Что такое перепад высот на горнолыжной трассе
Горнолыжные градиенты или о крутизне синих, красных и черных трасс
Поговорим об уклонах
На практике крутизна наклонной поверхности в различных областях человеческой деятельности обозначается величиной уклона (или еще иначе — градиентом). Для начала давайте разберемся, что же означает само это понятие. Таблички с указанием уклона знакомы, наверное, всем водителям автомобилей (по крайней тем, кто самостоятельно сдал хотя бы теорию), но далеко не все из них знают, что же фактически означает, например, 10% на знаке.
На самом деле математически уклон — это отношение перепада высоты на определенном участке пути к длине горизонтальной проекции этого пути, выраженное в процентах. Т.е. высота (h), разделенная на проекцию пути (c) и умноженная на 100. Геометрически это отношение противолежащего катета к прилежащему (тангенс, умноженный на 100). Таким образом:
Уклон в процентах (градиент) = h/c×100 = tg(a)×100
Ниже представлена форма, позволяющая перевести значения из градиентов в градусы и обратно:
Ближе к делам горнолыжным
С теорией разобрались, переходим к горнолыжной практике.
Профиль горнолыжной трассы никогда не представляет из себя идеальную прямую. Где-то наклон может быть покруче, где-то поположе. В этом случае используется понятие среднего градиента, который, впрочем, вычисляется все по той же формуле: перепад высот между стартом и финишем трассы, деленный на длину горизонтальной проекции трассы.
Средний уклон знаменитой черной трассы Streif в австрийском Китцбюэле, где регулярно проходит этап Кубка мира по горным лыжам, составляет 27% (15°; длина трассы — 3312 метров при перепаде 860 метров). Максимальный уклон на одном из ее участков — 85% (40°).
По статистике средние градиенты синих трасс находятся в пределах до 18% (порядка 10 градусов), красных — до 23% (13 градусов), а черных — от 23% и выше (больше 13 градусов). На каких-то курортах сложность трасс несколько занижена (синие трассы в реальности могут оказаться ближе к красным по крутизне), на каких-то наоборот, ее завышают, но в среднем картина везде примерно такая.
Замечание: на французских курортах дополнительно используется обозначение зеленым цветом наиболее простых трасс. В общем и целом зеленые тут мало отличаются от синих, в других странах все простые трассы (в том числе даже плоские траверсы) обозначаются синим.
Для ориентировочной оценки длин трасс, катаясь на курорте и имея на руках схему катания с обозначением перепадов высот, вы можете использовать следующие соотношения:
На каждый километр перепада высоты синей трассы приходится порядка 7 км ее длины, на километр перепада красной — 5 км, черной — 3.5 км.
Ниже на картинке для сравнения представлены профили синей, красной и черной трасс. Трассы находятся в известнейшем итальянском регионе Селларонда, а профили их взяты из замечательного приложения 3D Dolomiti Superski, которое позволяет совершить виртуальный тур по региону, а также посмотреть технические характеристики всех трасс.
Название трассы | Длина | Перепад | Наклон | Градиент |
---|---|---|---|---|
Piz Seteur | 2050 м | 204 м | 5.7° | 10.0% |
Fermeda 1 | 2090 м | 456 м | 12.6° | 22.4% |
Gran Risa | 2290 м | 677 м | 17.2° | 30.9% |
Отдельно отметим представленную на картинке Gran Risa — знаменитую трассу, входящую в пятерку культовых трасс Кубка мира. Глядя на ее профиль можно подумать, что ничего такого особенного в нем нет, но на деле, когда вы оказываетесь на трассе, в некоторых местах может показаться, что склон уходит вертикально вниз.
Этот эффект часто присутствует при сравнении профиля трассы с реальной обстановкой на местности. Также не будем забывать, что мы все время ведем речь о средних градиентах, в то время как некоторые локальные участки склона могут оказаться намного круче (и часто именно по этим самым крутым местам присваивают сложность трассе).
Харакири
В австрийском Майрхофене находится одна из самых крутых трасс мира (и самая крутая в Австрии), с говорящим названием Harakiri. Ее средний уклон составляет 78% (38°, длина около 620 метров при перепаде 380 метров). Для подготовки склона используется специальная техника, закрепленная на спущенных сверху страховочных канатах.
Падение на Harakiri может быть чревато тем, что до конца трассы вы будете катиться кубарем, не имея возможности затормозить.
Так что всегда, катаясь на лыжах, соизмеряйте свои возможности с предлагаемыми горами условиями. Берегите себя и окружающих лыжников!
Характеристики горнолыжных трасс
Важнейшими критериями оценки горнолыжного курорта есть характеристика горнолыжных трасс по их пригодности для катания на лыжах. Они характеризуются объективными показателями уклона, длины, рельефа, высотой над уровнем моря, перепадами высот, траекториями спуска и подъема. Большое значение имеет природная заснеженность и устойчивость снежного покрова, а также, другие климатические факторы.
Крутизна склона
Угол уклона или крутизна трассы определяется в градусах (в редких случаях в процентах) и классифицируется цветом следующим образом:
Самыми популярными у горнолыжников признаны зеленые и синие трассы, что объясняется различными причинами. Во-первых, более половины из тех, кто едут на горнолыжный отдых новички, впервые ставшие на лыжи, а также, родители с маленькими детьми. Во-вторых, эти трассы всегда тщательно подготовлены и на них нет бугров. На этих трассах легче выполнять повороты, поэтому они инструкторами используются, как учебные. И в-третьих, катаясь на пологих склонах, горнолыжники чувствуют себя более комфортно психологически.
На трассе, горнолыжник достигает максимальной скорости после 400 метров спуска по прямой линии. Поэтому, чтобы преодолеть страх перед нарастанием скорости, начинающий горнолыжник должен спускаться по пологому склону по прямой.
Независимо от крутизны склона, каждый горнолыжник должен для себя определить скорость, с которой он может кататься. При этом, он должен учитывать уровень своего мастерства, физическую подготовку и выносливость. Небольшие неровности рельефа, которые легко проезжаются на малой скорости, при ее увеличении превращаются в препятствие, которое может быть причиной серьезной травмы.
Рельеф склона
Рельеф склона определяется наличием естественных бугров, впадин и перегибов. Перегибы – это резкое увеличение или уменьшение крутизны склона. Если крутизна увеличивается, говорят о положительном перегибе, при уменьшении, перегиб меняет знак. Все эти особенности рельефа опытные горнолыжники учитывают в технике катания.
Рельеф горных склонов формируется под действием физических факторов, как то: ветровая, водная и ледниковая эрозия. Эти процессы способствуют формированию оползней, расселин, образованию кулуаров. Чтобы препятствовать этим процессам, при устройстве горнолыжных трасс склон по специальной технологии засевается травой. Образовавшийся устойчивый травяной покров не только препятствует разрушению склона, но и повышает качество трассы.
По уровню сложности рельефа трассы делятся на гладкие, мягкие, средние и резкие.
Горнолыжный склон должен иметь выкат, представляющий собой пологий участок, на котором горнолыжник может остановиться для отдыха. Сооружение черных и красных трасс допускается на склонах без выката.
Перепад высот
Перепад высот – важный показатель, который необходимо учитывать при выборе горнолыжного курорта. Трассы с большим перепадом высот подходят для хорошо тренированных горнолыжников, которые легко переносят резкое изменение атмосферного давления и температуры. На трассах с большим перепадом высот более сложные условия катания, связанные с неодинаковым снежным покровом по всей ее длине.
Высота над уровнем моря
Этот показатель в большой степени определяет климатические особенности курорта. Высоко в горах, всегда, более низкие температуры и сильные ветра, что дает возможность продлить сезон катания. Так, на самом популярном украинском курорте Буковель, горнолыжные туры проводятся до конца апреля.
Трассы на высокогорном курорте Приэльбрусье частично проходят по поверхности ледников, что требует особой внимательности от горнолыжников.
Качество трасс
Оценить горнолыжную трассу только по объективным параметрам достаточно трудно, потому что ее качество, также, зависит от многих других параметров. Сертификацию трасс осуществляют международные организации. Трасса оценивается по уровню комфортности.
Пятизвездочная трасса должна иметь ширину 50 метров, длину — 5000 метров и уклон 15°. Через каждых 1000 метров должна быть площадка для отдыха, с размещенными на ней кафе и киосками. Такая трасса должна быть оборудовании информационными стендами, указателями, неподалеку должен находиться лыжный патруль и пункт скорой помощи.
Высоким комфортом обладают трассы, устроенные на искусственных террасах (полках). Эти террасы сооружаются с определенным уклоном, их края огораживаются сетками для предупреждения падения туристов. В местах перехода с одной террасы на другую устраиваются площадки отдыха, где есть кафе, скамейки, туалеты.
Все большую популярность приобретают лыжные парки, которые устраиваются не только на горнолыжных курортах, но и в больших городах, как место для активного отдыха в выходные дни. Лыжные и сноубордные парки имеют сложные трассы с трамплинами, хаф-пайпами, на которых горнолыжники выполняют различные трюки, акробатические номера, прыжки и так далее.
Выбирайте кампанию Big Travel и Вы будете кататься на самых лучших горнолыжных трассах Буковеля; Драгобрата и Гудаури.
Характеристика горных склонов
Безопасность, комфортность и сложность горнолыжных трасс зависит от их крутизны, рельефа, качества снежного покрова, вместительности, длины и высоты над уровнем моря. Любая возвышенность визуально кажется крутой и длинной. Но так ли это на самом деле? Чаще всего начинающие лыжники переоценивают крутизну гор. Вашему вниманию представлена краткая классификация и характеристика горных склонов.
Начнем с самого распространенного вопроса. Что же такое крутизна склона? Это угол наклона горы по отношению к ее длине (90°, 50°, 30°). Соответственно вертикальным является склон с крутизной 90°, но даже горнолыжные дорожки с углом наклона 40°-50° сверху кажутся абсолютно прямыми. Это обман зрения.
В зависимости от показателя крутизны, склоны бывают:
В среднем трассы для скоростного спуска имеют крутизну 15-25°. На таких дорожках предельная скорость лыжника достигает 60-70 км/ч. Максимальная скорость до 200 км/ч развивается на трассах с уклоном 45-75°. К слову, начинающий лыжник передвигается со скоростью до 20 км/ч, средний уровень – до 35 км/ч.
Следует знать! Максимальная скорость передвижения на лыжах достигается через 400 метров после старта. Дальше скорость остается стабильной. Это необходимо знать начинающим лыжникам, которые ощущают страх перед нарастанием скорости.
Для безопасности спуска имеет огромное значение такой показатель, как перепад высот. На горнолыжных курортах работают специальные службы, которые следят за температурой воздуха и давлением, проводя измерения по всей длине горнолыжных трасс. Поскольку значительные перепады этих показателей на разных участках трассы влияют на состояние снежного покрова и способствуют появлению трещин.
Рельеф горнолыжной трассы
Бугры, перегибы и расселины не только негативно влияют на качество спуска, но также могут привести к травматизму. Учтите, что даже небольшой бугорок, который не заметит лыжник, двигающийся со скоростью 20 км/ч, напомнит о себе сильным толчком или ударом при нарастании скорости до 50-100 км/ч. В зависимости от рельефа склоны могут быть:
На туристических склонах должен быть пологий участок. Так называемый выкат предназначен для отдыха лыжников и снижения скорости. Только сложные «черные» или «красные» горнолыжные трассы могут быть крутыми по всей длине.
Вместительность и комфортность горнолыжной трассы – немаловажные показатели, характеризующие уровень курорта. Помните! На одного лыжника должно приходится от 500 кв.м площади трассы. Кроме того, дорожки должны быть оборудованы указателями, предупреждающими знаками, местами для отдыха и перекуса, а также ограждающими сетками по краям полок.
Уклоны, наклоны и классификация трасс
Знаки на картах трасс
Показатели крутизны трассы: уклон и наклон. В чём различие?
Уклон (или угол наклона) — это показатель крутизны склона, который равен отношению превышения (перепада высот) к заложению (горизонтальному проложению). Т.е. уклон — это показатель крутизны склона, а наклон — это угол между данной прямой горизонталью. В общих чертах одно и то же, но, говоря про крутизну склона, правильно говорить либо «уклон равен. » либо «угол наклона равен. «.
Для вычисления процента уклона для начала необходимо вычислить горизонтальное проложение через теорему прямоугольного треугольника Пифагора, зная перепад высот и длину трассы (или участка трассы). А после этого разделить перепад высот на горизонтальное проложение (получится десятичная дробь) и умножить на 100 (получится процент) или 1000 (получится промилле).
Уклон i = h/S*100 (в процентах). При уклоне в 100% горизонтальное расстояние местности увеличивается на 1 метр при подъёме по вертикали на 1 м. В таком случае угол наклона будет равен 45 градусам. Уклон может быть больше 1000% и до бесконечности (при 90-градусном обрыве), но не на общедоступных горнолыжных трассах.
Чтобы получить угол наклона в градусах, необходимо найти тангенс угла наклона через аналогичное отношение превышения к заложению h/S и взять от него arctg. В итоге i = arctg h/S (в градусах). В градусах угол наклона может быть по модулю от 0 до 90 °.
Уклон может быть и отрицательный
Но можно и не заморачиваться такими вычислениями! Тем более, если у вас нет данных по длине и перепаду высот на трассы.
Но как в таком случае померить уклон трассы?
Вариант 2. Научиться пользоваться теодолитом (или аналогичными геодезическими приборами), найти такого же сумасшедшего человека, как и вы, спуститься с ним и с громоздким оборудованием на нужный участок трассы, всё установить, настроить и замерить до того момента, как за вами вышлют вертолёт с Омоном.
Вариант 3. По фото. Этот вариант самый неточный, потому что нужно постараться не завалить горизонт при съёмке и надеяться, что ваш объектив вас не подвел и не исказил действительность. Если искажение обнаружено, то можно включить селфи-камеру, она-то вас точно не подведёт:)
Вариант 4. Если вы хотите определить приблизительный угол наклона крутого склона, но не имеете при себе никаких инструментов, то можно обратиться к старому дедовскому способу. Для этого вам нужно закантоваться, остановившись и направив лыжи поперёк склона (соседи по трассе снова вам скажут спасибо!)), и попытаться достать рукой снега выше по склону, нагнувшись либо вправо, либо влево.
Если вы райдер со средней гибкостью, то ваше «достижение» снега будет свидетельствовать о том, что угол наклона больше или равен 30 градусам. Ну, а если вы не достали, то не расстраивайтесь, значит, у вас есть все шансы спуститься донизу целым! Будут и вашей жизни 30-градусники.
Похожая штука используется и в альпинизме:
Проецируя на горнолыжный спорт, можно ледоруб заменить на горнолыжную палку, которая будет почти вдвое длиннее вашей руки (у вашего покорного слуги, например, длина руки от центра ладони до ключицы 55 см, а длина палки 115 см). И если вы станете прямо, смотря вверх по склону, и достанете палкой до снега в районе вашего плеча, то крутизна трассы будет приблизительно 30 или больше градусов.
Но этот способ зависит от анатомических параметров конкретного человека. А какие ещё способы определения уклона склона Вы знаете?
Теперь, когда вы успешно вычислили крутизну трассы, вы можете определить её уровень в классификациях разных регионов мира.
Общепринятым является разделение трасс по 3 градациям: простые трассы (для тех, кто вскипает при 100 градусах), трассы среднего уровня сложности и сложные трассы для экспертов (или если у вас 40 градусов внутри, то 40 градусов снаружи не страшно).
Но бывают и предельно сложные трассы, которые маркируются либо двумя чёрными ромбиками, либо красным ромбиком. Эти трассы имеют запредельный уклон до 80-100 % или являются зонами фрирайда / могула. Поэтому их выделение весьма условно. Но если вы лом, псих, профессионал или имеете счёты с жизнью, то вам непременно нужно сюда заглянуть. Как и новичкам, чтобы постоять в самом крутом участке, желательно за перегибом, наслаждаясь настоящим, и, смотря в суровое будущее.
Вот, например, Япония, Австралия и Новая Зеландия пошли по уникальному пути развития и создали Франкенштейна
Словарь горнолыжника
•— Горнолыжные трассы —•
Горнолыжные трассы — освобожденные от растительности участки склона, предназначенные для спуска вниз. Трассы маркируются цветными вешками с номерами. Цвет маркировки трассы говорит о ее сложности.
Маркировка трасс:
Зеленый — самые простые трассы, на которых начинающий горнолыжник может ехать по прямой, практически не набирая скорости. Трассы тщательно ухожены, бугры отсутствуют.
Синий — легкие трассы, на которых комфортно себя чувствует лыжник, уже освоивший повороты плугом и из упора. Несколько возросшая крутизна, переменный рельеф, отсутствие бугров и резких перепадов крутизны склона делает спуски по синим трассам более интересными и разнообразными для лыжников среднего уровня, а частые прямые участки с маленьким уклоном дают возможность покататься на скорости и тем, кому более серьезные трассы пока не по плечу.
Красный — трассы средней сложности. Имеют еще более возросшую крутизну, характеризуются отсутствием пологих участков или сочетанием недлинных крутых мест, где необходимо достаточно хорошо владеть лыжами.
Черный — технически сложные трассы, довольно крутые и жесткие с буграми, узкие (но не пологие) места, резкие повороты с перепадами склона, целинный снег, поэтому если человек не может уверенно и быстро проходить красные трассы, на черные лучше не выезжать.
•— Склон —•
Склон — в горнолыжном спорте по крутизне рассматривают склоны: очень пологие (4 – 7 ° ), пологие (8 – 15 ° ), средние (15 – 25 ° ), крутые (25 – 35 ° ) и очень крутые (свыше 35 ° ).
Разбитый склон — после нескольких часов катания большого количества людей по рыхлому снегу приводит к ситуации, когда места с мягким снегом чередуются с укатанными жесткими участками и ледяными залысинами. Катание на таком склоне требует больше внимания и хорошего владения разными техниками.
Перепад высот — разница между самой верхней и нижней точкой склона. Если трасса кольцевая, то перепад высот — это разница высот самого высокого и самого низкого участков. Сам по себе перепад высот ни о чём не говорит. Надо знать ещё и протяжённость трассы, тогда можно определить её крутизну.
/ — искусственный парк на склоне, выстроенный из снега, для фристайла и прыжков, в основном, для сноубордистов.
•— Горнолыжный подъёмник —•
Горнолыжный подъёмник — техническое сооружение в горной местности, предназначенное для подъёма горнолыжников и сноубордистов к месту начала спуска. Используется также для подъёма и спуска туристов. Различают два основных класса горнолыжных подъёмников:
Воздушные — подъёмники, с помощью которых осуществляется подъём людей в кабинах или креслах, подвешенных к тросу, с отрывом от земной поверхности.
Наземные — подъёмники, с помощью которых осуществляется подъём людей без отрыва от земной поверхности. На горнолыжных курортах подъемники начинают свою работу, в основном с 8:30 до 17:00.
Типы подъемников:
Бегущие ленты (травалаторы) — в основном, для детей и начинающих в « лягушатниках » на горе.
Бугель — трос с перекладинами (или « тарелками » в качестве сидения), который тянет лыжника по укатанной лыжне на вершину склона.
Кресельный подъемник — вмещает от до человек, иногда оборудован подогреваемыми сидениями, защитными куполами.
Гондола — кабина, рассчитанная на 6 – 24 человек. Максимальная скорость 6 метров в секунду. Самая большая гондола работает на курорте Вербье (Швейцария) и называется Mont Fort Jumbo (одновременно в ней могут разместиться 150 человек). Гондолы бывают двустороннего и одностороннего движения, внутри можно присесть.
Фуникулер — большая кабина, вмещающая до 250 человек (телекабина), люди внутри стоят.
Подъемники в виде вагона поезда — перевозят горнолыжников с одного склона на другой по туннелю в горе.
•— Уровни катания —•
Elementary — лыжник в состоянии выполнить серию поворотов, спуск с элементарными поворотами на склоне от пологого до умеренной крутизны. Зеленые и синие трассы.
Intermediate — катание на трассах средней сложности, спуск с поворотами на всех типах трасс, повороты на высокой скорости, экстренное торможение. Красные и черные трассы.
Advanced / Expert — катание на трассах любого рельефа и сложности, катание off piste.
Офпист ( ) — внетрассовое катание по немаркированным и неподготовленным склонам. Без риска для жизни это могут себе позволить лишь опытные лыжники. Такое катание считается запрещенным, поэтому страховка в офпист местах перестает действовать.
& — возможность катания от дверей отеля, в Австрии встречается редко, во Франции достаточно часто, в Италии — в зависимости от региона катания. При таком расположении отелей на курорте лыжник может сразу встать на трассу, выйдя из отеля, а также спуститься с горы непосредственно к дверям отеля.
•— Снежные пушки —•
Снежные пушки — оборудование для производства искусственного снега. Состоит из стационарных или передвижных « пушек » — распылителей воды, подаваемой под давлением компрессора по водопроводам или из цистерны. Для образования из распыляемой воды снежных частиц температура приповерхностного слоя воздуха должна быть ниже +3 — +5 ° С.
•— Ратрак —•
Ратрак — специальные широкогусеничные тракторы с навесным оборудованием (насадками) и балансирами для работы на снежных склонах. Ратраки готовят трассы для катания. Они утрамбовывают, выравнивают, срезают снежный покров, формируют специальные бугры и другие элементы снежного рельефа трассы. Ратраки же (со специальными насадками) используются для подготовки и фигур (хафпайп, квотерпайп, трамплины).
( ) — лыжный автобус, курсирующий по курорту и между курортами по определенному расписанию, как правило, во время работы подъемников (утром и вечером чаще — каждые 15 минут, днем реже), развозя гостей курорта от отелей до подъемников и обратно. Стоимость может быть включена в стоимость или оплачиваться отдельно (стоимость проезда составляет 1,5 – 3 евро/день или до 10 евро/неделя).
— аренда снаряжения: лыжи, палки, сноуборды, горнолыжные и сноубордические ботинки, защитные шлемы, беговые лыжи и ботинки, замки для запирания оборудования. Реже костюмы. В аренду не сдаются горнолыжные очки, маски, другая одежда. Прокаты оборудования есть на всех курортах (стоимость комплекта на неделю — лыжи, палки, ботинки — от 100 до 200 евро в зависимости от класса оборудования).
(отдых после лыж) — в это понятие входит вся инфраструктура курорта и развлечения, направленные на отдых после катания: оздоровительные центры, бары, рестораны, дискотеки, шоу на горе и фестивали в городках, шопинг (вещевой, горнолыжный, гастрономический), экскурсии на курорте (параглайдинг, катание на санях с лошадьми, на санках с горы, на собачьих упряжках и др.).
Wellness (оздоровительный центр) — практически на каждом курорте есть свой оздоровительный центр, включающий в себя разнообразный набор услуг: бассейны, сауны, парные, термальные ванны (если курорт находится на термах), тренажерный зал, теннисные корты, каток, боулинг, ресторан
и другие услуги. Для посещения такого центра можно приобрести как разовый билет, так и абонемент на несколько дней. Некоторые отели дают скидки на посещение оздоровительных центров.