Что такое план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ все предприятия, учреждения и организации (далее – объекты), независимо от их организационно-правовой формы, должны планировать и осуществлять мероприятия по защите рабочих и служащих от ЧС.
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта – это документ, который определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по защите рабочих и служащих, персонала от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые могут возникнуть как на самом объекте, так и на соседних с ним объектах, а также прилегающей территории. Как и любой план, он состоит из текстуальной части и приложений.
План действий по предупреждению и ликвидации ЧС объекта включает в себя два раздела и пять приложений.
РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОЙ ОБСТАНОВКИ НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ.
1.1. Структурные элементы объекта, их характеристика. Перечень потенциальных опасностей на объекте и прилегающей к нему территории.
1.2. Краткая оценка возможной обстановки на объекте при возникновении чрезвычайных ситуаций.
1.3. Перечень мероприятий КЧС объекта и их ориентировочный объем по предупреждению и снижению последствий ЧС.
РАЗДЕЛ 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ КРУПНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ АВАРИЙ, КАТАСТРОФ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ.
2.1. При угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности).
2.2. При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации).
2.3. Обеспечение действий сил и средств территориальной подсистемы РСЧС на предприятии.
2.4. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).
2.5. Организация и осуществление взаимодействия между органами и силами, привлекаемыми к работам.
2.6. Управление мероприятиями и действиями сил в ЧС.
Приложение 1. Схема возможной обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации.
Приложение 2. Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС.
Приложение 3. Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Приложение 4. Расчет сил и средств объектового звена РСЧС и привлекаемых сил для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Приложение 5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Ответственным за разработку плана действий является начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС объекта экономики.
В ходе первого (подготовительного) этапа должны быть определены должностные лица объекта, ответственные за подготовку и предоставление исходных данных, а также за написание отдельных подразделов. Для этого начальнику штаба (отдела, сектора) ГОЧС целесообразно подготовить проект приказа руководителя (директора) объекта, в котором определить ответственных исполнителей, объем и сроки подготовки и предоставления исходных данных и материалов для плана действий. Примерное содержание этих материалов следует довести до исполнителей на рабочем совещании.
Как показывает практика, без соответствующего приказа руководителя предприятия невозможно разработать полный и качественный план действий. После утверждения такого приказа необходимо составить график разработки, согласования и предоставления документов плана действий.
На первом (подготовительном) этапе начальнику штаба (отдела, сектора) ГОЧС следует определиться, как и с помощью каких методик он будет прогнозировать возможную обстановку на объекте в результате возникновения чрезвычайной ситуации, основные показатели которой отражаются в подразделе 1.2 плана действий. Для этого существуют соответствующие методики.
Возможную обстановку на объекте в результате ЧС природного характера (подраздел 1.2), как правило, прогнозируют по результатам многолетних наблюдений и на основе статистических данных. Эти данные можно получить в учреждениях Роскомгидромета.
На втором этапе – практической разработки документов плана – должны быть задействованы члены КЧС объекта. Это входит в их обязанности в соответствии с «Положением об объектовой КЧС».
К разработке документов плана действий, исходя из типа и специфики деятельности объекта, целесообразно привлекать:
— главных специалистов объекта (главного технолога или начальника производства, главного энергетика и механика и т.п.);
— руководителей специализированных подразделений, которые, как правило, являются начальниками соответствующих служб ГО;
— руководителей специальных служб (техники безопасности, финансов, юридической, экологии и т.п.).
Главные специалисты объекта и их подразделения должны быть привлечены к разработке подраздела 1.2, руководители специализированных подразделений – подраздела 2.3 и приложения 2, а главный инженер – подраздела 2.4 и приложений 2 и 3.
На данном этапе разработки плана действий целесообразно провести согласование его документов на объектовом уровне, между главными специалистами, руководителями специализированных подразделений и специальных служб.
На третьем этапе – согласования и утверждения плана действий – документы плана согласовываются с территориальными органами управления ГОЧС (управлениями или отделами ГОЧС городов или городских районов) и утверждаются руководителями (директорами) объектов.
Подписывает план действий объекта начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС объекта. Согласовывает – начальник управления ГОЧС города, на территории которого функционирует данный объект. Согласующая подпись ставится в левом верхнем углу титульного листа.
Утверждающая подпись руководителя (директора) ставится в правом верхнем углу титульного листа.
Посредине титульного листа дается полное название документа: «План действий предприятия, учреждения, организации (приводится полное название) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Внизу титульного листа указывается наименование города и год разработки плана действий.
Количество разрабатываемых экземпляров плана определяется вышестоящим органом управления ГОЧС.
Рекомендации по разработке раздела 1 «Краткая характеристика объекта и оценка возможной обстановки на его территории» содержатся в статье «План ЧС (часть 1)».
Рекомендации по разработке раздела 2 «Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий» содержатся в статье «План ЧС (часть 2)»
Рекомендации по разработке приложений к плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях содержатся в статье «План ЧС (часть 3)».
Что такое план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Закон г. Москвы от 5 ноября 1997 г. № 46 «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Постановление Правительства Москвы № 124-ПП от 24 февраля 2009 года «Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Методические материалы, которыми можно руководствоваться при разработке Плана действий:
Методические рекомендации по разработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъекта Российской Федерации (утв. МЧС России № 2-4-87-9-14 от 28.06.2013 г.)
Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а так же мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов (утверждены не были, но их можно использовать)
Образец Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
Образец запроса в Управление по АО ГУ МЧС России по г. Москве о предоставлении исходных данных для разработки Плана действий.
Образец Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Макет Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Образцы приложений к Плану действий:
Образец возможной обстановки при возникновении ЧС.
Образец решения КЧС и ПБ на ликвидацию ЧС (1).
Образец решения КЧС и ПБ на ликвидацию ЧС (2).
Образец решения КЧС и ПБ на ликвидацию ЧС (3).
Образец решения КЧС и ПБ на ликвидацию ЧС (4).
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее План действий) – это основной планирующий документ в области защиты населения и территории от ЧС, который разрабатывается в организациях не зависимо от форм собственности, где единовременно могут находиться более 50 человек (постоянный + переменный состав).
Порядок разработки Плана действий регламентирован следующими нормативно-правовыми документами:
В соответствии с постановлением Правительства Москвы №124, План действий организации состоит из двух разделов и пяти приложений, а так же должен быть согласован с территориальным подразделением по административному округу Главного управления МЧС России по г. Москве.
Выше приведены электронные версии нормативно-правовой документации, методических рекомендаций по разработке Плана действий, а так же примерный вариант Плана действий.
Перед началом разработки Плана действий, необходимо обратиться в Управление по АО ГУ МЧС России по г. Москве с просьбой о предоставлении исходных данных, необходимых для его разработки, а так же определении пункта временного размещения (ПВР) персонала организации и приписке к ближайшему защитному сооружению. Образец такого письма находится выше.
Также, обращаем Ваше внимание на то, что в некоторых методических рекомендациях требуется исполнение Плана действий в альбомном формате. На территории Москвы принято разрабатывать его в книжном формате.
План действий по предупреждению и ликвидации ЧС
План действий по предупреждению и ликвидации ЧС (План действий) — документ, в котором отражена заранее намеченная система деятельности, предусматривающая объем, сроки, порядок и последовательность выполнения мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий чрезвычайных ситуаций, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей, и проведению АСДНР при возникновении чрезвычайных ситуаций, привлекаемые для этого силы и средства.
Стоимость разработки Плана действий организации. Порядок согласования и сроки
Стоимость изготовления Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС определяется при получение исходных данных.
Порядок организации работы
Обращение в компанию РосБезопасность:
Сотрудничество с компанией РосБезопасность:
Срок действия Плана действий при ЧС. Периодичность разработки. Корректировка и актуализация
Независимо от профиля объекта и его территориального размещения срок действия Плана действий в чрезвычайных ситуациях организации (План действий при ЧС объекта) составляет 5 (пять) лет. Для всех объектов независимо от их расположения, профиля деятельности, формы собственности и ведомственной принадлежности характерно актуализировать, вносить корректировки в План действий по предупреждению и ликвидации ЧС объекта не реже чем один раз в год до 1 февраля по состоянию на 1 января текущего года. План действий организации подлежит переработке и повторному согласованию один раз в 5 лет, а также Планы действий уточняются, корректируются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Цель разработки Плана действий учреждения
Основная цель разработки Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это подготовка руководства и персонала организации к действиям в случае возникновения ЧС, а также способам снижения негативных последствий ЧС.
Наказание, предусмотренное законодательством за отсутствие документа
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На какие объекты разрабатывается
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатывается для всех объектов, организаций, предприятий, объединений или учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, сферы материального производства или непроизводственной сферы, а также их обособленные подразделения, расположенные на единой территории (площадке) на которых возможно одновременное нахождение 50 и более человек (включая персонал), а также опасные производственные или потенциально опасные объекты вне зависимости от максимального одновременного нахождения людей на объекте. Таким образом План действий по предупреждению и ликвидации ЧС разрабатывается для всех организаций, предприятий, гостиниц, школ, детских садов, торговых центром, офисных центров, рынков, котельных, больниц и др.
Руководящие документы
Основные руководящие документы, устанавливающие необходимость наличия, структуру, содержание и образец формы Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС:
Что такое план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
от 29 мая 2014 года N 43-2360-2
[Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций]
ОДОБРЕНО
решением
Правительственной комиссии
по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности
Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
I. Общие положения
4. Планы действий в электронном виде хранятся в органах повседневного управления РСЧС.
5. В зависимости от качественных и количественных показателей, характеризующих объект, для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:
Тип объекта следует принимать по наиболее высокому его значению качественных и количественных показателей, перечисленных в настоящем пункте.
II. Организация разработки, согласования и утверждения Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
6. Разработку Плана действий Российской Федерации осуществляет МЧС России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий.
6.1. Разработку Планов действий функциональных подсистем РСЧС осуществляют федеральные органы исполнительной власти во взаимодействии с МЧС России.
6.2. Разработку Планов действий федеральных округов осуществляют региональные центры МЧС России в тесном взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
6.3. Разработку Планов действий субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.
6.4. Разработку Планов действий городских округов и муниципальных районов осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований.
6.5. Разработку Планов действий объектов первого и второго типов осуществляют руководители объектов экономики.
6.6. Объекты третьего типа не разрабатывают Планы действий и получают выписку из Планов действий городских округов и муниципальных районов по запросу через органы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при органах местного самоуправления.
7. Разработка Плана действий выполняется в три этапа и включает в себя:
7.1. На первом этапе:
7.1.1. Изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
7.1.2. При прогнозировании последствий чрезвычайных ситуаций используются исходные данные, содержащиеся в паспортах безопасности опасных объектов, декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов, декларациях безопасности гидротехнических сооружений, планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, планах мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и расчетах размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений, иных документах.
7.1.3. Сбор и обобщение необходимых исходных данных, где предусматривается:
выявление объектов и территорий, представляющих существенную опасность для населения;
проведение глубокого и всестороннего анализа по многолетним статистическим наблюдениям характера и видов чрезвычайных ситуаций, которые имели место на территории (объекте), величин ущерба, сроков выполнения мероприятий ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;
получение сведений о территории и численности населения, которое может оказаться в зонах чрезвычайных ситуаций (пожаров, взрывов, затоплений, загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами и др.).
С учетом специфики местных условий могут подготавливаться и другие исходные данные.
7.1.4. Составление календарного плана по разработке документов Плана действий.
7.2. На втором этапе:
7.2.1. Практическая разработка и оформление документов Плана действий.
7.2.2. Предварительное согласование со всеми заинтересованными структурами.
7.2.3. Практическая разработка разделов Плана действий заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
7.2.4. С учётом исходных данных определить прогнозируемые сценарии развития чрезвычайных ситуаций, а именно:
возможные зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления, пожаров, взрывов;
численность населения, объекты экономики, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов;
возможный причиненный ущерб (потери населения, материальный ущерб); предстоящие мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий, объем предстоящих мероприятий;
силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
7.2.5. Подписываются Планы действий:
7.3. На третьем этапе:
7.3.1. Утверждение Планов действий осуществляется:
7.3.2. Согласование Планов действий осуществляется:
III. Структура Планов действий
8. Планы действий состоят из общих разделов и приложений.
8.1. Общие разделы плана действий для функциональных подсистем РСЧС и объектов содержат:
Объекты, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатываются планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и (или) планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах мероприятия, отраженные в данных планах не дублируют в Планы действий, а учитывают в виде ссылок на них или выводов.
а) краткую географическую характеристику и оценку возможной обстановки;
б) мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
8.2. Приложения к плану действий содержат:
а) возможную обстановку при возникновении чрезвычайных ситуаций;
б) календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
в) схемы реагирования органов управления, сил и средств на различные риски возникновения чрезвычайных ситуаций;
г) расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) организацию управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
8.3. Общие разделы плана действий для Российской Федерации, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов и муниципальных районов содержат:
Методические рекомендации по разработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъекта Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
полковник, внутренней службы
по разработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера субъекта Российской Федерации
Единый план действий разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с целью замены существующих планирующих документов, которые имеют различный правовой статус, структуру, сроки действия, порядок утверждения и согласования.
Методические рекомендации составлены на основе обобщения опыта работы органов управления РСЧС с учетом конкретных условий и складывающихся на той или иной территории при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.
МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
придания существующему в настоящее время множеству планирующих документов в области организации действий по предупреждению и ликвидации различных чрезвычайных ситуаций единого правового статуса;
приведение всех документов к единому формату;
установления единого срока действия, порядка утверждения и согласования. ♦
В структуре самого плана действий предлагается:
учесть в плане особенности организации управления и применения сил и средств при различных уровнях реагирования.
Порядок разработки, корректировки и утверждения
Организует разработку и корректировку плана структурное подразделение ГУ МЧС России по субъекту РФ по решению руководителя.
органами управления функциональных подсистем по вопросам организация управления при ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального характера;
выделения сил и средства для ликвидации ЧС, их состав, задачи и возможности.
Требования к оформлению плана действий
Печатание текста производится на каждой странице. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу.
Требования к оформлению текстовых документов приложений аналогичны требованиям к оформлению текста основного плана.
Схемы оформляются с использованием компьютерной графики на листах формата А-3. Для хранения схемы складываются до формата А-4 и сшиваются в общий документ.
Обстановку на карты и схемы наносят условными обозначениями и знаками, приведенными в ГОСТ Р 22.0.10-96.
В случаях применения непредусмотренных настоящим стандартом обозначений и знаков их значение должно быть расшифровано в таблице «Условные знаки и обозначения», размещаемой на карте (схеме) в правом нижнем углу.
Полнота нанесенной обстановки на карту определяется объемом сведений, необходимых для управления силами и средствами ликвидации ЧС. Точность (достоверность) нанесенной обстановки на карту достигается ее соответствием действительному положению различных формирований сил и средств ликвидации ЧС на местности и реальным последствиям воздействия источников ЧС.
Все надписи располагать параллельно нижнему (верхнему) обрезу карты; буквы и цифры писать без связок, сообразуя их размер с масштабом карты; надписи могут быть сделаны на свободном месте карты со стрелкой к условному знаку.
При оформлении карты необходимо соблюдать следующие требования:
данные обстановки наносят тонкими линиями и установленными условными знаками, не затемняя топографическую основу карты (плана) и надписей на ней;
органы управления наносят на карту так, чтобы вертикальная линия условного знака (флажка) у основания упиралось в точку его фактического нахождения на местности;
при нанесении на карту нескольких положений группировок, соответствующих разным моментам времени, условные знаки необходимо дополнять штрихами, пунктирными линиями или подтушевывать различными цветами. Время, к которому относят то или иное положение сил и средств РСЧС, указывают под наименованием части, формирования внутри условного знака или рядом с ним.
Карта в готовом виде должна иметь прямоугольную форму (размер 1800×2200 мм). Масштаб карты должен обеспечивать отображение всех планируемых мероприятий на территории субъекта РФ (рекомендуемый 1:200000). Карта окаймляется по периметру багетом, при этом координатная сетка должна быть сохранена.
При хранении карты складываются по формату листа А-4. В правом верхнем углу на оборотной стороне карты наклеивается титульный лист с необходимыми реквизитами.
Общие требования к карте изложены в приложении № 1.
Структура плана действий
План действий включает общую часть, содержащую общие данные, не затрагивающие специфику реагирования и защиты населения и территорий и порядок действий, определяющий порядок реагирования по видам ЧС.
План действий состоит из карты, основной текстовой части и приложений.
Документы, определяющие порядок реагирования по видам ЧС, разрабатываются в виде законченной книги (брошюры), что упрощает пользование ими.
Общая часть
1.1. Краткая характеристика субъекта РФ (население, площадь, административно-территориальное деление, промышленность, энергетика, агропромышленный комплекс, транспорт).
1.2. Географические и климатические особенности территории, влияющие на формирование источников чрезвычайных ситуаций.
1.3. Экономическая характеристика территории субъекта и техногенные факторы, влияющие на безопасность жизнедеятельности населения.
1.4. Построение территориальной подсистемы РСЧС субъекта (координационный орган управления, постоянно действующий орган управления, органы повседневного управления, звенья ТП РСЧС),
1.5. Функциональные подсистемы РСЧС регионального уровня, действующие на территории субъекта РФ их задачи и возможности.
1.6. Состав сил и средств постоянной готовности.
1.7. Состав общей группировки сил (БЧС).
1.8. Силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС в рамках взаимодействия, их состав, задачи и возможности.
1.9. Резерв материальных и финансовых ресурсов.
2.1. Оценка источников рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (масштабы, последствия, источники возникновения и уровень реагирования).
Риски возникновения ЧС техногенного характера:
Риски возникновения ЧС на транспорте:
2.1.1. Риски возникновения ЧС на объектах автомобильного транспорта
2.1.2. Риски возникновения ЧС на объектах железнодорожного транспорта.
2.1.3. Риски возникновения ЧС на объектах воздушного транспорта.
2.1.4. Риски возникновения ЧС на объектах морского транспорта.
2.1.5. Риски возникновения ЧС на объектах речного транспорта.
Риски возникновения ЧС на потенциально-опасных объектах:
2.1.6. Риски возникновения аварий на химически опасных объектах.
2.1.7. Риски возникновения аварий на радиационно опасных объектах.
2.1.8. Риски возникновения аварий на биологически опасных объектах.
2.1.9. Риски возникновения аварий на объектах ТЭК и системах ЖКХ.
2.1.10. Риски возникновения аварий на объектах энергоснабжения.
2.1.11. Риски возникновения гидродинамических аварий.
2.1.12. Риски возникновения аварий на газо-, нефте-, продуктопроводах.
2.1.13. Риски возникновения ЧС на объектах обслуживаемых Управлением ВГСЧ
2.1.14. Риски возникновения ЧС природного характера:
2.1.15. Риски возникновения природных пожаров (лесных, торфяных, ландшафтных).
2.1.16. Риски возникновения землетрясений.
2.1.17. Риски возникновения опасных геологических явлений (оползней, селей, лавин).
2.1.18. Риски подтоплений (затопления).
2.2. Общие выводы из оценки обстановки
(ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ и ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ)
3.1. Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС при введении различных режимов функционирования.
3.2. Календарный план работы руководителя при введении для органов управления и сил ТП РСЧС субъекта РФ режимов функционирования ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ И ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.
6.1. Наличие пунктов управления.
6.2. Система оповещения и связи.
6.3. Порядок организации управления в повседневной деятельности и при ликвидации ЧС.
Раздел отрабатывается отдельно по каждому виду ЧС в виде законченной книги (брошюры).
1.1. На объектах автомобильного транспорта.
1.2. На объектах железнодорожного транспорта.
1.3. На объектах воздушного транспорта.
1.4. На объектах морского транспорта.
1.5. На объектах речного транспорта.
На потенциально-опасных объектах:
1.6. На химически опасных объектах.
1.7. На радиационно опасных объектах.
1.8. На биологически опасных объектах.
1.9. На объектах ТЭК и системах ЖКХ.
1.10. На объектах электроснабжения.
1.11. Гидродинамических аварий.
1.12. На газо-, нефте-, продуктопроводах.
1.13. На объектах обслуживаемых управлением ВГСЧ.
2.1. Природных (лесных, торфяных, ландшафтных) пожаров рассматривается в рамках Плана предупреждения и ликвидации возможных ЧС в период возникновения природных пожаров на территории субъекта.
2.3. Геологических опасных явлений (оползней, селей, лавин).
2.4. Подтопления (затопления) рассматривается в рамках Плана мероприятий по смягчению рисков и реагированию на ЧС в период прохождения весеннего половодья на территории субъекта.
Общая структура раздела плана действий: «Порядок действий органов управления и сил по видам ЧС»
Методика разработки плана действий
Глава 1.1. «Краткая характеристика субъекта РФ»
В главе указываются:
географическое положение субъекта РФ, протяженность с Севера на Юг, с Запада на Восток, протяженность границ, площадь, субъекты Российской Федерации и иностранные государства, с которыми имеется общая граница;
численность населения, средняя плотность, демографический состав населения;
административное деление: городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения.
Глава 1.2. Географические и климатические особенности территории, влияющие на формирование источников чрезвычайных ситуаций
В главе указываются:
характеристики рельефа, климата, гидрографии, растительности, геологических процессов и особенностей территории, оказывающие влияние на формирование очагов природных чрезвычайных ситуаций.
Глава 1.3. Экономическая характеристика территории субъекта и техногенные факторы, влияющие на безопасность жизнедеятельности населения
В главе указываются:
характеристики и тенденции экономических процессов, состояние инфраструктуры, объектов экономики, систем жизнеобеспечения, влияющие на формирование очагов техногенных чрезвычайных ситуаций. Техногенные процессы, оказывающие негативное воздействие на состояние среды обитания населения.
Глава 1.4. Построение территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ
В главе указываются:
органы управления РСЧС на региональном уровне. Состав и задачи, определенные нормативными документами субъектов РФ, в том числе при функционировании в различных режимах.
Организация работы и порядок функционирования оперативных штабов на региональном уровне.
Состав и количество звеньев ТП РСЧС субъекта РФ, принцип их образования, порядок вхождения в систему РСЧС поселений, передавших полномочия в области ГОЧС в муниципальные районы и выполняющих их самостоятельно.
Глава 1.5. Функциональные подсистемы РСЧС, действующие на территории субъекта РФ их задачи и возможности.
В главе указываются:
наименование и принадлежность к той или иной функциональной подсистеме территориального органа федерального органа исполнительной власти или организации действующей на территории субъекта Российской Федерации;
задачи, решаемые в рамках РСЧС, порядок взаимодействия с ТП РСЧС субъекта Российской Федерации, установленные нормативными документами.
Глава 1.6. Состав сил и средств постоянной готовности
В главе указываются аварийно-спасательные службы, аварийно- спасательные формирования и организации, образующие силы постоянной готовности, их принадлежность предназначение и порядок привлечения.
Глава 1.7. Состав общей группировки сил (БЧС)
Состав общей группировки сил и средств, принадлежность, предназначение и возможности. Порядок привлечения.
Глава 1.8. Силы и средства, выделяемые для ликвидации ЧС в рамках взаимодействия, их состав, задачи и возможности
Состав сил и средств, выделяемых для ликвидации ЧС в рамках взаимодействия, принадлежность, предназначение и возможности, порядок привлечения.
Глава 1.9. Резерв материальных и финансовых ресурсов
Наличие и порядок использования резервов финансовых и материальных ресурсов.
Номенклатура резервов материальных ресурсов и места хранения.
2.1. Оценка источников рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
Риски возникновения ЧС техногенного характера:
2.1.1 Риски возникновения ЧС на объектах автомобильного транспорта.
В разделе указываются общие сведения, общая характеристика федеральных автомобильных дорог субъекта РФ, характеристики тоннелей, характеристика мостов, участки федеральных автомобильных дорог подверженные воздействию опасных природных и техногенных явлений, риски возникновения ЧС на федеральной трассе, характеристика автовокзалов, схема автовокзала.
2.1.2. Риски возникновения ЧС на объектах железнодорожного транспорта.
В разделе указываются общие сведения по железной дороге, характеристика тоннелей, характеристика мостов, участки ж/д подверженные воздействию опасных природных и техногенных явлений, риски возникновения ЧС на отделении железной дороге, характеристика ж/д вокзалов, схема ж/д вокзала, описание ж/д вокзала.
2.1.3. Риски возникновения ЧС на объектах воздушного транспорта.
В разделе указывается общая характеристика воздушных авиалиний, общая характеристика аэродромов (в том числе аэродромов малой авиации) и вертолетных площадок, сведения о резервных источниках электроснабжения на территории аэродромов. Наличие мест размещения при задержке рейсов в аэропортах. Общая информация аэропорта, общая схема аэропорта, описание общей схемы аэропорта. Информация о представительствах авиакомпаний и сторонних организаций на территории аэропорта. Поэтажные схемы терминалов аэропорта, схема энергоснабжения аэропорта. Снабжение ГСМ (схема), схема трубопроводов на прилегающей территории к аэропорту.
Характеристика прилегающих ЛПУ.
2.1.4. Риски возникновения ЧС на объектах морского транспорта.
В разделе указывается характеристика морских портов, информация о судах, приписанных к морским портам, характеристика опасных участков.
2.1.5. Риски возникновения ЧС на объектах речного транспорта.
В разделе указывается характеристика рек на территории субъекта, характеристика речных портов на территории субъекта, характеристика опасных участков на реках на территории субъекта. Список организаций контролирующих судоходство и зоны ответственности на водных объектах.
Данные по боновым заграждениям на территории субъекта, данные по сорбирующим веществам, реагентам на территории субъекта.
Сведения по пляжам субъекта.
Риски возникновения ЧС на потенциально опасных объектах
2.1.6. Риски возникновения аварий на ХОО.
В разделе указывается общая характеристика ХОО. Показатели ХОО. Подразделения специализированные для работ при ликвидации аварий на ХОО. Оценка возможного ущерба в случае аварии на ХОО.
2.1.7. Риски возникновения аварий на РОО.
В разделе указывается перечень РОО. Общая характеристика РОО. Подразделения специализированные для работ ликвидации аварий на РОО. Характеристика защитных сооружений.
2.1.8. Риски возникновения аварий на БОО.
В разделе указывается общая характеристика БОО, подразделения специализированные для работ ликвидации аварий на БОО, перечень БОО.
2.1.9. Риски возникновения аварии на системах ЖКХ.
В разделе указываются риски возникновения ЧС на системах водоснабжения, общая характеристика систем водоснабжения.
Риски возникновения ЧС на системах теплоснабжения, общая характеристика систем теплоснабжения.
Риски возникновения аварий на системах газоснабжения, общая характеристика систем газоснабжения.
2.1.10. Риски возникновения аварий на объектах энергоснабжения.
В разделе указываются риски возникновения аварий на объектах энергоснабжения, общая характеристика ЛЭП на территории субъекта РФ. Общая характеристика трансформаторных подстанций на территории субъекта РФ. Общая характеристика объектов генерации на территории субъекта РФ. Наличие топлива на энергосберегающих предприятиях на территории субъекта РФ. Сведения по резервным источникам электропитания на социально значимых объектах на территории субъекта РФ. Сведения по резервным источникам электроснабжения на территории субъекта РФ. Резерв электротехнического оборудования на территории субъекта РФ.
2.1.11. Риски возникновения гидродинамических аварий.
В разделе указываются общая характеристика ГТС, характеристика скотомогильников. Характеристика населенных пунктов попадающих в зону возможного затопления при аварии на ГТС. Зона возможного затопления, характеристика рек. ХОО, РОО, БОО, объекты экономики, попадающие в зону возможного затопления. Характеристики, ХОО, РОО, БОО, объектов экономики, попадающих в зону возможного затопления при аварии на ГТС.
2.1.12. Риски возникновения аварий на газо-, нефте-, продуктопроводах.
В разделе указываются общая информация о газо-, нефте-, продукто- проводах.
2.1.13. Риски возникновения ЧС на объектах обслуживаемых Управлением ВГСЧ.
В разделе указываются риски возникновения ЧС на объектах, обслуживаемых Управлением ВГСЧ. Общая характеристика объектов обслуживаемых Управлением ВГСЧ. Характеристика шахт.
Риски возникновения ЧС природного характера.
2.1.15. Риски возникновения землетрясений.
В разделе указываются сведения о сейсмологических станциях. Общая характеристика рисков возникновения землетрясений. Классификация зданий ММ8К-86. Характеристики потенциально-опасных объектов и объектов экономики, попадающих в зону возможного землетрясения.
2.1.16. Риски возникновения метеорологических опасных явлений (оползней, селей, лавин).
В разделе указываются общая характеристика рисков возникновения опасных геологических явлений по участкам.
Характеристика объектов экономики попадающих в зону возможного воздействия источника ЧС.
При необходимости учитываются и другие источники рисков характерные для территорий субъектов Российской Федерации.
2.2. Общие выводы из оценки обстановки
В разделе на основании средних многолетних наблюдений погодных условий и явлений, проведенном анализе частоты и периодичности возникновения чрезвычайных ситуаций, (происшествий) природного и техногенного характера с учетом антропогенных факторов, а также анализе существующих источников рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации строится прогноз возможной обстановки.
Отражается общий вывод о способности системы РСЧС субъекта Российской Федерации ликвидировать чрезвычайные ситуации с учетом погодных условий по временам года, исходя из средних многолетних наблюдений по природным факторам, оказывающим влияние на выполнение задач по ликвидации ЧС. Потребность в оказании дополнительной помощи со стороны федерального центра силами и средствами, финансовыми и материальными ресурсами.
(ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ и ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ)
3.1. Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС при введении различных режимов функционирования.
В разделе отражается перечень мероприятий, установленный нормативными документами субъекта РФ, которые должны быть выполнены при введении для органов управления и сил ТП РСЧС субъекта РФ (сил постоянной готовности, полного состава сил) режимов функционирования ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ и ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ».
Указываются порядок выполнения этих мероприятий, сроки, привлекаемые силы.
В режиме ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ:
подготовка нормативного документа органа исполнительной власти субъекта РФ о введении для органов управления и сил соответствующих режимов функционирования;
определение перечня органов управления, сил, а также территориальных звеньев, для которых изменяется режим функционирования в зависимости от вида ЧС;
усиление контроля за состоянием окружающей среды (изменение сроков представления информации, состава сил и средств);
организация прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий (кто выполняет и к какому сроку, в чем отличие от режима повседневной деятельности);
введение круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления на повседневных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от ЧС; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях (перечень мероприятий, привлекаемые силы и средства, финансовые затраты);
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
Дополнительно в режиме ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ: проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
3.2. Календарный план руководителя при введении для органов управления и сил ТП РСЧС субъекта РФ режимов функционирования ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ И ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.
Календарный план руководителя при введении для органов управления и сил ТП РСЧС субъекта РФ режимов функционирования ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ И ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ разрабатывается в соответствии с Приложением № 2 к методическим рекомендациям по разработке плана действий по предупреждению и ликвидации Чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъекта Российской Федерации.
В разделе рассматриваются вопросы планирования и организации эвакуации населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуации (работа эвакуационных органов: эвакуационных комиссий, эвакоприемных комиссий, сборных эвакуационных пунктов, приемных эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации, пунктов посадки (высадки)), а также мероприятия экстренной (безотлагательной) эвакуации населения (без развертывания эвакоорганов).
Наличие и организация работы пунктов временного размещения населения (вместимость, места расположения).
Наличие городков жизнеобеспечения населения и порядок их функционирования.
Предварительные расчеты численности населения, подлежащего эвакуации, распределение транспортных средств по пунктам посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами.
Подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов.
Приведение в готовность имеющихся защитных сооружений (при угрозе радиационных аварий).
В разделе раскрывается порядок взаимодействия по месту времени и способам действий сил и средств ТП и ФП РСЧС в соответствии с задачами, решаемыми в составе общей группировки сил.
6.1. Наличие пунктов управления.
В разделе указывается наличие и готовность к работе повседневного, (подвижного), запасного пунктов управления, места дислокации (развертывания) возможности.
6.2. Система оповещения и связи.
В разделе рассматривается готовность автоматизированных систем оповещения, к приему сигналов.
Наличие и исправность технических средств оповещения личного состава, региональных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, локальных систем оповещения на потенциально-опасных объектах.
Создание комплексной системы экстренного оповещения населения при угрозе возникновения (возникновении) ЧС природного и техногенного характера.
6.3. Порядок организации управления в повседневной деятельности и при ликвидации ЧС.
Работа на специальных сотовых телефонах М-500 (М-633С) организовывается в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также в ГУ МЧС России по г. Москве.
Рассматривается порядок организации управления в режиме повседневной деятельности по штатной схеме.
При организации управления в режимах ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ и ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ рассматриваются вопросы организации работы КЧС и ОПБ субъекта, оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций с привлечением должностных лиц взаимодействующих органов управления, оперативных групп (субъекта, ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ, ГУ МЧС России по субъекту РФ, муниципальных образований, гарнизонов пожарной охраны), основные задачи, решаемые в рамках РСЧС.
Общие принципы построения вертикали управления с охватом всех штатных и нештатных органов и средств управления.