Что такое переносное значение глагола в русском языке

Прямое и переносное значение слова. Примеры

У сло­ва может быть как пря­мое, так и пере­нос­ное лек­си­че­ское зна­че­ние. Прямое зна­че­ние сло­ва — это основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние. Переносное зна­че­ние воз­ни­ка­ет как про­из­вод­ное на базе пря­мо­го. Им обла­да­ют мно­го­знач­ные слова.

Узнаем, что такое пря­мое и пере­нос­ное зна­че­ние сло­ва в рус­ском языке.

Прямое значение слова

Слова нашей речи назы­ва­ют пред­ме­ты, их при­зна­ки и дей­ствия. Однозначные сло­ва непо­сред­ствен­но соот­но­сят­ся с объ­ек­том дей­стви­тель­но­сти, напря­мую назы­ва­ют пред­мет, его при­знак или про­цесс дей­ствия. Это пря­мое зна­че­ние слова.

В пото­ке речи такие сло­ва сра­зу вызы­ва­ют пред­став­ле­ние о том, что они назы­ва­ют. Их зна­че­ние не зави­сит от кон­тек­ста, например:

По небу лени­во плы­вут белые мох­на­тые облака.

Большинство слов рус­ско­го язы­ка высту­па­ют в пря­мом зна­че­нии в соб­ствен­ном смысле.

Возникновение переносного значения слова

У сло­ва может быть несколь­ко лек­си­че­ских зна­че­ний, кото­рые воз­ни­ка­ют на базе пря­мо­го зна­че­ния. Такое новое допол­ни­тель­ное лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва назы­ва­ют пере­нос­ным. Оно появ­ля­ет­ся как отте­нок основ­но­го зна­че­ния на осно­ве похо­же­сти пред­ме­тов по внеш­не­му виду, по при­зна­ку или выпол­ня­е­мо­му дей­ствию (функ­ции).

К при­ме­ру, в сло­во­со­че­та­нии «камен­ное зда­ние» сло­во «камен­ный» назы­ва­ет мате­ри­ал, из кото­ро­го сло­же­но зда­ние, и обо­зна­ча­ет непо­сред­ствен­ный при­знак пред­ме­та «креп­кий, твёр­дый, непо­движ­ный».

В сло­во­со­че­та­нии «камен­ное лицо» при­ла­га­тель­ное «камен­ное» обо­зна­ча­ет «суро­вое, бес­чув­ствен­ное» или «недоб­ро­же­ла­тель­ное» лицо. В этом при­ме­ре сло­во «камен­ное» обла­да­ет вто­рич­ным пере­нос­ным зна­че­ни­ем, обра­зо­ван­ным на осно­ве пря­мо­го значения.

Суть пере­но­са зна­че­ния состо­ит в том, что оно пере­хо­дит на дру­гой пред­мет, дру­гое явле­ние или про­цесс по общим точ­кам сопри­кос­но­ве­ния в зна­че­нии. Тогда одно сло­во упо­треб­ля­ет­ся в каче­стве назва­ния одно­вре­мен­но несколь­ких пред­ме­тов. Так воз­ни­ка­ет мно­го­знач­ность слов. Переносным зна­че­ни­ем обла­да­ют мно­го­знач­ные сло­ва, например:

Что такое переносное значение глагола в русском языке. Смотреть фото Что такое переносное значение глагола в русском языке. Смотреть картинку Что такое переносное значение глагола в русском языке. Картинка про Что такое переносное значение глагола в русском языке. Фото Что такое переносное значение глагола в русском языке

Примеры слов в переносном значении

Что такое переносное значение глагола в русском языке. Смотреть фото Что такое переносное значение глагола в русском языке. Смотреть картинку Что такое переносное значение глагола в русском языке. Картинка про Что такое переносное значение глагола в русском языке. Фото Что такое переносное значение глагола в русском языке

На осно­ве пере­нос­но­го зна­че­ния сло­ва воз­ни­ка­ют выра­зи­тель­ные образ­ные сред­ства худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры — тро­пы. Узнаем, как обра­зу­ет­ся мета­фо­ра, мето­ни­мия, синек­до­ха.

Видеоурок

Источник

Глаголы движения в переносном значении

Глаголы движения – это чрезвычайно обширная и сложная тема в русском языке. Помимо разнообразия форм и трудности спряжений, наличия глаголов движения с приставками и без, различий в их употреблении, существуют случаи, когда глаголы движения употребляются в переносном значении. Причем, зачастую в этих выражениях невозможно использовать синонимичные слова. Данные выражения в прямом смысле очень «устойчивые».

