Что такое перемена в школе определение
Исследовательская работа «Школьная перемена»
Школьная перемена является неотъемлемой частью образовательного процесса. Самое любимое время для ребят, время отдыха между уроками, когда учащиеся могут свободно провести время, каждый может выбрать занятие по душе. Какие должны быть перемены в школе, чему способствовать? Задумались мы, когда заметили, что все больше учеников на перемене проводят время играя в телефонные игры, становятся зависимыми от своих гаджетов.
Просмотр содержимого документа
«Школьная перемена»
XI городская исследовательская конференция
школьников начальной и основной школы
Секция «Человек и общество»
Александрина Анастасия, Суковская Мария, Швец Наталья
8 класс, МБОУ «Школа №3 имени А.И. Покрышкина», г. Муравленко
Эседова Аида Аллахвердиевна,
учитель истории и обществознания МБОУ «Школа №3 имени А.И. Покрышкина»,
Школьная перемена является неотъемлемой частью образовательного процесса. Самое любимое время для ребят, время отдыха между уроками, когда учащиеся могут свободно провести время, каждый может выбрать занятие по душе.
Какие должны быть перемены в школе, чему способствовать? Задумались мы, когда заметили, что все больше учеников на перемене проводят время играя в телефонные игры, становятся зависимыми от своих гаджетов.
Все реже на наш взгляд становятся популярными подвижные игры, которые способствуют не только живому общению, но и физическому развитию.
Исходя из вышесказанного, мы задались целью провести исследование о том, как с пользой проводить перемены в школе и не в ущерб своим интересам, как замотивировать ребят и отвлечь их от гаджетов во время перерыва. Доказать преимущество живого общения.
Усвоения знаний и умений на уроках во многом зависит от того как мы проводим время в перерывах между уроками.
2. Перемена в школе, как основной способ взаимодействия между учащимися.
3. Соответствие режима перерыва между уроками в школе с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
4. Практическая часть
4.1 Анкетирование учащихся
4.2 Анкетирование родителей
4.3 Интервью врача педиатра.
4.4 Рекомендации специалиста.
5. Общешкольные акции «Активные переменки».
5.1 «Перемены без гаджетов»
5.2 «Спортивная переменка»
5.3 «Квест переменка»
5.4 «Танцевальная переменка»
Школа, это не только прописные истины, умения, открытия, оценки, но и основное место встреч детей. Здесь мы учимся жить в коллективе, разбираться в характере людей, находим друзей, соримся, миримся, становимся личностью.
Перемена между уроками — одна из составляющих учебного процесса, предназначенная для удовлетворения потребностей учащихся.
В перерывах мы можем немного расслабиться и погрузиться в собственный мир интересов. Каждый ученик использует это время по-своему. Одни читают любимые произведения, другие играют в шахматы, третьи общаются.
Проблема: большое количество учащихся в перерывах между уроками играют в игры в гаджетах или общаются виртуально в социальных сетях, что на сегодняшний день не является столь безопасным, так – как это приводит к малоподвижности, ухудшению здоровья в итоге к неуспеваемости в школе.
Актуальность: Ввиду определенных причин (нехватка времени, неведение учителем проблем с физическим здоровьем у школьников и т.д) организация двигательной активности не всегда выполнима в урочное время. В связи с чем, актуальным может быть проведение подвижных игр во время перемен.
Гипотеза: активные перемены в школе, путь к здоровью и успеху в учебе.
Цель: как с пользой проводить перемены в школе и не в ущерб своим интересам. Замотивировать учащихся к живому общению, подвижным играм и отвлечь их от гаджетов.
Создание творческой группы и привлечение волонтеров.
Изучение мнения учащихся об идеальных переменах.
Изучение пожелания родителей о формах проведении перемен в школе.
Интервью со специалистом. Рекомендации.
Проведение ряда общешкольных акций и мероприятий: «Перемены без гаджетов»; «Спортивные переменки»; «Квест переменки»; «Танцевальные переменки».
Практическая значимость: исследования данной темы можно использовать для проведения классных часов, а также в проведении активного отдыха во время перемены в школе.
Методы исследования: изучение литературы и интернет ресурсов, наблюдение, анкетирование, интервью.
Объект исследования: учащиеся МБОУ «Школа №3 им. А.И Покрышкина»
Предмет исследования: школьные перемены
Тип проекта: исследовательский.
2. Перемена в школе, как основной способ взаимодействия между учащимися.
В школе дают не только знания в готовом виде, но и навыки их самостоятельного получения: поиск необходимой информации в различных источниках, умение работать с ними, систематизировать и обобщать полученные сведения, интерпретировать полученные знания и применять их на практике. Все это позволяет ребятам приобрести ключевые компетенции, необходимые современному человеку, чтобы быть конкурентоспособным и востребованным в будущем. Но учебное заведение – это не только возможность получить знания, но и школа социального становления и развития, она дает навыки общения, развивает коммуникативные и творческие способности, есть возможность попробовать свои силы в различных социальных ролях, развить свои лидерские качества, это и общение с друзьями, с преподавателями, опыт работы в коллективе. Это становление характера человека, первые жизненные уроки.
На уроках чаще всего мы следуем определенному маршрут, под руководством учителя пытаемся докопаться до истины по тем или иным темам и это нас завораживает.
Но какой бы интересный не был урок, все мы ждем перемену, которая дает возможность использовать время в личных целях. Каждый учащийся проводит ее по – своему, например, мы с подругами чаще всего сидим на диванчике читаем книги или просто общаемся на разные темы. Мальчишки- наши одноклассники всю перемену могут просто просидеть в телефоне (играть, слушать музыку) при этом не с кем не общаясь, что нас и беспокоит.
Придя домой после школы, мы поинтересовались у родителей, как они проводили перемены в школе, ведь в то время не было гаджетов, а если и были, то не в свободном для всех доступе. Наши родители ответили в один голос, что в их время были веселые перемены с множеством разных игр, что они никогда практически не сидели просто так, чаще всего бегали, прыгали. Самыми популярными играми для девочек были резиночки, классики, а мальчишки играли в салки, обменивались фантиками от жевательных резинок, играли в лягушки, слоников, горячую картошку и т. д.
А есть ли разница в том, как ученик проводит перерыв между уроками и стоит ли вмешиваться в его личное время и пространство подумали мы? Все-же решили проверить, может быть и зря мы переживаем.
3 . Соответствие режима перерыва между уроками в школе с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Мы выяснили, что режим учебных занятий и перерыва в нашей школе соответствует санитарно-эпидемиологическими требованиями.
1 перемена между 1 и 2 уроком составляет 10 минут
2 перемена между 2 и 3 уроком составляет 10 минут
3 перемена между 3 и 4 уроком составляет 20 минут
4 перемена между 4 и 5 уроком составляет 20 минут
5 перемена между 5 и 6 уроком составляет 15 минут
4. Практическая часть
В январе этого года (2017г.) с помощью совета учащихся школы, мы объявили о создании творческой группы для помощи в проведении исследований по теме «Школьная перемена» и решении поставленных задач. Следует отметить, что большое количество ребят вызвались нам помочь и уже на первых минутах стали предлагать свои идеи. Нас такая реакция еще больше воодушевила.
4.1 Мы провели анкетирование учащихся (100 учеников 5-9-х классов): «Как вы предпочитаете проводить время на перемене?» Приложение №1
Проанализировав результаты опроса, мы еще раз убедились в том, что большинство учеников на переменах предпочитают пассивный отдых, что приводит к малоподвижности и в следствии к ухудшению здоровья.
4.2 Анкетирование родителей (100 родителей – детей респондентов): какую форму проведения перерыва между уроками вы предпочли бы для своих детей? Приложение №2
Проанализировав результаты опроса мы выяснили, родители предпочли для своих детей по максимуму проводить время на переменах с пользой и подвижными играми, однако нашлись и те, кто решил поддержать любимое занятия ребенка игры в телефоне.
Для уверенности в своих предположениях о том, что учащимся необходим на переменах активный отдых, мы решили взять интервью у врача- педиатра детской городской поликлиники Надежды Николаевны Зайшлой (прежде, чем провести интервью, мы представили свои данные по анкетированию).
На вопрос влияет ли форма проведения школьной перемены на здоровье учащихся, Надежда Николаевна ответила так! – «Безусловно, перемена является одной из главных составляющих отдыха ребенка между уроками и как он ее проведет будет зависеть не только здоровье, но и успеваемость по предметам.
Последствия данного выбора могут быть таковы: сидя долго в одном и том же положении, давление на позвоночные диски в два раза больше, чем в обычном положении, отсюда, каждый 2-ой ребёнок будет страдать нарушением осанки; отсутствие движения приводит к ожирению, а это означает увеличение риска сердечно – сосудистых заболеваний; снижение концентрации внимания: бесконтрольное использование смартфонов существенно ослабляют внимания человека, что является одной из причин неуспеваемости на уроках, теряется соображение, фантазия и память. Просто присутствие смартфона рядом с человеком может сильно уменьшить его концентрированность на выполняемой работе».
4.4 Рекомендации специалиста: проводить активный отдых на переменах в школе; создавать свободные от гаджетов зоны; по возможности больше времени проводить на воздухе. Установить ограничения на время и место использования гаджетов.
5. Общешкольные акции «Активные переменки».
Сразу после новогодних каникул, мы принялись за работу!
5.1 21 января провели общешкольную акцию «Перемены без гаджетов» участниками, которой стали 53 учащихся из 178. На больших переменах после 3-го и 4-го уроков ребятам было предложено оставить свои телефоны в классе и провести перерыв между уроками играя в игры ручеек, а также рыбак и рыбки.
5.2 28 января прошла акция «Спортивные переменки». Здесь количество участников увеличилось 64 учащихся из 178. По нашей просьбе нам предоставили спортзал на больших переменах (под контролем педагогов), куда мы заранее по радиорубке пригласили всех желающих. Мы провели запланированную массовую зарядку, а затем желающие могли поиграть в баскетбол или волейбол, кто-то и вовсе с удовольствием прыгал на скакалке.
5.3 11 февраля проведена акция «Квест переменка» Приложение №3
Количество участников 25 из них 5 команд по 5 человек и один ведущий.
Задача: ребята получили на руки текст «военной песни» и маршрутные листы. Необходимо строго по маршруту пройти определенные кабинеты в школе и используя подсказки, найти ключевые слова, даты и заполнить пробелы в тексте. Ребята справились с заданиями через 17 минут.
5.4 25 февраля акция «Танцевальные переменки». Через радиорубку были приглашены все желающие в актовый зал повеселиться под музыку. На предложение отозвались 34 учащихся, 12 ребят пришли просто посмотреть и в итоге присоединились к участникам.
По тому, как принимали участие ребята в акциях можно сделать вывод, что не все игры и акции были одинаково интересны для учащихся, но все же при проведении вызывали восторг. Если «Активные переменки» ввести в систему воспитательной работы школы, можно добиться хороших результатов.
Для детей очень важно чередовать физическую нагрузку с умственной – это позволяет им меньше уставать, удовлетворять потребность в движении и общении. Игры для детей в школе на перемене благоприятно действуют на работоспособность и физическое состояние школьников. Перемены в школе должны быть не только активными и полезными, но и безопасными.
Список используемой литературы и интернет ресурсов
1. Бубнова Е. «Новая энциклопедия школьника» издательство «Махаон».
2. Шалаева Г. П., Терентьева И. Г., Курбатова Н. В. Большая энциклопедия начальной школы, издательство: Слово / Эксмо.
3. Алексеев А.А. Игры на школьных переменах Оса: Росстани, 1992
Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки М., Новая школа, 1993
Зачем в школе нужны перемены
Зачем в школе нужны перемены
Перемена – это возможность перекусить, сделать неотложные дела, перейти из кабинета в кабинет, приготовиться к новому уроку. Именно так написано в школьном уставе.
Во время перемены можно обсудить все то, что не удалось высказать на уроке. Кроме того, перемена – это возможность подвигаться, что немаловажно для учеников младших классов, которые не могут длительное время находиться в спокойном состоянии.
Сентябрьские перемены – это особое время. Хочется поделиться с друзьями новыми впечатлениями о прошедшем отдыхе, обсудить планы на новый учебный год, договориться о встрече, вечеринке.
Самые ответственные ученики на перемене повторяют домашние задания, пытаются вспомнить пройденный материал. Но это, скорее исключение из правил, которые соблюдают лишь круглые отличники. Для всех остальных – перемена относится к самому важному времени в школьной жизни.
По социологическим опросам большинство школьников считают, если бы не было перемен, им незачем было бы совсем посещать школу. А уж чем заняться на перемене – придумывать не приходится. Главное, чтобы перемена длилась как можно дольше.
Чего не стоит делать на перемене
В школе необходимо соблюдать определенные правила. На перемене нельзя драться, курить, выяснять отношения, устраивать слишком громкие и подвижные игры, очень быстро бегать, сбивая учителей и других школьников.
Чем развлечься на перемене
Если времени свободного достаточно не только для того, чтобы подготовиться к новому уроку и перейти из кабинета в кабинет или пообедать, допустимо заняться спокойными играми, побеседовать. Кроме того, можно позвонить родителям, посмотреть в интернете по мобильному телефону нужную информацию, заняться другими не менее полезными делами.
Списывать домашние задания в школе строго запрещено. Но если нынешних детей и поколение их родителей спросить о том, чем они занимались на школьных переменах, можно услышать вполне очевидный ответ – «списывал».
Занятия на перемене должны соответствовать правилам поведения и уставу учебного заведения. А главное – дети должны вести себя так, чтобы в дневнике не появилась плохая отметка по поведению, и классный руководитель не написал, что просит прийти в школу родителей.
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Вакансии для учителей
«Правильно организованная перемена как фактор повышения умственной работоспособности на уроке и улучшения успеваемости учащихся»
автор: Контаева Дина Александровна
учитель начальных классов МБОУ «СШ№32» г.Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО — Югра
«Правильно организованная перемена как фактор повышения умственной работоспособности на уроке и улучшения успеваемости учащихся»
Для работы над моей темой мне нужна была литература: словари, справочники, энциклопедии и другие книги. Для этого я посетила Центральную детскую библиотеку «Читай-город» и Центральную городскую библиотеку имени М.К Анисимковой.
В работе была использована научная литература, в которой я нашла ответы на свои вопросы. Особенно мне помогли следующие книги:
Ананьева ; вед. ред. Т. Каширина. – М.: Аванта+, 2004.
А также Интернет ресурсы:
Отдых после умственного труда – это ни ничегонеделание,
а труд физический, что не только приятно, но и чрезвычайно полезно.
Школа закладывает глубокие и прочные знания основ наук, способствует выработке необходимых навыков и умений, обеспечивает всестороннее развитие личности. Для учащихся начальных классов учебная деятельность является ведущей.
Но повышенная нагрузка, которую испытывают сегодня школьники, – серьёзная проблема, как для самих учащихся, так и для педагогов. Интеллектуальные перегрузки приводят к стрессам, усталости, к снижению успеваемости, к нежеланию учиться и даже ходить в школу. Чтобы ребёнок был здоровым, а занятия в школе не повлияли отрицательно на его самочувствие, общеобразовательное учреждение должно создать условия для того, чтобы учебный день младшего школьника был правильно организован.
Перемены являются обязательным элементом режима дня школы. Содержание и правильная организация школьных перемен поможет улучшить взаимоотношения между учащимися, повысит их интерес к школе, снизит утомляемость, повлияет на работоспособность детей на уроках и положительно скажется на их здоровье. Обоснование актуальности темы
В последнее время у нас в классе во время перемен часто возникали конфликтные ситуации. Дина Александровна запрещала нам играть на перемене в телефоны, и большинство ребят не знали чем заняться. Поэтому прыгали и бегали по коридору, не реагируя на замечания дежурных. Некоторые мои одноклассники играли на перемене в настольный футбол и при этом так кричали и спорили, что доходило до потасовок и драк.
В результате мы не отдыхали на переменах, а больше уставали. К уроку оказывались не готовыми: после звонка долго успокаивались и не могли сразу включиться в работу. Всё это отразилось на нашей учёбе. Учительница заметила, что на уроках мы были невнимательными, рассеянными, стали хуже учиться, снизилась успеваемость в классе.
Мне стало интересно, можно ли организовать перемены так, чтобы мы могли хорошо отдохнуть и были готовы к уроку. У меня появились следующие вопросы:
Мне захотелось найти ответы на эти вопросы. За помощью я обратилась к Дине Александровне. Так появилась тема моей исследовательской работы: «Правильно организованная перемена как фактор повышения умственной работоспособности на уроке и улучшения успеваемости учащихся».
Цель проекта : изучить влияние разных видов деятельности младших школьников во время перемены на работоспособность учащихся на уроке и на их успеваемость.
Для достижения цели я поставила следующие задачи :
на работоспособность на уроке.
оказывают перемены на умственную деятельность и здоровье учащихся.
Гипотеза исследования: предположим, если бы школьные перемены были правильно организованы, то это позволило бы учащимся отдохнуть интересно и с пользой, повысить работоспособность на уроке и улучшить успеваемость.
Эта работа – попытка доказать, что правильно организованная перемена способствует не только повышению умственной работоспособности на уроке и улучшению успеваемости учащихся, но и оказывает положительное влияние на здоровье.
Объект исследования – деятельность учащихся на перемене.
Новизна исследования заключается в изучении потребностей младших школьников и расширении возможности активного отдыха на переменах.
Практическая значимость: материалы исследования могут помочь при организации школьных перемен в начальной школе и внеурочной деятельности.
1.1.Что такое «перемена»?
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова есть несколько значений этого слова. (П. рис. 1, 2) В моём исследовании я использую слово «перемена» в значении «перерыв между уроками».
Почти все мои одноклассники на вопрос: «Что такое перемена?» ответили одинаково. Вот некоторые ответы: перемена — это отдых от уроков; перерыв между уроками; время на подготовку к следующему уроку и для отдыха; время свободы от заданий и уроков; это время после конца урока и началом следующего, чтобы отдохнуть.
Учащиеся считают школьные перемены, прежде всего, временем для отдыха. А отдых – это смена деятельности, либо времяпрепровождение, целью которого является восстановление сил, достижение работоспособного состояния организма. Значит, и проводить это время нам нужно интересно и с пользой для здоровья.
1.2. История появления школьных перемен.
Школьные перемены мы воспринимаем так, как будто они были всегда. А ведь около 400 лет назад их вообще не было, как школы, уроков, каникул.
Раньше в одном помещении занимались дети разного возраста. При этом один мог учиться первый день, другой – пятый; один заниматься историей, другой – арифметикой. В комнате стоял монотонный гул: большинство выучивало материал вслух, ученики не слушали друг друга. Учитель сидел за столом, по очереди подзывая к себе детей, чтобы спросить урок и задать новый, или ходил по классу, с помощью палки наводя порядок. Ученики зубрили столько, сколько требовал преподаватель, и шли отдыхать, когда он разрешал. Обычно занятия длились без перерывов, пока не наступало время идти домой.
И тогда чешский педагог Ян Амос Коменский (П. рис. 3) впервые предложил продуманную и обоснованную технологию обучения. Он утверждал, что учебный год следует начинать и заканчивать в определённое время года, создать классы из детей одного возраста, которые будут вместе проходить один и тот же материал. Продолжительность занятий необходимо строго ограничить. Эмпирическим путём была найдена оптимальная продолжительность урока (40-45 минут) и перемен (10-20 минут).
Коменский разбил учебный год на четыре четверти; после каждой четверти детей стали отпускать на отдых – каникулы.
Предложенная Я. А. Коменским в 17 веке классно-урочная система не только существенно изменила организацию школьной жизни, но и резко повысила эффективность обучения.
В России классно-урочная система стала широко применяться в последней четверти 18 века и сохранилась в России и по сей день.
1.3. Школьные перемены в других странах
Изучая литературу по теме, меня очень заинтересовала информация о том, как проводят школьные перемены наши сверстники в других странах. Оказалось, что они активно отдыхают на переменах.
В Норвегии школьники отправляются во время перемен на прогулку, независимо от погоды. Японские дети в обязательном порядке делают дыхательную гимнастику и растягиваются во время перемены.
В Швеции перемены по 10-20 минут. Ученики играют в футбол, баскетбол, прыгают на скакалках, играют активные игры на открытом воздухе в любую погоду.
В Китае выводят ребят во время всех перемен на свежий воздух, чтобы размяться и поиграть в мяч.
В Финляндии по школьным правилам во время 15-ти минутных перемен дети обязаны выйти на улицу в любую погоду, чтобы подышать свежим воздухом и немного отдохнуть.
Дети виснут на перекладинах, качаются на качелях, прыгают и гоняют мячи. Весной и осенью на площадках играют в волейбол и футбол, а зимой – катаются на коньках.
В Испании и Австралии для учащихся начальных классов активная подвижная деятельность на воздухе обязательна.
Двигательная активность способствует физической разрядке, у школьников поднимается настроение, что благоприятным образом сказывается и на учёбе.
Цель моего проекта – изучить влияние разных видов деятельности младших школьников во время перемены на работоспособность учащихся на уроке. В ходе исследования для достижения цели мною были проведены следующие виды работ:
В книгах я нашла ответы на часть своих вопросов. Например, из «Энциклопедии для детей. Аванта+» я узнала, что ввести перемены в школе предложил Ян Амос Коменский, а в толковом словаре С.И. Ожегова нашла значение слова «перемена».
Я узнала, что перемены являются обязательным элементом режима дня школы, и длительность перемен определяется санитарными нормами ( СанПиН 2.4.2.2821-10 ).
В «Правилах внутреннего распорядка обучающихся МБОУ «СШ №32» написано:
п. 6.3. Запрещается бегать в кабинетах и по коридорам, кричать, толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу, играть в игры, которые могут привести к травмам.
Медицинский работник Айгуль Айратовна считает, что низкая физическая активность – серьёзный фактор риска перенапряжения организма. Длительное переутомление ослабляет сопротивляемость организма к различным инфекциям, и мы начинаем болеть. Чтобы снять умственное и мышечное напряжение, во время перемен необходимо двигаться, играть в подвижные игры. Пассивный отдых способствует переутомлению, активный – вызывает положительные эмоции, что благоприятно отражается на состоянии и самочувствии учеников.
Психолог обратила внимание на то, что после 40 минут умственной работы на уроке нашему мозгу нужен отдых. Я узнала, что наш головной мозг состоит из разных участков. У каждого – своя функция. Если мы долго выполняем одну и ту же работу, то развивается утомление.
Например, на уроке мы выполняем умственную работу, на перемене играем в шахматы или просто ничего не делаем, то уже на следующем уроке мы становимся рассеянными, невнимательными, плохо запоминаем и даже начинаем зевать. Чтобы этого не случилось, нам нужно сменить вид деятельности. Начнёт работать другой участок мозга, а тот, который работал – отдохнёт.
Светлана Васильевна объяснила, что чередование уроков и перемен помогает сохранить умственную работоспособность на уроках в течение всего дня. Это работает при условии, что во время перемен мы двигаемся, играем в подвижные игры, делаем зарядку, то есть активны. Психолог отметила, что особенно такие переменки необходимы учащимся 1-4 классов, которые испытывают потребность в движениях и игре.
Вывод: Переключение с одного вида деятельности на другой и организация активного отдыха на перемене способствуют восстановлению функционального состояния центральной нервной системы, что способствует повышению работоспособности на уроках и сохранению здоровья.
Я установила, что одноклассники по-разному проводят перерывы между уроками. (П. рис. 11, 12, 13) Условно по виду отдыха (активный или пассивный) я поделила их на две группы.
Результаты наблюдения приведены в таблице. (П. рис. 14)
Наблюдение также показало, что после первого урока учащиеся ещё не устали от учебной деятельности, так как недавно пришли в школу. После второго урока мы ходим в столовую. Усталость появляется к концу третьего урока и остаётся до конца дня.
Вывод: активный отдых на перемене требуется организовать после третьего, четвёртого и пятого уроков.
— устраивает ли их длительность перемен
— что бы они хотели делать на переменах
— чувствуют ли они себя отдохнувшими после перемен
Результаты анкетирования приведены в таблице. (П. рис. 17)
Вывод: нужно организовать занятость учащихся на переменах с помощью подвижных игр
Мнение учителей было единогласным. Результаты приведены в таблице (П. рис. 20)
Вывод : Активные перемены с играми влияют на работоспособность учащихся на уроке.
Мама помогла мне выбрать несколько книг. Из книги «Вспомним забытые игры» я узнала, что в старые времена на Руси существовало около трёх тысяч игр! Я спросила у мамы, в какие игры играла она, когда училась в школе. Мама предложила спросить и у других родителей нашего класса. Оказалось, что все родители активно проводили перемены. Они бегали, прыгали на скакалках, играли в различные игры. Сотовых телефонов не было, поэтому знали много игр и могли сами себя занять. Часто игры с ними проводили старшеклассники.
Играли в «Колечко-колечко», «Холодно-горячо», «Горячую картошку», «Третий лишний», «Слепая курица», «Резиночки», «Я знаю пять имён», «Воздушный волейбол», «Пустое место» и многие другие.
Мама предложила взять несколько игр из детства родителей, и некоторые выбрать из книг.
(П. рис. 22) Выбирали по следующим критериям:
Результат: для начала было отобрано девять игр, в которые будем играть
У медицинского работника я узнала, что у всего нашего класса основная группа здоровья. Это значит – все могут принимать участие в играх. Провести активные переменки мне помогла Дина Александровна. Мы устраивали танцевальные переменки (П. рис. 23), играли. На каждой переменке только одну игру. Участие в активных переменках было добровольным. Вначале играли только несколько человек. (П. рис. 24) Потом к нам стали присоединяться и остальные, иногда с нами играли даже старшеклассники. (П. рис. 25) Минуты за три до звонка мы прекращали играть, танцевать и настраивались на урок.
Мною было замечено, что после активных организованных перемен мои одноклассники с хорошим настроением начинали урок, стали более собранными и внимательно слушали учителя.
Дина Александровна тоже заметила, что мы стали более активными на уроке, меньше отвлекаемся, больше успеваем сделать за урок. А также повысилось качество обучения. (П. рис. 26)
Вывод: моим одноклассникам понравились игровые перемены, которые положительно влияют на работоспособность учащихся в течение урока.
В своём исследовании я ставила вопрос о необходимости организованных активных перемен в начальной школе. Я пыталась доказать, что правильно организованная перемена – фактор повышения умственной работоспособности учащихся на уроке.
Я поняла сама и хотела убедить моих одноклассников, как важно правильно проводить перемены.
Эта работа вызвала у меня интерес, потому, что
в усвоении нового материала на уроках, улучшают взаимоотношения в классе.
А самое главное, гипотеза, выдвинутая в начале моего исследования, доказана: правильно организованные школьные перемены позволяют учащимся отдохнуть интересно и с пользой, повышают работоспособность учащихся на уроке и улучшают успеваемость. (П. рис. 28)
Чередование умственной работы с физической, переключение с одного вида деятельности на другой и организация активного отдыха способствуют восстановлению функционального состояния центральной нервной системы, что способствует повышению работоспособности на уроках и сохранению здоровья.
Перспектива: изученный материал может быть использован в любом классе начальной школы и в группах продлённого дня.
Закончить мне хотелось бы словами чешского педагога Я. А. Коменского : «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Ананьева ; вед. ред. Т. Каширина. – М.: Аванта+, 2004.