Что такое педсовет в школе в 6 классе
Педагогический совет в современных условиях
Педагогический совет в современных условиях
Педагогический совет — постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы школы. Его деятельность определяется «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы». Педагогический совет создается во всех общеобразовательных учреждениях, где больше трех учителей.
В постоянный состав педагогического совета входят директор школы (председатель), его заместители, все учителя, воспитатели, организаторы внеклассной и внешкольной работы, социальные педагоги, библиотекарь, врач, председатель общешкольного родительского комитета. В расширенный состав педагогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов могут быть приглашены представители сотрудничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, члены общешкольного и классного родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, школьники. Председателем педагогического совета школы является директор школы (на отдельных заседаниях может избираться сменный председатель).
Возможные цели педагогического совета:
• наметить перспективы работы коллектива, поставить задачи;
• определить пути, формы обновления школьного образования;
• познакомить с достижениями педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом;
— состояния учебно-воспитательного процесса;
— качества знаний учащихся;
— показателей работы за полугодие (год);
— состояния нравственного воспитания учащихся, уровня их культуры, соблюдения ими правил поведения;
— состояния преподавания отдельных предметов;
• раскрыть специфику работы школы по профилю, познакомить с опытом работы другой школы, гимназии, лицея такого же профиля;
• подвести некоторые итоги работы по модернизации учебно-воспитательного процесса;
• обеспечить повышение квалификации педагогов и т. д.
Виды деятельности педагогического совета
В положении о государственном общеобразовательном заведении РФ определены такие виды деятельности педагогического совета:
• тематические (психолого-педагогические, научно-педагогические);
• обсуждение и выбор учебных планов, программ, учебников, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации;
• организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению передового опыта;
• решение вопросов о создании кружков, студий, клубов и других объединений учащихся; допуске учащихся к экзаменам, переводе учащихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс, выдаче свидетельств и аттестатов об образовании; о годовых оценках поведения учащихся, о поощрениях и взысканиях и т. п.;
• проведение аттестации педагогических работников учебных заведений с учетом мнения учащихся, родителей (лиц, их заменяющих);
• рекомендация педагогических и других работников учебного заведения к различным видам поощрения;
• проведение опытно-экспериментальной работы;
• определение направлений взаимодействий учебного заведения с государственными и общественными организациями.
Функции педагогического совета
Анализ видов его деятельности позволяет сделать вывод о том, что современный педагогический совет является полифункциональным. Он выполняет следующие функции:
Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического коллектива и его руководителей.
Управленческие (административные) функции педагогического совета включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экс-пертно-контролирующие.
Законодательные: выражаются в коллективных решениях, принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником (принятие рекомендаций органов образования: решений, касающихся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов; осуществление всеобуча, допуска к экзаменам, перевода, награждения; аттестации педагогических работников и др.).
Совещательные: обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций.
Обобщающе-диагностические: проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований.
Планово-прогностические: обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ.
Экспертно-контролирующие: заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников о выполнении учителями и учащимися Устава школы, единых требований к учащимся, о работе с родителями.
Корректирующие: внесение изменений и поправок в планы работы школы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.
В методических функциях педагогического совета можно отметить информационное, обобщающе-аналитическое, развивающее, обучающее, активизирующее направления.
Информационное направление: сообщение о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.
Обобщающе-аналитическое направление: анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта.
Развивающее направление: развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий.
Обучающее направление — это прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.
Активизирующее направление: активизация усилий педагогического коллектива, всех звеньев методической службы: научно-методического совета, проблемных групп педагогического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого учителя над своей методической темой.
Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.
Формирование индивидуальности: помощь в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого учителя во всем ее богатстве и многообразии.
Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности.
Формирование мотивации: выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, разработка единых требований к действиям коллег.
Социально-педагогические функции состоят:
• в коммуникации, связи педагогического коллектива с родителями, учениками, с педагогическими коллективами других школ;
• в координации и интеграции усилий всех субъектов воспитания: школы, семьи, общественных организаций;
• в согласовании, установлении целесообразных связей, последовательности действий;
• в социальной защите детей и учительских коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, питания, социального обеспечения, приема и увольнения и т. д.).
Содержание педагогического совета
Особенности содержания педагогических советов представлены их тематикой, которая охватывает практически все основные проблемы современной педагогики.
Проблемы образовательного процесса обычно формулируются в виде краткого тезиса, выражающего некоторое принципиальное затруднение общепедагогического уровня. В условиях конкретной школы проблема превращается в тему, которая и определяет границы ее обсуждения.
Содержательный тезаурус современной проблематики педагогических советов в обобщенном виде можно представить такими модулями:
Модуль 1. Знания, умения, навыки учащихся.
• Содержание образования: стандарты, программы, преемственность, межпредметные связи.
• Формы и методы контроля знаний, умений, навыков.
• Диагностика и предупреждение отставания в учебе.
• Формирование общеучебных умений и навыков.
• Отслеживание умственного развития.
Модуль 2. Образовательные технологии.
• Дифференциация и индивидуализация образовательного
процесса.
• Технологии на основе реконструкции учебного материала. ■• Технологии на коммуникативной основе.
• Технологии на основе совершенствования управления.
• Коллективный способ обучения.
• Развивающее и саморазвивающее обучение.
• Технологии компенсирующего обучения. МодульЗ. Урок.
• Требования к современному уроку.
• Нетрадиционные формы урока.
• Активизация деятельности учащихся на уроке.
• Урок в развивающем обучении.
• Альтернативные формы обучения. Модуль 4. Воспитание.
• Цели и содержание воспитания в современных условиях.
• Воспитание в процессе обучения.
• Социализация ребенка в условиях школы.
• Воспитательная система школы.
• Отслеживание воспитанности учащихся. Модуль 5. Работа классного руководителя.
• Коллективные творческие дела (КТД).
• Работа с детьми с отклоняющимся поведением.
• Организация детского самоуправления.
• Формирование классного коллектива. Модуль 6. Развитие школы (управление).
• Программа развития школы.
• Работа школы в режиме развития, педагогический эксперимент.
• Освоение современных образовательных технологий.
• Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
• Демократизация школьной жизни. Модуль 7. Школьник.
• Личность ученика, модель выпускника.
• Защита ученика от педагогических крайностей.
• Психолого-педагогическая диагностика личности школьника.
• Адаптационная педагогика. Модуль8. Учитель.
• Гуманизация отношений участников педагогического троцесса.
• Личностный подход, учение без принуждения.
• Творческая лаборатория учителя. Модуль 9. Родители (семья, социум).
• Семейное воспитание сегодня.
• Работа школы с родителями.
• Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества.
• Социальная педагогика, иедагогизация социума.
По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педагогический совет может быть тактическим, стратегическим; стартовым, текущим, итоговым; четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным: по итогам проверок, смотров и т. д.
Тактический педагогический совет определяет и решает текущие задачи школы, анализирует ее деятельность, рассматривает актуальные вопросы школьной жизни, анализирует качество знаний, состояние преподавания отдельных предметов, нравственного воспитания, уровня культуры; знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом.
Стартовый (установочный) педагогический совет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития.
Итоговый педагогический совет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы (в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя выявить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха.
Педагогический совет по итогам отдаленных результатов обучения. разработана методика оценки работы школы на основе отдаленных результатов обучения. Она предусматривает анализ и рефлексию педагогического процесса, давшего те или иные результаты в послешкольной жизни выпускников.
Все педагогические советы должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний.
Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данной школе технологии.
проведения педагогического совета
Заседание педагогического совета проводит директор школы, а в тех случаях, когда он является основным докладчиком, заседание ведет кто-либо из избранных членов педагогического коллектива.
Педагогический совет начинается информацией ведущего о количестве присутствующих и отсутствующих с указанием причин отсугствия, если таковые известны.
Ведущий: Уважаемые коллеги! Из_______ членов педагогиче
ского коллектива на заседании педагогического совета присутствуют
___ чел., отсутствуют______ ______________ чел., по
____ причинам. Кворум имеется. Какие будут предложения по рабо
те педагогического совета?
Каждое из предложений ставится на голосование в порядке их поступления: кто «за», «против», «воздержался»? Результаты открытого голосования оглашаются. Затем ведущий, если за открытие заседания проголосует большинство присутствующих, кроме приглашенных, сообщает повестку дня, которая также утверждается (не утверждается, утверждается с дополнениями или с изменениями) процедурой голосования после высказывания мнений по содержанию повестки дня.
Следующим моментом заседания является обсуждение регла
мента. Ведущий информирует: «Докладчик просит___ мин. Для
____ мин. Для справок_____ мин. Перерыв предлагается сделать
через_____ (указывается время) после начала работы. Общее время
заседания устанавливается в пределах 1,5-2 часов. Какие мнения по предложенному регламенту?»
Как правило, после голосования по вопросу установления рег
ламента один из руководителей школы информирует собравшихся о
ходе выполнения решения предыдущего заседания педагогического
совета и принимается решение по данной информации. Например:
слушали о выполнении решения педагогического совета от
Далее конкретно указывается одобрение или неодобрение хода выполнения тех или иных пунктов решения педагогического совета, указываются, если необходимо, дополнительные сроки их выполнения.
Для заключительного слова докладчику предоставляется не более 3-5 мин. Затем принимается решение по докладу, проект которого может быть либо подготовлен заранее группой, работавшей над темой педагогического совета, либо разработан по ходу его проведения редакционной группой. Порядок принятия решения таков:
• проект принимается за основу. Если он принят, то спрашивается мнение членов педагогического совета о внесении необходимых дополнений и уточнений, предложенных как по ходу прений, так и в процессе обсуждения проекта;
• проводится голосование по внесенным поправкам к проекту решения;
• ставится на голосование вопрос о принятии решения в целом с принятыми дополнениями. Результаты голосования по каждому пункту, естественно, сообщаются всем.
Если в повестке дня имеется несколько вопросов, кроме доклада, обсуждение их проводится также: делается сообщение по вопросу, проводится обсуждение, принимается решение. Иногда окончательную доработку проекта решения педагогического совета поручается выполнить редакционной группе уже после педагогического совета в строго установленный срок (за 1-3 дня после заседания) с обязательным доведением принятого документа до всех членов педагогического коллектива. Ход заседания педагогического совета фиксируется в протоколе соответствующей формы.
ПРОТОКОЛ № педагогического совета
должность, место работы).
(Информация о ходе выполнения предыдущих решений педагогического совета в повестке дня не фиксируется, но в протоколе и в решении записывается.)
Доклад____ мин., выступления в прениях____ мин.
Справки_____ мин., перерыв_________ мин, общее время
Слушали: информацию зам. директора школы (ФИО) о выпол
нении решения педагогического совета от «____ » 200_ г.
Решили: информацию о ходе выполнения решения педагогического совета
от «_____ »___ 200 г. принять к сведению (или принима
ются конкретные решения по одному или нескольким пунктам в за
висимости от результатов их выполнения).
Слушали: доклад_________________________ (ФИО,
должность). Излагается краткое содержание, полный текст доклада прилагается. Вопросы к докладчику: фиксируются вопросы и ответы.
1. ФИО выступившего, должность, краткое изложение выступления от третьего лица.
2. То же самое и т. д.
(В том же порядке в протоколе фиксируется обсуждение других вопросов повестки дня.)
Председатель педагогического совета___ (подпись)
Секретарь педагогического совета___ (подпись)
1.Если в прениях и в обсуждении других вопросов повестки дня выступили не все записавшиеся, тексты их выступлений могут прилагаться к протоколу по решению педагогического совета.
2. Доклады имеют место в том случае, когда кто-то отчитывается: после отчета с докладом выступает проверяющий работу, а далее идет обычная процедура обсуждения доклада и содоклада, принимается решение.
Решение педагогического совета состоит из двух частей:
В констатирующей части делается анализ работы коллектива, дается ее оценка. Более подробно указываются нерешенные вопросы и недостатки, приводятся факты, цифры, причины недостатков, фамилии ответственных лиц, от которых зависит решение вопроса и т. д.
Постановляющая часть содержит программу деятельности на предстоящий период по обсуждаемой проблеме. Обычно в решении каждому нерешенному вопросу и недостатку соответствует отдельный пункт решения, в котором четко указывается содержание предстоящей работы (дела), сроки и ответственные за исполнение. Схематично пункты решения могут выглядеть так:
На последующих заседаниях педагогического совета докладывают о ходе выполнения принятых решений те, на кого был возложен контроль.
Педагогические советы учебно-воспитательного процесса
Педагогический совет «Личность педагога в современной школе»
Педагогический совет «Учитель-профессионал. Какой он?».
Педагогический совет «Деятельность учителя на уроке».
Педагогический совет «Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональным компонентам образовательной технологии». ‘.
Педагогический совет «Условия и результаты образовательного процесса школы: противоречия, проблемы, поиски решений»
Педагогический совет «Создание условий для усиления эмоционально-личностной значимости обучения»
Педагогический совет «Задачная организация познавательной деятельности, как условие личностно-рефлективной позиции учащихся».
Педагогический совет «Разработка систем домашних заданий как одна
из форм развития учебно-познавательного интереса учащихся».
Педагогический совет «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех учащихся».
Педагогический совет «Перегружены ли наши учащиеся?».
Педагогический совет «Освоение новых педагогических позиций учителями в рамках разработки и апробации пространства социальных практик».
Педагогический совет «Преемственность в обучении и воспитании между начальной и основной школой» 311
Педагогический совет «Пути и средства повышения эффективности
и качества урока как формы учебной деятельности».
Педагогический совет «Использование ИКТ
в учебно-воспитательном процессе школы». «Психологический комфорт на уроке
Педагогический совет «Организация самостоятельной
деятельности учащихся как средство повышения
их познавательной активности».
Педагогические советы воспитательного процесса Содержание
Педагогический совет «Роль классного руководителя
в становлении классного коллектива и его влияние
на формирование личности каждого ученика». *.
Педагогический совет «Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».
Педагогический совет «Воспитательные функции школы
в условиях личностно-ориентированного образования».
Педагогический совет «Системный и интегрированный процесс воспитания учащихся, как один из основных факторов функционирования адаптивной модели школы».
Час педагогической теории «Интеллектуально-нравственное развитие учащихся в образовательном пространстве гимназии»
Педагогический совет «Педагогика поддержки ребенка
в современном образовании. Тактика «защиты».
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе»
Педагогический совет «Организация самостоятельной деятельности учащихся как средство повышения
их познавательной активности».
Педагогический совет «Критерии эффективности
предпрофильной подготовки как одного из условий
Педагогический совет «Формы организации работы
Педагогический совет:этапы подготовки и проведения, содержание и формы.
« Педагогический совет: этапы подготовки
и проведения, содержание и формы»
Непременным условием грамотной организации работы в рамках образовательного пространства является сочетание коллективного руководства с персональной ответственностью. Для осуществления данного принципа большое значение имеет деятельность педагогического совета.
Во-первых, отсутствие нужды в проведении педсоветов говорит о самонадеянном убеждении первых лиц, что они умнее коллектива и все придумать и решить могут сами (это с точки зрения теории управления вообще губительная практика для любой организации и всегда ведет к перекрытию каналов обратной связи, разрушению заинтересованности коллектива в общих делах).
Во-вторых, становится очевидно, что в подобных школах отсутствует демократическая практика, без которой обучение еще худо-бедно возможно, но воспитание оказывается забытым.
В-третьих, инициатива, подавленная невозможностью для публичного
предъявления, блекнет, как и отсутствие форумов, где может быть продемонстрировано общественное признание, снижает общественный поиск, общественную активность.
Педсоветы- информационно-обучающий, административно-распорядительный, постоянно действующий орган демократического участия членов коллектива в управлении школой.
Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи отдельно взятого учреждения. Его деятельность определяется «Положением о педагогическом совете».
Тематика педсоветов должна вытекать из глубокого анализа состояния дел в школе.
Содержание педсоветов реализует четыре избранных приоритетных направления:
управление развитием образования;
обновление содержания образования в связи с появлением новых стандартов образования;
повышение уровня профессионализма педагогов через внедрение новых образовательных технологий;
Конкретная тема встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета. Пед. совет определяет пути и средства решения проблем, дает рекомендации на длительный срок, таким образом управляя уровнем и результатами образовательного процесса.
Нерационально выносить на рассмотрение советов частную проблему, актуальную только для части коллектива. Необходима значимость и всеобщность проблемы. Частные темы планируются к обсуждению на заседаниях методических объединений. Например, вопрос о повторении как средстве борьбы за высокое качество знаний целесообразно передать метод объединениям. Коллективный обмен мнениями, решения педагогического совета будут иметь большое значение для улучшения деятельности школы только тогда, когда рассматриваемая проблема актуальна для всех и решение ее требует коллективного всестороннего обсуждения.
Формулировки темы и обсуждаемых вопросов должны быть проблемными, лаконичными, доступными и выразительными.
Планирование пед. советов.
Выделяют два вида планирования. Долгосрочное (3-5 лет) планирование на диагностической основе, рассчитанное на дальнюю перспективу охвата всех актуальных для школы проблем с диалектическим развитием уровня их рассмотрения на каждом следующем витке развития.
Оперативное планирование педагогических советов
Оперативное планирование педагогических советов отражается в ежегодном плане работы ОУ. Наиболее распространенная структура годового цикла педагогических советов состоит из шести составляющих:
Тема педагогического совета
Итоги образовательного процесса в прошедшем учебном году. Планирование деятельности в новом учебном году
Мотивация учебной деятельности — основное условие успешного обучения школьников
Изучение психологических особенностей личности школьника — важнейший фактор повышения эффективности обучения
Контрольно-оценочная деятельность педагога — условие успешной итоговой аттестации обучающихся
Качество образования и система его оценки в школе
Подведение итогов за учебный год. Мониторинг успешности обучения
Этапы подготовки и проведения
Чтобы пед. совет имел эффективные результаты по проблемам коллегиально обсуждаемым на его заседаниях, необходимо администрации и всему коллективу серьёзно готовится к его проведению.
Можно выделить следующие этапы подготовки пед. советов.
Определение темы, целей, задач;
составление плана диагностико – практической деятельности на педсовете;
отбор литературы по рассматриваемому вопросу.
Составление плана подготовки и проведения,
Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме – за 2 месяца).
План подготовки заседания пед. совета может быть оформлен в виде таблицы .Приложение 2
выбор форм проведения,
подбор методов исследования,
создание творческой группы или организационного комитета…
Издаётся Приказ о создании тв. группы или орг. комитета.
Организация сбора материала
(итоги тестирования, контрольных срезов, анкетирования учащихся и родителей…);
обсуждение и подготовка цифрового материала;
подготовка вопросов для обсуждения на пед. совете.
Семинарские занятия по теме педсовета;
Предварительно возможно проведение семинара, дискуссий, предварительного методического обсуждения по заранее данным коллективу вопросам.
Проведение уроков по теме педсовета;
Подготовка проекта решения педсовета;
Проведение педагогического совета, принятие решения.
После пед. совета комиссия по его подготовке должна подвести итоги педсовета, наметить план контроля за выполнениием постановления педсовета.
Необходимо провести анализ эффективности проведения педагогического совета на административном совещании, заседании методического совета.
Например для самоанализа деятельности пед. совета можно использовать следующие вопросы:
1. Оценка выбора темы педсовета:
— потребность для коллектива школы.
2. Оценка готовности коллектива к обсуждению темы, коллегиальному рассмотрению вопросов, связанных с темой, и принятия решения;
— включение в план подготовки педсовета изучения пед. коллективом теоретических основ темы;
— изучение состояния дел в школе, анализ, обмен опытом работы.
3. Оценка доклада директора (зам. директора) на педсовете:
— соответствие теме по содержанию и форме;
— аналитический характер информации;
— критичность и самокритичность.
4. Оценка выступлений учителей на педсовете:
-самоанализ критика и самокритика;
5. Оценка принятых на педсовете решений:
— обусловленность их докладов и выступлений;
— направленность на устранение причин недостатков;
— конкретность действий, действенность;
— возможность проверки использования принятых решений;
— спонтанный характер обсуждения вопросов.
— удалось ли педсовету объединить усилия пед коллектива на совершенствование собственной деятельности в избранном направлении;
— выполнил ли педсовет свою главную функцию как коллегиальный орган по выработке курса деятельности коллектива.
Контроль за выполнением решений педагогического совета.
Вывод: хороший пед.совет имеет предысторию, связан с реальными проблемами и обязательно имеет организационный выход, позволяющий с трудом, с серьёзными усилиями, но добиваться улучшения качества работы педагогического коллектива или хотя бы его западающей части.
Процедура проведения педагогического совета— имеет определённые стандартные элементы не зависящие от содержания и формы проведения.
Заседание педсовета проводит председатель – директор школы.
В назначенное время на основе данных явочного листа председатель ставит вопрос на голосование об открытии заседания педагогического совета.
— на заседании педсовета из ____ членов явилось______ ( если известны причины отсутствия членов совета, они называются). Какие будут предложения?
— Поступило предложение открыть заседание? Против? Воздержался?
Председатель сообщает результаты голосования
Предлагается следующая повестка дня:
— Какие будут предложения? Утвердить (или дополнить, изменить) Голосуем (процедура голосования та же)
4. Есть предложение утвердить регламент:
докладчик просит _______ минут;
для выступлении в прениях _____ минут;
перерыв через ________ минут.
Общее время заседания в пределах ( указывается 1-2 часа)
Регламент утверждается голосованием.
Прежде чем приступить к реализации основных вопросов повестки дня, кому – то из администрации предлагается слово для информации о выполнении решений предыдущего заседания и принимается решение по информации:
Например, слушали ___________ о выполнении решений педсовета ______ 2013 г. №_____
Решили: принять к сведению или указать на недопустимость несоблюдения сроков выполнения ___________ указать на недисциплинированность, выразившуюся в не выполнении такого – то пункта; обязать закончить (провести) к такому – то числу и т.п.
6-8 Далее работа по регламенту в зависимости от содержания, форм и методов..
Слово для зачтения проекта решения предоставляется __________
(если решение было заранее доведено до всех членов совета, оно может не зачитываться)
Какие будут мнения по проекту решения? Какие будут изменения и предложения?
— Поступило предложение проект решения принять за основу. Голосуем. (Каждое дополнение, уточнение голосуется отдельно).
— Ставлю на голосование, принять проект решения педсовета с дополнениями и изменениями в целом. Кто за проект, прошу поднять руки. Кто против? Кто воздержался?
— Результаты голосования сообщаются. Решение принимается единогласно ( или кто – то против)
Схема решения педсовета. Приложение 3
Решение педсовета состоит из двух частей:
А) В констатирующей части дается анализ состояния обсуждаемого вопроса в коллективе и даётся обязательно оценка. Более подробно указываются нерешённые вопросы и недостатки, приводятся факты, цифры, указываются нерешенные вопросы и недостатки, фамилии тех, кто отвечает, от кого зависело решение вопроса.
Б) Содержание постановляющей части решения является программой деятельности коллектива на предстоящий период по обсуждаемой проблеме. Обычно каждому нерешённому вопросу и недостатку соответствует пункт решения. Каждый пункт проекта решения должен чётко указывать содержание предстоящей работы, сроке ее исполнения и ответственных за исполнение.
Докладывать на последующем педсовете о выполнении решения будет тот, на кого возложен контроль.
В решениях заседаний педсоветов могут содержаться следующие действия:
• создание методических сборников по итогам педсовета;
• разработка различных положений, локальных нормативных правовых актов школы;
• подготовка учителями статей для научно-методических журналов и сборников;
• обобщение передового педагогического опыта;
• разработка методических рекомендаций;
• подготовка проектов, повышающих креативность педагогического коллектива;
• подготовка мероприятий, направленные на повышение педагогического мастерства всего коллектива, отдельных групп педагогов.
Например решение пед. совета
тема: «От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям»
Стандарты второго поколения обозначили явный отход от ориентации на предметные знания и умения как результаты образования и выход в сферу надпредметных умений, компетентностей в различных областях жизнедеятельности школьника. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
Фундаментальным ядром содержания общего образования являются
универсальные учебные действия.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного процесса.
В широком смысле универсальные учебные действия означают умение
учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Подготовка образовательного учреждения к внедрению в практику школы
образовательного стандарта второго поколения: формирование у школьников универсальных учебных действий на базе общеучебных умений и навыков является основной целью работы педагогического коллектива на ближайшее будущее.
Учитывая вышесказанное, Педагогический совет постановляет:
1. На основе предыдущего опыта работы проводить систематическую це-ленаправленную работу по формированию УУД, обеспечивая постепенный переход на стандарты второго поколения.
2. Создать творческую группу учителей по подготовке методических алго-ритмов формирования УУД (ответственный – методический совет; срок: сентябрь 2012 г.).
3. Подготовить и провести методические консультации, семинар и круг-лый стол по формированию УУД (ответственный – зам. директора по НМР; срок: 2012/13 учебный год).
4. Разработать инструментарий мониторинга УУД (ответственные – зам.
директора по НМР, психолог, педагоги; срок: 2012/13учебный год).
5. Организовать взаимопроведение уроков (ответственные – руководите-ли МО и творческих групп; срок: 2012/13 учебный год).
6. Провести с родителями занятие-тренинг педагогического всеобуча «Как
помочь ребенку учиться и воспитать самого себя» (ответственные – зам. директора по ВР, психолог, социальный педагог; срок ноябрь 2012/13учебный год).
В ходе заседания ведётся протокол.
Оформление протокола имеет некоторые стандартные элементы, пример : Приложение 4
Заседание педагогического совета ________ школы от ___ 2013 г.
Всего членов Совета _____
Начало работы пед. совета_______
(Информация о ходе выполнения предыдущих решений заранее не обозначается, но в протоколе записывается).
Слушали: информацию директора школы _________ о выполнении решения педсовета от _______ № _____
Решили: Информацию о ходе выполнения решения педсовета от ___ 2013 г. принять к сведению (или принимаются конкретные решения по одному или нескольким пунктам в зависимости от хода выполнения решения).
Слушали : доклад ________ (фамилия и должность). Излагается кратко содержание доклада. Полный текст доклада прилагается.
Фиксируются вопросы и ответы.
Решили: _______________ Излагается полностью решение пед. совета с указанием результатов голосования)
Председатель пед.совета_________ подпись
Секретарь педсовета ____________ подпись
Однако часто педагоги без особого желания и интереса участвуют в работе педагогических советов, принимая их как необходимое, должное, с неохотой отсиживают положенные часы. Что же не устраивает учителей в педсоветах? Одного не интересуют вопросы, поднимаемые на педсоветах, другого – сама атмосфера и тон разговора (часто «бюрократические»), третьему такого рода заседания кажутся малопродуктивными, ненужными. Неравнодушному руководителю трудно мириться с таким положением, ему хочется не только получить отдачу, результат от периодически собираемого педагогического форума, но и сделать педагогический совет событием школьной жизни. Один из самых простых и в тоже время эффективный способ реализации установки руководителя на повышение отдачи от педагогического форума – вариативность форм проведения педсоветов.
Формы проведения педагогических советов
Существует большое разнообразие форм проведения педагогических советов. Согласно методике подготовки и организационной схеме проведения педагогического совета, наиболее распространено деление педагогических советов на три группы:
классические (традиционные) – строятся на основе докладов с соблюдением стандартной организационной схемы обсуждения вопросов;
интенсифицированные – на основе работы проблемных групп с частичным соблюдением стандартной организационной схемы обсуждения вопросов;
нетрадиционные – на основе нестандартной организационной схемы обсуждения вопросов.
На слайде В таблице отражены формы проведения педагогических советов, свойственные каждой группе.
Формы проведения педагогических советов
доклада руководителя ОУ с обсуждениями;
доклада руководителя ОУ с содокладами заместителей руководителя ОУ;
доклада руководителя ОУ с содокладом приглашенного специалиста
Педсовет – деловая игра.
Педсовет – аукцион педагогических идей.
Педсовет-диспут, дискуссия (дебаты).
Педсовет – презентация педагогических инноваций
Педсовет – методический день.
Педсовет – творческий отчет.
Педсовет в форме КТД.
Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с учителями. По форме и организации деятельности участников этих педагогических советов выделяются прежде следующие технологии: традиционный педагогический совет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями); доклад с содокладами или с приглашением докладчика-специалиста
Недостатки традиционного пед. совета отражены на слайде.
Основными недостатками традиционного педсовета, являются:
авторитарный стиль ведения педсовета, превращение педсовета в нструктаж;
поверхностное обсуждение поставленных проблем;
Чтобы разбудить творческую мысль учителей, вызвать у них потребность в деловой дискуссии и оказать влияние на положение дел в школе, нужно использовать нестандартные, современные нетрадиционные интенсифицированные формы проведения.
Интенсифицированные педагогические советы проводятся в два этапа. На первом этапе применяются традиционные методы проведения педагогического совета, соблюдается классическая процедура, включающая аналитический доклад, академическую или публичную лекцию. На втором этапе происходит интенсификация через вовлечение всех членов педагогического коллектива в обсуждение вопросов педагогического совета.
Основные интенсифицированные формы проведения педагогических советов представлены в таблице на слайде.
В практической части мы вам предлагаем поучаствовать в пед. совете ярмарке педагогических идей «Новые формы воспитательного взаимодействия с учащимися»
На первом этапе педсовета-ярмарки (аукциона) на рассмотрение выносятся различные педагогические идеи (технологии, техники, методы, формы, средства) по определенной педагогической проблеме. Каждый из последователей или авторов идеи делает ей рекламу, готовит специальное сообщение. На втором этапе учителя «покупают» те идеи, которые, на их взгляд, заслуживают внимания. Организационный комитет (жюри) подводит итоги, представляет педагогическую идею, заработавшую большее количество «денег» (баллов, очков). Далее формулируется решение педагогического совета. Педсовет-аукцион поощряет инициативу педагогов, их самостоятельность и творчество, попытки создать технологию решения педагогической проблемы.
Н етрадиционные педагогические советы могут рассматриваться как особая технология работы с коллективом, которая имеет три уровня целей:
Краткое описание эффективных форм проведения пед. советов представлены в приложении 5
Педагогический совет – «круглый стол» ( Коллективное размышление над заданной проблемой, требующее постановки актуальных вопросов для обсуждения, подбора соответствующей литературы, предварительного обсуждения отдельных вопросов группами учителей, соответствующую деловую обстановку и ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.);
Педагогический совет – деловая игра ( Обучающая форма, в ходе которой участники наделяются определенными ролями, учатся анализировать и решать сложные педагогические проблемы. Специфической особенностью игры является возможность создать эмоциональный настрой, который повышает интерес учителей к обсуждаемой проблеме, активизирует творческую деятельность, делает игру действенной и экономичной формой управления учебно-воспитательным процессом.) ;
В результате делового обсуждения инновации по ролям педагогический совет коллективно приходит к тому или другому решению о целесообразности ее применения.
Педагогический совет в форме КТД ( Это такая организация деятельности, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества и заботы об общественном благе. Педагогический совет в форме КТД предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. КТД используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем. Достоинствами такой формы являются: сознание целей как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива; разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива возникают отношения взаимозависимости; частичное осуществление контроля членами коллектива; деловое общение коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме.
В условиях современной школы, работающей в режиме развития, пед агогический совет в форме КТД может применяться (давать эффект) при следующих условиях: для обсуждения берется кардинальная, общественно значимая воспитательная или образовательная проблема; у педагогов имеется достаточный уровень мотивации на решение этой проблемы; коллектив имеет опыт организации КТД в работе с детьми.
Педагогический совет-конкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить лучших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения конкурса, продумывается подведение итогов.
Педагогический совет-аукцион рассматривает множество представленных идей (методик, методических приемов) по определенной проблеме. Педагогический совет-аукцион может быть проведен и в форме «защиты проекта», поощряет рост инициативы учителей, их самостоятельность и творчество. Желательно посадить участников «треугольником», чтобы они виде ли друг друга и легко общались между собой. Такое расположение позволяет собрать больше участников, чем «круглый стол», и в то же время в какой-то мере выделить положение руководителя (жюри).
Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество, сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.
Подготовка итогового педагогического совета в форме конференции ведется с начала учебного года: на нее нацеливаются планы всех управленческих подразделений школы, ведется диагностика учебно-воспитательного процесса, в течение года отбираются лучшие методические работы учителей. За месяц-два до педагогического совета составляется программа и начинает ся подготовка докладчиков.
Проводится педагогический совет-конференция в виде серии коротких докладов, содержащих итоги работы педагогов и руководителей. Тематика педагогических советов-конференций может быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, носить научно-практический характер.
Педагогический совет – методический день
Педагогический совет-методический день содержит в себе элементы как семинара, так и практикума. Разработка педагогического совета в форме методического дня начинается за 2-3 недели на заседании методического совета. Анализируется работа школы, выделяется проблема, разрабатывается содержание, составляется план подготовки, оформляетс я выставка.
Данная форма работы требует частичной перестройки расписания уроков. Рабочий день открывает первое пленарное утреннее заседание педагогического совета ( краткий обзор проблем; инструктаж по дальнейшей организации педагогического совета). Члены ученического самоуправления в это время проводят классные (информационные) часы.
В течение второго урока проводятся открытые уроки и мероприятия (практическая часть). Расписание посещений уроков может быть составлено по различным схемам: линейной, круговой, секционной и т. д. По окончании урока организуется 20-30-минутный перерыв, в течение которого проводится краткое первичное обсуждение увиденного. Делаются обобщения, выделяется положительный опыт, даются рекомендации.
Далее члены инициативной группы анализируют и обобщают результаты деятельности, готовятся к послеобеденному заседанию, оформляют бюллетени.
Второе пленарное заседание начинается с самоанализа уроков учителями с позиций темы педагогического совета. Затем группа дает оценку того, как данная проблема реализована на практике. По итогам выступлений всех групп вырабатываются рекомендации, принимается решение.
Слайд 20 Говоря о нетрадиционных формах пед.совета хочется о тметить ещё одну.
В сети «Интернет» существуют виртуальные педагогические советы.
Новости, конкурсы, форумы, блоги, консультации, доклады, сообщества.
Модернизация основных звеньев образовательного учреждения возможна лишь через научно обоснованное совершенствование педагогического упра вления, прогнозирующего успех педагогического процесса.
Сегодня школа во всем изменяется, обновляется и перестраивается. И п едагогический совет, как орган коллективного коллегиального управления, призван менять старые педагогические представления и ориентиры. Именно это является сущностью и основой того, что именуется новыми походами подготовки и проведения педагогических советов. Освоение новых подходов предполагает преемственность и дальнейшее развитие всего позитивного, передового, что содержали в себе традиционные подходы. Вариативность эффективных форм, приемов и методов при планировании, организации и проведении педагогических советов бесконечны настолько, насколько бесконечны сочетания обстоятельств, условий, характеров, опыта, позиций и умений их организаторов и участников.
«Новые формы воспитательного
взаимодействия с учащимися »
1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М.: Университетское, 1990.
2. Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. – М.:СПб «Интерэкспорт», Экономика, 1993.
3. Макаренко А. С. Соч. – М., 1958. – Т. V. – С. 292.
4. Советова Е. В. Педсовет: практическое руководство для директора школы. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007.