Нужно отметить, что в переносном значении обычно употребляется один глагол из видовой пары (идти-ходить) и они не заменяют друг друга. В переносном значении используются как глаголы движения с приставками, так и без. В данной статье мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся примеры выражений с глаголами без приставок.

Погодные условия, осадки
Весь день идет дождь.
Под вечер пошел снег.
По небу плывут белые облака.

Происходящее, процесс
Работа идет как по маслу (идиоматическое выражение, означает «хорошо»).

Разговор, беседа
Переговоры идут к завершению.
Разговор незаметно перешел на другую тему.

Время
Пришло время поужинать.
Время быстро пролетело.
На лекциях время ползет (идиоматическое выражение, означает «очень медленно движется»)
Часы сломались и больше не идут.

Одежда и то, как она сочетается с внешностью человека
Вам очень идет это платье.
Он носит деловые костюмы и рубашки с запонками.
Не все замужние люди носят обручальное кольцо.
Я ношу очки с пяти лет.

Успех
После того как он получил наследство, его дела пошли в гору. (идиоматическое выражение, означает «дела все лучше и лучше»).

Действие, процесс
Учитель провел свой первый урок.

Источник

Глаголы конкретного физического действия и их переносное значение

Вы будете перенаправлены на Автор24

Глаголы конкретного физического действия

Вопросы классификации глагольной лексики являются актуальными в современной лингвистике. Ученые выделяют несколько типов семантических классов глаголов в соответствии с тем значением, которое они передают. При этом вопрос построения универсальной классификации является открытым, поскольку невозможно выделить единый критерий, который был бы положен в основу типологии.

Основу семантической классификации глаголов заложил В.В. Виноградов, в дальнейшем она была дополнена другими лингвистами. В соответствии с ней выделяются:

Знаменательные глаголы, подразделяющие на два больших класса:

В зависимости от контекста глагол может выступать и как акциональный, и как неакциональный. Например, глагол «строить» выступает как глагол конкретного физического действия в высказывании «Рабочий строит дом»,и как неакциональный глагол состояния в предложении «Он много из себя строит».

Глаголы конкретного физического действия представляют собой наиболее многочисленный класс лексем. Их основные свойства заключаются в следующем:

Глаголы конкретного физического действия употребляются, как правило, в прямом значении и являются в большинстве своем переходными, так как выражают действие, направленное на какой-либо объект: латать рубашку, чинить телевизор, забивать гвозди, солить суп.

Готовые работы на аналогичную тему

Однако возможности русского глагола, как и всей лексической системы в целом, заключаются в формировании у них переносного значения, когда семантика конкретного действия утрачивается, а глагол начинает обозначать другие виды действий или переходит в разряд неакциональных.

Переносное значение глаголов конкретного физического действия

Рассмотрим явления употребления акциональных глаголов с семантикой конкретного действия в переносном значении.

Сравним два предложения: Лесоруб пилит дерево / Жена пилит мужа. В первом высказывании глагол «пилит» имеет значение «разрезает с помощью пилы». Действие, выраженное данным глаголом, является конкретным и направлено на объект – дерево. Во втором случае глагол «пилить» употребляется в переносном значении – «придираться, упрекать». В его семантике нет значения конкретного физического действия, производимого над объектом. По выражаемому значению глагол ближе к акциональному глаголу с семантикой передачи эмоционально-чувственных состояний.

Употребление подобных глаголов в переносном значении может изменять их классификационный статус: из акциональных они превращаются в неакциональные. Например: Девочка спускается по лестнице – глагол «спускается» обозначает конкретное действие «перемещаться вниз»; Дорога спускается к реке – глагол «спускается» неакциональный с семантикой локализации в пространстве (располагается под уклоном).

Употребляясь в переносном значении, глаголы конкретного физического действия утрачивают связь с реальной основой действия и приобретают метафорическое значение, поэтому зачастую входят в состав устойчивых сочетаний. Рассмотрим некоторые из них:

Как видно из приведённых примеров, глаголы конкретного физического действия в переносном значении утрачивают связь с конкретным объектом и целенаправленность, приобретая статус неакциональных. Данные процессы указывают на подвижность глагольной лексики внутри существующих семантических групп и на необходимость построения более универсальной типологии глагольной лексики, учитывающей ряд критериев, причем не только семантических, но и грамматических.

Источник

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. Русский язык. 3 класс. Разработка урока

УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: развивать умение распознавать глаголы в прямом и переносном значении; правильно употреблять их в речи; развивать орфографическую зоркость.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Виды используемых ИКТ: презентация.

Материалы и оборудование: учебник, ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

– О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы сами догадаетесь, если отгадаете загадку.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет.

– Правильно, в этом стихотворении – загадке говорится о глаголе.

Вспомним все, что мы уже знаем, об этой части речи.

– Дайте определение глаголу.

– Чем чаще всего в предложении бывает глагол?

– Какие слова называют антонимами? Приведите примеры.

– Какие слова называют синонимами? Приведите примеры.

Выполните мои задания. (Ответы нужно записать на доске.)

– Подберите антоним глаголу строить. (разрушать)

– Синоним слову скакать.(прыгать)

– Антоним глаголу огорчаться.(радоваться)

– Назовите «лишнее» слово: чистый, резвиться, скромное, веселая.

На доске: разрушать, прыгать, радоваться, резвиться.

– Найдите в словах одинаковый звук. Какой буквой на письме обозначается этот звук? (В словах два таких звука.)

– Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой Р.

– Найдите закономерность и продолжите ряд.

Зимой река спит подо льдом.

Маленький Руслан крепко спит.

Назовите орфограммы в этих предложениях.

Спишите. Подчеркните главные члены предложения.

– Что заинтересовало в предложениях?

– В каком предложении глагол употреблен в прямом значении, а в каком в переносном? Как вы понимаете выражение «в переносном значении»?

Сегодня на уроке мы узнаем о том, что один и тот же глагол может употребляться в разных значениях.

II. Работа по теме урока

А сейчас, посмотрите внимательно на доску.

Сравните значение слова идут в каждом предложении.

Сравниваем вывод, сделанный учениками с учебником. (смотрим стр. 75 учебника)

Какие глаголы в стихотворении имеют переносное значение?

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Объясните, чего не понимали дети. В каком значении употреблен подчеркнутый глагол. Составьте предложение, употребив глаголы в прямом и переносном значениях.

– Мама, крапива кусается?

В данных предложениях глаголы употреблены в переносном значении. Составьте предложение, чтобы эти глаголы были употреблены в прямом значении.

– На морозе у ребят щеки пламенем горят.

– Мороз прогнал ребят со двора.

– Объясните, какую ошибку совершили дети.

Мать приказала ребятам запереть за ней дверь на крючок и никого не пускать.

– «Так как, – пояснила она, – по городу ходит скарлатина».

В отсутствие матери кто-то долго стучался к ним в дверь.

– «Приходила скарлатина, но мы ее не пустили » – говорили дети.

III. Работа с учебником.

Употребление глаголов в разных значениях. Упражнение 540.

– Спишите только те предложения, в которых глагол употреблен в переносном смысле.

– Составьте два предложения, в которых глаголы имеют переносный смысл.

IV. Работа над развитием орфографической зоркости

На доске записано предложение.

На своих крыльях птицы приносят весну.

– Как вы понимаете смысл этого предложения?

– В каком значении употреблен глагол в этом предложении.

– Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Объясните.

VI. Итог урока

– С какой целью употребляются в речи глаголы в прямом и переносном значениях?

Источник

Глаголы переносного смысла

Прямое и переносное значение глаголов.

Большинство широко употребительных слов многозначно. Многозначность – это способность слова иметь одновременно несколько значений или обнаруживать несколько взаимосвязанных лексико-семантических вариантов слова.

Одно из значений слова – первичное, исходное, а другое – вторичное, появившееся в результате развития первичного значения. Например: глагол “резать” имеет значение “разделить на части острым инструментом” (резать хлеб, мясо) – первичное; другие значения вторичны, “веревка режет руки”, то есть действие веревки сходно острому инструменту.

На уроках русского языка в связи с изучением глагола учащиеся овладевают умением употреблять глаголы в речи в прямом и переносном значении. Практически знакомятся с многозначностью глаголов, выполняя следующие упражнения:

1. Объясните значение выделенных слов:

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте. (В. Орлов)

2. Заменить глагол “бежит” близким по смыслу: Время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка, молоко бежит из кастрюли.
Надо ли заменить этот глагол в предложении “Лисица бежит по полю”?

Ветры по небу гуляют,
Ветры щеки надувают,
Дуют, дуют, листья рвут.
Злятся, злятся, травки мнут. (П. Потемкин)

Подчеркни глаголы, которые употреблены в переносном значении. Составь предложение, употребив глагол “злятся” в прямом значении.

4. Прочитать стихотворение, объяснить значение глагола:

И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке),
И Женя играет (есть кукла у Жени),
И мама играет (в театре на сцене),
И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе). (А. Шибаев)

Подчеркни глагол “играет” в том сочетании слов, где он обозначает действие неживого предмета.

Понимание многозначности способствует восприятию образов художественного произведения, пониманию его идейного содержания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *