Что такое педагогическая рефлексия определение
Цель педагогической рефлексии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие, цель и задачи педагогической рефлексии
В настоящее время одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является рефлексия как анализ и познание педагогом собственной деятельности, сознания и поведения. То есть, рефлексия помогает педагогу посмотреть на себя и свою работу со стороны.
Цель рефлексии в педагогике рассматривается с двух сторон:
Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексивных процессов:
Рефлексия педагога – это самопонимание и переосмысление личного педагогического опыта.
Таким образом, педагогическая рефлексия – это способность педагога дать отстраненную оценку собственным поступкам и деятельности и понимать, как воспринимают его окружающие.
Значимость рефлексии заключается в том, что на современном этапе развития педагогика переходит от предметно-дисциплинарной модели обучения к творческой деятельности педагога.
В виду актуальности и востребованности педагогической рефлексии, разрабатываются технологии, направленные на формирование рефлексивных умений и профессиональной компетенции педагога.
Развитие педагогической рефлексии необходимо начинать с момента обучения будущих специалистов. Формирование и развитие педагогической рефлексии способствует осознанию смысла выбранной профессии, постепенной выработке индивидуальных критериев оценки себя и своей деятельности, стремлению к профессиональному самосовершенствованию и овладению критическим мышлением.
Готовые работы на аналогичную тему
Критерии педагогической рефлексии
В педагогической рефлексии выделяют ряд критериев, каждый из которых имеет определенную цель.
Первый критерий педагогической рефлексии – наличие необходимого количества рефлексивных знаний.
Цель: формирование и развитие необходимых рефлексивных знаний.
Показателями рефлексивных знаний являются конфликтность и проблемность. Данный критерий подразумевает наличие трех уровней – средний, низкий и высокий, каждый из которых оценивается согласно глубине, дифференцированности и сложности имеющихся знаний.
Второй критерий педагогической рефлексии – отношение педагога к рефлексивной деятельности и педагогической рефлексии.
Цель: выявления уровня отношения педагога к реализуемой им рефлексивной деятельности.
Аналогично первому критерию, данный критерий так же имеет три уровня, основными признаками каждого уровня являются: рефлексивная действенность и деятельность педагога, позиция отношения педагога к осуществляемой работе.
Третий критерий педагогической рефлексии – рефлексивное поведение педагога.
Цель: анализ рефлексивного поведения педагога.
Данный критерий представлен такими показателями как: профессиональная адекватность и личностная ориентированность.
Условия организации педагогической рефлексии
Достижение целей педагогической рефлексии реализуется посредством соблюдения ряда правил:
Развитие педагогической рефлексии должно быть специально организованным. Приоритетным направлением рефлексивной деятельности педагога является ее целенаправленность. Только в этом случае будет достигаться поставленная цель.
В этом случае педагогической рефлексии присущи следующие характеристики:
Наличие рефлексивной среды. Под рефлексивной средой понимается определенная система условий формирования и развития личности, которая раскрывает перед ней возможности самоисследования и самокоррекции. То есть среда способствует возникновению у личности потребности в рефлексии. Основная цель создания рефлексивной среды заключается в преодолении и снятии отчуждения педагога от учебного процесса, развитие профессиональной рефлексивности педагога, как одного из способов жизнедеятельности.
Активизация межсубъектных взаимоотношений между всеми участниками рефлексивной педагогической деятельности. Межсубъектные взаимоотношения между педагогом и учащимися являются наиболее ценными, так как обеспечивают единство действий участников учебного процесса. Результат межсубъектных отношений в рефлексивной деятельности представлен сотрудничеством, взаимопониманием и сотворчеством. Цель установления межсубъектных взаимоотношений в рефлексивной деятельности – это обеспечение установления между участниками единства целей и действий.
Актуализация рефлексивности педагога – отражение в рефлексивной деятельности позиции каждого из ее субъектов. Цель актуализации рефлексивности педагога – осуществление анализа актуализации собственной потребности в пересмотре своей профессиональной позиции. Соблюдение данного правила способствует личностному и профессиональному росту педагога, изменению и ломке стереотипов.
Использование образовательных программ по развитию профессиональной рефлексии.
Таким образом, понимание рефлексии помогает выйти на принципиально важное положение о том, что рефлексия является тем механизмом, посредством которого через выявление и анализ своих собственных действий педагог приводит к обоснованному решению педагогических задач и выходит на обобщение собственного опыта. Это положение приводит к выводу о необходимости развития у будущего педагога таких рефлексивных качеств, как самонаблюдение, самооценка, самоконтроль, саморазвитие и др.
Функции педагогической рефлексии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие педагогической рефлексии
Рефлексия в педагогике – это процесс самопознания, направленный на осуществление самоанализа собственного поведения, педагогической деятельности, психических процессов, внутреннего состояния и своего «Я».
Рефлексия является личностным свойством каждого педагога, важным фактором развития его личности, педагогической и психической культуры.
Рефлексия в педагогику вошла в последнее десятилетие. Это связано с тем, что педагогическая деятельность по своей сути имеет рефлексивный характер, который проявляется в том, что педагог, организуя учебный процесс, стремится дать адекватную оценку своей педагогической работе и деятельности, поведению, внутренним ощущениям и взглядам. Помимо этого, в процессе рефлексии педагог пробует понять эмоциональное отношение и настрой учащихся к реализуемой им деятельности.
Выстраивая взаимоотношения с учащимися, педагог осуществляет самооценку себя в рамках общения и межсубъектных отношений. Рефлексируя педагог идентифицирует себя с той педагогической ситуацией, которая складывается, а также с содержанием педагогического взаимодействия с учащимися, коллегами, родителями учеников и т.д.
Сущность педагогической рефлексии
Основой педагогического процесса является развитие. Это связано с тем, что суть педагогического процесса заключается в создании условий для развития и саморазвития всех его участников, то есть как учащихся, так и педагога. Под развитием учащихся понимается освоение и усвоение им учебных знаний и умений, получение навыка практической деятельности. Под развитием педагога понимают его личностный и профессиональный рост.
Таким образом, под развитием участников педагогического процесса понимается их последовательное качественное изменение (в плане знаний, умений, чувств, эмоций, мотивов деятельности и т.д.).
Готовые работы на аналогичную тему
Развитие является внутренним процессов, поэтому судить о его течении субъект может только лишь путем самоанализа, саморазмышления, самонаблюдения, то есть посредством рефлексии. В связи с чем, педагогическая рефлексия в рамках педагогического процесса – это результат фиксирования его участниками состояния собственного развития, саморазвития и причин, влияющих на них.
Педагогическая рефлексия предусматривает обязательную взаимоценку и взаимоотображение взаимодействия участников педагогического процесса, отображение каждым из них своего внутреннего состояния и мира. В процессе педагогической рефлексии педагог может осуществлять самоанализ своего поведения, чувств, деятельности, выявлять эмоциональное состояние учащихся, их внутренний мир и удовлетворенность от педагогического процесса. Для того, чтобы дети умели осуществлять самоанализ своего поведения и эмоционального состояния, их учат рефлексивной деятельности с дошкольного возраста.
Таким образом, рефлексия в педагогическом процессе – это самоидентификация субъекта педагогического процесса со складывающейся учебной ситуацией.
Основные функции педагогической рефлексии
Функции педагогической рефлексии, в первую очередь направлены на оптимизацию развития и саморазвития участников педагогического процесса.
Основной функцией педагогической рефлексии является диагностическая функция, которая направлена на констатацию уровня развития субъектов педагогического процесса, установившегося между участниками взаимодействия и его эффективности.
Помимо этого, выделяют ряд иных функций, присущих педагогической рефлексии:
Выделение этих и других функций, их реализация будут способствовать повышению развивающего потенциала рефлексии в педагогическом процессе, определять процедуру рефлексивной деятельности педагога и учащихся.
Таким образом, организация педагогической рефлексии имеет большое значение для эффективности реализуемого педагогом процесса, а также для его личностного и профессионального роста. Именно поэтому во время подготовки будущих специалистов в области педагогики необходимо обучать студентов навыкам рефлексирующей деятельности.
В том случае, если будущий педагог обладает навыками рефлексии, владеет приемами и знает порядок ее процедуры, то можно сказать, что он будет постоянно совершенствоваться и саморазвиваться в профессиональной деятельности.
Процедура рефлексии осуществляется по ходу деятельности (взаимодействия) либо после деятельности (взаимодействия).
Процедура рефлексии в педагогическом процессе складывается из трех ведущих компонентов:
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 11 03 2021
Педагогическая рефлексия.
2. Виды педагогической рефлексии.
4. Функции рефлексии.
5. Педагогическая и профессиональная рефлексия.
Выводы.
Список используемой литературы.
В нынешних социально-экономических условиях для любого учебного заведения способность педагогического коллектива к осуществлению деятельности рефлексивного характера стала одним из важнейших критериев его выживания, продуктивности и успешности. Проблемы и задачи, с которыми в последнее время приходится сталкиваться педагогическим коллективам, являются все более творческими и не имеют шаблонного и однозначного пути решения. В связи с этим наиболее конструктивным путем оказывается рефлексивное переосмысление и преобразование учителями своего опыта. Развитие способности к рефлексии помогает современному педагогу найти индивидуальный стиль профессиональной деятельности, позволяет достигнуть адекватной профессионально-личностной самооценки, прогнозировать и анализировать результаты своей деятельности, повышает уровень самоорганизации.
Осуществляя рефлексию, педагог определяет, насколько последовательным, целенаправленным и эффективным было его воздействие йа учащихся, в какой степени достигнут предварительно намеченный результат.
В современных условиях преподавателю необходимо не только выбирать в конкретных условиях соответствующие методы и методики обучения, но и создавать собственные их модификации. Это возможно в том случае, если преподаватель получил соответствующую подготовку, овладел средствами и способами рефлексии по отношению к своей деятельности, освоил средства перехода от описания деятельности к ее критике и нормированию, а также к сопоставлению разработанных им методов с уже имеющимися.
Педагогическая рефлексия предполагает “взаимоотображение”, взаимооценку участников педагогического процесса, “проникновение” педагога во внутренний мир ученика, выявление состояния развития обучаемых.
Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями [1].
Пониманию сущности и процедур осуществления педагогической рефлексии способствует уяснение ее структуры. Рассмотрение структуры педагогической рефлексии считаем целесообразным вести с учетом структуры педагогического процесса, педагогического взаимодействия. Акцентируя внимание на том, что педагогический процесс предполагает обмен деятельностями педагога и обучаемых, правомерно, на наш взгляд, в структуре рефлексии выделить такие ее компоненты, как: рефлексия педагогом деятельности ученика; рефлексия педагогом своей деятельности; рефлексия педагогом педагогического взаимодействия; рефлексия обучаемыми своей деятельности; рефлексия обучаемыми деятельности педагога; рефлексия учеником имевшего место педагогического взаимодействия.
Педагогический процесс организуется и осуществляется педагогом с целью создания условий для развития обучаемых. Это означает, что все компоненты рефлексии в педагогическом процессе обусловлены рефлексией воспитанника собственной деятельности в педагогическом процессе. Данное обстоятельство обусловливает целесообразность рефлексии деятельности педагога, рефлексии осуществленного взаимодействия.
2.Виды педагогической рефлексии.
Отсутствие единого подхода к пониманию и изучению феномена рефлексии предполагает построение различных классификаций.
I. Степанов С.Ю. и Семенов И.Н. выделяют следующие типы рефлексии и области ее научного исследования:
1. Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. При этом рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности с целью обеспечения взаимопонимания и согласованности действий в условиях совместной деятельности.
2. Коммуникативная рефлексия рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия.
3. Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта.
4. Предметом интеллектуальной рефлексии являются знания об объекте и способы действия с ним. В настоящее время работы в данном направлении явно преобладают в общем объеме публикаций, отражающих разработку проблематики рефлексии в психологии. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в педагогической и инженерной психологии в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых задач.
II. Н.И.Гуткина при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии:
1. Логическая – рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида.
2. Личностная – рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания.
3. Межличностная – рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.
III. Отечественные ученые С.В.Кондратьева, Б.П.Ковалев предлагают виды рефлексии в процессах педагогического общения:
2. Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я – глазами других»).
3. Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.
Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени:
ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.
Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование причины собственных неудач и успехов.
Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.
Педагогическая рефлексия — средство оптимизации педагогического процесса
Яковлева Светлана Николаевна,
воспитатель 1 квалификационной категории
ГБДОУ д/с №8 Приморского района
Что же такое педагогическая рефлексия, или рефлексия в педагогическом процессе?
Мы уже отмечали, что доминантой педагогического процесса является развитие. Именно в создании условий развития, саморазвития учащихся и педагога заключается назначение педагогического процесса.
Сущность развития в педагогическом процессемы понимаем прежде всего как последовательные изменения его участников: смену состояния деятельности, мотивов деятельности, эмоций и чувств, знаний, умений и т. д.
Таким образом, рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащегося и наоборот.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
Можно выделить и основные задачи,стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:
— изучение семей детей;
— привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
— изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
— просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Конфликты в сфере педагогического взаимодействия довольно насыщенные, вариативные, тесно связаны с семейными конфликтами и обусловлены развитием конфликтности личности, ее влияния на окружающих. Педагоги имеют дело с учениками, коллегами, родственниками, и в каждой из упомянутой связи могут возникать конфликты. Конфликты с учениками, с родителями можно обсудить с коллегами. Обсуждение же конфликта, который возникает с кем-нибудь из ближайшего окружения, имеет значительные последствия в связи с изменением приоритетов личности.
Недостаточная психологическая культура – одна из причин трудностей общения в педагогической среде. Каждый педагогический коллектив определяется особенной психологической атмосферой, то есть, доминирующими мыслями, чувствами, настроями, интересами, переживаниями учителей. Психологическая атмосфера значительно влияет на эффективность деятельности педагогов, на уровень сплоченности, дисциплины, трудоспособности на формирование личности каждого учителя.
Процедураурегулирования конфликтов выглядит следующим образом:
• воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
• не делать поспешных выводов;
• при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;
• научиться ставить себя на место другой стороны;
• не давать конфликту разрастись;
• проблемы должны решаться теми, кто их создал;
• уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
• всегда искать компромисс;
• преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.
Взаимодействие всех участников педагогического процесса Взаимодействие участников педагогического процесса МБДОУ «Есаульский детский сад» В 2016 году МБДОУ «Есаульский детский сад» перед педагогическим.
Эмоциональное благополучие педагогов ДОУ. Психологизация педагогического процесса Здоровье человека является социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. Людей, которые всю жизнь живут в ладу с самим.
Коллаж как средство привлечения к сотрудничеству участников педагогического процесса с детьми раннего возраста Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.
Контроль за выполнением педагогического процесса КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА № Вид контроля Тема контроля Объект контроля сроки ответ-ые 1 оперативный Двигательная.
Метод проектов как способ организации педагогического процесса Метод проектов, как способ организации педагогического процесса. И. Н. Онухова воспитатель МБДОУ «Муромцевский детский сада №7 присмотра.
Эссе «Педагогическая рефлексия» 1. Чтобы успешно и продуктивно применять рефлексию педагогического взаимодействия. Рефлексия должна стать потребностью сначала у учителя.
Письменный отчет об организации педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного В нашем детском саду с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного, каждым педагогом организуется индивидуальная работа.
Проектная деятельность как средство оптимизации партнерских отношений На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества.
Роль педагога ДОУ в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье дошкольников Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована введением.
РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Смотреть что такое «РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ» в других словарях:
Богин, Георгий Исаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Богин. Георгий Исаевич Богин (23 декабря 1929(19291223), Ленинград (ныне Санкт Петербург) 10 октября 2001, Тверь) российский филолог, лингвист, герменевт, педагог, был хорошо… … Википедия
Богин, Георгий — Георгий Исаевич Богин (23 декабря 1929, Ленинград (ныне Санкт Петербург) 10 октября 2001, Тверь) российский филолог, лингвист, герменевт, педагог, был хорошо знаком с психолингвистикой. Профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель… … Википедия
Богин Г. — Георгий Исаевич Богин (23 декабря 1929, Ленинград (ныне Санкт Петербург) 10 октября 2001, Тверь) российский филолог, лингвист, герменевт, педагог, был хорошо знаком с психолингвистикой. Профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель… … Википедия
Богин Г. И. — Георгий Исаевич Богин (23 декабря 1929, Ленинград (ныне Санкт Петербург) 10 октября 2001, Тверь) российский филолог, лингвист, герменевт, педагог, был хорошо знаком с психолингвистикой. Профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель… … Википедия
Богин Георгий Исаевич — Георгий Исаевич Богин (23 декабря 1929, Ленинград (ныне Санкт Петербург) 10 октября 2001, Тверь) российский филолог, лингвист, герменевт, педагог, был хорошо знаком с психолингвистикой. Профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель… … Википедия
ОБРАЗОВАНИЕ — функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Эта функция реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале… … Социология: Энциклопедия
Учитель — У этого термина существуют и другие значения, см. Учитель (значения). См. также: преподаватель и педагог (Древняя Греция) … Википедия
УЧАСТНИКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА — автономия обучающегося, адресант, адресат, бакалавр, билингв, билингвальный тип обучения, воспитывающая функция преподавателя, воспитывающее обучение, грамматический тип обучения, группа, групповая деятельность, групповые нормы, деловой стиль,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Педагог — Педагогика (греч. παιδαγογια) наука о воспитании, обучении и образовании человека. См. также: Педагог (Древняя Греция) Педагог и ученики на уроке Содержание … Википедия