Что такое педагогический оптимизм

Принцип педагогического оптимизма

Принцип педагогического оптимизма, обусловлен, с одной стороны, уровнем современного научного и практического зна­ния о потенциальных возможностях лиц с особыми образователь­ными потребностями и, с другой стороны, представлениями о со­временных педагогических возможностях абилитации и реабили­тации детей и взрослых с нарушениями в развитии. Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особен­ностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс.

Специальная пдагогика исходит из того, что учиться могут все дети. При этом под способностью к обучению понимается не только и не столько традиционно понимаемое в педагогике освоение знаний по общеобразовательным предметам, сколько способность к освоению любых доступных ребенку, социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию в окружающей среде и способствующих самостоятельной и независимой жизнедеятельности. Лица с особыми образовательными потребностями, как правило, учатся медленнее, но они могут учиться и достигать высоких результатов.

Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Специальный педагог строит коррекционно-педагогическую работу с ребенком, опираясь не только на имеющийся актуальный уровень развития, но и зная и учитывая потенциальные возможности ребенка, имея установку на положительный результат обучения.

Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой развитие человека с ограниченными возможностями здоровья застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться. Согласно этой теории не все дети с отклонениями в развитии способны к обучению. Следствием этой теории является существование в нашей стране и сегодня категории так называемых «необучаемых детей».

Современная специальная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет. Педагогическое искусство и современные коррекционно-образовательные технологии, любовь к ребенку терпение и настойчивость могут творить чудеса. Об этом свидетельствует современный положительный опыт в обучении так называемых «необучаемых» детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.

Принцип педагогического оптимизма предполагает иной взгляд на человека с особыми образовательными потребностями. Это не ущербный социально малоценный индивид. Это благополучно развивающаяся и социально полноценная личность, если этого хочет общество, если оно может обеспечить для этого необходимые условия.

Принцип ранней педагогической помощи.

Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей. Современное специальное образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-педагогической помощи, расширяя временные границы предоставления специальных образовательных услуг с первых месяцев и на протяжении всей жизни человека.

До начала 60-ых г.г. XX столетия необходимость оказания коррекционно-педагогической помощи ребенку обнаруживалась лишб тогда, когда он приходил в школу и не справлялся с программой обучения. В значительной степени это было связанно с разобщенностью и отсутствием единства действий медицинских и педагогических структур, необязательностью дошкольного образования (в отличии от школьного всеобуча), недостаточной информированностью родителей о педагогических возможностях помощи ребенку.

Из психологии известно, что в развитии ребенка существуют так называемые сензитивные периоды, т.е. периоды наиболее благоприятного, легкого и быстрого развития определенных психических процессов. Эти периоды недолговременны, и если по каким-либо причинам не сформировалась предполагаемая структура (отсутствовала адекватная окружающая среда или особенности индивидуального развития ребенка не способствовали этому), то по его окончании в дальнейшем потребуется много специальных усилий для того, чтобы ее сформировать. Многие сензитивные периоды, играющие решающую роль для последующего развития ребенка, приходятся на ранний и дошкольный возраст.

Если, например, у ребенка с рождения отсутствует или нарушен слух и на принимались своевременно специальные педагогические меры для условий речевого развития в первые месяцы и годы жизни, то сензитивный период развития речи проходит у него в пустую, а начатая в более поздние сроки коррекционно-педагогическая работа уже не будет столь эффективной. Кроме того, нарушение процесса формирования и развития речи замедлит развитие познавательных процессов, вызовет своеобразное развитие всей психической деятельности, негативно скажется на процессе общения и взаимодействия с окружающими, отразится на развитии личности ребенка в целом.

Современная наука обладает необходимыми диагностическими и коррекционно-педагогическими технологиями, позволяющими предотвратить негативные тенденции развития детей раннего возраста, имеющих различные нарушения – сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные двигательные речевые.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования

Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучаю­щегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем ор­ганизма в соответствии со спецификой природы недостатка раз­вития (т.е. природосообразно). Коррекционная работа, направ­ленная на исправление или ослабление недостатков психо-физи-ческого развития (например, коррекция недостатков речи, произ­вольных движений, пространственной ориентации и пр.), создает дополнительные возможности для процесса компенсации утра­ченных или неполноценных функций или систем организма. Об­разование и развитие ребенка с ограниченными возможностями строится, таким образом, в соответствии с его специфическими природными возможностями и на их основе.

Коррекционно-компенсирующая направленность образования обеспечивается современной системой специальных технических средств обучения и коррекции, компьютерными технологиями, особой организацией образовательного процесса. Она отражена в содержании, методах, организации и организационных формах спе­циального образования. Так, это меньшая наполняемость классов в школе, увеличенные сроки обучения, охранительный лечебно-педагогический режим, наличие индивидуальных занятий, специ­альные предметы (уроки) для коррекционной и компенсирующей работы, специальные методы и приемы учебной и обучающей, деятельности и многое другое.

Принцип социально-адаптирующей направленности образования

Коррекция и компенсация недостатков развития рассматрива­ются в специальном образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения человеку с ограниченными возможно­стями жизнедеятельности максимально возможной для него само­стоятельности и независимости в социальной жизни.

Социально-адаптирующая направленность специального обра­зования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «соци­альное выпадение», сформировать различные структуры социаль­ной компетентности и психологическую подготовленность к жиз­ни в окружающей человека социокультурной среде, помочь найти ту социальную нишу, в которой недостаток развития и ограниче­ние возможностей максимально компенсировались бы, позволяя вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни.

Социально-адаптирующая направленность специального об­разования обеспечивается содержанием его стандартов, форма­ми и средствами коррекционно-образовательного процесса, ко­торые предусматривают долговременную и сложную систему коррекционно-педагогической и психологической работы по освоению воспитанником необходимых для участия в социаль­ной жизни норм поведения и жизнедеятельности, а также выра­ботку соответствующих навыков и привычек в максимально доступной для данного человека мере, начиная от элементарных гигиенических, коммуникативных, бытовых навыков и заканчи­вая сложными социальными навыками, нравственно-этическими, философскими, социокультурными и иными взглядами и убеж­дениями.

Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования

Нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни, находясь в языковой среде и активно взаимодействуя с предмет­ным и социальным окружением, обладает всеми необходимыми условиями для развития речи и мышления^ формирования речево­го поведения, освоения коммуникативных умений.

Традиционное обучение в массовых образовательных учрежде­ниях адресовано детям с развитой словесной речью. Обычный ре­бенок приходит в школу уже обладая системой житейских понятий, во взаимодействии с которой постепенно формируются научные понятия, развивается словесно-логическое мышление. На основе словесной речи продолжает развиваться общение, в значительной степени на основе словесной речи регулируется поведение. Любое нарушение умственного или физического развития от-1 рицательно сказывается на развитии у ребенка и мышления, и ре-1 чи, и умения общаться.

Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления,! коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с| ограниченными возможностями, поэтому важнейшей общей для i них образовательной потребностью является потребность в кор-| рекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления! и общения. Это необходимое условие реализации специального’ образования и успешной социокультурной адаптации человека с ] ограниченными возможностями.

Что такое педагогический оптимизм. Смотреть фото Что такое педагогический оптимизм. Смотреть картинку Что такое педагогический оптимизм. Картинка про Что такое педагогический оптимизм. Фото Что такое педагогический оптимизм

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Что такое педагогический оптимизм. Смотреть фото Что такое педагогический оптимизм. Смотреть картинку Что такое педагогический оптимизм. Картинка про Что такое педагогический оптимизм. Фото Что такое педагогический оптимизм

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что такое педагогический оптимизм. Смотреть фото Что такое педагогический оптимизм. Смотреть картинку Что такое педагогический оптимизм. Картинка про Что такое педагогический оптимизм. Фото Что такое педагогический оптимизм

Что такое педагогический оптимизм. Смотреть фото Что такое педагогический оптимизм. Смотреть картинку Что такое педагогический оптимизм. Картинка про Что такое педагогический оптимизм. Фото Что такое педагогический оптимизм

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Оптимизм в работе учителя

Какую роль оптимизм может сыграть в работе и жизни учителя

Что такое педагогический оптимизм. Смотреть фото Что такое педагогический оптимизм. Смотреть картинку Что такое педагогический оптимизм. Картинка про Что такое педагогический оптимизм. Фото Что такое педагогический оптимизм

Есть тема, которая постоянно вызывает интерес у социологов и психологов и по которой постоянно ведутся исследования по всему миру. Это изучение уровня счастья людей и их удовлетворенности жизнью. Одним из источников переживания счастья является оптимизм — характерный для многих людей способ восприятия окружающего мира и происходящий событий.

Что такое оптимизм? Как люди становятся оптимистами, что это им дает? Какую роль оптимизм может сыграть в работе и жизни учителя. Обсудим эти вопросы.

Одним из наиболее известных ученых, изучающих оптимизм, безусловно, является американский психолог Мартин Селигман. Он считается создателем позитивной психологии, то есть психологии как науки, нацеленной не на изучение нарушений или дефицитов в развитии и психической сфере человека, а на изучение его ресурсов и возможностей.

Мартин Селигман пытался выяснить, чем отличаются люди, которых окружающие называют «оптимистами», от тех, которых называют «пессимистами». Он обнаружил, что основное различие между этими людьми состоит в их способе мышления, в том, как они сами объясняют себе причины своих успехов и неудач.

Оказалось, что причины своих успехов оптимисты приписывают самим себе («Ай-да я, ай-да молодец!»), причем описывают их максимально широко во времени («Да у меня всегда всё хорошо получается!») и в пространстве («Мне и здесь обычно удается справляться со своими делами, и там!»). Если же у оптимиста случаются неудачи, он их причины приписывает внешним обстоятельствам («Это мне просто не повезло!» или «Да это просто у начальника было настроение плохое» и т. п.), причем точечно, локально во времени («Ну это только вот сейчас так случилось!») и в пространстве («Это только здесь так произошло!»).

Пессимист рассуждает ровно противоположным способом. Если у него случаются удачи, то их причины он приписывает внешним обстоятельствам, случайностям («Вот повезло-то, всегда бы так!»), локально во времени и пространстве («Жаль, что со мной это так редко случается!», «Дома вот получилось, а на работе никак не выходит!» и т. п.). Если же его постигает неудача, он приписывает ее причины самому себе («Опять не вышло! Я точно неудачник! И руки у меня кривые!») широко во времени и пространстве («Вечно у меня ничего не выходит! Хоть ищи другую работу. Только у меня и на другой работе опять одни неприятности будут!»).

Особенности мышления оптимистов и пессимистов приведены на рисунке:

Что такое педагогический оптимизм. Смотреть фото Что такое педагогический оптимизм. Смотреть картинку Что такое педагогический оптимизм. Картинка про Что такое педагогический оптимизм. Фото Что такое педагогический оптимизм

Вдумчивый читатель может заметить, что и оптимист, и пессимист, мягко говоря, искажают действительность. Возможно ли, чтобы человек всегда сам был причиной своих успехов, а в его неудачах всегда были бы повинны внешние обстоятельства? Пожалуй, он явно приукрашивает реальность. С другой стороны, может ли быть, чтобы у человека никогда ничего не получалось, и все его (редкие) удачи были бы чужой заслугой? Тоже не очень вероятно. Скорее всего, он слишком недооценивает свои возможности.

Итак, оказывается, и та, и другая точки зрения на себя и на жизнь не вполне соответствуют истине. Может быть, человеку лучше быть реалистом, то есть находиться где-то между обозначенными полюсами и объективно оценивать свои возможности, свой вклад в успехи и неудачи. Да, вероятно, так было бы лучше, но М. Селигман выяснил, что люди не удерживаются на «золотой середине» и, как правило, «скатываются» в ту или иную сторону, чаще всего — в пессимизм. Пока не вполне ясно, почему так происходит. То ли большинство из нас боится сглазить, то ли просто опасается разочарований, но большинство людей в той или иной степени оказываются пессимистами.

Но может быть, это не имеет большого значения? Это же всего лишь в голове! Однако исследования М.Селигмана показали — люди, которым свойственен оптимистичный взгляд на мир, более инициативны, более энергичны, реже впадают в депрессию, результаты их деятельности выглядят внушительнее, они производят лучшее впечатление на окружающих и, вообще, дольше живут, реже болеют, большего достигают в жизни.

Вот так, «всего лишь мысли» способны весьма серьезно влиять на всю нашу жизнь, и даже сделать ее счастливой или несчастной!

Мартин Селигман открыл еще одно важное психологическое явление. Он назвал его «выученной беспомощностью». Обнаружилось, что если человек считает какое-то событие или процесс неподконтрольным себе, независящим от своих усилий, он «опускает руки», перестает даже пытаться что-то изменить. Например, если человек нажимает кнопку своего этажа в лифте, а лифт не едет, то через 3–5 нажатий человек перестает пытаться и едет на другом лифте или идет пешком. Если ребенок никак не может научиться решать задачи по математике, и его за это ругают учитель и родители, он довольно быстро перестает даже пытаться что-то решать, а старается всеми доступными способами избегать выполнения математических заданий.

Исследования отечественных психологов показывают, что одной из профессий, в которых у специалистов часто наблюдается выученная беспомощность, является профессия учителя. Действительно, пытаясь повлиять на поведение какого-нибудь ученика, учитель может сталкиваться с тем, что желаемых изменений не происходит. Он пытается еще и еще раз, и наконец оставляет попытки. В каждом классе может быть несколько таких учеников, учитель начинает корить себя за неудачи, опасаться результатов проверочных работ, а иногда и задумываться, правильно ли он выбрал свою профессию. Усиливается пессимистичный взгляд на мир, который провоцирует еще и профессиональное выгорание.

Таким образом, мы видим, как важно именно педагогу быть оптимистом, сохранять уверенность в себе и энергию для решения возникающих профессиональных задач!

Как этого добиться? Психологи предлагают целый ряд рекомендаций.

1. Первая рекомендация прямо вытекает из того, что было сказано выше об оптимизме. Поскольку и пессимизм, и оптимизм прежде всего в мыслях, нужно приложить некоторые усилия, чтобы произвольно формулировать свои мысли в оптимистичном ключе (причины успехов приписывать себе, а неудач — обстоятельствам и так далее).

2. Визуализируйте (мысленно наглядно представляйте) свои будущие успехи и достижения. Как писал Дейл Карнеги: «Ведите себя так, как будто вы уже счастливы, и это приведет вас к тому, чтобы на самом деле стать счастливыми».

3. Мы не можем не думать, в нашей голове постоянно мелькают какие-то мысли и постоянно идет некоторый внутренний монолог. К сожалению, чаще всего он состоит в том, что мы осуждаем, критикуем других и самих себя. Попробуйте изменить «полярность» этих мыслей: вместо того чтобы осуждать и критиковать недостатки и ошибки, начните хвалить и поощрять хотя бы самые маленькие успехи и достижения (прежде всего свои собственные). Важно не столько то, что происходит вокруг, и что кто делает, сколько то, на чем вы фокусируете свое внимание. Кто-то мудрый сказал: если человек будет все время смотреть на тени, он никогда не увидит солнца!

4. Если вам трудно находить оптимистичные мысли вместо пессимистичных, воспользуйтесь приемом «Тик-Так», который предложил эксперт в области творческого мышления Майкл Михалко (Michael Michalko). Суть его в следующем:
* Определите и запишите все негативные мысли, мешающие вам достичь поставленной цели. Запишите их в графу «Тик».
* Расположившись поудобнее, тщательно изучите записи. Проанализируйте, насколько вы исказили существующее положение дел и чрезмерно преувеличили значение негативных мыслей и явлений.
* Замените каждую непроверенную негативную мысль на позитивную, объективно выверенную. Запишите это в графу «Так».
Например:
«Тик». Я никогда не смогу этого сделать.
«Так». Надо действовать шаг за шагом, нужно только начать. Не следует устраивать авралов.
«Тик». Я все раскручу, а потом провалюсь.
«Так». Не обязательно сразу получить безупречный результат. Я многое умею. Я могу себе представить, что буду чувствовать, когда все это закончится. У меня отличный послужной список. Надо сосредоточиться на работе, и тогда мой подход к делу будет эффективнее.
«Тик». Я не могу взять себя в руки. У меня недостаточный самоконтроль. Я не умею правильно распределять свое время.
«Так». Я должен(а) восстановить самоконтроль, ведь раньше мне многое удавалось. Просто надо лучше и больше работать. Я способен(а) контролировать себя не хуже, чем любой другой из моего окружения. Работа настолько важна, а результаты ее настолько ощутимы, что на данном этапе распределение времени — не такая уж большая проблема.

Отечественный психолог Владимир Ромек предлагает ряд упражнений, помогающих развить у себя навыки оптимизма (Я очень рекомендую прочесть книгу, написанную им вместе с женой: Ромек В.Г., Ромек Е. Тренинг наслаждения. — СПб.: Речь, 2004. В книге много полезных упражнений, обучающих навыкам оптимизма и получения удовольствия от повседневной жизни). Приведу лишь некоторые из них.

Упражнение «Переписанная автобиография»
За исключением редких экстремальных случаев, биография каждого человека включает как трудности и несчастья, так и удачи, радости и счастье. Напишите собственную биографию, оставив в ней только позитивные моменты, то есть такие события и обстоятельства, которые вам доставили удовольствие, радость или другие приятные чувства.
Пожалуйста, описывайте эти чувства как можно детальнее, используя ощущения разных модальностей. Не позволяйте себе «соскальзывать» на описание неприятных событий или ощущений, с ними связанных.

Упражнение «Мои успехи и мои неудачи»
Вспомните об одной вашей неудаче и об одной удаче. Безразлично, когда они случились, недавно или же очень давно. Попробуйте записать их в оптимистичной манере. Если рассказ получится все-таки пессимистичным, скорректируйте его и перепишите еще раз.

Пример:
Пессимистичный рассказ о неудаче
«Два месяца назад я выехал в гололед на недавно купленной новой машине. И ведь знал, что резину нужно было сменить на шипованную, но все откладывал и откладывал. В общем, не справился я с управлением, и, мало того, что свою машину разбил, так еще и чужой бок помял».

Скорректированный пересказ
«Два месяца назад сложилась очень неблагоприятная обстановка на дороге. Подморозило, и дорога превратилась в каток. На моей новой машине еще стояла летняя резина, и ею очень трудно было управлять. На особо крутом повороте машину занесло, но я сделал все возможное и сумел предотвратить серьезную аварию. Я лишь слегка задел чужую машину. Впредь буду внимательнее следить за сезонной сменой покрышек».

Упражнение «Дарить радость»
В течение недели постарайтесь доставить максимум приятных чувств окружающим вас людям. Используйте для этого всю доброту, которую вы в себе найдете. Поверьте, меньше ее от этого не станет. Не расстраивайтесь, если люди начнут пугаться и отказываться от удовольствия. Вам поначалу тоже будет непривычно.
Вы могли бы повторять такие «недели радости»? Как часто?

Теперь все британские дети обучаются по гениальным учебникам Розенталя, Ландау и Колмогорова

Источник

Педагогический оптимизм как необходимое качество хорошего учителя

Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей. Не только в младших классах, но и в средней школе учащиеся особенно требовательны к таким качествам своих учителей, как скромность и аккуратность в костюме.

Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.

У такого учителя учащиеся не получают глубоких и прочных знаний, и это приносит им большой вред. Хороший учитель требователен и вместе с тем справедлив.

Рассмотрим теперь более подробно профессиональный компонент педагогического авторитета. К нему относятся такие качества, как профессиональные знания, педагогический такт, стиль взаимодействия учителя и учащихся и др.

Во-первых, авторитетный учитель знает свой предмет. Он должен хорошо владеть методикой каждого предмета. Учащиеся любят учителей, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести, объяснить.

При разрешении воспитательных или учебных вопросов учитель не может пользоваться рецептами, шаблонными схемами и механически заимствованным опытом других учителей. Проявлением творческих способностей учителя в разрешении учебно-воспитательных вопросов и является педагогический такт. Педагогический такт невозможен без знания учителем своего предмета и педагогической науки, особенно возрастной и педагогической психологии.

Педагогический такт чисто профессиональное качество учителя.

Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания и проявляющаяся в творческой, педагогически оправданной изобретательности, находчивости, инициативности, в обдуманности действий, в самообладании, выдержке, в чутком и требовательном отношении к детям [27, 127].

Также необходимо заметить, что эти качества по-разному значимы для учащихся разного возраста. Авторитет педагога в глазах учащихся, как правило, имеет различные детерминанты в зависимости от возрастных особенностей развития личности.

В подростковом возрасте картина оказывается принципиально отличной: на данном этапе уже недостаточно одного только авторитета роли. Хотя за учителем, как правило, признается право на принятие ответственного решения в ситуации, значимых для класса в целом, и в условиях учебной деятельности. Психологические исследования (Кон И.С., Кузьмина Н.В. и др.) показали, что подростки более дифференцированно по сравнению с младшими школьниками подходит к оценке личности педагога и своих взаимоотношений с ним. Если при этом за учителем признается право на принятие ответственного решения в ситуации личной заинтересованности подростка и тем более в условиях вне учебной деятельности, есть все основания расценивать это как подлинный авторитет личности педагога.

В старшем школьном возрасте чаще всего проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счет уменьшения ориентации преимущественно на роль. Какие-то учителя оказываются авторитетными, а какие-то нет, несколько потому, что они учителя, а в силу авторитетности и ли не авторитетности их личности.

1.3 Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя

Самыми распространенными являются профессии, где предметом труда выступает техника. К нему относится все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, управлением: слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник, токарь, инженер-физик и д.р.

Вторым этапом становления истинного авторитета учителя является овладение педагогическим мастерством.

Во-первых, овладение слагаемыми педагогического мастерства происходит в специальных учебных заведениях. Процесс педагогической подготовки будущего учителя должен быть организован в последовательности, соответствующей закономерностям усвоения знаний и овладении умениями и навыками.

На первом этапе студенту необходимо получить достаточно теоретических знаний по психологии, педагогики, информации о педагогических умениях, об их содержании и структуре, о тех действиях и навыках, из которых они складываются, о путях и методах овладения ими. Этот этап должен претворять педагогическую практику, чтобы последнее не превратилась в путь проб и ошибок, и чтобы вследствие своей неэффективности не привела к разочарованию в возможностях педагогической деятельности. Это знакомство с психолого-педагогическими дисциплинами, в теории и практикой обучения и воспитания учащихся.

Итак, третий этап должен быть прямым предшественником завершающейся педагогической практики, цели которой специфичны: не сызнова начинать овладевать педагогическими знаниями и умениями, а шлифовать последние непосредственной практической педагогической деятельности, что в значительной степени облегчает период послевузовской профессиональной адаптации.

В процессе овладения средствами педагогической коммуникации можно выделить ряд этапов.

На первом этапе научения общению развивается способность к рефлексии, к осознанию собственного поведения в общении, внутреннего состояния личности и его внешних проявлении.

Третий этап предполагает развитие способностей не только к восприятию и установлению контактов, но обязательно и к активному педагогическому воздействию на учащихся, овладение способами этих воздействий.

В вузе формируются также и личностные качества необходимые будущему учителю. Это нравственная позиция на добро, эстетическое выражение и др.

Используя такой подход знакомства, следует помнить, что младшие школьники, характеризуют педагога по впечатлению от первой встречи. Причем нередко, один поступок, впрочем, как и один промах, абсолютизируются и могут создать устойчивое неправильное впечатление о старшем. Изменить его в дальнейшем будет трудно. Здесь можно легко приобрести авторитет и быстро его потерять. Поэтому условием успешного формирования авторитета является тщательное контролирование своего поведения, очень серьезные отношения к первой встрече, недопускание оплошности и ошибок, а если они случились,- честно признаться в этом [18, 100]. С первых моментов общения учителю важно не подчеркивать своих ролевых преимуществ, а сделать упор на личностной самопрезинтации. Психологи выделяют определенные этапы становления педагогического авторитета. На первом этапе учитель выступает, как источник необходимой информации. На этом этапе учитель в глазах ученика может оказаться в некоторой степени лишенным индивидуальности: его личностные качества могут не фиксироваться или даже восприниматься сугубо негативно, что однако, не умоляет его значимости как обладателя необходимых сведений. Подобные отношения во многом ситуативные: они складываются и реализуются лишь в условиях дефицита информации и разрушаются, если она в достаточном объеме оказывается доступной заинтересованному лицу.

На втором этапе он становится референтным лицом, к мнению которого школьники прислушиваются и учитываются при решении личных и групповых проблем. Этот тип отношений, в отличии от первой стадии становления авторитета, характеризуется “личностным виденьем”, “личностным развлечением”. В тоже время высокая референтность учителя не исключает возможности негативного отношения учащегося к нему как к личности. Несмотря на то, что отношение референтного учителя интерпретируемым фактом и обстоятельством играет роль своего рода ориентира в жизни, ученик нередко бывает не согласен с этой оценкой, не принимает ее как неоспоримо верную и порой может занять позицию, что называется “от противного”.

И только на третьем этапе он становится авторитетным. Эта стадия характеризуется качественно более высоким, чем на двух предыдущих этапах, уровнем значимости педагога для школьника. Авторитетному учителю авансируется доверие, его мнение признается изначально верно. Воспринимается как руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Такие отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную окраску.

Обретение педагогического авторитета в конкретном классе зависит то уровня развития группового сознания, сложившейся системы лидерства, от того, кто из ребят правит, бал и как складываются с ними взаимоотношения учителя.

В конечном итоге характер авторитетных отношений обусловлен тем, насколько полно и разносторонне раскрывается в педагогическом общении личность учителя, как он транслирует не только знания, но и личностные смыслы, делая достоянием учащихся незаурядность и богатство своей индивидуальности.

Итак, мы выяснили, что в формировании педагогического авторитета можно выделить два условия:

1. Правильный выбор профессии.

2. Овладение педагогическим мастерством:

а) в учебном заведении;

б) самовоспитание, самообразование (курсы повышения квалификации).

Основным средством поддержания авторитета среди учащихся является самовоспитание и самообразование, и только тот, кто сам постоянно учиться и совершенствует себя нравственно, имеет право учить и воспитывать других.

1. Авторитет педагога // Рабочий путь.-1988,-2окт.-с.1

3. Авторитет учителя // Парт. Жизнь.-1989, №8.-с.56

4. Андриади И.П. Истоки становления авторитета учителя //Школа и производство.-2001,-№8.с.2

5. Андриади И.П.Основы педагогического мастерства-М.: Издательский центр “Академия”,1999.

7. Березняк Е. Дети другие. А учитель? Откровенно об авторитете педагога.//Правда.-1987,-23 сентября.

8. Вавилов Ю. П. Специфика профессии учителя начальных классов //Педагогическое образование и наука.2002.-№1.с.33-35

9. Васильев.И. Идея и дело.//Учительская газета.-1987,18 августа.

15. Крупская Н.К. Педагогические сочинения.: В 10 Т.М,1959.Т.3.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *