Что такое педагогическая система определение
Конспект лекций по курсу «Общие основы педагогики».
2.6. Педагогическая система.
Педагогическая система (ПС) – это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. По мнению В.А. Сластенина, под педагогической системой можно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Признаками любой системы, в том числе и педагогической, являются: а) наличие системообразующего фактора; б) общее качество; в) единство; г) цельность.
Под системообразующим фактором понимается такое условие, при котором компоненты ПС объединяются друг с другом. В качестве такого фактора может выступать один из компонентов системы или специфические для педагогической системы связи.
В основе существования ПС лежит тот факт, что каждый из ее компонентов должен обладать общим качеством, специфичным именно для нее. Например, в системе общеобразовательной подготовки основной является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный, интернатный. Вариантами ПС «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и т. д.
Педагогические системы относятся к динамическим системам, поэтому они являются органическим единством трех своих состояний – прошедшего, настоящего и будущего.
К принципам ПС относятся: а) оптимальность; б) структурность; в) интегративность.
Педагогические системы можно рассматривать на макро-, мезо– и микроуровне. На макроуровне это государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования и т. п. На мезоуровне в качестве ПС можно рассматривать деятельность учебных заведений, детских организаций, других социальных институтов общества, реализующих педагогические цели. На микроуровне это педагогические системы, реализующие специфические задачи; авторские ПС; ПС, сложившиеся в рамках деятельности группы учителей и учащихся.
Педагогической наукой выделены шесть взаимосвязанных структурных компонентов ПС: 1) учащиеся; 2) цели воспитания (обучения); 3) содержание воспитания (обучения); 4) педагогические (дидактические) процессы; 5) учитель и (или) технические средства обучения; 6) организационные формы педагогической работы. Педагогическая система изменяет свои свойства, если изменяются ее компоненты.
Важной характеристикой ПС являются отношения между ее компонентами: эти отношения представляют собой те существенные связи, от которых зависит оптимальность в решении педагогических задач. Критериями оптимальности функционирования ПС являются:
• достижение каждым учеником уровня развития, соответствующего его реальным возможностям;
• создание предпосылок для саморазвития каждого участника педагогического процесса;
• ограничение затрат времени и сил на учебную и внеучеб-ную работу рамками гигиенических норм.
Педагогические системы являются относительно самостоятельными и целостными, непосредственно порождающими процесс развития человека.
Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики. Компоненты ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Смотреть что такое «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА» в других словарях:
Педагогическая система — целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития воспитанников. Основные признаки педагогических систем: полнота компонентов (факторов), причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей идей,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Педагогическая система — множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей … Словарь-справочник по педагогической психологии
Педагогическая система — множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей … Словарь по педагогической психологии
Индивидуальная педагогическая система — устойчивое целостное единство всех элементов деятельности отдельного педагога по воспитанию, обучению и развитию учащихся. У каждого учителя складывается своя индивидуальная педагогическая система, отличная от системы другого учителя. На… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Музыкально-педагогическая система Брайнина — Валерий Борисович Брайнин (Вилли Брайнин, также Брайнин Пассек и Брайнен; 27 января 1948, Нижний Тагил) поэт и переводчик[1], эссеист, культуролог, музыковед, музыкальный педагог, изобретатель[2], культур менеджер, композитор. Содержание 1 Семья… … Википедия
Адаптивная педагогическая система — социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на сохранение и развитие личности.… … Педагогический терминологический словарь
СИСТЕМА — системы, ж. [греч. systema, букв. целое из составных частей]. 1. Порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи. Привести в систему свои наблюдения. Строгая система в работе. Расположить книги на полках… … Толковый словарь Ушакова
Педагогическая антропология — 1. самостоятельная отрасль науки об образовании, целостное и системное знание о человеке воспитывающем и воспитывающемся, как субъекте и объекте образования; интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания и… … Педагогический терминологический словарь
система — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? системы, чему? системе, (вижу) что? систему, чем? системой, о чём? о системе; мн. что? системы, (нет) чего? систем, чему? системам, (вижу) что? системы, чем? системами, о чём? о системах план,… … Толковый словарь Дмитриева
педагогическая диагностика — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с. 430) В старой притче рассказывается о том, как некто перед вратами рая, предвкушая встречу с великими праведниками и героями, попросил апостола Павла показать ему величайшего полководца всех времен и народов.… … Большая психологическая энциклопедия
Понятие и виды педагогических систем
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие педагогической системы
В настоящее время в современной педагогике нет единого понимания того, что же необходимо вкладывать в понятие «педагогическая система».
Система – это упорядоченные и взаимосвязанные элементы, вступающие между собой во взаимодействие на основании конкретных принципов.
В качестве системы в рамках педагогики можно привести пример таких систем как: система дошкольного воспитания, система подготовки педагогических кадров и т.п.
Перечисленные примеры, так или иначе, имеют отношение к педагогике, однако их невозможно истолковать в качестве «педагогической системы».
Каждый исследователь в сфере педагогики по-своему давал определение понятию «педагогическая система», вкладывая в нее определенный смысл и значение.
Так, М.Л. Фрумкин полагал, что педагогическая система – это сложная система управления, постоянно находящаяся в динамке и направленная на реализацию целей воспитания.
Однако данное мнение не является исчерпывающим, так как само понятие «педагогика» предусматривает не только достижение воспитательных целей, но и включает в себя учебный процесс, формировании и развитие разнообразных умений, навыков и опыта практической деятельности.
В связи с этим, Н.В. Кузьмина дала иное определение педагогической системы:
Педагогическая система – это множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, которые подчиняются общим целям воспитания, обучения и образования детей и взрослых.
В настоящее время наиболее популярным и общепринятым определением понятию «педагогическая система», является определение, данное Н.В. Кузьминой.
Необходимо отметить и тот факт, что сам по себе термин «педагогическая система» является многогранным, включающим в себя одновременно несколько педагогических систем.
Готовые работы на аналогичную тему
Так, например, можно выделить педагогическую систему в рамках конкретной части:
Несмотря на то, что нет конкретного определения «педагогической системы» и опираясь на ее многогранность, необходимо отметить, что ее следует отличать от иных схожих терминов, у которых одинаковое звучание, но различное понимание, так как они относятся к более частным сферам педагогической деятельности.
Например, рассмотрим понятие терминов «методическая система» и «дидактическая система». Под методической системой понимается система обучения определенной категории обучающихся, посредством использования комплекса методических технологий. В свою очередь дидактическая система – это обучение конкретной группе умений и навыков, в определенной сфере деятельности (обучение иностранному языку)
С другой стороны, сами по себе педагогические системы, исходя из того определения что дано Н.В. Кузьминой, неоднородны по своему наполнению. Именно поэтому существует такое понятие как «виды педагогических систем».
Виды педагогических систем
Существуют четыре вида педагогических систем:
Данная классификация опирается на распространенность указанных систем. Для понимания этого явления необходимо рассмотреть практический пример их педагогической деятельности.
Например, в двух общеобразовательных школах, процесс обучения осуществляется на основании Государственного стандарта. Однако реализуемые ими педагогические системы различны по содержанию и структуре. Так в одной школе упор может быть на используемые методы обучения, а во второй на повышение уровня культуры и самопознания.
Характеристика основных видов педагогических систем:
В качестве примера супербольшой педагогической системы, можно рассмотреть системы, реализуемые в республиках (Хакасия, Татарстан, Тыва и т.д.). Особенность педагогических систем данных регионов заключается в том, что они имеют национальный характер, представленный рядом предметов, направленных на обучение национальному языку, изучение географии и экономики родного края, истории народа и т.д. К тому же данная педагогическая система охватывает все образовательные ступени, начиная с дошкольного обучения, в рамках конкретной республики.
Таким образом, педагогическая система по своей природе, явление не только педагогическое, но и социальное, так как в ее основе лежит сознание социума, ведущее к необходимости обучения и воспитания. То есть педагогическую систему можно рассматривать не только лишь в контексте педагогики, но и с точки зрения теории и методики воспитания и обучения в рамках современного и исторического контекста.
Лекции по дисциплине «Педагогика: педагогические системы и технологии»
Лекция 1. Теоретические основы создания и реализации педагогических систем и технологий
1. Понятие «педагогическая система», виды педагогических систем.
Система (с греч.) – целое, составленное из отдельных частей.
Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенное целостное единство (Толковый словарь русского языка).
При описании системы, в том числе педагогической, основными являются две компоненты: элементы системы, связи и отношения между элементами. Термин «система» всегда соотносится с чем-то целым, состоящим из отдельных частей. Так, если мы рассматриваем школу как целостную систему, то имеем в виду, что она состоит из частей (компонентов), которыми могут выступать учителя; учащиеся; родители.
Эту же систему можно рассматривать через процессы. Так, в целостном педагогическом процессе можно выделить две составляющие: образовательный процесс; внеурочное время.
Каждый элемент системы может выполнять свое функциональное назначение, если будет взаимодействовать с другими ее элементами. Например, учитель становится учителем как таковым не после окончания учебного заведения, а только в результате взаимодействия с обучаемыми с целью их воспитания и развития. Таким образом, любая система представляет собой не просто совокупность элементов, а совокупность связанных между собой и взаимодействующих элементов. Способ их связи называется структурой.
Школа, как и любое другое образовательное учреждение – это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система.
Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.
Структурно традиционная педагогическая система состоит из трех компонентов: учащийся, педагог, образовательная среда. Сегодняшние технологические возможности позволяют конструировать системы, вводя еще один объект – персональный компьютер.
Содержательно это система, в которой непосредственно реализуется педагогический процесс, во внешнем плане выступающий как педагогическое взаимодействие «учащийся – педагог», осуществляемое в некоторой образовательной среде.
2. Генезис понятий «технология», «педагогическая технология».
Сегодня в научно-методической литературе часто встречается понятие технология. В науке появилось специальное направление – технологическое (зародилось в 60-е г.г. 20 в. в США, Великобритании) и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.
Достаточно активно приступили к изучению и использованию многих эффективных технологий и практические работники (учителя школ, руководители). Поэтому среди педагогов, стремящихся повысить качество обучения, все настойчивее звучит призыв к переходу на педагогические технологии.
Для оценки возможностей и целесообразности такого перехода обратимся к сущности понятия «технология».
Раскроем этимологию слова “технология”. Оно происходит от греческих techne – мастерство, умение, искусство и logos – наука, знание.
Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения “на выходе” продукта с заранее заданными свойствами. В энциклопедическом словаре под технологией понимается «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции».
Однако технология – не просто «совокупность методов». Методы подобраны не случайно и все они направлены на одну единственную цель – получение конкретной продукции.
Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль точности его достижения.
Просто процесс (в промышленности или в социальной сфере) только тогда получает статус технологии, когда он:
Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 40-50-х г.г. 20 ст. и было связано с использованием в педагогическом процессе ТСО и программированного обучения. Впоследствии меняющаяся социокультурная ситуация, теория и практика педагогического процесса корректируют этот термин.
Свидетельством различных подходов толкования педагогической технологии в современной науке и практике являются многочисленные ее определения. Приведем некоторые из них.
6. Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели (Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. C. 126).
Г. К. Селевко, приведя 9 определений, взятых из различных источников, отмечает: «В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников)».
3. Структура педагогической технологии.
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами (использоваться в 3-х смыслах):
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Это и составляет горизонтальную структуру педагогической технологии.
В вертикальной структуре (иерархии) выделяют четыре соподчиненных класса технологий: метатехнологии; макротехнологии, или отраслевые; мезотехнологии, или модульно-локальные и микротехнологии.
Компоненты образовательной технологии:
а) организацию процесса;
б) модель обучения – методики, методы, средства, приемы, т. е. методы и формы учебной деятельности школьников и работы учителя;
в) диагностический – предполагает мониторинг качества образования.
Любая образовательная технология включает в себя:
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности). Г. К. Селевко выделяет следующие критерии технологичности:
4. Соотношение понятий «педагогическая технология», «методы» и «методика».
Проблема различения технологии и методики является до сих пор достаточно дискуссионной. Одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие полагают, что понятие «технология» шире, чем «методика».
В педагогической литературе термин «методика» используется в двух смыслах:
Как видно, в любом своем смысле методика раскрывает систему деятельности педагога. Какое содержание ни было бы заложено в деятельность педагога (обеспечение учащихся информацией, диагностика и оценка результатов их деятельности и др.), всегда возникает вопрос, что он может и должен сделать.
Технология отличается от методики своей алгоритмичностью. Алгоритм – это точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действий), приводящих к решению задачи. Алгоритм предполагает точную репродукцию действий, а технология учитывает и допускает творчество педагога и учащегося.
Если методики имеют мягкий, рекомендательный характер (учитель вправе в большей или меньшей степени следовать советам методических пособий для учителя), то технологии обучения предписывают определенную последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которой разрушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата.
Педагогическая система
Смотреть что такое «Педагогическая система» в других словарях:
Педагогическая система — целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития воспитанников. Основные признаки педагогических систем: полнота компонентов (факторов), причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей идей,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — организованная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного и преднамеренного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами. Ее структуру определяют следующие… … Профессиональное образование. Словарь
Педагогическая система — множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей … Словарь по педагогической психологии
Индивидуальная педагогическая система — устойчивое целостное единство всех элементов деятельности отдельного педагога по воспитанию, обучению и развитию учащихся. У каждого учителя складывается своя индивидуальная педагогическая система, отличная от системы другого учителя. На… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Музыкально-педагогическая система Брайнина — Валерий Борисович Брайнин (Вилли Брайнин, также Брайнин Пассек и Брайнен; 27 января 1948, Нижний Тагил) поэт и переводчик[1], эссеист, культуролог, музыковед, музыкальный педагог, изобретатель[2], культур менеджер, композитор. Содержание 1 Семья… … Википедия
Адаптивная педагогическая система — социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на сохранение и развитие личности.… … Педагогический терминологический словарь
СИСТЕМА — системы, ж. [греч. systema, букв. целое из составных частей]. 1. Порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи. Привести в систему свои наблюдения. Строгая система в работе. Расположить книги на полках… … Толковый словарь Ушакова
Педагогическая антропология — 1. самостоятельная отрасль науки об образовании, целостное и системное знание о человеке воспитывающем и воспитывающемся, как субъекте и объекте образования; интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания и… … Педагогический терминологический словарь
система — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? системы, чему? системе, (вижу) что? систему, чем? системой, о чём? о системе; мн. что? системы, (нет) чего? систем, чему? системам, (вижу) что? системы, чем? системами, о чём? о системах план,… … Толковый словарь Дмитриева
педагогическая диагностика — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с. 430) В старой притче рассказывается о том, как некто перед вратами рая, предвкушая встречу с великими праведниками и героями, попросил апостола Павла показать ему величайшего полководца всех времен и народов.… … Большая психологическая энциклопедия