Что такое педагогический проект
Педагогический проект и его структура
Педагогический проект и его структура
Новая модель аттестации руководящих и педагогических работников ОУ основана на компетентностном подходе. В структуре профессиональной компетентности работников одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными методами, в частности, проектной технологией.
Успешность проектной деятельности свидетельствует о способности педагога действовать в пространстве современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.
Для того, чтобы грамотно подготовить педагогический проект к защите, необходимо следовать определенным требованиям к составлению проекта
«Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:
Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;
Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;
Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.
А) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты.
Б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.
В) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.
Д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
2. Краткая аннотация проекта (не более 0,5 стр.)
3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).
4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. д.).
6. Ресурсы (временн ы е, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).
8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).
9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).
11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.
13. В приложениях к проекту можно представить:
структуру раздаточных материалов;
тематику /примерную структуру/ тираж/ объем публикаций/печатных материалов;
структуру/ перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;
примерную структуру/ объем/ методику/ инструментарий/ исследования;
тематику/ примерную программу/ аудиторию конференций/ круглых столов
Методические рекомендации «Педагогический проект — разработка, осуществление, результат»
Методические рекомендации
Педагогический проект: разработка, осуществление, результат
Являясь много лет экспертом по аттестации педагогических работников, сталкиваюсь с проблемой в разработке и оформлении педагогических проектов у педагогов детского сада, поэтому хочу поделиться моделью написания педагогического проекта, которая является методической разработкой по его написанию. Надеюсь, что она будет полезной в работе.
• Полное наименование образовательного учреждения
• Название проекта
•По доминирующей деятельности: (игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико-ориентированный).
•По количеству участников: (групповой, коллективный, парный, индивидуальный)
•Характер контактов: (среди детей одной группы, среди детей нескольких групп, среди детей дошкольного образовательного учреждения).
— долгосрочный (1 месяц- полугодие и дальше).
•Заявитель: дети (возрастная группа).
• Автор проекта: должность Ф. И. О.
2. Структура проекта.
•Проблема: описывается проблема, затронутая данным проектом.
Формулировка проблемы пойдет в цель проекта. (Методика Светенко Т. В «Зеркало инновационных преобразований в практике»)
Не сформированы представления о том, для чего нужна мама Дать представление о маме, ее важности и нужности, зачем она нужна
• Не достаточно материалов
• мало внимания дома,
• мало внимания уделено в программе в д\с и пр. • подобрать материал
• создать картотеку игр, стихов, произведений
• изготовить подарки и пр.
(проблема, целеполагание – организационный этап)
Разрабатываем проект, используя методику «трех вопросов:
Что мы знаем? Все ответы, которые дали дети
Что мы хотим узнать?
С помощью чего узнаем?
• Цель проекта: ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях в (педагоге) детях, появившихся благодаря реализации проекта.
• Задачи проекта:действия или шаги по достижении промежуточных результатов, направленных на достижение цели.
3. Этапы проекта.
1. Педагог (воспитатель)— раскрывает проблему.
2. Планирование деятельности.
— беседы (например, о геометрических фигурах);
— беседы (например, о цветах);
— изготовление игр; подбор имеющихся игр;
— обучение через дидактические, подвижные, пальчиковые игры, стихи, загадки,
— продумывание практической, экспериментальной деятельности;
— чтение книг, обращения к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события, занятия и т. д.
3. Родители – ищем информацию, работаем по созданию развивающей среды группы (по заданиям воспитателей, изготовление с детьми газет, листков, сочинялок и пр.
• ожидаемый результат
результат продукт
• оздоровительные То,что можно подержать в руках:
• методические рекомендации
• методическая разработка
На какие результаты вы рассчитываете? Что будет являться продуктом вашего проекта?
Результаты диагностики, анкетирования, экспересс опроса и т. д. • книга
4. Паутинка проекта.
По образовательным областям. (например)
Рифмопластика и т. д. Физическая культура.
Главное событие…. Художественное творчество.
Познание. Коммуникация. Чтение худож. литературы.
Труд. Музыка. Развивающая среда.
5. План осуществления проекта. (основной этап)
Режимные моменты Совместная работа педагога с детьми Совместная работа родителей с детьми Свободная творческая деятельность детей
• Пальчиковая гимнастика «…» и все виды деятельности, которые планируются … 1.
6. Ожидаемый результат:
Критерии оценки результатов по диагностике…
(прописывается конкретные знания и умения детей, которые вы хотите получить в результате работы над проектоми в соответствии с этим выставляете уровни развития: высокий, средний, низкий).
7. Продукт проекта:
8. Диагностика детей на начало работы по проекту.
Ф. И. ребенка Знание 8 цветов Знание 8 форм И т. д.
Диагностика детей на конец работы по проекту.
Ф. И. ребенка Знание 8 цветов Знание 8 форм И т. д.
9. Презентация проекта.
Обычно в конце проживания темы проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в настоящий момент – это и есть презентация.
• Ответы на вопрос «Что мы узнали?» (после окончания проекта) дают воспитателю понять чему научились дети.
• Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты.Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: «Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?»
• результаты каждого проектаобсуждаются вместе с группой:
— Узнали ли вы что-нибудь новое?
— Узнали ли вы что-нибудь что вас удивило?
— Какое из занятий понравилось вам больше всего?
Рефлексия по теме проекта организуется не только с детьми. но и с воспитателями.Воспитатель должен отвечать на вопросы:
Какие события в теме оказались наиболее удачными и эффективными для реализации поставленных задач?
Что нужно изменить или учесть в следующий раз?
Что удалось, что не удалось и почему?
(Описываются ответы на поставленные вопросы).
11. Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.
Негативные последствия Способы коррекции
Желаю всем успехов в педагогической деятельности!
2. Педагогическое проектировние. Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2011
Методические рекомендации к лэпбуку «Домашние животные» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 с. Кандры Муниципального района Туймазинский район Республики.
Методические рекомендации Методические рекомендации по содержанию центра природы в группах ДОО Содержание и оборудование центра природы в группах ГРУППА/ НАИМЕНОВАНИЕ.
Методические рекомендации «Обучение детей подвижным играм» Аннотация: Настоящие методические рекомендации разработаны на основе общих требований Федерального Государственного образовательного стандарта.
Методические рекомендации по использованию игровых технологий Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем.
Методические рекомендации по нетрадиционной технике рисования углем Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Хочу предложить вашему вниманию методические рекомендации.
Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.
Методические рекомендации «Скоро в школу» Методические рекомендации для родителей на тему «Скоро в школу» Если ваш ребенок умеет читать и писать, это не показатель того что он готов.
Методические рекомендации «Тренинг эффективного родителя» Актуальность: Стремление быть эффективным родителем на сегодняшний день является одной из актуальных тем в развитии детско-родительских.
Методические рекомендации по пластинографии Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное.
Памятка учителю Как разработать педагогический проект
КАК РАЗРАБОТАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
(памятка учителю)
Чистова Т.С.
04.03.2015.
Педсовет « Метод проектов
как средство формирования
В структуре профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников образовательных учреждений одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией.
Термин « педагогический проект » можно определить как:
1. Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;
2. Разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.
В приведенных определениях ключевыми являются:
специфика организации деятельности
Успешность проектной деятельности говорит о способности педагога действовать в русле современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.
Обоснование необходимости проекта
Цели и задачи проекта
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Рабочий план реализации проекта
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
Оценка эффективности реализации проекта
Дальнейшее развитие проекта
СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Обоснование необходимости проекта
Описание педагогической проблемы включает в себя анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы.
В результате анализа выявляются противоречия между имеющимся положением педагогической системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе.
Необходимо кратко охарактеризовать реальные потребности целевой аудитории и условия, которые предполагается изменить в ходе проекта для решения их проблем.
В проекте должна быть убедительно доказана актуальность выделенных проблем, обоснована значимость решения данных проблем для повышения эффективности педагогического процесса.
Важно указать значение решения этих проблем для образовательного учреждения, показать, что их решение соответствует государственным приоритетам в системе образования.
Цели и задачи проекта
Формулирование целей проекта предполагает раскрытие сути задуманного проекта , направленного на решение выявленных проблем.
При постановке задач определяется последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации в соответствии с целью.
Педагог указывает, какие образовательные, воспитательные и социальные задачи будет решать на протяжении реализации проекта.
Цель и задачи проекта должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени.
В этом пункте указывается основная целевая аудитория (участники) проекта, а также критерии их отбора.
Подробно описывается качественный и количественный состав целевых групп, с которыми педагог будет работать в рамках проекта.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Деятельность по проекту должна способствовать решению каждой из поставленных задач проекта.
При выборе стратегии и подходов достижения поставленной цели необходимо обосновать выбор способов решения проблемы, при этом можно использовать как уже разработанные и апробированные способы решения проблем в различных комбинациях, так и модифицированные способы решения сходных проблем.
По сути, выбор методов предполагает описание мероприятий, которые необходимо организовать и провести для решения задач проекта.
Так, педагог определит способы участия в проекте целевой аудитории (учителей, учащихся, родителей, попечителей).
Педагог продумывает план организации работы по проекту, определяя логическую цепь своих действий.
Педагог определяет исполнителей деятельности по проекту (тех, кто будет задействован в ее выполнении); благополучателей (тех, кто будет потребителями каждой конкретной услуги).
При этом, автор проекта должен оценить наличие необходимых ресурсов (материальных, информационных, кадровых, технических и др.).
Если в проекте запланировано проведение мероприятий — тренингов, семинаров, занятий и т.п., необходимо описать каждое из них, указав, цель и планируемый результат, на сколько человек оно рассчитано, временной формат мероприятия, предполагаемое место проведения, количество тренеров (в том числе и из каких организаций они будут приглашены), приложить предварительную программу мероприятия.
Рабочий план реализации проекта
Рабочий план представляет собой план-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием предполагаемых дат и ответственных за их проведение.
Предполагаемая дата проведения мероприятия
Место проведения мероприятия
Ответственный за выполнение
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
Краткосрочные результаты — те итоги, которые получают непосредственно по окончании проекта.
Долгосрочные – результаты, которые могут появиться в перспективе, через некоторое время после завершения проекта.
Уже на стадии написания проекта педагог должен выделить ожидаемые краткосрочные и долгосрочные результаты своего проекта, по которым можно будет судить об успешности его реализации.
Результаты планируются путем соотнесения их с поставленной целью и задачами проекта. Например, к результатам проекта можно отнести:
вид, количество и объем печатной продукции;
количество новых методик или технологий, внедренных в рамках проекта ;
кол-во непосредственных получателей услуг (например, участников тренинга);
разработка новых процедур, облегчающих или улучшающих учебно-воспитательный процесс;
апробирование новых методик и пр..
Оценка эффективности реализации проекта
Описание количественных и качественных показателей достижения результатов и способов диагностики
При планировании проекта важно выявить свидетельства, данные и показатели, которые подтвердили бы, что поставленная в проекте задача выполнена.
При описании показателей повышения эффективности деятельности укажите данные, позволяющие судить о степени эффективности, а также значимости выполнения планируемых работ по проекту (например, предполагаемые технологические достижения; высвобождение времени учащихся для творческого развития личности; снижение конфликтов, рост успеваемости учащихся и т.д.).
Методы оценки успешности/эффективности.
Методы оценки – это способы сбора данных по каждому из ожидаемых результатов проекта, которые позволят определить, в какой степени достигнут ли тот или иной результат проекта.
Самым распространенным методом является анкетирование благополучателей (целевой группы) до и после обучения или участия в проекте.
Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска
Педагог оценивает возможные риски, которые могут повлиять на реализацию проекта.
Проводится качественный и количественный анализ рисков и условий их возникновения.
Качественная оценка риска определяет степень его важности, количественный анализ позволяет установить вероятность возникновения рисков в проекте.
На основе анализа осуществляется выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.
Дальнейшее развитие проекта
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.
Укажите, каким образом результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в образовательном учреждении, другими организациями в регионе, в других городах. Какими способами планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту и как будет учитываться обратная связь.
В качестве критериев оценки педагогического проекта можно выделить:
значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно-воспитательного процесса в частности;
корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий;
адекватность показателей оценки эффективности проекта ;
соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема- цель-задачи-метод-результат.
значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.
В приложениях к проекту можно представить:
• структуру раздаточных материалов;
• тематику, примерную структуру, тираж, объем публикаций, печатных материалов;
• структуру, перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;
• примерную структуру, объем, методику, инструментарий исследования;
• тематику, примерную программу, аудиторию конференций, круглых столов;