Что такое перкуссия инструмент
Перкуссия (музыка)
Уда́рные музыка́льные инструме́нты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушки, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.
Классификация ударных инструментов
Многообразие разновидностей и форм ударных музыкальных инструментов сформировало несколько вариантов их классификации. Один и тот же инструмент может принадлежать к нескольким группам.
Особую группу ударных инструментов составляют струнные ударные инструменты, в которых звучащим телом являются струны. К таким инструментам относится фортепиано, а также народные инструменты рода цимбал.
Перкуссия
Ряд ударных инструментов, не входящих в состав классической ударной установки. К ним относятся табла, тамбурин, бубен, маракас, ковбелл, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотка, деревянная коробочка, кастаньеты и десятки других этнических ударных инструментов. Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных оркестров и ансамблей. Существуют также и группы (Малайзия, Африка, Индия, Южная Америка, Северные народности), состоящие из исполнителей, играющих только на ударных инструментах. Такие группы, как правило, исполняют ритуальную музыку и сопровождают обрядовые праздники. Распространены в основном в племенах и других малых образованиях аборигенов, носителей языческих форм религий. Также выступают на большой сцене, как ритмическое сопровождение экзотических вокально-танцевальных групп. Так же, вероятно, используется и в переносном смысле (человек-перкуссия),что означает приблизительно то же что и иерихонская труба или человек, привлекающий много внимания.
Какие музыкальные инструменты называются «ПЕРКУССИЕЙ»
Многообразие разновидностей и форм ударных музыкальных инструментов сформировало несколько вариантов их классификации.
Один и тот же инструмент может принадлежать к нескольким группам.
Основных критериев классификации перкуссионных инструментов два: звуковысотность и звукообразование.
По звуковысотности ударные музыкальные инструменты делятся на:
— Ударные инструменты с определённой высотой звучания, которые могут быть настроены на определённые ноты звукоряда.
К таким инструментам относятся: большой и малый барабаны, литавры, ксилофоны, виброфоны, металлофоны, колокольчики и ряд других.
— Ударные инструменты с неопределённой высотой звучания, которые не имеют настройки на определённые звуки.
Среди этих инструментов — треугольники, бубны, тамбурины, маракасы, кастаньеты, тарелки, там там и другие.
По критерию звукообразования музыкальные инструменты перкуссионной группы делятся на:
— Мембранофоны — инструменты, в которых звучащим телом является натянутая мембрана из кожи, пергамента или пластика. К ним относятся барабаны, бубны, тамбурины, бонги, и др.
— Идиофоны — инструменты, в которых звучащим телом является весь инструмент (гонг, литавры, коробочки, колотушки, колокольчики, треугольники), либо состоящие из целиком звучащих тел (металлофоны, ксилофоны). Идиофоны по материалу дополнительно делятся на:
Металлический идиофон: Музыкальный треугольник Мастерской Сереброва
Перкуссия – все об ударных инструментах и их видах
Перкуссия – все об ударных инструментах и их видах
Наиболее распространенная перкуссия
Перкуссия или ударные музыкальные инструменты – это обширная семья самых разнообразных приспособлений. Общим качеством у перкуссионной группы инструментов является способ звукоизвлечения: звук извлекается за счет удара или тряски (покачивания) звучащего тела.
Вот лишь некоторый перечень ударных инструментов, распространенных по всему миру: тарелки, там-там, кастеньеты, бубен, треугольник, цимбалы, колокольчики, виброфон, литавры.
Перкуссия – самый древний в мире музыкальный инструмент. Еще первобытные племена во время празднеств и ритуалов ударяли о камни, били палками по дереву, создавая простые ритмы.
Пожалуй, более обширного семейства инструментов в инструмендоведении и не сыскать.
Percussio – в буквальном переводе означает нанесение ударов, стук.
В классификации перкуссионных инструментов выделяют:
Отметим, что перкуссионные инструменты могут иметь или не иметь определенную высоту звучания.
Перкуссионный инструмент может быть настроен на определенную ноту звукоряда, среди них:
ксилофон, барабаны, вибрафон, литавры, колокольчики.
А вот такие инструменты, как бубен, треугольник, тарелки, там-там, кастаньеты – уже не могут быть настроены на определенную ноту. Треугольники, например, так и подбираются – по конкретному размеру, частоте, и тону.
Итак, перкуссионные инструменты – это обширная группа приспособлений, служащих созданию ритма в музыке всех жанров – от традиционной акустической до электронной.
Самые распространенные перкуссионные инструменты:
Джембе – западноафриканский инструмент, имеет форму кубка с широким верхом и узким основанием; сверху натянута мембрана, чаще всего изготовленная из козьей кожи. По звукообразованию инструмент относится к мембранофонам. Традиционный инструмент Мали, который распространился по территории всей западной Африки – Берег Слоновой Кости, Гвинею, Сенегал. Широкую известность на западе джембе приобретает лишь в 1950х годах.
Кахон – этимологически происходит от слова Cajón, что на испанском означает просто – коробка или ящик. По факту, кахон – это и есть коробка из дерева или иных материалов. 5 стенок: верхняя, нижняя, две боковые, задняя. Исторически инструмент впервые появляется в Перу. К слову сказать, Пако Де Лусия был большим любителем использования кахонов в своих фламенко ансамблях. По кахону стучат и хлопают пальцами, кистями рук.
Тамбурин – старинный барабан, форма цилиндрическая. Исторически происходит из Франции (франц. Tambourine), был известен еще в XVIII веке. Обод тамбурина имеет металлические тарелочки или бубенчики. Такие инструменты можно увидеть на гравюрах и картинах прошлого. На картине Альберта Дюрера (1503 г.) изображен музыкант с тамбурином в руках. Отметим, что тамбурин может иметь или не иметь мембрану. Часто удивительный звук этого инструмента используют современные ансамбли – например, Blackmore’s Night и другие.
Шейкер – от анг. shake – трясти. И снова вспомним свои детские погремушки! Шейкер – это закрытая емкость с сыпучем наполнением (дробь, песок, зерна или бисер); форма шейкера может быть любой – все зависит только от дизайнера и его фантазии. Техника игры простая – просто совершайте движения вперед-назад или вверх-вниз. Резкие движения дадут выраженную атаку, плавные – мягкую.
Кастаньеты – небольшие деревянные дольки, похожие на морские ракушки. Звук – щелкающий, задорный и веселый. Изготавливается из твердых пород дерева, исторически происходит из Испании. Кастаньеты добавляют танцам выразительный ритмический рисунок из серий щелчков. Яркие и страстные ритмы латиноамериканских произведений становятся еще пикантнее.
Палка дождя – длинная, полая емкость (трубка) с сыпучим содержимым. Когда вы переворачиваете палку – наполнитель перемещается внутри и создаёт красивый, похожий на дождь, шум. Инструмент распространен в Перу и Чили. Палка дождя может иметь прозрачный корпус – и тогда вы увидите, как внутри перемещается наполнитель. Рейнстик – другое название палки дождя, относится к группе идиофонов. Наполнителем может быть – крупа, бисер, камешки, семена или любые другие твердые гранулы. Внутри установлена спираль, т.е. наполнитель скатывается не просто в пустоте, а по специальной «дорожке». Длина палки дождя варьируется от 25 до 70 см.
Медленно переворачивайте палку дождя – и вы услышите удивительный звук, похожий на шум ливня.
Кабаса – идиофон, издающий дребезжащий, металлический звук, похожий на гремучую змею. Используется в босса-нова, латинской музыке, а также в современных направлениях от джаза до рока. Инструмент афро-бразильского происхождения. Кабасу нужно встряхивать ли вращать, в зависимости от интенсивности подобных движений звук будет отличаться.
В этой статье мы рассмотрели лишь некоторые наиболее распространенные перкуссионные инструменты, которые и Вы сами сможете с успехом применять в своем творчестве.
Что такое перкуссия. Виды и правила перкуссии
Перкуссия (от лат. percussio — «постукивание») — выстукивание больного (пальцем или молоточком) для определения по характеру звука состояния внутренних органов.
Различают два вида перкуссии: непосредственную и посредственную. В первом случае постукивание пальцами производится непосредственно по телу больного, во втором — по какому-либо предмету (плессиметру), приложенному к телу. (В настоящее время чаще применяется посредственная перкуссия пальцем по пальцу).
Плессиметр придавливает мягкие ткани, ограничивает распространение действия перкуторного удара в стороны и тем самым направляет почти всю силу его вглубь. Это обеспечивает более громкий перкуторный звук. При выстукивании в области ключицы применяется непосредственная перкуссия, так как в данном случае сама ключица играет роль плессиметра.
Непосредственная перкуссия проводится по способу либо Яновского (мякотью концевой фаланги указательного или среднего пальца правой руки; рис. 29, б), либо Образцова (мякотью концевой фаланги указательного пальца правой руки, соскальзывающего с тыльной поверхности третьего пальца; рис. 29, в).
Различают несколько видов перкуторного звука, отличающихся по физической характеристике.
Тихий, короткий и высокий тон, возникающий при перкуссии над плотными и напряженными тканями, называется тупым звуком. Такой звук выслушивается, например, у здорового человека при перкуссии над печенью.
Громкий, продолжительный, низкий звук, который выслушивается при перкуссии над здоровой легочной тканью, называется ясным легочным звуком.
Сравнительно более громкий, более продолжительный и низкий звук с музыкальным оттенком называется тимпаническим или барабанным. Он напоминает звук, возникающий при ударе в барабан, и выслушивается в норме над полыми органами, содержащими воздух (над желудком, кишечником). Над здоровыми легкими, также содержащими воздух, этот звук не определяется ввиду неоднородности структуры органа (воздух плюс плотные ткани). В патологических случаях тимпанический звук или тимпанический оттенок звука возникает над гладкостенными полостями в легких (каверны), над плевральной полостью, содержащей воздух (пневмоторакс).
При проведении перкуссии надо соблюдать следующие правила.
В зависимости от цели применяют сравнительную или топографическую перкуссию легких.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕРКУССИЯ применяется для выявления патологических изменений в каком-либо участке легкого.
Сравнительная перкуссия всегда проводится в определенной последовательности. Читайте про сравнительную перкуссию грудной клетки.
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРКУССИЯ применяется для определения границ между двумя органами и лишь в том случае, если один из них содержит воздух, а другой безвоздушный. При помощи топографической перкуссии устанавливают границу между легкими и сердцем, легкими и печенью, легкими и селезенкой, печенью и кишечником. Топографическую перкуссию лучше всего вести от органа, дающего громкий звук, к органу, дающему более тихий звук. Поскольку разница между перкуторным звуком улавливается легче, если перкуссия проводится в направлении от воздухосодержащего органа к безвоздушному, при определении границ между легкими и сердцем следует перкутировать от легких к сердцу, между легкими и печенью — от легких к печени, между печенью и кишечником — от кишечника к печени. Сила перкуторного удара зависит от глубины расположения органа. Если он лежит ближе к грудной клетке (например, легкие), нужно применять слабую (тихую) перкуссию.
При проведении топографической перкуссии палец-плессиметр устанавливают параллельно предполагаемой границе и перкутируют от ясного легочного звука до абсолютной тупости его. Отметку границы ставят по краю плессиметра, обращенного к зоне более ясного звука.
Ритм твоей души: все о перкуссии и ударных музыкальных инструментах
Сегодня мы подробно разберем ударные музыкальные инструменты: от истории возникновения до разновидностей и применения в музыке. Узнаем, чем играют на бочке, как различить пол кастаньет, каким материалом наполняют маракасы и не только.
Классификация ударных инструментов
Ударные (или перкуссия) — это наиболее многочисленная группа музыкальных инструментов. Такое название дано по способу извлечения звука путем ударов или потряхиваний инструмента. Наряду с духовыми, ударные инструменты являются исторически одними из первых музыкальных инструментов.
Классификация этой группы обширна из-за большого количества видов. Ударные инструменты различают по высоте, способу извлечения звука, по материалу изготовления.
Виды ударных:
Инструменты барабанной установки
Как правило, в ударной установке используют барабаны и тарелки. Однако, она может включать дополнительные инструменты, если того требует музыкальный жанр или специфика репертуара. Теперь подробнее рассмотрим профессиональную барабанную установку.
Тарелок насчитывают около 120 видов, но мы разберем наиболее популярные:
Музыка не стоит на месте, поэтому последнее время популярны электронные установки. По сравнению с классическими, они имеют несколько преимуществ. С ними возможно контролировать уровень громкости, подключать наушники и направлять звук на микшерный пульт при студийной записи. Пожалуй, единственным минусом будет отсутствие ощущений от «живых» барабанов в процессе игры.
Инструменты перкуссии
Это ударные, которые не используют в установке. На них, как правило, играют отдельно, исполняя прописанную партию.
Литавры — инструмент оркестровой перкуссии. Представляет собой от двух до семи чаш по форме котла. Сделаны из меди. Сверху имеют кожаную или пластиковую мембрану. Звук извлекают палочками с круглым наконечником.
Бубен — является древним инструментом. Представляет деревянный ободок, обтянутый мембраной. В обод часто вставляются тарелочки или колокольчики. Звук можно извлекать как из тарелочек, тряся инструмент, так и из самого тела, ударяя по нему пальцами или специальной палочкой.
Ксилофон — инструмент, состоящий из прямоугольных деревянных брусочков разного размера, собранных в два ряда. Каждая из клавиш настроена на определенную высоту. Ударяют по нему палочками с круглым наконечником. Звук специфичный и во многом зависит от материала наконечников палочек.
Маримба — разновидность ксилофона. Отличается тем, что клавиши расположены как на фортепиано и резонирующие трубки длиннее.
Вибрафон — ударный инструмент, относящийся к металлофонам. Конструкция схожа с ксилофоном, но имеет различия. Клавиши расположены на дощечке с колесами на днище. Электромотор реагирует на вибрацию и активирует лопасти, влияющие на звук. Демпфер, регулируемый педалью внизу инструмента, помогает приглушать звучание. Извлекается звук молоточками с круглыми наконечниками, их может быть от 2 до 6.
Треугольник — инструмент из металла, изогнутого в виде треугольника. Один край остается открытым. Треугольник имеет искрящийся тембр, подходит для несложных ритмических рисунков.
Колокола — набор от двенадцати до восемнадцати цилиндрических трубок из металла разного диаметра. Колокола подвешивают вертикально в раме-стойке. Ударяют по ним колотушкой. Диапазон колоколов 1-1,5 октавы.
Кастаньеты — инструмент состоит из двух деревянных половинок по форме чашечек, которые перевязаны шнурком сверху. Изготавливают их из древесины или стеклопластика. Кастаньеты — это парный инструмент. Занимательно, что одна часть больше и соответствует мужчине, а другая, чуть поменьше, — женщине. Та, что меньше, издает более высокий звук и надевается на большой палец правой руки. Мужская часть, соответственно, на левую. Звучание инструмента костяное и щелкающее, его сложно с чем-либо перепутать.
Там-там — инструмент азиатского происхождения. Представляет собой выпуклый диск из металла. Считается одним из видов гонга. Звучание мрачное и грозное. На нем играют, ударяя большой колотушкой.
Маракасы — древний инструмент индейцев Таино, является разновидностью погремушки. При потряхивании издает характерный шелестящий звук. Современные маракасы наполняют как горохом и бобами, так и бисером, бусинами.