Что такое педагогика наука или искусство сочинение рассуждение
« Педагогика – это наука или искусство?»
Государственное профессиональное образовательное
автономное учреждение Ярославской области
Ярославский педагогический колледж
Составитель: Ушакова А.В.
« Педагогика – это наука или искусство?»
Студентам задается вопрос: куда следует отнести педагогику, к разряду наук или к искусствам? Студенты пытаются обосновать свою точку зрения.
«Полное и систематическое изложение теории воспитания, т. е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания, или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство». (А.Г.Ободовский).
Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение».
Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.
Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только.
Педагогика как наука имеет ряд признаков:
— педагогика возникла из потребностей общества (для того, чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт новым поколениям);
— педагогика имеет собственные методы исследования: педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа.
— педагогика как наука осуществляет поиск и конструирование наиболее эффективных педагогических систем, выявляет условия их наиболее эффективного функционирования: выделяют педагогические системы, направленные на создание условий для реализации педагогических целей (государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования) и педагогические системы, в рамках функционирования которых взаимодействуют родители, педагоги и учащиеся (педагогические системы в семье, в школе, в учреждениях дополнительного образования и т. д.).
Говоря о педагогике как области искусства, мы говорим об умении и мастерстве педагога. Его талант и мастерство имеют решающее значение. Чисто практическую деятельность называют « искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.
Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.
Мне очень понравились слова замечательного педагога С.Соловейчика: «Воспитание и обучение детей – это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство».
Педагогика – область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.
Педагогика наука или искусство
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:34, реферат
Описание работы
Содержание работы
Файлы: 1 файл
эссе.docx
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет
художественно-графический факультет кафедра дизайна и МПО
Педагогика: наука или искусство?
Выполнила Мардарьева К.В.
ДПИ и дизайн, группы Д-4
Проверил Пайгусов А.И.
К.П.Н., доцент кафедры
педагогики и Яковлевововедения
Вопрос о том, куда следует отнести педагогику, к разряду наук или к искусствам, время от времени возобновляется. Очевидно, это вопрос чисто теоретический, вопрос классификации, но имеющий важность для педагога. Что же в самом деле за вещь педагогика и сам педагог есть ли в некотором роде художник или человек науки?
Обсуждением поставленного вопроса занимался Ушинский в предисловии к сочинению « Человек как предмет воспитания» и решил, что педагогика есть искусство, а не наука. Он основывался в этом случае на том различии между наукой и искусством, которое сделал Д.С. Милль в своей «Логике».
Нет никакого сомнения, что вопрос о том, считать ли педагогику наукой или искусством, разрешится вполне, если будет отчетливо выяснено и определено, что такое наука, что такое искусство и чем занимается педагогика.
Цель данного эссе – описать педагогику как науку и искусство и проанализировать, чем же является педагогика.
Педагогика как наука
Можно сказать, что вообще наука есть изучение явлений со всевозможных сторон, их свойств, взаимоотношений, разнообразных сочетаний друг с другом, причин и условий возникновения. С этой точки зрения и педагогика, и теория всякого вообще так называемого искусства будет наука.
Определение объекта, предмета, функций и задач педагогики поможет выяснить, что такое педагогика. В качестве критерия нужно пользоваться общепринятыми определениями науки, ее предмета и объекта, также ее функциями.
Наука определяет сферу человеческой деятельности, ее задача – выработать и систематизировать объективные знания о действительности.
Цель науки – описать, объяснить и спрогнозировать процессы и явления действительности, которые составляют предмет ее изучения на основании открываемых законов.
Объект науки – категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания.
Предмет науки – это наиболее важные признаки, свойства объекта, которые исследуются с определенной целью в данной науке.
Можно выделить три концепции во взглядах ученых на педагогику.
Первая концепция представляет собой мнение, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Если рассматривать педагогическую науку с такой точки зрения, то в этом случае совершенно теряется смысл и значение педагогики как самостоятельной науки. Данный подход дает представления о педагогике, как о несамостоятельной науке, объясняя ее как область отражения педагогических явлений. В данном случае в педагогике рассматриваются различные объекты действительности, например, космос, социализация, развитие.
Вторая концепция представляет педагогику как прикладную дисциплину, задачей которой является опосредованное использование знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решениям некоторых задач, которые возникают в сферах воспитания и образования.
На первый взгляд, объектом педагогики является любой человек, которого обучают и воспитывают. Но в этом случае и педагогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека), причем педагогика – лишь прикладная часть психологии, ее «практическое приложение».
И первая, и вторая концепции подхода к педагогике отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое определение, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это очень отрицательно отражается на педагогической практике. Только педагогика позволяет достаточно подробно, емко, систематично отразить суть явлений и процессов, происходящих в практической деятельности обучения, воспитания человека. Ни одна наука не изучает педагогическую действительность так полно и углубленно. Такой подход не может позволить разработать основательный фундамент для функционирования и преобразования педагогической практики.
Эффективной и продуктивной для науки и практики является третья концепция, по которой педагогика является относительно самостоятельной дисциплиной, со своим объектом и предметом изучения.
Педагогика рассматривается как наука потому, что имеет свой предмет (целостный педагогический процесс); обширную информацию о нем; понятийный аппарат, свидетельствующий о степени систематезированности имеющейся информации; описание закономерностей, характеризирующих целостный педагогический процесс. Педагогика – это наука и потому, что неотъемлемой ее частью является педагогическое прогнозирование. Как наука она представляет собой совокупность знаний, лежащих в основе научной картины целостного педагогического процесса (педагогическая теория).
Педагогика как искусство
Что же такое искусство? Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. В более широком значении искусством называют любую деятельность, совершаемую мастерски, искусно в технологическом и эстетическом смысле, а также высокий уровень мастерства в любой деятельности.
Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.
В естественнонаучном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.
Чисто практическую педагогическую деятельность называют «искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.
Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.
Педагогическая наука не может предусмотреть это бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает практическая педагогическая деятельность.
Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть не что иное, как педагогическое мастерство учителя. «Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности», по мнению И.А. Зязюна, включает в себя комплекс свойств личности:
1. Гуманистическая направленность, выраженная в его активной позиции при выстраивании педагогического процесса;
2. Профессиональные знания, дающие ему глубину, основательность, осмысленность действий;
3. Педагогические способности, обеспечивающие скорость его совершенствования;
4. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства увязать с целью, сделать педагогическую деятельность гармоничной.
Анализ современной педагогической теория и практики позволяет установить, что в работе каждого воспитателя, который стремится стать мастером, повторяется ряд типичных умений. Ю.П. Азаров на основе опроса различных групп учителей и руководителей школ определил группу умений, которые характеризуют педагогическую деятельность как творческую [16, c.48]:
— умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях;
— умение организовывать жизнь детей;
— умение требовать и доверять;
— умение быстро ориентироваться и переключать внимание;
— умение играть с детьми;
— умение оценивать ситуацию с различных сторон;
— умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное;
— умение в случайном факте увидеть существенное;
— умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия;
— умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями.
Различия и сходства педагогики как науки и искусства
«Педагогика:наука или искусство» (Сочинение на свободную тему)
Педагогика-наука или искусство?
Любой человек есть дерево, которое живет, растет, цветет, дает плоды. Но как же появилось это дерево? Из семени. Со временем семя превращается в росточек, пробивается к свету, солнцу, но все же держится за почву корнями, уходя далеко вглубь. Семя-это начало существования дерева, от которого зависит вся его дальнейшая жизнь. Воспитатель в детском саду, учитель в школе, педагог в университете… Они-наше начало, они-ключ к двери, за которой скрываемся мы настоящие. Должна педагогика быть искусством, или она стоит в одном ряду с другими науками, такими как биология, астрономия, химия и биофизика?
Я считаю, что не существует и не может существовать однозначного ответа на этот вопрос, потому что педагогика является научной дисциплиной о воспитании и обучении.
Она представляет амальгаму различных учений и тесно переплетается с философией, анатомией, кибернетикой, политологией и другими. Ее цель состоит в образовании детей и взрослых, и она воплощается в жизнь посредством различных исследований, социальных экспериментов, наблюдений, сравнений-всего того, что включает в себя любая научная дисциплина. Однако, по моему мнению, наука ограничивается строгими рамками, за которые нельзя выходить. Существуют строгие принципы и методы, разработанные для получения точных результатов. С педагогикой все состоит по-другому. Я придерживаюсь мнения, что для того, чтобы воспитать в человеке человека, стоит родиться творцом, а кто, как не деятели искусства, являются творцами прекрасного. Вся сложность, и в то же время прелесть, состоит в том, что каждая личность индивидуальна и требует особенного подхода для того, чтобы суметь раскрыть свои особенности, способности, стать достойным членом современного общества. Этот подход и есть искусство! И это мы ясно видим на примере французского учителя Клемента Матье, главного героя в фильме: «Хористы». Он приехал работать в пансионат, где находились ненужные окружающим дети. Практически от всех их избавились, как от пыли, лишнего мусора, грязи на ботинках высокопоставленных вельмож. Подростки были брошены на произвол судьбы, их никто не любил, не пытался показать им другой мир: заботу, любовь, уверенность в том, что эти дети кому-то нужны. Как раз в это время настал апогей формирования их как личностей. Клементу Матье было невероятно сложно объединить мальчиков в один коллектив, но он сумел, и главным инструментом стала музыка. Хор-это группа певцов, одновременно исполняющих музыкальное произведение, и если кто-то фальшивит, то нарушается целостность и красота звучания всей песни. Этот пример и является аргументом в пользу того, что педагогика-это искусство, так как она использует в качестве методов воспитания различные сферы культуры, охватывая огромный ее спектр: кинематограф, музыку, литературу, театр, живопись, архитектуру.
Учитель жертвовал собой: своим комфортом, чувством собственного достоинства, даже безопасностью, а все потому, что воспитывать-его призвание. Матье искал различные ключи, которые могли бы открыть дверь к каждому из подростков. И музыка их объединила, и терпение учителя, и его дар видеть под внешностью грубиянов и хамов утонченные души. И ученики ответили ему тем же.
Александр сначала восхищался Аристотелем и, по его собственным словам, любил учителя не меньше, чем отца, говоря, что Филиппу он обязан тем, что живёт, а Аристотелю тем, что живёт достойно.
Нельзя представить деревце без семени, а человека без учителя. А для того, чтобы взращивать чью-то душу, необходимо быть творцом, а творцами не становятся, ими рождаются. Непростое это искусство!
Эссе «Педагогика — это наука или искусство?»
Маргарита Александровна Ветрук
Эссе «Педагогика — это наука или искусство?»
Любой человек есть дерево, которое живет, растет, цветет, дает плоды. Но как же появилось это дерево? Из семени. Со временем семя превращается в росточек, пробивается к свету, солнцу, но все же держится за почву корнями, уходя далеко вглубь. Семя-это начало существования дерева, от которого зависит вся его дальнейшая жизнь. Воспитатель в детском саду – это начало, ключ к двери, за которой скрывается наше будущее. Должна педагогика быть искусством, или она стоит в одном ряду с другими науками, такими как астрономия, химия и биофизика?
Даже не вдаваясь в длительные размышления,мне хочется сказать: безусловно, педагогика это и наука, и искусство. Спорить с тем, что педагогика – это наука, думаю, в наши дни уже никто не станет. Педагогика давно приобрела статус науки. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.
Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В XIX в.существовало два понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку о воспитании, второе – относилось к практической воспитательной деятельности. Мнения на этот счёт различны.
Так, например, профессор Пискунов А. И.говорил: «Фактически в самой этой формулировке содержится уже логическая ошибка: наука не может быть одновременно и не наукой». Ушинский К. Д. отмечал, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.
Но ведь с другой стороны, все люди — разные, к каждому нужен определенный подход. Кто-то лучше воспринимает информацию зрительно, а кто-то — на слух, так же и форма подачи материала тоже может быть разной — одним нужен четко составленный план с основными пунктами, а другим — диалог с педагогом.
Подводя итог сказанному, хочу обратиться к словам Д.Дидро: «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Не это ли и есть ежедневный поиск педагога?
Своим происхождением педагогическая профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой — подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.
Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимания на то, что педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство.
И разве не искусство — умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях, умение организовывать жизнь детей, умение требовать и доверять, умение играть с детьми, умение оценивать ситуацию с различных сторон, умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное, умение в случайном факте увидеть существенное, умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия, умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями, предусмотреть бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. На мой взгляд – это искусство! Искусство владения педагогическим мастерством. Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.
А основа педагогического мастерства — знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами процесса. Без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности – это и есть наука.
Нельзя представить деревце без семени, а человека без педагога. А для того, чтобы взращивать чью-то душу, необходимо быть творцом, а творцами не становятся, ими рождаются. И это непростое искусство!
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Наука вежливости» для детей подготовительной группы Программное содержание: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек.
«Занимательная наука» для детей с ОВЗ. Видеоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Наша лаборатория «Хочу все знать» вновь открыта для наших любознательных дошколят. В подготовительной.
Проект «Мягкая педагогика» Мой удачный проект. У детей раннего возраста мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому развитие всех качеств, как психических,.
Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.
Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.
Музейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.
Наука добрых дел Никто не будет спорить, как важно формировать у дошкольников устойчивую потребность в получении знаний, в проявлении добра, милосердия,.
Консультация для детей и взрослых «Наука мытья рук» Наука мытья рук! Постоянно надо мыть руки с мылом, особенно после людных мест, общественного транспорта, перед едой, после туалета. Но.
Эссе «Педагогическая деятельность относится к сфере науки или к сфере искусства?»
Я очень люблю свою работу. На мой взгляд, нет другой такой судьбоносной, такой предопределяющей профессии (я не беру в расчёт профессии от которых зависит наша жизнь). В этой работе я рассуждаю на тему о принадлежности труда педагога к сфере науки или к сфере искусства.
«Науку составляют знания, логически соединенные в систему и проникнутые идеею»
М. Куторга.
Мною не случайно взяты в качестве эпиграфа характеристики терминов «наука» и «искусство».
При рассмотрении данной темы, на мой взгляд, необходимо обозначить некие критерии, согласно которым, в последствии, мы и сделаем заключение о принадлежности педагогической деятельности к одной из указанных сфер (или, соответственно, к обеим).
Но об этом позже, а сейчас давайте обратимся к теории вопроса.
Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимания на то, что педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В XIX в. существовало два понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку о воспитании, второе – относилось к практической воспитательной деятельности. Затем эти понятия слились, что давало повод считать педагогику и наукой, и искусством. [2] Но правильно ли это? Мнения на этот счёт различны.
Например, профессор А. И. Пискунов отмечал: «Фактически в самой этой формулировке содержится уже логическая ошибка: наука не может быть одновременно и не наукой». В изданном в 1835 г. пособии «Руководство к педагогике, или науке воспитания» он писал: «Полное и систематическое изложение теории воспитания называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство. » [5].
К.Д. Ушинский отмечал, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.
«Лишь идея, а не техника и не талант, – подчеркивал Павел Петрович Блонский, – может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существовать педагогика». [4] Такой же точки зрения придерживался А.С. Макаренко.
Подводя итог сказанному, хочу обратиться к словам Д. Дидро: «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Не это ли и есть ежедневный поиск педагога?
Таким образом, очевидно, что педагогическая профессия, без синтеза обеих составляющих, никогда не даст полноценного результата. Мастерство в совокупности с творческим потенциалом – вот качества истинного педагога!
Я каждый день ощущаю себя и актрисой и учёным, и учителем и учеником, а самое главное – творцом нашего будущего поколения. И тут уж, поверьте, и без науки, и без искусства – никуда…