Что такое педагогическая квалификация

Билет№1. 1. Дайте определение понятиям «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагогическая специализация»

1. Дайте определение понятиям «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагогическая специализация».

«педагогическая специальность– вид деятельности в рамках данной профессии, характеризующейся совокупностью ЗУНов приобретенных в результате образования

Педагогическая квалификация – уровень и вид профессиональной педагогической подготовки, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогическая специализация – вид деятельности в рамках данной педагогической специальности.

2. Что означает дифференциация педагогической профессии.

Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и цели деятельности: различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средств обучения.

3. Охарактеризуйте педагогическую специальность 050141 ФГОС СПО: наименование специальности, квалификации. Перечислите область, объекты, виды профессиональной деятельности выпускника данной специальности.

Преподаватель физической культуры.

Квалификация – педагог по физической культуре и спорту.

Возможные места трудоустройства: педагогическая и тренерская деятельность во всех типах образовательный учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, детско-юношеские спортивные школы, физкультурно-спортивные учреждения, центры спортивной подготовки, профессиональные спортивные клубы по различным видам спорта.

4.Приведите примеры общих и профессиональных компетенций выпускника данной специальности, являющиеся результатом освоения ОПОП СПО. Особые условия работы учителя физической культуры в общеобразовательной организации.

5.ОК – общая компетенция

ПК – профессиональная компетенция

Учитель физической культуры должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности :

ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.

8. Учитель физической культуры готовится к следующим видам деятельности :

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер.

Общая и профессиональная культура педагога.

Профессиональные и личностные качества педагога.

Стиль педагогической деятельности.

Тема 1. Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер.

1. Понятие педагогической профессии.

Под понятием «педагог» нередко понимается и профессия, и социальная роль, и вид деятельности, и направленность личности.

Специальность закрепляется в квалификационных документах и определяется через предмет деятельности. Может быть узкой и широкой, но, в любом случае, это арсенал знаний о некотором фрагменте объективной реальности, который отражен соответствующим научных предметом (педагог, психолог, филолог, историк и т.д.).

Профессия – это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессия – это деятельность, с собственной целью, продуктом деятельности, нормами и средствами, которые обусловлены социальной функцией и технологией. Профессия обслуживает определенную сферу общественной деятельности. В рамках одной специальности могут реально существовать самостоятельные профессии (учитель – предметник, учитель языка и литературы, переводчик и т.д.).

В специальности педагога имеется широкий спектр профессий:

Педагогическая специальность – это вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, которая дает характеристику возможностям специалиста в решении определенного класса задач.

2. Гуманистическая направленность профессии учителя.

Учитель в силу ярко выраженной гуманистической направленности его профессии деятельности является носителем и выразителем общечеловеческих, духовных ценностей и культуры. Именно учителю принадлежит ведущая роль в развитии культуры и гуманизации общества. От качества подготовки учителя и его личностных качеств зависит успех в образовании и воспитании подрастающего поколения. Учитель является представителем самой гуманной профессии и вооружен таким комплексом наук, которые составляют основу его профессиональной деятельности и которые с полным правом можно назвать «человековедение».

В.Г. Белинский профессию учителя называл гуманной: «Цель воспитания – человечность, средство – любовь»; «Хорошо быть строгим, еще лучше – добрым, но лучше всего – справедливым».

Целью педагогической деятельности является развитие личности ребенка. А любой учебный предмет служит средством для достижения этих целей.

Педагогическая профессия предполагает следующие ценности:

Альтруистические – быть полезным обществу.

Ценности, связанные со спецификой труда – возможность общаться с детьми, преподавать любимый предмет.

Самовыражение – творить, применять свои способности и др.

Развитие личности учителя невозможно без самоопределения, т.е. наличия своей позиции в жизни, своего мировоззрения, умения понимать себя, других. Учитель вырабатывает позиции, и они отражены в мотивах к своей педагогической деятельности.

Мотивационно-личностное отношение к профессии и своей деятельности связано с профессиональным самосовершенствованием. Это является основой для творчества и продвижения учителя в социальном плане. Здесь для него особое значение приобретает его субъектность.

Личностное развитие учителя является стержневым фактором его педагогического труда. Основные сферы его деятельности – собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и его личностные качества – все они являются взаимосвязанными и взаимовлияющими друг на друга. Особое влияние на их развитие оказывает активность учителя, его субъектная позиция, которая представлена как главная составляющая в личностной структуре учителя (по А.К. Марковой) (см. рис.).

Карьера – путь продвижения по службе в какой-либо сфере деятельности, достижение успехов, известности, выгоды, славы. Инициатива учителя связана со стремлением к профессиональному росту. Учитель-карьерист стремится к максимальному раскрытию своего потенциала. Это творец своей судьбы. Рост может быть и по содержанию работы, и по линии административной, и вне школы, но главное – рост качественный и над другими, и над собой.

Профессиональная карьера учителя требует его собственного личностного развития: чтобы отдавать другим, надо еще больше располагать, постоянно наращивая свой потенциал.

Что такое педагогическая квалификация. Смотреть фото Что такое педагогическая квалификация. Смотреть картинку Что такое педагогическая квалификация. Картинка про Что такое педагогическая квалификация. Фото Что такое педагогическая квалификация

Учительская профессия и карьера происходит вместе с детьми. В этом – ее счастливая трудность. Динамика учителя: от начинающего – к своему стилю, находкам (уровень ученого-методиста).

Необходимо различать два понятия:

1. Квалификационная характеристика педагога связана с различными должностными уровням (завуч, методист, директор), а также различными специальностями (социальный психолог, социальный педагог, воспитатель, валеолог, педагог-организатор, учитель и т.д.). Здесь квалификационная характеристика напрямую связана с уровнем квалификации учителя (например, лучшего учителя выбирают завучем, методистом и т.д.).

— старший учитель (учитель-мастер);

Карьера учителя неразрывно связана с повышением квалификационных уровней учителя и педагога. При помощи специализации учитель может вырасти до районного или городского методиста, научного сотрудника института, вплоть до ученого-исследователя.

Такой путь прошли В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко А.В. Мудрик, В.А. Караковский, М.М. Поташник и др.

Тема 2. Творчество педагога

Понятие о творчестве

Творческая деятельность – это высший уровень познавательной деятельности человека. Психологи рассматривают творчество как важнейший механизм личности и необходимое условие для ее саморегуляции (проявление индивидуальности, неповторимости). Оно характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. При наличии у учителя способностей, мотивов, знаний и умений создается продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью.

При рассмотрении сущности педагогического творчества можно выделить его признаки:

— преобразование и сочетание знаний, умений в новые условия;

— умение действовать самостоятельно;

— способность осмысливать педагогическую деятельность;

— отсутствие шаблона, трафарета, стереотипа.

Творчество включает в себя создание нового по средствам специфических процедур:

а) перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

б) самостоятельное видение проблем в незнакомой ситуации;

в) видение новой функции в уже знакомом объекте;

г) комбинирование ранее известных способов в новые условия.

И здесь необходимы такие ситуации, где требуется от учителя активная мыслительная деятельность. Следовательно, чтобы овладеть технологией творческой деятельности, необходимо включаться в систематическое решение проблемных задач, а также создавать условия для моделирования проблемных ситуаций.

Уровни педагогического творчества.

Существуют следующие уровни педагогического творчества:

2. Уровень оптимизации – это оптимизация деятельности начинается с планирования урока. Творчество здесь состоит в умелом выборе и в целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.

4. Личностно-самостоятельный уровень – этот уровень характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало. Он выбирает их постольку, поскольку они соответствуют особенностям личности учеников, конкретному уровню обученности, воспитанности и развитости класса. И данные находки в работе учителя соответствуют его творческой индивидуальности.

3. Способы развития творчества

Постоянное самосовершенствование, саморазвитие – это важнейшее направление творческой деятельности учителя, в которой проявляются и развиваются его педагогические способности. Систематическое обновление профессиональных знаний является субъективной потребностью учителя и объективной необходимостью.

Повышение квалификации осуществляется по средствам различных форм организации обучения.

Формы организации обучения:

— курсы повышения квалификации;

Одним из наиболее эффективных средств повышения квалификации учителя является его постоянное самообразование :

1) изучение новейших достижений науки и их внедрение в учебно-воспитательную практику;

2) анализ, обобщение и использование передового педагогического опыта;

3) собственная научно-методическая работа и участие в педагогических исследованиях.

Эти все направления взаимосвязаны между собой. Все они предполагают творческое решение учебно-воспитательных задач, но для реализации каждого направления необходима не только психологическая готовность учителя к профессиональному самосовершенствованию, но и теоретическая и практическая подготовленность.

Следовательно, под педагогическим творчеством учителя нужно понимать, прежде всего, целенаправленную созидательную деятельность, предполагающую систематическое совершенствование:

а) учебно-воспитательной и общественно-педагогической работы;

б) профессионального мастерства по средствам изучения и овладения передовым опытом, активизации собственных научно-методических поисков.

Всё это будет влиять на постоянный рост педагогического мастерства, где будут осуществляться:

поиск знаний и овладение ими;

критический их анализ и применение в практической деятельности;

При этом происходит не только профессионально педагогическое самосовершенствование, но и совершенствование учебно-воспитательного процесса в классе.

4. Творческий стиль деятельности

В своей работе учитель сначала адаптируется, приспосабливая свои индивидуальные особенности к условию своего рабочего места, в результате чего у него вырабатывается индивидуальный творческий стиль деятельности. Здесь мы видим, как изменяется личность учителя в целом, т.е. процесс его профессионализации (это приобретение профессиональных черт и привычек, которые характерны для представителей этой профессии, а также выработка определенного склада мышления и общения).

В связи с профессионализацией у учителя вырабатываются определенные свойства и качества личности, здесь происходят изменения в самом процессе его профессиональной деятельности. Это ведет к определенной свободе в выполнении своей деятельности и при достижении нужного результата. И здесь причиной всех изменений выступает сама личность учителя.

А поскольку индивидуальный стиль деятельности формируется и изменяется под влиянием личности, то это можно охарактеризовать как личностный стиль деятельности. В этом стиле отражается вся предшествующая деятельность человека, и изменения деятельности связаны в силу разнообразия жизненного пути учителя. И это что-то новое, что-то свое, связано с интересами самого учителя, следовательно, формирование стиля – это сложный динамический процесс. Этот процесс, когда в привычном и знакомом поведении обнаруживаются существенные различия, которые связаны с привнесением нового, оригинального, в уже знакомую ситуацию, связано с формированием творческого стиля учителя (личности).

Структура педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность – профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. В основе этой деятельности лежит цель. Цели педагогической деятельности исторически менялись, но в любом случае педагогическая деятельность направлена на решение большого числа педагогических задач.

Педагогическая задача решается педагогом с помощью определенных общепедагогических умений. Этапы решения педагогической задачи:

I – анализ педагогической ситуации (диагноз), проектирование результатов (прогноз), планирование педагогического воздействия;

II – конструирование и организация учебно-воспитательного процесса;

III – регулирование и корректирование педагогического процесса;

IV – итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач.

Педагог постоянно решает более или менее сложные педагогические задачи, а сама его педагогическая деятельность – это процесс решения типовых или оригинальных задач.

Педагогическая ситуация представляет собой совокупность условий и обстоятельств, которая требует от учителя быстрого принятия педагогически верного решения. Это фрагмент реальной жизни учителя и ученика. Педагогическая задача — осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевести учеников из одного в другой, более высокий уровень обученности, воспитанности и развитости по наиболее оптимальному пути. Задача возникает также, если нужно перевести ее из одного состояния в другое.

Педагог должен всегда осмыслить сложившуюся ситуацию с целью преобразования ее в педагогическую задачу. Педагогические ситуации постоянно создаются как учителем, так и учениками (спонтанно или специально). Перевод педагогической ситуации в педагогическую задачу представляет собой следующее действие:

ситуация + цель = задача.

Таким образом, педагогический процесс состоит из совокупности решения цепи педагогических задач.

Структура педагогической деятельности имеет 2 стороны: внешнюю и внутреннюю.

— объект педагогического воздействия (учащиеся) и др. объекты;

— субъект педагогической деятельности (учитель, учащиеся);

— учебные действия и операции;

— результат педагогической деятельности.

— мотивационный компонент (долг, вынужденность, необходимость, обязанность);

— содержательный компонент (это те знания, которые необходимы для достижения цели);

— гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские умения.

Педагогическая деятельность имеет следующие характеристики у ровней:

Репродуктивный – копирование, зеркально отраженный опыт другого учителя.
Адаптивный – приспособление к новым меняющимся условием, здесь у учителя складывается индивидуальный стиль деятельности. Творческий – проявление нового и оригинального по сравнению с чужой или даже своей предыдущей деятельностью.

2. Направления педагогической деятельности.

Профессиональная готовность учителя к педагогической деятельности включает в себя:

— психологическая готовность – установка на работу в школе, сформированная направленность на педагогическую деятельность;

— научно-теоретическая готовность – это необходимый объем психолого-педагогических и специальных знаний для педагогической деятельности;

— практическая готовность – наличие сформированных на требуемых уровнях профессионально-педагогических умений и навыков;

— психофизиологическая готовность – это наличие соответственных предпосылок для педагогической деятельности, овладение определенной учительской специальностью, сформированностью профессионально-значимых качеств личности;

— физическая готовность – это соответствие состояния здоровья и физического развития требованиям педагогической деятельности и профессиональной работоспособности.

Деятельность учителя имеет направления :

I. Конструктивная деятельность связана с проектированием деятельности

учителя и своей деятельности. Сюда относится следующие педагогические действия:

а) формулировка педагогической цели;

б) диагностика уровня образованности учеников;

в) выбор содержания учебного материала;

г) выбор методов обучения;

д) проектирование своих действий и действий учеников.
II. Организаторская деятельность предусматривает организацию своей и детской деятельности. Педагогические умения:

а) установление дисциплины и рабочей обстановке на уроке;

б) стимулирование деятельности учеников;

в) организация своей деятельности по изложению учеником материала;

г) организация своего поведения в реальных условиях;

д) организация деятельности учеников;

е) организация контроля, педагогического воздействие и коррекция.

III. Коммуникативная деятельность направлена на организацию взаимоотношений учителя и учащихся, взаимоотношений школьников в коллективе. Педагогические действия:

а) установление правильных взаимоотношений с учениками;

б) осуществление учебно-воспитательной работы.

IV. Гностическая деятельность – это деятельность, которая требует постоянного анализа своей деятельности, а также хода, развития и формирования личности детей (гностик – сомневающийся). Педагогические действия:

а) анализ результатов обучения и воспитания;

б) выявление отклонений результата от поставленных целей;

в) анализ причин этих отклонений;

г) проектирование мер по устранению этих причин;

д) творческий поиск новых методов обучения и воспитания.

Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога.

1. Понятие о культуре.

Общая культура является и процессом и одновременно результатом деятельности, представляет собой социальное явление, которое охватывает всё, что творит человек, осваивая мир объектов.

Можно утверждать, что структура культуры (субъект, цель, объект, средство, методы) порождена культурой. Исключение составляет лишь сам объект (человек), который частично уже окультурен на предшествующих этапах своего существования.

По отношению к культуре существуют три подхода:

— аксиологический (культура рассматривается как ценность, как система ценностей);

— деятельностно-творческий (главное в культуре – это те способы деятельности, которые нужны для творческого развития);

— личностный (мерой культуры выступает человек, который является ее носителем, хранителем и «развивателем»).

Поэтому воспитание имеет три фундаментальные функции:

— социализации и адаптации,

Обычно культуру делят на материальную и духовную.

Материальная культура – все те ценности, которые по преимуществу удовлетворяют наши материальные потребности. Некоторые специалисты выделяют еще художественную культуру.

Духовная культура – ценности, у которых на передний план выступают их не вещественные качества (хотя материальные свойства им также присущи). Например, научная концепция, фольклор, религиозный догмат, юридический закон, политическая идея.

Художественная культура – охватывает явления, у которых вещественные стороны в их взаимодействии на человека уравновешены.

2. Структура педагогической культуры.

Выделяют 4 аспекта педагогической культуры:

— область отношений взрослых и детей как сфера человеческой практики, способ передачи жизненного опыта и национальных ценностей культуры;

— область педагогического знания, включающая определенную систему педагогических ценностей, педагогической теории, педагогического мышления, опыта творческой деятельности, в которых интегрирован совокупный духовный опыт в сфере обучения и воспитания;

— сфера профессиональной деятельности, включающая профессиональные знания, умения и т. п.;

— личностная характеристика каждого педагога, его позиций, качеств, поведения.

Структура педагогической культуры:

1. Культура целеполагания проявляется в определенной стратегии развития педагогического общества, и при разработке программ боле низкого уровня.

2. Культура педагогического знания – включает в себя фундированность накопленного опыта, наличие научных теорий и гипотез.

3. Мировоззренческая культура, ее уровень во многом определяет процесс и результат взаимоотношений учителя и учащихся.

5. Культура чувств связана с выработкой умений любить, сопереживать, гордиться, стыдиться, мучиться и т.д., т.е. с выработкой широчайшей гаммы высших переживаний, без которых общение и труд воспитателя не приносит добрых плодов. Ее проявлению служит и способность высказывать квалифицированные суждения нравственного, эстетического, политического характера, правового, религиозного или философского. Оценка как отношение субъекта к действительности имеет иную природу, чем отношения в процессе познания, знания – предвзято, а оценка – субъективна. Но эта субъективность не выступает как форма произвола, а лишь отражает позицию, занимаемую субъектом в его отношении к кому-либо или чему-либо.

6. Культура общения учителя с учащимся, их родителями и др.

7. Организационная культура, позволяющая обеспечить на самых различных уровнях процессы обучения и воспитания. Педагог должен сам обладать навыками организатора и передать их воспитуемому.

Взятая в целом педагогическая культура может быть представлена как:

К предметно-продуктивной культуре относятся все достижения общества в сфере педагогического труда. К технико-технологической культуре относятся методы, средства, способы, с помощью которых получены результаты. А так как ни один этап или цикл этой деятельности невозможно разграничить, то любое конкретное педагогическое явление выступает, с одной стороны, как средство применения определенного метода, и с другой – как способ получения нового результата.

В результате мы имеем 2 разновидности педагогических ценностей:

1) результаты культуры;

2) методы, технологии их получения.

Носители педагогической культуры (педагоги, родители) существуют в рамках определенного культурно-исторического общества, поэтому заметно различаются степенью овладения ценностями педагогической сокровищницы. Зависит это от множества причин. Квалификация педагога определяет результат воспитания. Педагогическая несостоятельность большинства родителей в нашем обществе проявляется особенно наглядно. Здесь дают о себе знать и мировоззренческий примитивизм, и отсутствие специальных знаний и навыков, и неспособность ярко чувствовать и грамотно мыслить.

Трудно сказать, где более опасен низкий уровень педагогической культуры: в семье или в воспитательном учреждении. В любом случае, наше общество сегодня нуждается в повышении уровня педагогической культуры.

3. Профессиональная культура

П рофессиональная педагогическая культура – это интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру, с педагогической профессией. Это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей. Это мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта. Учитель, обладающий педагогической культурой, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом.

Содержание профессиональной культуры учителя :

1. Культура педагогического мышления – основана на глубоком теоретическом осмыслении как педагогической, так и социальной реальности. Это осознаний принципов развития педагогического процесса, предвидение результатов профессиональной деятельности. Характеристики педагогического мышления: гибкость, альтернативность, креативность.

2. Культура педагогического труда предполагает высокий уровень владения профессиональными умениями и навыками, способность к творчеству. Педагогическая деятельность – это творческий процесс, поскольку каждый учитель обладает индивидуальностью, то и культура педагогического труда является сугубо индивидуальной.

3. Культура творчества учителя – предполагает использование всей совокупности теоретических знаний и практических умений, нахождение новой проблемы во внешне знакомой ситуации и отыскание путей ее решения, поиск новых способов решении новых педагогических проблем.

4. Культура педагогического общения – осмысленное освоение норм взаимоотношений учителя со всеми окружающими. Руководствуясь этими нормами, учитель корректирует свои эмоции, волю, личные проявления характера и т.д.

5. Культура речи связана с культурой общения.

Экспрессивно-речевые способности учителя начальных классов

Что такое педагогическая квалификация. Смотреть фото Что такое педагогическая квалификация. Смотреть картинку Что такое педагогическая квалификация. Картинка про Что такое педагогическая квалификация. Фото Что такое педагогическая квалификация

Слово учителя – важнейший инструмент воздействия на детей, поэтому к речи педагога выдвигаются следующие требования :

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *