Что такое педагогика макаренко

Педагог А.С. Макаренко: его идеи и методики воспитания детей

Что такое педагогика макаренко. Смотреть фото Что такое педагогика макаренко. Смотреть картинку Что такое педагогика макаренко. Картинка про Что такое педагогика макаренко. Фото Что такое педагогика макаренко

Чтобы грамотно воспитать человека в любом обществе, важно понимать принцип интегрирования его в систему жизнедеятельности. Я стал замечать, что отказ от идеологических норм поведения в современном обществе ведут к регрессу института воспитания. Макаренко одним из последних, а ушел из жизни он 80 лет тому назад, пытался структурировать в образовательном и трудовом процессе методику воспитательных процедур. Личность человека может быть абсолютно свободной в закрытой системе и наоборот резко ограничена в развитии при номинальной демократии. Макаренко педагогические идеи разрабатывал и применял на практике, работая в колонии несовершеннолетних преступников, которые под его руководством стали здоровыми и полезными обществу людьми.

Кто такой Макаренко?

Антон Семенович Макаренко поклонник марксистко-ленинской теории, практик, публицист и просто неординарный человек. Мы не раз слышали это имя в медийной сфере, в программах про воспитание, фильмах про детей и в исторических передачах. Макаренко и его педагогические идеи применимы и в наши дни, они адаптивны под систему власти.

Родился он в 1988 году, на территории Харьковской Губернии, жил и трудился близ Полтавы, работал на первых порах учителем, а затем директором колонии для несовершеннолетних детей, которые были направлены туда за различные проступки в постреволюционный период. Является автором книг «Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Флаги на башнях» и многих других.

Что такое педагогика макаренко. Смотреть фото Что такое педагогика макаренко. Смотреть картинку Что такое педагогика макаренко. Картинка про Что такое педагогика макаренко. Фото Что такое педагогика макаренко

Вклад Макаренко в педагогику

Базисной мыслью великого воспитателя стала идея объединения людей через коллективизм. В угоду времени личность могла развиваться через активное участие в жизни общества и трудового коллектива. В процесс воспитания человека, как единицы этого коллектива, стали прописываться основные педагогические идеи Макаренко.

Антон Семенович за пятьдесят один год своей жизни смог совершить революцию в процессе воспитания молодых людей, его практические примеры являются основой большинства программ в образовательных и воспитательных учреждениях. Позже это удалось обработать, упорядочить и соединить в методических пособиях по педагогике.

Основные педагогические идеи Макаренко

В основу своих методик Антон Семенович заложил принцип параллельного действия. Суть его проста, но и одновременно сложна в понимании. Человек должен являться центральной точкой развития общественной и его собственной жизни, а также стать важнейшей составляющей трудового коллектива. Он выступает творцом успеха во всех аспектах его жизнедеятельности, а принципы и нормы закладываются учителями на первом этапе воспитательного процесса. Так учили нас и наших предков, что сейчас происходит в школах, этого сказать точно не могу.

Что такое педагогика макаренко. Смотреть фото Что такое педагогика макаренко. Смотреть картинку Что такое педагогика макаренко. Картинка про Что такое педагогика макаренко. Фото Что такое педагогика макаренко

Человек должен с раннего детства играть в жизнь, но с максимальной ответственностью и уважением к другим участникам процесса, чего не наблюдается в современном обществе. Кратко свои идеи Макаренко выделял через коллектив:

Что такое педагогика макаренко. Смотреть фото Что такое педагогика макаренко. Смотреть картинку Что такое педагогика макаренко. Картинка про Что такое педагогика макаренко. Фото Что такое педагогика макаренко

Педагогические идеи Антона Семеновича рассматриваются через призму соблюдения режима, трудового распорядка дня, организации активного отдыха. Через творческую составляющую происходит развитие личности в человеке, его индивидуальные успехи внутри коллектива способствуют росту веры в свои силы и раскрывают оптимально имеющийся потенциал.

Основные идеи Макаренко заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Профессионализм педагога должен заключаться в умении подводить от частностей к общему, точечно и конструктивно. Я понимаю методики легендарного учителя, как умение через конкретные задачи подключать у ребенка максимальный интерес к общественно-полезной жизни.

Источник

Принципы воспитания Макаренко

Вы будете перенаправлены на Автор24

Характеристика педагогической системы А. С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко (1888-1939 гг.) – советский писатель и педагог, крупнейший теоретик педагогического образования.

А.С. Макаренко является автором стройной педагогической системы. Методологической основой, разработанной системы, является педагогическая логика, определяющая педагогику как практически целесообразную науку. Исходя из данного определения, возникает необходимость выявления закономерности соответствия поставленной цели, подобранных средств и полученных результатов воспитания.

Творчество А.С. Макаренко противоречило сталинской педагогике, основной целью которой было воспитание человека-винтика в большой социальной машине. В то время как педагогика А.С. Макаренко, напротив, отражала идеи воспитания самостоятельного и полноценного члена общества, имеющего свое мнение и свою точку зрения.

Теоретические идеи А.С. Макаренко приобрели популярность и признание во всем мире. На сегодняшний день они также являются востребованными и актуальными.

Цели и задачи системы воспитания А.С. Макаренко заключаются в том, что основной акцент необходимо делать на традиции, нормы, ценности и обычаи того коллектива, в котором растет и развивается ребенок.

Большое внимание А.С. Макаренко уделял методике организации воспитательного процесса. Им была разработана и подробно описана методика параллельного воздействия коллектива на личность ребенка и ребенка на общее развитие коллектива.

Основной целью коллектива, согласно А.С. Макаренко, является совокупность целей всех входящих в него членов.

Задача образовательной организации состоит в воспитании коллективиста.

Одним из основных факторов воспитания, в педагогической системе Макаренко, является труд. Именно трудовая деятельность максимально направлена на развитие и умение организовывать и планировать свою работу, бережно относится к орудиям производства и продуктам труда.

Готовые работы на аналогичную тему

Основы педагогики А. С. Макаренко

Основу педагогики А.С. Макаренко составляют следующие компоненты:

Воспитание детей в коллективе. Под коллективом понимается контактная группа детей, объединенная общей целью, деятельностью, органами управления и имеющая связь с окружающим обществом.

Помимо детского коллектива большое значение имеет и педагогический коллектив, под которым А.С. Макаренко понимал объединение детей и взрослых. В качестве органов управления выступают не только взрослые, но и сами дети.

Дисциплина и режим. А.С. Макаренко иначе понимал «дисциплину», в его педагогике она являлась не методом и не средством воспитания, а результатом. Логика дисциплины состоит в требовательности коллектива, к каждому его члену. Если личность сознательно вступила в коллектив, то она должна принять то, что его интересы ставятся выше личных.

Режим – это одно из основных средств воспитания, имеющее ряд обязательных свойств.

Свойства и требования к режиму, согласно педагогике А.С. Макаренко:

Трудовое воспитание. Основой всей системы воспитания А.С. Макаренко является труд. Обязательно участие каждого воспитанника в производственном труде. Воспитание без участия в труде – не возможно. С этой целью при коммунах, организованных Макаренко, был открыт Индустриальный Техникум, в котором дети трудились по 4 часа в день. Основной принцип организации коммуны – самоокупаемость.

Проблема семейного воспитания. Большое внимание А.С. Макаренко уделял проблемам воспитания в семье. Им было написано и прочитано много лекций о родительском авторитете, дисциплине, трудовом и половом воспитании и т.д.

Принципы воспитания по А. С. Макаренко

Система воспитания А.С. Макаренко опиралась на ряд принципов, которые также были выделены и описаны самим Макаренко:

Особое внимание в своей педагогической практике и попытках ее теоретического обобщения А.С. Макаренко уделял роли воспитателя в педагогическом процессе, считая, что, лишенный своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, воспитатель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Он считал, что наказание, ущемляющее честь и достоинство личности, действительно портит человека. Но наказание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, способствующее защищенности личности от насилия, справедливо и необходимо.

Источник

Макаренко: как самоучка изменил педагогику

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Мифический образ Макаренко

Что такое педагогика макаренко. Смотреть фото Что такое педагогика макаренко. Смотреть картинку Что такое педагогика макаренко. Картинка про Что такое педагогика макаренко. Фото Что такое педагогика макаренкоПедагогика Антона Семеновича Макаренко относится к числу тех любительских экспериментов, авторам которых, действовавшим по зову души и наитию, удалось добиться профессионального признания и вывести свою работу на высоту педагогической теории. Фребель, Песталоцци и Монтессори на Западе и Ушинский, Рачинский, Макаренко у нас — талантливые самоучки, «неформалы», как мы бы сказали теперь. Каждый занимался с детьми за рамками или же на полях массовой школьной системы, иногда в условиях, признаваемых большинством неблагополучными и бесперспективными, добиваясь при этом поистине воодушевляющих результатов.

Предметом заботы Антона Семеновича были беспризорники, проблема которых стояла остро в Советской России 1920-х, по окончании Гражданской войны. Это, равно как формула детской коммуны, вместе с антуражем времени — приливом энтузиазма по поводу строительства «новой советской действительности» — создало общее представление о Макаренко как о функционере-коммунисте, авторитарном деятеле, сумевшем как-то при помощи М. Горького и НКВД «перековать» бывших малолетних бандитов и воров в общественно полезную массу и заслужить таким образом лавры корифея сталинской коллективистской муштровки. Но правда в том, что А. С. Макаренко плохо ладил с официальной системой, не был членом ВКП(б), был очень живым человеком, то и дело показывал крутой норов перед бюрократией, многократно критиковался в советской прессе, подвергался гонениям, едва не попал под расстрельное дело «троцкистов», вёл коммерческие отношения с зарубежными лицензиарами, отвечал перед банками по огромным по тем временам кредитам, с воспитанниками был гуманен, входил в личные обстоятельства каждого, будучи как бы приемным отцом для сотен и тысяч детей, помогал в обустройстве их взрослой жизни, писал книги, в которых отсылки к Библии встречаются не реже упоминаний трудов большевистских вождей, и, наконец, скончался странной скоропостижной смертью в подмосковной электричке 1 апреля 1939 г.

В послевоенные годы по политическим причинам работы Макаренко оставались в забвении. Возвращение интереса в 1970-е произошло неожиданным образом: Макаренко высоко оценили за рубежом, и через посредство западноевропейских исследователей наследие Антона Семёновича перечли вновь. «Марш 30-го года», «Педагогическая поэма», «Книга для родителей» и «Флаги на башнях» — произведения, по своему содержанию и историческому фону, казалось бы, далеко отстоящие от современности, сумели подсказать что-то важное общественному воспитанию, испытывающему недостаток солидарности и воли. Во многих странах, прежде всего в Германии возникли Макаренковские общества и ассоциации, одни за другими следовали запросы, командировки, приглашения. В СССР оставались родственники, ученики и последователи Антона Семеновича.

Педагогика Макаренко — в чем суть?

О чем педагогика Макаренко? В первую очередь, она о качествах настоящего человека. Не коммунистического адепта — благопристойно ровного, конформного, идейно выдержанного пионера и комсомольца, но бурлящей молодой души, которая любит и борется, рискует и берет на себя самые трудные задания. На показатели успеваемости Антон Семёнович смотрел сквозь пальцы, монотонным классным занятиям предпочитая живое течение отношений, деловых ситуаций. «Главная беда школы, — говорил он, — дисгармония между бушующими, сильными, горячими натурами детей в 12-14 лет и скукою детского коллектива». Год за годом на протяжении детства и отрочества преподается всем одинаковый предметный курс, тогда как, по мнению Макаренко, «многим нужно дать только обычную грамотность — не больше, как за четыре класса, другим — грамотность семилетки, третьим знания специального техникума, четвёртым общее среднее образование с установкой на вуз».

Детский труд

В бывшей исправительной колонии Антон Семенович создал два высококлассных предприятия. Одно по австрийской лицензии производило ручные электродрели, первые в СССР, другое — компактные любительские фотоаппараты марки «ФЭД» по германской лицензии, страшно популярные среди соотечественников. Для своего времени это был настоящий прорыв. Школьники своими руками создавали передовую технику, получали квалификацию, зарабатывали средства, обустраивали быт, получали возможности для поездок, досуга, общения. «Стартап» Макаренко прекрасно справлялся со своим педагогическим назначением, являясь своего рода фабрикой характеров.

Минимум порядочного человека

Как человек из народа, Макаренко смотрел на педагогику просто, строя её на природных началах, опираясь на традиционное для русского человека, то есть на христианское в целом, понимание добра, дружбы, служения, долга. Коллективизм его не есть революционный и классовый, но естественный: так всегда учили думать о Родине, об общине и близких, а потом о себе. Он не признавал интеллигентской сентиментальности, корпящей над ребёнком, исследований под лупой с разных сторон, выстраивания бесконечных психологических концепций о детстве, за чем выпускались из виду элементарные воспитательные задачи. Ему представлялось нежизненным так называемое «свободное воспитание», выше всего ставившее индивидуальность и боявшееся как-нибудь стеснить ребенка в его выборе. Подобный подход Макаренко называл сюсюкающим. Большинство положительных качеств характера и норм поведения, по его мнению, были едины. Любому ребенку вне зависимости от личных особенностей надлежало привить минимум порядочного человека и гражданина. «Для меня не возникало вопроса: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, я ли должен воспитать труса. Здесь я предположил «стандарт», что каждый должен быть смелым, мужественным, трудолюбивым, патриотом», — говорил Макаренко. Его педагогика исключала долгие объяснения и морализаторские уговоры, но заражала задором и напоминала своего рода спортивную тренировку.

Педагогическая гигиена

Профессиональные замыслы Антон Семенович простирал широко, думая даже о педагогизации целого общества, ставя цель передать воспитательную технологию в форме простейших, общедоступных рекомендаций и упражнений. Он хотел, чтобы необходимый воспитательный минимум смогло выполнить большинство родителей и учителей, а «педагогическая гигиена» утвердилась бы в обществе не меньше гигиены бытовой и медицинской. Педагогические нюансы бесчисленны, но основания душевного здоровья, правила общежития универсальны, распространяются на людей образованных и необразованных, представителей разных сословий и наций, верующих и неверующих, обитателей городов и деревень, умещаясь в небольшой по размерам воспитательный кодекс.

Прогресс однобок. Вот уже несколько веков человечество обустраивает себя с технической и материальной точек зрения, тогда как «физика душ» и «техника взаимоотношений» являют пример отсталости, кустарности. Современность то и дело наталкивается на человеческий фактор: на проявления нечестности, лени, эгоизма. Совершеннейшие, дорогостоящие системы, плод цивилизационного гения, приходят в негодность и переживают катастрофы, экология разрушается из-за того, что человек ведет себя безответственно. Из-за ошибок в воспитании и эгоизма распадаются семьи, коллективы. Овладей мы способностью закалять души и отсекать с раннего возраста недостатки, окружающая обстановка была бы иной, более гармоничной.

«Возьмем привычку к чистоте, к точности. Не нужно никакого индивидуального подхода к этому вопросу. Вы создаете общие условия, создаете ежедневный опыт. Они со дня на день умываются, чистят зубы, моют ноги и уже не могут не умываться ежедневно. Какая особая хитрость для этого нужна? Никакой», — в этом система Макаренко перекликается с системой Ушинского, который также рекомендовал начинать с выработки у детей устойчивых привычек: «Воспитание, которое целиком оценило важность привычек и сооружает на них свое здание, сооружает его крепко». И по сей день критика Антоном Семеновичем Макаренко «культа индивидуальности» оказывается актуальной и меткой. Необходимость предпринять что-то против педагогического безволия, нерешительности, заискивания очень остра.

Авторитет взрослого

Тирания, жестокость не были свойственны воспитательному стилю Макаренко. Он мог быть строг, но искал личной преданности не себе, а преданности общему делу. В коммунах действовал своеобразный демократизм самоуправления. Случалось, что общее собрание воспитанников выносило решение, расходящееся с мнением Антона Семеновича, а то даже и лишало своего лидера слова.

Вот мысли Макаренко по поводу «авторитета страха» и «авторитета дистанции, чванства», страстно им порицаемых: «Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно дает безвольных, трусливых, ленивых, забитых, “слякотных“, озлобленных, мстительных и, что нередко, самодурствующих детей. Нельзя также становиться подальше от детей, “чтобы они лучше слушались“. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость».

Родитель, наставник, считал Макаренко, должны быть связаны с ребенком детско-взрослой общностью, отношениями взаимной ответственности. Тогда взрослый получает право требовать; дети же легко, без обид соглашаются на взрослое лидерство. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, — писал Антон Семенович, — требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не любите, никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения».

Общее дело

Свобода, любовь, уважение, гуманность… Как часто этими словами прикрывают обыкновенную педагогическую леность, соглашательство с любой, как говорит Антон Семенович, «слякотностью», с самыми примитивными движениями души! Что же, по-вашему, более гуманно: вывести к пониманию красоты и благородства поступков или оставить человека «на полную свободу», другими словами, на волю неразвитости? Свобода мало стоит, пока человек не знает, к чему ее применить. Соедините детей в группу и предоставьте их самим себе — от скудости опыта, неумения занять себя поведение их будет скучно и заполнено глупыми спорами. Разве это свобода? Наоборот, вмешайтесь, внесите в среду их стремление, подайте пример дела или игры — и они подхватят, приложат свой интерес, смекалку и ловкость, почувствовав в этом себя по-настоящему свободно.

Так появляются основания для уважения. Трудно уважать человека «вообще», но определённо — за добрые качества и достижения. Столь распространенные ныне тупики взаимоотношений с бесконечной тревогой о собственной независимости, с обидами и спорами о правах, нервозностью, подозрениями по поводу посягательств на свободу и чувство достоинства возникают сплошь по одной причине: отсутствия общего дела и увлечения. Где заняты чем-то серьезным, значительным, там некогда предаваться самолюбию.

Как можно больше уважения и как можно больше требований

Гуманность, соединенная с требовательностью — парадокс? Вовсе нет. О каждом своем подопечном, включая трудных детей, Макаренко имел гипотезу: каким этот ребенок, конкретные мальчик или девочка, может стать в лучшем своем развитии, при тщательной и верно устроенной педагогической поддержке. Это было названо методом перспективных линий. Воспитатель апеллирует к лучшему «я» детей, дает поручения, сообщает знания, опыт с полной серьезностью и уверенностью в том, что обладателю высокого человеческого достоинства по плечу решать самые серьезные задачи. Общий девиз макаренковской педагогики: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к нему». В. А. Сухомлинский, в некоторых моментах не соглашавшийся с коллегой, свидетельствовал глубокую симпатию к Антону Семеновичу и к его всегдашней готовности сражаться за добрый образ своих воспитанников: «Люблю его за гуманность, подлинную требовательную гуманность, за глубокую веру в человека».

Основатель считал свой педагогический метод универсальным. К домашним детям тот был применим в той же мере, что и к беспризорникам. В 1930-е сирот и детей улицы в СССР стало меньше, и детские трудовые коммуны в Харькове и Броварах под Киевом стали принимать на перевоспитание трудных детей из семей. Неумелые родители, изрядно запустив дело воспитания своих подростков, обращались к Антону Семёновичу с последней надеждой.

«Верю в тебя, что ты можешь сделать», — эти слова творят чудеса. Сегодня мы часто жалуемся, что наши семьи испытывают дефицит понимания и жизненной энергии, что наше родительское воздействие на детей — бессистемно и пресно, что школа устранилась от воспитательных задач, а ложно понятая социализация плодит индивидуалистов-потребителей… И если мы ищем помощи в разрешении этого узла проблем, то опыт Макаренко ничуть не устарел. Если мы хотим в корне менять ситуацию, нам нужен такой же настоящий, яркий подвиг, напоминающий подвижнические усилия А.С. Макаренко и его последователей.

Например, потому что в статье совершена попытка отделить Макаренко от коммунизма, что, как бы, нонсенс. Макаренко именно что во всех своих произведениях делает акцент на том, что ему выпала задача воспитать нового коммунистического человека, именно коллективиста революционного и классового (точнее, бесклассового), но никак не абстрактного порядочного человека с упором на христианские принципы.
В книге для родителей он пишет, что там где в дореволюционной России о добре начинали говорить батюшки, сразу же наступала тотальная скука.
А вот пример его ссылки на Библию:

Отдельные детали этой системы не просто соседствуют, они логически связаны, они поддерживают друг друга, и вредное значение всей системы гораздо
больше просто математической суммы отдельных пережитков.

Может казаться, что от этой старой нормы у нас ничего не осталось. На самом же деле остался моральный опыт, вековая традиция поведения. Все это продолжает жить в нашем обществе в качестве сложного и скрытного пережитка, истинная сущность которого не всегда очевидна и иногда кажется даже революционной.

Христианская религия существует около двух тысяч лет, и за это время не
так уж много было людей, которые серьезно могли верить в троичность
божества, или в непорочное зачатие, или в грехопадение прародителей. А
если даже и пытались верить, то едва ли сомневались в настоящей сущности
служителей культа в условиях эксплуататорского строя. И в литературе, и в
народном творчестве нет, кажется, ни одного образа, изображающего
церковников в виде, вполне адекватном их официальной святости.

Могу ли теперь я убрать комментарий со словом «бред» и показывать Ваш критический отзыв автору без обидных определений?

Источник

Педагогическая система А.С. Макаренко

А.С.Макаренко – великий педагог, посвятивший свою жизнь воспитанию ребят в детской колонии. Ему удалось превратить место заключения в самостоятельную коммуну, которая не только полностью обеспечивала себя, но и отдавала часть заработков государству.

В 1988 году А.С.Макаренко был признан ЮНЕСКО одним из лучших педагогов мира. Правда, его методику часто критиковали, называли антисоветской, негуманной (в числе строгих критиков была и Н.К.Крупская), но достигнутые результаты говорят о многом. В чем состоял секрет А.Макаренко, и где сегодня применяется его система?

В послевоенное время страна стонала от беспризорников и малолетних преступников. Они были настолько испорчены, что уже не могли приспособиться к жизни в нормальном обществе. Таких детей поселяли в колонии. Нередко родители приводили в колонию-поселение трудных подростков, с которыми не могли справиться самостоятельно.

Колония А.Макаренко насчитывала до 600 человек. Но дисциплина в коммуне царила настолько жесткая, что педагог вскоре почти отказался от помощи воспитателей и везде поспевал сам. Он был уверен: дети встанут по звонку, заправят постели, умоются, вымоют пол и т.д. Кстати, в сутки в колонию приходило до 4 правительственных делегации, поэтому уровень чистоты был наравне с больничным.

Как же сегодня, спустя столько лет, обстоят дела с воспитанием сирот? Несмотря на цивилизованность современного общества, в нем по-прежнему существуют и детские дома, и колонии для малолетних преступников. Но если у А.Макаренко дети, взрослея, получали работу и обеспеченное благополучное будущее, то ситуация с воспитанниками нынешних детдомов очень сложная.

Менее 50% из них находят работу, устраиваются в жизни и обзаводятся семьями. Остальные, по статистике, либо уходят в криминал и рано или поздно попадают в тюрьму, либо становятся людьми с низкой социальной ответственностью, алкоголиками, наркоманами.

Чтобы увидеть разницу, стоит отметить, что среди практически трех тысяч воспитанников коллективов А.С. Макаренко не известно ни одного рецидива. Многие исследователи судьбы выпускников также с уверенностью отмечают, что «они были счастливыми людьми»

Почему так происходит? Можно ли сегодня применить макаренковский метод воспитания малолетних преступников и ребят из детских домов?

В чем состоял метод А.Макаренко?

Основой своего метода А. Макаренко называл трудовое воспитание. Правильная организация быта, социальной среды и условий труда положительно влияет на моральный облик и нравственность воспитанников.

Педагог отмечал: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы».

Производительный труд детей для А. Макаренко был частью обучения и воспитания. К формированию человеческой личности он подходил как к технологическому процессу. Известный педагог был уверен: психика любого человека включает в себя составляющие, которые можно было «автоматизировать», т.е. воспитывать на общих основаниях. В то же время личность содержит и мелкие «детали», требующие скрупулезного индивидуального подхода педагога.

Трудовое воспитание и было тем автоматическим процессом, который формировал дисциплину, учил жить в коллективе и учитывать потребности и права других людей. В том, что методы А. Макаренко прекрасно подходили для тех воспитанников, в окружении которых он находился, доказывают результаты.

Дети обустроили натуральное хозяйство, чтобы иметь возможность себя прокормить. Впоследствии было налажено производство электродрелей и фотоаппаратов «Лейка» в промышленных масштабах. Прибыль позволяла воспитанникам получать зарплату, содержать театр, поддерживать вновь поступивших и выпускников, а также отдавать часть прибыли государству. Когда подростки выпускались из колонии, они имели профессию и фактически были мастерами своего дела.

Таким образом, в основе было «дело», труд. Но система А.Макаренко не могла бы существовать без других составляющих:

• Коллектив. Обитателей колонии наставлял не педагог, а старшие воспитанники, составлявшие ядро коллектива. Они объясняли вновь прибывшим правила поведения, «отесывали» их, делали частью коммуны. Отряды в колонии состояли из воспитанников разного возраста. Такая система позволяла старшим наставлять младших и защищать их при необходимости.

• Самоуправление. При наличии здорового коллектива педагог считал возможным доверить воспитанникам самоуправление. Как показала практика, такое решение было наилучшим. Дети учились самостоятельности и ответственности.

• Правила и ритуалы. Соблюдению ежедневных ритуалов и наличию правил в коммуне А. Макаренко придавал большое значение, считая их основной воспитания. Ежедневно вставать в одно и то же время, умываться, убирать за собой, не толкаться, маршировать в строю – все это элементы ритуалов, которые формировали безукоризненную дисциплину. Правилам подчинялись абсолютно все воспитанники.

Система А. Макаренко со стороны может показаться жесткой, основанной на военных принципах. Но в условиях СССР, который только начал свое существование, она была единственной рабочей системой, способной удержать будущее поколение от моральной пропасти.

Взгляд из современности

Сегодня к воспитанию детей подходят по-другому. Детский труд официально запрещен, а приоритетом в педагогике считается индивидуальный подход, учитывающий особенности личности ребенка.

В стремлении развить творческие способности малышей родители и педагоги часто забывают о естественных вещах, таких как бытовые навыки и дисциплина. В результате появляется опасность вырастить детей беспомощными, неприспособленными к жизни в обществе.

В связи с этим в современном обществе методы А. Макаренко, как ни странно, прижились не в педагогике, а в бизнесе, в котором требуется слаженная работа участников, и существуют жесткие рамки ответственности. Воспитание новых сотрудников более опытными, зависимость размера заработной платы служащего от общей заработной платы компании, корпоративная культура и самоуправление – элементы практически всех корпораций.

Тем не менее, некоторые методы А. Макаренко неплохо было бы вернуть в современные школы и даже семьи. Распределение элементарных обязанностей между учениками или членами семьи, несложные поручения, выполнение которых малыши и подростки должны контролировать сами, – один из лучших способов научить детей ответственности и приучить их жить своим умом.

Индивидуальный подход, безусловно, нужен для развития умственных и творческих способностей, но труд, дисциплина и умение брать на себя ответственность тренируют волю, без которой успеха в жизни добиться сложно.

Очень впечатлила в свое время книга Виктора Авдеева «Ленька Охнарь».

Я бы ее в школьную программу включил с обязательностью к прочтению. вместо совершенно ебанутых для школьников «Войны и Мира» и «Преступления и наказания»

Ответ на пост «Важно слышать своих детей»

Пффффф, поддержи мой вискарик.

Ах, да, пока все это происходило, ворона сожрал дворовый кот.

Что такое педагогика макаренко. Смотреть фото Что такое педагогика макаренко. Смотреть картинку Что такое педагогика макаренко. Картинка про Что такое педагогика макаренко. Фото Что такое педагогика макаренко

Это другое

Дед воспитывает своих внуков

Что такое педагогика макаренко. Смотреть фото Что такое педагогика макаренко. Смотреть картинку Что такое педагогика макаренко. Картинка про Что такое педагогика макаренко. Фото Что такое педагогика макаренко

Дед воспитывает своих детей.

Что такое педагогика макаренко. Смотреть фото Что такое педагогика макаренко. Смотреть картинку Что такое педагогика макаренко. Картинка про Что такое педагогика макаренко. Фото Что такое педагогика макаренко

Моя «правильность»

Хочу обсудить короткую историю одного молодого человека с консультации.

«Когда я был маленький, я скопил несколько тысяч рублей подарочных денег. Как-то раз я пошёл гулять и потратил несколько сотен на жвачки и конфеты. При этом я купил их не себе, а разделил с друзьями, которых изначально хотел угостить. Мне было приятно делиться. Когда же я пришёл домой, мама спросила:

– На что ты потратил деньги? На конфеты? Ты не умеешь ими распоряжаться.

После чего забрала все мои деньги. Такая же история повторилась со мной ещё дважды, когда через пару лет я снова скопил немного личных денег».

Какое убеждение укрепляло в ребёнке подобное отношение? Моя версия:

– Я не могу принимать решения самостоятельно. Я должен сначала хорошо подумать, правильно ли я поступаю. А ещё лучше уточнить у кого-то, насколько правильна моя «правильность».

Это убеждение условной любви к себе, которое потом отразилось на других проблемах молодого человека. Собственно, ко мне он обратился, когда жена ушла от него, но он не мог отпустить её, при том, что уже сам не испытывал сильных чувств. Он не мог понять, нужно ли ему окончательно уходить или нет. Он хотел получить разрешение (!), чтобы принять однозначно правильное решение.

И всё же я хочу отметить действия мамы. Как она должна была поступить? Просто позволить ребёнку купить всё, что он захочет?

Не совсем. Ребёнок уже совершил поступок, а значит нужно понять, зачем он это сделал. Почему потратил деньги на конфеты? Потому что конфет не было дома? Потому что он хотел поделиться с друзьями? Потому что хотел привлечь внимание друзей?

У ребёнка, как и у взрослого, за любым действием скрывается потребность, которую он хочет удовлетворить. Мы не делаем ничего «просто так». В данном случае, возможно, это была потребность во внимании окружающих. Он хотел «купить» это внимание. Почему «купить»? Например, потому что привык, что дома бесплатно получить его невозможно.

При этом я не говорю, что ребёнку (или взрослому) не нужно объяснять, что правильно, а что неправильно. Вы можете и должны (если хотите) говорить о своей точке зрения кому угодно. Я лишь предлагаю задаться вопросом: какая потребность может скрываться за этим «неправильным» с вашей точки зрения поведением?

Гарантирую, вы найдёте там нечто большее, чем просто «поесть сладкого». И когда найдёте, сможете подобрать лучшие способы донести свою «правильность».

Всем взрослым нужно помнить об этом

Что такое педагогика макаренко. Смотреть фото Что такое педагогика макаренко. Смотреть картинку Что такое педагогика макаренко. Картинка про Что такое педагогика макаренко. Фото Что такое педагогика макаренко

Что такое педагогика макаренко. Смотреть фото Что такое педагогика макаренко. Смотреть картинку Что такое педагогика макаренко. Картинка про Что такое педагогика макаренко. Фото Что такое педагогика макаренко

Будь как все.

В детстве взрослые кажутся жутко умными ребятами.

Умными, справедливыми, умеющими разрулить любой детский конфликт по правде.

Но постепенно детские иллюзии тают как дым, и ты начинаешь понимать, идиотов среди взрослых хватает.

Помню, как отец одноклассницы моего брата живо это продемонстрировал.

Брат мой, будучи человеком одарённым, и что немаловажно очень собранным (умел сосредоточиться, и не тратить время зря) умудрялся успешно заниматься бальными танцами (периодически беря призовые места), учиться в музыкальной школе на двух инструментах (дома параллельно осваивая гитару), петь в хоре, играть в театральных постановках в музыкалке, и учиться на отлично в школе (закончил с золотой медалью).

Самое интересное, мадемуазель и не думала отпираться. И даже папаня ейный был в курсе этого безобразия. Однако он был полностью на стороне дочурки. И выдал совершенно «гениальную» фразу:

— Вы знаете, мальчик ваш сильно выделяется. Пусть как все будет.

Чем закончилось, не знаю. То ли mon papa пообещал раскрасить папеньку этой девочки, в случае рецидива, то ли брат, для убеждения использовал несколько веских слов (подарок старшего брата), но художства на рубашке появляться перестали.

Что такое педагогика макаренко. Смотреть фото Что такое педагогика макаренко. Смотреть картинку Что такое педагогика макаренко. Картинка про Что такое педагогика макаренко. Фото Что такое педагогика макаренко

Как найти время и силы на детей вечером. Добрый и весьма поучительный разговор

Лично мне очень нравятся фильмы из серии «Для вас, родители». Сделанные в лучших традициях советских научно-популярных и образовательных программ, эти серии в очень комфортном формате, компетентно рассказывают о непростых вопросах общения родителей и детей и дают подсказки, как не упустить драгоценные детские годы, пока два поколения ещё так близки.

1981. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv

Что такое педагогика макаренко. Смотреть фото Что такое педагогика макаренко. Смотреть картинку Что такое педагогика макаренко. Картинка про Что такое педагогика макаренко. Фото Что такое педагогика макаренко

Ответ romeo969 в «Инструкция по выживанию с ребенком и как его не убить»

Раз уж пошла такая пьянка, то сравнивать с собаками некорректно. У меня коты, много, и пристроила я много и совершенно разнохарактерных, и я считаю свой опыт более успешным по этой причине.

А вот в случае с лотком-ванной объяснить легче легкого: просто оставлять в ванной на дне немного воды, и тогда кот поймет, что это место для воды.

Про хождение по столу я тоже не просто так написала. Многие гордятся, что приучили котов не залезать на стол, однако их гордость длится недолго, до тех пор, пока они не решают установить камеру и посмотреть, чем занимаются животные, пока хозяев нет дома. Коты один хрен ходят по столу, спят на нем, используют, как площадку для приземления в прыжке с холодильника.

С котами приходит понимание, что гораздо важнее, чтобы кот сам до чего-то допер, что тупой дрессировкой возможно решить далеко не все проблемы. Этих тварей надо принимать такими, какие они есть, не пытаясь тотально переделать, а скорее договариваясь о комфортном сосуществовании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *