Что такое переменные реквизиты
Понятие реквизита и формуляра образца. Состав и расположение реквизитов. Полный их перечень. Требования к их оформлению
Документы состоят из отдельных элементов, которые принято называть реквизитами (от лат. requisitum – требуемое, необходимое). Совокупность реквизитов документа отражает его форму. Следовательно, для того чтобы документ отвечал своему назначению, он должен быть составлен в соответствии с формой, принятой для данной категории документов.
Содержание любого документа складывается из его реквизитов, то есть обязательных элементов, несущих какие-либо сведения.
Реквизит – элемент официального документа, наиболее часто используемый в практике оформления документов в управлении.
Формуляр-образец документа – совокупность реквизитов, определенным образом расположенных в документе (модель унифицированной формы документа).
Основным реквизитом документа является его текст, который представляет собой сведения об отношениях и фактах, характер которых обусловлен соответствующей отраслью права. Текст документа должен быть достоверным, достаточно информативным, последовательно и грамотно изложенным.
Реквизиты делятся на постоянные и переменные:
¨ постоянный реквизит – реквизит документа, наносимый при изготовлении унифицированной формы документа или бланка документа;
¨ переменный реквизит – реквизит документа, наносимый при составлении документа.
Максимальный набор реквизитов для документов управления – 30. Каждый вид документа имеет определенный набор реквизитов.
ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации» определяет состав реквизитов организационно-распорядительных документов, правила их оформления и место расположения на документах:
01 – Государственный герб РФ;
02 – герб субъекта РФ;
03 – эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
04 – код организации;
05 – код формы документа;
06 – наименование организации;
07 – справочные данные об организации;
08 – наименование вида документа;
09 – дата документа;
10 – регистрационный номер документа;
11 – ссылка на регистрационный номер и дату документа;
12 – место составления или издания документа;
13 – гриф ограничения доступа к документу;
15 – гриф утверждения документа;
17 – заголовок к тексту;
18 – отметка о контроле;
19 – текст документа;
20 – отметка о наличии приложения;
22 – гриф согласования документа;
23 – визы согласования документа;
25 – отметка о заверении копии;
26 – отметка об исполнителе;
27 – отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
28 – отметка о поступлении документа в организацию;
29 – отметка для автоматического поиска документа.
Документ имеет юридическую силу при наличии реквизитов, обязательных для данного вида документов.
Реквизиты общего бланка документа: герб (для организаций, имеющих на это право); эмблема организации (при наличии герба не проставляется); наименование вышестоящей организации (если она имеется); наименование организации; трафаретные части реквизитов (дата и номер документа.
(Согласно ст. 70 Конституции Российской Федерации Государственный герб, его описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
Изображение Государственного герба на бланках документов регламентировано Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации».)
Рекомендуется проставлять на общем бланке ограничительные уголки для реквизитов документа: гриф утверждения; заголовок к тексту; отметка о контроле. Общий бланк используется для любых документов, кроме писем.
Реквизиты бланка письма: герб (для организаций, имеющих на это право); эмблема организации (при наличии герба не проставляется); код организации по ОКПО; наименование вышестоящей организации (если она имеется); наименование организации; справочные данные об организации (почтовый адрес, номера телефонов, а также, по усмотрению организации, номера факсов, адрес электронной почты, и т.д.); трафаретные части реквизитов (дата и номер документа).
На бланках письма рекомендуется проставлять ограничительные уголки для следующих реквизитов: адресат; заголовок к тексту; отметка о контроле.
Бланк конкретного вида документа (за исключением письма) составляется на основе общего бланка, содержит те же реквизиты и лишь дополняется наименованием соответствующего вида документа. Например: «ПРИКАЗ», РАСПОРЯЖЕНИЕ» и т.д. При разработке бланков рекомендуется угловой или продольный варианты размещения реквизитов.
Угловое расположение реквизитов предполагает их размещение в верхнем правом углу листа. Продольное расположение реквизитов предполагает их размещение в середине в верхней части листа.
Даты в документе оформляются цифровым способом в следующей последовательности: день месяца, месяц, год: 22.08.2000. Допускается оформление даты словесно-цифровым способом: 15 апреля 2000 г., а также цифровым способом, но в обратной последовательности: 2000.07.05.
Кроме даты документа, датируются также все служебные отметки на документе (резолюции, визы, отметка об исполнении документа и др.).
Регистрационный номер — это цифровое или буквенно-цифровое обозначение, под которым документ введен в информационно-поисковую систему. Для внутренних документов (например, распоряжений, актов, протоколов) это, как правило, порядковый номер в пределах календарного года.
