Что такое педагогическая инновационная технология

Инновационные педагогические технологии в работе современного педагога

Что такое педагогическая инновационная технология. Смотреть фото Что такое педагогическая инновационная технология. Смотреть картинку Что такое педагогическая инновационная технология. Картинка про Что такое педагогическая инновационная технология. Фото Что такое педагогическая инновационная технология Татьяна Бичикова
Инновационные педагогические технологии в работе современного педагога

Консультация для педагогов

«Инновационные педагогические технологии в работе современного педагога»

Сегодня востребован не столько педагог, сколько педагог-исследователь, педагог-новатор, владеющий навыками прогнозирования и проектирования педагогической деятельности. Поэтому становление готовности к инновационной деятельности является важнейшим уровнем его профессионального роста.

Инновационная технология – организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях, и позволяющая достигнуть образовательных эффектов,характеризуемых:

• Усвоением максимального объема знаний;

• Максимальной творческой активностью;

• Широким спектром практических навыков и умений.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

1. Здоровьесберегающие технологии:

основной их целью является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. =

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

3. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

— постановка и решение вопросов проблемного характера;

— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

— подражание голосам и звукам природы;

— использование художественного слова;

— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

— трудовые поручения, действия.

4. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители.Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

• идти в ногу со временем,

• стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

• сформировать основы информационной культуры его личности,

• повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс гарантировал достижения поставленных целей.

6. Технология портфолио дошкольника

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

• диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

• содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

• рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

7. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

• владеющим современными технологиями образования,

• приемами психолого-педагогической диагностики,

• способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,

• умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

8. Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Что такое педагогическая инновационная технология. Смотреть фото Что такое педагогическая инновационная технология. Смотреть картинку Что такое педагогическая инновационная технология. Картинка про Что такое педагогическая инновационная технология. Фото Что такое педагогическая инновационная технологияИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Что такое педагогическая инновационная технология. Смотреть фото Что такое педагогическая инновационная технология. Смотреть картинку Что такое педагогическая инновационная технология. Картинка про Что такое педагогическая инновационная технология. Фото Что такое педагогическая инновационная технологияКонсультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Что такое педагогическая инновационная технология. Смотреть фото Что такое педагогическая инновационная технология. Смотреть картинку Что такое педагогическая инновационная технология. Картинка про Что такое педагогическая инновационная технология. Фото Что такое педагогическая инновационная технологияПрезентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Источник

Статья «Инновационные педагогические технологии»

Инновационные педагогические технологии

Оглавление

Введение

Фундаментальными документами, регламентирующими проектную и инновационную деятельность преподавателей в образовательных организациях в Российской Федерации на федеральном уровне, являются:

‒ Конституция Российской Федерации (в которой закреплено право каждого гражданина РФ на получение основного общего образования, а также регулируются отношения в сфере образования);

‒ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в котором описываются условия, необходимые для обеспечения защиты конституционного права граждан РФ на образование, для экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и пр.);

‒ Федеральные государственные образовательные стандарты (в которых закреплены особенности реализации образовательной деятельности в зависимости от уровня и направленности образования. В частности, в соответствии с ФГОС ООО — необходимо выстраивать систему проектного обучения, как сквозную подготовку обучающегося к использованию проектирования и исследования для решения различных личных, жизненных, профессиональных и социальных проблем, для организации самоопределения и самообучения в течение всей жизни.);

‒ «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 г. № 1662-р (в которой определяются пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления позиций России в мировом сообществе, в том числе и развития образования как одного из инструментов, необходимых для реализации данных целей);

‒ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы от 15 апреля 2014 г. N 295 (основной целью которой является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны);

‒ Приоритетный национальный проект «Образование» (в котором, одним из основных направлений проекта является стимулирование инноваций в сфере образования);

‒ Национальный стандарт РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» от 01.07.2008 г. ГОСТ Р 52653–2006 (в котором установлены основные термины и определения понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании);

‒ Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года «Развитие сф еры образования и социализации в среднесрочной перспективе» и пр.

Что представляет собой педагогическая инноватика? Когда Архимед утверждал, что если бы у него был рычаг, он смог бы перевернуть Землю, новшество было в том, что им была предложена идея пересмотра основы мира.

Тема нашей работы актуальна потому, что сложно представить себе современное образование без компьютерных технологий, всемирной паутины. Для того чтобы каждый человек мог чувствовать себя востребованными в современных условиях, необходимы инновации в образовательной системе.

Цель работы: изучить особенности инновационных педагогических технологий.

1. Раскрыть сущность понятия инновационные педагогические технологии.

2. Проанализировать проблемы инноватики в психолого-педагогической литературе.

3. Понять, как происходит управление инновационным процессом.

4. Рассмотреть классификацию и структуру нововведений в педагогике.

5. Охарактеризовать готовность педагога к инновационной педагогической деятельности.

1. Определение инновационных педагогических технологий в психолого-педагогической литературе

Педагогическая инноватика, является молодой наукой. В нашей стране о ней начали говорить только во второй половине прошлого века. В данный момент педагогическая инноватика находится в стадии эмпирического поиска и становления. Сначала она представляла собой движение педагогов-новаторов, но в данный момент к ней подключились и ученые. Они стали обращать особое внимание на нововведения в отечественную образовательную систему.

В переводе с греческого языка слово «инновация» означает – «обновления, новизна, смена». Появилось оно впервые в зарубежных исследованиях XIX в. в технике при введении некоторых элементов одной отрасли в другую и рассматривается в психолого-педагогической литературе неоднозначно.

Самым распространенным является определение американского ученого К. Роджерса, который утверждает, что «новизна – это идея, которая является для конкретного лица новой, и не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, определяем ее со времени прошедшего с момента его открытия или первого использования «.

Франц Брансуик определяет «инновацию как новую идею, действие или адаптированную идею, или те, для которых наступила реализация».

Российский ученый С.Я. Батышев считает, что инновация является комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства (новизны, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований.

Современные отечественные ученые рассматривают инновацию в образовании как :

· «процесс создания, распространения и использования новых средств для тех педагогических проблем, которые до сих пор решались по-другому»;

· «результат творческого поиска оригинальных, нестандартных решений различных педагогических проблем «;

· «Актуальные, значимые и системные новообразования, которые возникают на основе различных инициатив и нововведений, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на ее развитие»;

· «Продукты инновационной образовательной деятельности, характеризующиеся процессами создания, распространения и использования нового средства ( новизны, нововведения) в области педагогики и научных исследований».

Различия в толкованиях вызваны неодинаковым видением их авторами сущностного ядра, а также радикальности нововведений. Одни из них убеждены, что инновацией можно считать лишь то новое, что имеет своим результатом кардинальные изменения в определенной системе, другие причисляют к этой категории любые, даже незначительные, нововведение.

Учитывая сущностные признаки инновации, есть все основания рассматривать ее как процесс и как продукт (результат).

Инновация как процесс, означает частичное или масштабное изменение состояния системы и соответствующей деятельности человека. Инновация как результат предполагает процесс создания (воспроизведение) нового, имеющего конкретное название «новация».

В.Ф.Паламарчук новшество считает результатом творческого поиска лица или коллектива, открывает принципиально новое в науке и практике, инновацию – результатом порождения, формирования и воплощения новых идей. Само воплощение новых идей является признаком, по которому отличают инновации от собственно новаций: если педагог открывает принципиально новое, то он новатор, если трансформирует научную идею в практику – инноватор.

Образовательная инновация является одной из ее компонентов, с одной стороны, а с другой, сама состоит из психолого-педагогической, социально-экономической и научно-производственной новизны. Психолого-педагогическая инновация, в свою очередь, состоит из дидактической, воспитательной и управленческой.

Носителями педагогических инноваций выступают творческие, энергичные люди, которые морально и материально заинтересованы в проведении инновационных изменений, освоения и реализации нового.

Инновация существенно отличается от педагогического опыта, который характеризуется совокупностью знаний, умений и навыков, полученных в процессе практической учебно-воспитательной работы; является частью совокупной культуры педагога, представляет собой основу, результат и самую практическую педагогическую деятельность, отражает имеющиеся знания, умения, навыки и индивидуальные черты личности.

Образовательная инновация характеризуется новизной в области психолого-педагогических, социально-экономических и научно-производственных исследований, направленных на качественное улучшение образовательного процесса и выраженных в усовершенствованных или новых образовательных системах (дидактических, воспитательных, управленческих).

