Что такое переносное значение слова 3 класс
Прямое и переносное значение слова. Примеры
У слова может быть как прямое, так и переносное лексическое значение. Прямое значение слова — это основное лексическое значение. Переносное значение возникает как производное на базе прямого. Им обладают многозначные слова.
Узнаем, что такое прямое и переносное значение слова в русском языке.
Прямое значение слова
Слова нашей речи называют предметы, их признаки и действия. Однозначные слова непосредственно соотносятся с объектом действительности, напрямую называют предмет, его признак или процесс действия. Это прямое значение слова.
В потоке речи такие слова сразу вызывают представление о том, что они называют. Их значение не зависит от контекста, например:
По небу лениво плывут белые мохнатые облака.
Большинство слов русского языка выступают в прямом значении в собственном смысле.
Возникновение переносного значения слова
У слова может быть несколько лексических значений, которые возникают на базе прямого значения. Такое новое дополнительное лексическое значение слова называют переносным. Оно появляется как оттенок основного значения на основе похожести предметов по внешнему виду, по признаку или выполняемому действию (функции).
К примеру, в словосочетании «каменное здание» слово «каменный» называет материал, из которого сложено здание, и обозначает непосредственный признак предмета «крепкий, твёрдый, неподвижный».
В словосочетании «каменное лицо» прилагательное «каменное» обозначает «суровое, бесчувственное» или «недоброжелательное» лицо. В этом примере слово «каменное» обладает вторичным переносным значением, образованным на основе прямого значения.
Суть переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление или процесс по общим точкам соприкосновения в значении. Тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Так возникает многозначность слов. Переносным значением обладают многозначные слова, например:
Примеры слов в переносном значении
На основе переносного значения слова возникают выразительные образные средства художественной литературы — тропы. Узнаем, как образуется метафора, метонимия, синекдоха.
Видеоурок
Прямое и переносное значение слов (15 примеров)
У слова может быть как прямое, так и переносное лексическое значение. Прямое значение слова — это основное лексическое значение. Переносное значение возникает как производное на базе прямого. Им обладают многозначные слова.
Узнаем, что такое прямое и переносное значение слова в русском языке.
Прямое значение слова
Слова нашей речи называют предметы, их признаки и действия. Однозначные слова непосредственно соотносятся с объектом действительности, напрямую называют предмет, его признак или процесс действия. Это прямое значение слова.
В потоке речи такие слова сразу вызывают представление о том, что они называют. Их значение не зависит от контекста, например:
По небу лениво плывут белые мохнатые облака.
Большинство слов русского языка выступают в прямом значении в собственном смысле.
Примерыдочь, дом, трава, вежливый, огромный.ОпределениеПрямое значение слова — это его основное лексическое значение без дополнительных оттенков.
Возникновение переносного значения слова
У слова может быть несколько лексических значений, которые возникают на базе прямого значения. Такое новое дополнительное лексическое значения называют переносным. Оно появляется как оттенок основного значения на основе похожести предметов по внешнему виду, по признаку или выполняемому действию (функции).
Переносное значение слова — это вторичное, производное значение, возникающее на основе сходства предметов, их признаков и функций.
К примеру, в словосочетании «каменное здание» слово «каменный» называет материал, из которого сложено здание, и обозначает непосредственный признак предмета «крепкий, твёрдый, неподвижный».
В словосочетании «каменное лицо» прилагательное «каменное» обозначает «суровое, бесчувственное» или «недоброжелательное» лицо. В этом примере слово «каменное» обладает вторичным переносным значением, образованным на основе прямого значения.
Суть переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление или процесс по общим точкам соприкосновения в значении. Тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Так возникает многозначность слов. Переносным значением обладают многозначные слова, например:
Примеры слов в переносном значении
Внимание!Знаете ещё примеры прямых и переносных значений слов в русском языке? Поделитесь, пожалуйста, ими в комментариях!
На основе переносного значения слова возникают выразительные образные средства художественной литературы — тропы. Узнаем, как образуется метафора, метонимия, синекдоха.
Видеоурок
Конспект урока по русскому языку на тему: «Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова» УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему:
«Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова»
УМК «Перспективная начальная школа»
Выполнила: Захарова В.Н.
Тема: «Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова»
Перспективная цель: формировать представление у обучающихся о лексическом значении слов в процессе смены видов учебной деятельности.
Актуальная цель: обобщить знания у обучающихся о многозначности слова, прямом и переносном значении слова в ходе смены видов учебной деятельности.
Задачи:
Дидактическая: формировать знание о многозначности слова, прямом и переносном значении слова, закрепить умение опознавать значения слова и употреблять слова в речи в соответствии со значением в процессе выполнения учебных заданий;
Развивающая: развивать внимание, словесно-логическое мышление в процессе объяснения учителя;
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку в процессе беседы.
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): знать, что такое многозначность слова, знать прямое и переносное значение слова, уметь приводить примеры к многозначным словам.
Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Коммуникативные: использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, участвовать в диалоге.
Познавательные: формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам.
Регулятивные: понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности; планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций.
Личностные (соответствуют поставленным задачам): обучающиеся будут проявлять интерес к русскому языку.
Тип урока: рефлексия (закрепление обобщение знаний).
Вид урока: смешанный.
Принципы: научности, доступности, психологической комфортности, наглядности.
Методы, приемы: словесный (беседа), наглядный (работа с учебником), практический (самостоятельная работа).
Литература: УМК «Перспективная начальная школа» учебник Чураковой Н.А. «Русский языка», 3 класс 1 часть, печатная тетрадь, тетрадь.
Конспект урока
Этапы урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Планируемые результаты
(предметные, метапредметные, личностные)
1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.
-Здравствуйте, меня зовут Вероника Николаевна, сегодня я у вас проведу урок русского языка.
-Можете присаживаться на свои места.
-Проверьте свою готовность, на парте у вас должен лежать учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, пенал.
-Сегодня на уроке нас ждут много интересных заданий.
-Поэтому договоримся работать дружно и сообща!
-Давайте приступим к нашему уроку!
-Приветствуют друг друга.
Проверяют свою готовность на урока
-умение слушать и слышать учителя;
2. Актуализация знаний учащихся и пробного учебного действия.
-Открываем тетради, отступаем 2 строчи вниз на 3 строчке записываем дату и классная работа
-Записываем слова сначала строки через запятую: погода, четверг, футбол, праздник, топор, шоссе, шёпот.
-Подчеркиваем букву, которую нам надо запомнить
-Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, и выполните проверку
-Если все правильно «5»
-Если 3 и более ошибки «3»
-Тема нашего урока «Многозначность слова. Прямое и переносное значение».
-Цель, какую мы поставим?
— Многозначное слово может иметь
-Сейчас я вам буду читать слова, вы должны будите определить многозначное это слово или однозначное.
-Если слово многозначное, то вы хлопаете в ладоши один раз, если слово однозначное не хлопаете
Лист – многозначное
Земля – многозначное
Иголка – многозначное
Коса – многозначное
-Как вы понимаете выражение железный характер?
-Как вы понимаете выражение ледяной взгляд?
-Как вы понимаете выражение солнечное настроение?
-Как вы понимаете выражение тёплая встреча?
-Сейчас я вам буду читать словосочетания, вы должны будите определить, какое значение имеет словосочетание, прямое или переносное.
-Если словосочетание имеет переносное значение, вы хлопаете в ладоши один раз, а если словосочетание имеет прямое значение, вы не хлопаете.
-Откройте учебник на стр.48 упр.41.
-Прочитайте самостоятельно фразы
-В этих фразах выделенное слово обозначают одно и то же или разное?
-Почему же разные предметы, признаки и действия могут обозначаться одним и тем же словом?
-Как вы понимаете говоря фразу каша в голове?
-Таким образом, словом каша называют такое состояние ума, когда все перемешано и размазано, как в тарелке с кашей.
-Как вы понимаете говоря фразу хвост самолета,
-Как вы понимаете говоря фразу сладкие улыбки?
-Как вы понимаете говоря фразу бархатный голос?
-Как вы понимаете говоря фразу мурлычет ручей?
-Сделаем вывод переносное значение – это
-Теперь перепишите фразы так, чтобы на первом месте был пример со словом в прямом значении
-Давайте проверим, как вы записали фразы
Открывают тетради записывают дату и классная работа
К доске выходят 1 ученик
Подчеркивают не проверяемую букву
Проверяют по эталону
Оценивают работа, ставят оценки
-Повторить многозначность слова. Прямое и переносное значение.
-Прямое значение (прямо указывает на предмет, действие, явление)
-Переносное значение (переносит прямое значение на другой предмет)
Выполняют задание, внимательно слушают учителя
Хлопают один раз в ладоши, если слово многозначное, если слово однозначное не хлопают.
-Это характер твёрдый, как железо.
-Это взгляд холодный, как лёд.
-Настроение яркое и бодрое, радостное, как солнце.
-Встреча приятная, как само тепло дома.
Словосочетание имеет переносное значение, хлопают в ладоши один раз, если словосочетание имеет прямое значение, не хлопают
-Выделенные слова во фразах обозначают разное
-Потому что они стоят в переносном значении
-Хотят сказать, что человек ничего не может выделить, сформулировать, что у него в сознании все размазано и перемешано.
-Имеют в виду его заднюю часть.
-Это улыбка приторно-угодливая, лицо человека с такой улыбкой изображает удовольствие. Это выражение лица сходно с тем, когда человек ест что-либо сладкое.
-Голос называют бархатным в том случае, если он мягкий и приятный. Именно такими качествами обладает ткань с таким названием (бархат).
-О ручье можно сказать, что он мурлычет, в том случае, если его журчание напоминает кошачье мурлыканье.
-Это значение, оторванное от одного предмета и примененное к другому предмету. При этом два предмета (с одним из которых употребляется прямое значение слова, а с другим – переносное значение) должны иметь между собой какое-то сходство, что-то общее.
Записывают фразы в тетрадь
-умение формулировать правила;
-умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме, вступать в диалог;
-самостоятельно выполнять предложенное задание;
-умение оценивать своих одноклассников;
3. Применение знаний и умений в новой ситуации.
-Переходим к упр.42, стр.48-49
-Сейчас я вам прочитаю стих-е «Трубач и Трубочист»
-Выпишите из словаря значения слова труба под цифрами 1 и 2
-Прочитаем значение слова труба
-Теперь для каждого значения найдите в стих-и родственные слова
-Запишите предложения, выделенные синим цветом, столбиком
-В конце каждого предложения поставь цифру, которая соответствует одному из значений слова труба
-Стих-е о Трубаче и Трубочисте
Выписываютиз словаря значение слова труба
-Для слова ТРУБА в первом значении родственным будет слово трубочист; а для слова ТРУБА во втором значении – трубач;
-В конце первого предложения поставить цифру 1, а в конце второго – цифру 2.
-самостоятельно выполнять предложенное задание;
-способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
4. Обобщение и систематизация знаний.
-Итак, а сейчас давайте откроем тетрадь для самостоятельных работ упр.24
-Поставим ударение компьЮтер
-Куда падает ударение?
-Подчеркните в словарном слове буквы, которые нам нужно запомнить
-Прочитайте задание самостоятельно
-Выполняем задание самостоятельно
Открывают тетрадь для самост. работ
-Вписать в стих-е прилагательное, родственное слово к словарному слову, и поставив его в нужную форму.
Перед словами с выделенными буквами в скобках написать проверочное слово. Подчеркнуть другие слова, которые также являются родственными
-умение находить и выделять части слова;
-умение составлять схемы к словам;
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
-Сейчас я вам раздам карточки с заданием, вам нужно будет в паре определить какая фраза написана в прямом значении, а какая в переносном. К каждой фразе вы ставите цифру. 1-прямое значение, 2-переносное значение.
Урок русского языка по теме «Прямое и переносное значение слова»
Тип урока: объяснение нового материала.
Межпредметные связи: литература.
Оборудование: компьютер, мультимедийная система.
С русским языком можно творить чудеса!
Слайд 1
I. Лексико-орфографический диктант
– Определите слово по его лексическому значению, запишите, объясните орфограммы:
1. Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка – лексика.
2. Начитанность, глубокие познания в какой-нибудь области науки – эрудиция.
3. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве – филология.
4. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплёта с самой книжкой – фОрзац (обращаем внимание на ударение в слове).
5. Цитата, изречение, помещаемое автором перед своим произведением, которое раскрывает его основную идею – эпиграф.
6. Значимые части слова – морфемы.
II. Объяснение нового материала
Слайд 2
– Послушайте отрывок из стихотворения » Снежная баба» известного детского поэта Саши Черного:
Воробьи в кустах дерутся,
Светит солнце, снег, как пух.
В васильковом небе вьются
Хороводы снежных мух…[2]
– Как вы понимаете выражение «васильковое» небо? «хороводы снежных мух»?
– Эти выражения употреблены в прямом или переносном значении?
– О чем мы будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. Прямое и переносное значение слова.
Слайд 3
– Запишите тему урока.
Слайд 4
– Прочитайте строки из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина:
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.[3]
– Объясните значение слова «золотые»? («Золотые скорлупки», то есть скорлупки из золота)
– Сравните употребление этого слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»А.С.Пушкина:
В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.
– Что значит «золотая рыбка»? (Жёлтая, похожая на цвет золота)
– На основе какого сходства поэт употребляет выражение «золотая рыбка»? (На основе сходства по цвету)
– Определите, в каком фрагменте слово употреблено в прямом значении? в переносном? (Слово «золотой» употребляется в прямом значении в «Сказке о царе Салтане», в переносном – в «Сказке о рыбаке и рыбке»)
– Какие цели мы можем поставить перед собой на уроке? Научиться различать прямое и переносное значения слов, уметь определять лексическое значение слова (дети формулируют цели урока, учитель помогает).
– А также бережно относиться к слову, уважать родной язык.
Работа с рисунками
Слайды 5, 6, 7
– Рассмотрите эти занимательные рисунки.
– Подумайте, какое отношение они имеют к теме нашего урока.
Ученики рассуждают, анализируя изображения на рисунках, где слово употреблено в прямом значении, а где – в переносном значении.
III. Закрепление материала
Слайд 8
– Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика:
1) с прямым значением;
2) с переносным значением;
Высокое здание – высокие чувства, тяжелый чемодан– тяжёлый характер, серебряный браслет – серебряный иней, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый
плод, строить планы – строить мост, музыкальный инструмент – музыкальная капель.
Слайд 9
– Составьте с данными словами словосочетание так, чтобы каждое слово употреблялось и в прямом, и в переносном значениях.
1) стеклянный (стеклянный стакан – стеклянный дождь);
2) прыгал (ребенок прыгал – прыгал мячик);
3) одежда (зимняя одежда – одежда деревьев).
– Каким частями речи являются эти слова? (Прилагательное, глагол, существительное)
– Какой вывод можно сделать? (Переносное значение могут иметь слова разных частей речи)
Слайд 10
– Объясните выражение «золотые руки». (Человек умелый, трудолюбивый)
– Объясните выражение «золотой характер». [4] (Добрый, отзывчивый, гуманный)
– На основе какого сходства употреблены эти выражения?
На основе сходства определённых качеств человека, по его оценке окружающими появилось переносное значение.
Работа с учебником. [5]
Анализ изобразительно-выразительных средств в стихотворении С.А. Есенина «Отговорила роща золотая»
Ученики называют эпитеты: «роща золотая», «березовым, веселым языком», «печально пролетая»;
метафоры (с подсказкой учителя): «Отговорила роща золотая// Берёзовым, весёлым языком», «Не жаль души сиреневую цветь», «В саду горит костёр рябины красной. «.
Работа с текстом индивидуальная и парная
Михаил Пришвин «Лесная капель»(текст у каждого ученика) [6]
Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному им на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями.
– О чем говорится в тексте?
– К какому стилю речи относится данный текст?
– Каковы признаки художественного стиля речи? (употребление выразительных средств)
– Найдите в тексте М.М.Пришвина слова, употребленные в переносном значении, постарайтесь определить эти художественные средства ( работа в парах).
олицетворения
золотыми каплями
теплая ночь
большая вода
успел унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде
схватил мороз и сделал из них кружева
солнце изорвало кружева,
льдинка умирала
Выполнение проверочного теста
Вопрос №1
Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного «Летом». В каком значении, прямом или переносном употреблено слово «бежит «. Выберите правильный вариант ответа.
А за полем, где рябинка
Вечно с ветром не в ладу,
Сквозь дубняк бежит тропинка
Вниз к студеному пруду.
1. В прямом значении.
2. В переносном значении.
Вопрос №2
Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного «Летом». В каком значении, прямом или переносном употреблено слово «плывут«. Выберите правильный вариант ответа.
Дружно выплыли утята.
Впереди толстуха-мать.
Облака плывут куда-то,
Пахнет мятой. Благодать.
1. В прямом значении.
2. В переносном значении.
Вопрос №3
Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного «Летом». В каком значении, прямом или переносном употреблено слово «лежат«. Выберите правильный вариант ответа.
Пруд синеет круглой чашкой.
Ивы клонятся к воде.
На плоту лежат рубашки,
А мальчишки все в пруде.
1. В прямом значении.
2. В переносном значении.
Вопрос №1
Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного «Перед сном». В каком значении, прямом или переносном употреблено слово «прячу«. Выберите правильный вариант ответа.
Каждый вечер перед сном
Прячу голову в подушку:
Из подушки лезет гном
И везет на тачке хрюшку.
1. В прямом значении.
2. В переносном значении.
Вопрос №2
Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного «Перед сном». В каком значении, прямом или переносном употреблено слово «прыгают«. Выберите правильный вариант ответа.
Искры прыгают снопом,
Колесом летят ракеты.
1. В прямом значении.
2. В переносном значении.
Вопрос №3
Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного «Перед сном». В каком значении, прямом или переносном употреблено слово «ем«. Выберите правильный вариант ответа.
Я смотрю, лежу ничком
И тихонько ем конфеты.
1. В прямом значении.
2. В переносном значении.
Проверка тестового задания. Учитель называет правильные варианты ответов, ученики делают исправления в своих работах зелеными чернилами и сдают тесты.
IV. Подведение итогов урока
Слайд 12
– Что нового вы узнали на уроке?
– Достигли цели, которую поставили в начале урока?
– Что показалось сложным?
– Как справились с тестом?
– Поставьте себе оценку за работу на уроке.
Домашнее задание
Параграф 34, упр. 257, 258 (устно).
Список использованной литературы: