Что такое педагогическая ситуация определение в педагогике
Педагогическая ситуация- что это?
Педагогическая ситуация – это взаимодействие учителя с коллективом класса или учеником на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений как в лучшую, так и худшую сторонуПедагогическая ситуация – это взаимодействие учителя с коллективом класса или учеником на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений как в лучшую, так и худшую сторонуПедагогическая ситуация – это взаимодействие учителя с коллективом класса или учеником на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений как в лучшую, так и худшую сторонуПедагогическая ситуация – это взаимодействие учителя с коллективом класса или учеником на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений как в лучшую, так и худшую сторону.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая ситуация- что это?»
Педагогическая ситуация – это взаимодействие учителя с коллективом класса или учеником на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений как в лучшую, так и худшую сторону.
Что затрагивают педагогические ситуации?
Даже несмотря на то что педагогические ситуации кратки по времени, они обычно глубоко затрагивают две формы активности человека: видимое поведение или взаимодействие и взаимоотношения – это установки, эмоциональные реакции, ожидания.
Известно, что если имеет место острая педагогическая ситуация, то для ее разрешения больше всего подходит особый вид взаимоотношений и взаимодействия – деловые, организованные или отношения зависимости и подчинения, отношения ответственной зависимости. Этот вид отношений является самым трудным для взрослых и школьников, в них сложно прийти к согласию, добиться сотрудничества. Недаром А. С. Макаренко полагал, что необходимо воспитывать у школьников две способности: способность подчиняться и способность приказывать.
Фазы протекания педагогической ситуации
Первая фаза – острое конфликтное начало с нарушением социально-ценностных норм и правил одним участником ситуации.
Вторая фаза представляет собой ответную реакцию оппонента, от содержания и формы которой зависит исход конфликта и самое главное – его последствия, то есть направление изменений сложившихся до этого отношений. Вторая фаза является центральным звеном ситуации. Обычно прохождение через нее сопровождается стрессом, она ставит под угрозу честь личности в целом. Нередко нехватка информации и времени не дает возможности достойного ответа. Всегда в подобных ситуациях в процессе педагогической деятельности выручают находчивость, выдержка и опыт, полученный ранее. Поэтому большое внимание начинающему педагогу нужно обратить на приобретение опыта решения педагогических ситуаций.
Третья фаза – это радикальное и быстрое изменение бытующих ценностей и норм (случается, что разрушаются отдельные нормы) в двух разных направлениях – ухудшения или улучшения сложившихся до этого времени отношений. Благодаря третьей фазе педагогические воздействия бывают очень значительными.
Почему возникают педагогические ситуации
Конечно, и у опытных учителей, и у тех, которые только начинают практиковать, возникают педагогические ситуации в школе. Все они способны отразить глубокие психологические процессы в среде учеников, особенно во взаимоотношениях учителей и учащихся, а также ученического и педагогического коллективов.
Педагогическая ситуация затрагивает не только учеников, но и учителей. Для последних очень важным становится выйти из конфликта с творческим удовлетворением и достоинством. Всегда есть возможность отложить поиск выхода из острой ситуации на неопределенный срок, но каждая из них – это острый сигнал, который говорит о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.
Анализ педагогической ситуации позволяет увидеть сложные процессы актуализации личности и попытаться вовремя вмешаться в их развитие, для того чтобы исключить нежелательные последствия в будущем.
Нужно иметь в виду, что для осмысления на первый взгляд небольшого педагогического факта необходимо потратить много времени и провести значительную исследовательскую работу, создать схему изучения человека и коллектива в целом.
Разумнее будет начать глубокое обследование при проявлении незначительных симптомов неблагополучия, чем прибегнуть к этому, когда уже произошли серьезные отступления в развитии личности и коллектива.
Значимость правильного решения
Правила педагогического общения
Для того чтобы педагогические ситуации возникали как можно реже, педагогу необходимо придерживаться следующих правил:
• Не нужно за всеми отрицательными поступкам учеников видеть только отрицательные мотивы.
• Обязательно хорошо готовьтесь к предстоящему уроку.
• Ученики лучше выполняют опосредованные распоряжения учителя.
• Есть возможность изменить ученика к лучшему с помощью приемов оценки его личности.
• Известно, что совместная деятельность способна сблизить людей и повысить их авторитет, если, конечно, она имеет хорошую организацию.
• Корректность и предусмотрительность поведения педагога способны снизить напряжение в общении.
Анализ педагогической ситуации
Для того чтобы организовать анализ, необходимо:
1. Выбрать методику, соответствующую ситуации и провести изучение нужной характеристики на условном объекте.
2. Провести анализ данных, которые были получены.
3. На основе рекомендаций психологов предложить какие-то приемы коррекции характеристик личности.
Ниже приведем примеры педагогических ситуаций и возможные способы их решения. Предлагаемый образец решения нужно воспринимать как ориентир.
Ситуация 1: немного о самоконтроле
Ученик 7 класса грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…
Пример решения педагогической ситуации проведем поэтапно.
На 1 этапе определяем «узлы» конфликта. Делая опору на профиль личности ученика, можно предположить, что одной из причин конфликта является плохое развитие волевого самоконтроля школьника.
Во время 2 этапа проводится условная психодиагностика особенностей личности как причин конфликта. Для этого нужно изучить опросник, который позволяет выявить степень волевого самоконтроля. После знакомства с методикой она проводится на условном объекте (можно самому выполнить все задания или предложить товарищу).
На 3 этапе происходит интерпретация эмпирических данных. Обрабатываются полученные данные и делаются выводы об уровне развития состояния волевого самоконтроля.
4 этап предполагает коррекцию характеристик личности. При недостаточном развитии волевого самоконтроля ученика нужно применить различные приемы воспитания и самовоспитания воли.
Ребенок имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, песни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей. Поэтому мешает остальным проявить себя, нарушается весь ход праздника.
Эта педагогическая ситуация может быть решена следующим образом: ребенку предлагается роль суфлера. Его задачей станет следить за тем, чтобы остальные дети не сбивались во время выступления, забывая слова. Если кто-то не помнит свою речь, то необходимо помочь ему подсказкой.
Можно провести беседу до мероприятия на тему «Как должен вести себя настоящий артист».
Есть возможность заинтересовать ребенка чем-то другим (кружковая работа).
Целесообразно провести работу с родителями. Узнать, каково их отношение к такому поведению ребенка. В том случае если родители согласны с тем, что проблема существует, можно предложить им посетить вместе с ребенком занятия психолога по формированию волевой сферы личности. Предложить заняться вместе шахматами, шашками и др.
Если же родители не видят в этом проблемы, то необходимо отыскать точки соприкосновения, касающиеся вопросов формирования адекватной самооценки.
Ситуация 3: «испытание»
В одном из 8 классов школы был ученик, который уже не первый раз оставался на второй год и был старше остальных. В начале учебного года он решил устроить испытание одной из учительниц. С первой минуты урока подросток начал отбивать такт какой-то мелодии, мешая проводить занятие. Учительница сделала замечание, но это не подействовало. Он не остановился. В классе начали смеяться. Урок мог быть сорван. Тогда учительница взяла себя в руки и начала вести свое занятие далее по плану, остальные дети сидели спокойно и выполняли все задания. Так продолжалось 3 урока. Понимая, что не дождется никакой реакции учителя, ученик перестал стучать по парте и до конца учебного года дисциплину не нарушал.
В любой преподавательской деятельности есть педагогические ситуации, и их решение должно быть всегда в пользу ученика, ориентировано на развитие и совершенствование его личности в будущем. Таким образом, учитель – это человек, который должен не только отлично знать свой предмет, но и являться хорошим психологом.
Педагогическая ситуация
Смотреть что такое «Педагогическая ситуация» в других словарях:
Педагогическая ситуация — совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых социальным педагогом или возникающих спонтанно в социально педагогическом процессе; кратковременное взаимодействие социального педагога и воспитанника (группы) на основе противоположных… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ — 1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в пед. процессе. Цель создания: формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта в общественной и трудовой деятельности,… … Педагогический словарь
Ситуация педагогическая — состояние педагогического процесса, в которомимеется расхождение между желаемым и реальным, достигнутым в формировании личности. (3) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Педагогика — (греч. paidagogike) многозначный термин, обозначающий: 1. различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования; 2.… … Педагогический терминологический словарь
Выготский, Лев Семёнович — Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 5 (17) ноября 1896(1896 11 17) Место рождения: Орша, Могилёвская губерния, Российская империя Дата … Википедия
Выготский — Выготский, Лев Семёнович Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 5 (17) ноября 1896(1896 11 17) Место рождения: Орша, Российская империя … Википедия
ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия
ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа: 2.1.6 адресность: Принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Приокско-Террасный заповедник — Приокско Террасный государственный природный биосферный заповедник Категория МСОП Ia (Строгий природный резерват) Координаты: Координаты … Википедия
Ситуация педагогическая
Смотреть что такое «Ситуация педагогическая» в других словарях:
Педагогическая ситуация — составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в данный момент и в данных условиях. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных и продолжающих друг друга ситуаций. Педситуация – это… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Педагогическая ситуация — совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых социальным педагогом или возникающих спонтанно в социально педагогическом процессе; кратковременное взаимодействие социального педагога и воспитанника (группы) на основе противоположных… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ — 1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в пед. процессе. Цель создания: формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта в общественной и трудовой деятельности,… … Педагогический словарь
Выготский, Лев Семёнович — Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 5 (17) ноября 1896(1896 11 17) Место рождения: Орша, Могилёвская губерния, Российская империя Дата … Википедия
Выготский — Выготский, Лев Семёнович Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 5 (17) ноября 1896(1896 11 17) Место рождения: Орша, Российская империя … Википедия
ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия
ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа: 2.1.6 адресность: Принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Приокско-Террасный заповедник — Приокско Террасный государственный природный биосферный заповедник Категория МСОП Ia (Строгий природный резерват) Координаты: Координаты … Википедия
Латвийская Республика — Координаты: 56°52′08″ с. ш. 24°50′28″ в. д. / 56.868889° с. ш. 24.841111° в. д. … Википедия
Латвийская республика — Координаты: 56°52′08″ с. ш. 24°50′28″ в. д. / 56.868889° с. ш. 24.841111° в. д. … Википедия
Доклад на тему «Педагогическая ситуация»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЭЛЬХОТОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
КАКИХ УЧИТЕЛЕЙ ЛЮБЯТ ДЕТИ».
Хубаева Залина Солтановна
Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии.
Классификация педагогических ситуаций:
по месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);
по степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);
по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);
по степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);
по участникам (студент-студент, студент-преподаватель и т. д.);
по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);
по содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические.
Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения).
по характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные).
По моему опыту дети очень чувствительны к отношению к ним учителей. Они замечают всё: искренность учителя, его заботу или безразличие, манеру, опрятность, одежду, культуру речи, знание материала, сообразительность, находчивость, юмор, подозрительность, недоверие, чванливость. Они простят многое: ошибку, вспышку гнева, забывчивость, суровое наказание, человеческую слабость, но никогда не забудут злобы, мстительности, несправедливости, унижения человеческого достоинства, безразличия, невежества и лицемерия.
Именно эти качества совершенно противопоказаны и несовместимы с понятием мастерства: как бы хорошо учитель ни знал материал, как бы искусно ни объяснял, если он лишен сердца, терпения, любви к детям, мастером он не станет.
Какими «показателями» оценивается успешность работы преподавателя?
Прежде всего высоким уровнем знаний и умений обучающихся, степенью их развития, самостоятельности, воспитанности.
Если знания и развитие обучающихся слабые, то, какими бы «современными» методами ни козырял преподаватель, какими бы внешне эффективными ни выглядели его уроки, говорить о мастерстве не приходится. Результат – мерило всему. Казалось бы, ясно. И вместе с тем это не просто. Абстрактно этот вопрос решать нельзя. Бывает сильная по составу группа. Естественно, что уровень знаний, умений и навыков обучающихся будет высок, даже если преподаватель и не приложит для этого больших стараний. И наоборот, при слабом подборе обучающихся уровень знаний будет ниже, хотя преподаватель много сделал для развития ребят.
Вот почему, определяя качество знаний и общее развитие студетов, нужно исходить в первую очередь из конкретных условий.
Мастерство учителя выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных, условиях (слабый состав учеников, плохая оснащённость школы) добиться необходимого уровня развития и знаний учеников. Это результат умелой самоотверженной работы преподавателя.
Какими же качествами обладает учитель-мастер?
Прежде всего, это много знающий учитель. В наше время авторитет среди учеников невозможно завоевать дисциплинарными методами и формальными уроками, не выходящими за рамки учебников. Главное – это глубокая эрудиция, начитанность, культура. Настоящий учитель обладает постоянной «возбуждённостью мысли» (выражение Герцена). Он находит нестандартный оригинальный ответ на любой вопрос, умеет подойти к ученику, зажечь его мысль, взволновать, т.е. владеет искусством общения.
Учитель-мастер не ориентируется на слабого и даже среднего обучающегося, что приводит к потере интереса к учёбе, прежде всего, со стороны слабых и средних. Это объясняется тем, что упрощенный материал теряет свою привлекательность.
Учитель-мастер обладает особым даром заставить учеников учиться, думать, размышлять на уроке, используя для этого эффективные методы и приемы.
Психологи справедливо утверждают, что без положительных эмоций невозможно продуктивно учиться и работать. Задача учителя – выработать эти положительные эмоции в самом процессе учебного труда. Это могут быть простые приёмы: интересные примеры, шутки, остроумные замечания, смена методов и приемов работы. Класс в такой приподнятой обстановке работает с большим старанием, меньше устает, повышается интерес к учёбе.
Существуют различные дополнительные, тщательно продуманные способы заинтриговать обучающихся, захватить, вызвать удивление, поразить их каким-то неожиданным приёмом, сообщением, рассказом, вопросом.
Не так-то просто овладеть этими простыми приемами. Нельзя повторяться, надо находить всё новые оттенки, оригинальные способы, без этого трудно привлечь учеников, покорить их мысли и чувства. Эти приёмы дают не только временный, сиюминутный успех, они способствуют формированию у студентов симпатии к преподавателю, мастеру, и во многом решают главное: вырабатывают постоянный, устойчивый интерес к предмету.
Учитель-мастер очень тонко планирует опрос. Он знает, что Петя – заика, его нельзя вызывать в начале урока, он собьет темп занятий, а Оля теряется, когда её вызывают, ей нужно дать время подумать. На сложный вопрос ответить может сильный ученик, остальные, слушая его, многому научатся. Учитель-мастер никогда не станет во время опроса упрекать детей, делать им оскорбительные замечания, кричать на них. Он владеет техническими средствами, у него всё всегда под руками: моментально включает нужный аппарат, вывешивает картину, прикрепляет таблицу. Он умело пользуется компьютерной техникой, находит ошибки и сразу их исправляет, спокойно реагирует на возможные нарушения. Учитель-мастер прекрасно владеет приемами дифференцированного подхода к обучающимся, учитывая особенности памяти и мышления детей.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что учитель-мастер блестяще владеет этикетом общения.
Иногда просто поражает неумение учителя поговорить с ребенком. Там, где можно обойтись двумя – тремя замечаниями или просто шуткой, некоторые учителя часами что-то растолковывают, упрекают, кричат, сводят счеты, искренне переживая обиду, неблагодарность, а иногда чувствуют даже злость по отношению к обучающемуся. Учитель всегда, при любых обстоятельствах обязан сохранять самообладание и решать любые проблемы, в том числе и самые острые, задевающие личное достоинство, с высоких педагогических позиций.
Педагогические ситуации неповторимы: разные обстоятельства, разные люди участвуют в конфликтах. Любимый учениками учитель должен уметь быстро оценивать обстановку, обладать большим запасом педагогических знаний, разнообразием приемов, чтобы быстро выбрать лучшее решение.
Всем хорошо известно, что только в бодром настроении учитель может дать полноценный, интересный урок. В хорошем настроении учитель находчив, доброжелателен, внимателен, у него много энергии, терпения, юмора, что чрезвычайно важно для нормального общения с детьми.
Требовательность начинается с глубокого уважения сил и возможностей ученика. По-настоящему требовать — это значит уметь понять и почувствовать сердцем, что ученику посильно и что непосильно. К тому потолку, до которого ребенок может подняться при максимальном напряжении своих сил, ему надо помочь подняться. Убедить ученика, что намеченная цель достижима, – это и означает по-настоящему требовать и в то же время по-настоящему уважать.
Азбука моральной культуры входит в сознание и душу ученика лишь тогда, когда в коллективе есть элементарная моральная культура человеческих взаимоотношений. Это очень простое и одновременно очень сложное дело. Просто оно тем, что отношения эти укладываются в единую формулу: каждый должен относиться к каждому как к человеку. Сложно тем, что человеческие отношения должны охватывать все сферы духовной жизни и всех членов коллектива – учителей и обучающихся. Для учителя каждый ученик должен быть, прежде всего, человеческой личностью, достойной большого уважения.
Отзывчивость сердца на добро, сердечное, чуткое отношение, взаимное доверие, тонкость человеческих отношений между учителем и учениками – суть общения учителя с учащимися. Лишь в этих условиях школьники проявят чуткость к слову учителя, к моральным поучениям, советам, требованиям.
Учителю нужно иметь очень чуткое и открытое сердце, чтобы видеть, чувствовать, понимать обучающихся.
Нужно дорожить доверием детей. Каким мудрым, любящим защитником ребенка нужно быть учителю, чтобы между ним и детьми всегда сохранилась гармония дружеских, сердечных, доброжелательных отношений!
Педагогическая ситуация и способы ее решения
Педагогическая ситуация – состояние педагогического процесса, в котором имеется расхождение между желаемым и реальным, достигнутым в формировании личности. (Словарь)
Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых педагогом (специалистом) или возникающих спонтанно (сампопроизвольно) в педагогическом процессе. (Каджаспирова Г.М.)
Анализ ситуации и способы ее решения
Участниками данной педагогической ситуации являются: учитель
класс (одноклассники Кухарева)
Ученик Кухарев разбил лампу в учебном кабинете, после чего признался учителю в содеянном при всем классе, чего никто из его одноклассников не ожидал. Учитель сказала, что признание в содеянном, достойно высшей похвалы. Поступок Кухарева был высоко оценен всеми окружающими, как нечто чуждое и воспринят чудом, которое бывает только в сказке. Кухарев становится героем школы. На перемене, его одноклассники «разгромили» учебный класс, каждый приложил к этому усилия. Учитель, прибывая в шоковом состоянии, поинтересовалась, чьих рук это дело, но больший шок она испытала, когда получила ответ на свой вопрос, где каждый учащийся поднял руку и весь класс признался в содеянном.
В данной ситуации учителю следует обратиться к различным материалам, которые будут способствовать саморазвитию в области реализации образовательного процесса, развитию как общих, так и профессиональных компетенций. Так как мы понимаем, что учитель в данной ситуации проявил полное отсутствие профессионализма, это проявлялось в неумении дать объективную оценку действий ученика Кухарева и в неумении спрогнозировать развитие ситуации в целом. Стоит проанализировать собственное поведение, и вероятнее всего быть внимательной к детям, к их поступкам, учитывая индивидуальные особенности каждого из обучающихся.
Провести воспитательную беседу с учениками, объяснить и обосновать, то, что похвалу и признание можно получить другими добрыми и правильными поступками. Ввести четкое понимание представлений о бережном отношении к окружающим их вещам и людям, с которыми они взаимодействуют.