Что такое печать полноцветная печать
Что представляет собой полноцветная печать?
В полиграфии часто используется понятие полноцветная печать. Однако тем, кто нечасто пользуется услугами типографии, важно разобраться, что она собой представляет и в каких случаях она нужна? Цветность оценивается по палитре CMYK, в которой всего 4 цвета: голубой, пурпурный, желтый и черный. Однако можно добиться любого оттенка с помощью этой базы. Они получаются путем смешивания. Таким образом, если требуется черно-белая печать, то берется лишь один цвет (черный), а значит условный индекс будет 1. Полноцветная печать использует все цвета, а значит имеет показатель 4. Как правило, цветность обозначают для каждой страницы отдельно. Таким образом, для полноцветной печати с одной стороны указывают: 4+0, а если требуется двусторонний вариант, то: 4+4. Изображение наносится на бумагу точками с разными красками, которые человеческий глаз воспринимает как единый тон.
Сфера применения полноцветной печати
Популярность полноцветной печати связана с тем, что этот способ дает возможность точно передать все полутона и оттенки. Чаще всего услуги полноцветной печати необходимы клиентам во время создания полиграфической и рекламной продукции. Это могут быть буклеты, листовки, постеры, афиши, каталоги продукции, визитки и т.д. Кроме того благодаря фотореалистичности полученного изображения этим способом можно напечатать фотографии или художественные иллюстрации.
Полноцветная печать может быть как цифровой, так и офсетной. Офсетную рекомендуют использовать только в случае очень больших тиражей. Ввиду особенностей производства (потребуется допечатная подготовка) этот способ займет больше времени, однако в пересчете на стоимость изготовления одного листа этот вариант несомненно окажется более выгодным. Высокое качество исполнения при этом останется неизменным. Полноцветная печать цифровым способом имеет свои преимущества. Она допускает внесение изменений в макет, не требует допечатной подготовки и доступна по цене. Такой метод подойдет даже в том случае, если требуется напечатать приглашения, каждый раз меняя обращение к получателю.
Что такое полноцветная печать #02
Полноцветная печать >> продолжение
Действительность — это иллюзия, хотя и очень стойкая.
(Альберт Эйнштейн, в представлении не нуждается)
В первой части мы говорили о природе цвета и вплотную подошли к ответам на следующие пункты:
Масса книг и статей по этим понятиям, сама по себе теория цвета требует длительного изучения с применением физики и высшей математики. Задача блога в другом – объяснить основные принципы «полноцвета», не применяя «тяжелую артиллерию» в виде изложения научных теорий с их подробным толкованием.
Мне никогда не хотелось проникнуть за кулисы, чтобы разгадать секрет фокусника. Мне достаточно было того, что иллюзия существует.
(Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»)
При всей любви к творчеству великого фантаста позволю себе немного заглянуть за кулисы и рассказать, как полиграфисты обманывают простодушное население 🙂
Вся печатная продукция представляет собой «оптический обман зрения» (с). Обман опирается на две ноги:
Цветные фотографии и картинки, после перевода их в электронное состояние, раскладываются на несколько каналов, исходя из принципов субтрактивного синтеза цвета: C, M, Y, K.
Так достигается разделение на основные цвета.
Каждому цвету необходимо назначить его интенсивность – грубо говоря, количество краски на данном участке. Для этого изображение пропускается через растр и делится на много очень мелких деталей – растровых точек. Число точек на единицу длины определяет разрешение – для офсетной печати в четыре краски базовое разрешение составляет 300 точек на дюйм (около 120 точек на сантиметр).
Фото: источник https://sevlami.ru
Растрированный канал каждого цвета проецируется на светочувствительную металлическую пластину – форму. После обработки растровые точки на форме приобретают способность брать краску и отдавать ее на запечатываемый материал.
Печатная форма для полноцветной печати
Формы устанавливаются на многосекционную печатную машину, в которой каждая секция печатает свой основной цвет отдельной краской.
Установка формы в печатную машину
Отражаясь от точек печатного оттиска, свет смешивается и имитирует цвета оригинала с достаточной точностью. Поскольку сами точки весьма малы, наше зрение не воспринимает их отдельными объектами, сливая между собой в цельное изображение. Впрочем, под увеличительным стеклом все прекрасно видно.
Ограничения полноцветной печати
Почему в полноцветной печати добавляют отдельный черный цвет
Первое ограничение, о котором следует сказать, вызвало появление в полиграфическом цветовоспроизведении черного цвета, он же K, он же Key.
Пигменты печатных красок не достигают идеальных значений:
Погрешности спектрального состава приводят к тому, что при печати тремя цветами, без черного:
При добавлении четвертой краски эти явления устраняются.
Почему используют выделенные (спотовые) цвета, они же пантоны
Чуть вернемся к теории. Взгляните на рисунок, отображающий цветовой охват человеческого глаза (внешний контур) и моделей RGB и CMYK. Из него очевидно, что:
Поэтому при необходимости точно воспроизвести цвет, лежащий за пределами охвата CMYK, применяют особые краски с другим пигментом. Такая краска печатается на отдельной секции печатной машины.
Каталог таких красок с их наименованиями в системе PMS (Pantone Matching System) ежегодно выпускает американская фирма, ее каталог является общепризнанным стандартом для выделенных цветов.
Следует сказать о том, что воспроизведение металлизированных цветов изначально требует работы с пантонами, и для них выпускаются отдельные каталоги.
Несколько вопросов по полноцветной печати
Что такое печать 4+0
«Полноцветная» печать в цветовой модели CMYK с одной стороны листа. На лицевой стороне 4 краски, на обороте – 0 (то есть оборот без печати).
Что такое печать 4+4
То же самое, что печать 4+0, только с двух сторон листа (то есть печать в 4 краски с двух сторон листа).
Как расшифровать «печать 5+0+L»
Печать в пять красок с одной стороны листа плюс лак. Скорее всего, это печать в модели CMYK (4 краски) плюс дополнительный пантон и лак (чаще всего водно-дисперсионный лак (ВД-лак), реже – офсетный и другие).
Что не вошло в этот блог
Полноцветная печать, если иметь в виду модель CMYK, используется в подавляющем большинстве печатной продукции. Но, при особых требованиях, возможна работа с другими цветовыми моделями:
При интересе читателей – буду дополнять.
Искренне ваш – А@Макс
Одноцветная, полноцветная и пантонная печать
В полиграфии существует специальное понятие «цветность». Этот показатель менеджер по работе с клиентами просит назвать вас или определяет его сам, когда оформляет ваш заказ.
Цветность печати – это то количество красок, которыми будет напечатано конкретное полиграфическое изделие. Обычно этот показатель обозначают с помощью двух цифр. Первая – количество красок на лицевой стороне, вторая – на оборотной. При таком раскладе эта цифра не может быть больше четырёх, потому как оценивается цветность в полиграфии по палитре CMYK, в которой всего 4 цвета (Cyan – голубой, Magenta – пурпурный, Yellow – жёлтый, Black – чёрный).
Чтобы было понятнее, приведём примеры:
— полноцветной печати с обеих сторон изделия соответствует показатель «4+4»
— полноцветная печать с одной стороны изделия – «4+0»
— печать в два цвета с одной стороны изделия – «2+0»
Чёрно-белая печать (чб печать, чёрная печать)
Чёрно-белая офсетная печать особенно активно используется для изготовления справочников, гарантийных талонов, инструкций, учебных пособий, прочей технической, проектной и офисной документации, а также материалов для адресных рассылок.
Преимущества чёрно-белой печати
— Печать чёрно-белая в целом дешевле цветной – из-за меньшего количества используемых красок и меньших усилий для приладки машины.
— Обычно напечатать чёрно-белую продукцию удаётся более оперативно, чем цветную. Это также связано со временем приладки оборудования и со скоростью высыхания готовой продукции.
Недостатки чёрно-белой печати
— Безусловно, чёрно-белое изображение не так выразительно, как цветное.
Если для вашего заказа не хватает возможностей CMYK (например, вы хотите добиться предельно точного попадания в ваш фирменный цвет), на помощь приходит система пантон. В этой системе представлена обширная нумерация самых разных цветов и оттенков, и, указав при заказе нужный вам код, вы получите точный оттенок в результате.
Иногда пантон называется «пятой краской», потому как он применяется для прокрашивания поверхностей после четырёхкрасочной печати CMYK.
Преимущества цветной печати
— Цветное изображение гораздо лучше запоминается и привлекает внимание.
— Цвет несёт большое количество дополнительной информации, эмоциональный заряд и настроение.
— Цветная печать позволяет показать гораздо больше особенностей вашего товара, чем чёрно-белая.
Недостатки цветной печати
— Цветность сильно влияет на стоимость изделия: в среднем цена полноцветного изделия в три раза выше аналогичного чёрно-белого. И это не столько из-за стоимости красок, сколько из-за времени приладки, правильной настройки машины и пробных прогонов бумаги.
— Готовая цветная продукция в среднем сохнет дольше чёрно-белой, что влияет соответственно на скорость получения заказа.
Что такое полноцветная печать #01
Полноцветная печать: что это такое?
Для ответа на вопрос в заголовке необходимо понимать физическую природу цвета и разобраться в следующих явлениях:
Попробуем в двух коротких частях коснуться основных понятий теории цвета и ее применения в полиграфии.
Что такое цвет
Просто о сложном
Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной.
(Поль Сезанн, французский художник-живописец,
яркий представитель постимпрессионизма 1839 – 1906)
Цвет сам по себе не существует, он возникает исключительно в нашем мозгу из сигналов, поступающих от глаз. Существует излучение, электромагнитные сигналы: глаза их принимают, обрабатывают и передают в мозг – так и образуется цвет.
Почему мы видим цвет
За регистрацию разных областей спектра в глазах отвечают три типа рецепторов-колбочек, расположенных в сетчатке. Каждый тип подает свой сигнал, от их смешивания мозг назначает видимому объекту тот или иной цвет.
Если освещение низкое, колбочки-рецепторы не работают, в дело вступают рецепторы-палочки. Они не различают цвет вообще и реагируют только на уровень освещенности. Именно поэтому в глубоких сумерках мы не различаем цвета и воспринимаем мир как черно-белую фотографию. |
Как цвет попадает в глаза
Только я могу судить о цвете, — сказал дальтоник, — потому что я беспристрастен.
(Веслав Брудзиньский — польский сатирик, мастер афоризмов)
Существует два принципиально различных пути образования и восприятия цвета.
1. Аддитивный синтез цвета, модель RGB
Аддитивный (от лат. additio — прибавляю) – прохождение света через полностью или частично прозрачную среду и затем попадание на сетчатку глаза. Так мы видим экран монитора, цветные витражи, светофоры и небо. Различные цвета складываются (прибавляются) между собой и такой способ синтеза цвета называют аддитивным.
Основными, образующими цветами в аддитивной модели являются красный, зеленый и синий – от их названия на английском языке (Red, Green, Blue) образовано наименование цветовой модели в проходящем свете RGB. Смешиваясь между собой, они образуют всю доступную цветовую RGB-палитру.
2. Субтрактивный синтез цвета, модель CMYK
Отражение белого света от цветного оттиска, при котором красочный слой вычитает часть из равномерного (белого) спектра и отражает непоглощенные части. От того, какая часть поглощена, зависит цвет, который мы видим на оттиске.
Если отразятся все части спектра, мы увидим белый цвет. Если оттиск поглотит весь спектр, то он 100% черный. |
В субтрактивном синтезе участвуют три основных цвета – синий, красный (правильнее даже пурпурный) и желтый. В полиграфии к трем цветам добавляется еще один основной, черный, о его роли чуть позже.
От английских названий основных цветов (Cyan, Magenta, Yellow и черный, его принято называть ключевым, Key) образовано название цветовой модели в отраженном свете CMYK.
! Дальше мы будем говорить только о субтрактивном синтезе |
Модель CMYK является базовой для полиграфии, на ее основе построено все цветовоспроизведение печати.
Мы вплотную подошли к следующему вопросу – что значит полноцветная печать? Об этом в следующей части блога >>
Искренне ваш – А@Макс
Мечты о суперцвете: зачем нужны CMYK и Pantone
Что такое печать CMYK и Pantone? Чем они различаются и в чем преимущества каждого способа?
У каждого вида полиграфии своя задача. Когда дизайнеры и маркетологи заказывают печать имиджевой полиграфии, они ожидают максимального совпадения по цвету. Попадание в цвет очень важно, ведь каждый цвет в макете неслучаен.
Печать CMYK
В одной из предыдущих статей блога мы уже писали об этой цветовой модели. Триада C+M+Y (голубой+пурпурный+желтый) и К (ключевой черный) смешиваются в разных пропорциях.
На деле процесс выглядит следующим образом: перед печатью изображение растрируется, т.е. происходит разбиение изображения на маленькие ячейки так называемой растровой сеткой, причем каждая ячейка имеет сплошную заливку. В каждую плашку наносятся маленькие точки под разными углами каждым из четырех цветов СMYK. Расстояние между ними так мало, что точки сливаются и накладываются друг на друга. Сочетание обманывает человеческий глаз, и на бумаге мы видим не смешанные точки, а непрерывный цветной фон. Так, методом наслоения в системе CMYK получается заданный цвет.
В зависимости от того, какого результата нужно добиться, выбирают и саму технологию растрирования. Различают следующие виды:
Способ наложения подходит для печати полиграфии небольшого формата с большим количеством оттенков. Наглядные примеры — цветные фотографии, сложная графика, книжные иллюстрации.
Главный недостаток печати CMYK — возникновение ситуаций, когда наблюдается явное несоответствие напечатанных цветов друг другу как на разных тиражах, так и в пределах одного изделия на разных страницах, когда один и тот же цвет получается в разных оттенках.
Есть допустимые общепринятые нормы расхождения цвета, в пределах которых и определяется брак печати или норма.
Если мы говорим о необходимости стопроцентного попадания в цвет, как правило, всегда выбирается печать красками Pantone.
Печать PANTONE
Pantone это цветовая модель (PMS, Pantone Matching System), разработанная в США. Цвета в этой системе называются смесевыми. У каждого свой номер и плашка-образец, таблица цветов постоянно пополняется. Каждый оттенок воспроизводится по определенной, специально созданной для него формуле.
Как раз в методике получения цвета и заключается главная разница между офсетной печатью и печатью Pantone. Любой оттенок PMS предварительно замешивается по своей формуле, в то время как цвет CMYK по сути лишь имитация в результате сочетания пурпурного, желтого, голубого и черного. Смесевый метод гарантирует более точное совпадение оттенков на каждой странице.
Преимущества PMS делают гораздо шире и интереснее его сферу применения
• В первую очередь — брендинг. Только смесевые краски добиваются точного попадания при печати фирменных цветов компании, которые часто являются сложными и составными.
• Металлизированные, пастельные и другие специальные оттенки попадают на бумагу только с помощью Pantone.
• Печать пантонами — это получение особенно ярких оттенков: когда нужен не просто красный, а огненно-красный или ярко-желтый.
Подводим итоги
• Система CMYK имитирует цвет, который получается путем наложения друг на друга желтых, голубых, пурпурных и черных растров.
• В Pantone цвет заранее замешивается по определенной формуле и только потом поступает на печать. В результате гарантированно добиваются заданного тона.
Спорить какой способ лучше, а какой хуже не совсем верно. Все решает дизайн изделия.
Например, вы печатает каталог или меню для ресторана, и на каждой странице у вас расположена оранжевая, голубая или черная плашка, которая должна быть одинаковой на каждой странице. Причем не важно, какого она (плашка) размера: на треть полосы или же небольшой квадратный сантиметр: цвет должен быть одинаков, без полутонов. В этом случае выбор очевиден: печать блока и обложки каталога идет по системе CMYK, а плашки печатаются красками Pantone.
Полезный совет: если вам нужно напечатать оттенок из палитры Pantone методом CMYK, существует специальный веер Color Bridge. В нем указаны аналоги цветов обеих цветовых систем.
Насколько публикация полезна?
Средняя оценка 4.4 / 5. Количество оценок: 7