Что такое педагогическая этика
Педагогическая этика: сущность и значение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и целевое назначение педагогической этики
Педагогическая этика – это отдельная отрасль педагогики, занимающаяся изучением вопросов профессиональной культуры педагога, формулирующая правила и нормы поведения педагога при осуществлении им профессиональной деятельности.
Педагогическая этика занимается исследованием нравственных основ педагогической деятельности. Она изучает функциональное назначение, структурное устройство, проявления профессиональной нравственности педагога.
Роль педагога в учебно-воспитательном процессе исключительно. Его деятельность ориентирована на создание всесторонне развитой личности будущего гражданина общества, наделенного духовными признаками, ориентирующегося в своей деятельности нравственными принципами и моральными ценностями, соблюдающая культуру поведения в социальной среде. В этой связи, необходимо регулировать профессиональную деятельность педагога. От его нравственного облика зависит успех достижения целей и задач образовательной деятельности. К личности педагога, его моральным принципам, мировоззрению предъявляются серьезные требования современным обществом.
Педагог должен обладать высокими нравственными и духовными качествами, помогающими ему в передаче этических норм и нравственных основ поведения подрастающему поколению.
Таким образом, целевым назначением педагогической этики является определение сущности и роли основных категорий педагогической морали.
Наряду с ведущей целью педагогической этики, можно выделить несколько подцелей ее деятельности:
Готовые работы на аналогичную тему
Педагогическая этика предполагает наделение педагога такими качествами и характеристиками как: профессиональный долг, учительский авторитет, справедливость во всех направлениях деятельности, педагогическая честь.
Рисунок 1. Педагогическая этика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Профессиональный долг педагога отражает социальные требования к личности педагога и моральным аспектам его деятельности. Педагог должен обладать культурой поведения, нести ответственность за свою профессиональную деятельность, выполнять ее качественно, используя творческие подходы и, учитывая потребности социальной сферы, а также личностные потребности и особенности развития учащихся. Кроме того, педагогу необходимо обладать навыками социального взаимодействия, чтобы успешно строить коммуникативные связи и отношения с учащимися, их родителями, членами педагогического коллектива, в котором он работает.
Авторитет педагога формируется, исходя из специфики его личностных и профессиональных качеств. Он отражает наличие духовной власти педагога над сознанием учащихся.
Справедливость педагога отражает его нравственную воспитанность и объективность в отношении каждого учащегося, его поведения, поступков, оценки учебных достижений и иных видов деятельности.
Педагогическая честь отражает социальную оценку его профессиональной деятельности и профессиональных заслуг. При этом, она тесно связана с нравственными основами поведения педагога, его авторитетом, справедливостью и долгом. Поведение педагога должна находится в соответствии с социальными требованиями, предъявляемыми к его личности и профессиональной деятельности.
Педагогическая этика во взаимоотношениях «педагог-учащиеся»
Педагог, его личность и профессиональные качества оказывают огромное влияние на развитие учащихся. Дети исследуют окружающий мир, основы его функционирования, как бы, через призму взглядов педагога. Если педагог приобщает детей к добру и красоте, справедливости и милосердию, то это влияет на формирование взглядов, жизненных ориентиров, нравственных принципов поведения подрастающего поколения.
Педагогическая этика предполагает, что при построении взаимоотношений между педагогом и учащимися необходимо опираться на такие нравственные принципы, которые помогают в развитии высоконравственного гражданина, с чувством собственной социальной значимости и достоинства, творчески и интеллектуально развитого.
В своей деятельности, при построении взаимоотношений с учащимися, педагогу необходимо руководствоваться справедливостью в оценки их поступков, нравственного поведения. Нравственный поведение – это деятельность учащегося, содержащая моральное отношение к конкретным людям, ситуациям, процессам окружающего мира. Такие действия можно оценивать с точки зрения нравственных принципов и моральных норм поведения.
Рисунок 2. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Деятельность педагога должна исключать развитие острых конфликтных ситуаций. Естественно, что педагогическая этика не может исключать конфликты из системы воспитания и обучения. Их развитие естественно. Однако, они должны конструктивно разрушать и преодолеваться на ранних стадиях их развития. Категорически оценивать деятельность учащихся недопустимо. Это может развить психологически неблагоприятную атмосферу в коллективе, усложнит социальное взаимодействие с учащимися.
В качестве основных условий эффективного построения взаимоотношений между педагогом и учащимися, педагогическая этика рассматривает следующие принципы:
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Педагогическая этика, или О чем молчит учитель?
Учитель, педагог — это не только носитель и передатчик знаний, умений и навыков. Это в первую очередь человек, управляющий своей аудиторией. От чего же зависит этическая позиция педагога и как грамотно позиционировать ее в различных жизненных ситуациях?
Что же такое педагогическая этика?
Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.
Педагог, считающий себя несчастным, не оцененным по заслугам, не желающий развиваться, не умеющий преодолевать трудности и поддерживать других, способен принести немало вреда своим ученикам. Как же не допустить этого? Попробуем разобраться на конкретных примерах.
Разбор ситуаций
Ситуация 1.
Классный руководитель в преддверие выпускных экзаменов. Учебный год завершен, но до отпуска еще далеко. Последний звонок в 9 классе и тут…
Ученица становится жертвой насилия. Начинается разбирательство, а впереди еще государственные экзамены. Школьного психолога из-за дефицита кадров нет. Ситуация замалчивается, порождая слухи. Обстановка нагнетается обеспокоенными родителями, и девочка, получив психологическую травму, идет в 10 класс уже в другой школе и в другом городе, потеряв всякую связь с теми, с кем училась вместе 9 лет.
Позиция педагога.
Замалчивание. Этическая мудрость выражена тремя поговорками: «Моя хата с краю», «Сама виновата» и «Дыма без огня не бывает». Сказывается комплекс личных страхов и установок, транслируемых всему классу. Итог — травмирована не только девочка, но целый класс.
Разрешение ситуации.
Хорошим разрешением ситуации стало бы привлечение к общению с классом компетентного специалиста — психолога, имеющего опыт работы в чрезвычайных ситуациях. Но если психолога нет, то важно создать обстановку спокойствия и провести разъяснительную работу с каждым, кого так или иначе коснулась информация о ситуации. Важен общий настрой всех педагогов и родителей на вывод детей из травмы, а не более глубокое погружение в нее путем многозначительных намеков, нотаций, упреждений или замалчивания. Но для этого взрослые должны проявлять зрелую взрослую позицию.
Ситуация 2.
Один (чаще таких бывает несколько) из учащихся гимназического класса гиперактивен. Он не способен удерживать внимание дольше 10 минут и для «перезагрузки» и снятия нервного напряжения использует все доступные ему способы вплоть до порчи чужого имущества.
Позиция педагога
Учитель расценивает ситуацию как личный вызов и читает ребенку и всему классу длинную лекцию о правилах поведения. В итоге – общее отношение класса к ученику, как к изгою, вызов родителей в школу и неконструктивная беседа обвиняющего характера.
Корень проблемы — личное, морально-этическое непринятие людей другого склада мышления и характера (сам педагог медлителен и несколько аутичен). Непонимание себя, непонимание ученика и всей ситуации.
Разрешение ситуации
Хорошим решением для педагога и всего педагогического коллектива была бы общая психологическая и методическая работа над темой «Гиперактивные дети», а также выработка собственной конструктивной позиции к тем, кто «не тянет программу».
Исходя из того, что в современном классе гиперактивных детей большинство, можно рекомендавать следущий порядок работы на уроке:
1. Разделите урок на короткие периоды. Например, выполнить 2-3 упражнения, потом провести небольшую дидактическую игру, вернуться к материалу урока, сделать гимнастику для пальцев.
2. Для закрепления материала лучше, если бы один и тот же алгоритм действий или тип заданий варьировался в течение всего урока.
3. На уроке материал должен даваться от части к целому. Желательно, чтобы ребенок мог это видеть графически (например, слово). Сложнее, когда речь идет о звуке, так как это абстрактное понятие.
4. Свободная атмосфера на уроке, без постоянных запретов, но с регулярной сменой деятельности. Введите проблемное обучение.
Подведем некоторые итоги.
Любой педагог должен хорошо владеть навыками позитивного решения различных жизненных ситуаций. Сама жизнь нас часто провоцирует и проверяет на компетентность, уверенность в себе и умение взаимодействовать с людьми. «Я знаю все, но только не себя», – сказал классик.
Поэтому педагог просто обязан владеть знаниями о том, как действовать в таких типовых ситуациях, таких как:
Вопросы, которые могли бы помочь педагогу осознать свои возможности :
1.Каково ваше морально-этическое кредо на данный момент жизни?
2. Педагогическая работа для вас на данный момент — это скорее:
3. Какое главное чувство вы испытываете внутри себя, идя на работу и приходя домой?
4. К решению какой личной трудности мотивирует вас эта работа?
Педагогическая деятельность — это самый точный тест на душевное здоровье и внутреннюю этику человека. В процессе ежедневного общения мы проявляем все свои стороны личности – и сильные, и слабые, и даже не познанные нами и активно вытесняемые. Это плод нашей наследственности, нашего воспитания, среды, в которой мы развивались, и собственного опыта.
Рекомендую к прочтению:
Этические нормы поведения трудно соотнести, но возможно, с такими проявлениями личности как детские страхи у взрослых (страх наказания, страх быть иным, страх нового опыта), низкая самооценка и прокрастинация. Работая с этими проявлениями внутри себя, преодолевая собственную детскую травматику, педагог способен многое давать обучающимся — инструменты для преодоления трудностей, заряд позитива, стойкость и жизнелюбие. Это работа, где каждый наш шаг проходит проверку на этичность и человечность.
Автор: Мортина Татьяна Павловна – педагог-психолог международного реабилитационного центра «Адели», действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги.
Этика в профессиональной деятельности педагога
Марина Владимирова
Этика в профессиональной деятельности педагога
Этика в профессиональной деятельности педагога.
Педагогическая эти
Педагогическая этика существует давно. Дело в том, что профессия педагога требует от человека не только профессионализма, но и высоких моральных качеств. Мораль и нравственность – основа педагогической этики.
Педагогическая этика являет собой самостоятельную единицу, которая направлена на регулирование деятельности и поддержание престижа профессии педагога. Современная педагогическая этика направлена на изучение характера нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде. Кроме того, она включает в себя разработку основ педагогического этикета.
Педагогическая этикадержится на трех столпах:
— Профессиональный педагогический долг.
Кроме основ педагогической этики, важна роль и профессиональная честь и в педагогике, которая является осознанием педагога своих профессиональных качеств, значимости, а также общественное признание, общественное уважение моральных заслуг и качеств педагога. Педагогическая мораль крайне важна для педагога. Это система общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях.
Педагогическая этика опирается на нравственность и нравственные убеждения. Она рассматривает нравственные убеждения как равносильный морали элемент, который стал нормой поведения педагога, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, воспитанникам и их родителям.
Еще одним элементом, входящим в педагогическую этику, является педагогический авторитет. Он напрямую зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки коллегам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей.
К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.
Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности, проявляющейся в его оценках поступков воспитанников, их отношения к образованию и воспитанию, общественно полезной деятельности.
Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с воспитанниками, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать своё отношение к выбранной профессии, педагогическому коллективу и обществу в целом.
Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к воспитанникам и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты.
Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если педагогом в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Наконец, педагогический авторитет – это его моральный статус в коллективе воспитанников и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитанников, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе.
При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны;
а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
б) соблюдать правовые нравственные и этические нормы;
в) уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений;
г) развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,
способность к труду и жизни в условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни;
д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
е) учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,
взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих
добросовестному исполнению трудовых обязанностей;
з) проявлять корректность и внимательность к воспитанникам, их родителям
(законным представителям) и коллегам;
и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России
и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных
этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию воспитанников;
к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добро совестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей,
а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально- психологического климата для эффективной работы.
Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению
коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
При выполнении трудовых обязанностей педагогическийработник не допускает:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по
признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства,
социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и добро желательным.
Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому
стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.
Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.
Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.
Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.
Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.
Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.
Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.
Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.
Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физическому воспитанию Самоанализ профессиональной деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала в 1977 году. В дошкольном образовании работаю 38 лет,.
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.
Понятие о педагогической этике и её задачи
Рубрика: 1. Общая педагогика
Статья просмотрена: 69146 раз
Библиографическое описание:
Сариева, А. Б. Понятие о педагогической этике и её задачи / А. Б. Сариева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2548/ (дата обращения: 24.12.2021).
Передача духовного, социального и производственного опыта последующим поколениям людей была и остается важнейшим условием существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Это обуславливает необходимость критически переосмысливать некоторые идеи, проблемные вопросы педагогики как науки и учебной дисциплины, искать новые и совершенствовать существующие способы модернизации школьного обучения и воспитания.
Главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Качество современного образования определяется не только его содержанием и новейшими образовательными технологиями, но и гуманистической направленностью учебно-воспитательного процесса, компетентностью педагогических работников.
Повышение качества педагогической и воспитательной деятельности учителя предполагает создание условий, необходимых для целенаправленного развития педагогической этики учителя. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом, этикой. Этика – это «практическая философия воспитания». Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка будущего специалиста-педагога.
По мнению ученых, занимающихся научными разработками в области философии и этики (В.П. Клычков, М.Н. Росенко, Ю.А. Сандулов и др.), в настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности, что связано с процессами демократизации общества, а также со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся социально-экономическим отношениям.
Особый вклад в разработку вопросов педагогической этики внесли В.И. Андреев, Д.А. Белухин, Р.Г. Мамед-заде, Т.В. Мишаткина, В.И. Писаренко и И.Я. Писаренко, П.К. Холмогорцев, В.Н. Чернокозова и И.И. Чернокозов. Они описывали, что нравственное сознание педагога формируется, по существу, также стихийно, как и любого другого члена общества. Оно соответствует времени. На сегодняшний день педагог усваивает нормы морали и осознаёт цели самовоспитания, саморазвития, самоосуществления в гуманистической системе ценностей, проходя обычные этапы социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, вуз. Развитие профессиональной нравственности в высших учебных заведениях и на курсах повышения квалификации не обеспечивает постоянного целенаправленного развития педагогической этики учителя в достаточной мере. В то же время содействие развитию педагогической этики представляет собой важнейший резерв повышения качества образования.
Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога. Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.
Решение задач идейно-нравственного воспитания нередко тормозится там, где учителя не желают брать на себя ответственность за брак, допущенный в процессе воспитания, и пытаются объяснить моральную глухоту детей пережитками прошлого. В.А. Сухомлинский по этому поводу писал: «Мы не верим в то, что нравственные пороки – это результат исключительно пережитков капитализма в сознании. Нравственные пороки появляются и там, где нет настоящего воспитания, где маленький человек растет как маленький божок или, наоборот, как бурьян – его никто не учит ни хорошему, ни плохому. Чтобы не было плохого, надо учить только хорошему» [7, 117]. Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Формирование нравственных потребностей учительства, его взглядов и убеждений является важнейшей задачей высшей школы. А поиски путей решения этой задачи – предмет этико-педагогических исследований.
Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя. Ведь сведения о принципах и нормах коммунистической морали поступают к учащимся опосредствованными его индивидуальным сознанием и нравственными установками. Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали.
На воспитание нравственных позиций учащихся большое влияние оказывает нравственная деятельность и личный пример старших, прежде всего родителей.
Кроме того, педагогическая этика должна найти ответы и на такие вопросы: какова связь между нравственным опытом родителей и проявлением узкопотребительской психологии у детей, какое воздействие оказывает нравственный опыт учителей и нравственная деятельность детей на формирование у них идеалов.
На состояние морально-психологического климата оказывает влияние характер и способы разрешения моральных конфликтов в педагогических коллективах, а также конфликтов, возникающих между учителями и учащимися, их родителями. Педагогическая этика призвана помогать выявлению природы этих конфликтов, определению их последствий, изучению способов их разрешения.
Статус любого педагогического коллектива, стабильность его состояния, в том числе и морального, в определенной степени зависят от того, какие педагогические традиции в нем поддерживаются, как формируется и проявляется в нем общественное мнение. Поскольку общественное мнение — явление нравственно-психологическое, его изучением занимаются этика, социальная психология и социология. Изучение его проявления в педагогической среде — задача педагогической этики.
В воспитании детей особое значение имеет моральный педагогический авторитет. Как он формируется и поддерживается, как влияет на характер нравственных отношений, каковы пути его укрепления – вот вопросы, которые также должна решать наука о педагогической морали.
Очень важной теоретико-практической задачей педагогической этики является определение тех нравственных качеств, которыми должны обладать педагоги, занятые в различных сферах педагогического труда (воспитатели детских садов, учителя начальных классов, учителя старших классов, классные руководители, воспитатели школ-интернатов, директора школ, завучи, инспекторы, методисты и др.).
Педагогическая этика – относительно самостоятельный раздел этической науки – изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов коммунистической нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Кроме того, педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения, костюма людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.
Андреев В.И. Педагогическая этика: инновац. курс для нравств. саморазвития / В.И. Андреев. Казань: ЦИТ, 2003. – 272 с.
Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное / Д.А. Белухин. М.: МПСИ, 2007. – 123 с.
Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие / Т.В. Мишаткина. Ростов н/Дону: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 304 с.
Писаренко В.И. Педагогическая этика: Книга для учителя / В.И. Писаренко, И.Я. Писаренко. Минск.: Народна асвета, 1986.– 240 с.
Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. – М.; Просвещение, 1981. 192 с.
Чернокозова В.Н. Этика учителя / В.Н. Чернокозова, И.И. Чернокозов. К.: Радянська школа, 1973. – 251 с.
Якубсон Я.Г. О педагогической этике. / Я.Г. Якубсон. Ленинград: Знание, 1973.– 168 с.
Похожие статьи
Принципы и ценности этики в педагогической деятельности
педагогическая этика, педагогический труд, задача, педагогическая деятельность, учитель, общественное мнение, педагогическая мораль, морально—психологический климат, особое значение, педагогическая среда.
О нравственно—психологическом климате в педагогическом.
Вопросам духовной, нравственно—психологической жизни коллектива уделяется все больше внимания и в литературе по управлению, и в практической деятельности современного руководителя.
Профессиональная этика педагога—психолога в системе.
Профессиональная этика педагога—психолога в системе образования. Автор: Барсукова Оксана Васильевна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика. Опубликовано в. VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017).
Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.
Педагогический авторитет учителя. Автор: Каратыгина Елена Валерьяновна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.
Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от личного примера и авторитета учителя.
Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе.
. педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога. учебная деятельность, стиль педагогического общения.
Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства.
Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с
Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно—психологических качествах учителя.
Процесс преподавания психолого—педагогических дисциплин
Педагогическая деятельность преподавателя в обучении. Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза. Ключевые слова: педагогика; экономика; методика подготовки; принципы; педагогическая деятельность.
Духовно-нравственные ценности — основа деятельности учителя
личностный потенциал, педагогическая деятельность, педагогическая наука, ценность, образование, понимание духовности, критерий духовности, профессиональная деятельность, педагогический труд, духовно-нравственное.
Авторитет педагога и его влияние в становлении личности.
Педагогическая деятельность — есть особый вид общественно полезной деятельности в которой достижение результата зависит от характера отношений между участниками. Решающее значение в успешном решении ответственных задач обучения и воспитания имеют.