Что такое пажити в стихе симонова
ПАЖИТЬ
Смотреть что такое «ПАЖИТЬ» в других словарях:
пажить — выгон, поле, выпас, пашня, нива, луг, пахота, пастбище Словарь русских синонимов. пажить 1. см. поле. 2. см. пастбище Словарь сино … Словарь синонимов
ПАЖИТЬ — ПАЖИТЬ, и, жен. (устар.). Луг, пастбище, на к ром пасётся скот. | прил. пажитный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
пажить — ПАЖИТ|Ь (29), И с. Пажить, пастбище, луг: да опѹстѣѥть пажить юже б҃ъ благослови. и тьрниѥ и вълчьць вздрастеть на неи. и стадо ра зидетьс˫а. ЖФП XII, 28г; ѿ плода дѣлъ твоихъ насытитьсѧ землѧ. прозѧба˫а пажити скотомъ. СбЯр XIII2, 136 об.; и… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
пажить — п’ажить пастбище (Быт.47:4 ), источник насыщения и благополучия (Иер.25:36 ), милость Божия и всякое благо (Пс.22:2 ; Пс.73:1 ; Пс.78:13 ; Иоан.10:9 ) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Пажить — ж. местн. Пастбище с густой, сочной травой. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
пажить — пажить, пажити, пажити, пажитей, пажити, пажитям, пажить, пажити, пажитью, пажитями, пажити, пажитях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Пажить — подножный корм для скота; пастбище, где пасется скот … Краткий церковнославянский словарь
пажить
Смотреть что такое «пажить» в других словарях:
пажить — выгон, поле, выпас, пашня, нива, луг, пахота, пастбище Словарь русских синонимов. пажить 1. см. поле. 2. см. пастбище Словарь сино … Словарь синонимов
ПАЖИТЬ — ПАЖИТЬ, пажити, жен. (поэт. и обл.). Пастбище. «По пажитям заглохнувшим блуждали без пастырей безумные стада.» Баратынский. «Меж нив златых и пажитей зеленых оно, синея, стелется широко.» Пушкин (об озере). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
ПАЖИТЬ — ПАЖИТЬ, и, жен. (устар.). Луг, пастбище, на к ром пасётся скот. | прил. пажитный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
пажить — ПАЖИТ|Ь (29), И с. Пажить, пастбище, луг: да опѹстѣѥть пажить юже б҃ъ благослови. и тьрниѥ и вълчьць вздрастеть на неи. и стадо ра зидетьс˫а. ЖФП XII, 28г; ѿ плода дѣлъ твоихъ насытитьсѧ землѧ. прозѧба˫а пажити скотомъ. СбЯр XIII2, 136 об.; и… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
пажить — п’ажить пастбище (Быт.47:4 ), источник насыщения и благополучия (Иер.25:36 ), милость Божия и всякое благо (Пс.22:2 ; Пс.73:1 ; Пс.78:13 ; Иоан.10:9 ) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Пажить — ж. местн. Пастбище с густой, сочной травой. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
пажить — пажить, пажити, пажити, пажитей, пажити, пажитям, пажить, пажити, пажитью, пажитями, пажити, пажитях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Пажить — подножный корм для скота; пастбище, где пасется скот … Краткий церковнославянский словарь
Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» Симонова
Всего получено оценок: 81.
Всего получено оценок: 81.
“Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины” – это едва ли не самое известное стихотворение Константина Симонова. Это неспешная беседа с его верным фронтовым товарищем. Краткий анализ “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины” по плану покажет ученикам 6 класса все стороны этого произведения и поможет лучше понять его на уроке литературы.
Краткий анализ
История создания – произведение написано в самом начале войны, в 1941 году.
Тема стихотворения – величие русской земли и её народа, который может выдержать все.
Композиция – стихотворение разделено на две части: в первой части показаны воспоминания автора об отступлении. Вторая выражает идею о неразрывности связи солдат и народа.
Жанр – послание к другу.
Стихотворный размер – амфибрахий с перекрёстной рифмовкой.
Эпитеты – “злые дожди”, “усталые женщины”, “русская околица”, “дорожная тоска”, “вдовья слеза”, “бабье чутьё”, “горькая земля“.
Метафоры – “тракт, измеренный слезами”, “плачущий по мёртвому девичий крик”, “война на просёлках свела”.
Олицетворения – “говорили пажити”, “говорили леса”, “голоса идут”, “пули милуют”.
История создания
Стихотворение “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины” Константин Симонов написал в 1941 году. Тогда он находился под впечатлением от отступления советской армии. Как и его друг Алексей Сурков, в военные годы он был корреспондентом, а значит, отступал вместе с армией. Поэт не мог забыть, как встречали и провожали солдат в деревнях, куда скоро должны были прийти немцы. Свои эмоции он и запечатлел в поэтических строках.
Величие Родины, которое особенно ярко проявляется в сложные для неё периоды. Симонов создал большое полотно, на котором показал это величие через образ дороги: она ведёт солдат к новым боям, а те, кто остаётся позади, готовы подождать, пока они вернутся и прогонят фашистов. Автор высказывает мысль, что корни и сила нации – не в городах, а в простой деревенской глуши.
Композиция
Композиционно стихотворение можно разделить на две части. Первую Константин Симонов посвящает истории отступления, свидетелем которого стал он сам. Он рисует бытовые картины русской деревни – стариков, в хатах которых солдаты останавливались на отдых, женщин, несущих на дорогу крынки с молоком.
Вторая часть наполнена пафосом связи поколений, величия русского народа, представители которого готовы умирать за свою землю.
Автор стихотворения “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины” использует достаточно непривычный жанр послания к другу, что стало обращением к традициям родной поэзии. Этот стих показывает отношение поэта к происходящему: он чувствует связь со своим народом, в том числе и с предками, чувствует, что в деревне она ещё сохранилась. Это искренний рассказ о чувствах, которые может понять только близкий человек.
Написано стихотворение амфибрахием с перекрёстной рифмовкой.
Средства выразительности
В этом произведении Симонов использует большое разнообразие выразительных средств:
С их помощью поэт создаёт образы, которые помогают ему ярче выразить основную мысль. Также они составляют не менее важную часть стихотворения – его эмоциональный фон.
Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Симонова
“Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины” – это едва ли не самое известное стихотворение Константина Симонова. Это неспешная беседа с его верным фронтовым товарищем. Краткий анализ “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины” по плану покажет ученикам 6 класса все стороны этого произведения и поможет лучше понять его на уроке литературы.
Краткий анализ
История создания – произведение написано в самом начале войны, в 1941 году.
Тема стихотворения – величие русской земли и ее народа, который может выдержать все.
Композиция – стихотворение разделено на две части: в первой части показаны воспоминания автора об отступлении. Вторая выражает идею о неразрывности связи солдат и народа.
Жанр – послание к другу.
Стихотворный размер – амфибрахий с перекрестной рифмовкой.
Эпитеты – “злые дожди”, “усталые женщины”, “русская околица”, “дорожная тоска”, “вдовья слеза”, “бабье чутье“, “горькая земля“.
Метафоры – “тракт, измеренный слезами”, “плачущий по мертвому девичий крик”, “война на проселках свела”.
Олицетворения – “говорили пажити”, “говорили леса”, “голоса идут”, “пули милуют”.
LiveInternetLiveInternet
Константин Михайлович Симонов
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!- И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами, Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина — Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою Дорожной тоской от села до села, Со вдовьей слезою и с песнею женскою Впервые война на проселках свела.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их? Но, горе поняв своим бабьим чутьем, Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые, Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити. «Мы вас подождем!»- говорили леса. Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется, Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища На русской земле раскидав позади, На наших глазах умирали товарищи, По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют. Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.
Буквально с первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов в качестве корреспондента газеты «Правда» оказался на фронте и вынужден был отступать почти до самой Москвы вместе с советскими войсками. Его верным спутником был Алексей Сурков, военный корреспондент, с которым поэта связывали теплые дружеские отношения.
Константин Симонов (слева) и Алексей Сурков. 1941 г. Фото: РГАКФД
Именно Суркову принадлежит авторство знаменитого стихотворения «Землянка», которое впоследствии было переложено на музыку и стало одной из первых фронтовых песен. Но в 1941 году, ни Симонов, ни Сурков не думали о том, что ждет их впереди, и уж тем более, не мечтали о славе. Они отступали, оставляя врагу на разорение русские города и села, понимая, что местные жители должны их ненавидеть за трусость. Однако все оказалось совсем иначе, и в каждой деревне их провожали со слезами на глазах и с благословением, что произвело на Симонова неизгладимое впечатление.
Осенью 1941 года поэт написал стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», в котором словно бы ведет неспешную беседу со своим фронтовым товарищем. Ответы Суркова остаются «за кадром», да и они не так уж и нужны в данном случае. Гораздо важнее то, что чувствуют и помнят оба военных корреспондента. Самое яркое впечатление автора связано с тем, как «кринки несли нам усталые женщины, прижав, как детей, от дождя их к груди». Не менее сильно поразил поэта тот факт, что именно в это непростое для страны время обычные люди начинают вспоминать о Боге, само существование которого советская власть отвергала. Однако, благословляя русских солдат, простые сельские женщины искренне верят в то, что их молитвы будут услышаны, и война вскоре закончится, а все мужчины вернутся домой.
Отступая по пыльным, разбитым и грязным сельским дорогам, возле каждой деревни поэт видит погосты – традиционные деревенские кладбища, где покоятся участники многих войн. И у Симонова складывается такое ощущение, что вместе с живыми в это непростое время за спасение страны молятся и мертвые – те, кто отдал свою жизнь за то, чтобы Россия была свободной страной.
Пройдет еще совсем немного времени, и советские войска смогут одержать свои первые победы. Однако осень 1941 года – это страх, боль и ужас вчерашних мальчишек, которые столкнулись с войной лицом к лицу. И лишь мудрые русские женщины, все понимающие и тонко чувствующие чужую боль, вселяют в молодых солдат надежду, заставляя их поверить в собственные силы ради того, чтобы не только выжить, но и победить.
Средства выразительности
В этом произведении Симонов использует большое разнообразие выразительных средств:
С их помощью поэт создает образы, которые помогают ему ярче выразить основную мысль. Также они составляют не менее важную часть стихотворения – его эмоциональный фон.
Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Симонова
К. Симонов в полной мере почувствовал на себе все тяготы и лишения военного времени. В качестве военного корреспондента он прошел всю войну и своими глазами видел масштабы страданий русского народа. Ему принадлежит множество произведений, посвященных войне. Многие считают писателя лучшим летописцем Великой Отечественной, сумевшем отразить всю суровую правду этих страшных лет. Тем ценнее представляется стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанное в первые месяцы войны, когда советские войска были вынуждены беспорядочно отступать перед непреодолимой силой фашистской армии.
Центральный символ стихотворения – бескрайние русские дороги, которые тянулись под ногами измученных войск. Симонова поражало, что остающиеся в оккупации советские жители, старики, женщины и дети, не чувствовали к тем, кто оставляет их на произвол врага, никакой злобы. Они стремились всячески поддержать солдат и вселить в них уверенность в неизбежной победе. В тех условиях это казалось невероятным. Возможно, и сам Симонов не раз испытывал сомнения в успешном завершении войны.
Ему придавала силу несгибаемая воля простых деревенских жителей, сохранивших в душе воинские заветы «великой Руси». Писатель с изумлением замечает, что в атеистической стране в дни смертельной угрозы вновь просыпается религиозная вера, остающаяся единственным источником спасения. Женщины провожают отступающих солдат с напутствием «Господь вас спаси!». Они жалеют не себя, а тех, кому еще не раз предстоит заглянуть в глаза смерти.
Проходя по бесконечным дорогам, Симонов понимает, что только в однообразных деревнях и селах сохранилось то главное, что позволит русскому народу преодолеть все трудности. Многовековые поколения предков на бесчисленных сельских погостах произносят молитву «за в бога не верящих внуков».
Центральным рефреном стихотворения является фраза «мы вас подождем», произнесенная старухой и многократно повторенная всей родной природой. Эта фраза болью отзывается в груди каждого солдата, оставившего за собой свой родной дом и близких ему людей. Она не позволит никому сложить руки, пока враг не будет разбит и изгнан из пределов Отчизны.
Сурков годами старше: полтора десятка лет разницы в эпоху, когда год может идти за три, и все боевые. Сурков добрался до призывного возраста в 1918 году — и застал кончик Гражданской войны.
«На белый снег по кромке клеша густая кровь стекает вниз. А ну-ка, мальчик мой, Алеша! Вперед, в штыки, за коммунизм!»
«Бараки. Проволока в три ряда. Бетонный мусор крепостных развалин. Идут дожди. Проходят поезда. Три раза в день из Гапсала на Таллин».
Так события воспроизведены поэтом.
А вот как агитатором-пропагандистом, который, по собственному признанию Суркова, несколько мешал в его душе поэту, ибо соблазнял слишком простыми и ясными решениями. Советская власть открыла путь в поэзию, но прежде провела по маршрутам все той же науки ненависти: рядовой агитпропа, избач, уездный селькор, волостной стенгазетчик, борец с кулачеством, самогонщиками и хулиганьем, рядовой политпросвета, редактор комсомольской газеты, активист Пролеткульта…
Симонов в эту пору — усилиями отчима (отец, генерал царской армии, погиб на фронте) становится в ряды курсантов советского военного училища. От отчима с раннего детства — солдатский образ жизни: мыл пол… чистил картошку… опаздывать нельзя… возражать не полагается… данное слово надо держать… ложь, даже самая маленькая, презренна…
Правда — в стихах. Стихи — о грядущей войне. Сорок первый год все ближе.
Он-то и сделает Симонова великим поэтом.
, как это было. Эвакуация. Отец на фронте. Мать и тетка (подрабатывавшая машинисткой) смотрят листик из машинки и утирают слезы. Уловив момент, тайком смотрю, что за листик. Третья (или четвертая) копия. Но прочесть можно:
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди…
Сколько потом разгадывали силу этих строк! Допытывались: почему дожди желтые… Другие отвечали (например, Эренбург): если что и есть в этом стихе, так желтые дожди. Россия знать не хотела этих тонкостей: она прочла стихи и умылась слезами.
Но и Алексея Суркова ждал на этом фронте звездный час.
Константину Симонову передает он обет ненависти: «Когда я первый раз ходил в атаку, ты первый раз взглянул на белый свет». Теперь побратались — на Смоленщине. Слез нет. Сухая ярость.
Как надо было скрутить душу для обета ненависти? Куда схоронить жалость, нежность, любовь? Или их уже не было?
Были. Спрятанные в письме к жене шестнадцать «домашних» строк, которые запросто и сгинуть могли вместе с письмом тогда же, осенью 1941го, когда Сурков прорывался из окружения под Истрой со штабом одного из полков.
Вышел к своим, вынес написанное ночью, в окружении, упрятанное от ненависти:
Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.
Где пряталась эта улыбка, эти глаза? В какие закоулки сердца загонялись чувства?
Софья Кревс — вот кому посвящена эта песня. Как и все лирические стихи Суркова — за всю его жизнь. Софья Кревс — возлюбленная, невеста, жена. Нет ли потаенной символики в ее фамилии? Не древние ли славяне — кривичи — дремлют в слове «Кревс», сохраненном балтийскими народами?
Ни одна из боевых песен Суркова, которые наизусть знала страна, не сделалась такой любимицей, как «Землянка». Апофеоз любви и преодоление ненависти — этим шедевром и суждено было Суркову войти в вечный синодик русской лирики.
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди, Как слезы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси. Слезами измеренный чаще, чем верстами, Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась.
И в смертный свой час, как и завещал, лег тут, на этом поле, под могильный камень. «Под Борисовом»…
«Жди меня!» — пронзило страну. «Мы вас подождем…» — страна откликнулась.
Величие Родины, которое особенно ярко проявляется в сложные для нее периоды. Симонов создал большое полотно, на котором показал это величие через образ дороги: она ведет солдат к новым боям, а те, кто остается позади, готовы подождать, пока они вернутся и прогонят фашистов. Автор высказывает мысль, что корни и сила нации – не в городах, а в простой деревенской глуши.
«Ода Вольность» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – идея, жанр, история создания, лирический герой
Значение слова «пажить»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПА’ЖИТЬ, и, ж. (поэт. и обл.). Пастбище. По пажитям заглохнувшим блуждали без пастырей безумные стада. Баратынский. Меж нив златых и пажитей зеленых оно, синея, стелется широко. Пушкин (об озере).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
па́жить
1. нар.-поэт. трад.-поэт. рег. луг, поле, пастбище с густой, сочной травой ◆ Пред ним уже днепровски волны // В знакомых пажитях шумят. А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила», 1817–1820 гг. г. ◆ Около деревушки по пажитям бродили рыжие коровы. М. А. Шолохов, «Тихий Дон», Книга вторая, 1928–1940 гг. г. (цитата из НКРЯ) ◆ Тогда сквозь неё проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей. К. Г. Паустовский, «Наедине с осенью», 1963 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полотняный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?