Что такое педагогическая панорама
Педсовет – панорама методических идей «Современный урок – как основа эффективного и качественного образования»
Педсовет – панорама методических идей
«Современный урок – как основа эффективного и качественного образования»
Цель : выявление и популяризация инновационного педагогического опыта работников школы.
1. Выявление новых педагогических идей, талантливых, творчески работающих педагогов, их поддержка и поощрение.
2. Совершенствование профессионально-педагогического мастерства педагогических работников школы.
3. Распространение идей лучшего педагогического опыта, пополнение информационно-методического банка данных передового опыта на уровне учреждения.
4. Осознание необходимости повышения уровня самообразования.
1. Вступительная часть. Принятие соглашения. 10 минут – кабинет № 31
Соглашение на участие в педсовете
«Я- высказывание»- говорим от первого лица
«Равенство»- все должности забываются
Мобильный телефон без звука»- по важным звонкам выходим.
Звучит музыка, выход ведущих.
1 вед. Добрый день, дорогие коллеги!
Вот снова на дворе весна,
И солнце яркое апреля!
А в нашем зале панорама
Открыла гостеприимно двери!
Мы приветствуем сегодня
Дорогих своих коллег,
Тех, кто полон сил и знаний,
Свежих мыслей и идей!
Все вы лучшую избрали
Среди множества дорог,
Если вас она сегодня
Привела на наш порог!
1вед. Сегодня у нас не просто педсовет! Сегодня праздник науки и искусства одновременно!
2 вед. Не зря педагогику относят и к тому, и к другому!
1 вед. Подобно учёным, педагоги каждый день совершают пусть маленькие, но открытия.
2 вед. Подобно деятелям искусства, каждый педагог ежедневно проявляет свои разнообразные таланты: рисует, поёт, танцует.
1 вед. Но многие представители науки и искусства имеют свои профессиональные секреты, которые держат в тайне от своих коллег, что нельзя сказать о представителях нашей с вами профессии!
Педагогика. Игра на струнах душ
В сольном исполнении, в оркестре.
Прозвучит сюита или туш?
Так играй же музыку, маэстро!
Чуть сфальшивишь – и не отзовутся.
Так умрет мелодия. В момент
Пониманья струны оборвутся!
1 вед. Мы думаем, что любой педагог согласится с этими строками. Поэтому каждый представитель этой профессии на протяжении всей своей жизни ищет новые, необычные, творческие подходы к обучению и воспитанию детей, чтобы мелодия, которую он играет ежедневно, никогда не прерывалась, и увлекала воспитанников за собой в волшебный мир знаний.
2 вед. Мы с удовольствием приветствуем педагогов – участников педсовета, которые сегодня щедро поделятся с нами своими находками и открытиями, идеями и секретами своего методического мастерства!
1 вед. Мы не сомневаемся, что сегодня нас ждёт множество интересных педагогических идей, и надеемся, что каждый из присутствующих пополнит сегодня багаж своих знаний чем – то новым и необычным!
2 вед. Итак, весенний педсовет – панорама методических идей «Современный урок – как основа эффективного и качественного образования» объявляется открытым!
1 вед. Сегодня у нас не совсем обычный педсовет. Наш педсовет – панорама методических идей. Сегодня учительское сообщество нашей школы имеет возможность поделиться друг с другом наработками, талантами, находками, мыслями и творчеством под крылом панорамы педагогических идей.
2 вед. Хотелось бы верить, что участие в этом педсовете, даст новый виток вашей успешной педагогической деятельности.
1 вед. В рамках педсовета организованы следующие тематические выставки педагогических идей:
«Нестандартный «стандартный» урок»
«Нестандартный «стандартный» урок» группа 2
«Здоровье и безопасность»
«Когда отметка вдохновляет»
«За границами урока»
«Стандарт нестандартному ребёнку»
«Родители и педагоги: есть контакт!»
Время выступления каждого 5-10 минут.
Необходимо будет всем сдать написанный или напечатанный текст выступления.
2 вед. Тему своего выступления определял сам участник педсовета, в соответствии с названием тематической выставки.
В рамках педсовета предусматриваются презентации опыта работы, мастер-классы, занятия-панорамы эффективных приемов, методов, форм обучения и воспитания детей. В ремя выступления составляет до 10 минут.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
И не зря ведь есть у нас
Доброта – она от века
2. Работа по тематическим выставкам – 1 час
3. Заключительная часть – 10 минут
1 вед. Участники педсовета имели возможность полюбоваться на лучшие работы своих коллег, которые демонстрировались на тематических выставках.
2 вед. Уважаемые участники педсовета! Хотелось бы поблагодарить педагогов за интересные выступления и творческий подход к своей профессии! Я думаю, и уважаемые коллеги в зале наверняка согласятся со мной, что сегодняшняя наша встреча не прошла даром, и каждый из нас открыл для себя что – то новое, интересное и необычное!
Пока руководители площадок подводят итоги, проведем игру «Откровенно говоря…» (проводится рефлексия «Облако достижений»).
Упражнение «Откровенно говоря…» участникам предлагается закончить (записать) фразы на «облаке достижений», высказывая тем самым свое отношение к происходящему:
— Самым важным для меня было…
— Я была удивлена тем, что….
Облака располагают на панно «Облако достижений».
1 вед. Уважаемые коллеги! На нашем педсовете не бывает победителей и побеждённых, потому что каждый, кто носит имя педагог – уже победитель, ведь он дарит свет, доброту и частичку своего тепла детям, вместе с которыми ежедневно одерживает множество маленьких побед!
2 вед. И пусть они сейчас незаметны и совсем невелики, возможно, в будущем они вырастут в большие победы! Каждый день вы трудитесь для того, чтобы эти победы стали возможными!
1 вед. А сейчас слово предоставляется директору школу для награждения и принятия решений.
5. Принятие проекта решения – 5 минут
Заместителю директора продумать форму организации проведения творческих и предметных недель с целью взаимопосещения уроков и дальнейшим обсуждением достоинств и недочетов в организации учебной деятельности (в срок до 25 мая представить идеи на рассмотрение МС школы).
Что такое педагогическая панорама
Положение о районном конкурсе
«Панорама инновационного педагогического опыта»
Демонстрация собственного инновационного педагогического опыта (в формате на выбор педагога)
Педагогическая инновация – идея, являющаяся новой для конкретного лица (коллектива), независимо от ее объективной новизны и времени, прошедшего с момента открытия или первого использования до востребования конкретными участниками инновационного поиска.
Панорама инновационного педагогического опыта проводится в присутствии педагогической общественности.
1) Популяризация современных педагогических идей, тенденций развития российского образования и распространения инновационного педагогического опыта.
2) Поддержка творчески работающих педагогов.
— педагоги образовательных учреждений: ОУ, ДЮЦ, ДОУ
Каждый участник самостоятельно определяет формы, методы и способы презентации своего педагогического опыта. Презентация до 10 минут.
Конкурс будет проведён в рамках методической недели с 25 февраля по 1 марта 2013 года.
Время и место проведения (будет указано дополнительно).
Заявку на участие в конкурсе (приложение №1) представить в РМК Рябовой Т.В. до 15.02. 2013 года.
5. Требования к презентации инновационного педагогического опыта
На конкурсе могут быть представлены:
Современные приемы и методы образования;
Организация творческой деятельности учащихся;
Методики оценки знаний учащихся;
Приемы и методы использования информационных технологий;
В представленном опыте обязательно должны отражаться результаты применения данного опыта (эффективность).
6.Рекомендуемый алгоритм представления инновационного опыта:
1.Суть педагогической идеи, лежащей в основе собственного опыта.
2.Технология реализации идеи в собственном опыте.
3. Срок реализации опыта.
4. Критерии оценки деятельности.
5. Результаты реализации опыта: предполагаемые, промежуточные, итоговые.
6. Перспективы развития опыта.
7. Ответы на вопросы к выступающему.
7. Критерии оценивания конкурсных презентаций:
3. Высокая результативность опыта в обучении, воспитании, развитии обучающихся (выше собственных показателей до введения инновационной идеи; выше показателей по Кировской области).
4. Стабильность показателей педагогического опыта (на протяжении определенного времени.)
5. Оптимальность педагогического опыта (затраты сил и времени, насколько они адекватны полученным результатам).
6. Репрезентативность педагогического опыта (т.е. возможность использования другими педагогами, при каких условиях).
7. Конкретность, четкость представления опыта в рамках избранной участниками конкурса формы презентации.
8. Подведение итогов конкурса
1. Итоги конкурса подводит оргкомитет с правами жюри.
2. Победители и призёры конкурса награждаются дипломами РУО.
3. Материалы участников конкурса будут размещены на сайте управления образования и собраны в электронный сборник в марте 2013 года.
Панорамный урок, как возможность обобщение педагогического опыта.
Панорамный урок, как возможность обобщение педагогического опыта.
Алматинский государственный гуманитарно-педагогический
Для каждого учителя открытый урок- это возможность показать свой творческий потенциал, презентовать педагогический опыт. Какую форму урока для этого лучше выбрать? Форма урока-панорамы очень демократична. Она зависит от целей и задач. Именно разнообразие и мобильность таких уроков сделало урок-панораму одним из самых прогрессивных форм методической работы.
Рассмотрим урок-панораму для обучающихся педагогического колледжа. Цель панорамы- обобщение педагогического опыта. На данном уроке демонстрируются «методические идеи» по реализации критериального оценивания на занятиях в педагогическом колледже.
Специальность : 0105000 «Начальное образование»
Квалификация: 0105013 «Учитель начального образования»
Д исциплина : «Теоретические основы математики и методика обучения математике в начальных классах»
Составление поурочных планов
Разработать фрагмент урока по теме: «Буквенные выражения» с учётом требований обновлённого содержания образования;
Анализировать фрагмент урока и оценивать согласно критериям и дескрипторам;
Совершенствовать умение работать учебниками математики для начальной школы, учебниками по методике, дополнительной литературой, интернет ресурсами.
Развитие логического мышления, математического языка, умения пользоваться математическими терминами и математической символикой, навыков решения задач, навыков устного счёта, творческого подход к выполняемому делу.
Воспитание культуры умственного труда, интереса и любови к будущей профессии, любви к предмету, чувства товарищества, ответственности за выполняемое дело, взаимопомощи, формирование активной позицию каждого обучающегося на уроке;
Все учащиеся смогут:
-разрабатывать фрагмент урока по теме «Буквенные выражения», опираясь на учебник по методике обучения математике
— отвечать на вопросы по изученному материалу
— решать задачи 1 уровня.
Большинство учащихся смогут:
-Анализировать фрагменты урока;
-отбирать необходимый материал в дополнительной методической литературе на интернет-сайтах;
— Формулировать и отвечать на вопросы по изученному материалу
-решать задачи 2 уровня.
Некоторые учащиеся смогут:
— разрабатывать собственные методические приёмы для обучения элементам алгебры (буквенным выражениям) в начальной школе
— Формулировать и отвечать на вопросы высокого уровня сложности
-решать задачи 3 уровня
Комплексное применение знаний и способов деятельности.
«Взаимоопрос», «Найди и объясни ошибку», деловая игра «Ярмарка методических идей», рефлексивный «бортовой журнал», «свободный микрофон»
Формы организации урока
(Индивидуальная, парная, групповая, коллективная )
Критическое мышление, ИКТ
Связь с профессиональным обучением
Изучение приёмов и методов проведения уроков математики в начальной школе. Развитие профессиональных и специальных компетенций, соответствующих основным видам профессиональных требований:
ПК1, ПК2-3, ПК 7, СК1-7
Учебная и методическая литература, Интернет-ресурсы
Курманалина Ш.Х. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие.- Астана: Фолиант, 2011.
Математика 1 класс, 2 часть
Истомина Н.Б. «Методика обучения математике в начальных классах», Москва 2007
Сегодня вашему вниманию будет представлен урок –панорама.
Я попробую охватить мыслью и взглядом систему своих уроков, выделить в ней главное звено, основные идеи опыта, определить их роль и влияние на результативность работы.
Панорамный урок есть один из вариантов самообобщения и пропаганды опыта учителя с выделением главного, существенного в системе уроков и показа его словесно-иллюстративным методом широкой аудитории.
Внутри урока-панорамы учитель может делать словесное обобщающее сообщение. Словесно-иллюстративная беседа учителя с аудиторией сопровождает показом:
фрагментов моделированного урока,
дидактических игр ит.п.
С привлечением приглашённых учащихся или педагогов из числа присутствующих в аудитории.
На примере показа фрагментов одного урока я представлю Вашему вниманию некоторые свои методические подходы к преподаванию методики обучения математики в начальной школе, а также оценивание на уроке и применение при этом электронного журнала.
Традиционно, мы начинаем урок с проверки домашнего задания.
Проверка домашнего задания/
Взаимопроверка домашнего задания
1) Разноуровневые алгебраические задания для 4 класса
2) Правила для решения уравнений
В карте для проверки намеренно допущена ошибка. Обучающиеся не знают об этом. Должны найти ошибку и объяснить, такой методический приём.
Оценочная карта урока
Намеренно допущенная ошибка в проверочной карте домашнего задания карте –это та «изюминка», которую стараюсь придумать для каждого этапа урока
Следующая моя задача- это актуализация знаний, ознакомление с темой и целями урока. Стараюсь на это этапе создавать сюрпризный момент. Посмотрим, один из приёмов реализации этой задачи.
1. Взаимоопрос по разделу «Методика обучения элементам алгебры
По мере того, как задают вопрос, буквы вывешиваются на доску, получаем слово «Урок»
(приём который ребята возможно запишут в «бортовой журнал»)
2. Формулируем тему: «Составление поурочных планов»
Мы переходим к основной части урока- Практической работе обучающихся. В математике очень важно умение учителя так преподнести новый материал, чтобы ребёнок понял, смог применять при решении задач, и знания его были твёрдыми и «долгосрочными».
На практической работе сегодня ребята будут разрабатывать фрагмент урока: «начало» и «середина».
Обучающимся предлагается показать свою «методическую идею», работа проходит в командах.
Критерии дескрипторы данной деятельности в Карте урока.
Применение. Формирование умений и навыков.
1.Практическая работа№1: «Ярмарка методических идей»
разработка фрагмента урока по теме: «Буквенные выражения» (Работа в группах 50мин)
2) Разработка фрагмента урока «начало» и «середина» в соответствии с критериями, указанными в карте урока,
3) Презентация фрагментов и анализ
( на каждый фрагмент до 5 мин представление «методической идеи командой и 2 мин анализ=30мин)
4) представление собственной идеи 3мин+ анализ 3мин
2. Домашнее задание (индивидуальная работа): разработать КСП полностью
1 уровень воспользоваться «методическими идеями ярмарки»
2 уровень преобразовать «методическими идеями ярмарки»
3 уровень придумать свой методический приём
презентация к уроку, листыА3,
Оценочная Карта урока
Дидактические раздаточные материалы
Любой урок математики связан с решением задач. Учитель должен уметь решать быстро и правильно. Не бывает урока без практического решения задач. Решение задач проводим по сборникам для начальной школы с углубленным изучением математики.
(Во время выполнения практической работы №2)
Сегодня на уроке запланировано 3 вида деятельности, за которые обучающиеся получат оценки в баллах. Причём, 2 вида – это индивидуальная работа, и 1 вид –групповая. По моему мнению, баллы, полученные за групповую деятельность не должны превышать50% общего балла урока. Таким образом без самостоятельной работы обучающийся не сможет получить удовлетворительную оценку за урок.
На последнем фрагменте урока мне хотелось бы показать, как можно подвести итог и рефлексию.
Подведение итогов урока / оценивание/
Обучающиеся работают с оценочной картой урока
Озвучивание содержания бортовых журналов
презентация к уроку, оценочные листы, Оценочная карта урока
Оценочная карта урока.
Вид учебной деятельности (Д…) / Критерий оценивания
1)Умеет составить алгоритм к решению уравнений, основанный на связи компонентов и результатов арифметических действий
2) Знает каким образом распределяется алгебраический материал по уровням сложности в н.ш. и умеет составить разноуровневую карточку
5 правил без ошибок
1-ошибки (или только 4 правила)
2 ошибки (или только 3 правила)
2) Задания карточки соответствуют 3-м уровням сложности
Не полностью соответствуют уровням сложности
(Д2) Ярмарка методических идей
Работа в группе: создание образовательного продукта
1. Умеет правильно выделить необходимую информацию из учебника Математики 2 класса, методической литературы, Интернет-ресурсов
Математическая информация подобрана верно, математическая терминология использовалась верно, фактических ошибок не допущено
2. Знает требования обновлённого содержания образования. Умеет разрабатывать урок в соответствии с этими требованиями
Фрагмент урока разработан в полном соответствии с требованиями обновлённого содержания образования
Фрагмент урока разработан с учётом требований обновлённого содержания образования, но…
Фрагмент урока разработан мало учитывает требования обновлённого содержания образования
Фрагмент урока разработан без учёта требований обновлённого содержания образования
3. Знает принципы наглядности
Умеет разрабатывать урок в соответствии с принципами наглядности
Представление фрагмента урока полностью соответствует принципам наглядности
1- ошибка (замечание)
(Д3) Решение задач различного уровня сложности
Умеет решать задачи на движение различных видов
Решено верно задание 1 уровня сложности
Решено верно задание 2 уровня сложности
Решено верно задание 3 уровня сложности
Д1домашнее задание: МАХ балл=5
Д2 Работа в группе: МАХ балл=9
Д3Решение задач. МАХ балл=6
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-498367
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Методические приемы при реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОРОГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
663248 Россия, Красноярский край, Туруханский район, с. Ворогово ул. Школьная 26а
ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«Методические приемы при реализации ФГОС на уроках
русского языка и литературы»
Выполнила: учитель русского языка и литературы Лукьянова Наталия Владимировна
Основные требования к урокам русского языка и литературы в условиях введения ФГОС.
Памятка к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС.
Подготовка к современному уроку.
Сравнительный анализ традиционной деятельности учителя и деятельности учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов.
Типы уроков русского языка и литературы по ФГОС.
Технологическая карта урока русского языка и литературы по ФГОС.
Приложение: Примерная структура плана конспектов уроков по русскому языку и литературе по ФГОС.
Реформирование системы образования, введение новых образовательных стандартов ФГОС НОО и ФГОС ООО направлено на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.
Традиционные формы и методы обучения не в полной мере раскрывают потенциал учащихся, не дают возможность полностью осознать, для чего ему необходимы те или иные знания и умения. Поиск решений данной проблемы заставляет пересмотреть некоторые содержательные и методические аспекты преподавания.
1. Создать благоприятную и мотивирующую на учебу психологическую атмосферу, способствующую формированию у учащихся устойчивого интереса к учению, творческой самостоятельной инициативы.
2. Использовать различные методические приемы развивающего обучения для развития творческих способностей учащихся и самостоятельной активности.
3. Способствовать развитию у учащихся навыков анализа текста, построения самостоятельного мотивированного высказывания.
4. Создать ситуацию успеха при выполнении творческих работ на уроках русского языка и литературы.
5. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, ориентированных на современные формы обучения.
6. Осуществить отбор методов и приёмов работы с учащимися с учётом специфики предмета « Русский язык и литература».
Основные требования к урокам русского языка и литературы в условиях введения ФГОС
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
быть способными к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Памятка к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока — дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Подготовка к современному уроку
1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..
2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
Сравнительный анализ традиционной деятельности учителя и деятельности учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
по поиску и обработке информации;
обобщению способов действия;
постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нестандартное ведение уроков
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Взаимодействие с родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Нет портфолио обучающегося
Основная оценка – оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Типы уроков русского языка и литературы по ФГОС
Урок открытия новых знаний:
Структура урока открытия новых знаний:
1. Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Урок формирования первоначальных предметных умений:
3. Урок комплексного применения знаний и умений:
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления):
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— в знакомой ситуации (типовые);
— в изменённой ситуации (конструктивные);
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
4. Урок актуализация знаний и умений (урок повторения):
Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения):
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— с целью подготовки к контрольному уроку
— с целью подготовки к изучению новой темы
Применение знаний и умений в новой ситуации
Обобщение и систематизация знаний
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия)
5. Урок систематизации и обобщения знаний и умений:
Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений:
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обобщение и систематизация знаний:
— подготовка учащихся к обобщенной деятельности;
— воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
Применение знаний и умений в новой ситуации, решение нестандартных лингвистических задач
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Рефлексия (подведение итогов занятия). Формирование выводов по изученному материалу.
Структура урока контроля знаний, умений и навыков:
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура комбинированного урока:
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Технологическая карта урока русского языка и литературы по ФГОС
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть:
содержание учебного материала,
методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся,
Образец технологической карты
4. Формы работы на уроке
6. Используемые технологии.
7. Материальное обеспечение.
Список использованной литературы
Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
Кузнецов, А. А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.6-14.
Якушина, Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» / «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012.- С.19-23.
Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина.
Якушина, Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» / «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012.- С.19-23.