По усмотрению организации порядковый номер документа может дополняться дополнительной информацией о корреспонденте, исполнителях, тематике, буквенными индексами и др.
На документах, составленных совместно несколькими организациями, регистрационные номера авторов проставляют через косую черту в порядке очередности авторов на документе.
Регистрационный номер документа проставляется на уровне даты. Как правило, на бланках документов место для написания даты и регистрационного номера обозначается следующим образом:
Российские компании, госучреждения, предприниматели и иные субъекты правоотношений в процессе коммуникации между собой регулярно используют официальные документы. Важнейший аспект корректного взаимодействия организаций и физлиц — использование реквизитов. Их перечень определяется российским законодательством. Реквизиты документов — это важнейший атрибут официальных источников, издаваемых предприятиями, органами власти или же составляемых физлицами при обращении в какие-либо структуры. Каковы особенности работы с ними?
Определение
Реквизиты документов — это обязательные, утвержденные на уровне государственных, отраслевых или корпоративных стандартов элементы визуального оформления различных источников информации, представленных, как правило, в печатном, бумажном виде.
Те виды документации, которые относятся к категории организационно-распорядительных, оформляются в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003. Данный источник норм включает унифицированные критерии, обязательные к применению в ходе обмена документов с участием российских предприятий, органов власти и иных учреждений с официальным статусом.
Рассмотрим важнейшие реквизиты документов, определяемые указанным государственным стандартом.
Основные реквизиты по ГОСТ: герб РФ
Многие официальные документы должны включать герб России. Данный государственный символ может быть представлен в трех разновидностях: как многоцветный на геральдическом щите, как одноцветный — с аналогичным элементом или без него. Многоцветный герб РФ должен размещаться на документах, содержащих положения федеральных конституционных законов и ФЗ, нормативных актов, издаваемых Президентом, Правительством, Федеральным Собранием.
Одноцветный герб РФ без геральдического щита должен размещаться на документах, которые издаются:
Герб РФ используется в качестве элемента в письмах и иных документах.
Герб субъекта РФ и муниципальных образований
В состав реквизитов документов, принимаемых в субъектах РФ, включается собственный герб региона. Правила его размещения регламентируются нормативными актами, принимаемыми в конкретном субъекте. Также на уровне региона могут утверждаться правила размещения герба РФ на тех или иных бумагах. Реквизиты документов, издаваемых на уровне муниципальных территорий, в свою очередь, могут содержать герб города и иного населенного пункта или муниципального образования. Правила размещения данного реквизита устанавливаются нормативными актами, принимаемыми органами местной власти.
Товарный знак
Оформление реквизитов документов в организациях может предполагать использование эмблемы или товарного знака. Размещаются такие элементы в соответствии с положениями устава компаний. При этом эмблема не размещается на документах одновременно с гербом РФ, субъекта РФ или муниципального образования. В качестве товарных знаков могут выступать слова и изображения. Цвет соответствующего реквизита может быть любым.
Код организации
В соответствии с Общероссийским классификатором предприятий реквизитом документа также может быть код организации. Данная информация обычно выполняет справочную функцию. Основной документ, в структуре которого присутствует код организации, — письмо.
В большинстве случаев реквизиты первичных документов организации требуют включения в свою структуру ОГРН. В письмах данный элемент указывается как часть справочных сведений об организации. Также ОГРН используется при выпуске фирменных бланков компании. Для предпринимателей существует похожий реквизит — ОГРН ИП. Он используется в основном в тех же целях, что и соответствующий элемент в документообороте с участием юридических лиц.
ИНН и КПП
Данные реквизиты, наряду с ОГРН, чаще всего используются в первичной документации, а также в бланках писем, составляемых сотрудниками организации. КПП — элемент, свойственный для юридических лиц. Индивидуальные предприниматели подобный реквизит не используют.
Код формы документа
В соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации в структуре реквизитов различных источников должен присутствовать код формы. Данный элемент главным образом задействуется для оптимизации темпов передачи файлов по электронным каналам.
Название фирмы
Обязательные реквизиты документа включают такой элемент, как название организации. Важно, чтобы оно соответствовало тому, что указано в учредительных документах фирмы. На бланках обязательно указывать полное наименование компании. Сокращенное можно располагать рядом (под ним или за ним).
Справочные сведения
Следующий элемент реквизитов документов — справочные данные о фирме. Их структура предполагает включение почтового адреса, телефонов и иных сведений, которые компания посчитает нужным разместить. Также, как правило, проставляются код организации, ОГРН, ИНН и КПП.
Название вида документа
Документ должен быть корректным образом классифицирован по виду. Соответствующее наименование вида фиксируется в уставе фирмы. Также оно должно соответствовать критериям, включенным в ОКУД. Обычно рассматриваемый элемент фиксируется в бланках. Для писем данный реквизит (наименование документа) не характерен. Пишется прописными буквами.
Дата документа
Следующий важный реквизит — дата документа. Он должен отражать время создания соответствующего источника или же, например, подписания его. Дата проставляется человеком, который имеет полномочия, связанные с подписанием документа, или же внутренней службой организации, ответственной за обмен соответствующими источниками. В некоторых случаях дату может проставлять составитель документа.
Регистрационный номер
Регистрационный номер (индекс) — реквизит, который фиксируется для облегчения классификации источника во внутренних реестрах и архивах организации, а также как идентификатор в процессе документооборота с другими фирмами. Правила проставления соответствующего реквизита отражаются в распорядительных источниках, утверждаемых компанией.
Также в ряде случаев рассматриваемый элемент может быть дополнен ссылкой, которая включает в себя, собственно, регистрационный номер, а также дату документа, требующего ответа. То есть данный реквизит часто используется в письмах, которые составляются в ответ на обращения в фирму.
Место составления
В ряде случаев может указываться место составления того или иного документа. Например, если определить его на основе других реквизитов сложно. Но если место составления уже указано в других элементах документа, то соответствующий реквизит включать в структуру источника не обязательно.
Адресат
Следующий значимый реквизит — адресат. Он указывается, если есть необходимость направить документ в конкретное структурное подразделение фирмы, с которой ведется переписка. Также адресатом может быть должностное лицо или гражданин в статусе физлица.
Гриф утверждения
Может потребоваться использование грифа утверждения источника. Данный реквизит может придавать документу нормативный характер. Например, директор компании может использовать гриф типа «утверждаю», после чего положения в источнике приобретут характер обязательных для исполнения сотрудниками компании.
Резолюция
Другой интересный реквизит — резолюция. Он задействуется, если должностное лицо, например директор компании, желает озвучить решение, принятое по существу информации в документе. Данный реквизит содержит также Ф.И.О, содержание распоряжения, срок, к которому оно должно быть выполнено, подпись, дату. Могут указываться исполнители поручения.
Заголовок
В некоторых документах используется заголовок. Его предназначение — изложение краткой сути сведений, присутствующих в источнике. По смыслу он должен коррелировать с наименованием документа. Пример заголовка: «Приказ о формировании аттестационной комиссии».
Отметка о контроле
В ряде случаев документ требует такого реквизита, как отметка о контроле. Данный элемент свидетельствует о том, что источник принят компетентной структурой в фирме и по нему ведется работа. Обычно данный реквизит выглядит в виде штампа со словом «контроль».
Текст документа
Вероятно, ключевой реквизит документа. Он отражает суть информации, передаваемой посредством бумажного носителя. В общем случае он составляется на русском языке или том, который имеет статус официального в субъекте РФ. Текст может включать таблицы, различные элементы форматирования.
Структура текста обычно представлена в виде двух частей: в первой отражаются причины и цели отправки документа, во второй — основная идея обращения, просьба, рекомендация и т. д. В некоторых случаях допустимо использовать только вторую часть структуры соответствующего реквизита.
Отметка о приложении
Бывает так, что в тексте документа проблематично отобразить все необходимые данные. В этом случае источник может быть дополнен приложениями. Этот факт должен отображаться на документе посредством соответствующего реквизита. Каким образом отметка, о которой идет речь, может быть включена в структуру источника? Как правило, пишут: «Приложение на таком-то количестве листов в таком-то объеме экземпляров». В некоторых случаях может возникнуть необходимость в указании наименования документа, содержащего приложение.
Подпись
Важнейшие виды реквизитов документов включают такой элемент, как подпись. Ее ставит должностное лицо, фиксируя тем самым достоверность информации, содержащейся в источнике. И это не просто автограф — подпись как самостоятельный реквизит должна содержать название должности человека, который подписывает документ, а также расшифровку.
Гриф согласования
Требования к реквизитам документов, устанавливаемые в некоторых организациях, предполагают наличие грифа согласования. Он используется в тех случаях, когда нужно зафиксировать тот факт, что информация в источнике одобрена компетентным лицом или структурой в фирме.
Гриф должен включать слово «согласовано», а также сведения о должности лица, которое одобряет соответствующую информацию, его подпись и расшифровку. Ключевой признак грифа согласования — использование при документообороте с участием нескольких организаций.
Виза согласования
Достаточно близким к грифу элементом можно назвать визу согласования. Ее ключевой признак — используется только внутри организации. При этом виза может быть проставлена несколько раз по мере последовательной проверки документа теми или иными отделами.
Печать
Практически всегда реквизиты платежных документов, а также иных видов первичных источников требуют от организаций проставления печати. В РФ она, как правило, чернильная. В структуре печати обычно содержится информация о фирме — название, ОГРН, ИНН и иные реквизиты.
Оформление документов: нюансы
Мы определили, что реквизиты документов — это важнейший критерий организации корректных процедур взаимодействия фирмы с партнерами, государственными органами, а также осуществления внутрикорпоративных коммуникаций. Какие можно отметить нюансы, характерные для практического осуществления документооборота в российских фирмах?
Можно отметить, что проставление всех предусмотренных ГОСТом реквизитов — редкое явление. Каждый документ требует использования соответствующего набора элементов. Например, что касается официальных писем, то в них чаще всего используются такие реквизиты, как герб РФ, субъекта федерации, города или же эмблема фирмы, код предприятия, ОГРН, ИНН, КПП, а также название организации.
Наименование вида документа на письмах обычно не ставится. В то время как, например, такие виды источников, как приказ, акт, докладная записка или решение, должны содержать в своей структуре соответствующий элемент. В письмах необходимо указывать полное наименование компании, в которую отправляется документ, а если есть предусмотренное официальными источниками сокращенное название, его также следует указывать (писать в скобках после полного наименования).
Есть несколько корректных методов сокращения названий организаций: по первым буквам (то есть получается аббревиатура наподобие НИИ), по начальным слогам (например, может получиться «Уралмаш») или же иным способом, утвержденным в официальных документах фирмы-адресата.
Другие важные реквизиты документов — это почтовый адрес, а также номера телефонов, факсов. Также в официальных письмах обычно указываются банковские реквизиты организации. Другой важнейший элемент соответствующего документа — дата, которая отражает момент его подписания. Затем официальная бумага подписывается, на ней ставится печать компании.
Основные и технологические реквизиты
«Реквизит документа: Элемент оформления документа» (ГОСТ Р 7.0.8-2013).
Различные документы состоят из разного набора реквизитов, среди которых можно выделить постоянные и переменные, обязательные и дополнительные реквизиты.
Постоянные реквизиты– это реквизиты, общие для всех документов одного вида (поэтому их можно заранее разместить на стандартном листе бумаги типографским способом, с помощью компьютера или специального штампа; они образуют официальный бланк документа.
К постоянным реквизитам относятся следующие: государственный герб Российской Федерации, герб субъекта Российской федерации, эмблема или товарный знак (знак обслуживания) организации, наименование организации (автора), юридический или фактический адрес организации, место составления или издания документа, код организации, код формы документа, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП).
Постоянные реквизиты не меняются вообще (например: наименование вида документа) или длительное время (например: наименование организации, справочные данные об организации).
Многие реквизиты не могут быть постоянными и все время меняются полностью или частично. Такие реквизиты называются переменными.
Переменные реквизиты– это индивидуальные для каждого конкретного документа реквизиты; они вносятся в документ в процессе его подготовки и оформления.
Переменными реквизитами являются: дата, регистрационный номер документа, ссылка на дату и регистрационный номер входящего документа, заголовок к тексту и др.
У многих переменных реквизитов имеются специальные символические знаки (ограничительные отметки) для заполнения переменной информацией. Это могут быть «уголки», «отрезки прямой линии», «крестики», знаки (например, знак №____ для обозначения регистрационного номера документа). Такие отметки помогают оформлять конкретные реквизиты в строго отведенном месте: служат ориентирами при оформлении документов, указывают начало и конец размещения переменных реквизитов, отмечают места для пробивки отверстий под подшивку документов.
Эти реквизиты вписываются от руки, печатаются на компьютере или проставляются специальными штемпелями (штампами) при составлении и оформлении конкретного документа.
Кроме того, некоторые реквизиты могут стать обязательными лишь в конкретной ситуации. Так, в бланках внутренних документов организации, в наименовании которой отсутствует указание на ее местонахождение, обязательным реквизитом является «Место составления или издания». Если в самом наименовании организации имеется указание на ее географическое положение, то данный реквизит не используется.
Таким образом, количество реквизитов, как и их состав, зависят, прежде всего, от вида документа и системы документации, а также от цели создания документа, его назначения, от его содержания и формы, способа документирования. Один и тот же реквизит может быть охарактеризован с различных точек зрения.
Наличие реквизитов позволяет идентифицировать информацию, правильно ее отбирать, обрабатывать, хранить, рекламировать.
Реквизиты в официальном документе, как правило, расположены всегда в одном и том же месте, в определенной последовательности. Это помогает быстро найти нужные данные при ознакомлении с документом, применить метод однократной записи.
По своему значению реквизиты официального документа можно разделить на основные и технологические.
Основные реквизиты непосредственно влияют на юридическую силу документа. Для многих документов число реквизитов строго ограничено. Отсутствие или неправильное указание какого-либо реквизита в служебном документе делает документ недействительным. Для ряда документов, выдаваемых органами государственной власти и государственного управления, состав реквизитов установлен в законодательных и нормативных актах. Например, для паспорта, трудовой книжки, диплома, свидетельства о рождении и т.д.
Технологические реквизиты проставляются в документе в процессе его движения и свидетельствуют об этапах его прохождения. К таким реквизитам относятся: отметка о поступлении документа в организацию, регистрационный номер документа, отметка о контроле, отметка об исполнителе, идентификатор электронной копии документа.
Для электронных документов технологические реквизиты являются ещё и необходимым условием доступа к содержащейся в них информации. Для таких документов наиболее важными технологическими реквизитами являются формат записи его источника, а также значение хэш-функции (вспомогательной памяти).
На практике по усмотрению организации возможно использование и других реквизитов в зависимости от конкретного назначения отдельных документов, например: подлежит возврату, взамен разосланного и др.
Одни реквизиты являются взаимоисключающими, например, на документе может быть:
· либо Государственный герб Российской Федерации, либо герб субъекта Российской Федерации, либо эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
· как правило, на бланке отображается либо наименование вида документа, либо справочные данные об организации (служебные письма), однако есть исключение: справка, на бланке которой имеется и наименование вида документа, и справочные данные об организации.
Другие реквизиты являются взаимодополняющими, например:
· герб (или эмблема) – и наименование организации;
· адресат – и резолюция;
· дата – и регистрационный номер.
По способу оформления реквизиты делятся на графические(герб, эмблема, оттиск печати) и текстовые.
Большинство реквизитов в основном являются текстовыми. Текстовые реквизиты могут быть простыми, состоящими из одного-двух слов или цифр (наименование вида документа, номер листа), или сложными, включающими в себя несколько достаточно самостоятельных частей (наименование организации, справочные данные, текст, грифы утверждения и согласования, резолюция, адресат и др.), части сложных реквизитов могут быть обязательными и факультативными, расположенными в определенной последовательности.
При оформлении документов реквизиты группируются в пределах трех основных частей, на которые можно условно разделить любой документ: заголовочная, содержательная, оформляющая.
1. Заголовочная часть– это начальные реквизиты, расположенные выше текста: информация об организации – авторе документа (герб или эмблема, наименование организации, справочные данные об организации, код организации, ОГРН, ИНН/КПП); первичные данные о самом документе (наименование документа, дата, регистрационный номер, краткое содержание – заголовок к тексту, место составления), а также информация, связанная с получателем документа (реквизит «Адресат», отметка «Ссылка на регистрационный номер и дату документа»).
Из тех реквизитов, которые располагаются выше текста (01 – 19), к заголовочной части нельзя отнести гриф утверждения (16), резолюцию (17) и отметку о контроле (19).
2. Содержательная часть– это то, ради чего документ создается; это основная часть документа, раскрывающая его смысл и назначение: заголовок к тексту, текст и отметка о наличии приложения (реквизиты 18, 20, 21).
3. Оформляющая часть – это совокупность реквизитов, подтверждающих подлинность документа и достоверность содержащихся в нем сведений, это реквизиты, во многом определяющие юридическую силу документа, фиксирующие согласование и подписание документа, ознакомление с ним.
В оформляющей части документа располагаются также вспомогательные служебные отметки на документах, облегчающие работу с ними. К оформляющим реквизитам относятся: гриф утверждения (16), резолюция (17), отметка о контроле (19), подпись (22), оттиск печати (25), гриф согласования (23), виза согласования (24), отметка об исполнителе (27), отметка об исполнении документа и направлении его в дело (28), отметка о поступлении документа (29), отметка о заверении копии (26), идентификатор электронной копии документа (30).