Инноватика педагогической деятельности предполагает разработку системы знаний, которые помогут выполнять социальный заказ.

Ученые пытаются выявить основные принципы, закономерности, создать понятийный аппарат, выбрать средства, а также пределы использования инноваций в образовании.

Методологические основы педагогической инноватики – это система знаний и деятельностей, относящихся к структуре и базе учения о создании, изучения, использования педагогических нововведений. Методологический аппарат инноваций может стать результативным средством анализа, объяснения, а также проектирование модернизации отечественного образования. Несмотря на введение в детские сады, школы, средние и высшие учебные заведения федеральных стандартов второго поколения, нет системности и целостности в процессах освоения и использования заявленных нововведений.

2. Классификация и структура нововведений в педагогике

Одной из задач модернизации педагогической деятельности является реализация и развитие инновационных процессов в системе образования. На сегодня приоритетными являются совершенствование типов и структуры образовательных учебных заведений, обновление содержания обучения и воспитания, разработка и апробирование новых педагогических технологий, изменение форм и методов обучения и воспитания, модернизация форм и методов управления, что требует от педагога внедрения инновационной педагогической деятельности.

Продуктами инновационной педагогической деятельности являются нововведения которые положительно меняют систему образования, определяют ее развитие и характеризуются как новые или усовершенствованные.

Одной из важных задач современной педагогической инноватики является классификация нововведений.

Разделение нововведений в соответствии с их причастностью к тому или иному образовательному процессу позволяет выделить следующие типы нововведений:

· в содержании образования;

· в организации учебно-воспитательного процесса;

· в системе управления школой.

Деление нововведений по масштабу преобразований позволяет выделить:

· частичные − локальные, единичные, не связанные между собой;

· модульные − комплекс частных, связанных между собой нововведений;

· системные нововведения, которые охватывают все учебное заведение.

Группировка нововведений по инновационным потенциалам позволяет выделить:

· модификационные нововведения – связанные с усовершенствованием, видоизменением, модернизацией средства (программы, методики, структуры, алгоритма, разработки и тому подобное), который имеет аналоги. Модернизация может быть направлена как на технологическую, так и на личностную сторону возобновляемого средства;

· комбинаторные нововведения – предполагают новое конструктивное соединение элементов ранее известных методик, которые в данном сочетании никогда не использовались;

· радикальные нововведения – это внедрение достижений психолого-педагогической науки, имеющих объективную новизну.
Инновационные преобразования в образовательном процессе могут классифицироваться как:

· технологические − инновационные модели обучения (преподавания и учения), направленного на достижение четко определенных стандартов овладение знаниями на основе модификации (новаторства) репродуктивной деятельности;

· новаторы − педагоги, которые всегда первыми воспринимают новое, смело его внедряют и распространяют;

· педагоги, которые первыми осуществляют практическую (экспериментальную) проверку ценностей инноваций в каждой школе;

· умеренные, которые придерживаются правила „золотой середины” и не воспринимают нового до того времени, пока его не внедрят большинство коллег;

· педагоги, которые больше сомневаются, чем верят в новое, они больше ориентированы на старые технологии, чем на новые, а воспринимают новое лишь при общем положительном общественном мнении;

Основными источниками инновационных идей развития образовательного учреждения выступают:

– потребности страны, региона, района (города);

– директивные и нормативные документы органов власти и управления образования различных уровней;

– достижения и разработки психологии, педагогики, социологии, других наук о человеке;

– достижения передовой и массовой педагогической тематики;

– собственный профессиональный опыт руководителей и педагогов, интуиция, практическое педагогическое мышление;

– анализ результата и процесса функционирования учебного заведения;

– анализ психолого-педагогической литературы, периодических изданий.

Носителями педагогических инноваций выступают творческие личности, которые способны к:

– рефлексии, что характеризует способности педагога к самопознанию, самоопределению и осмыслению им своего духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в профессиональной деятельности;

– саморазвитие как творческое отношения индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного влияния на внешний и внутренний мир с целью его преобразования;

– самоактуализации как фактора непрерывного стремления человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей;

– профессионального самосовершенствования, которое осуществляется в двух взаимосвязанных формах: самовоспитание – целеустремленная деятельность человека относительно систематического формирования и развития в себе позитивных и устранение негативных качеств личности, в соответствии с осознанных потребностями соответственно социальным требованиям в личностной стратегии;

Следовательно, важным условием инновационного процесса и объективной необходимостью в инновационной деятельности педагога, сущностной характеристикой инновационного процесса является творчество.

Поэтому инновационная педагогическая деятельность – это особый вид творческой деятельности, которая направлена на обновление системы образования.

Результатами инновационной педагогического творчества могут быть:

1. Педагогические открытия – самые масштабные новаторские педагогические решения, связанные с формированием, обоснованием новых педагогических идей и их внедрением в конкретной педагогической системе.

2. Педагогические изобретения – преобразование, конструирование отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий образования.

3. Педагогические усовершенствования – модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств.

Инновационной деятельностью занимается много творческих педагогов, среди которых условно можно выделить три группы:

1) педагоги-изобретатели, которые приходят к новому в результате собственных поисков;

2) педагоги-модернизаторы, которые совершенствуют и по-новому используют элементы созданных систем для положительного результата;

3) педагоги-мастера, которые быстро воспринимают и в совершенстве используют как традиционные, так и новые подходы и методы.

· социальные (несовместимость нового с ценностями, принятыми в обществе);

· организационные (противодействие руководящих органов воплощению нововведений);

· методические (недостаток методического обеспечения);

· материально-технические (уровень заработной платы, отсутствие необходимой техники).

· Внутренние барьеры – личностные, психологические. Они разные в разных организациях, на разных этапах нововведения.

Осуществление инновационного педагогического процесса включает в себя совокупность следующих последовательных действий.

1. Осознание необходимости изменений.

2. Оценка ситуации, что сложилась.

3. Формирование проблемы.

4. Выбор варианта решения проблемы.

5. Принятие решения о нововведениях.

6. Экспериментальная проверка нововведений.

7. Подготовка и переподготовка кадров.

8. Формирование положительного отношения коллектива к нововведениям.

9. Широкое внедрение нововведений.

10. Оценка результатов.

3. Управление инновационным процессом

Благодаря конструированию новых идей, можно управлять воспитательным процессом не только на уровне школы, но и в рамках региона, страны. Недостаточно просто создать какое-то новшество. Педагогическая инноватика, несмотря на свою проработанность и привлекательность, не может быть освоена без последовательной организации инновационных процессов. На этапе их внедрения у создателей появятся проблемы, поэтому важно заблаговременно подыскать способы их решения. Чтобы внедрять новые методики, формы, технологии, педагоги должны понимать алгоритм внедрения, освоения, применения этих нововведений.

С чем связывается сегодня педагогическая инноватика? Рычаг образования – инновационные процессы, которые принято рассматривать в трех аспектах:

От них зависит общая обстановка и условия, при которых осуществляется реализация нововведений. Существующие условия могут ускорить или замедлить этот процесс, который может быть не только стихийным, но и сознательно управляемым.

Важно отметить единство трех составляющих инновационного процесса: освоение, создание, использование нововведений. Педагогическая инноватика в образовании, в отличие от дидактики, в качестве объекта выделяет именно трехсоставный процесс.

Педагогическая инноватика представлена следующими компонентами:

Управление инновационным процессом возможно только при знании его структуры, главных законов его осуществления. В педагогике есть несколько подходов к выделению отдельных элементов инновационной деятельности. М. М. Поташник отмечал сложность строения нововведений, разнообразие их структур. Им была предложена целая иерархия структур: субъектная, деятельная, управленческая, содержательная, организационная.

Остановимся подробнее на некоторых их них.

Деятельностная структура включает следующие компоненты: мотив – цель – основные задачи – содержательный аспект – методы – результаты. Процесс начинается с мотивирования, выявления цели инновации, выделение узких задач, создания оглавления. Упомянутые компоненты реализуются в конкретных условиях: морально-психологических, временных, материальных, гигиенических, финансовых.

Субъектная структура – это инновационная деятельность всех субъектов развития: директора, заместителей, ученых, спонсоров, преподавателей, методистов, экспертов, консультантов.

В субъектной структуре учитывают не только ролевое и функциональное назначение участников, но и их отношение к предлагаемым инновациям. Управленческая структура связана с взаимодействием четырех вариантов управленческих действий: планированием, организацией, руководством, контролем.

4. Структура готовности педагога к инновационной педагогической деятельности

Педагог инновационной ориентации − это личность, способная брать на себя ответственность, вовремя учитывать ситуацию социальных изменений и является наиболее перспективным социальным типом педагога. Как педагог – исследователь, он направлен на научно-обоснованную организацию образовательного процесса с прогностическим направлением, имеет адекватные ценностные ориентации, гибкое профессиональное мышление, развитое профессиональное самосознание, готовность к восприятию новой информации, высокий уровень самоактуализации, владеет искусством рефлексии.

Готовность к инновационной педагогической деятельности – особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии. Она является основой активной общественной и профессионально-педагогической позиции субъекта, которая побуждает к инновационной деятельности и способствует ее производительности.

Готовность к инновационной деятельности – это сложное интегративное образование, которое охватывает различные качества, свойства, знания, навыки личности.

Педагогу инновационного направления во время образовательного процесса необходимо уметь реализовывать:

– Эмпатия (стремление и умение чувствовать другого как себя, понимать внутренний мир людей, воспринимать их позиции);

– сотрудничество (постепенное превращение воспитанников на создателей педагогического процесса);

– диалогизм (умение слушать собеседника, интересоваться его мнением, развивать межличностный диалог на основе равенства, взаимного понимания и сотворчества);

– личностная позиция (творческое самовыражение, при котором педагог предстает перед воспитанниками не как лишенный индивидуальности функционер, а как личность, имеющая свое мнение, открытая в выражении своих чувств, эмоций).

Следовательно, в структуре профессионально направленной личности педагога готовность к инновационной деятельности является показателем его способности нетрадиционно решать актуальные для личностно-ориентированного образования проблемы.

Подготовленный к инновационной профессиональной деятельности педагог имеет такие профессиональные и личностные качества:

– осознание смысла и целей образовательной деятельности в контексте актуальных педагогических проблем современного общества;

– осмысленная, зрелая педагогическая позиция;

– умение по-новому формулировать образовательные цели по предмету, определенной методики, достигать и оптимально переосмысливать их;

– способность выстраивать целостную образовательную программу, которая учитывала бы индивидуальный подход к каждому, образовательные стандарты, новые педагогические ориентиры;

– соотнесение современной ему реальности с требованиями личностно-ориентированного образования, корректировки образовательного процесса по критериям инновационной деятельности;

– способность видеть индивидуальные способности человека;

– умение продуктивно, нестандартно организовать процесс;

– владение инновационными технологиями;

– способность видеть, адекватно оценивать, стимулировать открытие и формы культурного самовыражения человека;

– умение анализировать изменения в образовательной деятельности, развития личностных качеств;

– способность к личностному творческому развитию, рефлексивной деятельности, осознания значимости, актуальности собственных инновационных поисков и открытий.

Готовность педагога к инновационной деятельности определяют по следующим показателям:

1) осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике;

2) информированность о новейшие педагогические технологии, знания новаторских методик работы ;

3) ориентация на создание собственных творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность;

4) готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности;

5) владение практическими навыками освоения педагогических инноваций и разработки новых.

Эти показатели обнаруживают себя не изолированно, а в разнообразных сочетаниях и взаимосвязях.

Заключение

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблемам инновационных технологий стало понятно, что современная система образования находится в стадии серьезной модернизации и совершенствования. Педагогам в настоящее время необходимо понимать, что без серьезного подхода к преобразованиям нельзя рассчитывать на эффективность инноваций.

На современном этапе развития системы образования инновационная образовательная деятельность характеризуется такими взаимообусловленными и взаимосвязанными признаками, как создание и апробация различных педагогических и управленческих новшеств, развитие творческого потенциала участников образовательного процесса.

Инновационная деятельность предусматривает привлечение педагогов и других работников системы образования к творческой деятельности, в результате которой создаются новые или усовершенствованные педагогические и управленческие продукты (программы, проекты), которые влияют на повышение уровня педагогического мастерства, результативности учебно-воспитательного процесса, управления.

Библиографический список

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *