Что такое педагогический мониторинг в доу
Проведение педагогического мониторинга ДОО
Надежда Овечкина
Проведение педагогического мониторинга ДОО
Введение в действие ФГОС ДО, который содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, поставило перед педагогами задачу по освоению новой диагностики, диагностики определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение ООП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Требования к результатам освоения ООП ДО являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
б) решения задач формирования Программы, анализа профессиональной деятельности педагогов, взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
В соответствии с вышеизложенным мониторингумогут быть подвергнуты:
1. Условия,созданные для реализации ООП ДО:
а) психолого-педагогические условия реализации ООП ДО;
б) условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
в) содержание развивающей предметно-пространственной среды;
г) кадровые условия ООП ДО;
д) материально-технические условия реализации ООП ДО;
е) финансовые условия реализации ООП ДО.
2. Профессиональная деятельность педагогов и специалистов ДОУ.
3. Управленческая деятельность.
В части II, пункте 3.2.3. ФГОС ДО указано,что:
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической деятельности (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга)могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалификационной коррекции развития детей.
С учетом всего вышеизложенного, в нашем ДОУ разработана система мониторинга образовательного процесса, включающая комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга.
Система показателей мониторинга образовательного процесса в МБДОУ детском саду №41 комбинированного вида.
1. Качество образования.
2. Качество знаний, умений, навыков воспитанников в освоении всех образовательных областей.
3. Качество профессиональных умений воспитателей и специалистов ДОУ, качество организации методической работы.
4. Состояние здоровья воспитанников. Организация образовательного процесса с точки зрения вопросов здоровьесбережения и др.
Для мониторинга качества образования мы применяем систему, разработанную О. А. Сафоновой. Ее система определяет общий вид мониторинга качества образования, который предполагает выработку комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии образовательной системы с точки зрения ее соответствия стандартам (нормам, сбор данных о качестве образовательной системы и оценка этих данных, а также принятие соответствующих решений и оценка результатов их реализации.
Система мониторинга О. А.Сафоновой представлена в виде трех блоков:
• Качество образовательного процесса (основной процесс в ДОУ).
• Качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия необходимые для образовательного процесса).
2. Качество знаний, умений, навыков воспитанников в освоении всех образовательных областей.
Для оценки знаний, умений, навыков детей используется методическое пособие «Мониторинг в детском саду», подготовленное коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена под редакцией Т. И. Бабаевой,
М. В. Крулехт, З. А. Михайловой. В пособии представлен инструментарий мониторинга качества освоения детьми образовательных областей ООП ДО. Кроме данного пособия используются диагностические методики других авторов, а также методики, разработанные педагогами и специалистами ДОУ.
3. Качество профессиональных умений воспитателей и специалистов ДОУ.
• Мониторинг организации методической работы. Организация образовательного процесса,построенного с использованием:
— инновационных педагогических технологий как отдельных инструментов или методик, применяемых в инновационных педагогических технологиях;
— инновационных педагогических технологий как отдельных образовательных дисциплин в образовательном процессе по реализации ООП ДО;
— инновационных технологий как набора действенных методов реализации содержания, определенного ФГОС ДО).
• Мониторинг повышения квалификации педагогов ДОУ.
• Мониторинг использования педагогами ИКТ.
• Мониторинг взаимодействия детского сада и семьи.
• Отслеживание творческих достижений педагогов.
• Отслеживание творческих достижений воспитанников.
• Мониторинг психологической готовности к школе воспитанников подготовительной группы.
• Реализация педагогами личностно-ориентированной модели взаимодействия с воспитанниками (субъект-субъектная позиция).
• Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
• Дидактическое обеспечение образовательной деятельности.
• Состояние работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды
(пространственное моделирование предметно-пространственной среды,
временное (тематическое) моделирование, предметное моделирование).
• Отслеживание успеваемости детей-выпускников в школе.
4. Качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия необходимые для образовательного процесса).
• кадровый потенциал (профессиональная компетентность педагогов ДОУ);
5. Состояние здоровья воспитанников.
• Анализ заболеваемости детей за последние 3 года.
• Состояние работы по формированию у детей здоровьесберегающего сознания
(знания детей о своем организме, пользе занятий физкультурой и спортом, знания о важности соблюдения режима дня, о важности выполнения гигиенических процедур, о правильном питании, об опасных ситуациях в помещении и на улице и др.).
6. Состояние работы по созданию условий, безопасных для жизни и здоровья детей, которая оценивается по содержанию,формам и методам:
• Задачи, содержание и формы работы с сотрудниками ДОУ.
• Содержание, формы и методы работы с детьми.
• Задачи, содержание и формы работы с родителями воспитанников.
Цель мониторинга в ДОУ – выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ
ФГОС дошкольного образования.
Задачи мониторинга:
• непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и те факторы, которые вызывают эти изменения;
• осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в дошкольном образовательном учреждении;
• повышать мотивацию сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг;
• вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования ДОУ.
Для качественного проведения мониторингав ДОУ создан банк диагностического инструментария:
• материалы для анкетного опроса всех участников образовательного процесса;
• схемы для тематического контроля, включающие таблицы, схемы-бланки для сбора и анализа результатов по всем видам образовательной деятельности;
• диагностические методики для индивидуального обследования детей с целью определения актуальности задач воспитания и обучения каждого ребенка и организации педагогического сопровождения;
Определены методы педагогического мониторинга:
• изучение продуктов детской деятельности;
• игровые, тестовые задания;
• проведение контрольно-оценочных занятий;
• собеседование с педагогами, родителями и детьми;
• анкетирование и опрос;
Определены правила проведения педагогической диагностики в ДОУ.
1. Диагностику проводят специалисты:
• воспитатель – педагогическую;
• психолог – психологическую, с разрешения родителей (скрининговую диагностику, углубленную психологическую диагностику, динамическое обследование и т. д.);
• руководитель физвоспитания- физического развития;
• старший воспитатель – диагностику создаваемого инструментария и профессиональной компетентности педагогов в диагностировании.
2. Диагностика не должна мешать педагогическому процессу.
3. В педагогической диагностике образовательный и воспитательный компоненты определяются по программе (задачи программы формулируются как результат).
3. В зависимости от целей педагогическойдеятельности результаты сравниваются:
а) с результатами контрольной группы,
б) с предшествующими показателями этой же группы;
в) с нормативом (стандартом).
Пример норматива педагогической диагностики:
4. Педагогическая диагностика воспитанников проводится в начале и конце учебного года. Разработанные педагогические диагностики направлены на определение продвижения детей в освоении программы, на определение уровня компетентности ребенка, в основе которой лежат сферы личностного развития ребенка.
5. Результаты педагогических диагностик могут использоваться при проектировании индивидуальных маршрутов развития воспитанников.
6. Некоторые диагностические задания могут выполняться подгруппами детей по 4-6 человек. К каждому заданию предлагается инструкция проведения, использовать наглядный материал. Беседа не должна превышать более 15 минут.
8. Результаты заносятся в таблицы и протоколы. Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности освоения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям.
9. Педагоги и специалисты ДОУ могут использовать собственные диагностические материалы, разработанные, например, для оценки результатов работы по программе дополнительно образования.
К примеру, руководитель театральной студии Зуева Л. А. использует адаптированные и свои диагностические методики. Руководитель изобразительной студии Смирнова С. В. и руководитель физического воспитания Зубарева О. А. ежегодно составляют таблицы реализуемых ими видов мониторинга.
Информационные технологии в системе мониторинга качества образования в ДОУ Тема: Информационные технологии в системе мониторинга качества образования в ДОУ МДОУ д\с №5 «Тополёк» Учитель-логопед Злобина А. А..
Конспект совместной образовательной деятельности Чукавиной Екатерины Юрьевны, воспитатель МБДОУ №90 г. Ижевск Образовательная деятельность во второй младшей группе. Цель: Совершенствование умения произносить звук Ф Ход занятия Воспитатель: Дети,.
Опыт работы «Организация и проведение Педагогического совета в дошкольном учреждении» Актуальность и значимость Педагогического совета в ДОУ. Актуальность выбранной темы обусловлена теоретическими предпосылками важности создания.
План экологического проекта «Спасем леса от пожаров» МБДОУ №90 г. Ижевск Чукавина Екатерина Юрьевна, воспитатель СОЦИАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ МБДОУ № 90 ПРОЕКТ «СПАСЕМ ЛЕСА ОТ ПАЖАРОВ» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Чукавина Екатерина.
Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года-2016» Здравствуйте Уважаемые коллеги, сегодня хочу поделится с Вами моей презентацией для конкурса » Педагог года 2016″ в номинации » Воспитатель.
Проектирование системы мониторинга качества освоения воспитанниками ООП ДОУ (в условиях реализации ФГОС до) Проектирование системы мониторинга качества освоения воспитанниками ООП ДОУ (в условиях реализации ФГОС ДО)1 слайдПедагогический процесс.
Сценарий конкурса педагогического мастерства «Лучший воспитатель ДОУ» Звучит музыка (гимн детского сада, гости и жюри проходят в зал и рассаживаются. Звучит музыка А. Рыбникова «Усатый нянь» Ведущий: Добрый.
Семинар по теме «Совершенствование образовательного мониторинга в ДОУ. Применение новых технологий» На современном этапе образования важнейшим структурным и функциональным компонентом образовательной системы является оценивание результативности.
Составляем аналитическую справку мониторинга. Рекомендации воспитателям Алгоритм составления аналитической справки проведенного мониторинга: 1. Название документа, период выполнения. Например, «Аналитическая справка.
Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования
Надежда Прохожева
Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования
Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования
Уже длительное время в российском дошкольном образовании происходят существенные изменения, обусловленные необходимостью модернизации образования и повышения его качества.
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. А уже 01.01.2014 года после вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования государство гарантирует нам не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Здесь возникает логичный вопрос: как увидеть это качество, как определить качественное образование ведется в ДОУ или нет?
Большинство исследователей предлагают оценивать качество дошкольного образования через:
— качество условий (материально-техническое, методическое обеспечение, предметно-пространственная среда, комфортная психологическая среда, кадровый потенциал);
— качество образовательного процесса (ООП ДО, квалификация педагогов, учебно-вспомогательный материал);
— качество результатов образовательной деятельности (диагностика).
Сегодня пойдет речь о качестве результатов образовательной деятельности. Немного теории…
Основным инструментом для выявления качества результатов является диагностика (мониторинг).
Педагогическая диагностика в ДОУ – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: на познание его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.
Во ФГОС дошкольного образования в п. 3.2.3. прописано, что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)»
В соответствии со Стандартом «результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
— индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
— оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи). При этом необходимо согласие родителей (законных представителей) ребенка на его участие в данной диагностике.
«Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей». Следуя вышесказанному, хочется отметить, что в дошкольных образовательных учреждениях, где нет педагога-психолога диагностика школьной зрелости детей, а именно тест Керна Иерасика, не проводится, и в образовательной программе дошкольного образования этот вид диагностики не прописывается.
Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку позволяет оценить динамику в развитии ребенка.
Диагностика (мониторинг) дает возможность педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность, все ли образовательные потребности ребенка он удовлетворяет, обеспечивает ли переход «зоны ближайшего развития» ребенка в «зону актуального развития».
В нашем ДОУ разработано положение о системе оценки индивидуального развития дошкольника в соответствии с ФГОС ДО. Настоящее положение размещено на сайте МБДОУ в разделе «Документы».В нем закреплены следующие диагностические методики:
К. Л. Печора «Развитие и воспитание детей раннего возраста», Москва, 2006г.
Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах», Москва, 2014 г.
Т. А. Тарасова «Тесты системы мониторинга физической подготовленности в ДОУ», Москва, 2012г.
Э. П. Костина «Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексно-педагогического мониторинга», Н. Новгород, 2012 г.
С помощью представленных диагностических методик мы прослеживаем освоение воспитанниками образовательной программы дошкольного образования, а так же выявляем особенности развития детей для последующего учета при планировании и проведении образовательной деятельности с ними, отмечаем изменения в развитии для определения эффективности педагогической деятельности.
Важно отметить, что в ОП ДО, так же, как и в положении о системе оценки индивидуального развития дошкольника, четко прописаны диагностические методики, а именно автор и название.
Обращаю Ваше внимание на то, что принцип единочтения должен просматриваться в образовательной программе дошкольного образования и в календарном учебном графике, где четко указаны кроме методики диагностики, еще и периодичность, конкретные сроки, возраст детей.
Для наглядности обращусь к этим документам.
Если посмотреть ОП ДО нашего учреждения (которая также, как и положение о системе оценки качества индивидуального развития дошкольников размещена на сайте ДОУ, и учебный календарный график, то мы видим, что диагностические методики в этих двух документах прописаны следующим образом:
— по К. Л. Печоре «Развитие и воспитание детей раннего возраста», Москва, 2006г. проводится с детьми в возрасте с 1 до 3 лет 3 раза в год (сентябрь-январь-май)
— Н. А. Коротковой, П. Г. Нежнова «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах», Москва, 2014 г. с детьми 3-7 лет 3 раза в год (сентябрь-январь-май)
— Т. А. Тарасовой «Тесты системы мониторинга физической подготовленности в ДОУ», Москва, 2012г. с детьми 4-7лет 2 раза в год (сентябрь-май)
— Э. П. Костиной «Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексно-педагогического мониторинга», Н. Новгород, 2012 г. с детьми 4-7лет 2 раза в год (сентябрь-май).
Календарный учебный график,пункт 9 написан в соответствии с ОП ДО: указаны используемые диагностические методики, возраст обследуемых детей и более конкретный, чем ОП ДО, срок проведения мониторинга (IV неделя 09.2017г., IV неделя 05.2018г.)
Из выше изложенного материала можно проследить нормативную базу, на которую опирается заведующий и старший воспитатель при оценке индивидуального развития дошкольника:
ФГОС ДО – Положение о системе оценки индивидуального развития дошкольника в соответствии с ФГОС ДО – ОП ДО – Календарный учебный график.
В методическом кабинете нашего ДОУ есть весь диагностический материал: описание методики, рекомендации по проведению каждого вида мониторинга для воспитателей.
Основной целью педагогической диагностики в нашем дошкольном учреждении является познание и понимание педагогами ребенка-дошкольника, что определяет использование воспитателями преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущим среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми.
В качестведополнительных методов используются:
— анализ продуктов детской деятельности,
— специальные диагностические ситуации.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение деятельностных умений ребенка, интересов, предпочтений, склонностей ребенка, личностных особенностей ребенка, поведенческих проявлений ребенка, особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками, особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
При организации педагогической диагностики мы соблюдаем следующие принципы:
1. Принцип законности, который предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях с соблюдением правовых документов (Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устава, локальных актов, решений педагогического совета, приказов ДОУ)
2. Принцип научности, подразумевающий, что диагностическая работа опирается на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию мониторинга.
3. Принцип этичности, педагогическая диагностика проводится с соблюдением этических норм и правил.
4. Принцип оптимальности, при котором минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество информации о ребенке, столько, сколько может быть использовано в детском саду.
Во время проведения диагностики воспитатели ведут целенаправленное наблюдение за всеми видами деятельности. В процессе наблюдения воспитатель (по возможности) фиксирует результаты проявления ребенком тех или иных инициатив, а также результаты тестов по физической подготовленности.
Дальнейшая работа воспитателей заключается в заполнении протоколов исследования уровня развития инициатив (по Н. А. Коротковой, П. Г. Нежнову, протоколов результатов тестирования (по Т. А. Тарасовой, протоколов диагностики музыкального развития, карт нервно-психического развития. Воспитателями проводится анализ полученных результатов, делаются выводы, заполняются рекомендации.
Следующим шагом является осуществление сбора данных в единое целое старшим воспитателем (заполняются сводные таблицы по группе, по детскому саду в целом, по которым можно судить об общей картине развития детей. Затем подготавливается заключение по педагогической диагностике по дошкольному образовательному учреждению, учитывая результаты двух предшествующих лет, т. е. анализируются результаты трех лет.
Примерная схема заключения, которое ведется мною,как старшим воспитателем:
В ___ (указывается месяц педагогической диагностики)была проведена педагогическая диагностика детей с целью:___
(указываю цель:например: определить уровень индивидуального развития ребенка, степень освоения образовательной программы дошкольного образования и т. д.).
В обследовании принимали участие дети ___
(указывается группа, возраст).
Использованы следующие методики:
Затем указываются полученные результаты:
На основании анализа полученных данных можно сделать вывод, что___
Затем прописываются причины результатов, целесообразность выбора методов и приемов, технологии развития детей, а так же планирование на будущее целей и задач.
Результаты педагогической диагностики перетекают в планирование индивидуальной работы с детьми и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников для коррекции образовательной работы в направлении совершенствования.
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских.
Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение Детский сад №14 пгт Шахтёрска. Доклад выступления на педагогической.
Дошкольные образовательные учреждения: система оценки качества образования Дошкольные образовательные учреждения: система оценки качества образования До недавнего времени качество работы детского сада, а в связи.
Формирование социокультурной среды ДОУ, как условие повышения качества образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №280 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Педсовет: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ». В дошкольном учреждении прошел педсовет на тему: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ». Перед педсоветом.
Применение шкалы ECERS-R для оценки качества в прогимназии Для создания образовательной среды необходима ее комплексная оценка, позволяющая работать над ее развитием и усовершенствованием. Для этого.
Сообщение из опыта работы «Интеграция лего-технологии в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения» Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе.
Взаимодействие с социальными партнёрами как фактор повышения качества образования в ДОУ Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом.