъ. Флав. Полон. Иерус., 435 (XVI в. ← нач. XII в.).
Значение слова «паволока»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Паволока в иконописи применялась не всегда. Имеются иконы, на которых паволокой покрыта вся основа под грунтом, но чаще кусками паволоки закрывались стыки многочастной иконной доски (щита) либо локальные дефекты (сучки, свили и т. п.). Для изготовления дорогих икон выбиралась качественная кипарисовая доска, а в качестве паволоки применялась дорогая ткань сложного переплетения. На более дешевых иконах использовалась ткань с более редким расположением нитей, так называемая серпянка. На массовых иконах — так называемых «краснушках» — иногда в качестве паволоки применялась бумага. В настоящее время в качестве паволоки часто используется марля.
ПА’ВОЛОКА, и, ж. (старин.). Название дорогой привозной ткани в древней Руси.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
па́волока
1. истор. название дорогой привозной ткани в древней Руси ◆ Заморская паволока.
2. истор. одежа из дорогой привозной ткани в древней Руси ◆ Свет Андреевне на паволоку, // Красной девице на правое плечо. Ф. И. Буслаев., «Эпическая поэзия», 1851 г.
3. перен. высок. пелена, покров
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бакалея — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Проверим себя стр. 215
Какие сказки Одоевского и Гаршина ты читал раньше?
Сказки Владимира Одоевского:
Сказки Всеволода Гаршина:
«Сказание о гордом Агее»
Знакомы ли тебе другие произведения Аксакова и Бажова? Составь список, запиши его в «Рабочую тетрадь».
Все эти авторы очень интересно пишут произведения.
Они занимательные не только для детей, но и для взрослых.
Кроме того, они очень поучительные.
Произведения «Каменный цветок», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка» и «Хозяйка медной горы» написал Павел Бажов.
Это лишь малая часть всех сказок и рассказов этого писателя.
Однако все они наполнены мудростью и жизненным опытом.
Из произведений Сергея Аксакова мне известна лишь сказка «Аленький цветочек».
2. Объясни своими словами, что такое литературная сказка. Чем она отличается от народной сказки? Приведи примеры.
Литературная и народная сказка очень схожи между собой.
Однако, в то же время, имеют существенные отличия.
Первое, и самое главное, что в литературной сказке есть автор.
Он, как правило, единственный.
В народной сказке, как видно из названия, автором является народ, то есть несколько авторов.
Такой вид фольклора передавался из уст в уста на протяжении многих десятилетий и поколений.
В литературной сказке возможно заимствование из народной, но автор вносит свои коррективы, может менять сюжет и героев на своё усмотрение.
А также обычной сказке присущи устойчивые выражения и образы.
В то время как в литературной, автор иногда и не использует их.
3. Как ты думаешь, сказки из данного раздела близки народным сказкам или отличаются от них?
В этом разделе все сказки очень похожи на народные.
В них есть стандартные герои и сюжеты.
Например, три дочери и отец.
А также много выражений из народных сказок.
Такие, как: «жили-были…», «скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается…», «за тридевять земель» и так далее.
Однако у всех этих произведений есть один автор.
Именно он решает, чем дополнить сказку, что добавить или убрать.
У некоторых произведений из этого блока не совсем стандартный сюжет.
Сказки от народа зачастую имеют чёткую фабулу.
Эти произведения, напечатанные в сборниках, то есть это уже не фольклор.
4. Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения? Приведи примеры.
Авторы сказок часто используют такой художественный приём как олицетворение.
Это помогает ещё больше раскрыть героев и объясняет читателям его внутренний мир.
В этих произведениях также присутствуют олицетворения.
Например, жаба и роза.
Они не только живые, автор наделил их способностью чувствовать и переживать.
А в сказке «Городок в табакерке» Одоевский оживил каждый колокольчик, молоточки, валик и пружину.
Все они умеют разговаривать и двигаться.
5. Представь, что писатель не использовал этот приём. Как изменилось бы его произведение? Смогли бы мы назвать его сказкой?
Без этого не было бы сюжета.
А без этих героев сказку нельзя назвать сказкой.
Это был бы просто нереалистичный рассказ.
Было бы тяжело понять, почему ведут себя так те или иные персонажи.
Чем они руководствуются и о чём думают.
Через олицетворение автор раскрывает сущность героев.
6. Как ты понимаешь, что такое повествование? Найди в энциклопедии определение этого понятия. Сравни его с данным.
Повествование — связанный рассказ о каких-нибудь событиях, о чём-то совершившемся.
Я полностью согласен с этим определение.
В рассказе автор повествует, то есть рассказывает о чём-то.
То есть повествование равно рассказу.
Этот случай описывается, уже произошёл, и описывается автором.
Здесь важно не пренебрегать хронологией, а следовать ей.
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс.
Урок 2. Из летописей «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Яства – (устар.) еда, кушанье.
Гривна – денежная единица в Древней Руси – серебряный или золотой слиток весом около 400 г.
Паволоки– нарядные ткани, покрывала.
Узорочье – драгоценности, наряды.
Яства; гривна; паволоки; узорочье.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017..С.7-11
2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 9-12
3.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Основное содержание урока:
Как создавались летописи?
При каждом монастыре был свой летописец.
Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.
На основе первичных летописей составлялись летописные своды.
Доверить составление летописи можно было отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой.
Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.
Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. Русская церковь высоко оценила труды Нестора, признав его святым земли Русской.
Сегодня на уроке Вам предстоит познакомиться с отрывками из летописей «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»
Отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» переносит нас далекие времена начала 10 века. В то время населению Киевской Руси регулярно доводилось отражать посягательства на их территорию со стороны воинственных соседей – печенегов, хазар и варягов.
В лето 6415 (907). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же он с собой множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов – всех их называют греки «Великая Скифь». И с этими со всеми пошёл Олег на конях и на кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришёл к Царьграду. И вышел Олег на берег и начал воевать. И много убийства сделал около города, и разбил много палат, и церкви пожёг. И много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к Олегу:
– Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь. И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки яства и вино, но не принял Олег вина, ибо было оно отравлено. Испугались греки и сказали:
– Это не Олег, но святой Димитрий, посланный на нас от Бога.
И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей; а потом дать дани для русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.
В летописи встречаются слова, значения которых вам могут быть непонятными.
Чуди – общее название польских племен у славян.
Русы – название народа, который проживал на территории средневекового государства и дал ему название – Русь.
Узорочье — узор, украшение.
О.: О походе князя Олега на Царьград.
В.: Велико ли было войско Олега? Как ты представляешь себе корабли, поставленные на колёса? Что поразило и испугало греков?
О.: Да, две тысячи кораблей по 40 человек. Греков поразили и испугали корабли на колёсах
В.: О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда? Найди подтверждение своим мыслям в тексте.
— Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь.
И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека.
И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли.
В.: Что получила Русь в результате победы над греками?
О.:Мир с греками, дань
В.: Почему народ прозвал Олега Вещим?
О.: Вещий, значит знающий, тот, кто предвидит будущее.
В.: Как ты думаешь, что ещё (кроме самого факта удачного похода) мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? Существовали ли на Руси города? Какой веры придерживались русичи?
О.: На Руси существовали и другие города, кроме Киева: Чернигов, Любеч, Переяславль, Полоцк, Ростов. Русичи придерживались языческой веры. Верили в Перуна, Велеса и других богов.
В.: Как по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент летописи?
О.: Как князь Олег греков победил.
В лето 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников:
– От чего мне умереть?
И сказал ему кудесник один:
– Княже! Коня любишь и ездишь на нём, – от него тебе и умереть!
И запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:
– Никогда не сяду на него и не увижу его больше.
И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока ходил на греков.
– Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?
Олег засмеялся и укорил того кудесника, сказав:
– Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив.
И повелел оседлать себе коня:
– Да увижу кости его.
И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывёт могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.
В.: 1. Где жил и правил Олег? Как ты считаешь, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?
О.: Олег жил и правил в Киеве. Мудрость его заключалась в том, что он сумел установить мир с другими странами.
В.: 2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.
В.: 3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.
О.: Олега оплакивали, потому что он был мудрым правителем, принесшим мир.
В.: 4. Как по-другому можно озаглавить этот фрагмент летописи?
О.: «Смерть Олега», «Пророчество кудесника».
В.: 5. Знаете ли вы, что Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»? Найдите это стихотворение и прочитайте вместе с родителями. Чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта: событиями, героями?
О.: Фрагмент отличается от произведения Пушкина. В «Песне о вещем Олеге» подробно описана встреча Олега и кудесника, есть описание пира. Кроме Олега и кудесника в «Песне. » упоминаются князь Игорь и княгиня Ольга.
Эти отрывки являются частью «Повести временных лет» Нестора Летописца. В основе – реальные исторические события, которые происходили в Киевской Руси в 907 году. Прочитав это произведение, вы познакомились с традициями, особенностями быта и верованиями византийцев и жителей Киевской Руси.
Разбор типового тренировочного задания:
1. Единичный / множественный выбор;
Текст вопроса: В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях?
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:
Разбор типового контрольного задания:
2.Подчеркивания / зачеркивания элементов;
Текст вопроса: Когда вспомнил Олег коня своего? Подчеркните правильный вариант.
Вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
В лето 6420; в осень 6420; в зиму 6420; в весну 6420